Научная статья на тему 'Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия'

Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / OCCUPATIONAL WELLBEING / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормина Елена Яковлевна

Рассматриваются возможности применения методов мониторинга удовлетворённости выпускников педагогического университета в выявлении уровня их профессионального самочувствия, обращается внимание на соотношение оценок удовлетворённости и значимости сформированных профессиональных компетенций выпускников, характеризуется зависимость уровня удовлетворённости и профессионального самочувствия у молодых специалистов, раскрываются особенности мониторинга удовлетворённости как инструмента совершенствования профессиональной подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кормина Елена Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE SATISFACTION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES WITH THEIR PROFESSIONAL TRAINING QUALITY AS AN INDICATOR OF THEIR PROFESSIONAL HEALTH

The article considers the opportunities for applying methods of monitoring pedagogical university graduates' satisfaction for revealing the level of their occupational wellbeing. The correlation between the level of satisfaction and the ascribed significance of competencies formed is pointed out. The interrelation of young specialists' satisfaction level and their occupational wellbeing is characterized. The peculiarities of satisfaction monitoring as an instrument for perfecting teacher training are shown.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия»

YAK 378.1 ББК 74.489.4B

СОиИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE SATISFACTION

OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES WITH THEIR PROFESSIONAL TRAINING QUALITY AS AN INDICATOR OF THEIR PROFESSIONAL HEALTH

Рассматриваются возможности применения методов мониторинга удовлетворённости выпускников педагогического университета в выявлении уровня их профессионального самочувствия, обращается внимание на соотношение оценок удовлетворённости и значимости сформированных профессиональных компетенций выпускников, характеризуется зависимость уровня удовлетворённости и профессионального самочувствия у молодых специалистов, раскрываются особенности мониторинга удовлетворённости как инструмента совершенствования профессиональной подготовки педагогов.

The article considers the opportunities for applying methods of monitoring pedagogical university graduates' satisfaction for revealing the level of their occupational wellbeing. The correlation between the level of satisfaction and the ascribed significance of competencies formed is pointed out. The interrelation of young specialists' satisfaction level and their occupational wellbeing is characterized. The peculiarities of satisfaction monitoring as an instrument for perfecting teacher training are shown.

Ключевые слова: профессиональное самочувствие, качество образования, профессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, удовлетворённость потребителей, качество образования.

Key words: occupational wellbeing, quality of education, vocational training, professional self-identification, consumer satisfaction.

Измерение удовлетворённости потребителя - один из эффективных маркетинговых инструментов отслеживания качества деятельности организации. Ориентация на потребителя в образовательной деятельности университета требует от высшего менеджмента действий, связанных с измерением степени удовлетворённости результатами деятельности вуза у всех групп потребителей и заинтересованных сторон. Установлено, что в качестве потребителей результатов деятельности вуза выступают абитуриенты, обучающиеся, работники вуза, а к заинтересованным сторонам относятся родители обучающихся, учредители, надзорные органы, государство и общество. Значимость и необходимость проведения подобных исследований для повышения удовлетворённости потребителей качеством образования неоднократно подтверждалась публикациями результатов исследований, проводимых в большинстве отечественных вузов [3, 4, 8, 10]. Исследования по измерению степени удовлетворённости разных групп потребителей, включая выпускников, проводятся в Сургутском государственном педагогическом университете, начиная с 2004 года.

Реальная оценка удовлетворённости выпускников качеством полученного в вузе образования, включающего в себя комплекс специальных знаний

Е.Я. КОРМИНА

Y.Y. KORMINA

и профессиональных умений, сформированных профессиональных компетенций, возможна только после начала их профессиональной деятельности по полученной специальности. Именно в период накопления профессионального опыта у выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности, завершается фаза профессионального самоопределения и формируется окончательная убеждённость в правильности выбора профессии.

Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, соответствия тем требованиям, которые профессиональная деятельность предъявляет к человеку, а также как переживание чувства удовлетворённости выбранной профессией [5]. Осознание правильности выбора профессии выпускниками очень часто соотносится с уровнем их удовлетворённости качеством образования, полученного в вузе. Однако большинство проводимых в целях выявления уровня удовлетворённости выпускников исследований, не рассматривается как иллюстрация к восприятию ими собственной профессиональной состоятельности и как показатель профессионального самочувствия выпускников.

Измерение удовлетворённости качеством профессиональной подготовки у выпускников-педагогов, с одной стороны, позволяет увидеть сильные и слабые стороны в содержании образовательных программ, нацеленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, с другой - выступает показателем профессионального самочувствия в период становления индивидуального стиля профессиональной деятельности. В этот период наиболее часто возникают противоречия между способностями и устремлениями выпускника и профессиональными требованиями к его деятельности. Данные противоречия могут выступать источником некомфортного профессионального самочувствия у начинающего специалиста, а иногда и поводом для отказа от работы в соответствии с полученной квалификацией.

Удовлетворённость качеством профессиональной подготовки рассматривается в нашем исследовании как основа удовлетворённости профессиональной деятельностью, которая в свою очередь выступает одним из индикаторов профессионального самочувствия работника. В.А. Бодров рассматривает удовлетворённость профессиональной деятельностью как эмоциональную реакцию на рабочую ситуацию [1]. В работах психологов удовлетворённость рассматривается как психическое состояние личности, вызванное определённым соотношением между уровнем её притязаний и реальными возможностями их осуществления. Р.М. Шамионов рассматривает удовлетворённость как социально-психологическое отношение, выражающее степень соотнесения человеком своих потенциальных и актуальных возможностей, актуального уровня развития с требованиями среды [9].

Профессиональное самочувствие мы рассматриваем как многогранное понятие, характеризующееся интегральной, обобщённой оценкой человека своей профессии, себя в профессии, степени её значимости и его вовлечённости в профессию, позволяющую сохранять комфортное существование в социальном окружении [7].

В пилотажном исследовании, которое проводилось отделом управления качеством СурГПУ с использованием информационно-коммуникационных технологий, статистического пакета SPSS, приняли участие 132 выпускника по педагогическим профессиям, трудоустроенных в настоящее время по полученной в вузе специальности. В числе участников исследования были выпускники, завершившие обучение в период с 1999 по 2012 годы. Женщин в числе респондентов - большинство (90,1%), 9,9% составили мужчины-педагоги. Данное соотношение респондентов по гендерному признаку иллюстрирует сложившуюся тенденцию феминизации кадрового потенциала в образовательной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявленную в рамках социологического исследования «Учительство ХМАО -Югры как социально-профессиональная общность» [6].

Распределение участников по годам выпуска вуза показывает, что большинство выпускников, участвовавших в исследовании (51,2%) закончили обучение в СурГПУ в 2010-2012 г., имеют пока минимальный опыт работы, и именно эта группа наиболее иллюстративна в плане мониторинга удовлетворённости качеством профессиональной подготовки, являющейся в той или иной степени показателем профессионального самочувствия (рис. 1).

Годы выпуска специалистов

51,2%

2010-2012

20,5%

1999-2004 (годы выпуска институт;!)

Рис. 1

Большинство участников исследования работают в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) - 56,1%, 21,2% - в учреждениях системы дополнительного образования, и по 11,4 % в вузах и дошкольных образовательных учреждениях (рис. 2).

Место работы респондентов

Рис. 2

Распределение респондентов по территории округа, показывает, что большинство участвовавших в исследовании, проживают в Сургуте 79,5%, 10,6 - в Сургутском районе, и 9,6% - в городах и населённых пунктах ХМАО -Югры.

Распределение по должностям, занимаемым респондентами, показывает, что более 44% - это учителя-предметники. Остальные распределяются по должностям: преподаватель вуза, педагог-психолог, психолог, педагог организатор, педагог дополнительного образования, инструктор-методист по физической культуре, воспитатель, логопед-дефектолог, первые руководители и руководители среднего звена (рис. 3).

