Научная статья на тему 'Социологическая оценка качества медицинского обслуживания российского населения в контексте повышения качества жизни'

Социологическая оценка качества медицинского обслуживания российского населения в контексте повышения качества жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / СИСТЕМА ЗДРА ВООХРАНЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ОЖИДАЕМАЯ ПРО ДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПОКА ЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубец А.Н., Новиков А.В.

Статья посвящена анализу использования социологической оценки качества медицинского обслуживания российского населения в кон тексте повышения качества жизни. Качество медицинского обслуживания российского населения в системе российского здравоохранения является неотъемлемой составляющей повышения качества жизни населения, стратегической задачей и критерием эффективности проводимых в стране социально-экономических реформ. Развитие индустрии здоровья в соответствии с рейтинговыми оценками качества оказания медицинских услуг в настоящее является время общим трендом в экономически развитых странах мира. Это неизбежно должно оказать положительное влияние на развитие российской системы здравоохранения и поможет создать новые возможности для получения населением качественных медицинских услуг и организации ведения здорового образа жизни. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансово го университета при Правительстве Российской Федерации на 2018 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубец А.Н., Новиков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая оценка качества медицинского обслуживания российского населения в контексте повышения качества жизни»

Социологическая оценка качества медицинского обслуживания российского населения в контексте повышения качества

жизни

Зубец А.Н., Новиков А.В.

Статья посвящена анализу использования социологической оценки качества медицинского обслуживания российского населения в контексте повышения качества жизни.

Качество медицинского обслуживания российского населения в системе российского здравоохранения является неотъемлемой составляющей повышения качества жизни населения, стратегической задачей и критерием эффективности проводимых в стране социально-экономических реформ.

Развитие индустрии здоровья в соответствии с рейтинговыми оценками качества оказания медицинских услуг в настоящее является время общим трендом в экономически развитых странах мира. Это неизбежно должно оказать положительное влияние на развитие российской системы здравоохранения и поможет создать новые возможности для получения населением качественных медицинских услуг и организации ведения здорового образа жизни. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2018 год.

Ключевые слова: качество жизни, здоровье населения, система здравоохранения, качество оказания медицинских услуг, ожидаемая продолжительность жизни, критерии качества оказания медицинской помощи, показатели качества оказания медицинской помощи, показатели качества жизни

Zubets A.N., Novikov A.V.

A sociological assessment of the quality of healthcare of the russian population in the context of improving the quality of life The article analyzes the use of sociological assessment of the quality of medical care of the Russian population in the context of improving the quality of life.

The quality of medical care of the Russian population in the Russian health care system is an integral part of improving the quality of life of the population, a strategic objective and criterion for the effectiveness of the socio-economic reforms carried out in the country. The development of the health industry in accordance with the ratings of the quality of medical services is now a common trend in the economically developed countries of the world. This will inevitably have a positive impact on the development of the Russian health care system and will help create new opportunities for the population to receive quality medical services and organize a healthy lifestyle.

The article is based on the results of studies carried out at the expense of budget funds on the state task of the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2018. Key words: quality of life, population health, health system, quality of medical services, life expectancy, quality criteria of medical care, indicators of quality of medical care, indices of quality of life

Правительство Российской Федерации принимает активные меры по улучшению качества медицинского обслуживания российского населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (срок реализации - 2018 - 2025 годы).

В Госпрограмме утверждены следующие цели:

- увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,0 лет;

- снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 чел. на 100 тыс. населения;

- снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 чел. на 100 тыс. населения;

- снижение к 2025 году смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 185 чел. на 100 тыс. населения;

- повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи не менее чем до 54 %.

В настоящее время в современной российской научной литературе недостаточно разработаны:

- теоретико-методологические подходы к комплексному исследованию повышения качества медицинских услуг, оказываемых российскому населению, в том числе с применением различных методов социологического опроса населения о качестве оказанной медицинской помощи;

- механизмы оценки и оперативной корректировки неэффективных управленческих решений органов власти, снижающих качество жиз-

Таблица 1

Соотнесение России с ЕС, странами ОЭСР и средними мировыми показателями по основным индикаторам качества медицинского обслуживания (средние показатели за 2000-2017 гг.) Источник: расчеты по данным Всемирного Банка

Евросоюз Страны ОЭСР Россия В среднем по миру

Средние душевые расходы Iia здравоохранение из иеех источников, дол л, но 1111С 2780,0 3612,7 891,4 925,0

С ре д ] 1 я я ож и да ем ая up од OJ i жи гел ьн о еть жизни при рождении, лет 79,2 78,8 68,0 70,0

