Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОСВЕЩЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ СМИ РЕГИОНА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОСВЕЩЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ СМИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / СМИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / КОНТЕКСТ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА / РИТОРИКА ОСВЕЩЕНИЯ НОВОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пакшина И. А., Маскаева Е. Н.

В статье представлены результаты исследования риторики освещения пандемии коронавируса в медиапространстве региона в период первой волны коронавируса, введения карантинных мер и самоизоляции. Приводятся результаты интерпретативного контент-анализа употребления слова «коронавирус» на материале публикаций в наиболее популярных в Мордовии газетах и пабликах социальной сети «ВКонтакте». Период исследования - с 27 января по 30 июня 2020 г. Выборочную совокупность составили 626 статей в газетах; 736 постов и 466 комментариев пользователей в социальной сети «ВКонтакте». Зафиксировано 1 958 упоминаний слова«коронавирус» (из них уникальных интерпретаций - 190) в печатных СМИ, 4 142 упоминания (1 322 соответственно) - в социальных сетях. На основе полученных данных выявлены наиболее употребляемые контексты концепта COVID-19. Установлено, что в газетных публикациях преобладала информационно-разъяснительная и военная риторика при освещении новостей о новом вирусе. Спектр сообщений, представленных в социальной сети, значительно разнообразен и зависел от уровня информированности пользователей. В условиях недостатка мнений компетентных экспертов на фоне общего переизбытка информации распространялись фейки, заблуждения, излагались взгляды ковид-диссидентов, выражалось скептическое отношение к данным официальной статистики. Все события, связанные с проникновением коронавирусной инфекции и адаптации общества к ней, в популярных пабликах преимущественно раскрывались сквозь призму испытанного отдельными подписчиками опыта экзистенциального переживания кризисной ситуации. Общим для публикаций, циркулирующих в медиапространстве региона, стала эмоциональная окрашенность текстов, а также трансляция тревожности и опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пакшина И. А., Маскаева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION PRACTICES OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC COVERAGE IN TRADITIONAL AND NEW MEDIA OF THE REGION

The article presents the results of a study of the rhetoric of coverage of the coronavirus pandemic in the media space of the region during the first wave of coronavirus, the introduction of quarantine measures and self-isolation. The article deals with the results of an interpretive content analysis of the use of the word “coronavirus” on the material of publications in the most popular newspapers in Mordovia and the public pages of the social network “VKontakte”. The study period was from January 27 to June 30, 2020. The sample consisted of 626 articles in newspapers; 736 posts and 466 user comments on the social network “VKontakte”. There were 1,958 mentions of the word “coronavirus” (190 of them as unique interpretations) in the print media, and 4,142 mentions (1,322 respectively) in social networks. Based on the data obtained, the most commonly used contexts of the COVID-19 concept were identified. It was found that the newspaper publications covering news about the new virus were dominated by informational and military rhetoric. The range of messages presented in the social network is significantly diverse and depends on the level of awareness of users. In conditions of a lack of opinions of competent experts, against the background of a general overabundance of information, fakes and misconceptions were spread, the views of covid-dissidents were expressed, and a skeptical attitude to official statistics was expressed. All events related to the penetration of coronavirus infection and the adaptation of society to it, in popular public publications, were mainly revealed through the prism of the experience experienced by individual subscribers of the existential experience of a crisis situation. The emotional coloring of the texts, as well as the transmission of anxiety and danger was common for publications circulating in the media space of the region.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОСВЕЩЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ СМИ РЕГИОНА»

Научная статья

УДК 070:616-036.21(470.345)

DOI 10.52070/2500-347X_2021_3_844_214

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОСВЕЩЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ СМИ РЕГИОНА

