Научная статья на тему 'Социологическая наука как инструмент управления социально-экономическим развитием'

Социологическая наука как инструмент управления социально-экономическим развитием Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО / ОТРАСЛЕВОГО И ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РОЛЬ И ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / THE ROLE AND CONTRIBUTION OF SOCIOLOGY TO SOCIETY / THE SYSTEM OF REGIONAL / INDUSTRY AND STATE ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хурс М. Н.

Рассматривается роль социологической науки как инструмента управления социально-экономическим развитием на различных уровнях, обосновывается необходимость повышения ее востребованности практикой и непрерывного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL SCIENCE AS AN INSTRUMENT OF MANAGING THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

This article hereby examines the role of the Sociological science as an instrument of managing the social and economic development on various levels, as well as grounds the necessity of increasing its demand of practical implementation and sustainable development.

Текст научной работы на тему «Социологическая наука как инструмент управления социально-экономическим развитием»

М. Н. ХУРС,

кандидат социологических наук, доцент,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Рассматривается роль социологической науки как инструмента управления социальноэкономическим развитием на различных уровнях, обосновывается необходимость повышения ее востребованности практикой и непрерывного развития.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, система регионального, отраслевого и общегосударственного управления, роль и вклад социологии в общественное развитие.

Мировая практика убедительно доказала, что темпы социально-экономического развития любой страны определяются, наряду с состоянием производственной базы и наличием собственных энергосырьевых ресурсов, предметностью и профессиональной компонентой системы управления на всех ее уровнях: от первичного коллектива до регионального, отраслевого и общегосударственного. При этом следует отметить определенную внутреннюю взаимосвязь и корреляционную зависимость этой триады базовых условий общественного развития. Сутью этой взаимосвязи и взаимобусловленности является то многократно выверенное и доказанное практикой управления процессом социально-экономического развития обстоятельство, согласно которому чем скромнее материально-производственная база и собственный энергосырьевой потенциал страны, тем выше роль предметности и качества управления на всех его уровнях. Причем в условиях современных глобальных вызовов возможностям социально-экономического развития любого отдельно взятого государства, а именно ужесточением конкуренции на рынке товаров и услуг и необходимостью наличия определенного потенциала для инновационного обновления его материально-технической базы, роль и значение управленческой компоненты неизбежно будет постоянно возрастать. Становится все более очевидным, что забота о постоянном повышении компетентности и качества управления является самозначимым приоритетом любого правительства, озабоченного будущим своей страны. История общественного развития многократно доказала следующую закономерность, сделав ее аксиомой для управленцев: чем полнее и предметнее задействованность во все сферы человеческой деятельности науки, тем выше темпы развития, весомее его конечный результат, а следовательно, и возможности любой страны в дости-

жении конечных целей - обеспечении достойного уровня жизни населения, повышении ее имиджа и авторитета в мировом сообществе.

Общеизвестно, что темпы и результаты социально-экономического развития государства являются базовым условием достижения им необходимого уровня безопасности в основных жизнеопределяющих сферах: энергетической, продовольственной, образовании и др., а в конечном итоге - его независимости и национального суверенитета. Особенно актуальна эта проблема для стран с ограниченными возможностями собственного энерго- и ресурсо-обеспечения, к которым относится и Беларусь. Выстраивая стратегию социально-экономического развития, наша страна отдала приоритет развитию научно-технической сферы, инновационной экономике, разработав и приступив к реализации ряда государственных программ на этом направлении. Анализ уже первых результатов от их реализации убедительно подтверждает своевременность предпринятых мер и правильность этого выбора.

Так, реализация мер по развитию агропромышленного комплекса страны позволила не только обеспечить ее полную продовольственную безопасность, но и превратила Беларусь в крупного экспортера продовольствия на мировом рынке. Уже в 2011 г. экспорт белорусского продовольствия составит около 4 млрд в долларовом эквиваленте. К 2015 г. этот показатель планируется как минимум удвоить. Обоснованность и достижимость данного прогноза не вызывает сомнения как внутри страны, так и за рубежом, что подтверждается системным и все расширяющимся спросом на белорусское продовольствие в мире, в том числе и со стороны стран Евросоюза. Впечатляющи темпы белорусского энергоресурсосбережения. Страна смогла за последние 10 лет практически вдвое снизить энергоемкость своих товаров и услуг. Поставлена задача за ближайших 5-7 лет выйти по этому показателю на уровень наиболее экономически развитых стран. Принял необратимый характер и признан мировым сообществом белорусский прорыв в здравоохранении, фармакологии и других отраслях.