Расходы на здравоохранение из бюджетов домохозяйств, долл. по ППС на человека в под 430,8 558,8 300,5 211,8

Доля тех, кто опустился ниже прожиточного минимума в 3.1 долл. в ценах 2011 пода по 1111С из-за избыточных медицинских расходов, % 0,2 0,3 0,1 1,8

Доля жителей, расходующих на медицинские цели более 10% домашнего бюджета, % 7,6 6,9 за 10,9

Доля жителей, расходующих на медицинские цели более 25% домашнего бюджета, % 1,0 U 0,4 2 3

И11 деке ДОетуПнОСТИ ба30Вых ме;ци iieких услуг 78,5 79,8 63,0 63,7

Доля населения, для которого стоимость хирургической операции может оказаться чрезмерной, % населения 4,9 6,4 43,7 44,1

Доля населения, для которого необходимость оплаты хирургической операции может привести к бедности, % населения 1,0 3,3 18,1 46,7

ни населения, в том числе снижающих качество медицинской помощи, оказываемой населению;

- стратегии социально-экономической адаптации для различных социальных групп и слоев населения, в том числе маргинальных, к изменениям качества оказываемой медицинской помощи.

Высокое качество медицинской помощи, оказываемой населению системой здравоохранения страны, и выраженное в обеспечении достаточной продолжительности здоровой жизни, является одним из важнейших составляющих высокого качества жизни населения - феномена счастья жизни для каждого человека. [1, 686-687].

Российская Федерация является членом Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - специа-

лизированного учреждения Организации Объединенных Наций, созданного в 1948 г., имеющего свою собственную программу деятельности, направленную на решение международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения стран-участниц в Европейском регионе.

В соответствии с п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 217 А (III) от 10 декабря 1948 года), «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или

Таблица 2

Отношение к медицинскому обслуживанию среди жителей крупных и средних российских городов Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

] 1аекШ1ько ВЫ уДО&ле творены качеством медицин скопи об СЯуживаниЯ;, которым ми пользуетесь?

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Полностью удовлетворена) 16% 19% 14% 19%

Скорее удовлетворен (а) 49% 46% 52% 50%

Скорее не удовлетворен(а) 24% 23% 21% 21%

Совершенно не удовлетворен(а) 9% 10% 11% 9%

Доля тех, кто полностью или в основном доволен качеством медицинских услуг, которые он получает лично 65% 65% 65% 70%

Удо&легнорепность качес твом медицинского обслуживания ПО тинам медицинских учреждений

Бесплатная медицина 63% 63% 64% 64%

Страховая медицина 69% 76% 85% 81%

Платная медицина 65% 65% 68% 72%

иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». [2] Российская Федерация в октябре 2009 года ратифицировала Европейскую социальную Хартию, признав полностью обязательными для себя из положений части II хартии статьи 1; 3; 5-11; 14; 16; 17; 20-22; 24; 27-29, и частично обязательными статьи 2;4; 12; 15; 18;19 (всего 68 пунктов). Статья 13 Хартии, предусматривающая закрепление права каждого гражданина, не имеющего достаточных средств, на социальную и медицинскую помощь, Российской Федерацией не ратифицирована. [3]

В 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года), который был ратифицирован СССР в сентябре 1973 года и вступил в силу 03 января 1976 года. [4] В соответствии со статьей 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Российская Федерация обязалась признать право каждого человека на социальное обеспечение (в том числе в случае наступления ряда страховых случаев, связанных с ущербом для здоровья).

В мае 1977 году тридцатая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла постановление, в котором было отмечено, что «основная социальная задача (национальных) правительств и Всемирной организации здоровья в предстоящие десятилетия должна заклю-

чаться в достижении к 2000 г. всеми жителями Земли такого уровня здоровья, которое позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане. [5]

Россия сильно отстает от стран ЕС, стран ОЭСР и в среднем по странам мира по большинству показателей качества медицинского обслуживания (средние показатели за 20002017 гг.)

В таблице 1 указаны сравнительные данные по основным индикаторам качества медицинского обслуживания (средние показатели за 20002017 гг.) России, ЕС, ОЭСР и в среднем по миру.

Как видно из таблицы 1, по большинству показателей, Россия сильно отстает от развитых стран ОЭСР и от мировых показателей.

