Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОВЕРИЯ К СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОВЕРИЯ К СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
963
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ДОВЕРИЕ / ОДОБРЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бессонова М. О.

В статье исследуется доверие населения к средствам массовой информации. По данным социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, ЦИРКОН, Ipsos фиксируется снижение уровня доверия населения к СМИ. Анализируются основные факторы и причины сложившейся ситуации, на основе чего делается вывод о необходимости социологического мониторинга доверия граждан к СМИ и распространяемой ими информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE FEATURES OF TRUST IN THE MEDIA IN MODERN SOCIETY

The article is devoted to the problem of public trust in the mass media. According to the analysis of data from sociological studies of VTSIOM, FOM, ZIRCON, Ipsos, a decrease in the level of public confidence in the media is recorded. The main factors and causes of the current situation are analyzed, on the basis of which it is concluded that there is a need for sociological monitoring of citizens’ trust in both the media and the information they distribute.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОВЕРИЯ К СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Научная статья

УДК 316.774 , а

Р01 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_115

социологический анализ особенностей доверия к сМи в современном обществе

М. О. Бессонова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия margobes@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется доверие населения к средствам массовой информации. По данным социо-

логических исследований ВЦИОМ, ФОМ, ЦИРКОН, Ipsos фиксируется снижение уровня доверия населения к СМИ. Анализируются основные факторы и причины сложившейся ситуации, на основе чего делается вывод о необходимости социологического мониторинга доверия граждан к СМИ и распространяемой ими информации.

Ключевые слова:

коммуникация, доверие, одобрение, средства массовой информации, современное общество, фейковые новости

Для цитирования: Бессонова М. О. Социологический анализ особенностей доверия к СМИ в современном обществе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 1(846). С. 115-122. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_115

Original article

Sociological Analysis of the Features of Trust in the Media in Modern Society

M. O. Bessonova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia margobes@mail.ru

Abstract.

The article is devoted to the problem of public trust in the mass media. According to the analysis of data from sociological studies of VTSIOM, FOM, ZIRCON, Ipsos, a decrease in the level of public confidence in the media is recorded. The main factors and causes of the current situation are analyzed, on the basis of which it is concluded that there is a need for sociological monitoring of citizens' trust in both the media and the information they distribute.

Keywords: communication, trust, approval, media, modern society, fake news

For citation: Besonova, M. O. (2022). Sociological analysis of the features of trust in the media in modern society.

Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 115-122. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_115

введение

Средства массовой информации (СМИ) продолжают оставаться основным каналом взаимодействия власти с населением, различными социальными группами, общностями. Ключевыми медиа выступают телевидение, радио, пресса и Интернет. Человек может выбирать, где или с помощью какого средства СМИ он хочет узнать новости, получить информацию. Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор населением тех или иных информационных каналов является уровень доверия граждан к ним.

Важно понимать, что СМИ играют ключевую роль в формировании общественного мнения, отношения к какой-либо публичной личности. Проблема здесь заключается в том, что, с одной стороны, этика журналистики обязывает СМИ беспристрастно и честно освещать события и информировать население о происходящем в мире, с другой - сегодня СМИ, особенно такие, как телевидение и пресса, всё меньше пользуются доверием среди населения.

Для анализа данной проблемы прежде всего рассмотрим сущностные признаки ключевых понятий «доверие» и «средства массовой информации» в социологии. А затем обратимся к анализу результатов социологических исследований доверия к СМИ в России, а также в других странах - по данным международных исследований.

доверие к сми как объект социологического исследования

Классической моделью коммуникационного процесса считается концепция Г Лассуэлла. Она содержит вопросы кто? что? кому? и затрагивает канал, по которому передается информация, а также эффект, который производит сообщение. Модель М. де Флера включает еще приемник и передатчик. М. де Флер предположил, что процесс коммуникации цикличен, и добавил новый элемент - обратную связь: источник может также выступать в качестве получателя и, наоборот, получатель - в качестве источника.

