Социологический анализ макросоциальных процессов в области активного долголетия
Соболева Е.В.
Статья посвящена проблеме формирования макросоциальных процессов в области активного долголетия. Анализируются федеральные нормативно-правовые акты, содержащие основные компоненты активного долголетия: качественные медицинская помощь и социальное обслуживание, стимулирование трудовой занятости и физической активности, создание безопасной среды, развитие культур-но-досуговых интересов пожилых людей и информационная доступность для них. Констатируется факт, что макросоциальные процессы в области активного долголетия в Российской Федерации находятся на начальной стадии развития. Выявлены основные проблемы государственной политики в области активного долголетия, преодоление которых приведет к формированию механизмов и условий, способствующих значительному увеличению периода функциональной и физической состоятельности граждан пожилого и старческого возраста, сохранению и продлению их социальной, трудовой, интеллектуальной активности.
Ключевые слова: государственная политика, пожилые люди, активное долголетие.
Soboleva E.V.
Sociological analysis of macro-social processes in the field of active longevity
The article is devoted to the problem of formation of macro-social processes in the field of active longevity. The article analyzes Federal regulations containing the main components of active longevity: quality medical care and social services, promotion of employment and physical activity, creating a safe environment, the development of cultural and leisure interests of older people and information availability for them. It is stated that macro-social processes in the field of active longevity in the Russian Federation are at the initial stage of development. The main problems of the state policy in the field of active longevity are revealed. Their overcoming will lead to the formation of mechanisms and conditions that contribute to a significant increase in the period of functional and physical well-being of elderly and senile citizens, the preservation and extension of their social, labor, intellectual activity. Keywords: state policy, older people, active longevity.
Понятие «активное долголетие» в языке российских политических дискуссий появилось относительно недавно, в 90-е годы прошлого века. Применяемое ранее как термин, относящийся к системе здравоохранения и связанный с поддержанием физического здоровья пожилых людей, активное долголетие постепенно трансформировалось в новую государственную концепцию, которая позволит ослабить экономическую нагрузку на государственный бюджет и будет способствовать более успешной реализации потенциала пожилых людей. На сегодняшний день можно говорить о формировании новой государственной политики, направлениями которой стали основные компоненты активного долголетия: качественные медицинская помощь и социальное обслуживание, стимулирование трудовой занятости и физической активности, создание безопасной среды, развитие культурно-досуговых интересов пожилых людей и информационная доступность для них.
Не смотря на то, что первые шаги по направлению формирования государственной политики в области активного долголетия уже сделаны, остается много нерешенных задач, работа над которыми ведется с разной степенью эффективности. Необходимы государственные программы, направленные непосредственно на повышение активности пожилых в сфере досуга, образования, трудоустройства, а также разработка специальных мер по стимулированию всех видов социальной активности пожилых людей. Отдельной проблемой становится создание «среды обитания», комфортной и дружественной по отношению к самым старшим возрастным группам, развитие специальных форм социальной и медицинской помощи для лиц самых старших возрастов. [1, с. 253].
Старение населения - это общая проблема и для России и для многих стран мира. Число людей пенсионного возраста увеличивается
практически ежегодно, темпы старения населения, обусловленные спецификой демографической ситуации, выливаются в серьезную социальную проблему, затрагивающую все основные сферы жизни общества: экономику, политику, производство. По данным Росстата по состоянию на 01.01.2018 г. пожилые россияне составили 25,43% (37 млн. 362 тыс. из 146 млн. 880 тыс. человек). Шестнадцатью годами ранее, в 2002 году, пенсионеров по возрасту было 20,5% [2]. К 2025 году их станет около 27%, к 2050-му - около 31% от общей численности населения страны [3, с. 91]. Ожидаемая продолжительность жизни к 2025 году должна составить 75,48 лет (по среднему варианту прогноза), к 2030 - 77,22 лет [4].
Практика показывает, что границы зрелого возраста расширяются, понятие «старость» уже трудно сопоставить с поколением 50-60 летних людей, которые представляют собой существенный трудовой, интеллектуальный, профессиональный и творческий социальный ресурс в современном российском обществе. Использование их трудового и жизненного опыта может стать фундаментальным элементом государственной и региональных политик и разрабатываемых социально-экономических программ.
Автором настоящей статьи выполнен анализ федеральных нормативно-правовых документов, прямо или косвенно направленных на реализацию концепции активного долголетия в сфере труда, медицинского обслуживания, социального обеспечения и др. Было проанализировано 28 документов федерального значения, а также ряд международных.
Основополагающим документом при формировании новой государственной политики, помимо Конституции Российской Федерации, стала Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения (далее-Стратегия), разработанная по поручению Президента РФ и принятая в феврале 2016 года. Стратегия содержит цели, задачи, направления государственной политики, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества [5]. Для ее эффективной реализации распоряжением Правительства РФ от 29.11.2016 г. № 2539-р был утвержден
план мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации ее первого этапа.