И. А. Пакшина1, Е. Н. Маскаева2

1,2Научный центр социально-экономического мониторинга, Саранск, Россия

4raida-69@maU.ru

2el.ena-maskaeva@mail..ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования риторики освещения пандемии коронавируса в медиапространстве региона в период первой волны ко-ронавируса, введения карантинных мер и самоизоляции. Приводятся результаты ин-терпретативного контент-анализа употребления слова «коронавирус» на материале публикаций в наиболее популярных в Мордовии газетах и пабликах социальной сети «ВКонтакте». Период исследования - с 27 января по 30 июня 2020 г. Выборочную совокупность составили 626 статей в газетах; 736 постов и 466 комментариев пользователей в социальной сети «ВКонтакте». Зафиксировано 1 958 упоминаний слова «коронавирус» (из них уникальных интерпретаций - 190) в печатных СМИ, 4 142 упоминания (1 322 соответственно) - в социальных сетях. На основе полученных данных выявлены наиболее употребляемые контексты концепта COVID-19. Установлено, что в газетных публикациях преобладала информационно-разъяснительная и военная риторика при освещении новостей о новом вирусе. Спектр сообщений, представленных в социальной сети, значительно разнообразен и зависел от уровня информированности пользователей. В условиях недостатка мнений компетентных экспертов на фоне общего переизбытка информации распространялись фейки, заблуждения, излагались взгляды ковид-диссидентов, выражалось скептическое отношение к данным официальной статистики. Все события, связанные с проникновением коронавирусной инфекции и адаптации общества к ней, в популярных пабликах преимущественно раскрывались сквозь призму испытанного отдельными подписчиками опыта экзистенциального переживания кризисной ситуации. Общим для публикаций, циркулирующих в медиапространстве региона, стала эмоциональная окрашенность текстов, а также трансляция тревожности и опасности.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, СМИ Республики Мордовия, коммуникация, коммуникативные практики, контекст употребления слова, риторика освещения новостей

Для цитирования: Пакшина И. А., Маскаева Е. Н. Коммуникативные практики освещения пандемии коронавируса в традиционных и новых СМИ региона // Вестник

214

@ 0

Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 3 (844). С. 214-229. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_3_844_214

Original article

COMMUNICATION PRACTICES OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC COVERAGE IN TRADITIONAL AND NEW MEDIA OF THE REGION

I. A. Pakshina1, E. N. Maskaeva2

^Scientific Center of Social-Economic Monitoring State Institution, Saransk, Russia

4raida-69@mail.ru

2elena-maskaeva@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the rhetoric of coverage of the coronavirus pandemic in the media space of the region during the first wave of coronavirus, the introduction of quarantine measures and self-isolation. The article deals with the results of an interpretive content analysis of the use of the word "coronavirus" on the material of publications in the most popular newspapers in Mordovia and the public pages of the social network "VKontakte". The study period was from January 27 to June 30, 2020. The sample consisted of 626 articles in newspapers; 736 posts and 466 user comments on the social network "VKontakte". There were 1,958 mentions of the word "coronavirus" (190 of them as unique interpretations) in the print media, and 4,142 mentions (1,322 respectively) in social networks. Based on the data obtained, the most commonly used contexts of the COVID-19 concept were identified. It was found that the newspaper publications covering news about the new virus were dominated by informational and military rhetoric. The range of messages presented in the social network is significantly diverse and depends on the level of awareness of users. In conditions of a lack of opinions of competent experts, against the background of a general overabundance of information, fakes and misconceptions were spread, the views of covid-dissidents were expressed, and a skeptical attitude to official statistics was expressed. All events related to the penetration of coronavirus infection and the adaptation of society to it, in popular public publications, were mainly revealed through the prism of the experience experienced by individual subscribers of the existential experience of a crisis situation. The emotional coloring of the texts, as well as the transmission of anxiety and danger was common for publications circulating in the media space of the region.

Key words: coronavirus pandemic, mass media of the Republic of Mordovia, communication, communication practices, context of word usage, news coverage narrative

For citation: Pakshina, I. A., Maskaeva, E. N. (2021). Communication practices of the coronavirus pandemic coverage in traditional and new media of the region. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 3(844), 214-229. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_3_844_214

Введение

С момента появления первых сообщений в СМИ о новой корона-вирусной инфекции прошло больше года. За этот период мир научился жить в состоянии неопределенности и меняющейся реальности. Трансформация обыденной жизни и, как следствие, языковой практики ведет к значительным лексическим изменениям. Во всеобщий обиход вновь вошли немного забытые слова («самоизоляция», «пандемия», «социальная дистанция») и появились совершенно новые («зум, зумить, зумиться», «локдаун»). Отметим, что слово «коронавирус» -«виновник» произошедших кардинальных изменений - появилось не сегодня. Первоначально оно было исключительно медицинским термином [Большая медицинская энциклопедия, 1979, с. 378-380], однако в 2020 г. это слово, по данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ, стало самым употребительным у широких слоев населения [ВЦИОМ, 2020].

