Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ / СОЦИОЛОГИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байнова Мария Сергеевна

Актуальность темы связана с развитием государственного вмешательства в ценообразование в период кризиса. Меры сдерживания роста цен в России вызывают общественную дискуссию о роли государственного регулирования в экономике, значении конкуренции для снижения цен и сущности рыночной экономики. Цель - обобщить мнение предпринимателей о возможных направлениях регулирования роста цен в России. Задачи - объединить социологические данные и экспертное мнение в отношении государственных мер по ценовому регулированию в России, проанализировать результаты авторского опроса предпринимателей, оценить полученные результаты на основе обзора научных исследований о конкурентной среде в России. Проанализированы результаты социологических опросов предпринимателей о мерах государственной поддержки и ценовом регулировании, экспертные обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации; приведены результаты авторского опроса предпринимателей из разных сфер деятельности и регионов России. Для оценки полученных данных в качестве дискуссии изложены исследования по социологии конкуренции и некоторые опросы докризисного периода, подтверждающие выявленные тенденции. Предприниматели готовы принять государственное регулирование цен из-за высокой монополизации в топливно-энергетическом секторе, сельском хозяйстве и розничной торговле. Также предприниматели заинтересованы в снижении налоговой нагрузки и ставки по кредитам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байнова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PRICE REGULATION AND COMPETITION SUPPORT IN THE CRISIS PERIOD: SOCIOLOGICAL ASPECTS

The topic of the article is relevant due to the development of state price regulation during the crisis. Measures to curb price growth provoke discussion about the role of state regulation in the economy, the importance of competition for price reduction, and the essence of market economy. The purpose is to summarize the opinions of entrepreneurs about directions of price growth regulation in Russia. The objectives are to combine sociological data and expert’s opinions regarding government price regulation measures, analyze the results of the author’s survey of entrepreneurs, evaluate the results based on the review of scientific literature on the Russian competitive environment. The authors analyzed the results of sociological surveys and expert discussions, presented the results of author's survey. Entrepreneurs are ready to accept state price regulation due to high monopolization in the fuel and energy sector, agriculture, and retail trade. Entrepreneurs are also interested in reducing the tax burden and loan rates.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД»

© 2023. Байнова М. С.

Социологические аспекты

>-

и и

о

&

п

оригинальная статья

Социологические аспекты государственного регулирования цен и поддержки конкуренции в кризисный период

Байнова Мария Сергеевна

Университет Синергия, Россия, Москва https://orcid.org/0000-0003-2789-4596 mbainova@gmail.com

Поступила 02.11.2022. Принята после рецензирования 01.12.2022. Принята в печать 08.12.2022.

Аннотация: Актуальность темы связана с развитием государственного вмешательства в ценообразование в период кризиса. Меры сдерживания роста цен в России вызывают общественную дискуссию о роли государственного регулирования в экономике, значении конкуренции для снижения цен и сущности рыночной экономики. Цель - обобщить мнение предпринимателей о возможных направлениях регулирования роста цен в России. Задачи - объединить социологические данные и экспертное мнение в отношении государственных мер по ценовому регулированию в России, проанализировать результаты авторского опроса предпринимателей, оценить полученные результаты на основе обзора научных исследований о конкурентной среде в России. Проанализированы результаты социологических опросов предпринимателей о мерах государственной поддержки и ценовом регулировании, экспертные обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации; приведены результаты авторского опроса предпринимателей из разных сфер деятельности и регионов России. Для оценки полученных данных в качестве дискуссии изложены исследования по социологии конкуренции и некоторые опросы докризисного периода, подтверждающие выявленные тенденции. Предприниматели готовы принять государственное регулирование цен из-за высокой монополизации в топливно-энергетическом секторе, сельском хозяйстве и розничной торговле. Также предприниматели заинтересованы в снижении налоговой нагрузки и ставки по кредитам.

Ключевые слова: инфляция, регулирование цен, государственное регулирование экономики, социология экономики, социология конкуренции, товары повседневного спроса

Цитирование: Байнова М. С. Социологические аспекты государственного регулирования цен и поддержки конкуренции в кризисный период. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. Т. 8. № 1. С. 31-39. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-1-31-39

>-

и и

с =

full article

State Price Regulation and Competition Support in the Crisis Period: Sociological Aspects

Maria S. Baynova

Synergy University, Russia, Moscow

https://orcid.org/0000-0003-2789-4596

mbainova@gmail.com

Received 2 Nov 2022. Accepted after peer review 1 Dec 2022. Accepted for publication 8 Dec 2022.

Abstract: The topic of the article is relevant due to the development of state price regulation during the crisis. Measures to curb price growth provoke discussion about the role of state regulation in the economy, the importance of competition for price reduction, and the essence of market economy. The purpose is to summarize the opinions of entrepreneurs about directions ofprice growth regulation in Russia. The objectives are to combine sociological data and expert's opinions regarding government price regulation measures, analyze the results of the author's survey of entrepreneurs, evaluate the results based on the review of scientific literature on the Russian competitive environment. The authors analyzed the results of sociological surveys and expert discussions, presented the results of author's survey. Entrepreneurs are ready to accept state price regulation due to high monopolization in the fuel and energy sector, agriculture, and retail trade. Entrepreneurs are also interested in reducing the tax burden and loan rates.

