Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ВЫПУСКНИКИ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнанов Дамир Ахнафович, Гайфуллин Андрей Юрьевич

В статье представлены результаты социологического опроса выпускников вузов Республики Башкортостан относительно их ориентиров на построение профессиональной карьеры. Авторами выявлены установки выпускников на построение профессиональной карьеры, установлены главные мотивы построения карьеры выпускниками. Проанализированы основные действия, которые осуществляют выпускники для достижения своих ожиданий в части построения профессиональной карьеры. По результатам исследования выявлено общее и отличительное в карьерных ожидания выпускников, обучающихся на разных ступенях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайнанов Дамир Ахнафович, Гайфуллин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF CAREER EXPECTATIONS OF UNIVERSITY GRADUATES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

The article presents the results of a sociological survey of graduates of universities of the Republic of Bashkortostan regarding their guidelines for building a professional career. The authors identified the attitudes of graduates to build a professional career, established the main motives for building a career by graduates. The main actions carried out by graduates to achieve their expectations in terms of building a professional career are analyzed. According to the results of the study, the general and distinctive in the career expectations of graduates studying at different levels of higher education were revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 276-280 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):276-280

Проблемы социологии

Научная статья

УДК 316.45+331.108.4

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-4-276-280

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Дамир Ахнафович Гайнанов1, Андрей Юрьевич Гайфуллин2

1 2Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Республика Башкортостан, Россия 2Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Республика Башкортостан, Россия 12d2@inbox.ru 2gayfullin_a@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты социологического опроса выпускников вузов Республики Башкортостан относительно их ориентиров на построение профессиональной карьеры. Авторами выявлены установки выпускников на построение профессиональной карьеры, установлены главные мотивы построения карьеры выпускниками. Проанализированы основные действия, которые осуществляют выпускники для достижения своих ожиданий в части построения профессиональной карьеры. По результатам исследования выявлено общее и отличительное в карьерных ожидания выпускников, обучающихся на разных ступенях высшего образования.

Ключевые слова: молодежь, выпускники, выпускники вузов, карьера, карьерные ориентиры, профессиональная карьера, Республика Башкортостан

Финансирование: данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г. ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.

Для цитирования: Гайнанов Д. А., Гайфуллин А. Ю. Социологический анализ карьерных ожиданий выпускников вузов (на примере Республики Башкортостан) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 276-280. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-276-280

Sociology Problems

Original article

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF CAREER EXPECTATIONS OF UNIVERSITY GRADUATES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Damir A. Gainanov1, Andrey Yu. Gayfullin2

1 2Institute of Socio-Economic Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia

2Ufa University of Science and Technology, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia 12d2@inbox.ru 2gayfullin_a@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a sociological survey of graduates of universities of the Republic of Bashkortostan regarding their guidelines for building a professional career. The authors identified the attitudes of graduates to build a professional career, established the main motives for building a career by graduates. The main actions carried out by graduates to achieve their expectations in terms of building a professional career are analyzed. According to the results of the study, the general and distinctive in the career expectations of graduates studying at different levels of higher education were revealed.

© Гайнанов Д. А., Гайфуллин А. Ю., 2022

Проблемы социологии

Гайнанов Д. А., Гайфуллин А. Ю. Социологический анализ карьерных ожиданий выпускников вузов...

Keywords: youth, graduates, university graduates, career, career guidelines, professional career, Republic of Bashkortostan

Financial Support: This study was carried out within the framework of the state task No. 075-03-2022-001 dated 14.01.2022 of the ISEI UIC RAS for 2022.

For citation: Gainanov D. A., Gayfullin A. Yu. Sociological analysis of career expectations of university graduates (on the example of the Republic of Bashkortostan). State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):276-280. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-276-280

Введение

В процессе приобретения научных знаний, профессиональных умений и навыков у студентов складываются определенные жизненные цели, ценностные ориентации, основываясь на которые студенты планируют свое будущее, выстраивают стратегию своей жизни, в том числе в профессиональном плане. Ежегодно на рынок труда выходит огромное количество специалистов с высшим образованием, желающих не только найти свое место, но и профессионально и карьерно расти.