Пандемия за очень короткий срок «революционным образом изменила нашу коммуникацию так, что возращение на предыдущий уровень стало невозможным» [Кронгауз, 2020, с. 742]. В связи с этим особый интерес представляет исследование лексических изменений, произошедших в языковых практиках жителей Республики Мордовия на этапе возникновения новой инфекции и адаптации сообщества к ней.

Теоретическая основа исследования

Теоретическую базу исследования составляет коммуникационный подход, характеризующий текст как единицу общения, неотрывную от процесса коммуникации, и акцентирующий внимание на том, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество [Лабов, 1975]. В статье текст рассматривается как единица анализа знакового общения, при котором «предметом текстовой деятельности является коммуникативная интенция общающихся, т. е. не смысловая информация вообще, а смысловая информация, «цементируемая» замыслом, коммуникативно-познавательным намерением» [Дридзе, 1984, с. 57].

Мы опираемся на работы, посвященные исследованию влияния медиасобытия на общественное сознание и бытие. Как известно,

возведение события в публичный статус медиафакта коренным образом изменяет саму природу происходящего [Thompson, 1990, c. 241-242]. Превращение сообщения в образный медианарратив, как и индивидуально-бытовой характер потребления массового информационного продукта, не могут не приводить к радикальной «мутации» самих форм участия широкой общественности в совместном производстве социально значимых смыслов [Дзялошинский, 2013, с. 43]. Таким событием, существенным образом повлиявшим на жизнь человечества в 2020 г., стала пандемия коронавируса.

Современное научное сообщество активно занимается исследованием социальных, психологических, экономических и политических последствий пандемии. Российскими учеными установлено, что в период эпидемии коронавируса снизилось доверие к официальным источникам информации, причинами которого стали «коммуникационный разрыв (противоречия в информационном поле, непонимание принимаемых властью решений); кризис общественного договора (ощущение социальной несправедливости, накопленный опыт неоправдавшихся ожиданий), а также поляризация в социальных сетях; противоречие опыта очевидцев официальной повестке» [Макушева и др., 2020, с. 444].

Исследователи подчеркивают определяющую роль коммуникации в адекватном восприятии риска. В кризисной ситуации необходимо понимание настроений граждан и информационных потребностей общества. Мониторинг средств массовой информации, будь то социальные сети или традиционные СМИ, предоставляет богатый источник, который можно использовать для анализа контента и настроений людей в реальном времени [Jong, 2020]. Изучение способов общения органов власти, населения, бизнеса и средств массовой информации во время пандемии поможет извлечь уроки из этого кризиса и подготовиться к будущим [Jong, 2020].

В статье представлены результаты анализа употребления слова «коронавирус» на материале публикаций в наиболее популярных газетах Республики Мордовия и комментариев пользователей социальной сети «ВКонтакте» в период первой волны коронавируса, карантина и самоизоляции. Цель исследования: описать речевые практики употребления слова «коронавирус» в традиционных и новых медиа региона в ситуации неопределенности.

Методология исследования

В рамках использования метода анализа документов был применен интерпретативный контент-анализ, при котором не только учитывалось количество значащих элементов текста, но и производился подсчет интерпретаций. При кодировании любая часть текста не рассматривалась изолированно от остального текста, а опиралась на смысл текста в целом, что позволило максимально полно и адекватно учитывать контекст. На необходимость учета контекста социальных факторов, обусловливающих эволюцию языка, указывал У. Лабов, постольку они «обнаруживают регулярное распределение по общественно-экономическим, этническим или возрастным группам, но в речи каждого индивидуума проявляются более или менее одинаковым образом в любом контексте» [Лабов, 1975, с. 150].