Keywords: inflation, price regulation, state economy regulation, sociology of economics, sociology of competition, fast-moving consumer goods

П О J=! S

0

Л О

1

s

Я

У

"О А со Л м

1 S Я

State Price Regulation

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNiVERSiTY POLITOLOGY, SOCIOLOGY AND ECONOMICS

Citation: Baynova M. S. State Price Regulation and Competition Support in the Crisis Period: Sociological Aspects. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2023, 8(1): 31-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-1-31-39

Введение

Рост инфляции и повышение цен на товары первой необходимости являлись частью кризиса, вызванного пандемией СОУШ-19, и приводили к падению реальных доходов населения. С конца 2020 г. государство принимало меры по сдерживанию роста цен. Поправки к ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» позволяют органам власти вводить непосредственные ограничения для цен и осуществлять значительное вмешательство в рыночный механизм. В целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ Правительство вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на данные виды товаров не более чем на 90 календарных дней1. На практике подобное регулирование цен не было реализовано. Применялись другие меры, в том числе регулирование цен через соглашение с предпринимателями, экспортные пошлины и развитие кредитования.

В декабре 2020 г. по поручению Президента России Правительство разработало нормативную базу для сдерживания роста цен на социально значимые продукты.

14 декабря 2020 г. подписано несколько Постановлений Правительства России, в частности о соглашениях между федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости2 (оставалось в силе до 30 сентября 2021 г.); о субсидиях производителям муки при условии, что они не будут повышать цены3; о вывозных пошлинах и тарифных квотах на зерновые культуры4.

Производителям, которые подписали соглашение о стабилизации цен, Правительство выделяло компен-сацию5, были направлены средства на поддержку мукомолов и хлебопеков6, осуществлялась поддержка поставщиков продовольственных товаров путем льготного кредитования7. Распоряжение № 2746-р от 30 сентября 2021 г.8 постановило направить средства в регионы для поддержки сельхозпроизводителей. Также Правительство утвердило концепцию развития оптовых продовольственных рынков9 и экспортные пошлины для регулирования цен на пшеницу, ячмень и кукурузу10, продолжилось регулирование цен на подсолнечник и подсолнечное масло11. Распоряжение Правительства

1 О внесении изменений в ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». ФЗ № 500-ФЗ от 30.12.2020. СПС КонсультантПлюс.

2 О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ. Постановление Правительства РФ № 2094 от 18.11.2022. СПС Гарант.

3 О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 795 от 27.10.2008. Постановление Правительства РФ № 2095 от 18.11.2022. СПС КонсультантПлюс.

4 О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 591 от 05.11.2022. Постановление Правительства РФ № 2096 от 18.11.2022; О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории РФ в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза. Постановление Правительства РФ № 2097 от 14.12.2020. СПС КонсультантПлюс.

5 Распоряжение Правительства РФ № 885-р от 06.04.2021; Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2021 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по возмещению части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или)

^ сахара белого в организации розничной торговли. Постановление Правительства РФ № 544 от 06.04.2021 (ред. от 04.05.2021, с изм. от 16.04.2022). И СПС КонсультантПлюс.

^ 6 О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2021 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Распоряжение Ы Правительства РФ № 102-р от 22.01.2021 (ред. от 23.12.2021). СПС КонсультантПлюс.

7 О выделении Минсельхозу России из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований для предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной про-

дукции и ее реализацию, по льготной ставке. Распоряжение Правительства РФ № 999-р от 16.04.2021. СПС КонсультантПлюс; Распоряжение Правительства РФ № 1000-р от 16.04.2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200013?rangeSize=1 (дата обращения: 28.10.2022). [т 8 Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, предоставляемых в 2021 г. в целях софинансирова-Q ния расходных обязательств субъектов РФ по возмещению производителями зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур. Распоряжение Правительства РФ № 2746-р от 30.09.2021. СПС КонсультантПлюс.

9 Об утверждении Концепции развития оптовых продовольственных рынков в РФ. Распоряжение Правительства РФ № 2689-р от 27.09.2021. ^ СПС КонсультантПлюс.

j 10 О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств-участников соглашений о Тамо-q женном союзе. Постановление Правительства РФ № 33 от 23.01.2021. СПС Гарант.

11 О ставках вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, вывозимое из РФ за пределы государств-членов Евразийского экономиче-^ ского союза. Постановление Правительства РФ № 546 от 06.04.2021; О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, О вывозимые из РФ за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Постановление Правительства РФ № 547 от 06.04.2021. (Л СПС КонсультантПлюс.

о

<

<

Социологические аспекты

№ 497-р от 27 февраля 2021 г.12 установило мониторинг цен на потребительском рынке. Был определен ряд товаров, по которым возможны интервенции для выравнивания цен в случае дефицита товаров на рынке13. Льготным категориям граждан предоставлялась возможность приобретения товаров первой необходимости за счет средств государства через электронные сертификаты, впоследствии распространившаяся на средства реабилитации для инвалидов14. В отношении стабилизации цен на топливо было принято постановление о необходимости направлять часть топлива на биржи для формирования конкурентной цены для независимых АЗС15.

Таким образом, преимущественно были приняты меры экономического регулирования, в частности компенсации, льготное кредитование, повышение пошлин. В результате товаропроизводители должны были поставлять больше товаров на внутренний рынок, предупреждая повышение цен за счет увеличения предложения товаров и конкуренции. Соглашение о поддержании цен на определенном уровне, которое носит административный характер, также содержит экономические инструменты государственного регулирования в виде компенсации субсидиями. К административным методам можно отнести некоторые меры регулирования на рынке топлива и необходимость продавать часть топлива на бирже.