Построение эффективной профессиональной карьеры традиционно является одной из важных ценностных ориентаций современной молодежи и не остаются без внимания исследователей [1]. Исследователями проведен обзор эмпирических исследований карьерных ориентаций молодежи [2], определены взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений молодежи [3], выявлены особенности трудовых и карьерных мотиваций современной молодежи в контексте теории поколений [4], рассмотрены особенности профессионального и карьерного роста молодежи в условиях цифровой экономики и общества знаний [5], исследовано положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования [6].

Вместе с тем проблема исследования карьерных ожиданий выпускников вузов остается малоизученной с точки зрения региональной специфики рынка труда, в том числе Республики Башкортостан. Также карьерные ожидания выпускников существенно варьируются в зависимости от возраста выпускника и уровня профессионального обучения, что требует анализ данных по выпускникам, завершающих обучение на бакалавриате и специалитете, а также в магистратуре, в том числе с использованием социологических методов. Данные обстоятельства подтверждают актуальность и важность результатов исследований, приведенных в данной работе.

Цель статьи: оценить уровень мотивации у выпускников вузов построить профессиональную карьеру. Объектом исследования являются выпускники вузов. Предмет исследования -карьерные ориентиры выпускников вузов.

Материалы и методы

Основной метод исследования в работе - социологический опрос. В рамках данной статьи представлены отдельные результаты социологического опроса по теме «Социальный портрет, запросы и ожидания выпускников вузов Республики Башкортостан», проведенного Институтом социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук в 2022 году, в части выявления факторов и мотивов построения карьеры выпускников вузов республики Башкортостан.

Опрос выпускников вузов Республики Башкортостан проводился с 26 апреля по 6 мая 2022 г. Объем выборочной совокупности: 2710 студентов вузов, из них мужчин 37,2%, женщин 62,8%. Структура опрошенных по направлениям обучения: бакалавриат - 76,1%, специалитет -13,9%, магистратура - 10%. Опрос проводился онлайн через Google ссылку. Ошибка выборки при заданном уровне значимости в 95% не превысила 5%.

Результаты исследования

Как показали результаты проведенного опроса, 84% опрошенных выпускников вузов Республики Башкортостан (по сумме ответов «да» и «скорее да, чем нет») мечтают построить профессиональную карьеру. При этом чем выше ступень профессионального обучения, тем в большей степени выпускники вузов нацелены на построение профессиональной карьеры. Так, согласно данным результатов проведенного опроса, среди выпускников бакалавриата построить профессиональную карьеру мечтает опрошенных 84,4% опрошенных (по сумме ответов «да» и «скорее да, чем нет»), в то время как среди выпускников магистратуры доля таких составила 89,4% (табл. 1).

Sociology Problems

Gainanov D. A., Gayfullin A. Yu. Sociological analysis of career expectations of university graduates ...

Таблица 1 - Мечтаете ли Вы построить профессиональную карьеру? (в зависимости от уровня профессионального обучения), % от числа опрошенных

Table 1 - Do you dream of building a professional career? (depending on the level of professional training),

% of the number of respondents

Мечтаете ли Вы построить профессиональную карьеру? (один ответ) Всего Какой уровень профессионального обучения Вы завершаете? (один ответ)

бакалавриат специалитет магистратура

да 43,8 43,4 40,8 51,1

скорее да, чем нет 41,0 41,0 43,0 38,3

скорее нет, чем да 9,6 10,2 9,8 4,9

нет 2,8 2,8 3,4 1,5

уже занимаюсь 2,8 2,6 2,9 4,1

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Для осуществления своих ожиданий карьеры большинство опрошенных интенсивно изучают дисциплины по специальности (48,1%), 35,7% опрошенных заводят нужные связи, знакомства, а 26,2% опрошенных уделяют больше внимания дисциплинам, составляющим предмет научных интересов. При этом каждый десятый опрошенный (10,7%) ничего не делает для осуществления своих карьерных ожиданий (табл. 2).

