Научная статья на тему 'Социологические курсы А. С. Лаппо-Данилевского (по материалам архива)'

Социологические курсы А. С. Лаппо-Данилевского (по материалам архива) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
87
17
Поделиться
Ключевые слова
А. С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ / СОЦИОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ПОЗИТИВИЗМ / НЕОКАНТИАНСТВО / A. S. LAPPO-DANILEVSKII / SOCIOLOGY / METHODOLOGY / AXIOLOGY / POSITIVISM / KANTIANISM

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Малинов Алексей Валерьевич

Статья опирается на архивные материалы, отложившиеся в фонде академика Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919) в Санкт-Петербургском филиале архива РАН (ф. 113), в частности, на рукописи «О социологии. Курс лекций 1902-1911 г.», «Научные основы социологии в их историческом развитии. Лекции, читавшиеся в Санкт-Петербургском обществе народных университетов. 1911-1912» и «О теории ценностей. 1904-1918». Предпринимается попытка реконструировать содержание обществоведческих и социологических курсов Лаппо-Данилевского, поскольку за исключением курса «Методологии истории» они не были опубликованы. Рукописи носят черновой характер; это выписки из книг, краткие заметки, подготовительные материалы к занятиям. В своих курсах и «семинариях» Лаппо-Данилевский предпочитал историческое изложение материала, что, с одной стороны, лучше служило учебным целям, а с другой позволяло избежать догматизации предмета. Рукописи историка помогают выявить его философские предпочтения; в них также содержатся попытки логико-математической формализации социальных учений. Социологические курсы Лаппо-Данилевского позволяют полнее представить теоретическое наследие ученого и лучше оценить его значение в отечественной социальной науке начала XX в. Библиогр. 16 назв.

THE SOCIOLOGICAL COURSES OF A. S. LAPPO-DANILEVSKII (BASED ON ARCHIVAL RESEARCH)

The article is based on archival materials deposited in the fund of the academician Alexander Sergeyevich Lappo-Danilevskii (1863-1919) at the St. Petersburg branch of the Russian Academy of Sciences Archive (Fund 113). In particular, the manuscript ‘On sociology. Lectures of 1902-1911’, ‘Scientific bases of sociology in their historical development. Lectures delivered at the St. Petersburg Society of Public Universities. 1911-1912’ and ‘On the theory of values. 1904-1918’. An attempt is made to reconstruct the content of Lappo-Danilevskii’s social science and sociology courses because, except for the course ‘Methodology of history’, they have not been published. The manuscripts are of a preparatory nature and amount to extracts from the books, short notes, and preparatory materials for classes. In his courses and ‘seminars’ Lappo-Danilevskii preferred historical presentation of materials, on the one hand, to better serve the educational goals and, on the other hand, avoids the dogma of the subject. The historian’s manuscripts help to reveal his philosophical preferences as well as contain the logical-mathematical formalization of social theories. The sociological courses of Lappo-Danilevskii allow for a more complete presentation of the scientist’s theoretical heritage and a better appreciation of its importance in early 20th century Russian social science. Refs 16.

Текст научной работы на тему «Социологические курсы А. С. Лаппо-Данилевского (по материалам архива)»

УДК 1(091)(47)"17":378

Вестник СПбГУ. История. 2016. Вып. 3

А. В. Малинов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ А. С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВА)*

Статья опирается на архивные материалы, отложившиеся в фонде академика Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919) в Санкт-Петербургском филиале архива РАН (ф. 113), в частности, на рукописи «О социологии. Курс лекций 1902-1911 г.», «Научные основы социологии в их историческом развитии. Лекции, читавшиеся в Санкт-Петербургском обществе народных университетов. 1911-1912» и «О теории ценностей. 1904-1918». Предпринимается попытка реконструировать содержание обществоведческих и социологических курсов Лаппо-Данилевского, поскольку за исключением курса «Методологии истории» они не были опубликованы. Рукописи носят черновой характер; это выписки из книг, краткие заметки, подготовительные материалы к занятиям. В своих курсах и «семинариях» Лаппо-Данилев-ский предпочитал историческое изложение материала, что, с одной стороны, лучше служило учебным целям, а с другой — позволяло избежать догматизации предмета. Рукописи историка помогают выявить его философские предпочтения; в них также содержатся попытки логико-математической формализации социальных учений. Социологические курсы Лаппо-Дани-левского позволяют полнее представить теоретическое наследие ученого и лучше оценить его значение в отечественной социальной науке начала XX в. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: А. С. Лаппо-Данилевский, социология, методология, аксиология, позитивизм, неокантианство.