Получателем может быть не один индивид, а целая группа или даже аудитория. В этом случае следует упомянуть понятие массовой коммуникации. Особенностями, которые отличают ее от других видов коммуникации, являются технологический канал передачи (телевизор, радиоприемник, компьютер) и непрямое взаимодействие с анонимной аудиторией [Иванов, 2013].

М. Вебер одним из первых начал изучать медиа и журналистику с точки зрения социологического

знания. В 1910 году он сформулировал понятие «социология прессы» и способы ее изучения с помощью статистических методов. С появлением новых средств массовой коммуникации наметились и другие направления исследований. Например, труд П. Бурдье «О телевидении и журналистике», в котором он рассматривал способность журналистики влиять на культуру, экономику, политику, науки и т. д. [Вои^еи, 1998].

Следующий этап развития исследований СМИ начался с появлением Интернета. Одной из работ, посвященных анализу и изучению Интернета, его влияния на социальные институты и коммуникацию в обществе, является «Галактика Интернет» М. Кастельса [Кастельс, 2004].

С развитием СМИ меняется и специфика их взаимодействия с пользователями. Следует описать особенность телевидения, которую выделял П. Бурдье и которая в современном мире свойственна остальным СМИ, - способность «скрывать, показывая» [Вои^еи, 1998]. Телевидение показывает и заставляет поверить в то, что оно показывает. Манипулируя сознанием индивидов, оно может навязывать определенные идеи обществу. Тем самым транслируемая информация о событиях создает нужный эффект, который воздействует на настроение и поведение людей. СМИ способны формировать социальную реальность с конкретным видением мира, которая может объединять либо разобщать население. Таким образом, связь между медиа и аудиторией можно определить как взаимодействие. Отличительной чертой социального взаимодействия выступает тот факт, что это долгосрочный процесс, поддерживаемый взаимными ожиданиями. СМИ стремятся расширить свою целевую аудиторию и стать лидером общественного мнения. Население, в свою очередь, надеется, что та информация, которую оно получает из различных источников, достоверна и правдива. Другими словами, ожидания населения от СМИ можно определить как степень доверия.

Данная концепция достаточно широко рассматривалась социологами в их исследованиях. Одним из наиболее значимых трудов по социологии доверия является книга П. Штомпки «Доверие - основа общества». В ней он рассмотрел различные подходы к определению данного понятия и его особенностей. Он писал, что доверие - это залог, принимаемый на будущие действия других людей [Штомпка, 2012]. Следовательно, данное понятие может существовать лишь в обществе, в процессе взаимодействия индивидов или даже групп. Это позволяет охарактеризовать доверие, как социальное явление (феномен).

Таким образом, опираясь на различные подходы к основным понятиям данной работы, можно вывести авторское определение доверия к СМИ - это социальный феномен, характеризующийся верой индивида в надежность и объективность социального института, целью которого является информирование населения, т. е. медиа.

возможные факторы низкого доверия сми

В отношениях между СМИ и населением, как и в любом взаимодействии, существуют взаимные ожидания. Несоответствие этим ожиданиям может привести к недоверию и прекращению взаимодействия.

С развитием и распространением СМИ всё больше растет их влияние на мнение аудитории. В 1930-х годах политолог Г. Лассуэлл описал одну из теорий медиаэффектов - теорию магической пули. Ее суть заключается в том, что информация от источника СМИ рассматривается как стимул, который вызывает моментальную реакцию аудитории. Как иллюстрацию этой теории можно рассмотреть радиотрансляцию книги «Война миров» Г. Уэллса в 1938 году и последующую реакцию на нее американского населения [Lowery, 1995]. Слушатели приняли радиопостановку за реальные новостные репортажи, что привело к всеобщей панике. Это - яркий пример на отношение людей к СМИ.

