Научная статья на тему 'Социологический анализ качеств современного менеджера'

Социологический анализ качеств современного менеджера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖЕР / ЛИДЕРСТВО / АВТОРИТЕТ / КОМПЕТЕНЦИИ / MANAGEMENT / MANAGER / LEADERSHIP / AUTHORITY / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Николаевич

В статье представлены основные теоретические подходы к анализу качеств современного менеджера. Проанализированы основные тенденции развития социологических теорий управления, которые оценивают качества менеджера с точки зрения различных моделей управления. Качества современного менеджера в контексте функций управления, функционально-ролевой структуры управленческой деятельности, моделей лидерства и авторитета, компетентностных моделей эффективного менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of the qualities of a modern manager

The article presents the main theoretical approaches to the analysis of the qualities of a modern manager. The main trends in the development of sociological management theories that evaluate the quality of a manager from the point of view of various management models are analyzed. Qualities of a modern manager in the context of management functions, functional-role structure of managerial activity, leadership and authority models, competency-based models of an effective manager.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ качеств современного менеджера»

УДК 316.034

РСН 10.23672/БАЕ.2019.10.38999

Кузнецов Дмитрий Николаевич

аспирант кафедры социологии и психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский институт Управления [email protected]

Dmitry N. Kuznetsov

Graduate student of the Department

Sociology and Psychology,

Russian Academy of Folk

and Public Service under the President

of the Russian Federation,

Nizhny Novgorod Institute of Management

[email protected]

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

SOCIOLOGICAL ANALYSIS

OF THE QUALITIES

OF A MODERN MANAGER

Аннотация. В статье представлены основные теоретические подходы к анализу качеств современного менеджера. Проанализированы основные тенденции развития социологических теорий управления, которые оценивают качества менеджера с точки зрения различных моделей управления. Качества современного менеджера в контексте функций управления, функционально-ролевой структуры управленческой деятельности, моделей лидерства и авторитета, компетентностью моделей эффективного менеджера.

Ключевые слова: управление, менеджер, лидерство, авторитет, компетенции.

Annotation. The article presents the main theoretical approaches to the analysis of the qualities of a modern manager. The main trends in the development of sociological management theories that evaluate the quality of a manager from the point of view of various management models are analyzed. Qualities of a modern manager in the context of management functions, functional-role structure of managerial activity, leadership and authority models, competency-based models of an effective manager.

Keywords: management, manager, leadership, authority, competencies.

В современных социально-экономических условиях постиндустриального общества ведущими ценностями становятся знания, технологии и квалификация людей, а в качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии. Наблюдается переход от традиционного к инновационному менеджменту, что предъявляет новые требования к качествам современного менеджера.

С теоретических позиций социологии управления качества современного менеджера анализируются в контексте тенденций развития социологических теорий управления. В самом общем виде, сущность понятия «управление» определяется как определенная властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в иерархии системы управления и распределения труда в организации, которое в свою очередь определяет размер вознаграждения. Поэтому менеджер, осуществляющий непосредственное управление в организации, должен обладать необходимыми управленческими компетенциями и качествами для реализации поставленных организационных целей и задач.

Проанализируем развитие теоретических воззрений ученых на сущность управления и роль менеджера в управленческой системе организации. Согласно Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис, тен-

денции развития теории управления осуществляется «в направлении: от закрытых систем - к открытым; от материалистической ориентации -к гуманистической; от централизации власти - к распределению; от внешне задаваемой - к внутренней мотивации; от ориентации на потребности организации - к ориентации на потребности работников; от вынужденной дисциплины - к самодисциплине; от авторитарной роли руководителей - к лидерской роли и поддерживающей работе в команде» [4, с. 413].

В соответствие с данными воззрениями развиваются и взгляды ученых на качества менеджера, необходимые для эффективного управления современной организацией, которые в условиях интеллектуализации труда имеют свою специфику. Качества современного менеджера исходят из функций управления, основными из которых являются мотивация, планирование, организация, принятие управленческих решений и контроль. Исходя из этого, Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис в виде ведущих выделили три группы качеств менеджера:

- техническую квалификацию, отражающую владение управленческой технологией на профессиональном уровне;

- умение работать с людьми;

- концептуальные способности, отражающие умения в области анализа людей, структур и взаимосвязей, а также долгосрочного планирования [4, с. 183].

