Научная статья на тему 'Социологические исследования религиозности в сети Интернет'

Социологические исследования религиозности в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
674
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / INTERNET / RELIGIOUSNESS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / SOCIOLOGY OF RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тартыгашева Галина

В статье анализируются современные направления социологических исследований религиозности в сети Интернет, роль Интернета в формировании религиозности. Интернет рассматривается как коммуникативное поле социальных взаимодействий по поводу религии, как хранилище религиозной информации, как инструмент влияния на религиозность, как пространство для проведения онлайн-исследований религиозности. Автор также выявляет основные тенденции развития религиозного сознания в Сети и посредством Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological studies of religiousness on the Internet

The article analyzes the modern directions of sociological research in religiousness on the Internet web and the Internet role in the religiousness formation. The Internet is considered here as a communicative field of social interactions about religion, as a repository of religious information, as an instrument of influence on religiousness, and finally, as a space for its online research. The author also tries to identify main trends in the development of religious consciousness in the Network and through the Internet.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования религиозности в сети Интернет»

УДК 316.74:2

DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-92-98

Социологические исследования религиозности в сети Интернет

Галина В. Тартыгашева

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье анализируются современные направления социологических исследований религиозности в сети Интернет, роль Интернета в формировании религиозности. Интернет рассматривается как коммуникативное поле социальных взаимодействий по поводу религии, как хранилище религиозной информации, как инструмент влияния на религиозность, как пространство для проведения онлайн-исследований религиозности. Автор также выявляет основные тенденции развития религиозного сознания в Сети и посредством Интернета.

Ключевые слова: Интернет, религиозность, социологические исследования, социология религии

Для цитирования: Тартыгашева Г.В. Социологические исследования религиозности в сети Интернет // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 3 (13). С. 92-98. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-92-98

Sociological studies of religiousness on the Internet

Galina V. Tartygasheva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstracts. The article analyzes the modern directions of sociological research in religiousness on the Internet web and the Internet role in the religiousness formation. The Internet is considered here as a communicative field of social interactions about religion, as a repository of religious information,

© Тартыгашева Г.В., 2018

as an instrument of influence on religiousness, and finally, as a space for its online research. The author also tries to identify main trends in the development of religious consciousness in the Network and through the Internet.

Keywords: Internet, religiousness, sociological research, sociology of religion

For citation: Tartygasheva GV. Sociological studies of religiousness on the Internet. RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2018;3(13):92-98. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-92-98

Введение

Вопросы религии, проблемы теоретического осмысления и практического изучения специфики современной религиозности особенно актуальны в эпоху Интернета, который оказывает значительное влияние на формирование религиозного сознания, на изменение религиозного ландшафта и т. д.

Интернет представляет собой предметную область для многих наук, но для социологии он интересен как феномен, породивший множество социальных и культурных последствий, новые контексты повседневной жизни, новые виды человеческого общения и социального взаимодействия. Для исследователей «Интернет -безграничный доступ к объектам исследования» [1]. Интернет интересен как воплощение определенных культур, как хранитель глобального количества информации, как сеть социальных взаимодействий, как инструмент для проведения онлайн-исследований. В Сети реализуются социологические исследования, хранятся значительные массивы данных и их интерпретаций, новые методики, инструментарии, возникают значимые успешные проекты в описании массового религиозного поведения людей. Для современных людей характерно магическое восприятие как сакрального, так и интернет-технологий, что неизбежно приводит к виртуализации религии. Существует необходимость определить основные тенденции социологических исследований религиозности в Интернете.

Проблема определения понятия «религиозность»

В настоящее время религиозный фактор стал играть значительную роль в политических, экономических, культурных, социальных и иных отношениях современного общества. И для того, чтобы

измерить степень его влияния, степень религиозности населения, оценить качественные изменения, необходимо определиться с объяснением феномена религиозности, выявить современные тенденции формирования религиозности и религиозных сообществ в информационном пространстве Интернета. Однако эти проблемы по-прежнему не решены.

