УДК 340
ОБЪЯТИЯ ЗАПАДНИЗМА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (К 90-ЛЕТИЮ А. А. ЗИНОВЬЕВА)
THE WESTERNS EMBRACES AND SOCIAL-POLITICAL PROCESSES OF MODERN RUSSIA (TO ZINOVIEV'S 90th BIRTHDAY ANNIVERSARY)
С. Н. БАБУРИН (S. N. BABURIN)
Понятийно и содержательно анализируется позиция А. А. Зиновьева о взаимоотношении и взаимном структурном влиянии России и западных стран.
Ключевые слова: формирование русского общества; западничество; ценности и интересы;
А. А. Зиновьев.
Author analyses notional and substantial the Zinoviev's position about the relation and mutual structured influence of Russia and West countries.
Key words: the shaping of russian society; Westernism; the value and interests; A. A. Zinoviev.
Александр Зиновьев был не просто поэтом, философом, социологом, он был прежде всего неравнодушным гражданином своей Родины.
Деятельная гражданственность, нонконформизм определили и его воззрения, и его поступки, и вообще очень многое в жизни А. А. Зиновьева. Верность убеждениям и последовательность поступков были свойственны Александру Александровичу не в силу стремления всегда противоречить, а в силу той боли фронтовика, который понимал, что внутреннее устройство жизни его родины -Советского Союза - несовершенно и может быть чревато большими и самыми тяжёлыми последствиями для народов, которые его населяют, да и для народов Европы, для их будущего, для их благополучия. И именно поэтому Александр Александрович стал тем мыслителем, который привык анализировать процессы в обществе, не глядя на лица, не глядя на то, как на это отреагируют власть предержащие.
До тех пор, пока он это делал применительно к Советскому Союзу, это устраивало тех, кто его поддерживал и затем дал приют на Западе. Но Запад далеко не так толерантен и
благополучен, как это представляется со стороны, как это видится или как об этом мечтается сторонникам Запада в нашей стране.
Я хочу, чтобы у наших соседей всё было хорошо, но я не хочу, чтобы мы питали иллюзии относительно того, кто наши соседи и как они живут, не хочу, чтобы они бесцеремонно вмешивались в наши дела и «подгоняли» нас под свои представления о том, какими мы должны быть. И вот здесь книга А. А. Зиновьева «Запад», внутренне подготовленная другими его работами, перевернула многие оценки его взглядов. Она ведь не просто была встречена холодно там, за рубежом, она была встречена с чувством досады и недоброжелательности.
Оценивая вклад А. А. Зиновьева в политико-правовую теорию, прежде всего необходимо остановиться на его концепции запад-низма. Когда мы говорим об западнизме (это термин А. А. Зиновьева [1]), то мы касаемся не просто одной из научных проблематик, мы пытаемся нащупать корень наших различий. Мы выходим на понимание того, как идеи
Н. Я. Данилевского, изложенные когда-то в его фундаментальном труде «Россия и Европа» [2], нашли своё воплощение в XX -
© Бабурин С. Н., 2014
начале XXI в., сохранили ли они своё значение, а если да, то как трансформировались. Мы осмысливаем проблемы Запада, проблемы мировоззрения уже на совершенно ином, более высоком философском уровне.
Касаясь определения того, что такое Запад, А. А. Зиновьев указывал, что Запад, можно понимать и просто как страны, которые находятся западнее России. Но это будет географическое понимание, не свойственное наукам социальным. Для социальных наук нужно выявить явление западнизма, который для западных стран стал, по словам учёного, «неотъемлемым качеством их натуры» [3] как сложный и целостный социальный феномен. А. А. Зиновьев убедительно доказал, что за-паднизм - это общество в обществе, это система, которая, с одной стороны, охватывает страны, существующие только на Западе Европы, а с другой стороны, не характеризует тех, кто там живёт, чисто механически. Западнизм - это определённое качество. «Идеологическая сфера западнизма складывалась по самым различным линиям и на различных уровнях как определенная форма понимания мира, человека, познания, общества вообще и нового общественного устройства, как форма самосознания нового общества» [4]. Почему западнизм стал привлекателен для советского общества, прежде всего для многих творческих людей? Почему политические и правовые институты Запада пытаются представить идеалом, к которому должны стремиться любые страны, в том числе и Россия? Посмотрим в недавнее прошлое и вновь затронем тему «Что есть русская интеллигенция».
