Научная статья на тему 'Социологический анализ социальной политики региона в сфере занятости населения'

Социологический анализ социальной политики региона в сфере занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1043
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / SOCIAL POLITICS / EMPLOYMENT POPULATION / UNEMPLOYMENT / SOCIAL WORK TECHNOLOGY / STATE REGULATING OF SOCIAL-LABOUR ATTITUDE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотова М. В., Золотова Т. Л.

Проведен социологический анализ государственной программы содействия занятости населения и государственного регулирования социально-трудовых отношений области, рассчитанной на 2012-2015 годы. Показаны целевые индикаторы программы, механизмы управления внешними и внутренними рисками в процессе ее реализации. Слабой стороной анализируемой программы оказалось информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SOCIAL POLICY OF THE REGION IN THE SPHERE OF EMPLOYMENT OF THE POPULATION

Presented sociological analysis of state programme assist employment of population and state regulating of social-labouring attitude in district alonge 2012-2015 years. Offer purposing indicators of programme, managementing means external and internal risks during its realization. Weak aspect of the programme is determined informative-analytical guarantee cooperation labour market and education services market

Текст научной работы на тему «Социологический анализ социальной политики региона в сфере занятости населения»

УДК 301.085

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В СФЕРЕ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

М.В. Золотова, Т.Л. Золотова

Проведен социологический анализ государственной программы содействия занятости населения и государственного регулирования социально-трудовых отношений области, рассчитанной на 2012-2015 годы. Показаны целевые индикаторы программы, механизмы управления внешними и внутренними рисками в процессе ее реализации. Слабой стороной анализируемой программы оказалось информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг области. Ключевые слова: социальная политика, занятость населения, безработица, технологии социальной работы, государственное регулирование социально-трудовых отношений.

Серьезную проблему для общества и государства сегодня представляет безработица. Отсутствие занятости всегда выступает дестабилизирующим фактором в обществе. Безработица стала реальным фактором роста бедности и охватывает многие группы трудоспособного населения, в том числе профессионально подготовленного и образованного. Для сдерживания безработицы и сокращения ее масштабов требуется внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения и модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда.

Основными целями государственной поддержки населения в России в настоящее время являются установление социальной стабильности в обществе, сглаживание социальных конфликтов, диалог между гражданами и государством, поддержка занятости. Сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных.

Вне зависимости от обстоятельств в России, как и в любом обществе, присутствуют три основных вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Согласно закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

По состоянию на 26 февраля 2013 года, численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения Брянской области, составила 8337 человек. Уровень регистрируемой безработицы на март 2013 года составил 1,3 %. [1].

Предпринятый авторами социологический анализ предусматривает рассмотрение традиционных, апробированных и инновационных практик достижения эффективности социальной политики в сфере занятости. Одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает разработка и финансирование государственных программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В Брянской области принята Государственная программа «Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» (2012 - 2015 годы). Исполнителем программы является Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.

Цель Программы - обеспечение защиты населения Брянской области от безработицы, содействие в трудоустройстве и обеспечении социальной поддержки безработным гражданам. Реализация Программы должна способствовать трудоустройству граждан, ищущих работу, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, содействовать временному трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе содействовать их переезду, переселению в другую местность[2]. Ожидаемыми результатами реализации Программы является сокращение безработицы к 2015 году до 1,5 % (процент от экономически активного населения), снижение коэффициента напряженности на рынке труда с 2 человек на одно место до 1,6; сохранение средней продолжительности регистрируемой безработицы на конец года до 6 месяцев.

Целевыми индикаторами государственной программы «Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» (2012 - 2015 годы) являются: уровень регистрируемой безработицы в среднем за год (отношение среднегодовой численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения); коэффициент напряженности на рынке труда на конец года (отношение численности незанятых граждан, состоящих на учете на конец года, к количеству заявленных в службу занятости населения вакансий на конец года); средняя продолжительность регистрируемой

безработицы на конец года.