A. V. Malinov

THE SOCIOLOGICAL COURSES OF A. S. LAPPO-DANILEVSKII (BASED ON ARCHIVAL RESEARCH)

The article is based on archival materials deposited in the fund of the academician Alexander Sergeyevich Lappo-Danilevskii (1863-1919) at the St. Petersburg branch of the Russian Academy of Sciences Archive (Fund 113). In particular, the manuscript 'On sociology. Lectures of 1902-1911', 'Scientific bases of sociology in their historical development. Lectures delivered at the St. Petersburg Society of Public Universities. 1911-1912' and 'On the theory of values. 1904-1918'. An attempt is made to reconstruct the content of Lappo-Danilevskii's social science and sociology courses because, except for the course 'Methodology of history', they have not been published. The manuscripts are of a preparatory nature and amount to extracts from the books, short notes, and preparatory materials for classes. In his courses and 'seminars' Lappo-Danilevskii preferred historical presentation of materials, on the one hand, to better serve the educational goals and, on the other hand, avoids the dogma of the subject. The historian's manuscripts help to reveal his philosophical preferences as well as contain the logical-mathematical formalization of social theories. The sociological courses of Lappo-Danilevskii allow for a more complete presentation of the scientist's theoretical heritage and a better appreciation of its importance in early 20th century Russian social science. Refs 16.

Keywords: A. S. Lappo-Danilevskii, sociology, methodology, axiology, positivism, Kantianism.

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1919) известен как один из крупнейших русских историков и организаторов исторической науки рубежа XIX-XX вв. Ему принадлежат работы по русской истории XVII-XVIII вв., по сфра-

Малинов Алексей Валерьевич — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; a.v.malinov@gmail.com

Malinov Alexey Valerievich — Doctor in Philosophy, Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaia nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; a.v.malinov@gmail.com

* Работа выполнена в рамках НИР СПбГУ (23.38.328.2015). Руководитель А. В. Малинов. © Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

гистике, историографии и дипломатике (он по праву считается основателем русской школы дипломатики). Его исторические курсы на историко-филологическом факультете Петербургского университета и в Историко-филологическом институте частично были изданы еще при жизни литографским способом. Вместе с тем Лаппо-Данилевский был видным теоретиком и методологом истории, пытавшимся создать целостную «теорию обществознания». С 1906 г. он читал в университете трехгодичный курс методологии истории. Эти лекции трижды издавались в разных редакциях (1909, 1910-1913, 1923), оказавшись самой востребованной книгой петербургского историка [Ростовцев, Потехина 2013, с. 23-28].

Обращение Лаппо-Данилевского к методологии истории не было случайным. В 1899 г. в 36-летнем возрасте по завету академиков К. Н. Бестужева-Рюмина и В. Г. Васильевского он был избран в Академию наук, где на протяжении двух десятилетий во многом определял направление работы историко-филологического отделения. В то же время в должности приват-доцента Лаппо-Данилевский продолжал преподавать в Петербургском университете, а в 1918 г. был избран сверхштатным профессором университета. Положение ученого осложнялось непростыми отношениями с С. Ф. Платоновым, возглавлявшим кафедру русской истории, а затем ставшим деканом историко-филологического факультета [Ростовцев 1999, с. 128-165; Ростовцев 2004, с. 61-66, 69-74, 76-93 и др.; Ростовцев 2013, с. 29-43]. Защитив в 1891 г. магистерскую диссертацию по русской истории XVII в. «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований», Лаппо-Данилевский вел в университете специальные курсы и практические занятия, но вынужден был отказаться от исследований по русской истории XVII в., поскольку эта эпоха была предметом научного интереса С. Ф. Платонова. Новой сферой занятий Лаппо-Данилевского стал XVIII в. Он публикует серию исследований о внутренней политике Екатерины II, о русских промышленных и торговых компаниях XVIII в., о законодательных комиссиях в XVIII в., о И. И. Бецком и его системе воспитания и др. Уже в магистерской диссертации Лаппо-Данилевский выступил как сторонник «государственной школы», свои работы по русской истории XVIII в. он продолжал в русле того же либерального направления. Ученый пытался проследить становление «личности» в России, приходя к выводу, что этот процесс приходится на XVIII в. Так у Лаппо-Данилевского родилась идея написания большого исследования, посвященного истории русского общества, культуры и политических идеалов в XVIII в., которое должно было стать его докторской диссертацией. Правда, с конца 1890-х годов Лаппо-Данилевский вынужден был в преподавании сосредоточиться на «семинариях» по «теории об-ществознания»: VI книге «Системы логики» Д. С. Милля (1899-1900 и 1900-1901), систематике социальных явлений разных степеней (1901-1902), анализе простейших социальных взаимодействий (1903-1904), теории ценности и ее приложении к обществоведению (1904-1905), теории эволюции и ее применении к обществоведению и истории (1906-1907), логике общественных наук и истории (1908-1909 и 1909-1910), теории исторического знания: разборе важнейших учений о ценности (1910-1911), критическом разборе важнейших учений о развитии (1911-1912), критическом разборе главнейших учений о случайности (1912-1913), критическом разборе главнейших учений о ценности (1913-1914 и 1917-1918), критическом разборе главнейших учений, касающихся проблемы «чужого я» (1914-1915), методо-