Я говорю об интеллигенции как явлении, и мы тогда вновь видим противоречие между ценностями и интересами, которое, по крайней мере, с середины XIX в. определяет развитие русского общества. Условной точкой отсчёта процессов нарастания противоречия является манифест Петра III от 18 февраля 1762 г. о даровании вольности и свободы дворянству. Именно в тот момент у российского служивого сословия отменили обязанность служить Отечеству и оставили только права. Как с полным на то основанием отмечал О. И. Чистяков, «главное содержание Манифеста о вольности дворянства и состоит в освобождении господствующего класса
от этой, по существу, единственной обязанности, в установлении вольности на безделье» [5]. Именно с этого момента стал формироваться тот нигилистический заряд, который разнёс Русскую Империю. От этой точки нужно отсчитывать и рождение слоя мыслящих людей, постепенно разделяющегося на тех, для кого святость духа является центральным стержнем жизни, и на тех, для кого смысл существования воплощен в реализации утилитарных экономических или материальных интересов.
Когда такое разделение общества, воплотившееся в соответствующих особенностях общественного и индивидуального правосознания, началось на Западе? Ответ на этот вопрос - в этапах триумфа и трагедии европейского Христианства. Взлёт духовного сменился в истории европейских государств его догматическим кризисом, за которым последовали Реформация, а затем атеистиче-ский нигилизм. Ныне Запад боится своего христианского прошлого, что находит своё отражение и в правовом регулировании. Так, в проекте Евроконституции авторы убрали даже упоминание о том, что христианство лежало в основе формирования Западной цивилизации [6]. Духовное в западнизме принесено в жертву культу денег, культу материального благополучия и личного успеха. Как подчёркивал А. А. Зиновьев, в Западной Европе на современном историческом этапе сложилась система интересов, называемых цинично «евроатлантическими ценностями», вытеснивших ценности истинные: «запад-низм, став доминирующим явлением в жизни западных народов, превратил их в среду и средство своего бытия» [7]. Интересы, от самых низменных, животных и до глобального эгоизма и индивидуализма, определяют развитие. Именно западнизм препятствует Западу позиционировать себя как живую, энергичную, динамичную цивилизацию, из чего П. Дж. Бьюкенен и делает вывод о смерти Запада [8]. Западнизм формирует общества только потребительской цивилизации, отличаясь высокомерием и насилием в отношении народов, им ещё не охваченных [9].
В России противостояние интеллигенции и мещанства происходило на протяжении полутора столетий. В данном контексте мещанство понимается не как сословие обы-
вателей, а как идеология потребительского отношения к жизни. Интеллигенция в нашей стране постоянно лидировала. Но она никогда не была единой, распадаясь во все эпохи на революционную и охранительную ветви. В разные переломные для общества моменты то одно крыло интеллигенции, то другое брало верх. Но, тем не менее, именно под руководством интеллигенции развивалось русское общество XIX-XX вв. Все революции - порождение интеллигенции. Контрреволюции -тоже.
Однако в конце ХХ в. ситуация изменилась. Когда охранительная интеллигенция, сложившаяся после Гражданской войны, окрепшая при «позднем» Сталине, самоуспокоилась и подошла к эпохе, которую характеризуют кризисом советского общества, с провозглашением при «позднем» Брежневе курса на материальное благосостояние исподволь внутри советского общества к своему реваншу пошло мещанство. И 1991-1993 гг. -это момент, когда под прикрытием революционной интеллигенции, хотевшей перемен, к власти пришло «идеологическое» мещанство. «Новые русские» - это олицетворение мещанства на новом этапе. Для «новых русских» были безразличны традиционные ценности и национальные идеалы. Для них смыслом жизни стал кошелёк и личный успех. И именно торжество такого потребительского отношения к жизни «встряхнуло» интеллигенцию, привело в начале XXI в. к начавшемуся, на наш взгляд, её возрождению. Революционное и охранительное крылья российской интеллигенции начинают объединяться во многих вопросах ради торжества духовных приоритетов и общественно значимых ценностей. Тот обман запад-низма, который в конце ХХ в. сыграл роковую шутку с тогда ещё советским обществом, сегодня, наконец, обнаружен и рушится, а очарование западнизма, попав под сомнение, всё больше теряет свою привлекательность. Тому способствует и начавшийся в 2008 г. финансовый кризис, который, по оценке руководства нашей страны, «пришёл к нам извне» [10]. Способствует переосмыслению запад-низма и всё большая несовместимость общества потребления с обществом знания [11].