Таблица 1

Прогноз целевых индикаторов государственной программы по годам ее реализации [2]

Наименование целевого индикатора (показателя), единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год, % не более 1,7 не более 1,6 не более 1,5 не более 1,5

Коэффициент напряженности на рынке труда на конец года, человек не более 2,0 не более 1,8 не более 1,6 не более 1,6

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы на конец года, месяцев не более 6,0 не более 6,0 не более 6,0 не более 6,0

Увеличение доли рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (в процентах к предыдущему году) 5,0 5,0 5,0 5,0

Увеличение доли коллективных договоров организаций, прошедших уведомительную регистрацию, к числу заключенных коллективных договоров (процентов) 3,0 3,0 3,0 3,0

Авторы Программы осознают, что на реализацию государственной программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски. Внешними рисками являются изменение законодательства о занятости, труде и охране труда; мировой экономический кризис, спад производства, высвобождение и неполная занятость работников; снижение деловой и социальной активности населения.

Внутренними рисками являются изменение ситуации в сфере занятости в отдельных городах и районах области (очаговая безработица), например, в сельском хозяйстве, что может привести к массовому увольнению работников, изменение ситуации в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда.

В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматриваются мониторинг выполнения государственной программы, регулярный анализ хода ее исполнения, внесение корректировок в государственную программу и поиск путей решения возникающих проблем [2].

Внедрение новых технологий содействия занятости населения связаны с формированием и развитием новых социальных институтов, выполняющих функции посредников между работниками и работодателями, в числе которых значительная роль принадлежит службам занятости и учебным центрам. Их включенность в реальные социальные процессы содействия занятости населения содействует выработке новых направлений деятельности с учетом особенностей региона.

Анализ реализуемых программ социально-трудовой сферы Брянской области, а также программ государственного регулирования социально-трудовых отношений показывает, что программы адекватно реагируют на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество. Это, прежде всего, проблемы снижения численности населения трудоспособного возраста, несоответствие структур спроса предприятий на работников различных профессий и их подготовки образовательными учреждениями, нерациональность миграционных потоков, экономические проблемы. Анализируемые программы построены на использовании традиционных, проверенных в последние десятилетия развития рыночной экономики технологий социальной работы в сфере занятости. Наиболее эффективными из них являются:

• Информирование о положении на рынке труда

• Предоставление статуса безработного

• Осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными

• Создание рабочих мест для инвалидов, родителей многодетных семей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов

• Содействие гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

• Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

• Организация проведения оплачиваемых общественных работ

• Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости

• Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства

• Психологическая поддержка безработных граждан

• Организация содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

• Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время

• Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

• Регулярное проведение ярмарок вакансий рабочих мест.[3]

Известно, что ведущим фактором эффективного использования трудового потенциала является уровень профессионально-квалификационной подготовки трудовых ресурсов. Качество и уровень профессиональной подготовки кадров во многом определяет темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала региона. По данным Росстата, уровень образования российского населения в возрасте от 25 до 50 лет постоянно повышается. Среди экономически активного населения доля лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование достигло 38 %. Важно, что у занятого населения уровень образования стабильно выше, чем у безработных. Однако, в составе российских безработных велика доля лиц, имеющих высшее образование, и специалистов. Установлено, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2012 году безработных с высшим образованием было 15,6 %, со средним профессиональным - 20,4 %, с начальным профессиональным - 19,9 %, со средним общим и ниже - 44,1 % [4].

Слабым местом в социальной политике региона в сфере занятости населения является, на наш взгляд, информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия рынка труда области и рынка образовательных услуг. Рынок труда выпускников профессиональных учебных заведений региона изучен слабо. Определенная доля выпускников Брянских вузов испытывает большие трудности в поиске работы по специальности и оказывается в числе безработных. Службы занятости ежегодно регистрируют в качестве безработных выпускников практически всех факультетов Брянского государственного университета. Чаще всего вынуждены обращаться в службу занятости выпускники, имеющие специальность экономиста, менеджера, юриста. Востребованными на рынке труда, по данным служб занятости, сегодня являются инженеры, специалисты сельского хозяйства и строительных специальностей. Возможные управленческие решения в сфере рынка труда выпускников высших профессиональных учебных заведений должны соответствовать запросам современной производственной и социальной сферы, на которую сориентирован вуз.