логии социальных и исторических наук (1915-1916), логике социальных и исторических наук (1918-1919). Такая «эмиграция» в методологию истории была вызвана как ухудшавшимися отношениями с С. Ф. Платоновым, включившим к тому времени в свой курс и русскую историю XVIII в., так и личной склонностью Лаппо-Данилевского к теоретизированию, его увлечением сначала философией позитивизма, а затем неокантианства.

Если содержание курсов Лаппо-Данилевского по русской истории XVII-XVIII вв. можно оценить по его опубликованным работам, то представление о социологических и обществоведческих курсах можно получить только по «Методологии истории». В то же время в фонде ученого в Санкт-Петербургском филиале архива РАН частично сохранились рукописи его социологических курсов. Прежде всего это две большие рукописи, содержащие черновые заметки и рабочие материалы за разные годы: «О социологии. Курс лекций 1902-1911 г.» [Лаппо-Данилевский 1902-1911] и «Научные основы социологии в их историческом развитии. Лекции, читавшиеся в Санкт-Петербургском обществе народных университетов. 1911-1912» [Лаппо-Данилевский 1911-1912]. К ним примыкает курс лекций «О теории ценностей. 1904-1918» [Лаппо-Данилевский 1904-1918] и отчасти материалы неокантианского семинара Лаппо-Данилевского в Петербургском университете, в частности, доклад Г. Д. Гурвича [Гурвич 1916]. Социологической тематикой наполнена рукопись «Общее обозрение (Summa) основных принципов обществоведения. Конспект курса лекций. 1902-1903 г.» [Лаппо-Данилевский 1902-1903]. Подготовленная Лаппо-Данилевским записка для Академии наук о преподавании социологии, датированная 28 сентября 1917 г. [Лаппо-Данилевский 1917], также содержит план курса. Эти материалы лишь в последние годы были частично опубликованы [Лаппо-Данилевский 2013a, с. 59-62; Лаппо-Данилевский 2013b, с. 96-105; Лаппо-Данилевский 2014, с. 111-123; Лаппо-Данилевский 2015a, с. 5-62; Лаппо-Да-нилевский 2015b, с. 236-271].

Лекции по социологии в университете Лаппо-Данилевский не читал. Как отмечал Н. И. Кареев, когда в 1919 г. встал вопрос о преподавании на историко-филологическом факультете социологии, то только они вдвоем с Лаппо-Данилевским отстаивали необходимость такого курса [Кареев 1996, с. 153]. Архивные рукописи Лаппо-Данилевского содержат не столько лекции по социологии, сколько заметки к его обществоведческим «семинариям». Так, например, около половины рукописи «О социологии» — это материалы к первому такому семинару, посвященному критическому разбору шестой книги «Системы логики силлогистической и индуктивной» Д. С. Милля, который Лаппо-Данилевский вел в университете в течение двух лет (1899-1900 и 1900-1901). В рукописи объемом 467 листов заметки о Д. С. Мил-ле занимают более 200 листов [Лаппо-Данилевский 1902-1911, л.12-211, 247-252]. В основном это выписки из работ Д. С. Милля и о Милле (причем в социологических рукописях Лаппо-Данилевского конспекты часто, судя по почерку, сделаны, вероятно, кем-то из его учеников). Лаппо-Данилевский последовательно излагал содержание глав шестой книги «Системы логики» и давал их обстоятельную критику. Объем критических замечаний в рукописях Лаппо-Данилевского, как правило, значительно превышает сами конспекты.

