формацию взаимоотношений и социальных ролей внутри кинематографа, изменение механизмов работы массовой коммуникации, а значит, существенное изменение функционирования кино и СМИ как социальных институтов. Однако специфику и значение этих изменений нам еще предстоит изучить более подробно.
Примечания
1 См.: Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М. : Инфра-М, 2001. С. 625, 576.
2 См.: Жабский М. И. Вестернизация кинематографа : опыт и уроки истории // Социс. 1996. № 2. С. 27.
3 Vickers R. Convergence media, participation culture and the digital vernacular : towards the democratization of documentary // International Conference on Communication, Media, Technology and Design (May 09-11, 2012, Istanbul -Turkey). Istanbul, 2012. P. 106.
4 См.: Miles A. Seven Small Propositions that Fall, Autumnally. Upon Interactive Documentary. URL: https:// www.academia.edu/11877122/Seven_Small_Propositions_ that_Fall_Autumnally_Upon_Interactive_Documentary (дата обращения: 04.05.2015).
5 Цит. по: Кирия И. Мультимедиа и новые принципы новостей // Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М. : Дрофа, 2010. С. 16-17.
6 См.: Snow Fall. NYTimes : [webdocs]. URL: http://www. nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part=blur-of-white (дата обращения: 01.02.2014).
7 См.: Firestorm. URL: http://last30.ru/ (дата обращения: 12.03.2015).
УДК 316.422
8 См.: Icefail. URL: http://games.usvsth3m.com/ icefail/#section-1 (дата обращения: 29.05.2014).
9 См.: Out My Window. High Rise Project. URL: http:// outmywindow.nfb.ca/#/outmywindow (дата обращения: 01.03.2014)
10 См.: Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные.
11 См.: Manovich L. The Language of New Media. Cambridge : The MIT Press, 2002. P. 23-27.
12 Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. С. 131.
13 Manovich L. Op. cit. P. 55.
14 Полный электронный адрес «ВКонтакте» - vk.com, для мобильных и планшетных устройств - m.vk.com, эта версия ресурса более простая по дизайну и упрощенная по содержанию.
15 Например, новостной ресурс Lenta.ru позволяет подписываться на материалы отдельных тем, а также автоматически анализирует те статьи, которые читал пользователь, и предлагает прочитать то, что ему может быть еще интересно.
16 Manovich L. Op. cit. P. 3б.
17 Ibid. P. 37.
18 Можно снова обратиться к ресурсу «ВКонтакте» как к примеру. Вид ресурса меняется в зависимости от того, с какого устройства заходит пользователь. Дизайн автоматически подстраивается под разрешение экрана, размеры и мощность устройства.
19 Manovich L. Op. cit. P. 4б.
20 См.: Crosbie V. What is new media? // Corante. 2007. URL: http://rebuildingmedia.corante.com/archives/2006_04.php (дата обращения: 04.04.2013).
21 Ibid.
социологические идеи а. а. Зиновьева: современный взгляд
о. н. Ларин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: 2306185@mail.ru
Статья посвящена основным направлениям в исследовательской деятельности уникального отечественного ученого А. А. Зиновьева, таким как философия, социология и макросоциология. Ключевые слова: западнизм, капитализм, демократия, сверхобщество, идеология.
sociological Ideas A. A. Zinoviev: Modern Look o. N. Larin
The article discusses the main activities of the unique Russian scientist A. A. Zinoviev, philosopher, sociologist and macro-sociologist. Key words: zapadnizm, capitalism, democracy, super-society, ideology.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-2-190-192
Труды выдающегося философа, социолога и логика А. А. Зиновьева (1922-2006), стали объектом развернутого осмысления в отечественной науке и за рубежом. Еще при жизни его социологические взгляды вызывали споры: одни считали его неисправимым диссидентом, другие - коммунистом-романтиком. Либеральные идеологи поднимали на щит его сатиру на советскую действительность, но государственники считали его своим единомышленником и гуманистом с большой буквы.
Личные качества ученого отличало обостренное чувство справедливости, побуждавшее его к борьбе с любым насилием, включая идеологическое. Его имя еще два десятилетия тому назад было известно в нашей стране только небольшому кругу философов и социологов. Фено-
© Ларин О. Н., 2016
О. Н. Ларин. Социологические идеи А. А. Зиновьева: современный взгляд
мен творческой личности, которая могла пойти против течения, уникален. Его жизненным кредо было свободомыслие, не знающее границ. В условиях жесткого идеологического противоборства социалистической и капиталистической общественно-экономических систем такую позицию мог занимать только герой.
Как макросоциолог А. Зиновьев может быть отнесен к классикам социологической мысли XX в. Введенные им социологические понятия «западнизм», «советизм», «постсоветизм» вносят важный социально-психологический элемент в анализ существующих общественно-экономических систем. Если социология в нашей стране в послевоенный советский период испытывала трудности в своем становлении, то работы по социальной психологии были практически неизвестны.
Сейчас не без влияния трудов А. Зиновьева научный интерес к проблемам социальной психологии вырос. «Законы социальности», открытые им, позволяют лучше понять эволюцию развития советского общества. Если капитализм в Европе прошел многие стадии развития с XVI в., то социализм в нашей стране за 74 года сделал гигантский скачок в своем развитии, но не достиг этапа полной зрелости. Эти законы преследовали своей целью «очищение» социализма от тех отклонений, которые не были предусмотрены в марксистском учении о социализме (тем более что К. Маркс и Ф. Энгельс не могли в полной мере изучить его опыт, кроме кратковременного существования Парижской коммуны 1871 г.).
