Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОНЕТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОНЕТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНЕТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МОНЕТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ / МОНЕТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОНЕТАРНЫЕ УСТАНОВКИ / ДЕНЬГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разов Павел Викторович, Попов Сергей Владимирович

В данной статье рассматривается вопрос, связанный с социологическим анализом факторов формирования монетарной культуры населения России. Автором были изучены основные элементы такого явления, как монетарная культура, рассмотрено текущее состояние монетарной культуры в российском обществе. В данной статье также изучено понятие монетарного поведения, которое находится в особой взаимосвязи с таким явлением, как монетарная культура. Важное место в данной работе отведено анализу факторов, влияющих на формирование монетарной культуры населения России. Среди них автором были выделены 2 большие группы: объективные и субъективные факторы. В данной статье рассмотрены обе группы, при этом выявлено, что факторы не могут быть абстрагированы друг от друга, а находятся в состоянии взаимозависимости. Кроме того, автором были определена взаимосвязь между факторами формирования монетарной культуры и ключевыми ценностями, которые можно выделить в монетарной культуре российского населения. В заключительной части статьи автором предложены рекомендации по повышению монетарной культуры российского населения, а также по дальнейшему изучению факторов, влияющих на формирование монетарной культуры населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Разов Павел Викторович, Попов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE FACTORS OF THE FORMATION OF THE MONETARY CULTURE OF THE RUSSIAN POPULATION

This article discusses the issue related to the sociological analysis of the factors of the formation of the monetary culture of the Russian population. The author studied the main elements of such a phenomenon as monetary culture, considered the current state of monetary culture in Russian society. This article also examines the concept of monetary behavior, which is in a special relationship with such a phenomenon as monetary culture. An important place in this work is devoted to the analysis of factors influencing the formation of the monetary culture of the Russian population. Among them, the author identified 2 large groups: objective and subjective factors. In this article, both groups are considered, while it is revealed that the factors cannot be abstracted from each other, but are in a state of interdependence. In addition, the author determined the relationship between the factors of the formation of monetary culture and the key values that can be distinguished in the monetary culture of the Russian population. In the final part of the article, the author offers recommendations for improving the monetary culture of the Russian population, as well as for further studying the factors influencing the formation of the monetary culture of the Russian population.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОНЕТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ SOCIOLOGICAL RESEARCH

5.4.2 Экономическая социология

Economic Sociology

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-41-46

Социологический анализ

факторов формирования монетарной культуры населения России

П.В. Разов1, а ©, С.В. Попов2, b ©

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: PVRazov@fa.ru b E-mail: mailto:ava-tech@list.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос, связанный с социологическим анализом факторов формирования монетарной культуры населения России. Автором были изучены основные элементы такого явления, как монетарная культура, рассмотрено текущее состояние монетарной культуры в российском обществе. В данной статье также изучено понятие монетарного поведения, которое находится в особой взаимосвязи с таким явлением, как монетарная культура. Важное место в данной работе отведено анализу факторов, влияющих на формирование монетарной культуры населения России. Среди них автором были выделены 2 большие группы: объективные и субъективные факторы. В данной статье рассмотрены обе группы, при этом выявлено, что факторы не могут быть абстрагированы друг от друга, а находятся в состоянии взаимозависимости. Кроме того, автором были определена взаимосвязь между факторами формирования монетарной культуры и ключевыми ценностями, которые можно выделить в монетарной культуре российского населения. В заключительной части статьи автором предложены рекомендации по повышению монетарной культуры российского населения, а также по дальнейшему изучению факторов, влияющих на формирование монетарной культуры населения России.

Ключевые слова: монетарная культура, объективные и субъективные факторы монетарной культуры, монетарное поведение, население, ценностные ориентации, монетарные установки, деньги

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-41-46

Sociological Analysis

of the Factors of the Formation of the Monetary Culture of the Russian Population

P.V. Razov1, 3 ©, S.V. Popov2, b ©

1 Financial University under the government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

2 Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russian Federation

a E-mail: PVRazov@fa.ru b E-mail: mailto:ava-tech@list.ru

Abstract. This article discusses the issue related to the sociological analysis of the factors of the formation of the monetary culture of the Russian population. The author studied the main elements of such a phenomenon as monetary culture, considered the current state of monetary culture in Russian society. This article also examines the concept of monetary behavior, which is in a special relationship with such a phenomenon as monetary culture. An important place in this work is devoted to the analysis of factors influencing the formation of the monetary culture of the Russian population. Among them, the author identified 2 large groups: objective and subjective factors. In this article, both groups are considered, while it is revealed that the factors cannot be abstracted from each other, but are in a state of interdependence. In addition, the author determined the relationship between the factors of the formation of monetary culture and the key values that can be distinguished in the monetary culture of the Russian population. In the final part of the article, the author offers recommendations for improving the monetary culture of the Russian population, as well as for further studying the factors influencing the formation of the monetary culture of the Russian population.