Однако теория магической пули критиковалась за восприятие людей как пассивных и беспомощных объектов под воздействием коммуникационного стимула. Сегодня данная концепция устарела, так как потребители стали более придирчивыми к выбору источников новостей, и многие из них стремятся перепроверить полученную информацию.

Ключевая функция любых медиа - это предоставление достоверной и объективной информации о событиях в стране и мире. Работа с новостными статьями и репортажами требует определенной

профессиональной подготовки. Однако сегодня встречаются заголовки, которые сложно трактовать однозначно. Например рассмотрим заголовок: «Шойгу сказал, что приведет человечество к гибели»: 18 августа 2021 года министр обороны РФ С. Шойгу дал интервью журналу «Вокруг света», в котором высказал, что стремление человечества к потреблению может привести к гибели. На основе его сказывания издание «Взгляд» опубликовало новость с вышеупомянутым названием. После того, как началась широкая дискуссия по поводу неудачного заголовка, новостное издание заменило его на «Шойгу предупредил, что может привести человечество к его гибели». Несмотря на замену некоторых слов, двойной смысл заголовка остался прежним. Третий вариант заголовка стал более однозначным: «Шойгу рассказал, как человечество может прийти к гибели»1.

Русский язык считается достаточно сложным языком, поэтому очень важно правильно выражать основную идею, чтобы передать достоверную информацию. Это пример того, как непрофессионализм журналистов и редакторов исказил смысл слов министра. Кроме того, в статьях достаточно известных изданий встречаются и грамматические, и орфографические ошибки, например, неправильное использование сравнительной степени2. Важно обратить внимание на данную проблему, так как, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более трети респондентов указали, что представители власти не всегда четко и понятно объясняют в СМИ3 свои цели и задачи (Спутник, 2021) (см. рис. 1).

1URL: https://daily.afisha.ru/news/53661-shoygu-skazal-chto-privedet-cl^elovecl^estvo-k-gibeli-portal-vzglyad-slucl^ayno-sozdal-memnyy-zagolovok/

2URL: https://www.kommersant.ru/doc/4518806

https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=334&q_id=36357&date=06.06.2021

Рис. 1. Опрос ВЦИОМ о выступлениях политиков в СМИ (2021), в %

Помимо этого, существуют прецеденты намеренной дезинформации населения. Цели могут быть различны, но наиболее часто это связано с политикой, как внутренней, так и внешней. Например, крупные федеральные каналы России показали интервью студентки в поддержку пенсионной реформы. Однако на одном канале студентка училась в Челябинской области, на другом -в Свердловской1 (см. рис. 2). Более того, студентка не высказывалась в защиту пенсионной реформы, а только одобрила ее смягчение. Возможно, несовпадение регионов, где обучается студентка, не было преднамеренным. В таком случае следует еще раз упомянуть о важной роли профессионализма работников телевидения.

Затрагивая тему дезинформации, необходимо отметить такое социальное явление, как фальшивые (фейковые) новости: описание ситуации, когда информация намеренно искажается. Такие новости могут отражаться на поведении и настроении людей. Одни фейки могут быть опубликованы в официальных изданиях. Например, в 2018 году один из ведущих журналистов немецкого журнала «Шпигель» К. Релоциус признался, что по крайней мере в 14 репортажах сфальсифицировал данные, ссылался на выдуманные факты и упоминал вымышленные имена2. Журналист, чьи заслуги были признаны не только Германией, но и европейскими странами, сам выступал создателем поддельной информации.

В другом случае источником фейков могут выступать сами пользователи Интернета, например, через рассылки в социальных сетях. Таким примером могут быть ложные новости о пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в 2018 году. После освещения трагедии в новостях в Интернете разошлись сведения о сотнях погибших, информацию о которых якобы скрывали власти региона3. Сами

1URL: https://www.business-gazeta.ru/news/393855

2URL: https://www.theguardian.com/world/2018/dec/19/ top-der-spiegel-journalist-resigns-over-fake-interviews

3URL: https://www.kp.ru/daily/26810/3847117/

пользователи распространяли эту дезинформацию по всей стране.

Одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем современности выступает корона-вирус и методы борьбы с ним. Так, в социальных сетях было популярно утверждение, что устройство мобильной связи 5G якобы распространяет коронавирус, но официальные издания публикуют материалы, опровергающие эту информацию4. Фейки могут существенно сказаться на благополучии людей, так как ложные факты могут привести к разобщению населения и возникновению конфликтных ситуаций.

Для предотвращения появления поддельных сведений работает специальная группа Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности Сети. На начало января 2022 года уже было выявлено до 800 фейков, касающихся коронавируса5. Кроме того, в 2019 году были приняты законы о запрете фейковых новостей, предполагающие блокировку ресурсов с ложными новостями, а также устанавливающие административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации.

Население нуждается в информации, и медиа начинают этим пользоваться с целью создания имиджа, распространения мнения или формирования конкретной точки зрения на происходящие события. Однако важно понимать, что население - это не пассивные объекты воздействия. Люди размышляют над получаемыми новостями и перепроверяют информацию, поэтому здесь существенную роль играет степень доверия, а именно - к какому источнику обратится индивид в поиске правды? Следовательно, важно понимать, какие медиа пользуются доверием населения.

4URL: https://style.rbc.ru/life/5f20210a9a7947c8f1045a98 5URL: https://ria.ru/20220117/feyki-1768147588.html

основные факторы доверия к сми

Затрагивая тему доверия населения к СМИ, можно обратиться к результатам исследования ЦИРКОН в июне - августе 2018 года, представленных в аналитическом отчете фонда «Медиастандарт»1. Респондентам были заданы вопросы касательно доверия информации, передаваемой СМИ. Только около трети опрошенных ответили, что верят сообщениям СМИ. 50 % респондентов не верят большинству сообщений СМИ, 58 % - не верят информации, публикуемой в газетах или транслируемой по телевидению или радио (см. рис. 3).

Значительная часть населения скептически относится к СМИ и передаваемым ими новостям. Стоит отметить, что одним из компонентов доверия к СМИ является одобрение их деятельности. Оно означает определенную степень удовлетворенности работой и ее эффективностью. Следовательно, с целью изучить доверие необходимо проанализировать индекс одобрения данного социального института2.

На рисунке 4 представлена динамика индекса по месяцам за последние 10 лет (до декабря 2021 года). Наибольший прирост одобрения можно отметить в начале 2014 года, что может

ШЯи http://www.zircon.ru/upload/iblock/b0d/0braz_zhurnalistov-2018_ otchet.pdf

211Р1_: https://old.wciom.ru/news/ratings/

odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/

быть связано с освещением событий на Украине и в Крыму. Затем в течение почти пяти лет индекс одобрения был достаточно высоким и находился в интервале от 30 до 45. Однако за последние несколько лет наблюдается его снижение. Кроме того, в 2020 и 2021 годах индекс становился ниже нуля, что свидетельствует о том, что среди населения преобладало неодобрение деятельности СМИ.

Учитывая описанные ранее выводы, можно утверждать, что, с одной стороны, около половины населения с недоверием относится к информации, публикуемой в СМИ. С другой стороны, также около половины выражает одобрение. Следовательно, уровень доверия можно охарактеризовать, как средний (близкий к низкому), так как наблюдается тенденция к снижению индекса одобрения деятельности СМИ.

Основными СМИ, которыми пользуется население, являются пресса, радио, телевидение и Интернет. Тенденции пользования и доверия этим источникам информации можно рассмотреть на основе результатов исследования ВЦИОМ «Медиапотребление в России сегодня»3. В 2020 году существенно снизился процент доверия к телевидению (с 75 % до 55 %). Радио и пресса также не пользуются широким спросом среди населения. Интернет-платформы находятся на втором месте по уровню доверия. Кроме того, в отличие от доверия классическим СМИ, тенденция доверия Интернету

311Р_: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete

Рис. 3. Доверие СМИ (2018), в %

Рис. 4. Индекс одобрения деятельности СМИ

постоянно растет. Можно предположить, что скоро он станет лидером по показателю доверия.

