© Переверзева Н.Ю., 2010
УДК 316.65.0 ББК 60.80
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНА
Н.Ю. Переверзева
Статья посвящена раскрытию аспекта теоретического основания исследования социального управления демографическими процессами региона. Автор рассматривает его в контексте теорий социального управления, социологии региона, демографии и утверждает, что в настоящее время теории управления социально-демографическими процессами как отдельного научного направления нет и открыто значительное поле для исследовательской работы, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Ключевые слова: теории социального управления, демографические процессы, государственное и региональное управление, демография, адаптированные инновационные программы развития.
Управление демографическими процессами региона можно рассматривать в контексте теорий социального управления, социологии региона, демографии.
Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций.
Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.
Первопроходцем отечественной управленческой науки является академик В.Г. Афанасьев. Многие отечественные исследователи внесли весомый вклад в разработку отечественной науки управления. Это ведущий специалист в сфере государственного управления профессор Г.В. Атаманчук, профессора
B.Г. Глущенко, Н.С. Данакин, Н.И. Кабушкин,
C.Б. Мельников, Г.В. Осипов, В.И. Патрушев, А.И. Радченко, Ю.В. Тихонравов, С.В. Хатун-цев, Г.В. Щекин, В.А. Ядов, и др.
Фундамент научного управления заложен трудами зарубежных исследователей Л. Бер-таланфи, М. Вебера, П. Дракера, Р. Майлза,
Э. Мэйо, Г. Саймона, Ф. Тейлора, Л. Урвика, А. Файоля, Г. Эмерсона, А. Этциони. Их работы послужили исходной точкой в области разработок новых форм организации социального управления.
Социальное управление является предметом изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления [1, с. 13].
Существует множество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, его внутренней структуры. Социальное управление представляется некоторыми авторами (В.Н. Иванов, Г.В. Щекин) как интеграция трех составляющих: механизмов социально-экономического, социально-культурного и социально-организационного управления (рис. 1) [3, с. 5; 9, с. 24].
Требования объективных законов социального развития и законов социального управления
Государственная политика М еханизм социального управления
Механизм Механизм Механизм
эконом иче ского социально-культурного орг анизационного
управления управления управления
(реализация (реализация (реализация
социально- социально-культурной администрати вн о-
жономическои политики, гос уда рстве нного
политики, направленной руководства
направленной на производство обществом,
на производство духовных направленного
необходимых благ и обеспечение на достижение
материальных благ) гармоничного общих целей
социального развития) социального развития)
Рис. 1. Структура механизма социального управления
И.М. Слепенков и Ю.П. Аверин представляют социальное управление как воздействие на общество и его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спецификации, совершенствования и развития [7, с. 7]. В.Н. Иванов определяет управление как особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, а представляет собой и средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития [3, с. 9].
Г.В. Щекин в своей работе «Теория социального управления» рассматривает социальное управление как управление в обществе (в социальных системах). Он определяет его как управление, включающее «два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством» (цит. по: [9, с. 24]).
Таким образом, Г.В. Щекин, как и многие исследователи, подразделяет социальное управление на три основные вида (социальнополитическое, социально-экономическое и социально-культурное), дифференцируя их, в
свою очередь, на подгруппы, не включающие демографический компонент как отдельное звено (рис. 2).
Демографический компонент (управление демографическими процессами) может быть включен или представлен в области управления человеческими ресурсами, социальным развитием и в данном случае выступает второстепенным. Задачей ставится рассмотрение компонента управления демографическими процессами в корреляции всех подклассов, видов и форм социального управления.
Следует учитывать, что социальное управление как отрасль научного знания не исследует различные стороны управления (экономические, юридические, политические и др.). Предметом ее изучения прежде всего является теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. Как в любой теории, социальное управление как отрасль научного знания изучает основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений совокупного интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.
Рис. 2. Классификационная структура социального управления
Следует отметить, что в системе социального управления реализуется ряд функций руководства, используется комплекс управленческих методов субъектами управления (руководители, организации, органы управления), учитываются различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т. д.).
Социальное управление осуществляется с целью изменения внутренней и внешней среды посредством установления надежной взаимосвязи между субъектом и объектом управления. Установление устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления в условиях динамично развивающейся и изменяющейся среды «является одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы» [3, с. 6]. Это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно выявлять и прогнозировать суть происходящих перемен.