Представление о структуре одного из социологических курсов Лаппо-Дани-левского в Санкт-Петербургском Обществе народных университетов «Научные

основы социологии в их историческом развитии» (10, 17 и 24 ноября 1911 г.) дает сохранившаяся программка:

«1. Возникновение социологических учений под влиянием французского просвещения XVIII века. Понятие о законосообразности явлений общественной жизни и ее развития. Учение о "социальной организации" и его социологическое значение.

2. Основание социологии. Положение социологии в системе наук. Социальная статика и социальная динамика; главнейшие их законы.

3. Биологическое направление в социологии. Биосоциологическое учение об обществе, как об организме; теория эволюции и приложение ее законов в социологии.

4. Психологическое направление в социологии. Социальная психология и законы подражания. Коллективная психология и законы образования коллективного сознания. Этология и народная психология, законы образования народного характера и его продуктов.

5. Очередные задачи собственно социологического построения. Абстрактная социология и ее законы. Приложения ее обобщений к историческому изучению общества» [Лаппо-Данилевский 1911-1912, л.1].

В разделе «Возникновение социологических учений под влиянием французского просвещения XVIII века» Лаппо-Данилевский подробно рассматривал взгляды Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Юма, Ж. М. Ф. Н. Кондорсе, А. Р. Ж. Тюрго, А. Сен-Симона. Раздел «Основание социологии» был посвящен прежде всего О. Конту. Раздел «Биологическое направление в социологии» в рукописи был также обозначен как «Естественнонаучное направление в социологии» и отведен взглядам Г. Спенсера и его последователям. К «Психологическому направлению в социологии» Лаппо-Дани-левский относил учение Г. Тарда, лишь кратко упоминая других авторов, и «психологию народов» (М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт, И. Ф. Гербарт). В лекции «Очередные задачи собственно социологического построения» он рассматривал «теоретико-методологическое направление», «абстрактную социологию» и «историческое направление в социологии». Значительная часть материалов отведена анализу «социологии в духе материализма» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Е. Бернштейн, М. Адлер, А. Лориа, К. Каутский, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский).

Частично этот историко-социологический материал дублируется и дополняется в рукописи «О социологии. Курс лекций 1902-1911 г.». Так, она начинается с кратких заметок о «психологическом направлении», о котором речь идет и в середине рукописи (Ф. Г. Гиддингс, Г. Тард). Включение в рукопись материалов к «семинарию» о «Системе логике» Д. С. Милля указывает, что она содержит записи не только за 1902-1911 гг., но и за более ранние годы. Второй крупный раздел рукописи называется «Социально-философские построения». Он содержит два параграфа: «"Субъективное" построение (Русская социологическая школа)» и «Формально-критическое построение (Наторп, Штаммлер)». Из русских социологов Лаппо-Данилевский останавливался здесь только на П. Л. Лаврове и Н. К. Михайловском.

В этом же архивном деле помещен подробный «План теории обществоведения», состоящий из двух частей («Методология» и «Феноменология») и разбитый на главы, который, скорее всего, не имел прямого отношения к читавшимся лекциям, а представлял собой своеобразный систематический итог того, что ученый

понимал под наукой об обществе. Возможно, этот план являлся проспектом книги, поскольку он был разбит на главы, а не лекции, как в других случаях.

В своих лекциях, как по «Методологии истории», так и по социологии, Лаппо-Данилевский значительное место отводил разрешению вопроса о «чужом я». Именно этому вопросу во многом был посвящен его курс «Общее обозрение (Summa) основных принципов обществоведения», с него начинался и план курса по социологии, сопровождавший записку, составленную для Академии наук в 1917 г. Содержание последнего курса перекликается и программой читавшихся Лаппо-Данилев-ским лекций по социологии, и с «Планом теории обществоведения».

«Основной курс

Часть первая: Теория социологического знания.

Основные принципы и методы социологии

I. Принципы социологического знания

1. Принцип признания чужой одушевленности и т. д.