«Новое» религиозное сознание предполагает и новые критерии определения религиозности. Основными критериями определения религиозности являются конфессиональная самоидентификация и воспроизведение религиозных практик (посещение храма, соблюдение заповедей и религиозных норм). Однако как сам институт религии, так и религиозные практики значительно видоизменились. Для реализации «правильного религиозного поведения» даже не обязательно выходить из дома. Многие ритуалы можно осуществлять виртуально, а религиозная самоидентификация туманна.

Современные исследователи склонны использовать индикаторы нескольких подходов. Так, например, О.Ю. Бреская, анализируя современные подходы к религиозности Л.Г. Новиковой, В.Ф. Чесноковой, Д.Е. Фурмана, Н.А. Митрохина, резюмирует, что критерии религиозности носят комплексный характер и состоят из нескольких переменных [2]. С точки зрения Л.Б. Михайловой, «внешний характер религиозности - первая и основная черта современного массового религиозного сознания. Для одних - это форма социально-политического конформизма (быть православным - быть с большинством) и привычного патернализма, когда ожидание заботы государства дополняется или заменяется заботой Церкви» [3]. И.Г. Каргина анализирует концепцию «замещающей религии» британского социолога Г. Дейви и отмечает новые формы религиозности, связанные с Интернетом - «киберрелигия» и «ки-беррелигозность»[4].

Современные направления социологических исследований религиозности в сети Интернет

Интернет - это глобальное хранилище информации, доступ к прошлым и современным результатам теоретических изысканий и количественных социологических исследований религиозности. Современные научные источники по социологии религии, которые хранятся в Сети в виде научных статей, учебников, монографий, баз данных и т. д., посвящены процессам религиозного возрождения 2000-х гг.: десекуляризации, появлению новых типов рели-

гиозности и религиозных движений, иммиграции и изменениям религиозного ландшафта и прочее. Данная тематика формирует наиболее значимые тренды в сферах социальных проявлений религии начала XXI в. и изучается в рамках эмпирических исследований религии. В распоряжении исследователей существует большое количество интернет-ресурсов, предоставленных в виде готовых отчетов, текстов, таблиц, но не дающих возможностей работы с исходными данными. В рамках социологических исследований религии ученых интересуют религиозность населения, социальное содержание религиозных практик и религиозных институтов, результаты взаимного влияния общества и религии, религиозного влияния на общество и воздействия социальных процессов на религиозную сферу жизнедеятельности людей.

В Сети хранятся результаты социологических исследований религии различных международных и российских исследовательских организаций, как самых известных российских (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр и т. д.), так и региональных, частных исследований. Доступны данные по количеству последователей той или иной конфессии, например: Всемирная база данных по христианству (WCD -WorldC hristian Database) и Всемирная база данных по религии (WRD - World Religion Database), государственные статистические данные религиозной принадлежности населения России, данные религиозных организаций, которые ведут собственную статистику. Необходимо отметить, что результаты исследований значительно разнятся вследствие использования различных инструментов, а также в силу разницы политических целей, которые преследуются.

В настоящее время существует большое количество открытых массивов данных по социологии религии. Наиболее известные -это результаты Международной программы социальных исследований ISSP «International Social Survey Program - Religion» и исследования, изучающие ценности и включающие вопросы о религии: «Всемирное исследование ценностей» (World Values Survey), «Европейское социальное исследование» (ESS - European Social Survey). Попытка систематизации данных о базах количественных социологических исследований по религии была предпринята Е.В. Пруцковой в рамках проекта «Семинар по социологии религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которая отметила в качестве основных трудностей анализа подобных исследований проблемы операционализации понятий и использования определений религиозности, а также возможности перевода и интерпретации с одного языка на другой, поскольку исследования проводились в разных странах [5].

Необходимо также отметить, что Интернет активно используется как инструмент для традиционных социологических исследований, поскольку исследователи получают мгновенный доступ к огромному количеству респондентов. Однако пока не преодолены очевидные минусы, связанные с удаленностью, анонимностью и проблемой репрезентативности исследований.