Допустимое время государственного регулирования рынка с помощью административных методов увеличилось после принятия поправок к ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»16 20 октября 2021 г. В ходе совещания Президента России с Правительством обсуждался вопрос о необходимости представить комплекс мер для защиты сельхозпроизводителей и сдерживания роста цен на продукты. Спустя почти год с начала регулирования цен

проблема оставалась актуальной. В октябре 2021 г. Банк России повысил ключевую ставку, продолжая тенденцию к ее увеличению. Можно сказать, что с окончанием соглашений о регулировании цен произошел переход к чисто экономическим методам противодействия инфляции с помощью ключевой ставки.

В общественной дискуссии меры по сдерживанию роста цен оценены неоднозначно. В декабре 2020 г. председатель Банка России высказалась о необходимости использовать только экономические инструменты регулирования цен17. Государственное регулирование цен проводилось преимущественно экономическими методами по отдельным видам товаров, что оказало влияние на рынок.

За январь-август 2021 г., по данным Кубанского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра со ссылками на Росстат, производство подсолнечного масла в России сократилось на 18,6 %, цены на подсолнечное масло выросли на 5 %, а экономия для населения за счет регулирования цен на сахар и подсолнечное масло по сравнению с возможным ростом могла составить 62 руб. в месяц18. Можно сказать, что эффект от мер государственного регулирования проявился скорее в политической сфере. В то же время вопрос о возможности вмешательства государства в ценообразование остается открытым. Таким образом, можно сформулировать проблему исследования - восприятие государственной политики регулирования цен с точки зрения предпринимательского сообщества с учетом вмешательства в конкуренцию.

Для выявления мнения предпринимателей о государственном регулировании цен использованы социологические методы. Рассмотрены результаты опросов предпринимателей, в том числе авторского, а также итоги

15

16

О О

J=!

12 Об утверждении перечня групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг. Распоряжение Правительства РФ № 497-р от 27.02.2021 (ред. от 26.12.2022). СПС КонсультантПлюс.

13 О внесении изменений в Правила использования материальных ценностей государственного материального резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций. Постановление Правительства РФ № 661от 28.04.2021; О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ № 2258-р от 27.10.2016. Распоряжение Правительства РФ № 2354-р от 25.08.2021. СПС КонсультантПлюс.

14 О Государственной информационной системе электронных сертификатов (вместе с «Положением о Государственной информационной системе электронных сертификатов»). Постановление Правительства РФ № 630 от 23.04.2021; О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (вместе с «Правилами формирования и утверждения перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата

за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ», «Правилами формирования и утверждения переч- Q ней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюд- Г жетов территориальных государственных внебюджетных фондов»). Постановление Правительства РФ № 631 от 23.04.2021. СПС КонсультантПлюс. ^

Об утверждении правил определения минимальной величины объема автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных в том числе по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) иным лицом, входящим в одну группу лиц с таким налогоплательщиком в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами), и о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ № 733 от 22.05.2020. Постановление Правительства РФ № 669 от 29.04.2021. СПС КонсультантПлюс.

О внесении изменений в ФЗ «Об официальном статистическом учете...

17 Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 18 декабря 2020 г. Банк России. URL: http:// м www.cbr.ru/press/event/?id=8392 (дата обращения: 28.10.2022).

18 Обзор мирового и российского рынков масличных по состоянию на 01.10.2021. Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр. URL: http://www.kaicc.ru/sites/default/files/maslichnye_rf_01.10.2021.pdf (дата обращения: 28.10.2022).

у

а

-о А со

KEMEROVO STATE ÜNiVERSiTY

State Price Regulation politology, sociology and economics

z ы

S ы

О

<

<

экспертного обсуждения на парламентских слушаниях. Для оценки полученных данных использованы научные работы по социологии конкуренции и оценке конкуренции в отраслях, являющихся объектами ценового регулирования.

Обзор исследований

Основы социологии рынка на примере работ М. Каллона и других зарубежных авторов рассмотрены Г. Б. Юдиным, который указывает на перспективность изучения экономических технологий и калькулятивности в экономической социологии [1]. В. В. Радаев рассматривает конкуренцию как социальный процесс, использует экономико-социологический подход, который «ориентирован на анализ взаимоотношений конкурирующих агентов и тех специфических контекстов, в которые они погружены» [2, с. 55]. Для оценки взаимосвязей могут быть использованы социологические методы.

Экономический кризис стал объектом различных аналитических исследований в России, в том числе анализа роста цен и взаимосвязи с государственной политикой. В. В. Воробьева и С. П. Воробьев считают, что основными факторами роста цен являются инфляционные ожидания населения и спекулятивное поведение торговых сетей [3; 4]. Т. Р. Бекетаев указывает на ослабление рубля как фактор дополнительного роста цен на фоне пандемии [5]. В. А. Поляков делает вывод о совокупности факторов роста цен в период пандемии: монополизм на рынке сельскохозяйственных производителей, низкая доходность сегмента [6]. И. А. Болтенков, Е. К. Грошева и Н. Б. Грошева проанализировали рост цен в 2021 г. в Иркутской области и пришли к выводу о связи роста цен и инфляционных ожиданий [7]. А. И. Сахбиева исследовала влияние онлайн покупок на поведение потребителей в условиях пандемии и заключила, что цены на стандартные, знакомые товары растут [8].

