Научная статья на тему 'Социологические взгляды А. П. Щапова'

Социологические взгляды А. П. Щапова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
766
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОД / ТЕРРИТОРИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / СВОБОДА / ОБЛАСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / PEOPLE / TERRITORY / COLONIZATION / FREEDOM / REGIONAL SELF-GOVERNMENT / THE FACTORS OF THE ENVIRONMENT / SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванина Клавдия Ивановна

В статье даётся обзор научных воззрений одного из создателей русской социологии А. П. Щапова. Раскрывается вклад учёного в разработку географического направления в отечественной социологической науке, в формирование теоретических предпосылок таких отраслевых дисциплин, как политическая социология, этносоциология. Анализируется содержание базовых понятий социологической концепции А. П. Щапова в контексте российской истории, а также даётся их оценка с позиций современного обществознания и социальной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ванина Клавдия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological views of A. P. Shchapov

The article gives a survey of views of one the Russian sociology founders A. P. Shchapov. It reveals the contribution of the scientist in the development geographical direction in national social science, in the formation of the theoretical assumptions of relevant disciplines such as political sociology, ethnic sociology. The paper analyzes the content of A. P. Shchapov’s basic of sociological concepts in the context of Russian history. The concepts evaluation is given from the standpoint of modern social science and social practice.

Текст научной работы на тему «Социологические взгляды А. П. Щапова»

Sociological views of A. P. Shchapov

9. Технолоычш вимтри полгтично1 комушкаци' : монографiя / С. Г. Денисюк. - Вiнниця : ВНТУ 2010. - 276 с.

10. Украина на 109-м месте по количеству интернет-пользователей, а стратегии развития все нет/ Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http://ain.ua/2013/09/26/406442>.

11. Украина опустилась на 73 место в мире по развитию IT-технологий/ Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http://ain.ua/2014/11/26/552006>.

12. Щенников М. А. Интернет-технологии в политической коммуникации современной России/ дис... канд. полит. наук. - 23.00.02 - Ярославль. - 2010, 172 с.

Vanina Clavdia Ivanovna, Saint-Petersburg State University of Trade and Business, associate professor of the Chair of philosophy and social communicationsю,

E-mail: [email protected]

Sociological views of A. P. Shchapov

Abstract: The article gives a survey ofviews of one the Russian sociology founders A. P. Shchapov. It reveals the contribution of the scientist in the development geographical direction in national social science, in the formation of the theoretical assumptions of relevant disciplines such as political sociology, ethnic sociology. The paper analyzes the content ofA. P. Shchapov’s basic of sociological concepts in the context of Russian history. The concepts evaluation is given from the standpoint of modern social science and social practice.

Keywords: people, territory, colonization, freedom, regional self-government, the factors of the environment, society.

Ванина Клавдия Ивановна, СПб торгово-экономический университет, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций

E-mail: [email protected]

Социологические взгляды А. П. Щапова

Аннотация: В статье даётся обзор научных воззрений одного из создателей русской социологии А. П. Щапова. Раскрывается вклад учёного в разработку географического направления в отечественной социологической науке, в формирование теоретических предпосылок таких отраслевых дисциплин, как политическая социология, этносоциология. Анализируется содержание базовых понятий социологической концепции А. П. Щапова в контексте российской истории, а также даётся их оценка с позиций современного обществознания и социальной практики.

Ключевые слова: народ, территория, колонизация, свобода, областное самоуправление, географический фактор, общество.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1831-1876), русский учёный, историк является одним из основоположников отечественной социологической науки. Следует признать, что творчество учёного представляет собой недостаточно исследованную страницу истории русской социологии, оно лишь фрагментарно описывается в историографической литературе.