Для решения задачи оценки качества медицинского обслуживания населения по городам России в исследовании использованы следующие показатели:

- отношение годового числа умерших к численности населения старше трудоспособного возраста;

- доля взрослых жителей города, у которых за последние три года были повод и желание подать судебный иск на врача или медицинское учреждение за ошибки, упущения или халатность в работе;

- уровень удовлетворенности взрослых жителей городов качеством того медицинского обслуживания, которое они получают в городских лечебных учреждениях;

Таблица 3

Готовность подать в суд на врачей и медицинские учреждения среди населения Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

Были ли у нас: :5а последнее время случаи, когда у нас были ПОВОД и желание подать суд. иск на врача или мед. учреждения за халатность, ошибки и иные упущения?

2015 г. 2016г. 2017г. 2018 г.

Да 23% 25% 25% 16%

Сам не сталкивался, но среди моих знакомых были такие случаи 6% 8% 9% 12%

Нет, и среди моих знакомых таких ситуаций не было 70% 67% 66% 72%

Таблица 4

Нехватка средств на лекарства среди россиян

Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

Сталкивались ли Вы за последний шд е ситуацией, когда не могли купить необходимое лекарство по причине его дороговизны?

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Да. было несколько таких случаев 25% 25% 26% 27%

Да, был такой случай 14% 13% 10% 8%

Пет, не сталкивался с такой проблемой 61% 62% 64% 65%

Таблица 5

Обращения населения за медицинской помощью в другие регионы или за границу Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

Были ли у вас, ваших близких или друзей за последнее время случаи, когда приходилось обращаться за мед. помощью в другой регион, в Москву или за границу?

2015 г. 2016 г 2017 г. 2018 г.

Да 20% 23% 23% 26%

Нет 80% 77% 77% 74%

- доля жителей, у которых за последние три года были случаи, когда они были вынуждены обращаться в другой регион или за границу за необходимой медицинской помощью;

- доля жителей, которые считают, что в их городе достаточно медицинских учреждений;

- доля жителей города, которые сталкивались за последние три года со случаями, когда им не хватало денег на необходимое им лечение;

- доля жителей города, которые сталкивались за последние три года со случаями, когда они не могли купить необходимое лекарство по причине его дороговизны;

- произведение доли малоимущих граждан города и доли тех, кто пользуется платными медицинскими услугами.

Отношение числа смертей к численности лиц старше трудоспособного возраста определено на основании данных Росстата, прочие показатели получены на основании социологического опроса населения, проведенного по го-

родам России с населением более 500 тыс. человек, а также в Севастополе и Грозном в 2018 году. В каждом из рассмотренных городов по репрезентативной выборке, отражающей население города, опрошено не менее 800 человек, что достаточно для получения достаточно точных ответов на поставленные вопросы.

За последние годы, по данным исследований Финансового университета при Правительстве РФ, потребительское восприятие качества медицинского обслуживания населения постепенно улучшается (таблица 2)

Растет доля россиян, которые за последнее время не имели поводов для того, чтобы подать в суд на врачей и лечебные учреждения за халатность, ошибки и иные упущения (табл. 3).

Доля россиян, которые не сталкивались с нехваткой средств на лекарства - в 2018 году, составила б5% против 61% в 2015 году (табл. 4).

С другой стороны, в нашей стране намечаются проблемы с доступностью медицинской помощи. Увеличивается доля тех, кто за после-

Таблица 6

Отношение населения к достаточности медицинских учреждений Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

Каких медицинских учреждений в Вашем ]^ороде не хватает?

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

В городе хватает медицинских учреждении 27% 29% 33% 22%

Не хватает поликлиник широкого профиля 25% 26% 26% 27%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больниц 9% 10% S% 11%

Специализированных медицинских клиник 14% 16% 14% 18%

Диагностических центров 21% 23% 20% 27%

Другое 4% 3% 5% 0%

Таблица 7

Пользование различными типами медицинского обслуживания среди населения Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

Какими видами медицинских услуг вы пользу етесь чаще всего, вы и члены вашей семьи? (множественный ответ)

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Услугами государственной поликлиники, клиники или больницы бесплатно (в рамках обязательного медицинского страхования) 70% 72% 74% 70%

Медицинскими услу^ми но страховке, которую вы приобрели за свой счет 3% 2% 3% 2%

Медицинскими услугами по страховке, которую оплачивает ваш работодатель 6% 7% 8% 7%

Услугами бесплатной поликлиники/медсанчасти при предприятии 4% 4% 4% 4%

Платными медицинскими услугами в частных поликлиниках или больницах 35% 40% 42% 39%

Платными медицинскими услугами в государственных поликлиниках или больницах ла наличный расчет 13% 15% 13% 12%

Не пользуюсь медицинскими услугами 3% 3% 3% 4%

днее время должен был обращаться в лечебные учреждения в другие регионы или за границу, при этом более 25% жителей крупных и средних городов вынуждены были за последние два-три года ехать в другой город или за границу за медицинской помощью против 20% в 2015 году (таблица 5).