Вопросы роста цен на продовольственном рынке рассмотрены в работе А. Н. Семина и соавторов. Показывая негативные последствия регулирования, исследователи подчеркивают, что антимонопольные меры и развитие конкуренции на продовольственном рынке - основной инструмент стабилизации цен [9]. С. А. Полухина и Е. М. Бодряшова на примере рынка сахара приходят к выводу, что политика сдерживания цен может привести к негативным последствиям для рынка, однако при

сложных внешних факторах таких, как пандемия, введение коридора цен оправдано [10]. Е. Г. Решетникова делает вывод о возможности регулирования цен на социально значимые товары при общей поддержке конкуренции [11]. И. А Колпакова показывает возможности и проблемы государственного регулирования цен в период кризиса, вызванного пандемией, отмечает важность социальной ответственности бизнеса и активного гражданского общества; государство при этом может поддерживать социальное предпринимательство [12].

Исследования зарубежных авторов из стран Таможенного союза (ЕАЭС) показывают, что «низкий уровень развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе является одним из факторов, препятствующих повышению конкурентоспособности товаров» [13, с. 65]. В то же время государственное регулирование цен на социально-значимые товары осуществлялось в том числе с помощью антимонопольной службы [14].

Заслуживают внимания опросы, центром которых является рост цен и ожидания государственных антикризисных мер. Кризис повлиял на общественное мнение - отношение к возможному развитию экономики стало скептическим. По данным Левада-центра около трети россиян ожидают роста цен19. Инфляционные ожидания населения довольно высокие, население считает, что цены растут сильнее, чем официально рассчитанная инфляция20.

Вежегодном исследовании «Пульс малого бизнеса» Альфа-банк отмечает намерение предпринимателей повышать цены. Причины этого - «ослабление рубля и рост издержек бизнеса, особенно в случае использования импортного сырья и оборудования»21. В опросе участвовали 3202 клиента банка, можно было выбрать несколько вариантов ответа. Опрошенные предприниматели видят перспективу в снижении налоговой нагрузки (69 %) и смягчении банковской политики кредитования (38 %).

В июле-августе 2021 г. сервис «МойСклад» опросил 1407 российских предпринимателей из всех регионов страны по итогам работы в первом полугодии 2021 г. 25,9 % ответили, что для них важна гибкая система налогообложения, 9,4 % - льготное кредитование22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В марте 2021 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему совершенствования правового механизма государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости23. В них приняли участие представители

О ^

О

о

hJ

О

и о

m

19 Россияне о росте цен. Левада-центр. URL: https://www.levada.ru/2021/08/24/rossiyane-o-roste-tsen/ (дата обращения: 28.10.2022).

20 Инфляционные ожидания. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/dkp/inflationary_expectations/ (дата обращения: 28.10.2022).

21 «Пульс малого бизнеса» показал тренд на повышение цен. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/05/13/puls-malogo-biznesa-pokazal-trend-na-povishenie-tsen (дата обращения: 28.10.2022).

22 Около 70% российских предпринимателей зафиксировали значительное сокращение выручки. Retail and Loyalty. URL: https://retail-loyalty.org/ news/okolo-70-rossiyskikh-predprinimateley-zafiksirovali-znachitelnoe-sokrashchenie-vyruchki-/ (дата обращения: 28.10.2022).

23 Совершенствования правового механизма государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости: мат-лы парламентских слушаний. Москва, 10.03.2021. Государственная Дума Федерального собрания РФ. URL: http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/ upload/site2/document_news/025/562/635/Materialy_Parlament_slushaniya_10_marta_Chast1.pdf (дата обращения: 28.10.2022).

Социологические аспекты

бизнеса, высказывались предложения о продовольственной помощи малоимущим как форма поддержки населения при росте цен. Также по итогам слушаний были сделаны выводы о необходимости сдерживания цен на топливо и удобрения, оказания помощи сельхозпроизводителям, что совпадает с направлениями деятельности Правительства.

Со стороны представителей розничной торговли были высказаны опасения, что государственное регулирование цен будет способствовать падению предложения, в том числе за счет высокодоходного премиум-сегмента, малые и средние предприятия будут испытывать проблемы, вырастет доля сетей в ритейле, а конкуренция сократится. Поэтому существует необходимость развития различных форматов торговли и снижения избыточных барьеров, что увеличит предложение и будет способствовать развитию конкуренции.

Участники слушаний, в том числе предприниматели из агробизнеса, приводили примеры положительного государственного регулирования цен на продовольствие во Франции и США, высказывались в поддержку ограничения экспорта. Парламентские слушания показывают, что отношение к государственному регулированию цен зависит от отрасли и типа предприятия. Представители отраслей готовы предложить регулирование цен в другом сегменте, чтобы снизить свои издержки.