Содержание документов зиждется на принципах Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, которые были приняты на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1991 года: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала и достоинство [6]. Во время подготовки Стратегии, как и после принятия, часть федеральных нормативно-правовых актов претерпели изменения, благодаря которым у исполнителей появилась возможность реализовывать отдельные ее направления (от Налогового и Трудового Кодексов до нормативных актов в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и других). Кроме того, ряд документов, в содержании которых и ранее были учтены особенности работы с пожилыми гражданами, в той или иной степени соотнеслись с направлениями Стратегии. Проанализируем основные из федеральных правовых документов в рамках вышеназванных направлений.
Высококвалифицированная медицинская помощь
Современная российская медицина в отношении лиц пенсионного возраста продолжает оставаться еще достаточно бессистемной, нередко ограничивается рядом краткосрочных мер. Но данный раздел государственной политики в области активного долголетия должен вбирать в себя задачи, выполнимые не только в короткий временной период, но и значительно отстоящие по времени. В основе российского медицинского обслуживания находятся федеральные законы от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В течение последних двух лет их содержание претерпело изменения, которые теперь позволяют учитывать более высокую степень затрат на стационарное лечение граждан в возрасте старше 75 лет (сложность лечения пациента, связанная с возрастом [7]. Новыми стали приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.08.2016 г. № 471 «Об утверждении рекомендаций по предоставлению социально-медицин-
ских услуг в форме социального обслуживания на дому инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны» и постановление Правительства РФ от 08.12.2017 г. № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». В приказе предложены межведомственные мероприятия по выявлению граждан, имеющих право на льготное получение необходимых лекарств, их выписке и доставке. Кроме того, отмечено, что при определении перечня социально-медицинских услуг, необходимых ветерану, следует учитывать его нуждаемость в получении таких услуг, состояние здоровья, возраст, социальное положение, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, зависимость от посторонней помощи [8]. В постановлении предусмотрена методика и объемы получения медицинской помощи.
Развитие данного направления позволит, во-первых, «поступенчато» повышать уровень и качество оказываемой медицинской помощи гражданам пожилого возраста, во-вторых, даст им возможность сохранять социальную активность и самостоятельность на долгие годы.
Не смотря на то, что нормативные документы, определяющие стандарты, целевые ориентиры и результативные индексы, приняты (к ним же можно отнести отредактированные национальный проект «Здоровье» и отдельные разделы указов Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» и от 07.05.2012 N0 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»), остается ряд открытых вопросов. Установленные стандарты должны сочетаться с внедряемыми мониторинговыми, профилактическими, диагностическими инновациями. Но подобного симбиоза по различным причинам пока не происходит, на наш взгляд, и по причине недостаточного количества специалистов-геронтологов и гериатров.
Качественное социальное обслуживание
Активное долголетие невозможно рассматривать отдельно от уровня развития государственной системы социального обслуживания. Люди «серебряного возраста» не одинаковы по своим физическим возможностям и способнос-
ти проживать самостоятельно, обслуживая себя. Чаще всего тем, кому уже исполнилось 80 лет и старше, нужен посторонний уход, обеспечиваемый либо родственниками, либо профильными организациями. Основополагающим документом в данном направлении стал федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», сменивший морально устаревший нормативный акт 1991 года. Новым стало то, что закон закрепил индивидуальный подход к гражданам, нуждающимся в получении социальных услуг в той или иной форме, и включил ряд мер, направленных на активизацию развития конкуренции в сфере социального обслуживания. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах [9].
Последнее новшество нашло отражение в законодательстве, касающемся деятельности организаций негосударственного сектора экономики, в том числе в изменениях, внесенных в Налоговый Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.12.1996 «О некоммерческих организациях». Например, в п.1 статьи 31.1 последнего документа отражено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан [10].
Среди новых - распоряжение Президента РФ от 19.02.2018 г. № 32-рп «Об обеспечении в 2018 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций...» (аналогичное - в 2017 году).
Но, несмотря на внесение изменений в действующее законодательство, рынок социальных услуг развивается слабо; почти полное отсутствие конкуренции и недостаток высококвалифицированных кадров не способствует улучшению качества обслуживания.
Безопасная среда
Безопасность пожилого человека - многогранное понятие, включающее в себя не только
правовую и физическую безопасность, но и материальное обеспечение, возможность пользоваться всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными государством, комфортно жить в своем населенном пункте и своем жилище [11].