Материалом исследования являются тексты, полученные на основе данных мониторинга наиболее известных в Республике Мордовия региональных газет («Известия Мордовия», «Столица С»), а также пабликов социальной сети «ВКонтакте» («Привет, сейчас, Саранск» (195 387 подписчиков1), «Саранск | Доска Позора» (93 248), «Столица С» (113 657 подписчиков)). В статье приводятся контексты употребления лексемы «коронавирус» и ее словоформы в период первой волны пандемии (с 27 января по 30 июня 2020 г.). Выбор хронологических рамок исследования обусловлен фиксацией первого упоминания данного слова в региональной прессе и ограничен отменой карантинных мероприятий в республике.

В выборочную совокупность вошли 626 статей, напечатанных в газетах, а также 736 постов и 466 комментариев пользователей локальных сообществ социальной сети «ВКонтакте». Сбор информации проводился в июле-октябре 2020 г. В статье проводится сравнительный анализ двух типов данных: имеющих «идеализированную форму» (созданных профессиональными журналистами в печатных СМИ) и характеризующих «реальную речь» (высказывания пользователей социальной сети «ВКонтакте»).

1 Данные приведены по состоянию на 1 декабря 2020 г. 218

Результаты исследования

Репрезентация коронавируса в традиционных СМИ

По результатам исследования зафиксировано 1 958 случаев употребления контекстных слов «коронавирус», из них 190 уникальных высказываний. В период появления новой непредсказуемой болезни, а также в состоянии неизвестности репрезентация коронавируса в печатных СМИ в основном велась с позиций информирования жителей региона о текущей ситуации с COVID-19, тревожности за последствия пандемии для общества, а также с позиций требования соблюдения мер профилактики.

Наиболее упоминаемыми в газетах стали слова, которые можно отнести к тождественным словоформам: Covid-19, 2019-nCoV, SARS-CoV2, ковид, корона, вирус, зараза. Публикациям характерна тревожная риторика, воздействующая на чувственно-эмоциональное восприятие (злосчастный, проклятый, коварный, хитрый, разгулявшийся, злобный, поганый, непредсказуемый и др.). Посредством создания негативного образа коронавирус предстает своеобразным «монстром» -сжирающим всех, несмотря на статус, должности, миллиардные капиталы и личные шахты, скважины, гектары.

При описании воздействия COVID-19 на общество журналисты использовали словоформы, вызывающие чувства опасности, тревоги, страха: смертельно опасный, страшный, погубил, свирепствует, катастрофа, бушует эпидемия, превратился в старуху с косой и т. д.

Несмотря на то, что пандемия еще не закончилась, в значительной части газетных публикаций предпринималась попытка оценить не только текущую ситуацию, но и ее негативные последствия для общества и личности:

пандемия несколько подкосила нашу производительность; пандемия коронавируса стала настоящим испытанием для жителей Мордовии; «усугубил проблему домашнего насилия.

В то же время журналисты отмечали позитивные моменты, связанные с эпидемией:

заставил жителей Мордовии уделять повышенное внимание вопросам личной гигиены и научил ценить чистоту; «заставил работников домоуправления как следует исполнять свои обязанности!

Оценка ситуации, вызванной пандемией коронавируса в мире, стране и регионе, в статьях дана преимущественно с помощью лексических форм слов «война», «сражение»:

на переднем крае войны; наступает; нашествие коронавируса; борьба с невидимым; но от этого не менее опасным врагом; пока коронавирус не побежден; covidная война; вирусная атака; на ковидном фронте; широкомасштабное наступление коронавирусной инфекции; это война с вирусом.

Военная риторика освещения новостей характерна не только для региональных СМИ. В кризисной ситуации перед общественными лидерами стояла задача доведения до граждан с помощью СМИ достоверной информации о коронавирусе. Как правило, в такие напряженные периоды руководители государств «играют решающую роль на всех этапах кризиса, от реагирования до смягчения последствий и восстановления» [Jong, 2020]. Милитарные слова при характеристике пандемии использовал в своей речи и Президент РФ В. Путин [Балашова, 2020, с. 777]. Военные метафоры в высказываниях Главы государства «формируются в рамках единой концептуальной модели «Эпидемия КОВИД-19 как война против человечества», в которой пандемия воспринимается как агрессор, а общество - не только как жертва, но и активная противодействующая сила» [Балашова, 2020, с. 795]. Исследователи отмечали, что губернатор Нью-Йорка Э. Куомо часто обращался к своей аудитории, используя эффективный и знакомый образ войны, который вызывает в воображении образы национального единства и подчеркивает серьезность ситуации [Mintrom & O'Connor, 2020].