Парламентские слушания в Совете Федерации состоялись 22 октября 2021 г., практически спустя полгода после слушаний в Государственной Думе. На слушаниях подчеркивалось, что политика в области регулирования цен нуждается в совершенствовании, основные задачи не были решены. Обсуждался вопрос о развитии некоторых видов торговли, в том числе продовольственных рынков, для которых необходимо разработать правовое регулирование, а также о поддержке небольших сельхозпроизводителей для поддержания конкуренции на рынке. Был поднят вопрос адресной помощи населению. По мнению заместителя председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике И. Н. Абрамова, «необходима разработка методологии оценки эффективности мер господдержки сельского хозяйства, в том числе анализа эффективности льготного кредитования аграр-

24

ного производства»24.

Таким образом, развитие конкуренции, социальной поддержки населения и аграрного сектора за счет льготного кредитования обсуждается как инструмент стабилизации роста цен. В целом именно аграрный сектор является основной сферой государственного регулирования цен на товары первой необходимости в обсуждениях.

Результаты опроса предпринимателей

Для оценки мнения предпринимателей в отношении роста цен представлены результаты опроса 105 респондентов, принимавших участие в опросе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «Индекс деловой среды» в январе 2021 г. Анкетирование проводилось представителями РСПП среди компаний-членов союза через сеть региональных отделений РСПП во всех федеральных округах. В опросе принимали участие в основном представители крупного бизнеса (доля в январе 73 %), обрабатывающей промышленности (63,8 %). Для исследования автором были сформулированы вопросы, связанные с оценкой государственных мер по сдерживанию роста цен. Цель исследования - выявить актуальное отношение предпринимателей к мерам государственной поддержки, влияющим на цены, чтобы определить наиболее востребованные меры. Выборка была основана на анкетном опросе РСПП, который используется для оценки делового климата. Результаты представлены в табл.25

Табл. Ответы участников опроса РСПП на вопрос «Какие меры могут сдерживать рост цен на товары потребительского спроса?» Tab. Answers of Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs survey participants to the question "What measures can curb the rise of consumer goods prices?"

Меры государственной поддержки % от числа ответивших

Регулирование цен на топливо 54,3

Снижение ставки налога на добавленную стоимость 44,8

Регулирование цен на электроэнергию 43,8

Снижение ставок по кредитам 36,2

Установление фиксированных цен 33,3

Снижение ставки налога на прибыль 30,5

Дополнительные меры поддержки, направленные на все компании 24,8

Развитие конкуренции, стимулирование появление на рынке новых игроков 23,8

Дополнительные меры поддержки, направленные на компании-субъекты «МСП» 21,0

Государственные меры по поддержке инвестиций 20,0

Регуляторная гильотина, снижение административных издержек 17,1

Меры урегулирования уровня арендных платежей 14,3

24 В Совете Федерации обсудили механизмы стабилизации цен на агропродовольственном рынке страны. Совет Федерации Федерального собрания РФ. URL: http://council.gov.ru/events/news/130664/ (дата обращения: 28.10.2022).

25 Индекс деловой среды в январе 2021 г. Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: https://www.rspp.ru/activity/analytics/indeks-delovoy-sredy-v-yanvare-2021-goda/ (дата обращения: 28.10.2022).

О О J=! S

0

Л О

1

s я

У

а

-о А со Л

M

1

S Я

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

State Price Regulation pOLITOLOGY, SOCIOLOGY AND ECONOMICS

z

Ы

S

Ы

О

<

<

о ^

о о

hJ

CD

U О m

Затраты предпринимателей увеличиваются в связи с ростом цен на энергоресурсы. Также бизнес испытывает давление кредитной системы, поэтому растут издержки. Роль аренды или административных расходов в издержках невелика и другие опросы «Индекс деловой среды» показывают снижение административного давления на бизнес.

Предприниматели хотели бы получить государственную поддержку, но невысокий уровень запросов на нее, возможно, связан с негативным опытом государственной поддержки во время пандемии, когда предприятия испытывали трудности в ее оформлении. Снижение налога на добавленную стоимость - самое простое решение, позволяющее снизить уровень цен именно за счет государства. Это не решит проблемы роста издержек, но позволит снизить наценку и даст немедленный эффект.

Заслуживает внимания достаточно низкий уровень ответов о необходимости поддержки конкуренции и респондентов-предпринимателей, которые поддерживают фиксированные цены.

Дискуссия

Поддержка регулирования цен со стороны предпринимателей может быть связана с особенностью некоторых отраслей. Например, высокая доля монополизации сельского хозяйства в России и рост доли агрохолдингов негативно влияют на сельское хозяйство в целом, поскольку бесконтрольная монополизация рынка крупными агро-холдингами сопровождается вымыванием малых и средних предприятий, что, в свою очередь, создает структурные ограничения для развития сельских территорий, обрекает их на стагнацию и в конечном счете замедляет рост в АПК [15]. Рынок продовольствия фактически поделен между агрохолдингами и защищен от внешней конкуренции. Сфера сельского хозяйства характеризуется специалистами как недостаточно конкурентоспособная [16].

Запрос на ценовое регулирование со стороны предпринимателей существовал и до кризиса, вызванного пандемией. А. В. Куликова отмечает, что социологическое изучение конкуренции является новым направлением исследований. Опрос предпринимателей, проведенный автором в декабре 2018 г. среди 986 предпринимателей в Нижегородской области, показал, что наименее конкурентными предприниматели считают рынок нефтепродуктов (ГСМ, топливо - 10 %) и продуктов питания (4 %). А. В. Куликова приводит данные, что «бизнес-сообщество считает одной из первых мер по развитию конкуренции регулирование цен на социально значимых рынках» (14 % ответов), в то же время за развитие конкуренции высказались 9 % респондентов. Можно предположить, что рынок топлива нуждается в усиленном тарифном регулировании за счет высокой степени монополизации. Важно, что рынок продовольствия также относится к низкоконкурентым. «В связи с этим одной из самых популярных мер по регулированию

конкуренции и улучшению ситуации, по мнению предпринимателей, будет государственное регулирование цен» [17, с. 84].