При анализе доверия различным СМИ важно учитывать возраст респондентов. Согласно результатам исследования ВЦИОМ, существует определенная связь между возрастной группой и видом СМИ, который является основным для опрошенных1. С возрастом увеличивается процент тех, кто смотрит телевизор для получения информации о событиях в мире и стране, и наоборот, снижается доля тех, кто пользуется интернет-ресурсами. Так, молодежь от 18 до 24 и от 25 до 34 лет (45 % и 35 %) в основном узнает новости через социальные сети (см. рис. 5). Телевидение, хотя и занимает первое место среди населения в целом, постепенно перестает быть ключевым источником информации, уступая место интернет-сайтам и социальным сетям.

Всемирная паутина в отличие от традиционных СМИ является открытым пространством для дискуссии. Под новостями в интернет-изданиях и постами в социальных сетях можно сразу читать и оставлять комментарии. Сегодня общение - важная составляющая досуга, и электронный канал коммуникации позволяет немедленно реагировать и обсуждать какую-либо информацию.

В настоящее время индивид предпочитает быть не пассивным читателем медиа, а активным новостным пользователем. Помимо упомянутого преимущества Интернет также предоставляет возможность сразу ознакомиться с тем, как преподносится одна и та же ситуация в разных СМИ, и затем уже сформировать собственное мнение.

Кроме того, изменение в отношении к классическим СМИ может быть связано со снижением уровня доверия к передаваемой информации. В качестве подтверждения данной гипотезы можно обратиться к результатам исследования Фонда общественного мнения (ФОМ)2. Более половины опрошенных убеждены, что российские классические СМИ (телевидение, радио и пресса) необъективно и неполно освещают политическую ситуацию в стране (см. рис. 6).

Анализируя исследования, которые затрагивали проблему доверия к СМИ, можно сделать вывод, что значительное число людей сомневаются в достоверности той информации, которая транслируется в медиа. Уровень доверия, в особенности к классическим СМИ, существенно снизился за последнее время. Кроме того, у каждой возрастной группы популярны свои СМИ. Возможно, именно предубеждение к традиционным СМИ

1URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete

2URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14254

Рис. 5. Главный источник новостей (ВЦИОМ - 2021), в %

Показатель полноты информации Показатель объективности информации

■ Российские СМИ освещают политическую ситуацию объективно / полно

■ Необъективно / неполно

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 6. «Как российские СМИ сегодня освещают политическую ситуацию в России?» (ФОМ - 2019), в %

(телевидение, пресса, радио) среди молодежи ведет к распространению Интернета как основного источника информации.

доверие к сми в международных исследованиях

Затрагивая тему доверия к СМИ в разных странах, можно упомянуть исследование «Ipsos»1, в котором рассматривалось изменения уровня доверия к СМИ за последние 5 лет по мнению респондентов. На рисунке 7 видно, что у большинства представленных стран процент ответов «стали доверять меньше» доминирует над ответом «стали доверять больше». Это свидетельствует о том, что проблема невысокого уровня доверия к СМИ актуальна не только для России, но и для других стран (см. рис 7).

Как упоминалось ранее, одним из негативных факторов, отражающихся на доверии, могут выступать фейковые новости. Более трети респондентов в государствах, принимавших участие в исследовании, отмечают большое количество ложной информации во всех СМИ. В более чем половине странучастниц исследования данный процент был выше 50, т. е. опрошенное население считает, что в настоящее время в любых СМИ встречаются поддельные факты и вымышленные ситуации.