Обращение к военной риторике предопределено стремлением государственных лидеров в период пандемии восстановить контроль над крайне неопределенной и динамичной угрозой, формулируя стратегии, которые реализовывались со значительными экономическими, социальными и политическими расходами [Boin et al., 2020].

Таким образом, в период первой волны коронавируса и введения карантинных ограничений для печатных СМИ региона характерна эмоциональная, тревожная и милитарная риторика, обусловленная необходимостью корректировки устоявшегося уклада и традиционного поведения населения, мотивации людей на соблюдение санитарно-

гигиенических мер и объяснения подстерегающей опасности. На наш взгляд, реакция региональных СМИ на COVID-19 была сформирована контекстом выступлений руководства страны и региона, врачей-специалистов.

Освещение пандемии в социальной сети «ВКонтакте»

Ключевое слово «коронавирус» - самое употребляемое в социальной сети за период исследования: зафиксированы 4 142 фразы, посвященные теме инфекции, из них 1 322 уникальные лексические единицы. Слово практически не упоминалось в комментариях пользователей социальной сети «ВКонтакте» до момента непосредственного столкновения региона с пандемией. Рост его встречаемости связан с событиями повседневной жизни населения республики, повлиявшими на восприятие степени опасности вируса. Анализ сетевых дискуссий позволил выявить основные представления о COVID-19, циркулирующие в медиапространстве региональных интернет-сообществ.

Изучение контекста, в котором чаще всего употреблялось слово «коронавирус», позволило составить словарь неологизмов данной лексико-тематической группы, функционирующих в региональном медийном поле социальной сети «ВКонтакте». В их число вошли креативные названия заболевания, транслируемые пользователями социальной сети:

коронаминус, коронашка, коронка, суперпуперзараза, коровий вирус, ба-рановирус, корона макарона, лжевирус, «липовый» вирус, дебиловирус, сплетневирус, карановеруss, коронозомби апокалипсис, карамба вирус, К19 и др.

Неологизмы, включенные в «коронавирусный» словарь, по мнению И. П. Зайцевой, выступают социолингвистическими маркерами 2020 г. [Зайцева, 2020].

В пабликах социальной сети «ВКонтакте» наиболее часто употребляемыми контекстами концепта COVID-19 стали слова, выражающие чувства тревоги, опасности, страха:

смертельно опасный, реально страшный вирус, постепенно убивает людей, смертельный, может мутировать и видоизменяться, страшнее радиации.

Страхи, репрезентируемые пользователями социальной сети, обусловлены:

- скоростью распространения: вирус распространяется в прогрессии;

- тотальностью охвата:

везде вирус, весь мир захлебнулся ковид-паникой и ковид-больными;

- преувеличением угрозы и предопределенностью: переболеем все, если иммунитет слабый, умрете;

- неизученностью и отсутствием способов лечения:

лекарств от коронавируса нет, последствия именно после этого вируса ужасные.

Кроме того, пользователи в комментариях к постам не скупились на выражения эмоциональной реакции на вирус:

бесит, надоело, не дает покоя, мозг забит коронавирусом, напрягает, достали уже с этим коронавирусом.

Результаты исследования продемонстрировали, что пользователи социальной сети «ВКонтакте» в два раза реже использовали ми-литарную риторику, чем профессиональные журналисты.

Формирование общественного мнения на эмоциональной основе и личной вере при отсутствии рациональной аргументации и фактов выступает в качестве основной причины того, что «все большую популярность набирают фейковые новости, дезинформирующие население и тем самым выполняющие важную функцию в создании аргументативной базы для слухов» [Климова и др., 2020, с. 269]. В период первой волны коронавирусной инфекции, введения карантинных ограничений, недостатка компетентной информации и непонимания населением реальной опасности от инфекции в медиапространстве региона часто излагались взгляды ковид-диссидентов, а также транслировались заблуждения / фейковые новости.