В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта социума в целом. С наращиванием данного потенциала более точными становятся управленческие решения и эффективнее действия субъектов управления: социальных институтов, организаций, структур, механизмов, систем, органов регулирования, управленцев, призванных адекватно отвечать на перемены во внутренней и внешней среде со стороны социальных организаций.
Социальное управление многими авторами вплотную связывается с эффективностью управленческих воздействий в социальной сфере и их обратным влиянием на рыночные структуры, экономику, финансы, персонал управления и социальные процессы.
На каждом уровне управления не только задаются социальные приоритеты, но и разрабатываются механизмы их реализации (экономические, информационные, организационные, ад-
министративные, нормативно-правовые). Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и его субъекта. Каждый руководитель, нанятый по контракту, несет социальную ответственность за управленческую деятельность по ее результатам, становится творцом в сфере управления, который успешно конкурирует с государственным управлением, создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется, вырождается и деградирует. Как показал мировой опыт, это главный механизм формирования ответственной и профессиональной команды не только руководителей, но и государственных органов управления.
Наука и искусство управления прошли многовековую историю своего становления и развития. На различных этапах исторического развития управленческой мысли формировались различные взгляды и представления о ее содержании, накапливался многообразный опыт, возникали и действовали различные научные школы управления. Однако и сегодня нельзя сказать, что наука социального управления как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина окончательно сформировалась, обрела свой независимый статус в обществе и дает тот результат, который получен от ее эффективного использования в странах Запада. Как отдельная отрасль научного знания социальное управление требует дальнейшей разработки, дополнения, уточнения.
В аспекте изучения теории социологии региона (как еще одной теоретической основы изучения социального управления демографическими процессами региона) можно отметить, что регионализм как явление возник с древних времен, и важнейшим фактором генезиса регионов в их современном понимании являлся ландшафт как природно-географический комплекс с определенным рельефом местности, климатом, почвой, растительным и животным миром. С появлением дифференцированных территорий (регионов) проявлялся и интерес к их изучению и исследованию особенностей со стороны древних мыслителей.
Непосредственными предшественниками такой научной отрасли, как социология регио-
на, стали русская и немецкая социально-экономическая и политическая география XIX - первой половины XX века (социальная география Л.И. Мечникова; антропогеография Ф. Ратце-ля; политическая география К. Хаусхофера, Р. Челлена; и др.), немецкая историческая политическая экономия середины XIX - начала XX века (экономический регионализм Б. Гиль-дебранта; политическая экономия В. Зомбар-та, К. Маркса, Г. Шмоллера; теория народного хозяйства В. Рошера; и др.) и классическая европейско-континентальная и английская хо-листская социология (Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, и др.).
Интерес к пространственно-географической дислокации социально-территориальных общностей возникает во второй половине XIX века. Это были годы активного распространения практики и этики капитализма на другие (неевропейские) страны, знакомства европейской общественности с народами других континентов, возникновения теории и идеологии евроцентризма [5, с. 64].
Социология региона - отрасль науки, изучающая закономерности территориальной организации социальной жизни и планомерного изменения социального облика регионов. Социальный облик региона любого ранга представляет собою специфическое проявление наиболее общих черт социального облика общества в целом и вместе с тем более богат совокупностью своих конкретных черт. Задача региональных исследований -раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. При этом надо учитывать, что социальный облик региона отражает, во-первых, территориальную организацию материальной и экономической базы социальных отношений общества; во-вторых, демографические, этнические, хозяйственные и иные особенности населения, проживающего на его территории.
Факторы, обусловливающие появление региональной экономики и социального развития как научных направлений, во многом совпадают, ибо отражают территориальную неоднородность развития народно-хозяйственного комплекса как основы экономической и социальной организации общества. Однако задачи и цели данных областей исследования весьма специфичны. Региональная экономика изучает пробле-
мы рационального размещения производительных сил, зависящих от природных богатств, состояния трудовых ресурсов, поиска оптимальных и наиболее экономичных плановых решений по размещению производства и капитальных вложений и т. д. Задача же региональной социологии - обосновать пути и формы обеспечения сравнительно равных социальных условий жизни населения в различных регионах страны. Отсюда вытекают характерные черты социологии региона как научного направления.
Во-первых, это научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий, необходимых для роста благосостояния и культурного развития населения всех регионов, их сближения, что требует не только глубокого изучения исторических, социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей изучаемого региона, но и сравнения по основным параметрам социального развития с другими территориальными системами такого уровня сложности.