Международные исследования подтвердили, что уровень доверия к СМИ в России можно охарактеризовать как средний, близкий к низкому.

https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/ documents/2019-06/global-advisor-trust-in-media-2019.pdf

Проблема доверия к СМИ сегодня является актуальной для многих стран. Явление фейковых новостей подрывает доверие людей к новостям по всему миру. Необходимо контролировать информацию, освещаемую в различных СМИ, и подтверждать ее реальными и достоверными фактами, чтобы оправдывать ожидания граждан и выполнять непосредственную и наиболее важную функцию СМИ - информирование населения.

заключение

Сегодня уровень доверия к медиа в России можно охарактеризовать как средний, более того, имеется тенденция к его постепенному снижению. Одним из ключевых факторов этого положения является несоответствие деятельности СМИ ожиданиям потребителей (целевых аудиторий). Выступая в качестве посредника между властью и населением, СМИ всё чаще игнорируют информационные запросы последних, не в полной мере учитывают и необъективно освещают проблемы, волнующие граждан. Эта тенденция характерна в той или мной мере и для ряда зарубежных стран.

Мониторинг уровня доверия к СМИ позволяет определять новые тенденции, оперативно фиксировать происходящие изменения, а также выявлять факторы, послужившие их причиной, так как скептическое отношение к деятельности официальных медиа ведет к тому, что люди получают информацию из социальных сетей, где число фейков постоянно растет. Кроме того, остро стоит проблема повышения профессиональной квалификации и гражданской

Газеты и журналы

ТВ и радио

Новостные сайты

Индия Китай Малайзия Бразилия Япония Германия Франция Южная Корея США

Великобритания Аргентина Польша Россия ■ Турция-45 Сербшб 2

■29 Китай

21 Малайзия

21 Индия

Германия Бразилия Япония Великобритания Южная Корея Аргентина Франция США Польша -39 Россия -41 Турция-42 Сербия-46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

125 Индия

| 24 Китай

| 74 Малайзия

Бразилия Германия Аргентина Франция Россия Сербия Южная Корея Великобритания Польша США Турция Япония -38

■ 23 I 20 12

Рис. 7. Воспринимаемое изменение доверия к СМИ в течение 5 лет («Я стал доверять больше», минус «Я стал доверять меньше») (2019), в %

ответственности журналистов и других работников индустрии СМИ по доведению до граждан объективной и исчерпывающей информации.

Ведь утратить доверие значительно легче, чем его заслужить.

список источников

1. Иванов В. Ф. Массовая коммуникация: Монография. Киев: Академия украинской прессы, Центр свободной прессы, 2013.

2. Bourdieu P. On television and journalism. London: Pluto Press, 1998.

3. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2004.

4. Штомпка П. Доверие - основа общества. М. : Логос, 2012.

5. Lowery Sh. Milestones in mass communication research: media effects. White Plains, N.Y.: Longman Publishers USA, 1995.

REFERENCES

1. Ivanov, V. F. (2013). Massovaya kommunikaciya: Monografiya = Mass communication. Monography. Kiev: The Academy of Ukrainian Press. (In Russ.)

2. Bourdieu, P. (1998). On television and journalism. London: Pluto Press

3. Castells, M. (2004). Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obshchestve = The Internet Galaxy: Reflections on the lnternet, Business and Society. Ekaterinburg: U-Faktoriya (In Russ.)

4. Sztompka, P. (2012). Doverie - osnova obshchestva = Trust. Foundation of society. Moscow: Logos (In Russ.)

5. Lowery, Sh. (1995). Milestones in mass communication research: media effects. White Plains, N.Y.: Longman Publishers USA.

информация об авторе

Бессонова Иаргарита Олеговна

студентка I курса магистратуры кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Bessonova Margarita Olegovna

1st year (Master's program) of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University.

Статья поступила в редакцию 13.01.2022 одобрена после рецензирования 01.02.2022 принята к публикации 02.02.2022

The article was submitted 13.01.2022 approved after reviewing 01.02.2022 accepted for publication 02.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.