Падает доля россиян, которые считают, что в их городе достаточно медицинских учреждений - в 2018 году их доля снизилась до 22%. Наиболее дефицитными сегодня являются поликлиники широкого профиля, диагностические центры и специализированные медицинские клиники (таблица 6).

При этом среди населения снижается пользование услугами страховой и платной медицины, тогда как общая посещаемость меди-

цинских учреждений остается на прежнем уровне (таблицы 7 и 8).

В исследовании были проанализированы основные составляющие качества жизни, при этом установлено, что большое значение для восприятия населением своего качества жизни в городах имеет уровень качества отношений населения с местными властями - возможность влиять на принятие управленческих решений в соответствии с законным соблюдением интересов жителей, а также сознание того, что городские власти делают все для снижения уровня коррупции и повышения благополучия жителей города в сфере общественно значимых социальных услуг.

Важным показателем качества жизни в городе является также миграционный прирост

Таблица 8

Частота обращений за медицинской помощью среди населения Источник: Исследования Финансового университета при Правительстве РФ

Как часто Вы обращаетесь :*а медицинской помощью?

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Несколько раз в месяц 12% 14% 14% 14%

Раз в несколько месяцев 16% 16% 16% 18%

Несколько раз в vo& 44% 40% 42% 42%

Реже^ чем раз в год 29% 29% 29% 26%

населения - жители городов «голосуют ногами» за более высокое качество жизни и перемещаются туда, где оно выше, соответственно, значительное положительное сальдо миграции говорит о высоком качестве жизни в регионе, а отток населения - о его низком уровне.

На основании этого в научно-исследовательской работе был сформирован перечень показателей, необходимых для оценки качества жизни населения.

Следует отметить, что в сложившихся условиях объективная оценка качества оказания медицинских услуг населению затруднена в связи с отсутствием единой официальной методики, использующей единую систему из объективных и субъективных показателей.

Сравнение и дальнейшее использование результатов проведенных исследований, полученных с применением различных методик и различного инструментария, крайне затруднительно или не представляется возможным, что ставит под сомнение эффективность использования привлеченных для этих исследований трудовых и финансовых ресурсов. Кроме того, из-за нерегулярного характера проведения этих исследований, крайне затруднительно объективно проанализировать динамические изменения качества оказываемой медицинской помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях, в условиях оказания скорой медицинской помощи, а также уровень отзывчивости российской системы здравоохранения к ожиданиям российского населения. [6; 7, с. 27-32]

Полученные в исследовании результаты показывают, что среди российского населения доля тех, кто полностью или в основном доволен работой системы здравоохранения в стране составляет 47%, а доля тех, кто полностью или в основном доволен качеством медицинс-

ких услуг, полученных лично - 65%, и это несмотря на то, что в последнее время Минздравом России принимаются действенные меры по повышению качества медицинского обслуживания населения с применением высокоэффективной и высокотехнологической терапии в амбулаторных, стационарных и в условиях оказания скорой медицинской помощи.

В соответствии с рассчитанным Итоговым индексом качества медицинского обслуживания населения по городам России, где проводилось исследование по результатам опросов граждан в 2017 году, наиболее высокое качество медицинского обслуживания населения соответствует следующим российским городам: Нижний Новгород; Грозный; Казань; Уфа; Санкт-Петербург; Тюмень; Оренбург; Новокузнецк; Пенза; Томск.

Литература

1. Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том 3. М., МЫСЛЬ, 2001. С. 686687.;

2. Резолюция 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. Всеобщая декларация прав человека. Источник: Сборник резолюций и решений Всемирной ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr, (дата обращения: 07.09.2018);

3. Европейская социальная хартия [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_120807/, (дата обращения: 07.09~.2018);

4. Резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Источник: Сборник резолюций и решений Всемирной ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Ре-

Социо

жим доступа: URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon, (дата обращения: 07.09.2018);

5. Резолюция WHA30.43 Техническое сотрудничество. Источник: Сборник резолюций и решений Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета, Том II, 1973-1984 гг.. Женева, Всемирная организация здравоохранения, 1985 г. [Электронный ресурс].Режим

доступа: URL:http://www.who.int/governance/en (дата обращения: 07.09.2017 );

6. Мурашко М.А. Качество медицинской помощи: новый вектор развития // Вестник Росзд-равнадзора. 2015. № 6.;

7. Шульгина С. В. Отзывчивость системы здравоохранения: определение, структура, понятия, методические подходы к проведению исследования // Экология человека. 2015. № 2. С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.