УДК 316
Курносенко Андрей Анатольевич
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права. г. Ессентуки. [email protected]
Социологические методы
В ИССЛЕДОВАНИИ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Andrei A. Kurnosenko
applicant. Department of all-humanitarian and natural-science disciplines,
Essentuki Institute of Management, Business and Right [email protected]
Sociological methods in
THE STUDY OF ADAPTATION OF THE POPULATION
Аннотация. В статье отмечается, что в трансформирующемся обществе особое значение приобретают фрагменты социальной статики. Прежде всего, как эмпирически доказанный эталон социального или индивидуального бытия в определённый и узнаваемый период времени. Для отдельного человека соответствующие процессы связаны с установками и традициями сознания. Через ранее полученный опыт рассматриваются различные аспекты родственных и иных предпочтений и коммуникаций в адаптационной перспективе.
Ключевые слова: социологические методы, адаптация, общество.
Annotation. In the article it is noted that in transitional countries the fragments of social statics are of particular importance, first of all, as an empirically proven standard of social or individual life in a specific and recognizable period of time. For the individual the relevant processes are associated with attitudes and traditions of consciousness. Through past experience the different aspects of related and other preferences and communications in the adaptation perspective are considered.
Keywords:
society.
sociological methods, adaptation,
Методология адаптационных ожиданий и предпочтений на индивидуальном и групповом уровнях обращена, прежде всего, к их сравнительному анализу на основе соответствующей статистики. Как правило, фиксируемые статистикой установки социальной адаптации связаны в сознании людей с ожиданиями финансового, общественного, семейного и иных видов благополучия. В то же время, мы отмечаем, что адаптационные ожидания не всегда обращены к достижению положительных материальных результатов. Отдельная группа адаптационных тактик и стратегий может быть отнесена к необходимости приспособления к существованию и выживанию в условиях кризиса хозяйства, власти, культуры и им подобных.
Здесь нельзя не отметить установки массовой оценки и индивидуальной психики. В адаптационных ожиданиях и предпочтениях трансформация устоев, традиций и ценностей ведёт к социальной аномии. Прежде всего, по формату депрессивных состояний, снижения уверенности в перспективах ближайшего и отдалённого будущего. В установках социологии процессы трансформации определяются, по меньшей мере, двойственно. Во-первых, трансформация как позитивная социальная динамика. Во-вторых, как масштабные структурные преобразования с негативно оцениваемым промежуточным или конечным результатом.
Также, возможны и нейтральные построения, при которых развиваются, но не завершаются
процессы социально выраженного конфликта. Прежде всего, как снижение аргументации в понимании основ положительной коммуникации между обществом и отдельным человеком, группой. Помимо сознательного или не осознаваемого, не критического восприятия фактов социальной трансформации, в исследованиях по данной тематике уместно рассматривать историческую преемственность адаптационных динамик.
Соответственно допустимо предположить, что критерии и стандарты адаптационных установок не всегда формулируются достаточно предметно. В институциональной практике расплывчатость формулировок для убедительных критериев адаптационных установок часто подменяется ситуативной конкретикой лозунгов различного свойства и содержания. В том числе, и далёких от гуманистических предпочтений человека и общества. Широкую доказательную базу по данному тезису обеспечивают культивируемые в глобальной истории призывы к обретению счастья и благоденствия через жертвенность во имя целей и идеалов власти, религии, свершений в сфере труда и т.п.
В институциональной перспективе любого общества заложены ожидания социальных, культурных, экономических и иного рода положительных перспектив. Ориентация по установке «завтра лучше, чем вчера» закреплена в массовом сознании, в морали и нравственности как ведущая функциональная установка для всех сфер жизни общества.
119
Известно, что Э. Дюркгейм прямо указывал на приоритет общественных интересов над интересами индивидуальными. Обращаясь к понятию «социальная функция», классик социологии устанавливал сферу соответствия между явлением или процессом и определённой потребностью социальной системы [1]. Функциональную обусловленность процессов и явлений он полагал сущностным основанием развития любого общества.
На этом фоне отметим, что для структур современного отечественного социума статистика отмечает нарастающую тревожность в составе адаптационных ожиданий всех групп населения. По нашим данным, устойчиво неуверенность в перспективах индивидуального и группового развития демонстрируют от 65 до 80 % респондентов. Наибольшие процентные показатели отражают непонимание собственных адаптационных перспектив в ракурсах инфляционных ожиданий, экономического кризиса, расширения географии вовлечения вооружённых сил государства в военные конфликты.