Как показывает практика, не менее весомый вклад в повышение эффективности управления процессом социально-экономического развития страны может и должна вносить гуманитарная и в первую очередь социологическая наука. При условии ее должной востребованности социологическая наука может успешно конкурировать с другими отраслями научного познания по уровню экономической и социальной отдачи и вкладу в общественное развитие. Являясь практической общественной философией, она может и должна быть продуктивно задействована во всех отраслях человеческой деятельности, в особенности для развития научно-технической сферы и совершенствования управления на всех его уровнях. История развития социологической науки не только в полной мере подтверждает вышесказанное, но и дает образцы высокой эффективности выработанных практикой механизмов ее задействования в разных областях человеческой деятельности на всех уровнях: от первичного производственного до отраслевого, межотраслевого, регионального и общегосударственного.

Весьма убедительным аргументом в подтверждение вышесказанному могут служить примеры эффективного практического задействования социологической науки в общественное развитие из нашего всем еще памятного советского прошлого. Наиболее характерными из них являются зарождение и развитие в 70-х годах XX в. заводской или производственной социологии и широкое внедрение на всех уровнях хозяйствования социального планирования. Все это послужило мощным катализатором успешного решения многих острейших для того времени проблем социально-экономического развития: снижения уровня текучести кадров; улучшения условий труда и производственного быта, оптимизации социально-психологического климата в трудовых коллективах; совершенствования механизма развития трудовой активности, творческого отношения к труду, форм и методов соревнования, усиления мотивации к повышению образовательного и профессионально-квалификационного уровня работников, в особенности молодежи; развития производственной, региональной и республиканской социальной инфраструктуры и ряда других.

Решение этих проблем значительно расширило возможности экономики по повышению жизненного уровня населения, усилило оптимизм в обществе, позитивно отразилось на социально-политической активности населения, стабилизации общественных отношений, существенным образом способствовало профилактике и снижению уровня социальной напряженности в республике. Результативное задействование социологической науки в решении этих вопросов способствовало также повышению ее востребованности и по другим направлениям социально-экономического развития. Как известно, в этот период были также востребованы практикой и успешно развивались социология науки, семьи, труда, молодежи, культуры, религии, села, городов и поселений и ряд ее других подотраслей.

Затем история развития отечественной социологической науки дала нам пример не поддающегося логическому объяснению парадокса: когда социология развилась до достаточно высокого уровня, окрепла и начала давать весомую отдачу экономическому и социальному развитию страны, интерес к ней и ее востребованность начали падать. Причин здесь много, они поучительны, взаимосвязаны и тесно переплетаются, но основными из них, с нашей точки зрения, являются следующие:

1. Разрыв между уровнем востребованности социологии и наличием профессиональных кадров, запаздывание с подготовкой социологов; заполнение этой ниши случайными, не имеющими высшего социологического или даже близкого по профилю образования кадрами. А поскольку профессия социолога была в то время весьма востребованной и престижной, то эти должности стали заполняться людьми из числа родственников различных руководителей или близких им представительниц «прекрасной половины». Эти «специалисты» в профессиональном плане в своем большинстве были абсолютно не готовы к этой сложной и ответственной работе, не владели методологией и методикой

социологической науки, не видели актуальности социальной проблематики в стране и в своих трудовых коллективах, не только не могли организовать надлежащим образом исследовательскую работу, но и присущими их интеллектуальному уровню навыками пользования социологической информацией и способами доведения результатов своих «исследований» до руководителей постоянно дискредитировали социологическую науку в глазах управленцев всех уровней.

2. Смена управленческой парадигмы на всех уровнях, из-за которой думающих, творческих, ответственных и инициативных руководителей стали все в большей степени заменять на «исполнительных исполнителей» или, как их еще называют, ретрансляторов вышестоящих «указивок». Негативизм этих проявлений, как показывает практика регулирования отношений в сфере труда нашей страны, еще более усугубило введение контрактной системы найма работников, которую уже сегодня, осознав внесенный ей негатив, пытаются немного смягчить по инициативе профсоюзов.

3. Неотработанность на всех уровнях культуры работы с результатами исследований, системные нарушения (причем не только социологами) правил хранения и использования социологической информации, форм и методов доведения результатов исследований до Заказчика разрушило и сожгло последние коммуникативные мосты, превратило прежнее, с таким трудом завоеванное профессионалами уважение руководителя к социологу и желание сотрудничать с ним в его антипод - личное неприятие этого специалиста и социологической науки и уход под любыми предлогами от сотрудничества.