Спектр мнений ковид-диссидентов - людей, занимающих радикальную позицию и отрицающих сам факт существования коронави-руса, представлен достаточно широко:

нету этого вируса вообще, все это бред полнейший, если бы этот вирус настолько опасен был бы, мы бы слегли моментом, далеко не так опасна, как ее размалевали.

Согласно результатам исследования, пользователи социальной сети «ВКонтакте» распространяли фейковую информацию о появлении нового заболевания исходя из таких версий, как:

- теория заговора:

вируса этого нет, это всемирный заговор, корова вирус американцы подкинули, всех с covid-19 дурят;

- сговор фармацевтических кампаний:

он сейчас прибыльный, корона - это отмывание денег в особо крупном размере;

- искусственное создание вируса:

вас дурят; это не короновирус, а политика, все это спланировано годами раньше, что бы все с голоду подохли;

- вживление чипов в организм людей для управления их поведением:

чипирование идёт под видом вакцины, коронавирус — это фейк и повод для жёсткого управления стадом, Covid в два слова — это в переводе с английского «Обложка удостоверения личности»).

Стремительно изменившаяся реальность сформировала у пользователей социальных сетей скептическое отношение к данным официальной статистики:

лечат по блату, всю статистику скрывают, цифры среднепотолочные, диагностировать ковид - портить статистику

и сомнение в эффективности профилактических мер: каждый день мозги промывают этой короной, масками, перчатками, нервы не выдерживают у людей с этим вирусом).

Посты с историями о перенесенной в тяжелой форме болезни, о внезапной утрате близких имели максимальное количество просмотров, лайков и репостов. Например, пост в сообществе «Саранск | Доска Позора», содержащий рассказ о жительнице г. Саранска медсестры

Лене Петровой, потерявшей от коронавируса родителей и столкнувшейся с равнодушием со стороны руководства медицинской организации, в которой она работала, набрал рекордное значение количественных показателей за 2020 г. (405 314 просмотров, 11 109 лайков, 881 репост, 1 669 комментариев, время жизни новости - 467 часов)1. Данный пост получил широкий общественный резонанс, на местном телевидении был показан сюжет, комментарии по данному поводу дали официальные лица Республики Мордовия.

Испытанный отдельным представителем интернет-сообщества опыт экзистенциального переживания актуализировался в высказываниях, посвященных симптомам заболевания,

- его диагностике и способам распространения: способствует сгущению крови, поражает легкие, подавляет иммунную систему, дыхательная недостаточность, дает осложнения;

- переосмыслению ценности работы врачей и медицины для общества:

непосильный труд приложили врачи в борьбе с вирусом, медицина вперед шагнула с этим вирусом;

- переживаниям перенесших болезнь и испытавших тяжесть потери близкого человека:

смерть близких может заставить поверить в коронавирус, сколько людей должно умереть, чтобы вы поняли, что ВИРУС - это серьезно;

- призывам к благоразумию и соблюдению профилактических мер:

только ответственный порядок и самодисциплина помогут нам преодолеть коронавирус без больших потерь;

- оценке последствий пандемии для общества: вызвал глобальный экономический кризис;

и личности:

все планы поставлены на паузу;

1 Социальная сеть «ВКонтакте». Сообщество «Саранск | Доска Позора». Дата публикации - 24 мая 2020 г

- описанию последствий для здоровья: приносит грандиозный ущерб здоровью;

и изменению отношения к собственному здоровью: не рисковать жизнью из-за коронавируса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, новая коронавирусная инфекция существенным образом перестроила повседневные социокультурные практики жителей Мордовии. Это отразилось и в публикациях пользователей городских интернет-сообществ. В своих комментариях они выражали чувства, эмоции, описывали опыт лечения и состояние, вызванное введением профилактических мер и длительным нахождением на самоизоляции, а также указывали на изменения, произошедшие в системе ценностей. В социальных сетях транслировались страхи, заблуждения, различные теории, основанные на недостоверных сведениях. Следовательно, спектр мнений, представленных в медийном пространстве, довольно обширен и зависит, на наш взгляд, от уровня информированности пользователей. Именно в такие критические моменты возросла необходимость и значимость аргументированной и достоверной информации.