А. Зиновьев был непреклонным врагом мещанства. Он не лакировал при этом социальную действительность ни в советском, ни в западном обществе, работая по обстоятельствам то «кувалдой», то «скальпелем». Сатирические «социологические романы» Зиновьева были не поклепом на советскую действительность, а вскрывали духовное убожество и пустоту мещанства во всех странах мира. Его «законы социальности» содержали критику психологии и поведения мещанства, среди которых не последнее место занимало стремление к власти, деньгам и авторитету. Представление об этих законах вносит заметный вклад в то направление научного знания, которое называется «социальная психология».
Отнесение большого ученого к диссидентам-антисоветчикам не правомерно. Он был выдающимся представителем передовой отечественной интеллигенции и заклятым противником «западнизации» России.
А. Зиновьев актуален и интересен тем, что как философ и социолог дал много оригинальных мыслей в противодействии нашим идеологическим противникам. Мне не посчастливилось встретиться с Александром Александровичем лично, но я познакомился с его супругой, Ольгой Мироновной Зиновьевой. Запомнилось такое ее воспоминание о муже: «Когда в вынужденной
эмиграции он прибыл в Мюнхен, его окружили журналисты в ожидании антисоветских заявлений. Но он их разочаровал, сказав, что по натуре остался убежденным коммунистом». Зиновьев обосновал своими работами понятие «коммунизм» не как представление о высшей стадии развития цивилизованного общества, а как синоним общинности, коммунальности, сотрудничества и взаимопомощи, являющейся свойством любого человеческого сообщества по самой его природе, в том числе и в тех случаях, когда это сообщество не считает себя коммунистическим.
Масштабы идеологической войны с Западом наши граждане в полной мере ощутили только сейчас в связи с событиями на Украине. Но никто иной, как А. А. Зиновьев, так убедительно обрисовал механизм информационно-психологической войны против нашей страны. Он писал: «Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, психологи, историки, политологи, журналисты, писатели, политики, советники в учреждениях власти и в партиях, сотрудники секретных служб и органов пропаганды. Имеются особые исследовательские учреждения, агентства и центры, так или иначе занятые проблемами идеологии... Они решают, что писать и как писать, что говорить и как говорить, что печатать и что нет. Они решают, какие делать фильмы, какие составлять программы для телевидения, что и как пропагандировать, какие устраивать зрелища и массовые действия с идеологической подоплёкой, какие проводить кампании, как отбирать и препарировать информацию»1.
Противопоставление науки и идеологии стало центральной идеей теоретической концепции А. Зиновьева. Ученый показал ее громадную политическую роль. Как истинный, а не казенный патриот России он убедительно доказал враждебность Запада к нашей стране («Целились в коммунизм, а попали в Россию»). «Сложившаяся на планете ситуация, - заявлял он, - с полной очевидностью обнаруживает то, какую огромную роль в жизни, в эволюции человечества играет идеология. Без коммунистической идеологии была бы невозможна победа революции и построение коммунистического социального строя в нашей стране, была бы невозможна победа в войне с Германией, было бы невозможно превращение страны в сверхдержаву. Спад и кризис советской идеологии стал началом и одной из главных причин краха Советского Союза и советского социального строя. Холодная война Запада, возглавляемого США, против нашей страны велась прежде всего как война идеологическая. Идеология антикоммунизма была одним из оснований интеграции стран Запада в единое западнистское сверхобщество»2.
Социолог в своих трудах дал основательную оценку «великой идее» западной буржуазной идеологии, которая, помимо антисоветизма
Социология
191
и русофобии, фарисейски спекулирует на таких понятиях, как «свобода» и «демократия». Западное общество, будучи формально демократическим, является диктаторским социально, ибо в нем не прекращается «война всех против всех», а конкретно - борьба каждого за рабочее место. Демократия, гласность, права человека, парламентаризм, многопартийность, идеологическая толерантность, как известно, объявлены основными ценностями политического режима западных стран. Отечественный социолог, однако, показывает, что «демократия» - это лишь иное наименование диктатуры буржуазии. Запад не случайно промолчал, а, по сути, одобрил расстрел Верховного Совета РСФСР по приказу Б. Н. Ельцина в 1993 г. «С разгромом советского блока, Советского Союза и советского коммунизма, - пишет он, - началось падение демократии на всех уровнях.»3
Имея, очевидно, содержание многих новостных программ основных телевизионных каналов, Зиновьев писал: «Помните сталинские доклады по принципу "у нас раньше не было того-то (имелись в виду конкретные отрасли индустрии, культура, образование и т. п.), теперь это есть у нас"? В наше постсоветское время новым вождям пора делать доклады наоборот: у нас было то-то и то-то (в смысле достижений), теперь этого нет у нас, зато у нас не было нищеты, теперь она есть у нас; у нас не было без-
работицы, у нас она есть теперь; у нас не было массовой наркомании, у нас она есть теперь и т. д.»4 Однако, поскольку ожидать освещения истинного положения дел нередко не приходится, то новости сейчас больше напоминают популярную песенку: «Все хорошо, прекрасная маркиза...»
Главная заслуга А. А. Зиновьева заключается в том, что многие честные отечественные обществоведы, знакомясь с его трудами, могут сказать: «Мы думаем так же, но он написал это раньше нас».
Актуальность и ценность социологических трудов социолога отнюдь не уменьшилась в наши дни. Они содействуют подъему исследований отечественных обществоведов на высокий теоретический уровень, призывают не замыкаться на мелкотемье. Его идейное наследие остается востребованным в условиях острого идеологического противостояния сторонников «западниз-ма» и поборников гуманного общества, основанного на социальной справедливости.
Примечания
1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., 2008. С. 320-321.
2 Зиновьев А. А. Русская трагедия. М., 2005. С. 441.
3 Там же. С. 365.
4 Там же. С. 128.
192
Научный отдел