Можно привести еще ряд причин: низкую коммуникабельность отдельных социологов, слабое владение ими общей, региональной и на уровне предприятий экономической и социальной ситуации (отсюда - недостаточная убедительность предложений по тематике исследований), недостаточную пропаганду позитивных результатов социологических исследований и др. Эти причины, несомненно, также внесли свой негативный вклад в ситуацию с востребованностью социологической науки, однако три первые вышеназванные причины являются наиболее сущностными и определяющими.

Все это имело далеко идущие последствия. Как нам представляется, игнорирование социологической науки, ее недостаточная задействованность в общественную практику, в особенности в практику государственного управления на всех уровнях, явились одними из основных причин распада СССР. Более того, продолжающаяся ее слабая задейстовованность еще более усилила свой негативизм в настоящее время, оставаясь сущностной причиной торможения процессов социально-экономического развития всех без исключения государств на постсоветском пространстве, замедления темпов начавшегося их нового объединения в различные интеграционные структуры. Уверены, что если бы в процесс интеграции Беларуси и России была изначально надлежащим образом скоординировано задействована в мониторинговом режиме

их объединенная социологическая наука, то уже к настоящему времени была бы не только реализована его конечная цель - создано единое, уважаемое мировым сообществом, процветающее союзное государство, но к нему давно присоединились бы многие другие государства (возможно, не только постсоветские) и в современном мире был бы совершенно иной геополитический расклад. Но все попытки социологических организаций Беларуси и России (а их только с белорусской стороны предпринято более 15) «достучаться» до чиновников государственных интеграционных структур на протяжении более 10 последних лет оказались безрезультатными. Им лично или их внешним «советникам», по известным причинам не заинтересованным в этом сближении, это оказалось хлопотным и ненужным. Становится все более очевидным, что должностные лица этих структур боятся и не хотят использовать в качестве механизма ускорения интеграционного процесса социологический мониторинг, видят в нем определенную личную опасность. Пустишь социологов -они наисследуют, а потом необходимо будет что-то делать в вопросах ускорения объединения в различные интеграционные структуры, а там, смотришь, и места в этих структурах не найдется. А так, зарплата - как у российских министров, а ответственность - как у члена общественной организации: разъезжай, дискутируй, представительствуй, празднуй бесконечные юбилеи «начала процесса».

Начавшиеся в настоящее время подвижки в сознании политических элит абсолютного большинства постсоветских государств в сторону ускорения интеграции позволяют надеяться на более предметную и полную задейство-ванность в этом процессе социологической науки. Как нам представляется, управленцы новых интеграционных объединений, заинтересованные в ускорении процесса, с неизбежностью осознают необходимость и безальтернатив-ность задействования в нем социологической науки. Если этого в ближайшее время не произойдет, он останется вялотекущим, непродуктивным и не приведет к реализации в полном объеме поставленного перед ним целеполагания. К сожалению, на сегодня востребованность социологической науки на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси, перерастает в совершенно неожиданную и новую для нее плоскость - проблему ее сохранения как таковой. Так, если еще в 2000 г. в республике насчитывалось 18 государственных и 14 негосударственных социологических организаций, то к 2011 г. из первых осталось 3-4, а из вторых - 2-3, да и то весьма условно («всплывают» только в периоды избирательных кампаний). Это по части кадрового потенциала и нынешних организационных возможностей социологической науки. Сложившаяся ситуация не могла не сказаться и на объемах реализуемой исследовательской проблематики сохранившихся научных организаций социологического профиля, число которых сведено к минимуму или они находятся даже под угрозой исчезновения. Так, на сегодня в республике сохранилась с более-менее приемлемыми объемами исследовательской проблематики практически одна государственная научная социологическая организация - Институт со-

циологии НАН Беларуси. Почти прекратил серьезную социологическую проработку профильной ему, наиболее острой и злободневной в республике проблематики сферы труда и социальной защиты населения НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Вообще, ситуация в этой отрасли может служить примером еще одного социологического парадокса. Одним из первых шагов в деятельности очередного из наиболее быстро меняющихся руководителей этой отрасли, к тому же имевшую ученую степень доктора экономических наук, была ликвидация в подведомственном НИИ социологического подразделения со сложившейся и признанной на постсоветском пространстве собственной школой исследований профильной проблематики.