Key words: monetary culture, objective and subjective factors of monetary culture, monetary behavior, population, value orientations, monetary attitudes, money

FOR CITATION: Razov P.V., Popov S.V. Sociological Analysis of the Factors of the Formation of the Monetary Culture of the Russian Population. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 4. Pp. 41-46. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-41-46

V_/

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В российской науке постепенно формируется социологический подход к исследованию феномена денег. Одним из направлений является исследование монетарной культуры, монетарного мышления, финансовой культуры, видов финансовой или монетарной культуры, социальных установок в отношении денег. Происходит также становление психологии и социальной психологии денег, в рамках которого выделяются «монетарная потребность», «монетарные установки», «монетарная удовлетворенность».

Актуальность изучения выбранной темы с помощью социологического подхода обоснована тем, что смена плановой экономики на рыночную оказала существенное влияние на монетарную культуру населения, отмечены изменения в ключевых аспектах, связанных с отношением населения к деньгам. При этом внутри населения наблюдается большое количество разнообразных установок в отношении денег, их ценности и возможностей применения. Особое внимание стало уделяться недавно сформировавшимся аспектам, среди которых есть, например, гендерные различия в контексте монетарной культуры.

Проблема данной научной работы заключается в социальном противоречии: с одной стороны, на формирование монетарной культуры действует множество факторов, как объективного, так и субъективного характера, при этом с другой стороны понятие монетарной культуры является незначительно изученным и требует более детального изучения.

Цель исследования: провести анализ факторов формирования монетарной культуры населения России. Задачи исследования:

1) изучить понятие монетарной культуры и ее элементов;

2) рассмотреть группы факторов формирования монетарной культуры населения России;

3) определить ключевые аспекты влияния факторов формирования монетарной культуры населения России;

4) дать рекомендации по повышению монетарной культуры российского населения.

Объектом в данной статье являются монетарная культура как социально-экономическое явление, а предметом - факторы формирования монетарной культуры населения.

Разов П.В., Попов С.В.

СУЩНОСТЬ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Трудности изучения монетарной культуры заключаются в том, что необходимо использовать гибридный подход, соединяя новые методы, которые развиваются в условиях рыночной культуры, при этом сохраняя некоторые возможности уже использованных методов. Существенное противоречие наблюдается в том, что важность изучения монетарной культуры пока что не коррелирует с уровнем ее изученности.

Перед изучением понятия монетарной культуры следует остановиться на понятии монетарного поведения, которое формирует культуру в социально-экономических группах.

Монетарное поведение является сложным явлением, которое включает в себя комплекс установок, связанных с потенциальным использованием денежных средств, а также конкретный набор действий, отражающих отношение индивида к деньгам.

Следует отметить, что монетарное поведение отражает большое количество характеристик, среди которых наиболее ярко выражены следующие (рис. 1) [Баярсайхан, 2019: 14].

Рис. 1. Характеристики монетарного поведения Fig. 1. Characteristics of monetary behavior

Несмотря на большое количество характеристик, выделяется два ключевых вида монетарного поведения. Первый - потребительское; оно относится к использованию денежных средств для удовлетворения потребностей и присвоения определенных товаров и услуг. Второй вид монетарного поведения - сберегательное; его основная цель заключается в сохранении текущих денежных средств для дальнейшего использования в момент, который будет самым оптимальным для конкретного индивида [Гаврилик, 2020: 301].

КЛАССИФИКАЦИЯ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При этом существует целый ряд классификаций, расширяющих знания социологов и экономистов в области монетарного поведения. Следует отметить, что данные классификации затрагивают как количественные показатели, так и качественные, при этом не представляется возможным выделить ведущую группу среди них. Итак, основными показателями для классификации монетарного поведения являются следующие (рис. 2) [Уиоп& 2021: 289].

Монетарная культура отражает основные принципы и установки, которые были выработаны индивидами в процессе использования денежных средств или

прогнозирования относительно их будущего использования. Особенность монетарной культуры заключается в том, что она находится на стыке между социологией с одной стороны и экономикой, и финансами с другой. Это создает определенные трудности для исследователей, потому что вынуждает их использовать гибридный подход при изучении данного явления.