Успешны те народы, которые при своём развитии и самосовершенствовании проду-
манно ведут модернизацию не только экономики и экологии, но и культуры, общества, социальной сферы, политической и правовой систем, что предполагает бережное отношение к своей идентичности. Западнизм предполагает унификацию и приспособление жизни людей под его критерии и стандарты. «С точки зрения развития и модернизации, разные культуры имеют разную конкурентоспособность; в разных странах и у разных народов - разные уровни развития и разные типы культурной жизни; и можно сказать, что разные культуры неравноценны. Если мы совместим идеи антропологии и модернизации, каждая культура столкнется с проблемой сохранения своей идентичности и необходимостью модернизирования» [12]. Такова позиция китайских реформаторов, и Китай стремительно развивается, сохраняя свою самобытность. Более того, любой желающий может видеть «китайскую идентичность как основу проектирования в экономической сфере и, в сущности - в любой» [13].
Ныне, когда мы стремимся к возрождению духовности, пришла пора критически оценить и избавиться от чужеродных для нашего социума идей и ценностей западнизма, восстановить нашу чувствительность к нравственным критериям жизни и к её смыслу. Например, пора осмыслить православие как основу постоянного многовекового «идеологического вдохновения русского народа» [14]. Ведь даже по официальным прогнозам аналитиков США в 2025 г. будут пять главных держав многополярного мира: США, Китай, Бразилия, Индия и Россия [15], а в этих условиях идеологическая основа нашей национальной самоидентификации важна как никогда.
Каковы прогнозы на будущее российской государственности? Эти прогнозы содержатся в работах А. А. Зиновьева. Оптимистических вариантов у него значительно меньше, чем пессимистических. В том числе потому что вместо народа в России, по его мнению, осталось лишь население, озабоченное простым выживанием. Но какие могут быть упреки к этим людям? Упреки должны относиться к нам с вами, потому что мы - те, кто себя причисляет к интеллигенции, - отвечаем за всех своих сограждан.
А. Зиновьев - это не только костромич, не только гражданин России и Германии, -
это мыслитель мирового порядка, и его идеи будоражат жителей разных стран, думающих людей всего читающего мира. Убеждён, что его 90-летие - это серьёзный повод подумать о нашей сегодняшней жизни, а его работы -тот камертон в какофонии современного «глобального человейника» (А. Зиновьев
[16]), который во всём обществе должен звучать как эталон научной дерзости, поиска справедливости и добра. Хотелось бы, чтобы люди его услышали.
1. См.: Зиновьев А. А. Запад: избранные сочинения. - М., 2008.
2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб., 1995.
3. Зиновьев А. А. Запад: избранные сочинения. -С. 46.
4. Там же. - С. 267-268.
5. Чистяков О. И. Введение // Российское законодательство Х-ХХ веков : в 9 т. - Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма.
- М., 1987. - С. 15-16.
6. См.: Договор, учреждающий Конституцию для Европы // Европа без России. Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 20 октября 2004 года. - М., 2005. - С. 19-570.
7. Зиновьев А. А. Запад: избранные сочинения. -С. 46-47.
8. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада : пер. с англ.
- М., 2004. - С. 313.
9. Кастро Эспин А. Стратегия всевластия: внешняя политика США : пер. с исп. - М., 2012. - С. 201.
10. Путин В. В. Отчет правительства Российской Федерации за 2010 г. // Российская газета. -2011. - 21 апр.
11. Подробнее см., напр.: Чернышов А. Россия: новая повестка дня // Власть. - 2012. - № 3. -С. 12-15.
12. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / гл. ред. Хэ Чуаньци ; отв. ред. Н. И. Лапин. - М., 2011. - С. 195.
13. Федотова Н. Китайская идентичность и мо-
дернизации в Китае сегодня // Вестник аналитики. - 2012. - № 3. - С. 39. О различении национальной идентичности и идеологии интегрального национализма см.: Витрен-
ко Н. М. XXI век: его вызовы и наши ответы. Трагедия Украины // Национальные интересы. - 2012. - № 3. - С. 6-11.
14. Милошевич Б. Балканский излом. Избранные интервью, статьи, выступления, лекции. 1999-2012 гг. - М., 2012. - С. 595.
15. Global Trends 2025. - URL: http://www.nic.org.
16. Зиновьев А. А. Глобальный человейник. - М., 1997.