В Российской Федерации социальная защита отдельных категорий пожилых граждан в виде комплекса мер социальной поддержки (в том числе - в форме денежных выплат) предусмотрена целым рядом нормативных актов еще с 90-х годов прошлого века. К сожалению, это показатель, свидетельствующий о низком материальном достатке граждан старше трудоспособного возраста, связанный, в первую очередь, с несовершенством пенсионной политики, и призванный хоть как-то повысить доход пожилых людей. Различные выплаты предусмотрены федеральными законами от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Для обеспечения надлежащего уровня материального обеспечения наименее социальнозащищен-ной категории граждан потребовалось множество дополнительных надстроек, таких, как валоризация или федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии. [12, с. 16]. Пенсионное законодательство по аналогичной причине изобилует условиями выхода на досрочную пенсию «по выслуге лет», «по вредности» представителями отдельных профессий (федеральные законы от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Следует отметить, что за последние несколько лет произошла переориентация государственной политики в области предоставления мер социальной поддержки в сторону их адресности (федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» и постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддерж-
ка граждан» (в новых редакциях). Среди задач программы - создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения [13]. Но не соответствующая реалиям современной России пенсионная система пока приводит к вынужденному сохранению отдельных разрозненных мелких выплат пожилым людям.
Стимулирование трудовой занятости
Занятие пожилых граждан посильной трудовой деятельностью несомненно имеет несколько положительных сторон: от психологической, когда работающий ощущает свою востребованность и вовлеченность в общезначимый процесс, до экономической, дающей существенную прибавку к пенсии. Особенность труда пенсионеров в России обусловлена, нередко, именно последним аспектом: размер пенсии настолько невелик, что работать приходится для поддержания своего благосостояния на относительно приемлемом уровне. Положительным моментом является то, что Трудовой Кодекс Российской Федерации и Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не содержат статей, предусматривающих возрастные ограничения для занятий той или иной профессиональной деятельностью.
Внесенный на рассмотрение Государственной Думой проект изменений в пенсионное законодательство, связанный с постепенным повышением пенсионного возраста, вызван объективными потребностями сегодняшнего дня. Подняв верхние границы пенсионного возраста для женщин и мужчин до 63 и 65 лет соответственно, законопроект станет значимой частью макросоциальных процессов в области активного долголетия.
Стимулирование физической активности. Развитие культурно-досуговых интересов
Один из разделов Стратегии посвящен возможностям людей «серебряного возраста» заниматься спортом и развивать свои творческие наклонности. Постулатами документа на наш взгляд, послужили, в том числе, уже разработанные и используемые в ряде регионов оздоровительные и культурно-досуговые програм-
мы для пенсионеров. Но, несмотря на эти меры, только 1,4% пожилых граждан посещали за год какое-либо спортивное мероприятие, только 3,1% - театр, 3,0% - ходили на концерт, 2,1% -на художественную выставку или в музей [14].
Сложно говорить о видах и формах специализированного туризма для пожилых людей, так развитого в странах Европы, Америки, в Японии и Австралии. Скромную туристическую поездку или, наконец, экскурсию могут себе позволить лишь 22% немолодых россиян [15]. В связи с этим Стратегия предполагает поддержку предпринимателей, готовых предоставлять пожилым туристам путевки по льготным ценам. Эти же идеи заложены в федеральных законах «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 36121), от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 18.04.2018). Например, приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма [16].
Несомненным позитивным моментом стало развитие добровольческого движения среди пожилых граждан. Волонтерская работа может быть направлена на самые разнообразные сферы жизни нашего общества: от охраны окружающей среды и защиты животных до патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи [17], что отражено в федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в постановлении Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и ряде подзаконных актов.
Физическая и досуговая активность лиц «серебряного возраста» могут сыграть важную роль в сохранении их хорошего самочувствия в дальнейшем. Поддержание самого себя в достойной физической форме, занятия любимым делом, интересный досуг, волонтерская деятельность - все это вместе взятое замедляет процессы старения, продляет активные интересные годы жизни.
Информационная доступность
Современное общество не мыслит себя без различных информационных систем. Знание компьютерных программ и умение использовать возможности сети «Интернет» необходимы для поиска ответов на большинство профессиональных вопросов, для сокращения времени, используемого для решения самых разнообразных повседневных задач, как то: оплата различных квитанций, заказ лекарств и продуктов, приобретение билетов и, что самое главное для немолодых людей, - общение с родственниками и друзьями. Владение компьютерными технологиями откроет перед пожилыми россиянами широчайший спектр интеллектуальных возможностей. Доступность профессиональной подготовки и переподготовки, а также освоения языковых навыков и информационно-коммуникационных технологий может способствовать обеспечению возможности трудоустройства работников на протяжении всей жизни, а также повышает качество жизни в период после наступления пенсионного возраста [18, с. 4-5].