Классификация монетарного поведения [Classification of monetary behavior]

- Отношение к деньгам [Attitude to money]

Экономические установки [Economic installations]

Уровни инвестиционного и сберегающего поведения [Levels of investment and saving behavior]

Финансовые стратегии [Financial strategies]

Степень активности и ценности, реализуемые в поведении [The degree of activity and values realized in behavior]

Конкретные формы проявления потребительского поведения [Specific forms of consumer behavior]

Социальный класс респондентов, осуществляющих монетарное поведение [Social class of respondents engaged in monetary behavior]

Конкретные способы получения денег [Specific ways to get money]

Рис. 2. Показатели для классификации монетарного поведения Fig. 2. Indicators for the classification of monetary behavior

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МОНЕТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Монетарная культура формируется из устойчивых паттернов монетарного поведения, которые наиболее ярко отражают сложившуюся ситуацию в определенных социально-экономических группах. Из-за особенностей, вызванных динамичностью данного явления, исследователям зачастую приходится использовать упрощенные модели, отражающие структуру монетарной культуры [Дудина, Разов, 2021: 29]. Среди одной из самых базовых, но при этом точных моделей можно отметить следующую:

1) монетарные установки;

2) монетарные привычки;

3) монетарные предпочтения;

4) отношение к источникам получения денежных средств;

5) отношение к ценности денежных средств;

6) монетарные традиции;

7) отношение к девиантному использованию денежных средств.

Отличия моделей монетарной культуры обоснованы тем, что при изучении данного явления выделяется ключевой подход. Такая ситуация проявляется даже в тех случаях, когда применяется комплексный подход, подразумевающий использование возможностей разных дисциплин. Из-за этого возникают некоторые нестыковки относительно элементов монетарной культуры населения [Heine, 2021: 14].

Несмотря на это, существует возможность выделения основных элементов монетарной культуры среди тех, которые встречаются наиболее часто. При этом те элементы, которые встречаются реже, можно использовать в случаях изучения частных характеристик или в тех случаях, когда требуется особый подход.

Благодаря использованию моделей, отражающих структуру монетарной культуры, стало возможно выделить основные виды монетарной культуры (рис. 3).

Монетарная культура [Monetary culture]

Рациональная [Rational]

Традиционная [Traditional]

Альтруистическая [Altruistic]

Иррациональная [Irrational]

Рис. 3. Виды монетарной культуры Fig. 3. Types of monetary culture

Каждый из видов монетарной культуры отличается тем, как люди в целом воспринимают процесс использования денежных средств и процесс потенциального вложения данных средств как элемента потребительского или сберегательного поведения [Скидевич, 2021: 156]. Так, рациональное монетарное поведение основано на принципах сохранения имеющихся денежных средств с целью их дальнейшего приумножения, а также грамотного распределения имеющихся денег для поддержания баланса между настоящим потреблением и потреблением в будущем. Традиционная монетарная культура опирается на устоявшиеся привычки и традиции, которые следует соблюдать, потому что так принято. Данный вид нельзя назвать очень полезным, но из-за его привязанности к конкретным социально-экономическим группам он может приносить пользу. Альтруистическая монетарная культура отражает желание индивидов помогать социально незащищенным слоям населения, при этом такое желание может быть подкреплено различными переживаниями и чувством гражданской ответственности.

Иррациональная монетарная культура является полярной к первому виду. Она проявляется в случаях, когда индивид сознательно или бессознательно распоряжается денежными средствами не лучшим образом, или в тех ситуациях, когда деньги используются в символическом контексте, не неся с собой какой-либо ценности. Если действия индивида происходят бессознательно, то такая культура будет называться аффективной, при этом некоторые исследователи выделяют данный вид отдельно, считая, что его нельзя считать иррациональным. Несмотря на разнообразие видом монетарной культуры, все из них в той или иной мере подвергаются влиянию определенных факторов, которые могут как способствовать, так и препятствовать повышению уровня монетарной культуры. Можно выделить две основные группы факторов, а именно объективные и субъективные [Ду-дина, 2021: 85]. К объективным относятся:

1) основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая / рыночная);

2) общая социально-экономическую ситуация;

3) система ценностей данного общества в том числе представления о ценностях успеха и способах его достижения;

4) социокультурные особенности национального менталитета.