Основания негативного восприятия современной ситуации и перспектив кризисного углубления субъективно различны. Социальный оптимизм традиционно критичен по условиям процессов, характеризующих разнообразие страт и ролевых установок. Формальные аспекты низкой уверенности в достижении позитивных горизонтов для ближайших и отдалённых перспектив могут быть отнесены ко всему спектру адаптационных ожиданий и практик.
Приспособительные негативные ожидания демонстрируют представители разных групп и слоёв современного российского общества. Как состоятельные граждане, так и отнесенные к уровню ниже черты бедности. Работающие и безработные, молодёжь и представители старших поколений. То есть, все люди, в том числе, группируемые по признакам гражданства, видам миграционной практики, гендерным признакам и свойствам, осознанно или под влиянием непреодолимых обстоятельств оказываются вовлеченными в решение задачи оценки и переоценки целей и результатов социальной адаптации.
В социологии адаптационные процессы типизируются как комплекс факторов и взаимовлияний, ориентированных к достижению новых уровней в социальном пространстве современного российского общества. Методы социологии позволяют обосновать тезис о том, что социальная адаптация выступает одним из ведущих факторов развития общества, наряду с образованием, развитием профессионального разнообразия, иными элементами сферы культуры, экономики, власти.
Определённое значение в методологии научного поиска по целому ряду фрагментов темы имеет сопоставление социальной адаптации и социализации по параметрам пространства, времени, содержания реализации. Как и по глубине проникновения в социальную сферу, в целом.
Распространение информационной коммуникации, основанное на развитии и совершенствова-
нии соответствующих приёмов и средств, актуализирует новые схемы понимания феномена социальной адаптации. Так, с указанной конструкцией объективно связано новое понимание форм и ценностей социального общения.
Трансформации социальных институтов успешно изучают отечественные авторы, в ряду которых выделим Т.И Заславскую, В.П. Кочьяна, В.Е. Охлопкова, А.П. Михайлова, В.В. Радаева, Н.М. Римашевскую, Ж.Т. Тощенко. В трудах указанных авторов рассматриваются проблемы вертикальных социальных перемещений, теоретико-методологические основы явления девиации. В то же время, по нашему мнению, современные исследования отмечены излишней детализацией условий и норм социальных трансформаций. Подчас, в ущерб экспертному анализу тематики по наиболее значимым векторам социальной адаптации. В целом же, по наиболее существенным факторам социальная адаптация циклична. Периоды максимального удовлетворения достигнутыми результатами индивидуального и общественного развития сменяются упадком. На смену позитивным настроениям приходят сомнения в результативности реализованных ролевых предпочтений и статусных ожиданий.
По мнению ряда современных авторов, в современной социологии установились наиболее общие подходы к пониманию и научному определению процесса адаптации. В координатах спецификации для процессов на макро -социальном уровне, адаптация рассматривается как условие и функция взаимодействия личности, социальной группы, социального института с социальной средой. Основу таких процессов составляет коммуникация с предварительной аргументацией ценностных предпочтений, требований к снижению конфликтности и гарантиями справедливости для основных участников. Существенным содержанием адаптации является согласование ролевых и статусных притязаний субъекта с его возможностями для условий реальной социальной среды.
Мы разделяем позицию представителей современной социологии о том, что процесс адаптации нельзя рассматривать в отрыве от семьи. Это определяет необходимость социальнодемографического подхода к изучению адаптационных процессов, поскольку степень включенности в них во многом определяется семейными характеристиками. Каждая семья в зависимости от структуры, численности, половозрастного состава, образовательного и профессионального уровня её членов, их личностных характеристик обладает различным потенциалом адаптации, различными возможностями реализации этого потенциала [2].
Предлагаемый для данной темы исследовательский поиск в большей степени относится к категории текущего сопоставления конкретных показателей в ракурсе элементов системы трансформации и адекватных структурных связей. Таким образом, в предлагаемом нами подходе социологические методы обращены к наиболее значимым условиям адаптации отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе по научно выверенным исходным данным.
120
Литература:
1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Мысль,1991. С. 51.
2. Гордон Л.А. Социальная адаптация к современным условиям // Социологические исследования. 1994. № № 8-9.
Literature:
1. Durkheim E. On division of social activities. Sociology method. M. : Thought, 1991. P. 51.
2. Gordon L.A. Social adaptation to modern conditions // Sociological researches. 1994. № 8-9.
121