Таблица 2 - Что Вы делаете для осуществления своих ожиданий карьеры? (можно отметить несколько вариантов ответа), % от числа опрошенных

Table 2 - What are you doing to fulfill your career expectations? (several possible answers can be noted),

% of the number of respondents

Что Вы делаете для осуществления своих ожиданий карьеры? (несколько ответов) Всего Какой уровень профессионального обучения Вы завершаете? (один ответ)

бакалавриат специалитет магистратура

интенсивно изучаю дисциплины по специальности 48,1 47,8 48,3 55,6

завожу нужные связи, знакомства 35,7 35,3 36,0 36,6

стараюсь учиться на «отлично», чтобы получит красный диплом 17,0 8,1 10,2 35,2

уделяю больше внимания дисциплинам, составляющим предмет научных интересов 26,2 20,5 22,5 29,0

устроился по месту ожидаемой деятельности на практику 12,6 10,0 9,4 15,0

учусь и работаю по специальности 11,2 11,1 11,0 11,6

интенсивно изучаю иностранные языки 13,5 12,9 13,2 16,2

ничего не делаю 10,4 15,1 10,8 4,0

другое 0,7 0,6 0,3 0,8

При этом выпускники магистратуры в большей степени нацелены на изучение дисциплин по специальностям, в большей степени стараются учиться на отлично, в большей степени уделяют внимания дисциплинам, которые составляют предмет их научных интересов, а также в меньшей степени ничего не делают для осуществления своих ожиданий карьеры, в отличие от выпускников бакалавриата и специалитета.

Большинство опрошенных (67,2% по сумме отчетов «точно да» и «скорее да, чем нет») считают, что наличие высшего образования является обязательным условием для построения успешной карьеры. Выпускники магистратуры в большей степени считают, что наличие высшего образования является обязательным условием для построения успешной карьеры (так считает 80,5% опрошенных выпускников магистратуры), в отличие от выпускников специалитета (64,5%) и бакалавриата (66%).

Каждый третий опрошенный выпускник бакалавриата (32,8%) и специалитета (34%) (по сумме ответов «скорее нет, чем да» и «точно нет») не считает, что наличие высшего образования является обязательным условием для построения успешной карьеры. Среди выпускников магистратуры доля тех, кто считаете, наличие высшего образования не является обязательным условием для построения успешной карьеры, значительно меньше (так считает только пятый выпускник магистратуры) (табл. 3).

Проблемы социологии

Гайнанов Д. А., Гайфуллин А. Ю. Социологический анализ карьерных ожиданий выпускников вузов...

Таблица 3 - Как Вы считаете, наличие высшего образования является обязательным условием для построения успешной карьеры? (в зависимости от уровня профессионального обучения), % от числа опрошенных

Table 3 - Do you think having a higher education is a prerequisite for building a successful career? (depending on the level of professional training), % of the number of respondents

Как Вы считаете, наличие высшего образования является обязательным условием для построения успешной карьеры? Всего Какой уровень п Вы заве рофессионального обучения ршаете? (один ответ)

бакалавриат специалитет магистратура

точно да 17,6 16,8 14,6 28,2

скорее да, чем нет 49,6 49,2 49,9 52,3

скорее нет, чем да 23,7 24,4 27,3 14,3

точно нет 9,1 9,6 14,3 5,3

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Главными мотивами построения карьеры для выпускников вузов Республики Башкортостан являются: стремление к безбедной жизни (70,3%), стремление найти интересную работу на всю жизнь (49,2%), постоянное стремление к новому (29,3%), желание реализовать здоровое честолюбие (7,0%), отсутствие желания подчиняться (5,1%), любовь к учебе (8,0%), желание заниматься наукой (3,0), другие причины (0,4%).

Подавляющее большинство опрошенных (62,8% по сумме ответов «точно по специальности» и «скорее по специальности») планируют работать и построить карьеру по специальности после окончания учебы в вузе (табл. 4).

Таблица 4 - После окончания учебы, Вы планируете работать по специальности или нет? (в зависимости от уровня профессионального обучения), % от числа опрошенных

Table 3 - After graduation, do you plan to work in your specialty or not? (depending on the level of professional training), % of the number of respondents

После окончания учебы Вы планируете работать по специальности или нет? Всего Какой уровень п Вы заве [рофессионального обучения ршаете? (один ответ)

бакалавриат специалитет магистратура

точно по специальности 20,3 18,7 21,2 31,6

скорее по специальности 42,5 41,9 44,0 45,5

скорее не по специальности 13,3 14,6 12,2 5,3

точно не по специальности 4,9 5,2 5,6 1,5

не знаю, как получится 19,0 19,7 17,0 16,2

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Среди выпускников магистратуры только 6,8% опрошенных (по сумме ответов «скорее не по специальности» и «точно не по специальности») не планируют работать и строить карьеру по специальности после окончания учебы в вузе. При этом среди выпускников бакалавриата не планирует работать по специальности, по которой обучается, каждый пятый опрошенный (19,8%).