Социологические взгляды Щапова формировались на солидном фундаменте знаний, приобретённых учёным уже в молодые годы. Проходя обучение в иркутском духовном училище, а затем в Казанской духовной академии, он ознакомился с трудами Геге-

ля, посещал лекции В. И. Григоровича по истории славянской литературы. Прочтение произведений В. Г. Белинского позволило Щапову осознать поворот данного учёного к «конкретному» человеку как критическую реакцию на гегелевскую концепцию субстанциональности истории. Идея Белинского о том, что в каждом народе необходимо видеть не отвлечённые идеи, а «живые организмы, идеальные личности» не могла не привлечь внимания Щапова. На формирование субстанции народа, (под которой Белинский мыслил непреходящий и вечный дух народа), оказывают влияние «географические, клима-

173

Section 10. Sociology

тические и исторические обстоятельства». В отличие от пути развития западноевропейских стран, своеобразие исторического развития России, в представлении Белинского, заключается в том, что русскому народу присуща своя особая субстанция. Подобного рода воззрения, воспринятые молодым Щаповым, с одной стороны, сблизили его на определённый период со славянофилами, а с другой, оказали влияние на формирование социологических взглядов данного учёного. Заявленная Герценом идея о том, что «свобода лица — величайшее дело, на ней и только на ней может вырасти действительная воля народа» [1, 14] нашла воплощение в творчестве Щапова.

Созданная им социологическая теория опирается на такую базовую ценность, как свобода. В ней учёный видит неотъемлемую духовную составляющую истории народа.

Среди опубликованных работ такие произведения Щапова, как «Общий взгляд на историю Великорусского народа» (1860), «Великорусская община и «смутное время» (1861), «Земство и раскол» (1862), «Историко-географическое распределение русского народа» (1864), «Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России» (1867) представляют собой важные вехи в его научном творчестве. Указанные работы внесли несомненный вклад в формирование социологической школы в русской историографии. В своих научных исследованиях учёный опирался на архивные данные, юридические, бытовые и культурные документы, сопоставлял статистические материалы. Полученные факты он анализировал в контексте экономических, политических и социальных причин и следствий, привязывая их к природной среде, демографическим процессам, народному психологическому складу. В понимании Щапова как учёного позитивистского направления только комбинация всех этих переменных позволяет выявить подлинно научное значение этих фактов. Их теоретическое осмысление с позиций естественно — научного подхода даёт возможность определять научные законы, без знания которых невозможно раскрыть механизм взаимодействия общества и природы. Какой бы прочной ни была абстрактная социальная теория, она, по мнению учёного, «произвольна без единственно прочных основ — естественно — научных, физико — антропологических» [2, 16].

Народ, в социологическом контексте определяется Щаповым как действенная, созидательная сила истории, данное понятие является одним из базовых в созданной учёным теории. По мнению Щапова

именно свобода — это форма полнокровного проявления этноса в таком качестве и она находит конкретное выражение в отечественной истории в виде областности. Данное понятие рассматривается мыслителем в контексте свободного народного самоопределения и развития народа. В понимании учёного вся русская история есть по преимуществу история областей, она представляет собой развитие и видоизменение разнообразных областных общин в двух формах — земско-областной и государственно-союзной. Первая земская областная форма исторического развития русского народа, начавшись со времён основания областей, с 1613 года окончательно стала распадаться под влиянием московской централизации. Вследствие колонизационного земского устройства областей земля составляла основу различных областных ассоциаций. В областной период происходила активная вольно-народная или княжеско-вотчинная территориальная колонизация. По мнению учёного, важное значение имело то, что свобода была основой земского территориального устройства. Принципом свободного перехода земских людей, включая крестьян, было правило «вольному воля». Такая естественная свобода жизни, свободный выбор поселения не могли не инициировать в народе «могучий колонизационный дух», стремление к свободному саморазвитию. Наличие свободы благоприятствовало его развитию, а отсутствие — затрудняло. Щапов признаёт естественную необходимость и неизбежность государственной централизации. Однако он вынужден констатировать, что нередко она осуществлялась не в пользу развития самодеятельных областных начал, а вопреки им. Вместо свободной колонизационной политики освоения земель — административно-правительственная, преимущественно военно-стратегическая колонизация. Вместо многообразных форм территориального, общественно-политического устройства земских общин — их унификация в результате их преобразования в однообразную форму губерний и уездов в соответствии с петровской реформой 1708 г. Вместо выборного самоуправления — сложная система административного государственного управления, приводящая к ограничению самодеятельности областных общин указами и регламентами. Последние «нередко содержат в себе противоречия, требуют многих толкований, ... множеством и обширностью своей служат не к сокращению, а к умножению поводов к злоупотреблениям» [3, 572]. Происходит деление городов на центр и провинции, разграничение областей на тя-