Выводы

На основании собранных в ходе исследования данных можно сделать вывод о том, что появление коронавирусной инфекции кардинальным образом изменило новостную повестку региона как в печатной прессе, так и в социальных сетях в сторону отслеживания эпидемиологической обстановки. Общество находилось в состоянии неизвестности и напряженности, вызванном появлением новой и непредсказуемой болезни. В этих условиях в газетных публикациях максимальное внимание уделялось информированию жителей республики о текущей ситуации и призывам к соблюдению мер профилактики в период борьбы с инфекцией.

При освещении данного инфоповода в печатных СМИ региона преобладала эмоциональная, тревожная и милитарная риторика, нацеленная на корректировку традиционного поведения населения, а риторика публикуемых материалов сформирована контекстом выступлений общественных лидеров и специалистов в области медицины. Следует

отметить, что в газетных статьях в два раза чаще, чем в комментариях пользователей социальной сети «ВКонтакте», употреблялась военная метафора при оценке событий, связанных с пандемией.

Для пабликов социальной сети характерны резкий всплеск общественного интереса к новому заболеванию, его осмысление и рутини-зация. Первоначально бурную реакцию вызывали информационные сводки, истории людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию из-за болезни. Сообщения пользователей носили ярко выраженную эмоциональную окраску. Отметим, что только в социальной сети транслировались заблуждения (фейки) и мнения ковид-диссидентов, сомнения в достоверности данных официальной статистики и необходимости введения карантинных мер, часто оценивалась работа медиков и системы здравоохранения. В данных обстоятельствах интернет-сообщества демонстрировали необходимость в аргументированной и достоверной информации, а обсуждение новостей происходило путем проецирования общемировой проблемы на себя, на повседневную жизнь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Коронавирусы // Большая медицинская энциклопедия (БМЭ): в 30 т. / гл. ред. акад. Б. В. Петровский. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1979. Т. 11.

2. ВЦИОМ. Итоги 2020-го: события, люди, оценки, ожидания от 2021-го: аналитический обзор. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/itogi-2020-go-sobytija-ljudi-ocenki-ozWdanija-ot-2021-go (дата обращения: 10.04.2021).

3. КронгаузМ. А. Screenlife в эпоху карантина // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7, №> 4. С. 735-744. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).735-744.

4. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в зарубежной лингвистике. 1975. Вып. 7. Социолингвистика. С. 96-181.

5. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука; Академия наук СССР, Ин-т социологических исследований, 1984.

6. Thompson J. B. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Cambridge, Polity Press in association with Basil Blackwell, 1990.

7. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013.

8. МакушеваМ. О., Нестик Т. А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 427—447. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.6.1770.

9. Jong W. Evaluating Crisis Communication. A 30-item Checklist for Assessing Performance during COVID-19 and Other Pandemics // Journal of Health Communication. International Perspectives. 2020. Issue 12(25). P. 962-970. URL: https://doi.org/10.1080/10810730.2021.1871791

10. Балашова Л. В. Милитарная метафора как способ формирования концепта КОВИД-19 в речи В.В. Путина // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7 (4). С. 777-800. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).777-800

11. Mintrom M. & O'Connor R. The importance of policy narrative: effective government responses to Covid-19. Policy Design and Practice. 2020. Issue 3(3). Policy processes and dynamics: Lessons from the response to COVID-19. P. 205-227. URL: https://doi.org/10.1080/25741292.2020.1813358

12. Boin A., Lodge M. & Luesink M. Learning from the COVID-19 crisis: An initial analysis of national responses. Policy Design and Practice. 2020. Issue 3(3). P. 189-204. doi:10.1080/25741292.2020.1823670

13. Зайцева И. П. «Коронапсихоз», «коронаскептики», «covidism», «covido-phobia» и другие социолингвистические маркеры 2020 г. // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7 (4). С. 801-813. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).801-813

14. Климова А. М., Чмель К. Ш., Савин Н. Ю. Верю-не-верю: общественное мнение и слухи о происхождении нового коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 266-283. URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.6.1752

REFERENCES

1. Koronavirusy (1979). In B. V. Petrovsky (ed.), Bol'shaya Meditsinskaya Entsiklopediya (BME): in 30 vols. 3rd ed. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya. (In Russ.)

