Научная статья на тему 'Социологические исследования оснований организации образовательного процесса в вузе'

Социологические исследования оснований организации образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / PUBLIC ADMINISTRATION / EDUCATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростова Антонина Тимофеевна, Гордеев Вадим Игоревич

Рассматриваются вопросы организации социологического исследования научных и прикладных оснований организации образовательного процесса в вузе, управления динамикой информационных и педагогических технологий в развитии образовательного процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE BASES FOR EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers the organization issues of sociological research of scientific and applied bases for educational process organization in higher education institutions; the issues of control of information and pedagogical technologies dynamics in the development of educational process of higher education institution.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования оснований организации образовательного процесса в вузе»

УДК 316.614

Ростова Антонина Тимофеевна

кандидат физико-математических наук, доцент, докторант Георгиевского технологического института editor@hist-edy.ru

Гордеев Вадим Игоревич

соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права editor@hist-edy.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Рассматриваются вопросы организации социологического исследования научных и прикладных оснований организации образовательного процесса в вузе, управления динамикой информационных и педагогических технологий в развитии образовательного процессе вуза.

Ключевые слова: социальное управление, образование, личность.

Rostova Antonina Timofeevna

PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor,

Doctoral Candidate of the Georgievsk Institute of Technology editor@hist-edy.ru

Gordeyev Vadim Igorevich

Postgraduate Student of the Department of Humanitarian and Natural Science Disciplines of the Essentuki Institute of Management, Business and Law editor@hist-edy.ru

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE BASES FOR EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers the organization issues of sociological research of scientific and applied bases for educational process organization in higher education institutions; the issues of control of information and pedagogical technologies dynamics in the development of educational process of higher education institution.

Key words: public administration, education, personality.

В системе социальных связей человек изучается как продукт эволюции общества. Прежде всего как субъект и объект исторического процесса, а также и как естественный индивид, с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества субъекта труда, ведущей в системе «человек - машина», как субъект познания, коммуникации и управления, как субъекта воспитания и т.д. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

В развитии образовательных технологий, личность находится в сфере действия специфических отношений и зависимостей. Посредством образования и воспитания формируется психология личности, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. Личность вместе с тем разделяет или не разделяет позицию группы, в которую входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе. Образование актуально развитием отношений к предметному миру, которые являются общественными по своей природе. Это результат вхождения в систему этих отношений. В образовательных технологиях выделяются отношения человека с окружающим его миром, к реальности, к той действительности, которую мы находим вокруг себя, всегда предметной действительности, в которую входят, конечно, и люди, но отношения, которые реализуются в деятельности субъекта.

Центральное место в теориях социального управления занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального. В истории науки были рассмотрены практически все возможные взаимосвязи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологиче-

ское».

В отечественной педагогике идея деятельности разрабатывается как методологический принцип научного познания технологий социального управления. Сформулирован тезис о том, что личность человека формируется в деятельности, в ней проявляется и в деятельности должна изучаться. В этом методологическом подходе заключено управленческое значение понятия деятельность для педагогики высшей школы. Актуально положение о том, что человеческий опыт материализован не в виде генного кода или усложняющихся инстинктов, не в биосистемах организма, а в создаваемых поколениями людей продуктах производства и в социальной среде. Источником деятельности человека является потребность. Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям. Потребность человека формируется в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием [1, с. 98].

Образовательная деятельность по своей природе социальна. Социальность деятельности состоит, прежде всего, в ее исторической преемственности. Предшествующие поколения передают последующим орудия и средства труда, способы их использования, которые позволяют ставить все более сложные цели. Социальность управленческой деятельности выражается в совместном производстве. Усложнение производства приводит ко все большей специализации работников и делает их все более зависимыми друг от друга. Налаживание совместного производства требовало контактов и общения, в которых планируется деятельность и осуществляется обмен продуктами деятельности.

Необходимо выделить вопросы, требующие внимания исследователя динамики информационно-педагогических технологий:

сфера общения с людьми, навыки влияния на собеседников, проблемы аргументирования своей позиции, успешного ведения переговоров;

вопросы, связанные с управлением собственным временем, делегированием полномочий, выстраиванием грамотных взаимоотношений со своим окружением, в конце концов, - формирование управленческой команды;

секреты конкурентоспособности на рынке услуг высшего образования, проблемы застоя -развития себя и своего подразделения или организации, готовности к риску, смелость в предприятиях, т.е. способность к творчеству в управлении;

сфера сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих, избегание перегрузок, распределение времени, искусство саморегуляции, другими словами - стресс-менеджмент.

Все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны, достаточно широки. Под одну рубрику подпадает множество совершенно различных людей, а с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда, ни в одну рубрику целиком не укладывается. Но все-таки без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что помогают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности. По отношению к подготовке преподавателей вузов, отметим, что развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью [2, с. 113].

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой выделены три уровня.

Первый - это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность.

Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность.

На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Каждая стадия развития личности характеризуется задачами данного возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. Для преподавателя актуально, что переход от одного периода к другому - это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущей деятельности. Часто это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений индивида и окру-

жающих.

Важным критерием оценки уровня развития личности субъекта является сформирован-ность его самооценки. Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей сформировавшейся личности.

Таким образом, для объективной оценки личности субъекта, помимо его самооценки, необходимо также учитывать действительную оценку личности группой. Установлено, что значительное повышение самооценки личности сопряжено со снижением ожидаемой ее оценки группой. А повышение оценки, которую дает субъект окружающим, ведет к повышению и реальной оценки его личности со стороны окружающих. Напротив, субъект с высокой самооценкой, с низкой оценкой его окружающими и низкой ожидаемой оценкой группы представляет тип конфликтной личности, склонной приписывать себе достоинства, а окружающим недостатки. Стоит представить такого человека в роли руководителя, и уже можно будет прогнозировать, сколь неблагоприятный психологический микроклимат установится в коллективе, который он возглавит.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. БожовичЛ.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2002.

2. Гэнов Ф. Психология управления. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.