Главнейшие источники и пособия

1. Источники социологических знаний:

a) Биологические? Соц[иальная] жизнь животных (уже в связи с в).

b) Психологические: наблюдения над здоровыми и больными индивидуумами в их общении.

c) Этнографические. Важнейшие путешествия (Wenle)

2. Пособия: Исторические обозрения развития социологии

a) Основные труды (Коген и проч.)

b) учебники

c) монографии

d) периодические и повременные издания.

e) Преподавание социологии.

2. Процессы социального взаимодействия

1. Ассимиляция (хотя бы в признании общих способов общения, знаков его и т. п.)

2. Половое общение (ср. Gemeinchaft)

3. Социальное общение (Geselltchaft) aa) подражание

bb) противоположение (ant.) сс) игра

dd) ассоциация (соглашение, договор) ee) властвование.

II. Факторы и процессы социального взаимодействия 1. Факторы социально взаимодействия а) Физические факторы (ср. внеш[няя] среда)

b) Психические факторы и их разновидности

c) Социальные факторы и их разновидности.

Часть вторая: Основы социологии

I. Понятие о социальном взаимодействии

1. Среда социального взаимодействия

a) натуральная (природа)

b) социальная: численный состав населения, его объем, густота и концентрация; качественный состав населения: племена, классы и т. п.; движение населения.

2. Социальное взаимодействие (и постепенное расширение его пределов) Социальное взаимодействие происходит лишь под условием взаимного признания одушевленности тех субъектов, которые находятся во взаимодействии.

ЬЬ) Объем социологии; отношение к другим наукам [—] к антропологии

— психологии (в частности, коллективной)

— этнографии

— политической экономии

— правоведению

— истории.

b) Понятие о социологии в социологической литературе; ее содержание и объем.

1) Конт, Спенсер

2) Уорд, Штукенберг

3) Гиддингс, Смолль

4) Тард

5) Дюркгейм, Тоннис

6) Зиммель

Понятие о природе социального явления. аа) Содержание социологии

Главнейшие явления, подлежащие социологическому изучению.

c) деление социологии (учение о строении и развитии общества)» [Лаппо-Да-нилевский (1917), л. 3-9]. В качестве дополнения или альтернативы приводится еще один план курса по социологии, озаглавленный «Положение социологии в системе наук»:

«1. Введение (записка для Института) 1

2. Проблема систематики науки в различных ее постановках и ее литературе 2

3. Платон. Аристотель; их влияние на последующих мыслителей средневековья 3

4. Возрождение. Бэкон и Гоббс — 4

5. Век просвещения: Лейбниц, Даламбер, Бентам — 5

6. Конт 6

7. Спенсер 7

8. Вундт 8

9. Лейбниц

10. Курно

11. Навилль (Лейбниц, Курно и Наввиль — 9-10)

12. Неокантианство — 11

13. Современное понимание (ср. записку) 12, 13, 14» [Лаппо-Данилевский (1917), л. 10].

Цифры после заглавий лекций, вероятно, обозначают номера (очередность) самих лекций.