2. VTSIOM (2020). Itogi 2020-go: sobytiya, lyudi, otsenki, ozhidaniya ot 2021-go: analiticheskiy obzor = Results of 2020: events, people, assessments, expectations from 2021: an analytical overview. (In Russ.)

3. Krongaus, M. A. (2020). Screenlife v epokhu karantina = Screenlife in the age of coronavirus lockdown. Communication Studies (Russia), 7(4), 735-744. (In Russ.)

4. Labov, W. (1975). Issledovaniye yazyka v yego sotsial'nom kontekste = Study of language in its social context. New in foreign linguistics, 7. Sociolinguis-tics, 96-181. (In Russ.)

5. Dridze, T. M. (1984). Tekstovaya deyatel'nost' v strukture sotsial'noy kom-munikatsii: problemy semiosotsiopsikhologii = Textual activity in the structure of social communication: problems of semiosociopsychology. Moscow: Nauka. (In Russ.)

6. Thompson J. B. Ideology and modern culture. Critical social theory in the era of mass communication. Cambridge, Polity Press in association with Basil Blackwell, 1990.

7. Dzyaloshinskiy, I. M. (2013). Mediaprostranstvo Rossii: kommunikatsion-nyye strategii sotsial'nykh institutov = Media space of Russia: communication strategies of social institutions). Moscow: Izdatel'stvo APK i PPRO. (In Russ.)

8. Makusheva, M. O., Nestik, T. A. (2020). Sotsial'no-psikhologicheskiye pred-posylki i effekty doveriya sotsial'nym institutam v usloviyakh pandemii = Socio-psychological prerequisites and effects of trust in social institutions in a pandemic. Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 6, 427-447. (In Russ.)

9. Jong, W. (2020). Evaluating Crisis Communication. A 30-item Checklist for Assessing Performance during COVID-19 and Other Pandemics. Journal of Health Communication. International Perspectives, 12(25), 962-970. URL: https://doi.org/10.1080/10810730.2021.1871791

10. Balashova, L. V. (2020). Militarnaya metafora kak sposob formirovaniya kontsepta KOVID-19 v rechi V. V. Putina = Militaristic metaphor as a way of forming the concept of COVID-19 in V. V. Putin. Communication Research, 7(4), 777-800. (In Russ.)

11. Mintrom, M. & O'Connor, R. (2020). The importance of policy narrative: effective government responses to Covid-19. Policy Design and Practice, 3(3): Policy processes and dynamics: Lessons from the response to COVID-19, 205-227. URL: https://doi.org/10.1080/25741292.2020.1813358

12. Boin, A., Lodge, M. & Luesink, M. (2020). Learning from the COVID-19 crisis: An initial analysis of national responses. Policy Design and Practice. 3(3), 189-204. doi:10.1080/25741292.2020.1823670.

13. Zaytseva, I. P. (2020). «Koronapsikhoz», «koronaskeptiki», «covidism», «covidophobia» i drugiye sotsiolingvisticheskiye markery 2020 g. = «Coro-napsychosis», «coronasceptics», «covidism», «covidophobia» and other so-ciolinguistic markers of 2020. Communication Research, 7(4), 801-813. (In Russ.)

14. Klimova, A. M., Chmel, K. S., Savin, N. Y. (2020). Veryu-ne-veryu: obsh-chestvennoye mneniye i slukhi o proiskhozhdenii novogo koronavirusa = Believe it or not: public opinion and rumors about COVID-19. Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 6, 266-283. (In Russ.)

Информация об авторах

Пакшина И.А. - кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник редакционно-издательского отдела Научного центра социально-экономического мониторинга

Маскаева Е. Н. - старший научный сотрудник редакционно-издательского отдела Научного центра социально-экономического мониторинга

Information about the authors

Pakshina I.A. - PhD (Cultural Studies), Leading Researcher, Editorial and Publishing Department Scientific Center of Social-Economic Monitoring State Institution

Maskaeva E. N. - Senior Researcher Department, Editorial and Publishing Department Scientific Center of Social-Economic Monitoring State Institution

Статья поступила в редакцию 11.06.2021; одобрена после рецензирования 12.09.2021; принята к публикации 18.10.2021.

The article was submitted 11.06.2021; approved after reviewing 12.09.2021; accepted for publication 18.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.