Аналогичная ситуация и по другим жизнеобеспечивающим отраслям -ни одна из них, за исключением Министерства энергетики, не использует для совершенствования своей деятельности зарекомендовавший себя и высокоэффективный механизм социологического мониторинга. Как показывает практика, одной из основных причин недостаточной эффективности многих государственных социальных программ является их слабое научное обеспечение как на стадии разработки, так и в процессе реализации. Вышесказанное можно с полным основанием отнести и к процессу определения приоритетов в социально-экономическом развитии республики. Результаты предпринятого нами общего анализа ситуации в республиканской социологической науке не только вызывают серьезную озабоченность сложившимся положением, но и показывают, что ее изменение и повышение востребованности социологической науки само по себе не произойдет. Для этого понадобится комплексная, длительная, кропотливая совместная системная работа не только органов государственного управления, но и самих социологических научных организаций. Как нам представляется, сохранению и развитию социологической науки, повышению ее востребованности способствовало бы принятие ряда правовых, организационных, экономических и социальных мер по следующим направлениям:

1. Закрепление на государственном уровне при принятии решений о разработке различных социально-экономических программ и инноваций в социально-экономической сфере обязательности соблюдения ответственными органами и их руководителями следующих условий:

комплексного подхода к разработке государственных социальных программ, учета советского опыта социального планирования, взаимоувязки в них между собой технических, экономических, экологических параметров с целями социально-демографического развития;

предварительной социологической проработке важнейших позиций перед принятием этих социальных программ;

внедрения в практику разработки социальных программ научного трехвариантного (максимальный, средний, минимальный уровень достижения параметров) прогнозирования в зависимости от возможного изменения внешних условий энергоресурсообеспечения, реализуемости того или иного вариантов прогнозов, изменения ситуации на рынке товаров и услуг и других факторов;

включения в эти программы заключительным разделом конкретного по мерам, срокам и исполнителям научного сопровождения хода их реализации, сроков, форм и методов промежуточного и заключительного контроля выполнения запланированных показателей и достижения установленных параметров;

проведения социологического мониторинга социально-экономической и политической ситуации в республике, деятельности всех без исключения жизнеобеспечивающих отраслей.

2. Повышение практической значимости и качественного уровня результатов социологических исследований за счет:

повышения креативности и актуальности плановой и хозрасчетной проблематики социологических исследований;

нацеленности тематики этих исследований и их результатов на решение приоритетных задач развития республики;

комплексности социологических исследований; привлечения к решению проблем профильных ученых и специалистов других научных организаций, в том числе для скооперированной углубленной проработки правовых, экономических, социальных, культурологических, психологических, экологических, этических и иных значимых для качества результата аспектов исследуемой проблемы;

обеспечения обоснованной достаточности для получения качественного результата, сроков проведения и объемов финансирования по всему аспекту плановой и хозрасчетной тематики исследований;

предусмотрения возмездного (дополнительного) или безвозмездного (за счет средств, выделенных на исследование проблемы) научного сопровождения внедрения рекомендаций и предложений по результатам всех наиболее значимых по проблематике исследований;

большей гласности через СМИ и публикации в научных изданиях фактов проведения исследований по изучению общественного мнения по наиболее затрагивающей интересы населения проблематике, пропаганды полученных результатов и их значимости для решения исследуемой и других социальных проблем;

обязательности закрепления права интеллектуальной собственности исследователей на полученный результат;

повышения степени моральной и материальной ответственности научного руководителя и творческого коллектива любого социологического исследовательского проекта за качество исследований, обоснованность выводов и рекомендаций по его результатам.

3. Повышение уровня и качества вузовской и послевузовской подготовки социологов за счет:

отбора абитуриентов, магистрантов и аспирантов по этой профессии через многоступенчатую систему профориентации на стадиях их обучения в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах;

обязательной длительной (до 1 семестра) производственной и преддипломной практики студентов-социологов с зачислением их на время ее прохождения на должность лаборанта (стажера) в научную организацию социологического профиля;

создания (возрождения) в университетах, готовящих социологов, на базе деканатов и кафедр проблемных социологических лабораторий для организации учебной практики и проведения практических занятий студентов-со-циологов, а также для участия лучших из них в плановых и хозрасчетных исследованиях;

реформирования учебных программ вузовской подготовки и послевузовского образования социологов с упором в них на аспекты привития в процессе обучения этим специалистам инновационного, креативного мышления и ориентацией на профессиональную научную и преподавательскую деятельность в современных социально-экономических условиях;

создание всем студентам-социологам, особенно старших курсов, условий и возможностей для их полноправного участия в работе профильных научнопрактических конференций различного уровня.