Основные тенденции развития религиозного сознания в Сежи и посредством Интернета

Как показывают исследования, религиозное сознание значительно трансформируется под воздействием Интернета. Большинство конфессий используют Интернет в целях быстрого распространения своего влияния, вербовки последователей, знакомства с доктринами, священными текстами и т. д. Некоторые конфессии вообще придают ей сакральное значение, и лишь немногие считают Всемирную сеть проявлением зла. Концептуальный уровень религиозного сознания претерпевает изменения, поскольку есть доступ к разным интерпретациям, мнениям и взглядам, к огромному количеству информации даже в такой консервативной области, как религиозная идеология. Само по себе признание и использование в своей деятельности Интернета как продукта науки и техники есть реальное свидетельство значительного изменения религиозной идеологии. Религиозные деятели оценивают Интернет как Сеть, которая несет и добро и зло, поскольку является техническим средством, но в то же время является отражением «внутреннего духовного мира человеческой цивилизации». Интернет позволяет получить более глубокие знания в рамках той или иной конфессии, открывает для религиозных организаций, групп и индивидов новые возможности духовного развития, новые возможности для миссионерской деятельности, для социального взаимодействия между клиром и мирянами и т. д. Хотя всепоглощающее свойство Интернета, возможность «бегства от реальности», по сути, становится «вселенским злом» настоящего времени.

Заключение

Таким образом, мы попытались выявить основные направления социологических исследований религии и религиозности в сети Интернет, показали, что Интернет играет роль банка данных

теоретических, методологических и эмпирических данных по религии. С его помощью реализуются социологические исследования, осуществляются социальные взаимодействия между адептами и исследователями конфессий. Интернет значительно влияет на религиозное сознание посредством доступности информации и возможности ее выбора, а также посредством возможности «ухода от реальности», возможности обретения «индивидуального рая» на его просторах.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 1706-00340 «Разработка математических моделей виртуальных буддийских сообществ в социальных сетях».

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant № 17-06-00340 "Development of mathematical models of virtual Buddhist communities in social networks".

Литература

1. Миронова М.С. Использование сети Интернет в социологических исследованиях // Портал научно-практических публикаций. URL: http://portalnp. ru/2015/12/3034 (дата обращения 07 июня 2018).

2. Бреская О.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 77-87.

3. Михайлова Л.Б. Специфика религиозного сознания в постсоветском социокультурном пространстве // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 167-183.

4. Каргина И.Г. Новые религиозности: социологические рефлексии // Вестник МГИМО-Университета. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-religioznosti-sotsiologicheskie-refleksii (дата обращения 27 мая 2018).

5. Пруцкова Е.В. Религиозность: способы операционализации и количественной оценки // Материалы семинара «Социология религии». М., 2010. № 5. С. 7476 (Количественные исследования религии. Международная практика).

References

1. Mironova MS. The use of the Internet in sociological research. Portal of scientific and practical publications. [Internet]. [data obrashcheniya 07 june 2018]. URL: http://portalnp.ru/2015/12/3034. (In Russ.)

2. Breskaya OY. The study of religiosity: the need for an integral approach. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011;12:77-87. (In Russ.)

3. Mikhailova LB. Specificity of religious consciousness in the post-Soviet sociocultural space. Epistemology and Philosophy of Science. 2017;53:167-83. (In Russ.)

4. Kargirn IG. New religiousness. Sociological reflections. Bulletin of MGIMO-University. 2012. [Internet]. [data obrashcheniya 27 may 2018]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-religioznosti-sotsiologicheskie-refleksii

5. Prutskova EV. Religiousness: ways of operationalization and quantification. V: Proceedings of the seminar "Sociology of religion". Moscow, 2010. Vol. 5. p. 74-6. (Quantitative studies of religion. International practice).

Информация об авторе

Галина В. Тартыгашева, кандидат социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Россия, Москва, 125993, Миусская пл., д. 6; [email protected]

Information about the author

Galina V. Tartygasheva, PhD in Sociology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, 125993, Russia; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.