Занимаемая респондентами должность

Рис. 3

Учителя-предметники, принимавшие участие в исследовании, распределились следующим образом: 46,6% - учителя начальных классов, 26% -учителя английского языка, 10,3 % - учителя физической культуры и меньше десяти процентов - учителя математики и информатики, истории, ИЗО, русского языка и литературы (рис. 4).

10,3%

учитель 5,2%

физической учитель русского

культуры языка и тггерагуры

10,3%

учитель 5,2%

физической учтпель русского

культуры языка и литературы

Рис. 4

Измерение степени удовлетворённости выпускников качеством профессиональной подготовки осуществлялось с применением двух методов.

Первый заключался в выявлении уровня удовлетворённости по предлагаемым параметрам, в качестве которых в большинстве своём выступали те или иные профессиональные компетенции, формируемые в ходе профессиональной подготовки. Выпускникам предлагалось оценить по шкале от 1 балла до 10 в соответствии с представлениями респондента о качестве оцениваемого им параметра. Данный метод способствует определению связей между уровнем удовлетворённости тем или иным качественным параметром профессиональной подготовки, и профессиональной деятельностью, отражающей определённый уровень профессионального самочувствия.

Второй метод - анализ несоответствий средних значений между уровнем удовлетворённости потребителей и уровнем значимости того или иного оцениваемого параметра использован нами вслед за учеными университета шт. Луизиана (США) [2].

Обратимся к результатам исследования удовлетворённости сформированными умениями и компетенциями, которые мы обобщённо представили как общекультурные и профессионально-педагогические.

Респондентам было предложено оценить уровень удовлетворённости и уровень значимости сформированными умениями и компетенциями по шкале от 1 до 10 (табл. 1). В тройку самых высоких показателей удовлетворённости сформированными общекультурными компетенциями вошли оценка способности к обобщению, анализу и восприятию информации, готовность к работе в коллективе, и умение осуществлять профессиональную самооценку. В тройку самых низких показателей удовлетворённости вошли оценка готовности проявлять инициативу и брать на себя ответственность за улучшение показателей деятельности организации, ведение документации и деловой переписки, владение иностранным языком в рамках профессионального общения. Принимая во внимание тот факт, что выпускники оценивали удовлетворённость по предлагаемым критериям оценки по шкале от одного до десяти, то по полученным средним оценкам можно говорить о высоком уровне удовлетворённости сформированными у них умениями, компетенциями и качествами.

Однако если рассматривать уровень значимости исследуемых параметров для выпускников, участвующих в исследовании, то картина значений меняется, на первый план по значимости выходят несколько другие качества и компетенции. В случае совпадения оценок удовлетворённости и значимости исследуемых параметров выпускниками, можно было бы говорить о положительном, благополучном фоне их профессионального самочувствия. А если бы уровень удовлетворённости был выше уровня значимости, это означало бы, что вузу нет необходимости совершенствовать профессиональную подготовку по исследуемому параметру. Но отсутствие совпадений по всем остальным параметрам оценки значимости и удовлетворённости, указывает на конкретные зоны профессиональной тревожности работающих в образовательной сфере выпускников, а значит и на необходимость совершенствования качества вузовской профессиональной подготовки специалистов по данным параметрам оценки.

Как видно из таблицы, в качестве тревожных для профессионального самочувствия выступают у наших выпускников те показатели, по которым выявлены значения расхождений в пределах единицы и выше. По семи из одиннадцати параметров оценки значения расхождений превышают 1, что свидетельствует о необходимости совершенствовать деятельность университета по более широкому перечню направлений, несмотря на достаточно высокие значения удовлетворённости выпускников по исследуемым параметрам.