В настоящее время для эффективного управления, которое протекает в условиях неопределенности внешней среды, как отмечает Т.М. Баландина, менеджеру необходимо владеть следующим набором качеств: новаторство, склонность к риску, способность подчиняться власти, сила воли, убежденность в собственной правоте, инновационный менталитет, коммуникабельность и мобильность [2, с. 25-26].

Исходя из функционально-ролевой структуры управленческой деятельности менеджера, Т.Ю. Базаровым выделены следующие роли: управленец, организатор, руководитель, администратор [1, с. 37]. В модели Г. Минцберга выделены три взаимосвязанные группы ролей руководителя:

- межличностные роли: роль руководителя, роль лидера, связующая роль; информационные роли;

- решающие роли: роль предпринимателя, роль решателя проблем;

- роль распределителя ресурсов и ведущего переговоры [3, с. 211].

Интерес представляют качества менеджера, основанные на моделях лидерства и авторитета менеджера. Концепция авторитета опирается на принцип авторитета менеджера, выделенного А. Файолем, согласно которому «авторитет производится знаниями, опытом, способностями к

Литература:

1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. М. : Кнорус, 2016. 302 с.

2. Баландина Т.М. Социология управления : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» / Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. Саратов, 2016. 224 с.

3. Моллинз Л. Менеджмент и организационное поведение : учебно-практическое пособие. Мн.: Новое знание, 2003. 1039 с.

4. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис. СПб. : Питер, 2000. 448 с.

5.Спенсер Л.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. М. : HIPPO, 2005. 384 с.

6. Теория системного менеджмента : учебник / Под общ. ред. В.Г. Янчевского и др. Мн. : Акад. упр. при Президенте РБ, 2001. 391 с.

управлению, моральными качествами, ответственностью, интеллигентностью» [6, с. 30]. С позиции лидерства качества менеджера раскрываются в моделях лидерских стилей (К. Левин, Р. Лайкерт), «сетки лидерства» (Р. Блейк и Дж. Моутон), модели лидерства «путь-цель» (Р. Дж. Хаус и Т. Р. Митчелл), модели ситуационного лидерства (П. Херсей и К. Бланшард).

В современных условиях широкое развитие получил компетентностный подход, отражающий оценку качеств современного менеджера с точки зрения развития необходимых компетенций, которые, согласно британским ученым Л. и М. Спенсер, определяются как «базовое качество индивида, влияющее на эффективность и/или кач ество выполняемой им деятельности» [5, с. 9]. Л. Моллинз называет следующие группы качеств и компетенций современного менеджера:

- техническую компетентность;

- социальные навыки и человеческие качества;

- концептуальные способности - видение организации как единой целостности, готовность к стратегическому планированию с учетом окружающей среды [3, с. 202].

Таким образом, с позиции современных социологических подходов к управлению качества современного менеджера анализируются в контексте анализа его основных функций, распределения ролей в управленческой структуре, ролевых функций, лидерства и авторитета, структуры различных компетенций, определяющих эффективность деятельности субъектов управления в современных организациях.

Literature:

1. Bazarov T.Yu. Technology of personnel assessment centers: processes and results. M. : Knorus, 2016. 302 p.

2. Balandina T.M. Sociology of Management: a textbook for students studying in the direction of preparation 39.03.01 «Sociology» / Saratov SocioEconomic Institute (branch) of REU named after G.V. Plekhanov. Saratov, 2016. 224 p.

3. Mollins L. Management and organizational behavior: a practical training manual. М. : New knowledge, 2003. 1039 p.

4. Newstrom J.V. Organizational Behavior / J.W. Newstrom, C. Davis. SPb. : Peter, 2000. 448 p.

5. Spencer L.M. Competencies at work. Models of maximum work efficiency / L.M. Spencer, S.M. Spencer. M. : HIPPO, 2005. 384 p.

6. Theory of systems management : textbook / under total. ed. V.G. Yanchevsky et al. Mn. : Acad. control under the President of the Republic of Belarus, 2001. 391 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.