Социологическое исследование конкуренции на региональном рынке Омской области показывает разную оценку конкуренции по отраслям. Представители медицинской отрасли, например, считают конкуренцию фактором повышения эффективности, а представители сельскохозяйственной отрасли относятся к конкуренции скептически, при этом считая необходимой поддержку государства для новых предприятий [18].

Признаки монополизации также есть в розничной торговле, поскольку покупателям удобнее ходить в сетевые магазины, из-за чего доля узкоспециализированных магазинов сокращается. Е. Г. Решетникова указывает на существенную долю торговых сетей на рынке продовольствия, считая целесообразным регулирование цен на социально значимые товары, но подчеркивает необходимость расширения конкурентной среды на основе улучшения разработки и реализации антимонопольного законодательства [11].

Государство может способствовать развитию конкуренции и таким образом добиваться снижения цен. М. А. Сажина связывает огосударствление экономики с пандемией, функция государства - «добиться катали-зации рыночного механизма, снизить цены на внутреннем рынке при растущем уровне доходов населения путем создания здоровой конкуренции в неконкурентной среде» [19, с. 184]. При этом пока нет достаточной оценки антимонопольной политики в период пандемии, обобщение сделано И. В. Башлаков-Николаевым: «пандемия потребовала быстрой реакции антимонопольных органов на резкое сокращение предложения товаров, разрыв цепочек поставок, а также возможное повышение цен на товары первой необходимости» [20, с. 16].

Проблемы сельского хозяйства связаны с топливно-энергетическим комплексом, где предприниматели также поддерживают расширение государственного регулирования. Д. И. Рамазанов и Е. Ю. Онопюк указывают на проблему диспаритета цен («ножниц цен») на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и приводят данные о падении стоимости сельхозпродуктов относительно стоимости топлива [21]. И. В. Митина, А. Н. Митин и Н. В. Денисова отмечают снижение производства в малых и средних хозяйствах. Наращивание производства может повысить конкуренцию [22].

В. В. Лукьянова приводит мнения экспертов из органов власти и объединений предпринимателей, которые по-разному оценивают меры по регулированию цен, но в целом сходятся на том, что это временный инструмент в период скачков, связанных с ажиотажным спросом. Автор указывает на проблемы увеличения затрат сельхозпроизводителя, которые не решались регулированием цен, в то время как данный сегмент рынка также является недостаточно конкурентным [23].

Социологические аспекты

Аналитический центр НАФИ совместно с PwC провел исследование предпринимателей методом телефонного опроса, в ходе которого были опрошены руководители 1001 российской компании. В опрос не были включены вопросы о ценах, но необходимо отметить, что достаточно большое число респондентов (41 %) считает, что бизнесу в России мешает недобросовестная конкурен-ция26, что совпадает с данными исследований о высоком уровне монополизации. C другой стороны, достаточно высокий уровень огосударствления экономики России также свидетельствует о недостаточном развитии предпринимательства, которое привыкает ориентироваться на государственное регулирование [24].

Проблемы баланса конкуренции и антимонопольной политики в период кризиса, вызванного COVID-19, характерны для всех стран. В зарубежных исследованиях отмечается необходимость новых вызовов антимонопольной политики в период кризиса и вместе с тем необходимость избегать злоупотреблений регулирующих органов. Обобщая зарубежный опыт, И. В. Князева делает вывод, что экономика в кризисный и послекризисный период может стать менее конкурентной, в то же время сама государственная помощь не может быть всеобъемлющей, ее предоставление не должно существенно искажать условия конкуренции и ставить предприятия в неравные условия, следовательно, контроль государственной помощи должен усилиться [25, с. 20].

Заключение

Точка зрения предпринимателей на сдерживание цен не однозначна. С одной стороны, предприниматели ожидают участия государства как независимого арбитра.

Литература / References

1. Юдин Г. Б. Перформативность в действии: экономика качеств М. Каллона как парадигма социологического анализа рынков. Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11. № 4. С. 47-58. [Yudin G. B. Performativity in action: Michel Callon's economy of qualities as a paradigm for sociological analysis of markets. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii, 2008, 11(4): 47-58. (In Russ.)]

2. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с. [Radaev V. V. Sociology of markets: towards developing a new direction. Moscow: SU HSE, 2003, 328. (In Russ.)]

3. Воробьева В. В., Воробьев С. П. Факторы роста розничных цен на продукции птицеводства в России в 2021 году. Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 18. С. 36-38. [Vorobyova V. V., Vorobyov S. P. Factors of poultry products retail prices growth in Russia in 2021. Uchenye zapiski Altaiskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khoziaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2021, (18): 36-38. (In Russ.)] EDN: PSJMKM

4. Воробьев С. П. Факторы роста цен на продукты питания в России в 2020 году. Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 17. С. 32-35. [Vorobyov S. P. Factors of food prices growth in Russia in 2020. Uchenye zapiski Altaiskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khoziaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2020, (17): 32-35. (In Russ.)] EDN: JPVCUL

5. Бекетаев Т. Р. Факторы роста цен на продовольствие и изменение структуры рациона населения России в 2020 году. Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ: XIV Всерос.