174

Sociological views of A. P. Shchapov

гловые (обременённые налогом) и те, которые развивались свободно, на «льготе». Учёный признаёт, что чрезмерная опека со стороны государства в отношении граждан ограничивает их самодеятельность. Поскольку благоустройство целого (государства) прямо зависит от благоустройства его частей, от развития частного и народного благосостояния, то он весьма критично оценивает принцип субсидиарности в государственном устройстве. Щапов делает вывод о том, что государственная централизация — это элемент «для внешнего устройства, для обобщения областно-сти, а областность — коренное, непреходящее, только вынужденно видоизменяющееся начало народного историко-географического самоопределения и местного саморазвития» [4, 649].

Географическое истолкование общества и русской истории определяет характерные черты научных воззрений Щапова. На их формирование оказали влияние идеи приверженцев географической школы (А. Гумбольт, К. Риттер, Э. Реклю, Г. Т. Бокль). Представление английского историка, социолога-позити-виста Генри Бокля о том, что логика исторического процесса — это не что иное, как изменение человека под влиянием природы, и природы — под влиянием человека нашло своеобразное отражение в научном творчестве Щапова. Учёный придаёт большое значение роли географического фактора в общественном развитии. Среди факторов географической среды он выделяет такие, как территория, климатические условия, плодородие земли. Понятие территории органично встроено в систему базовых дефиниций концепции Щапова. Свободная народная сельскохозяйственная колонизация территорий обусловила специфику истории российского общества. Поскольку земледельческая колонизация позволяла получать больше жизненных средств с одной и той же единицы площади, чем охота, тто земледелец, в отличие от охотника или пастуха, не боялся «приселения к себе другого земледельца... Вследствие этого, естественно организуются сельские общины, миры.» [3, 189]. Щапов показывает, что первоначально области образовывались путём колонизации по речным системам, волокам и частично по «чёрным лесам». Так, Новгородская община продолжала колонизацию своей территории путём «выставок или выселков» из больших старых поселений. Новгород, расширяя свои колонии, не нарушал свободного развития общин, каждая из которых по речной системе составляла самобытную свободную землю. И эту «расход-чивость, расплывчатость народонаселения» учёный

образно характеризует как «географический, пространственный разгул». Огромное территориальное пространство содействовало активной социальной мобильности. Она выражалась в свободном территориальном перемещении людей, в их переходе с одного места на другое. Поэтому не случайно земледельческие поселения долгое время не имели прочной оседлости, носили полукочевой характер. Склонность народа к «разгулу, расходчивости, рас-плывчивости по широкому пространству русской земли» породили такой слой в населении, как вольные «гулящие люди». Однако народная колонизация носила не только земледельческий характер. Если в допетровские времена русский народ территориально преимущественно устраивался в таких областях природы, как растительная и животная, то с XVIII века началась обширная колонизация в области горной природы, в сфере минеральных богатств Урала, Алтая и Сибири. По мнению учёного такая длительная по времени земледельческая колонизация и её сильная зависимость от факторов природной среды замедлила социальную динамику русского общества, поэтому Россия позже, чем европейские страны вошла в индустриальную фазу развития.

Изучение взаимодействия природных и антропогенных факторов позволило Щапову расширить представления о формировании традиционных хозяйственных укладов, особенностях социальной стратификации русского общества и форм его организации.

Климатические факторы, по мнению учёного, определяли не только границы выращивания сельскохозяйственных культур, но и типы поселений. Так, по причине холодного климата садоводческие поселения не получили в России широкого распространения. До XVII века они почти отсутствовали за исключением Москвы, в которой в XIV и XV веках был особый разряд населения — садовники. Кроме того, движение к северу означало постепенный переход от преимущественно земледельческой деятельности к мануфактурной и ремесленной.