Во-вторых, это научное обоснование оптимальных путей комплексного решения социальных проблем внутрирегионального характера, а также выработки региональной политики решения их, что особенно актуально для долгосрочного социального прогнозирования, планирования и управления. Региональная экономика закладывает фундамент решения этой задачи, но в полной мере оно реализуется лишь при опоре на региональные социологические исследования материальных и духовных потребностей населения, социальной ориентации различных общественных групп, их сознания.
В-третьих, это разработка социальных разделов комплексных планов социально-экономического развития региона, а также региональных программ в рамках общегосударственного плана народно-хозяйственного развития страны.
Демография как наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности является также одной из теоретических основ изучения социального управления демографическими процессами региона.
Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), его
половозрастную и брачно-семейную структуры, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др.; разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами.
Необходимость проведения демографической политики как воздействия государства на процессы рождаемости признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
При структурном рассмотрении демографического знания как одной из теоретических основ изучения социального управления демографическими процессами выделяются различные области и уровни исследования. Области исследования определяются системным характером предмета демографических исследований. В демографии выделяют изучение: процессов брачности и прекращения брака; демографических функций семьи и воспроизводства брачной и семейной структур населения; рождаемости, ее социальной обусловленности; смертности и ее социальной обусловленности; воспроизводства населения, роста его численности; процессов миграции населения, взаимосвязей демографических процессов и структур.
При общих методологических подходах каждая из этих областей имеет свои особенности, как в концептуальном, так и в методическом отношении.
Следует отметить, что для современной демографии основным источником фактических (эмпирических) данных служат результаты переписей и микропереписей населения, данные текущей регистрации рождений, браков, разводов и смертей, а также материалы выборочных демографических, социальнодемографических, демографическо-экономических и подобных обследований. Переписи и обследования опираются на методы сбора, обработки и анализа доступных им данных, разработанные статистикой и социометрией, и суть их заключается в агрегации единичных данных в массовые, выражающие закономерности и тенденции демографических
процессов или характеризующие их количественно-качественные параметры.
Значимым при анализе демографических процессов является их описание в форме общей количественно-качественной характеристики половозрастного, брачного, семейного и иного состава населения, проявлений и тенденций демографических и миграционных процессов на конкретных территориях и в конкретное время. В таком описании отражается как общая демографическая ситуация, так и изменения в ней. Это описание опирается преимущественно на статистические данные или на реконструкцию таких данных по другим источникам.
Демографическая теория (теоретическая демография) является высшим абстрактно-теоретическим уровнем познания реальности, на котором осуществляется объяснение форм и факторов воспроизводства населения, его обусловленности общественными обстоятельствами; выявление естественно-демографических закономерностей режимов воспроизводства, смены его типов и т. д. Теоретическая демография имеет свою внутреннюю структуру, подразделяясь: 1) на общедемографическую теорию; 2) историческую демографию; 3) специализированные и частные демографические теории. Определяющее значение для всего демографического знания имеет общая демографическая теория и историческая демография.
Принципы общей демографической теории задают исходные параметры формирования целей и задач всех конкретных исследований, теоретико-методологического алгоритма их программ, методов, основных технических средств сбора данных, их обработки и анализа полученной информации.
В истекшую четверть столетия концептуальные основы современной демографии формировались в основном теорией демографического перехода, сущность которой сводится к следующему. В рамках длительного существования каждого из основных исторических типов воспроизводства населения достигается демографическое равновесие (сбалансированность уровней рождаемости и смертности), что обеспечивает стабильность демографического состояния общества в его эволюционной фазе развития. Возникновение концепции демографического перехода относится к началу XX века, когда французский демограф
А. Ландри (1874-1956), пытаясь теоретически обобщить явления зависимости роста населения от социально-экономических условий, сформулировал (1909), а затем методологически обосновал в специальной монографии (1934) концепцию «демографической революции», получившую впоследствии (1945) по предложению американского демографа Ф. Ноутстайна наименование концепции «демографического перехода», объясняющую причины смены типов воспроизводства населения (от одного исторического типа воспроизводства к другому).
Объяснительная сила данной теории, как оказалось на практике, ослабевает по мере удаления от Северной и Западной Европы. Накопление противоречащих ей фактов не просто вызывает потребность в ином, более современном концептуальном осмыслении демографического развития, но и ставит вопрос о новой методологии его изучения. Важнейшие ее компоненты - синергетика, а также теории среднего уровня, описывающие изменения применительно к отдельным регионам и историческим периодам, - регионове-дение и институциональный анализ. Речь, по существу, идет о замене теории демографического перехода, конечная точка которого предполагается известной и общей для всех регионов мира, теорией демографических изменений, направление которых может варьироваться во времени и пространстве [2, с. 141].
