УДК 316.74:2
DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-92-98
Социологические исследования религиозности в сети Интернет
Галина В. Тартыгашева
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, tarty@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируются современные направления социологических исследований религиозности в сети Интернет, роль Интернета в формировании религиозности. Интернет рассматривается как коммуникативное поле социальных взаимодействий по поводу религии, как хранилище религиозной информации, как инструмент влияния на религиозность, как пространство для проведения онлайн-исследований религиозности. Автор также выявляет основные тенденции развития религиозного сознания в Сети и посредством Интернета.
Ключевые слова: Интернет, религиозность, социологические исследования, социология религии
Для цитирования: Тартыгашева Г.В. Социологические исследования религиозности в сети Интернет // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 3 (13). С. 92-98. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-92-98
Sociological studies of religiousness on the Internet
Galina V. Tartygasheva
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, tarty@yandex.ru
Abstracts. The article analyzes the modern directions of sociological research in religiousness on the Internet web and the Internet role in the religiousness formation. The Internet is considered here as a communicative field of social interactions about religion, as a repository of religious information,
© Тартыгашева Г.В., 2018
as an instrument of influence on religiousness, and finally, as a space for its online research. The author also tries to identify main trends in the development of religious consciousness in the Network and through the Internet.
Keywords: Internet, religiousness, sociological research, sociology of religion
For citation: Tartygasheva GV. Sociological studies of religiousness on the Internet. RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2018;3(13):92-98. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-92-98
Введение
Вопросы религии, проблемы теоретического осмысления и практического изучения специфики современной религиозности особенно актуальны в эпоху Интернета, который оказывает значительное влияние на формирование религиозного сознания, на изменение религиозного ландшафта и т. д.
Интернет представляет собой предметную область для многих наук, но для социологии он интересен как феномен, породивший множество социальных и культурных последствий, новые контексты повседневной жизни, новые виды человеческого общения и социального взаимодействия. Для исследователей «Интернет -безграничный доступ к объектам исследования» [1]. Интернет интересен как воплощение определенных культур, как хранитель глобального количества информации, как сеть социальных взаимодействий, как инструмент для проведения онлайн-исследований. В Сети реализуются социологические исследования, хранятся значительные массивы данных и их интерпретаций, новые методики, инструментарии, возникают значимые успешные проекты в описании массового религиозного поведения людей. Для современных людей характерно магическое восприятие как сакрального, так и интернет-технологий, что неизбежно приводит к виртуализации религии. Существует необходимость определить основные тенденции социологических исследований религиозности в Интернете.
Проблема определения понятия «религиозность»
В настоящее время религиозный фактор стал играть значительную роль в политических, экономических, культурных, социальных и иных отношениях современного общества. И для того, чтобы
измерить степень его влияния, степень религиозности населения, оценить качественные изменения, необходимо определиться с объяснением феномена религиозности, выявить современные тенденции формирования религиозности и религиозных сообществ в информационном пространстве Интернета. Однако эти проблемы по-прежнему не решены.
«Новое» религиозное сознание предполагает и новые критерии определения религиозности. Основными критериями определения религиозности являются конфессиональная самоидентификация и воспроизведение религиозных практик (посещение храма, соблюдение заповедей и религиозных норм). Однако как сам институт религии, так и религиозные практики значительно видоизменились. Для реализации «правильного религиозного поведения» даже не обязательно выходить из дома. Многие ритуалы можно осуществлять виртуально, а религиозная самоидентификация туманна.
Современные исследователи склонны использовать индикаторы нескольких подходов. Так, например, О.Ю. Бреская, анализируя современные подходы к религиозности Л.Г. Новиковой, В.Ф. Чесноковой, Д.Е. Фурмана, Н.А. Митрохина, резюмирует, что критерии религиозности носят комплексный характер и состоят из нескольких переменных [2]. С точки зрения Л.Б. Михайловой, «внешний характер религиозности - первая и основная черта современного массового религиозного сознания. Для одних - это форма социально-политического конформизма (быть православным - быть с большинством) и привычного патернализма, когда ожидание заботы государства дополняется или заменяется заботой Церкви» [3]. И.Г. Каргина анализирует концепцию «замещающей религии» британского социолога Г. Дейви и отмечает новые формы религиозности, связанные с Интернетом - «киберрелигия» и «ки-беррелигозность»[4].
Современные направления социологических исследований религиозности в сети Интернет
Интернет - это глобальное хранилище информации, доступ к прошлым и современным результатам теоретических изысканий и количественных социологических исследований религиозности. Современные научные источники по социологии религии, которые хранятся в Сети в виде научных статей, учебников, монографий, баз данных и т. д., посвящены процессам религиозного возрождения 2000-х гг.: десекуляризации, появлению новых типов рели-
гиозности и религиозных движений, иммиграции и изменениям религиозного ландшафта и прочее. Данная тематика формирует наиболее значимые тренды в сферах социальных проявлений религии начала XXI в. и изучается в рамках эмпирических исследований религии. В распоряжении исследователей существует большое количество интернет-ресурсов, предоставленных в виде готовых отчетов, текстов, таблиц, но не дающих возможностей работы с исходными данными. В рамках социологических исследований религии ученых интересуют религиозность населения, социальное содержание религиозных практик и религиозных институтов, результаты взаимного влияния общества и религии, религиозного влияния на общество и воздействия социальных процессов на религиозную сферу жизнедеятельности людей.