Учёный обращается к проблематике социального расслоения общества, которая составила с конца 60-х годов XIX века ядро социально-философского и социологического мышления. С учётом географического фактора он анализирует особенности социальной стратификации российского общества, характеризующие разные периоды русской истории. Щапов указывает, что ухудшение плодородия почвы и как следствие частые неурожаи были одной из при-

175

Section 10. Sociology

чин расслоения общества на богатые и бедные слои, а также последующего закрепощения в XVII веке крестьянства. В указанное историческое время «свободный землевладелец» исчезает, а с ним угасает истинная «гражданская доблесть и любовь к отечеству» в результате, прежде всего, закабаления класса крестьян [5,249]. В предшествующий этому времени областной период русской истории на основе естественного разделения труда все земские страты населения — купцы, посадские и крестьяне — по единому образу жизни, по общинным отношениям составляли одно целое, равноправное сословие, вплоть до окончательного образования сословий в XVII веке. Учёный отмечает, что не только бояре и дворяне, но и любой земский человек мог иметь поземельную вотчину и передавать её по наследству. Отсутствие земли у бедных людей объяснялась тем, что они не имели средств, необходимых для «житейного завода», чтобы заниматься хозяйственной деятельностью. Но когда они «разживались», то заселяли свои земли и таким образом получали их в своё владение.

Щапов обращает внимание на то, что территориальная самоорганизация и саморазвитие русского народа нашло политико-юридическое оформление в разнообразных формах земского «народосоветия». Это «великорусское городовое вече, юго-западные сеймы и рады, казачьи круги, областные земские советы» [6,49]. Юридически-правовое оформление общинного самоуправления нашло выражение в частном, а затем народно-областном праве. Народно-областные законы в виде «вечевых записей, уставных грамот, мирских уложений и заповедей» составляли законодательство, отвечающее интересам «местного положения различных областей».

В формировании социологического видения Щаповым российской истории большая роль придавалась географическому фактору. Однако активный поиск учёным новых объективных факторов развития общества заставляет его переосмыслить характер взаимодействия законов природы и законов развития общества. В обществе действуют люди, наделённые сознанием, и их сознательная деятельность подчинена определённым закономерностям, которые не тождественны природным. Познание этих закономерностей требует учёта многих обстоятельств, выходящих за рамки природной среды, и обращения к среде социальной, к сфере человеческого духа. Щапов, как и многие учёные социологи его времени, был сторонником идеи эволюционизма. Он сосредотачивает своё внимание на развитии

разума (интеллекта) как факторе общественного прогресса. Оценку интеллектуального развития крестьянства и других сословий российского общества учёный даёт в соотношении с достигнутым уровнем развития западноевропейской научной мысли. В этой оценке он не идеализирует народ, отмечает препятствия в его умственном развитии. Учёный обращает внимание на то, что сосредоточение усилий русского народа на сельскохозяйственной колонизации лишало его возможности серьёзных научных изысканий. Наличие такого негативного фактора, как отсутствие рационального знания почв и климата объясняло тот факт, что нередко заселялись бесплодные земли. Кроме того, «пространственная равнинность и однообразие русской земли не приучили к сравнению между собой предметов и явлений и ... не побуждали к особой деятельности мышления — к сравнению, а, следовательно, и к развитию мысли» [7, 486]. В результате в допетровский период русской истории вместо рационального, метафизического, научно-философского мышления развивался по преимуществу «непосредственный чувственный реализм».