Для этого необходима организация работы по анализу рынков, их прогнозированию и оценке эффективности реализации управленческих решений. Информационно-аналитическая работа включает, прежде всего, анализ социально-экономической и социально-демографической ситуации в регионе. Анализ статистических данных позволит дать прогнозную оценку баланса спроса и предложения на региональном рынке труда и рынке образовательных услуг. Использование прогностического моделирования потребности экономики и социальной сферы региона по отраслям народного хозяйства и видам экономической деятельности позволит сформулировать социальный заказ по группам подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием.

Целесообразно проведение маркетинговых исследований среди работодателей с целью определения потребности основных хозяйствующих субъектов региона в кадрах различных специальностей. Эти же исследования помогут построить модели требований работодателей к специалистам разных уровней (специалисты, бакалавры, магистры) получить информацию о стратегиях, реализуемых работодателями в отношении набора и профессионального развития персонала. Информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг предполагает проведение ряда мониторинговых исследований для анализа динамики стратегий профессионального развития учеников старших классов общеобразовательных школ, учащихся НПО, студентов средних специальных учреждений и вузов.

Повышению эффективности реализации анализируемой нами программы поможет прогнозирование баланса распределения потоков выпускников 9-х и 11-х классов между образовательными учреждениями НПО, СПО и ВПО области по годам до 2015 года. Такой прогноз

может стать основой моделирования порядка приема и выпуска студентов в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования.

Изучение основных тенденций развития рынка занятости и выявление «проблемных полей» трудоустройства выпускников возможно на основе анализа имеющейся в вузах города статистической информации о трудоустройстве выпускников различных образовательных учреждений. Очевидна необходимость в проведении ежегодных социологических исследований о востребованности подготовленных специалистов, выпускников учреждений профессионального образования. Заказчиками таких исследований могут быть отделы народного образования и управление государственной службы занятости Брянской области. Социологический мониторинг позволит определить структуру перечня реализуемых на рынке труда специальностей и определить рейтинг профессиональных учебных заведений области. Сотрудничество с учебными заведениями области и прежде всего с вузами могло бы способствовать поиску новых технологий взаимодействия на рынке труда и образовательных услуг.

Проведенный нами социологический анализ социальной политики региона в сфере занятости населения позволил сделать следующие выводы:

1. Для достижения эффективности социальной политики в сфере занятости в области используются как традиционные, апробированные, так и инновационные технологии социальной работы.

2. Основная проблема состоит в неопределенности условий, в которых принимаются управленческие решения, а также в отсутствии необходимой объективной аналитической базы для анализа и оценки перспективных направлений развития трудовых ресурсов области.

3. Развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с внедрением инновационных методов обеспечит необходимый баланс между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу, сформирует кадровый потенциала региона в соответствии с потребностями инновационной экономики.

Presented sociological analysis of state programme assist employment of population and state regulating of social-labouring attitude in district alonge 2012-2015 years. Offer purposing indicators of programme, managementing means external and internal risks during its realization. Weak aspect of the programme is determined informative-analytical guarantee cooperation labour market and education services market.

The key words: social politics, employment population, unemployment, social work technology, state regulating of social-labour attitude.

Список литературы

1. Экспресс-информация по данным мониторинга на 5 марта 2013 года. Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области [Электронный ресурс] http : //www. rabota-bryanskob l. ru/home .aspx

2. Государственная программа «Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда Брянской области» (2012 - 2015 годы) [Электронный ресурс] http://www.rabota-bryanskobl.ru/home/info/regprog.aspx

3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления государственной службы занятости населения Брянской области в 2011 году и основных направлениях деятельности в 2012-2014 [Электронный ресурс] http://www.rabota-bryanskob l .ru/home/info/regprog .aspx

4. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат.- М., 2012. С.137.

Об авторах

Золотова М. В.- магистрант 1 курса направление подготовки «Социология», профиль подготовки «Социология управления» факультет психологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского, [email protected]

Золотова Т. Л. - доцент кафедры истории, политологии, социологии Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.