УДК 316.4
Тарасенко Владислав Валерьевич
кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философских проблем научно-технического развития Института философии РАН тел.: (495) 509-30-75
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ
Tarasenko Vladislav Valerievich
Candidate of Philosophy, senior researcher of the sector of philosophical problems of scientific and technological development, Institute of Philosophy RAS tel.: (495) 509-30-75
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF PURPOSE OF CLUSTER INITIATIVES
Аннотация:
Новизна темы обусловлена постановкой задач социологического анализа кластерных политик и кластерных инициатив. Впервые формулируются основные проблемы социологического анализа кластеров. Обсуждается зарубежный опыт исследования кластерных инициатив и мероприятий по социальному развитию регионов в контексте развития социологического знания о кластерах.
Ключевые слова:
кластер, кластерная политика, кластерная инициатива, социология кластеров.
The summary:
The novelty of the subject is caused by formulation of problems of sociological analysis of cluster policy and cluster initiatives. The main problems of sociological analysis of clusters are formulated for the first time. It is discussed the international experience of the study of cluster initiatives and activities on social development of regions in context of the development sociological knowledge about the clusters.
Keywords:
cluster, cluster politics, cluster initiative, sociology of clusters.
Одним из приоритетных направлений современного экономического и социального развития России является создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России [1].
В частности, Президентом России Д.А. Медведевым поставлена цель - повторить успех Силиконовой долины, сконцентрировав на одной территории кластер инновационных компаний [2].
В связи с этим весьма актуальным является развитие социологических исследований кластеров и кластерных инициатив, обсуждение проектов социального развития территорий, использующих концепцию кластера.
Исследование проблем развития и функционирования кластеров в рамках социологии позволит определить:
- концепции и парадигмы социологических исследований кластерных политик и кластерных инициатив, релевантные современной российской ситуации;
- уровень социальной активности регионов с точки зрения кластерных политик и кластерных инициатив, а также эффективность управления их развитием. Это будет способствовать выработке действенных мер, направленных на реализацию основных направлений государственной кластерной политики;
- принципы и ограничения подготовки управленческих кадров, руководителей и предпринимателей - лидеров реализации кластерных политик и кластерных инициатив;
- принципы и ограничения подготовки научно-педагогических кадров, социологов и экономистов - лидеров исследований кластеров и формирования инструментов исследований.
Особого внимания, на наш взгляд, требует зарубежный опыт исследования кластеров, в частности, изучение целей кластерных инициатив и мотивов лидеров кластеров.
В рамках исследования Cluster Initiative Greenbook [3, с. 24], была разработана модель оценки и анализа эффективности кластерных инициатив (The Cluster Initiative Performance Model - CIPM).
Модель оценки эффективности и анализа кластерных инициатив основывается на четырех компонентах. Три из них являются входными:
- социальное, политическое и экономическое окружение;
- цели;
- особенности процесса создания и развития кластерной инициативы.
Все эти многофакторные компоненты, в свою очередь, влияют на четвертый компонент данной модели - эффективность инициативы.
На рисунке представлены основные компоненты модели CIPM:
Цели
• Исследования и образование сетей
• Публичная активность
• Кооперация
• Образования и тренинги Инновации и технологии
• Экспансия кластера
Окружение
• Бизнес среда
• Политика
• Рост кластеров
Процессы
• Планирование и инициация
• Поддержка и финансирование
• Достижение целей
• Границы членства
• Ресурсы и поддержка
• Рамки и договоренности
Рис. 1 - Модель оценки и анализа эффективности кластерных инициатив (CIPM)
Международное исследование 2003 г. в области кластерных инициатив идентифицировало более 500 начинаний, связанных с кластерами (большей частью в Европе, Северной Америке, Новой Зеландии и Австралии).
Двести тридцать восемь из них поучаствовали в интернет-опросе. Данный опрос затрагивал все компоненты модели CIPM.
В рамках данного исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, каждая кластерная инициатива уникальна. Отличаются они и целями создания и условиями окружения (находятся в странах как с развитой, так и с развивающейся или переходной экономикой), размерами и не только. КИ по-разному организуются, финансируются и управляются [4, с. 56].
Во-вторых, большинство кластерных инициатив приходятся на страны с развитой или переходной экономикой.
При этом их значительно больше в высокотехнологичных и наукоемких областях (например, в сфере информационных технологий, производстве медицинских аппаратов, коммуникационного оборудования, машиностроения и т.п.). 70 % кластерных инициатив, попавшие в выборку исследования 2003 г., были созданы после 1999 г.
КИ активнее создавались в странах (регионах), в которых поддержка развития технологий и инноваций имеет большое государственное значение.
В-третьих, обычно создание кластеров происходило при инициативе правительства (32 %), индустрии (27 %) или обоих (35 %). Финансирование кластерных инициатив происходило за счет государства в 54 %, за счет индустрии в 18 % случаев или в равных пропорциях с обеих сторон в 25 % случаев.