В то же время учёный констатирует сложившуюся в истории народа гармонию между естественной, «физико-географической» средой обитания и естественнонаучным интеллектуальным развитием. Вековое преобладание внешних, чувственных познавательных способностей русского народа вело к «быстрому схватыванию наглядных образов», к накоплению сенсорной информации в результате наблюдения эмпирических фактов. Поэтому это и объясняет укоренение и господство в процессе исторического развития «реально-познавательной деятельности эмпирических. способностей или экспериментальных способностей» [7,61]. И в этом обнаруживается, по мнению учёного, особая склонность русского народа к естественнонаучному знанию, к изобретениям. Учёный формулирует антропологический, социологический закон о неразрывной связи и соединении труда умственного и физического. Его нарушение ведёт к социальным аномалиям: к господству над обществом и народным разумом мистицизма, к противоречиям между трудом и знанием. Преодоление отвлечённости науки от жизни возможно тогда, когда она, по мнению учёного, черпает материал, силы и выводы из лаборатории рабочего опыта и труда народа. Поскольку именно они могут выступать «мастерскими теоретического образования». Занимая позицию, близкую к демократическому просветительству 60-х гг. XIX века, Щапов отме-

176

Sociological views of A. P. Shchapov

чает необходимость развития системы просвещения, с помощью которой можно преодолеть неравенство в знаниях и образовании, создать условия для развития в человеке его активной общественной самодеятельности за счёт постоянного умственного труда.

В 1874 г. Щапов участвовал в этнографических экспедициях, которые проводились на территории Туруханского, Верхоленского и Балаганского краёв Иркутской области. Собранный им материал позволил расширить представления учёного о воздействии факторов природной среды на характер народа, его нравы, образ жизни. В работах «Этнографическая организация русского народонаселения» (1864), «Историко — этнографическая организация русского народонаселения» (1865), «Эгоистические инстинкты в Ленской народной общине» (1876) учёный даёт характеристики этнических общностей, показывая их физиологические, психологические и лингвистические особенности, состояние здоровья, численный состав семей, межэтническое общение. Следует признать, что исследование Щаповым социально-территориальной мобильности русского народа и возникающих в ходе её различных форм межэтнических отношений — это, скорее, проблемы социологические. Таким образом, «корни» этнической социологии прослеживаются в работах учёного, в которых он стремится дать объяснение жизни русского народа и других этносов, развивающихся по своим естественным законам во взаимодействии с внешней «физической природой».

К идейным истокам политической социологии относятся, получившие обоснования в работах Щапова, его представления о социально-политическом устройстве общества. Проведённый учёным анализ взаимодействия природной, социальной среды и политических институтов, в известном смысле, можно было бы назвать «протосоциологическим» исследованием развития политической жизни общества. Он изучает природу публичной власти, нашедшей выражение в различных формах «народосоветия».

Идеи Щапова созвучны реалиям современного российского общества. В поисках смысла исторического развития новой России в новых общественных условиях не утратили значения идеи Щапова о свободе как духовной составляющей бытия народа и её реализации в форме самоуправления. Предложенная русским учёным идея федерации, в которой отдельные её части, находясь в составе целого политического союза, «свободно совершали все внутренние, жизненные, органические действия, сообразно с местными географическими, этнографическими и другими условиями» [4, 695] вызывает не только историко-научный, но и политический интерес. Требуется проведение взвешенной политики, направленной на решение проблем территориального самоуправления российских регионов, в целях совершенствования федеративного устройства современного российского государства, устранения опасности его конфедерализации.

Щапов разрабатывал базисные понятия своей теории в контексте российской истории. Подобного рода методологическая стратегия находит продолжение в такой тенденции развития современного социологического знания, как историзация. С конца 1980-х прирост знания в рамках социологической науки в значительной мере связан с реализацией данной тенденции. Она означает интеграцию временного, исторического измерения в изучение социальной реальности. Принцип анализа явлений во времени эффективен не только в применении к социальной жизни, но и к самой социологии. Это является одной из причин возрождения в настоящее время интереса к истории социологии. В связи с этим, творчество Щапова заслуживает внимания современных исследователей. Русский учёный при создании своей теории в значительной мере опирался на сравнительноисторический метод познания, применение которого позволило ему сформулировать идеи, послужившие дальнейшему развитию социологической науки.

Список литературы:

1. Герцен А. И. С того берега/Полн. собр. соч. в 30-ти т., т. 6. - М.: изд-во АН СССР, 1955.