Развитие идеи непрерывного образования на протяжении всей жизни совсем недавно внесено как условие в федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Идея многогранна и предполагает создание различных кружков и клубов для пожилых людей, в соответствии с их интересами, в том числе - курсов компьютерной грамотности. Все это вместе взятое позволит поддерживать социальную активность пенсионеров на достаточно высоком уровне.
Итак, демографическая ситуация современной России и мирового сообщества схожи и имеют общие закономерности: увеличение общей длительности лет жизни людей и, как следствие, рост численности пенсионеров. В связи с этим в государстве должна быть сформирована долгосрочная политика, вбирающая в себя ряд социальных процессов, основанных на индексах активного долголетия: занятость, участие в жизни общества, независимая жизнь и благоприятная среда [19]. В развитых странах реализация программ активного долголетия приобрела комплексный характер, они успешно осуществляются на протяжении уже многих лет, и, что особенно важно, выработаны механизмы оценки эффективности действующих
мер, на основании которых проводится их корректировка [20, с. 28].
Не смотря на предпринимаемые в течение нескольких последних лет нашим государством меры, макросоциальные процессы в области активного долголетия находятся еще на начальной стадии развития. Для их совершенствования необходимо преодолеть следующие проблемы:
- разрозненность имеющихся нормативных актов;
- отсутствие профильного института органов исполнительной власти; - несовершенность пенсионного законодательства;
- низкий уровень материальной безопасности россиян нетрудоспособного возраста;
- слабость системы гериатрии в научно-исследовательском сообществе и в кадровом обеспечении профильных учреждений;
- отсутствие программ профессионального переобучения для пожилых граждан;
- отсутствие сформированного общественного мнения, согласно которому представитель «серебряного возраста» должен восприниматься как носитель жизненной мудрости, профессионального опыта, моральных ценностей.
Создание условий и формирование социальных механизмов для продления периода трудовой и интеллектуальной и физической активности пожилых граждан будет способствовать реализации концепции активного долголетия в масштабах страны и использованию социального ресурса старших возрастных групп в российском обществе.
Литература
1. Реутов Н. В. Государственная политика как фактор активного долголетия // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 4. С. 251-254.
2. Госкомстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population /demography/#. (Дата обращения: 17.06.2018 г.).
3. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2017. - 686 с.
4. Госкомстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population /demography/#. (Дата обращения: 19.06.2018 г.).
5. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_193464/. (Дата обращения 16.06.2018 г.). "
6. Резолюция 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16.12.1991. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.u n.org/en/ga/search/ view_doc.asp?symbol=A/RES/46/91 &referer=http://www.un.org/en/sections/issues-depth/ageing/&Lang=R (дата обращения 17.06.2018).
7. Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (Одобрено решением рабочей группы Министерства здравоохранения Российской Федерации по подготовке методических рекомендаций по реализации способов оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (протокол заседания от 18 декабря 2015 года № 06/11/20). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ffoms.ru/upload/medialibrary/f6b/ f6b2e5bf8e20f4b0369f58efe7a0ea44.pdf . (Дата обращения: 12.06.2018 г.).
8. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.08.2016 г. № 471 «Об утверждении рекомендаций по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71376514/. (Дата обращения: 11.06.2018 г.).
9. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/. (Дата обращения: 13.06.2018 г.).
10. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». [Элект-
ронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8824/. (Дата обращения: 19.06~2018 г.). "
11. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 - 2022 годы :приказ мин. строительства и жилищно-коммунального хозяйства Рос. Федерации от 6 апреля 2017 г. № 691/пр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 456057487 (Дата обращения: 20.06.2018 г.).
12. Барбашова С. А., Соколова И. С., Щербаков Е. М. Реформирование пенсионной системы РФ на современном этапе // Вестник ГГИЭИ. - 2016. - № 7(62). С.14-22.
13. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162171/. (Дата обращения: 17.06.2018 г.)."
14. Госкомстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/generation/ tab-st-soc_akt.htm. (Дата обращения: 18.06.2018 г.).
15. Госкомстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/generation/ tab-st-soc_akt.htm. (Дата обращения: 20.06.2018 г.).
16. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/. (Дата обращения: 11.06.2018 г.).
17. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7495/. (Дата обращения: 12.06.2018 г.).
18. Программная справка ЕЭК ООН № 13 по вопросам старения. Июнь. -2012 г. С. 4-5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/age/ Policy_briefs/ECE-WG.1-17-RU.pdf. (Дата обращения: 16.06.2018 г.).
19. Синявская В. В. Стареть в России: о чем говорят индексы активного долголетия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/ uploads/files/SinyavskayaActiveAgeing 120315.pdf. (Дата обращения: 18.06.2018 г.).
20. Колосницына М., Хоркина Н. Государственная политика активного долголетия: о чем свидетельствует мировой опыт // Демографическое обозрение. - 2016. - Том.3. №4. С. 27-46.