26 1 001 мнение российских бизнес-лидеров: вторая волна исследования PwC и НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/1001-mnenie-rossiyskikh-biznes-liderov-2-ya-volna-issledovaniya-pwc-i-nafi/ (дата обращения: 28.10.2022).

В условиях монополизации отдельных сфер деятельности предприниматели могут поддерживать установление фиксированных цен в отраслях экономики, которые считают наиболее монополизированными. С другой стороны, опросы показывают, что развитие конкуренции, в том числе и ликвидация монополий, недостаточно поддерживается в предпринимательской среде. Возможно, из-за предпочтения сохранить свое положение на рынке или опасения резких мер, которые могут нарушить сложившиеся положение на рынке. Таким образом, предприниматели ожидают принятия решений от государства, но в тоже время опасаются резких мер. В этих условиях органам власти важно не следовать простому пути огосударствления экономики, а совершенствовать антимонопольное регулирование для сокращения роста цен в проблемных отраслях энергетики и сельского хозяйства.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Благодарности: Автор благодарит вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Марию Николаевну Глухову за содействие в проведении социологического опроса.

Acknowledgments: The author thanks Maria Nikolaevna Glukhova, the Vice-President of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs for her assistance in conducting the sociological survey.

П О

J=!

S О

Л О

i

S Я

У

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Ö А

со Л

M

I

S Я

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

State Price Regulation pOLITOLOGY, SOCIOLOGY AND ECONOMICS

науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. (Барнаул, 22-23 апреля 2021 г.) Барнаул: Алтайский филиал РАНХиГС, 2021. С. 628-630. [Beketaev T. R. Factors of food prices growth and changes in the diet of Russian population in 2020. Russia in the XXI century: strategies and tactics of socio-economic, political and legal reforms: Proc. XIV All-Russian Sci.-Prac. Conf. of students and young scientists, Barnaul, 22-23 Apr 2021. Barnaul: Altaiskii filial RANKHiGS, 2021, 628-630. (In Russ.)] EDN: UZLDTS

6. Поляков В. А. Проблема роста цен, какой прогноз? Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2021. № 1. С. 369-371. [Polyakov V. A. The problem of price growth, what is the forecast? Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta, 2021, (1): 369-371. (In Russ.)] EDN: IOPZLG

7. Болтенков И. А., Грошева Е. К., Грошева Н. Б. Инфляционные ожидания как фактор роста цен. Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 3. С. 19-22. [Boltenkov I. A., Grosheva E. K., Grosheva N. B. Inflationary expectations as a factor in price growth. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii, 2021, (3): 19-22. (In Russ.)] EDN: RIBBIA

8. Сахбиева А. И. Новая парадигма поведения потребителей в условиях роста цен под влиянием пандемии. Интеграция науки и общества в современных социально-экономических условиях: сб. науч. ст. Ч. V. М.: Перо, 2021. С. 119-121. [Sakhbieva A. I. A new paradigm of consumer behavior in conditions ofprice growth during pandemic. Integration of science and society in modern socio-economic conditions: collection of scientific articles. Vol. V. Moscow: Pero, 2021, 119-121. (In Russ.)]

9. Семин А. Н., Третьяков А. П., Труба А. С., Данилова К. А. О причинах роста потребительских цен на продовольствие в России на фоне стремительного роста мировых цен. Вопросы рыболовства. 2021. Т. 22. № 3. С. 111-124. [Semin A. N., Tretyakov A. P., Truba A. S., Danilova K. A. About the reasons for the growth of consumer food prices in Russia against the background of the rapid growth of world prices. Voprosy Rybolovstva, 2021, 22(3): 111-124. (In Russ.)] EDN: KNTHBE

10. Полухина С. А., Бодряшова Е. М. Оценка объективности роста и эффективности механизма регулирования цен на сахар. Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 1. С. 470-477. [Polukhina S. A., Bodria-shova E. M. Assessment of the objectivity of growth and effectiveness of the sugar price regulation mechanism. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniia, 2022, (1): 470-477. (In Russ.)] https://doi.org/10.52899/978-5-88303-644-5_470

11. Решетникова Е. Г. Современные проблемы регулирования розничных цен на продовольствие. Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11. № 2. С. 545-557. [Reshetnikova E. G. Current challenges in managing retail food prices. Naurnoe obozrenie: teoria i praktika, 2021, 11(2): 545-557. (In Russ.)] https://doi.org/10.35679/ 2226-0226-2021-11-2-545-557

12. Колпакова И. А. Возможности и пределы государственного регулирования цен в России в период пандемии COVID-19 в контексте укрепления социально-экономической безопасности. Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов (Нижний Новгород, 2 июня 2021 г.) Н. Новгород: НГТУ 2021. С. 95-102. [Kolpakova I. A. Possibilities and limits of state price regulation in Russia during the COVID-19 pandemic in the context of strengthening socio-economic security. Economic security of Russia: problems and prospects: Proc. IX Intern. Sci.-Prac. Conf. of scientists, specialists, university teachers, postgraduates, students, Nizhny Novgorod, 2 Jun 2021. Nizhny Novgorod: NSTU, 2021, 95-102. (In Russ.)] EDN: FCXSGV