Таблица 1

Результаты обработки уровня удовлетворённости и значимости общекультурных компетенций и умений выпускников

Содержание критерия оценки Уровень удовлетворённости/ ранг Уровень значимости* Ранг значимости Расхождение между значимостью и удовлетворённостью Ранг приоритетности

1 2 3 4 5 6

Способность к обобщению, анализу и восприятию информации 8,9/1 9,5 1 0,60 7

Коммуникативная компетентность: культура речи, ведение переговоров, совещаний 8,4/4 9,5 1 1,10 5

Умение оформлять и представлять в устной и письменной форме результаты выполненной работы 8,4/4 9,5 1 1,10 5

Способность к использованию в профессиональной деятельности современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий 8,2/5 9,5 1 1,30 3

Готовность работать в коллективе, творческой команде 8,8/2 9,4 2 0,60 7

Умение осуществлять профессиональную самооценку и адекватно оценивать результаты собственной деятельности 8,6/3 9,3 3 0,70 6

Умение использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности 7,6/7 9,3 3 1,70 2

Умение правильно расставлять приоритеты при решении возникающих проблем 8,1/6 9,2 4 1,10 5

Ведение документации и деловой переписки в рамках занимаемой должности 7,4/8 9,2 4 1,80 1

Готовность проявлять инициативу и брать на себя ответственность за улучшение показателей деятельности организации 7,5/9 8,7 5 1,20 4

Владение иностранным языком в рамках профессионального общения 5,6/10 6,1 6 0,50 8

*Критерии расположены в порядке убывания значимости.

Исследование удовлетворённости сформированными специфическими профессионально-педагогическими компетенциями и качествами демонстрирует нам следующую тенденцию. Самые высокие показатели удовлетворённости выпускники отмечают по знанию ключевых проблем в области профессиональной деятельности, пониманию требований к деятельности на занимаемой должности и способности поддерживать высокий уровень активности инициативности и самостоятельности обучающихся. Самые низкие показатели относятся к удовлетворённости выпускников своей готовностью к участию в профессиональных конкурсах, конкурсах проектов, конференциях, а также низким уровнем развития способности разрабатывать и реализо-вывать учебные программы базовых и элективных курсов.

Ранжирование результатов удовлетворённости и значимости сформированных профессиональных компетенций и качеств показывает отсутствие совпадений рангов и превышений уровня удовлетворённости над уровнем значимости, а значит, каждый из оцениваемых параметров может быть причиной развития негативного профессионального самочувствия выпускников СурГПУ и влиять на уровень качества их профессиональной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Результаты обработки уровня удовлетворённости и значимости профессионально-педагогических компетенций и умений выпускников

Содержание критерия оценки Уровень удовлетворённости/ ранг Уровень значимости* Ранг значимости Расхождение между значимостью и удовлетворённостью Ранг приоритетности

1 2 3 4 5 6

Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности 8,4/3 9,7 1 1,30 5

Выполнение профессиональных задач в соответствии с требованиями к занимаемой должности 8,6/2 9,5 2 0,90 8

Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами 8,0/5 9,5 2 1,50 3

Знание ключевых проблем в области профессиональной деятельности 8,8/1 9,4 3 0,60 11

Способность поддерживать активность, инициативность и самостоятельность обучающихся, их творческие способности 8,4/3 9,3 4 0,90 9

Способность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспе- 8,2/4 9,3 4 1,10 7

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6

чения качества учебно-воспитательного процесса 8,2/4 9,3 4 1,10 7

Знание и готовность к использованию инноваций в профессиональной деятельности 7,8/7 9,1 5 1,30 6

Способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов 7,0/9 9,0 6 2,0 1

Способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования 7,9/6 8,9 7 1,00 8

Готовность к участию в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах проектов, научных работ, конференциях 7,5/8 8,9 7 1,40 4

Осведомлённость в смежных областях полученной специальности 7,9/6 8,7 8 0,80 10

*Критерии расположены в порядке убывания значимости.

Ранжирование показателей расхождений между оценками значимости и удовлетворённости исследуемыми параметрами позволяет увидеть наиболее критические зоны (все значения выше единицы). Из 11 критериев, только по четырём расхождения между удовлетворённостью и значимостью ниже единицы. Из семи оставшихся наиболее важными для совершенствования можно считать критерии «Способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов», «Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами», «Готовность к участию в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах проектов, научных работ, конференциях».