К субъективным факторам относятся:

1) семейные ценности и установки;

2) ценностные ориентации и установки личности;

3) уровень дохода;

4) уровень образования;

5) профессионально-статусные позиции;

6) религиозная принадлежность;

7) непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи; собственные заработки; карманные деньги). Указанные факторы влияют не только на уровень

монетарной культуры населения, но и на отдельные аспекты, которые входят в данное понятие. Так, объективные факторы оказывают сильное влияние на монетарные установки, потому что они отражают сложившуюся ситуацию на рынке денег и дают индивидам возможность проецировать свои мысли в виде установок. Субъективные факторы в достаточно большой мере связаны с отношением индивидов к ценности денег, к способам их получения, оценке со стороны морали или других социально-психологических инструментов. При этом данные примеры могут меняться в зависимости от того, как происходит распределение влияния факторов для каждого отдельного индивида. Подобные примеры могут быть использованы при описании всей генеральной совокупности, т.е. населения, но в частных случаях необходимо изучать все факторы при помощи абстрагирования от предыдущих результатов.

В качестве рекомендаций по повышению монетарной культуры населения автором были предложены следующие:

1) распространение информации о свойствах денег, оценке их ценности и важности их грамотного применения среди населения;

2) деление существующих групп факторов (объективных и субъективных) на более мелкие подгруппы для более точного определения их влияния на монетарную культуру населения;

3) повышение грамотности населения в области применения денежных средств;

4) поддержка социально незащищенных слоев населения в аспекте грамотного использования имеющихся у них денежных ресурсов кардинальных реформ, произошедших в 90-х годах прошлого столетия [Авдеева, 2019: 78].

ВЫВОДЫ

Подводя итог, следует отметить, что монетарная культура зависит от большого количества факторов, при этом изучение монетарной культуры опосредованно от изучения факторов ее формирования нельзя считать эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексный анализ групп факторов формирования монетарной культуры населения должен включать в себя несколько подходов, среди которых одним из самых значимых является социологический. С его

Разов П.В., Попов С.В.

помощью появляется возможность рассмотреть

те аспекты монетарной культуры и монетарного поведения, которые не могут быть выявлены при использовании экономического или правового методов. При

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баярсайхан З. Развитие системы факторов, влияющих на монетарные процессы, и их моделирование искусственной нейронной сетью // Национальная безопасность / nota bene. 2019. № 4. С. 11-18.

2. Гаврилик О.Н. О некоторых особенностях монетарного мышления населения // Социологический альманах. 2020. № 11. С. 296-303.

3. Дудина О.М., Разов П.В. Монетарная культура молодых москвичей в условиях экономического кризиса // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 3. С. 25-36.

4. Дудина О.М. Монетарное поведение молодых москвичей как реализация их монетарной культуры в условиях экономического кризиса // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. 2021. С. 83-87.

5. Зарубина Н.Н. Особенности буржуазного мифа монетарного универсализма в русской культуре XIX-XX вв. // Миф в истории, политике, культуре. 2019. С. 289-292.

6. Коляда Н.И. Экономическая культура и финансовый механизм // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 4 (210). С. 61-68.

7. Крылова О.В. Методологический потенциал социологии денег в изучении денежной культуры // Дневник науки. 2021. № 1. С. 20-20.

8. Охрименко Т.В. Язык денег в семиосфере славянской культуры. ББК 80 К 63. 2020. С. 469-472.

9. Понаморенко В.Е. ОБ Актуальности международной координации монетарной политики в целях обеспечения финансовой безопасности // Проблемы информационной безопасности. 2020. С. 69-70.

10. Пузакина Д.С. Монетарное поведение как объект междисциплинарного исследования // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук. 2019. С. 184-189.

11. Скидевич И.Н. Гендерные аспекты монетарного поведения в современном обществе // Психологическая студия. 2021. С. 155-157.

12. Чуканов Е.В. Особенности монетарных установок молодежи // Донецкие чтения 2019: образование, наука. 2019. С. 379.

13. Grandjean T. et al. Monetary policy // World Scientific Book Chapters. 2020. Pp. 153-167.

14. Heine F. Performing hard money: Monetary policy, metaphor and masculinity in the making of EMU // Journal of Cultural Economy. 2022. Pp. 1-17.

15. Jost A. et al. Cultural differences in monetary policy preferences // Swiss National Bank. 2018. No. 2018. Pp. 105-121.

16. Smith T., Thompson K.J., Cadigan M. Sensemaking in the legal system: A comparative case study of changes to monetary sanction laws // RSF: The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. 2022. Vol. 8. No. 1. Pp. 63-81.