4. Укрепление материальной базы и финансовая поддержка социологической науки за счет следующих преференций:

освобождения средств, выделяемых различными субъектами хозяйствования на науку, в том числе на проведение социологических исследований, от всех видов налогообложения;

освобождения государственных социологических организаций, независимо от источников финансирования, от уплаты НДС при заключении хозяйственных договоров на проведение НИР;

разрешения Заказчикам на выделение Исполнителям при заключении хоздоговоров на социологические исследования и по плановой тематике средств в объеме до 10% от сметной стоимости работ для развития материальной базы, приобретения необходимого для проведения исследований на современном уровне оборудования и поощрения работников, внесших наибольший вклад в высокое качество результата НИР;

постановки в равные организационно-правовые условия всех возможных источников финансирования социологических исследований.

Как нам представляется, повышению востребованности социологической науки в республике и ее имиджа способствовали бы также строгое соблюдение социологами при проведении исследования на всех его этапах профессиональной этики, исследовательских технологий, правил выбора методов исследования той или иной проблемы, забота о безупречности своей репутации в социологическом сообществе и среди потенциальных заказчиков НИР. Не менее эффективными способами решения этой важной задачи, на наш взгляд, стало бы налаживание в социологическом сообществе системного постоянного дискурса в виде круглых столов, симпозиумов, научно-практических конференций различного уровня по проблемам развития социологической науки

и повышения ее востребованности на практике, введение специальных программ в электронных СМИ, рубрик в республиканских печатных и научных изданиях.

Давно назрела необходимость создания в республике при ведущей научной социологической организации постоянной организационно-методологической формы (семинар, школа) повышения квалификации социологов с целью системного обмена опытом исследовательской работы, сбора и обобщения предложений по путям, мерам и механизмам повышения востребованности социологической науки с учетом ее региональной, отраслевой и иной специфики. Важнейшей, самозначимой задачей в этом процессе нам представляется привитие социологам креативности в мышлении и постоянного стремления к повышению профессионального уровня на всех этапах их многогранной деятельности. По нашему глубокому убеждению, быстро и эффективно решить многоаспектную и очень сложную задачу по сохранению и развитию социологической науки, повышению ее авторитета и востребованности в нашем обществе без изучения социологическими методами в мониторинговом режиме всего спектра ее собственной внутренней проблематики будет практически невозможно. Ситуация в этом вопросе также может служить еще одним примером социального парадокса: выступая эффективным механизмом совершенствования человеческой практики по всем ее возможным направлениям, социологическая наука не проявляет должной заботы о поддержании этого механизма в рабочем состоянии и о его постоянном совершенствовании под новые, все усложняющиеся проблемы общественного развития, помочь в решении которых она призвана. Этот мониторинг позволит высветить во взаимосвязи все аспекты внутренней проблематики развития социологической науки, проранжировать их, отследить динамику этого ранжирования и только на этой основе разработать и рекомендовать меры по очередности снятия имеющихся проблем, ибо совершенно понятно, что на решение всех их сразу даже у успешно развивающейся экономики средств не хватит. Поэтому начать необходимо с решения наиболее острых и злободневных, а затем уже и сама окрепшая наука сможет для себя что-либо сделать. Есть убеждение, что социологическая наука, при условии ее большей востребованности и поддержки управленцами на всех уровнях, сторицей окупит и вернет обществу любые затраты на свои исследования, сможет внести еще более весомый вклад в экономическое и социальное развитие страны, укрепление ее имиджа и авторитета в международном сообществе. Самозначимым и весьма сущностным аспектом, актуализирующим необходимость повышения степени за-действованности социологической науки в практику, является то обстоятельство, что только методология, методика и процедура исследований этой науки располагает отработанным инструментарием и механизмами налаживания взаимодействия власти с населением по всем аспектам государственного управления, установления надежной обратной связи в процессе этого взаимо-

действия. Очевидно, что более полное и предметное задействование социологической науки в реализацию конечных целей развития на перспективу будет способствовать укреплению степени доверия населения к органам государственного управления, конструктивизму, созидательной консолидации и развитию гражданского общества в нашей республике.

M. N. KHURS

SOCIOLOGICAL SCIENCE AS AN INSTRUMENT OF MANAGING THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Summary

This article hereby examines the role of the Sociological science as an instrument of managing the social and economic development on various levels, as well as grounds the necessity of increasing its demand of practical implementation and sustainable development.

Key words: socio-economic development, the system of regional, industry and state administration, the role and contribution of sociology to society.

Поступила 26.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.