13. Kuandykova M. B., Omarbakiyev L. A., Nizamdinova A. K. Prices for domestic agricultural products and protectionism as an instrument of state regulation. Problems of AgriMarket, 2022, (3): 64-71. https://doi.org/

Ы 10.46666/2022-3.2708-9991.07

14. Айдарова К. Р. Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары в Кыргызской Республике. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2020. Т. 20. № 11. С. 13-17. [Aidarova K. R. Temporary state regulation of the prices for socially significant goods in the Kyrgyz Republic. Vestnik KRSU, 2020,

£ 20(11): 13-17. (In Russ.)] EDN: USAWKY

15. Узун В. Я., Шагайда Н. И. Оценка влияния институциональных и структурных изменений на развитие аграрного сектора России. Вопросы экономики. 2019. № 4. С. 39-58. [Uzun V. Y., Shagaida N. I. Evaluation of the impact

fc of institutional and structural changes on the development of the Russian agricultural sector. Voprosy Ekonomiki, 2019,

О (4): 39-58. (In Russ.)] https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-4-39-58

^ 16. Рубин Ю. Б. Направления развития конкуренции в российской экономике. Современная конкуренция. 2011. № 6.

С. 3-8. [Rubin Yu. B. Directions of competition development in the Russian economy. Journal of Modern Competition, 2011, (6): 3-8. (In Russ.)] EDN: OOZTLV

E-

Ы

О <

О

о

hJ

Q 17. Куликова А. В. Механизмы развития конкуренции в Нижегородской области: социологический анализ. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 1. С. 82-88. [Kulikova A. V. q Mechanisms for competition development in the Nizhny Novgorod region: a sociological analysis. Vestnik of Lobachevsky

GO State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2020, (1): 82-88. (In Russ.)] EDN: XEKRXT

Социологические аспекты

18. Апенько С. Н., Мамонтов С. Н. Восприятие конкуренции на региональных потребительских рынках фирмами-производителями. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 58-66. [Apenko S. N., Mamontov S. N. The competition development perception on regional consumer markets by manufacturing companies. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2018, (1): 58-66. (In Russ.)] https://doi. org/10.21603/2500-3372-2018-1-58-66

19. Сажина М. А. От либерально-демократической политики развитых стран глобального мира к государственному управлению экономическими и социальными процессами: методологические аспекты. Экономические науки.

2021. № 196. С. 179-186. [Sazhina M. A. From liberal-democratic politics of developed countries of the global world to state management of economic and social processes: methodological aspects. Economic Sciences, 2021, (196): 179-186. (In Russ.)] EDN: WGLUUH

20. Башлаков-Николаев И. В. Подходы к антикартельным запретам: что уже изменила и каких изменений требует в будущем пандемия COVID-19. Конкурентное право. 2020. № 4. С. 16-20. [Bashlakov-Nikolaev I. V. Approaches to cartel prohibitions: what has the COVID-19 pandemic already changed and what further changes does it require? Competition Law, 2020, (4): 16-20 (In Russ.)] EDN: CLNHER

21. Рамазанов Д. И., Онопюк Е. Ю. Инфляционные процессы в России в условиях пандемии COVID-19. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021. Т. 18. № 4. С. 52-60. [Ramazanov D. I., Onopyuk E. Yu. Inflationary processes in Russia amid the COVID-19 pandemic. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2021, 18(4): 52-60. (In Russ.)] https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-4-52-60

22. Митина И. В., Митин А. Н., Денисова Н. В. Государственное регулирование: вопрос адаптации сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств к постпандемической реальности. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 7-1. С. 158-163. [Mitina I. V., Mitin A. N., Denisova N. V. State regulation: the issue of adaptation of agricultural organizations and peasant farms to the post-pandemic reality. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki iprava, 2020, (7-1): 158-163. (In Russ.)] https://doi.org/10.17513/vaael.1221

23. Лукьянова В. В. Эффективность введения государственного регулирования цен на социально значимые товары. Основы экономики, управления и права. 2021. № 1. С. 59-63. [Lukyanova V. V. Effectiveness of introducing state regulation of prices of socially important goods. Economy, governance and law basis, 2021, (1): 59-63. (In Russ.)] https:// doi.org/10.51608/23058641_2021_1_59

24. Байнова М. С. Направления государственной антикризисной политики на различных уровнях. Роль бизнеса в трансформации общества - 2022: сб. мат-лов XVII Междунар. научного конгресса (Москва, 11-15 апреля 2022 г.) М.: Синергия, 2022. С. 543-546. [Baynova M. S. Directions of the state anti-crisis policy at various levels. Role of business in the transformation of society - 2022: Proc. XVII Intern. Sci. Congress, Moscow, 11-15 Apr 2022. Moscow: Sinergiia,

2022, 543-546. (In Russ.)] EDN: NNELVJ

25. Князева И. В. Сцилла и Харибда антимонопольного правоприменения в условиях социально-экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Современная конкуренция. 2020. № 2. С. 5-25. [Knyazeva I. V. The Scylla and Charybdis of antitrust enforcement in the context of the socio-economic crisis caused by the COVID-19 pandemic. Journal of Modern Competition, 2020, (2): 5-25. (In Russ.)] https://doi.org/10.37791/1993-7598-2020-14-2-5-25

С О

О Л О

У

А Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.