В Сети хранятся результаты социологических исследований религии различных международных и российских исследовательских организаций, как самых известных российских (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр и т. д.), так и региональных, частных исследований. Доступны данные по количеству последователей той или иной конфессии, например: Всемирная база данных по христианству (WCD -WorldC hristian Database) и Всемирная база данных по религии (WRD - World Religion Database), государственные статистические данные религиозной принадлежности населения России, данные религиозных организаций, которые ведут собственную статистику. Необходимо отметить, что результаты исследований значительно разнятся вследствие использования различных инструментов, а также в силу разницы политических целей, которые преследуются.
В настоящее время существует большое количество открытых массивов данных по социологии религии. Наиболее известные -это результаты Международной программы социальных исследований ISSP «International Social Survey Program - Religion» и исследования, изучающие ценности и включающие вопросы о религии: «Всемирное исследование ценностей» (World Values Survey), «Европейское социальное исследование» (ESS - European Social Survey). Попытка систематизации данных о базах количественных социологических исследований по религии была предпринята Е.В. Пруцковой в рамках проекта «Семинар по социологии религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которая отметила в качестве основных трудностей анализа подобных исследований проблемы операционализации понятий и использования определений религиозности, а также возможности перевода и интерпретации с одного языка на другой, поскольку исследования проводились в разных странах [5].
Необходимо также отметить, что Интернет активно используется как инструмент для традиционных социологических исследований, поскольку исследователи получают мгновенный доступ к огромному количеству респондентов. Однако пока не преодолены очевидные минусы, связанные с удаленностью, анонимностью и проблемой репрезентативности исследований.
Основные тенденции развития религиозного сознания в Сежи и посредством Интернета
Как показывают исследования, религиозное сознание значительно трансформируется под воздействием Интернета. Большинство конфессий используют Интернет в целях быстрого распространения своего влияния, вербовки последователей, знакомства с доктринами, священными текстами и т. д. Некоторые конфессии вообще придают ей сакральное значение, и лишь немногие считают Всемирную сеть проявлением зла. Концептуальный уровень религиозного сознания претерпевает изменения, поскольку есть доступ к разным интерпретациям, мнениям и взглядам, к огромному количеству информации даже в такой консервативной области, как религиозная идеология. Само по себе признание и использование в своей деятельности Интернета как продукта науки и техники есть реальное свидетельство значительного изменения религиозной идеологии. Религиозные деятели оценивают Интернет как Сеть, которая несет и добро и зло, поскольку является техническим средством, но в то же время является отражением «внутреннего духовного мира человеческой цивилизации». Интернет позволяет получить более глубокие знания в рамках той или иной конфессии, открывает для религиозных организаций, групп и индивидов новые возможности духовного развития, новые возможности для миссионерской деятельности, для социального взаимодействия между клиром и мирянами и т. д. Хотя всепоглощающее свойство Интернета, возможность «бегства от реальности», по сути, становится «вселенским злом» настоящего времени.
Заключение
Таким образом, мы попытались выявить основные направления социологических исследований религии и религиозности в сети Интернет, показали, что Интернет играет роль банка данных
теоретических, методологических и эмпирических данных по религии. С его помощью реализуются социологические исследования, осуществляются социальные взаимодействия между адептами и исследователями конфессий. Интернет значительно влияет на религиозное сознание посредством доступности информации и возможности ее выбора, а также посредством возможности «ухода от реальности», возможности обретения «индивидуального рая» на его просторах.
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 1706-00340 «Разработка математических моделей виртуальных буддийских сообществ в социальных сетях».
This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant № 17-06-00340 "Development of mathematical models of virtual Buddhist communities in social networks".
Литература
1. Миронова М.С. Использование сети Интернет в социологических исследованиях // Портал научно-практических публикаций. URL: http://portalnp. ru/2015/12/3034 (дата обращения 07 июня 2018).
2. Бреская О.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 77-87.
3. Михайлова Л.Б. Специфика религиозного сознания в постсоветском социокультурном пространстве // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 167-183.
4. Каргина И.Г. Новые религиозности: социологические рефлексии // Вестник МГИМО-Университета. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-religioznosti-sotsiologicheskie-refleksii (дата обращения 27 мая 2018).
5. Пруцкова Е.В. Религиозность: способы операционализации и количественной оценки // Материалы семинара «Социология религии». М., 2010. № 5. С. 7476 (Количественные исследования религии. Международная практика).
References
1. Mironova MS. The use of the Internet in sociological research. Portal of scientific and practical publications. [Internet]. [data obrashcheniya 07 june 2018]. URL: http://portalnp.ru/2015/12/3034. (In Russ.)
2. Breskaya OY. The study of religiosity: the need for an integral approach. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011;12:77-87. (In Russ.)
3. Mikhailova LB. Specificity of religious consciousness in the post-Soviet sociocultural space. Epistemology and Philosophy of Science. 2017;53:167-83. (In Russ.)
4. Kargirn IG. New religiousness. Sociological reflections. Bulletin of MGIMO-University. 2012. [Internet]. [data obrashcheniya 27 may 2018]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-religioznosti-sotsiologicheskie-refleksii
5. Prutskova EV. Religiousness: ways of operationalization and quantification. V: Proceedings of the seminar "Sociology of religion". Moscow, 2010. Vol. 5. p. 74-6. (Quantitative studies of religion. International practice).
Информация об авторе
Галина В. Тартыгашева, кандидат социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Россия, Москва, 125993, Миусская пл., д. 6; tarty@yandex.ru
Information about the author
Galina V. Tartygasheva, PhD in Sociology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, 125993, Russia; tarty@yandex.ru