2. Щапов А. П. Естествознание и народная экономия/Соч. А. П. Щапова, т. 2 - СПб: изд-во Пирожкова, 1906.

3. Щапов А. П. Историко-географическое распределение русского народонаселения/Соч. А. П. Щапова, т. 2 -СПб: изд-во Пирожкова, 1906.

4. Щапов А. П. Великорусская община и «смутное время»/Соч. А. П. Щапова, т. 1 - СПб: изд-во Пирожкова, 1906.

5. Щапов А. П. Общий взгляд на историю Великорусского народа/Неизданные сочинения. - Казань: изд-во Гажур, 1926.

177

Section 10. Sociology

6. Щапов А. П. О конституции/Неизданные сочинения. - Казань: изд-во Гажур, 1926.

7. Щапов А. П. Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России/Соч. А. П. Щапова, т. 2 -СПб: изд-во Пирожкова, 1906.

Sodikova Shohida Candidate of social sciences E-mail: [email protected]

The role of the older generation in the education of young people

Abstract: The present article discusses some specific features the role of the older generation in the education of young people. Especially, the important attention is given the fact that the older generation is taking part in the activities of Mahalla and upbringing up the children.

Keywords: older generation, moral and aesthetic values, young people national value, traditions and customs, hospitality, national character, life experience, social protection

To date, more than 50% of the population is young. Seriously affect the lives of today’s youth changes in puberty, some difficulties and challenges inherent in this age. We are all equally liable in solving the problems of youth. This should be in the attention of parents, of elders and the chairmen of Mahalla committees, teachers. Seniors are incomparable role in the education of youth. Even in ancient Greece, Egypt, China Dear seniors enjoyed their experience. Greek sage Pythagoras believed that man reaches its highest point in forty years, and Plato put forward the idea that the state should manage smart, they had a great experience — it’s older people [1].

At the same time live in the community elderly, middle-aged and young people. Always try to relations between these three generations were correct and fair: “Composition and various legends and myths” Thus, as each of these generations has its place and tasks in society.

The man has three unhappiness: death, old age and ill-mannered children. Old age and death are hopeless. But children can be put on the right path, to reeducate them, that should make parents and the older generation. Children should always be good to parents. Especially requires great responsibility from the children when their parents grow old and become helpless. Since, old age, the parents become moody and irritable. And not everything that kids say they like. In such cases, the children in any case should not mind them. Parents bringing up and caring for their children, never complained, despite the difficulties, but rather give them all my love. As a baby needs parents, just as parents need their children in old age.

In the East, respect elders in the habit. Here, based on the experience of the older generation and they is the head of the family, since life is based on a community lifestyle.

Respect their elders and listen to their advice, not only in the family, but in Mahalla, a large settlement, which are the eternal values. In Uzbekistan, many families are living pensioners. Over 90% of the elderly live with their children, providing them a peaceful old age. It is the duty of children is considered to respect their parents and to create conditions for all kinds of happy carefree life. If there are no children, the closest relatives are obliged to take care of them. At weddings or other large events in deference elderly are put in the first place as honor and follow their advice. During stagnation, some of these rich moral and aesthetic values have been forgotten, young people estranged from them. Independence creates opportunities to address these shortcomings and realize yourself and show your “I”. The national idea is reflected that the older generations are responsible for youth and must be supported, to sympathize, to help them and share their experiences and national spiritual values.

Life experience of the older generation, their intelligence and ingenuity encouraged to send in the right direction force, tireless energy and initiative of young people, to prevent the failure of ideological consciousness and vigilance. Old age is not our misfortune or disease, but rather gradually finds its place as an honor and ornament of life. This grateful elders philosophers who keep themselves worthy youth relate to events happening around calmly, patiently, and with restraint, not indulging in emotions, excitement, and follow the adage, “Measure twice, cut once.” They are more aware of life, passed through many difficulties and shortcomings distinguish white and black, good and evil, sin and beneficence, friend and enemy, justice, and meanness.

To date, the older generation is taking part in the activities of Mahalla, which operate in our country. In

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.