Это означает, что данные области оценки качества профессиональной подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании, и тоже могут выступать причиной ухудшения профессионального самочувствия, особенно, в период накопления профессионального опыта.

Однако можно с уверенностью говорить о готовности выпускников СурГПУ по педагогическим специальностям к профессиональному совершенствованию, достижению согласованности в восприятии желаемого и реального образа успешного и квалифицированного учителя, и, как следствие, улучшения профессионального самочувствия. Об этом говорят результаты исследования по вопросам «Продолжаете ли Вы взаимодействовать с СурГПУ по вопросам профессионального развития?» и «Хотели бы Вы продолжить профессиональное развитие в рамках возможностей СурГПУ?» (рис. 5, 6). Большинство респондентов, показали, что в той или иной степени взаимодействуют с сотрудниками и подразделениями университета по разным направлениям. Это означает, что авторитет университета и доверие к деятельности его подразделений у наших выпускников сохраняется на хорошем уровне, а значит, возможности влиять на улучшение профессионального самочувствия выпускников у вуза есть и после завершения их обучения.

Рис. 5. Результаты опроса выпускников

Рис. 6. Результаты опроса выпускников

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что проведение исследований удовлетворённости выпускника педагогического университета (потребителя образовательной услуги) качеством полученного образования актуально для совершенствования современной системы менеджмента вуза, позволяет привлечь выпускника к рефлексии своей профессиональной состоятельности и профессионального самочувствия, оценить возможности вуза по взаимодействию с выпускниками в целях повышения их удовлетворённости профессиональной деятельностью.

Литература

1. Бодров, В.А. Удовлетворённость работой как социальная и психологическая детерминанта профессиональной пригодности субъекта труда [Текст] /

B.А. Бодров // Социальная психология труда. Теория и практика. - М. : Институт психологии РАН, 2010. - Т. 1. - С. 140-160.

2. Гвен, Ф. Четыре метода оценки удовлетворённости потребителя [Текст] / Ф. Гвен, Х. Люси, К. Керри // Деловое совершенство. - М., 2006. - № 4. -

C. 6-12.

3. Горшков, В.Ю. Как оценить качество образования? [Электронный ресурс] /

B.Ю. Горшков // Журнал руководителя управления образованием. - 2012. -№ 2. - Режим доступа : http://obr.direktor.ru/archive/2012/2.

4. Донецкая, С.С. Методология статистического исследования качества подготовки специалистов в вузах [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук /

C.С. Донецкая. - Новосибирск, 2010. - 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Душков, Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика [Текст] / Б.А. Душков, А.В. Королёв, Б.А. Смирнов. - М. : Академический проект, 2005. - 848 с.

6. Ложкин, Г.В. Профессиональное самочувствие субъекта [Текст] / Г.В. Ложкин, Н.Ю. Волянюк // Горизонты образования. - 2012. - № 2 (35). - С. 14-19.

7. Русанова, А.А. Удовлетворённость как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/ rusanova.pdf.

8. Засыпкин, В.П. Учительство региона как социально-профессиональная общность [Текст] / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - Тюмень : Аксиома, 2013. - С. 109.

9. Шамионов, Р.М. Самоактуализация учителей и удовлетворённости жизнедеятельностью и собой [Текст] / Р.М. Шамионов // Мир психологии : научно-методический журнал. - 2002. - № 2. - С. 143-148.

10. Шилова, Н.Н. Мониторинг удовлетворённости субъектов образовательного процесса вуза качеством образовательных услуг [Текст] / Н.Н. Шилова // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. - 2012. - № 6 (21). - С. 101-108.

11. Полывянная, М.Т. Ценностные ориентации современного Российского учительства как социально-профессиональной группы [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. наук / М.Т. Полывянная. - Нижний Новгород, 2008. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.