В целом следует отметить, что рассмотрение шансов молодых людей на трудоустройство по специальности существенно связана с проблемой доступности работы [7]. Несогласованность рынка образования и рынка труда выражается в том, что после окончания обучения в системе высшего образования не получают рабочего места по полученной специальности чуть менее трети работающих с высшим образованием [6].

Выводы

По результатам проведенного исследования выявлены существенные различия в карьерных ожиданиях выпускников бакалавриата и магистратуры вузов Республики Башкортостан. Карьерные ориентации и амбиции в большей степени сформированы у выпускников-магистров. У магистров больше жизненный опыт, многие из них в большей степени самостоятельно, осознанно выбирают ту или иную программу магистратуры, а также более серьезнее подходят к выбору и построению карьерных траекторий, что позволяет им более уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Полученные результаты опроса могут быть полезны в части совершенствования государственной молодежной политики в части образовательных и карьерных планов молодежи, а также регулирования регионального рынка труда.

Sociology Problems

Gainanov D. A., Gayfullin A. Yu. Sociological analysis of career expectations of university graduates ...

Список источников

1. Гайфуллин А.Ю. Профессиональные ориентиры и карьерные установки современной учащейся молодежи: социологический анализ // Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3 (7). С. 140-150.

2. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=12457 (дата обращения: 10.11.2022).

3. Быков А.В., Настина Е.А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Андреянова Е.Л., Чипизубова В.Н. Трудовые и карьерные мотивации современной молодежи Иркутской области // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 53.

C. 177-194.

5. Гелих О.Я., Левицкая А.Н., Покровская Н.Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний // Социология и право. 2020. № 3 (49). С. 12-24.

6. Чередниченко Г. А. Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 256-282.

7. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся. 2022. № 20. С. 379-399.

References

1. Gayfullin A. Yu. Professional guidelines and career attitudes of modern students: a sociological analysis. Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2021; 3(7): 140-150. (In Russ.)

2. Polyanskaya E. N. Career orientations of modern Russian youth. Modern problems of science and education. 2014; (2). Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12457 [Accessed 10.11.2022]. (in Russ.)

3. Bykov A. V., Nastina E. A. Interrelations of value attitudes and career achievements (according to youth research). Sociological research. 2020; (8): 67-77. (In Russ.)

4. Andreyanova E.L., Chipizubova V.N. Labor and career motivations of modern youth of the Irkutsk region. Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2021; (53): 177-194. (In Russ.)

5. Gelikh O.Ya., Levitskaya A.N., Pokrovskaya N.N. Sociological analysis of social attitudes of professional and career growth in the context of digital economy and knowledge society. Sociology and Law. 2020; 3(49): 12-24. (In Russ.)

6. Cherednichenko G. A. The situation on the labor market of graduates of higher and secondary vocational education. Education issues. 2020; (1): 256-282. (In Russ.)

7. Konstantinovsky D. L., Popova E. S. The new nature of educational and professional trajectories of youth. Russia reforming. 2022; (20): 379-399. (In Russ.).

Информация об авторах

Д. А. Гайнанов - доктор экономических наук, профессор, директор ИСЭИ УФИЦ РАН.

А. Ю. Гайфуллин - кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой социологии и работы

с молодежью УУНиТ; старший научный сотрудник ИСЭИ УФИЦ РАН.

Information about the authors

D. A. Gainanov- Doctor of Economics, Professor, Director Institute of Socio-Economic Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences.

A. Yu. Gayfullin - PhD in Sociology, Associate professor, Head of the Department of Sociology and Youth Work of Ufa University of Science and Technology; senior researcher of Institute of Socio-Economic Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts.

Статья поступила в редакцию 24.11.2022; одобрена после рецензирования 06.12.2022; принята к публикации 07.12.2022.

The article was submitted 24.11.2022; approved after reviewing 06.12.2022; accepted for publication 07.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.