17. Vuong Q.H. The semiconducting principle of monetary and environmental values exchange // Economics and Business Letter. 2021. Vol. 10. No. 3. Pp. 284-290.

18. Zubiashvily I., Melnychuk T. Psychological features of modern culture of the monetary family // Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools. 2018. Vol. 25. No. 1. Pp. 135-139.

этом результаты, полученные благодаря разным подходам, впоследствии должны быть соединены в единую картину, отражающую сложившуюся ситуацию в отношении монетарной культуры населения.

REFERENCES

1. Bayarsaikhan Z. Development of a system of factors influencing monetary processes and their modeling by an artificial neural network. National Security/Nota Bene. 2019. No. 4. Pp. 11-18. (In Rus.)

2. Gavrilik O.N. On some features of monetary thinking of the population. The Sociological Almanac. 2020. No. 11. Pp. 296-303. (In Rus.)

3. Dudina O.M., Razov P.V. Monetary culture of young Muscovites in conditions of economic crisis. SEARCH: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture. 2021. No. 3. Pp. 25-36. (In Rus.)

4. Dudina O.M. Monetary behavior of young Muscovites as the realization of their monetary culture in the conditions of economic crisis. Incomes, Expenses and Savings of the Russian Population: Trends and Prospects. 2021. Pp. 83-87. (In Rus.)

5. Zarubina N.N. Features of the bourgeois myth of monetary universalism in Russian culture of the XIX-XX centuries. Myth in History, Politics, Culture. 2019. Pp. 289-292. (In Rus.)

6. Kolyada N.I. Economic culture and financial mechanism. The Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2018. No. 4 (210). Pp. 61-68. (In Rus.)

7. Krylova O.V. Methodological potential of the sociology of money in the study of monetary culture. Diary of Science. 2021. No. 1. Pp. 20-20. (In Rus.)

8. Okhrimenko T.V. The language of money in the semiosphere of Slavic culture. BBK 80 K 63. 2020. Pp. 469-472. (In Rus.)

9. Ponamorenko V.E. ON the relevance of international coordination of monetary policy in order to ensure financial security. Problems of Information Security. 2020. Pp. 69-70. (In Rus.)

10. Puzakina D.S. Monetary behavior as an object of interdisciplinary research. Topical Issues of the Humanities and Social Sciences. 2019. Pp. 184-189. (In Rus.)

11. Skidevich I.N. Gender aspects of monetary behavior in modern society. Psychological Studio. 2021. Pp. 155-157. (In Rus.)

12. Chukanov E.V. Features of monetary attitudes of youth. Donetsk Readings. 2019: Education, Science. 2019. P. 379. (In Rus.)

13. Grandjean T. et al. Monetary policy. World Scientific Book Chapters. 2020. Pp. 153-167.

14. Heine F. Performing hard money: Monetary policy, metaphor and masculinity in the making of EMU. Journal of Cultural Economy. 2022. Pp. 1-17.

15. Jost A. et al. Cultural differences in monetary policy preferences. Swiss National Bank. 2018. No. 2018. Pp. 105-121.

16. Smith T., Thompson K.J., Cadigan M. Sensemaking in the legal system: A comparative case study of changes to monetary sanction laws. RSF: The Russell Sage Foundation Journal ofthe Social Sciences. 2022. Vol. 8. No. 1. Pp. 63-81.

17. Vuong Q.H. The semiconducting principle of monetary and environmental values exchange. Economics and Business Letter. 2021. Vol. 10. No. 3. Pp. 284-290.

18. Zubiashvily I., Melnychuk T. Psychological features of modern culture of the monetary family. Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools. 2018. Vol. 25. No. 1. Pp. 135-139.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 72,74%

Статья поступила в редакцию 10.07.2022, принята к публикации 04.08.2022 The article was received on 10.07.2022, accepted for publication 04.08.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Разов Павел Викторович, доктор социологических наук; профессор кафедры социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. E-mail: PVRazov@fa.ru

Попов Сергей Владимирович, преподаватель Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Москва, Российская Федерация. E-mail: mailto:ava-tech@list.ru

ABOUT THE AUTHORS

Pavel V. Razov, Dr. Sci. (Sociol.); Professor at the Department of Sociology, History and Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. E-mail: PVRazov@fa.ru

Sergey V. Popov, lecturer at the Moscow Financial and Industrial University "Synergy". Moscow, Russian Federation. E-mail: mailto:ava-tech@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.