Примером философских занятий, которые проводил Лаппо-Данилевский, может служить «семинарий» «О теории ценности» (1913-1914), сохранившийся в том же фонде (ед. хр. 337). Занятия, вероятно, предполагали как лекции самого Лаппо-Данилевского, так и доклады студентов. В фонде историка в Санкт-Петербургском филиале архива РАН отложился план «практических занятий по аксиологии», записи лекций Лаппо-Данилевского и тезисы некоторых докладов участников семинара. План состоял из четырех разделов: «Учение о ценности», «Система ценностей», «Главнейшие разновидности аксиологических суждений и оценок в отдельности», «Приложение к истории». Темы занятий по преимуществу формулировались по историко-философскому принципу. Так, первый раздел «Учение о ценности» состоял из двух подразделов: «А) Учение о ценности преимущественно с теоретико-познавательной точки зрения» и «В) Учение о ценности с психологической точки зрения», каждый из которых распадался на параграфы со сквозной нумерацией по всем разделам. В первом подразделе «А) Учение о ценности преимущественно с теоретико-познавательной точки зрения» было пять параграфов: «Учение о суждении, особенно отрицательном в связи с понятием о познавательной ценности», «Общее учение об абсолютных (или обоснованных) ценностях. Трансцендентальное построение. Риккерт, Jessing, Urban», «Учение о ценностях с логической и психологической точки зрения, в связи с этическими ценностями. Мейнонг» (в рукописи название третьего параграфа зачеркнуто), «Эмпириокритическое построение в связи с эстетическими ценностями», «Прагматическое построение в связи с ценностью действования. Гизетти». Причем последний параграф дополнялся еще двумя пунктами: «Утилитаризм. Бентам, Милль и пр.» и «Учение о ценности в метафизическом смысле». Второй подраздел «В) Учение о ценности с психологической точки зрения» включал три параграфа: «Эмоциональная теория. Ehrenfels, Begehren», «Волюнтаристическая теория. Мейнонг, Kreibig» (в рукописи заглавие параграфа зачеркнуто), «Смешанная теория аффективно-волитивная. Urban, Тэнтель». Второй раздел «Система ценностей» насчитывал четыре параграфа: «Münsterberg (с философской точки зрения)», «Maier (с теоретико-психологической точки зрения?)», «Штейнц, Энгельгардт», «Болдырев». Третий раздел «Главнейшие разновидности аксиологических суждений и оценок в отдельности» снова делился на два подраздела: «а) Основные ценности» и «b) Сложные ценности». «а) Основные ценности» включали параграфы: «Познавательная ценность. Риккерт, Пуанкаре», «Этические ценности. Кант и др. Krueger», «Эстетическая ценность. Eisler, Cohn, Wilasek». К «b) Сложные ценности» Лаппо-Данилевский относил: «Религиозные ценности. Reischle, Bergner, Peillaube, Джеймс» и «Экономические ценности. Simmel, Mengel, Nenmann, Schmoller, Bölm-Pawesk». Последний раздел, «Приложение к истории», остался без расшифровки. Параграфы в рукописи имели сплошную нумерацию,

но она не была выдержана, и отдельные номера параграфов повторялись. Сохранившиеся рукописи Лаппо-Данилевского лишь отчасти позволяют реконструировать содержание этого плана.

Темы студенческих докладов и их исполнители располагались в следующем порядке: 23-30 сентября 1913 г. — «Суждение» (Т. И. Райнов), 7, 13 октября 1913 г. — «Кант, неокантианцы» (Т. И. Райнов), 28 октября 1913 г. — «Гуссерль, Лессинг» (Иванов, зачеркнута фамилия Вознесенский), 2 или 9 декабря 1913 г. (в рукописи указано две даты) — «Декарт, Риккерт» (А. А. Дроздецкий), «Мейнонг» (дата и докладчик не указаны), 4, 11 ноября 1913 г. — «Христиансен, Эйслер» (Г. П. Соколов), 25 ноября 1913 г. — «Джеймс» (Страдецкий), 20 января 1914 г. — «Бентам» (Н. Д. Кондратьев), 27 января, 3 февраля 1914 г. — «Гартман» (И. И. Гапанович), «Ehrenfels» (дата и докладчик не указаны), 10, 17 февраля 1914 г. — «Krubig» (М. И. Левин), 24 февраля, 3 марта — «Urban» (Собсович, зачеркнута фамилия Войнович), «Мюнстерберг» (дата и докладчик не указаны), «Майер (Maier)» (дата и докладчик не указаны).

В фонде Лаппо-Данилевского в другом деле имеются два доклада Г. Д. Гурви-ча «Телеология в философской системе Германа Когена» и «Телеология в учении Риккерта», которые, вероятно, были также сделаны на занятиях под руководством Лаппо-Данилевского, но, скорее всего, в другом учебном году.

Все рукописи социологических курсов Лаппо-Данилевского носят черновой характер, они не предназначались для печати. Многие заметки содержат опыты по математической формализации социологических концепций и «социологических законов» (например, в разделах о Д. С. Милле, о социальном энергетизме и др.). К лекциям по социологии и обществоведческим семинарам Лаппо-Данилевский подходил как историк. Его занятия строились по историко-социологическому или историко-философскому принципу. Это помогало избежать догматизации, но в то же время затрудняет выявление его собственной исследовательской позиции. Вероятно, Лап-по-Данилевский считал такое историческое изложение более подходящим для учебных целей. Рукописи социологических курсов Лаппо-Данилевского существенно дополняют представление о нем как об организаторе социологической науки в России, первом председателе Русского социологического общества им. М. М. Ковалевского и инициаторе создания в Петрограде Института социальных наук.