В-четвертых, часто кластеры имеют отношение к определенному географическому региону и пятьдесят процентов участников находятся на расстоянии, которое можно преодолеть за час. КИ обычно организуются разнообразными участниками и редко не включают в состав компании с иностранным капиталом, конкурентов или маленькие компании
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ЦЕЛИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ
Развитие сетей связи между людьми в кластере Образование сетей связи между фирмами Развитие инноваций и новых технологий Создание бренда для региона Обеспечение поддержки бизнес-сообщества Анализ технических тенденций в отрасли Образование фирм процессом спин-офф Обеспечение тренингом менедж?лента компаний Улучшение производственного процесса Улучшение факторов для привлечения ПИИ Обеспечение инкубаторными услугами Изучение и анализ кластера Проведение частных инфраструктурных проектов Создание отчетов о деятельности кластера
Поддержка развития существующих фирм Обеспечение более высокой инновационности Привлечение новых фирм и ученых в регион Развитие экспорта из кластера Привлечение специалистов-маркетологов Улучшение «сознательности» кластерных фирм Обеспечение технологического тренинга Обеспечение диффузии нововведений в кластере Лоббирование правительством инфраструктуры Улучшение регуляционной политики Лоббирование увеличения субсидий в регион Координация государственных покупок Установление новых технических стандартов Уменьшение конкуренции в кластере
НАИБОЛЕЕ РЕДКИЕ ЦЕЛИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ
Рис. 2 - Цели кластерных инициатив [5, с. 27].
С точки зрения социологии управления очень важно поставить вопрос о том, что отличает эффективные кластерные инициативы.
По результатам опроса GCIS 2003 можно указать на следующие достижения в кластерных инициативах и их собственную оценку эффективности такого рода образований:
- 85 % согласны, что кластерная инициатива повысила конкурентоспособность участников кластера, а 89 % считают, что она также способствовала росту кластера. Около 81 % считают, что были достигнуты поставленные цели и только 4 % оказались разочарованы.
- Социальные, политические и экономические условия, в рамках которых создается кластер, оказывают существенное влияние и одним из основных факторов здесь является доверие компаний к государственным инициативам.
- КИ обслуживающие сильные кластеры национальной или региональной важности обычно более успешны.
- КИ, которым необходимо участвовать в тендере на государственное финансирование, обычно более эффективны.
- КИ с отдельными офисами и достаточным бюджетом для проведения значительных проектов без дополнительного финансирования работают более эффективно.
- КИ, которые ограничивают доступ иностранным компаниям и компаниям с иностранным капиталом менее эффективны.
Рис. 3 - Укрупненная диаграмма целей создания кластеров.
Группа IRE провела исследование метрик, которые наиболее часто используются для исследования кластеров, и изучила основные проблемы, связанные с измерением и изучением кластеров [6, с. 112].
Создатели кластерных политик на законодательном или другом уровне хотят понимать, привели ли их действия к какому-либо улучшению и достигли ли они желаемого результата. Кроме того, их интересует, почему какие-то их действия не привели к запланированному результату.
В результате исследования этих и многих других кластерных программ и инициатив IRE группа представила собственное понимание и рекомендации, связанные, во-первых, с вопросами повышения эффективности кластерных инициатив и кластерных политик, а во-вторых, с проблемами социального управления кластерами.
На взгляд экспертов IRE, необходимо смещать фокус с поддержки отраслей к поддержке технологий, ключевых областей компетенции и развитии областей применения.
На данном этапе происходит сдвиг от поддержки региональных и местных сетей, к поддержке мировой конкурентоспособности и компетенции.
Хорошим примером такого рода поддержки можно считать французскую программу Pole de Competitivite, которая была запущена в 2005 г. и до 2008 г. поддерживала различные инициативы, предоставляя средства от различных агентств посредством данной программы участникам кластеров.
Инвестиции за время осуществления программы составили около полутора миллиардов евро.
На данный момент программа оказывает поддержку 71 кластеру, на основе следующих основных критериев:
- стратегия развития кластера не противоречит стратегии развитии региона;
- прозрачность и доступность информации о деятельности кластера на международном уровне;
- кооперация участников и структурированная модель управления данным взаимодействием;
- способность генерировать синергии в разработках и исследованиях.
Семь из 71 кластера программы являются глобально конкурентоспособными, еще 10 кластеров, ориентированы на глобальную конкурентоспособность, что означает, что их позиция на мировом рынке достаточно сильна и, кроме того, они обладают потенциалом для ее укрепления. Остальные 54 кластера важны на региональном уровне, но обладают потенциалом для выхода на международный уровень.
Как можно заметить, кластерные инициативы проводятся при поддержке промежуточных организаций, таких как отраслевые ассоциации, агентства по развитию, исследовательские институты, университеты. В последние годы развитие данных инициатив пришло к организации особых институтов и организаций, целью которых является управление кластерными инициативами. Основной их характеристикой является независимость от других заинтересованных сторон в плане управления и юридического статуса.
Кроме того, в связи с активной поддержкой наукоемких и высоко-конкурентных кластеров, укрепились связи между организациями, занимающимися научными исследованиями и компаниями участниками кластера.
Ссылки:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 1.
2008 года № 1662-р в ред. от 08.08.2009 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года»
2. Послание Президента России Федеральному со- 2.
бранию 12 ноября 2009.
3. О^п Solvell, Goran Lindqvist, Christian Ketels. The 3.
Cluster Initiative Greenbook. Bromma tryck AB. Stockholm, 2003.
4. Ibid. 4.
5. Ibid. 5.
6. Innovating regions in Europe, IRE group report. 2008. 6.
References (transliterated):
Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r v red. ot 08.08.2009 “O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda”
Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu sobraniyu 12 noyabrya 2009.
Orjan Solvell, Goran Lindqvist, Christian Ketels. The Cluster Initiative Greenbook. Bromma tryck AB. Stockholm, 2003.
Ibid.
Ibid.
Innovating regions in Europe, IRE group report. 2008.