УДК 316.034
РСН 10.23672/БАЕ.2019.10.38999
Кузнецов Дмитрий Николаевич
аспирант кафедры социологии и психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский институт Управления [email protected]
Dmitry N. Kuznetsov
Graduate student of the Department
Sociology and Psychology,
Russian Academy of Folk
and Public Service under the President
of the Russian Federation,
Nizhny Novgorod Institute of Management
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА
SOCIOLOGICAL ANALYSIS
OF THE QUALITIES
OF A MODERN MANAGER
Аннотация. В статье представлены основные теоретические подходы к анализу качеств современного менеджера. Проанализированы основные тенденции развития социологических теорий управления, которые оценивают качества менеджера с точки зрения различных моделей управления. Качества современного менеджера в контексте функций управления, функционально-ролевой структуры управленческой деятельности, моделей лидерства и авторитета, компетентностью моделей эффективного менеджера.
Ключевые слова: управление, менеджер, лидерство, авторитет, компетенции.
Annotation. The article presents the main theoretical approaches to the analysis of the qualities of a modern manager. The main trends in the development of sociological management theories that evaluate the quality of a manager from the point of view of various management models are analyzed. Qualities of a modern manager in the context of management functions, functional-role structure of managerial activity, leadership and authority models, competency-based models of an effective manager.
Keywords: management, manager, leadership, authority, competencies.
В современных социально-экономических условиях постиндустриального общества ведущими ценностями становятся знания, технологии и квалификация людей, а в качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии. Наблюдается переход от традиционного к инновационному менеджменту, что предъявляет новые требования к качествам современного менеджера.
С теоретических позиций социологии управления качества современного менеджера анализируются в контексте тенденций развития социологических теорий управления. В самом общем виде, сущность понятия «управление» определяется как определенная властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в иерархии системы управления и распределения труда в организации, которое в свою очередь определяет размер вознаграждения. Поэтому менеджер, осуществляющий непосредственное управление в организации, должен обладать необходимыми управленческими компетенциями и качествами для реализации поставленных организационных целей и задач.
Проанализируем развитие теоретических воззрений ученых на сущность управления и роль менеджера в управленческой системе организации. Согласно Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис, тен-
денции развития теории управления осуществляется «в направлении: от закрытых систем - к открытым; от материалистической ориентации -к гуманистической; от централизации власти - к распределению; от внешне задаваемой - к внутренней мотивации; от ориентации на потребности организации - к ориентации на потребности работников; от вынужденной дисциплины - к самодисциплине; от авторитарной роли руководителей - к лидерской роли и поддерживающей работе в команде» [4, с. 413].
В соответствие с данными воззрениями развиваются и взгляды ученых на качества менеджера, необходимые для эффективного управления современной организацией, которые в условиях интеллектуализации труда имеют свою специфику. Качества современного менеджера исходят из функций управления, основными из которых являются мотивация, планирование, организация, принятие управленческих решений и контроль. Исходя из этого, Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис в виде ведущих выделили три группы качеств менеджера:
- техническую квалификацию, отражающую владение управленческой технологией на профессиональном уровне;
- умение работать с людьми;
- концептуальные способности, отражающие умения в области анализа людей, структур и взаимосвязей, а также долгосрочного планирования [4, с. 183].
В настоящее время для эффективного управления, которое протекает в условиях неопределенности внешней среды, как отмечает Т.М. Баландина, менеджеру необходимо владеть следующим набором качеств: новаторство, склонность к риску, способность подчиняться власти, сила воли, убежденность в собственной правоте, инновационный менталитет, коммуникабельность и мобильность [2, с. 25-26].
Исходя из функционально-ролевой структуры управленческой деятельности менеджера, Т.Ю. Базаровым выделены следующие роли: управленец, организатор, руководитель, администратор [1, с. 37]. В модели Г. Минцберга выделены три взаимосвязанные группы ролей руководителя:
- межличностные роли: роль руководителя, роль лидера, связующая роль; информационные роли;
- решающие роли: роль предпринимателя, роль решателя проблем;
- роль распределителя ресурсов и ведущего переговоры [3, с. 211].
Интерес представляют качества менеджера, основанные на моделях лидерства и авторитета менеджера. Концепция авторитета опирается на принцип авторитета менеджера, выделенного А. Файолем, согласно которому «авторитет производится знаниями, опытом, способностями к
Литература:
1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. М. : Кнорус, 2016. 302 с.
2. Баландина Т.М. Социология управления : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» / Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. Саратов, 2016. 224 с.
3. Моллинз Л. Менеджмент и организационное поведение : учебно-практическое пособие. Мн.: Новое знание, 2003. 1039 с.
4. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис. СПб. : Питер, 2000. 448 с.
5.Спенсер Л.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. М. : HIPPO, 2005. 384 с.
6. Теория системного менеджмента : учебник / Под общ. ред. В.Г. Янчевского и др. Мн. : Акад. упр. при Президенте РБ, 2001. 391 с.
управлению, моральными качествами, ответственностью, интеллигентностью» [6, с. 30]. С позиции лидерства качества менеджера раскрываются в моделях лидерских стилей (К. Левин, Р. Лайкерт), «сетки лидерства» (Р. Блейк и Дж. Моутон), модели лидерства «путь-цель» (Р. Дж. Хаус и Т. Р. Митчелл), модели ситуационного лидерства (П. Херсей и К. Бланшард).
В современных условиях широкое развитие получил компетентностный подход, отражающий оценку качеств современного менеджера с точки зрения развития необходимых компетенций, которые, согласно британским ученым Л. и М. Спенсер, определяются как «базовое качество индивида, влияющее на эффективность и/или кач ество выполняемой им деятельности» [5, с. 9]. Л. Моллинз называет следующие группы качеств и компетенций современного менеджера:
- техническую компетентность;
- социальные навыки и человеческие качества;
- концептуальные способности - видение организации как единой целостности, готовность к стратегическому планированию с учетом окружающей среды [3, с. 202].
Таким образом, с позиции современных социологических подходов к управлению качества современного менеджера анализируются в контексте анализа его основных функций, распределения ролей в управленческой структуре, ролевых функций, лидерства и авторитета, структуры различных компетенций, определяющих эффективность деятельности субъектов управления в современных организациях.
Literature:
1. Bazarov T.Yu. Technology of personnel assessment centers: processes and results. M. : Knorus, 2016. 302 p.
2. Balandina T.M. Sociology of Management: a textbook for students studying in the direction of preparation 39.03.01 «Sociology» / Saratov SocioEconomic Institute (branch) of REU named after G.V. Plekhanov. Saratov, 2016. 224 p.
3. Mollins L. Management and organizational behavior: a practical training manual. М. : New knowledge, 2003. 1039 p.
4. Newstrom J.V. Organizational Behavior / J.W. Newstrom, C. Davis. SPb. : Peter, 2000. 448 p.
5. Spencer L.M. Competencies at work. Models of maximum work efficiency / L.M. Spencer, S.M. Spencer. M. : HIPPO, 2005. 384 p.
6. Theory of systems management : textbook / under total. ed. V.G. Yanchevsky et al. Mn. : Acad. control under the President of the Republic of Belarus, 2001. 391 p.