Источники и литература

Гурвич Г. Д. Телеология в философской системе Когена // Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 425. 14 л. Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. 286 с. Лаппо-Данилевский А. С. Записка о преподавании социологии (1917) // Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 321. 12 л. Лаппо-Данилевский А. С. Изложение и критика теории Д. С. Милля (фрагменты рукописи «О социологии») // Вече. Журнал русской философии и культуры (СПб.). 2015b. Вып. 27. С. 236-271. Лаппо-Данилевский А. С. Научные основы социологии в их историческом развитии. Лекции, читавшиеся в Санкт-Петербургском обществе народных университетов. 1911-1912 // Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 344. 456 л.

Лаппо-Данилевский А. С. О социологии. Курс лекций 1902-1911 г. // Санкт-Петербургский филиал

Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 331. 467 л. Лаппо-Данилевский А. С. О теории ценностей. 1904-1918 // Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 337. 164 л.

Лаппо-Данилевский А. С. Об Институте социальных наук. Записка Комиссии Академии Наук (1917) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013a. № 3. С. 59-62.

Лаппо-Данилевский А. С. Общее обозрение (Summa) основных принципов обществоведения. Конспект курса лекций. 1902-1903 г. // Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 330. 291 л.

Лаппо-Данилевский А. С. Общее обозрение (Summa) основных принципов обществоведения. Курс 1902-1903 гг. // Вопросы философии. 2013b. № 12. С. 96-105.

Лаппо-Данилевский А. С. Основание социологии (фрагменты курса «Научные основы социологии в их историческом развитии) // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5, № 2. С. 111-123.

Лаппо-Данилевский А. С. Развитие науки и учености в России // Архив истории науки и техники. Вып. V (XIV) / отв. ред. С. С. Илизаров. М.: «Янус-К», 2015a. С. 5-62.

Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский в петербургской университетской корпорации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 3. С. 29-43.

Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань: НИИР, 2004. 349 с.

Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и С. Ф. Платонов (к истории личных и научных взаимоотношений) // Проблемы социального и гуманитарного знания: сб. научных работ. Вып. I. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 128-165.

Ростовцев Е. А., Потехина И. П. А. С. Лаппо-Данилевский в современном научно-иформационном пространстве // Клио. 2013. №12. С. 23-28.

Для цитирования: Малин ов А. В. Социологические курсы А. С. Лаппо-Данилевского (по материалам архива) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2016. Вып. 3. С. 135-144.

DOI: 10.21638/11701/spbu02.2016.311

References

Gurvich G. D. Teleologiia v filosofskoi sisteme Kogena [Teleology in the philosophical system of Cohen]. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk (SPbF ARAN) [St. Petersburg branch of the Archives of the Russian Academy of Sciences (SPbF ARAN)], f. 113, op. 1, ed. khr., 425, 14 l. (In Russian, unpublished)

Kareev N. I. Osnovy russkoi sotsiologii [Fundamentals of Russian sociology]. St. Petersburg, Ivan Limbah Publ., 1996, 286 p. (in Russian)

Lappo-Danilevskii A. S. Zapiska o prepodavanii sotsiologii (1917) [Note on the teaching of sociology (1917)]. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk (SPbF ARAN) [St. Petersburg branch of the Archives of the Russian Academy of Sciences (SPbF ARAN)], f. 113, op. 1, ed. khr., 321, 12 l. (In Russian, partially published)

Lappo-Danilevskii A. S. Izlozhenie i kritika teorii D. S. Millja (fragmenty rukopisi «O sotsiologii») [The exposition and criticism ofthe theory of D. S. Mill (fragments ofthe manuscript "On sociology")]. Veche. Zhurnal russkoi filosofii i kul'tury [Veche. Journal of Russian Philosophy and Culture] (St. Petersburg), 2015b, issue 27, pp. 236-271. (In Russian)

Lappo-Danilevskii A. S. Nauchnye osnovy sotsiologii v ikh istoricheskom razvitii. Lektsii, chitavshiesia v Sankt-Peterburgskom obstahestve narodnykh universitetov. 1911-1912 [Scientific bases of sociology in their historical development. Lectures given at the St. Petersburg Society of Public Universities. 1911-1912]. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk (SPbF ARAN) [St. Petersburg branch of the Archives of the Russian Academy of Sciences (SPbF ARAN)], f. 113, op. 1, ed. khr. 344, 456 l. (In Russian, unpublished)