В России идея системности знаний о народонаселении была разработана в 196080-х годах научной школой под руководством Д.И. Валентея, организовавшего Центр народонаселения МГУ. При опоре на исходный методологический принцип развития населения была разработана концепция системы знаний о народонаселении. Результатом коллективного творчества был выпуск монографии по проблеме систематизации знаний о демографии [6].
Демография, являясь центральной частью системы знаний о народонаселении и одной из теоретических основ исследования социального управления демографическими процессами, представляет систему демографических наук (см. табл.). Формирование этой системы связывается с интеграцией научных знаний о народонаселении и специализацией демографов по отраслям демографических знаний.
Схема системы демографических наук
Т еоретическая демография История демографии Описательная демография Экономическая демография Историческая демография Моделирование социально- демографических процессов
Отраслевые демографические науки: медицинская демография, этническая д географическая демография, военная демография, политическая демог] емография, рафия
Источники Статистиче- Математиче- Социологиче- Картографирова- Графоаналитиче-
данных ские ские методы ские методы ние населения ские методы
о населении методы
Региональная география
Прикладные демографические исследования
Социально-демографическое прогнозирование
Теоретические основы демографической политики
Демография местных сообществ и локальных организаций социального пространства
Таким образом, в настоящее время теории управления социально-демографическими процессами как отдельного научного направления нет и открыто значительное поле для исследовательской работы, как на теоретическом, так и практическом уровне.
Важно при изучении государственной социальной политики управления демографическими процессами исходить из конкретно-исторического подхода к ее рассмотрению на разных этапах общественного развития.
Для понимания специфики государственной социальной политики в конкретном историческом процессе необходимо учитывать, что государство всегда решает две наиболее важные задачи: выражает в своей политике интересы социальных групп, обладающих властью и собственностью, и обеспечивает общественный мир и стабильность через достижение баланса интересов основных социальных групп общества [8, с. 25].
Обязательными ат рибут а ми ра зв и той и институционально оформленной социальной политики в управлении демографическими процессами региона является наличие официальной государственной идеологии (целей, принципов, приоритетов), а также мер и механизмов ее реализации (законодательных, институциональных, финансовых, информационных, пропагандистских, научных, кадровых и др.), что может
быть отражено в разработанных инновационных адаптированных программах социально-экономического развития на региональном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глущенко, Е. В. Теория управления : учеб. курс / Е. В. Глущенко, Е. В. Захарова, Ю. В. Тихон-равов. - М. : Г ардарики, 1997. - 354 с.
2. Клупт, М. А. Теория демографического развития: институциональная перспектива / М. А. Клупт // Общественные науки и современность. - 2005. -№2. - С. 139-149.
3. Основы социального управления : учеб. пособие / А. Г. Гладышев [и др.] ; под ред. В. Н. Иванова. - М. : Высш. шк., 2001. - 386 с.
4. Радченко, А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А. И. Радченко. - Ростов н/Д : ИКЦ «МарТ», 1997. - 297 с.
5. Рязанцев, И. П. Социология региона : учеб. пособие / И. П. Рязанцев. - М. : КДУ, 2009. - 408 с.
6. Система знаний о народонаселении / под ред. Д. И. Валентея. - М. : Высш. шк., 1991. - 256 с.
7. Слепенков, И. М. Основы теории социального управления : учеб. пособие для вузов / И. М. Сле-пенков, Ю. П. Аверин. - М. : Высш. шк., 1990. - 381 с.
8. Федотовская, Т. А. Современная социальная политика: гендерный подход / Т. А. Федо-товская // Гендерная политика в России и в мире: вопросы теории и практики. - 2007. - № 25 (342). -
С. 20-25.
9. Щекин, Г. Социальное управление как система / Г. Щекин // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 2. - С. 24-29.
THE THEORIES OF THE REGIONAL DEMOGRAPHIC PROCESSES
SOCIAL MANAGEMENT
N. Yu. Pereverzeva
The article defines the theoretical aspect of the regional demographic processes social management. The author considers this aspect in the context of the social management theories, the region sociology and demography and states that nowadays the demographic processes social management theory as a separate scientific direction does not exist, thus providing opportunities for both theoretical and practical research.
Key words: social management theories, demography processes, state and regional regulation, demography, adapted innovative projects and development programs.