Lappo-Danilevskii A. S. O sotsiologii. Kurs lektsii 1902-1911 g. [About Sociology. A course of lectures of 1902-1911]. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk (SPbF ARAN) [St. Petersburg branch of the Archives of the Russian Academy of Sciences (SPbF ARAN)], f. 113, op. 1, ed. khr., 331, 467 l. (In Russian, unpublished)

Lappo-Danilevskii A. S. O teorii tsennostei. 1904-1918 [On the theory of values. 1904-1918]. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk (SPbF ARAN) [St. Petersburg branch of the Archives ofthe Russian Academy of Sciences (SPbF ARAN)], f. 113, op. 1, ed. khr. 337, 164 l. (In Russian, unpublished)

Lappo-Danilevskii A. S. Ob Institute sotsial'nykh nauk. Zapiska Komissii Akademii Nauk [About the Institute of Social Sciences. Note the Commission's Academy of Sciences]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2013a, no. 3, pp. 59-62. (In Russian)

Lappo-Danilevskii A. S. Obshchee obozrenie (Summa) osnovnykh printsipov obshchestvovedeniia. Konspekt kursa lekcii. 1902-1903 [General review (Summa) the basic principles of social science. Summary of the lectures. 1902-1903]. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk (SPbF ARAN) [St. Petersburg branch of the Archives of the Russian Academy of Sciences (SPbF ARAN)], f. 113, op. 1, ed. khr. 330, 291 l. (In Russian, unpublished) Lappo-Danilevskii A. S. Obshchee obozrenie (Summa) osnovnykh printsipov obshchestvovedeniia. Kurs 1902-1903 gg. [General review (Summa) the basic principles of social science. Course 1902-1903]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2013b, no. 12, pp. 96-105. (In Russian) Lappo-Danilevskii A. S. Osnovanie sotsiologii (fragmenty kursa «Nauchnye osnovy sotsiologii v ih istoricheskom razvitii) [Foundations of Sociology (fragments of the course «Scientific bases of sociology in their historical development»)]. Sotsiologiia nauki i tehnologii [Sociology of Science and Technology], 2014, vol. 5, no. 2, pp. 111-123. (In Russian) Lappo-Danilevskii A. S. Razvitie nauki i uchenosti v Rossii [The development of science and scientists in Russia]. Arkhiv istorii nauki i tekhniki [Archive of the history of science and technology], issue V (XIV). Ed. by S. S. Ilizarov. Moscow, "Janus-K" Publ., 2015a, pp. 5-62. (In Russian) Rostovtsev E. A. A. S. Lappo-Danilevskii v peterburgskoi universitetskoi korporacii [A. S. Lappo-Danilevskii in the St. Petersburg University Corporation]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2013, no. 3, pp. 29-43. (In Russian) Rostovtsev E. A. A. S. Lappo-Danilevskii i peterburgskaia istoricheskaia shkola [A. S. Lappo-Danilevskii and St. Petersburg historical school]. Riazan', Novye issledovaniia istorii Rossii [New studies of Russian History] Publ., 2004, 349 p. (In Russian) Rostovcev E. A. A. S. Lappo-Danilevskii i S. F. Platonov (k istorii lichnykh i nauchnykh vzaimootnoshenii) [A. S. Lappo-Danilevskii and S. F. Platonov (in the history of personal and scientific relations)]. Problemy sotsial'nogo i gumanitarnogo znaniia. Sb. nauchnykh rabot [Problems of social and humanitarian knowledge. Collection of scientific works], issue I. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1999, pp. 128-165. (In Russian) Rostovcev E. A., Potekhina I. P. A. S. Lappo-Danilevskii v sovremennom nauchno-informatsionnom pro-stranstve [Lappo-Danilevskii in the modern scientific informatsionnom space]. Klio, 2013, no. 12, pp. 23-28. (In Russian)

For citation: Malinov A. V. The sociological courses of A. S. Lappo-Danilevskii (based on archival research). Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2016, issue 3, pp. 135-144. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2016.311

Статья поступила в редакцию 16 января 2016 г.; рекомендовано в печать 21 июня 2016 г.