Научная статья на тему 'Обзор международной научно-практической конференции «Социальное знание и современные проблемы развития белорусского общества», прошедшей в г. Минске 21-22 ноября 2013 г'

Обзор международной научно-практической конференции «Социальное знание и современные проблемы развития белорусского общества», прошедшей в г. Минске 21-22 ноября 2013 г Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор международной научно-практической конференции «Социальное знание и современные проблемы развития белорусского общества», прошедшей в г. Минске 21-22 ноября 2013 г»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ «СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА», ПРОШЕДШЕЙ В г. МИНСКЕ 21-22 НОЯБРЯ 2013 г.

Данная конференция организована Институтом социологии НАН Беларуси и проводится в заявленном формате четвертый раз (с периодичностью раз в два года).

Неизменной на всех конференциях является связка наука-общество. При этом каждый раз задается новый фокус рассмотрения затрагиваемой тематики и проблематики. В этом году акцент сделан на инновационно-модерни-зационных процессах развития белорусского общества (на прошлой конференции внимание участников акцентировалось на проблемах консолидации белорусского общества). Соответственно рассматриваются и возможности социологической (шире - социальной) науки в концептуализации, исследовании и анализе происходящих в обществе изменений. При общей ориентации конференции на фундаментальный уровень рассмотрения проблем развития социологической науки в стране неизменным остается и внимание участников конференции к разработке прикладных (праксеологических) задач.

Приоритетными направлениями фундаментальных научных исследований для Института социологии НАН Беларуси являются:

1. Всестороннее изучение стратификационной структуры белорусского общества: формирование средних слоев общества (среднего класса); критерии и параметры бедности (низшие слои общества); слой предпринимателей (бизнес-элита); региональные различия стратификационной структуры; критерии профессиональной идентификации; скрытая безработица и параметры рынка труда.

2. Выявление и анализ в мониторинговом режиме основных тенденций социально-экономического и социально-политического развития страны. Получаемые данные позволяют комплексно оценивать параметры избранной в Беларуси модели развития. В оперативном режиме отслеживаются проблемные ситуации социального развития, вырабатываются соответствующие рекомендации для органов государственного управления.

3. Анализ специфики формирования и развития белорусской нации, специфики социокультурных процессов в Беларуси: культурная, национальная, этническая, конфессиональная (религиозная) идентичность различных социальных слоев и групп населения; изучение каналов и форм политической и гражданской самоидентификации граждан; практики повседневной жизни, включая изучение характеристик социального и экономического благопо-

лучия и выявление жизненных стратегий поведения основных социальных групп общества.

Позиционируя себя как академическое научное учреждение, комплексно и систематически изучающее белорусское общество, Институт социологии НАН Беларуси осуществляет работу по координации социологических исследований в стране, чему призваны служить и проводимые научно-практические конференции. Принципиально важным является поддержание развития социологии во всех регионах и крупнейших городах Беларуси, представители которых принимали участие и в этой конференции. Стратегически важно объединение усилий академической и вузовской социологии. На конференции присутствовали представители кафедр социологии (а также родственных кафедр философии, культурологии и т. д.) основных университетов страны. В этом году впервые за время проведения научно-практических конференций Институтом социологии НАН Беларуси была организована работа молодежной секции, в работе которой приняли участие студенты старших курсов отделения экономической социологии Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ). Неоценимо участие в конференции зарубежных коллег. Основные партнеры Института по международному сотрудничеству - Россия, Украина, Польша. В этом году в работе конференции впервые принимала участие представительная делегация из Института социологии НАН Украины.

Всего на участие в конференции были приняты заявки от 125 человек, из них 14 - от иностранных участников. Непосредственно в работе конференции участвовало 86 человек, в т. ч. 10 представителей зарубежных стран (Украины и России). Регламент конференции предусматривал проведение пленарного и секционных заседаний, а также рабочих встреч и «круглого стола» «Национальные особенности модернизационных процессов на постсоветском пространстве (Беларусь, Украина, Россия)».

В пленарном заседании принял участие доктор исторических наук, профессор, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси А. А. Коваленя. С пленарными докладами выступили доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е. М. Бабосов, доктор философских наук, профессор Г. Н. Соколова, доктор социологических наук, профессор Е. Г. Злобина (Украина), доктор социологических наук, профессор. директор Института социологии НАН Беларуси И. В. Котляров. В «круглом столе» приняли участие ведущие сотрудники Института социологии НАН Беларуси и делегация коллег из Института социологии НАН Украины. На рабочих встречах обсуждались перспективы сотрудничества со структурными подразделениями Института НАН Украины и Волгоградским государственным университетом. Основные дискуссии велись в рамках секционных заседаний.

На заседании секции № 1 «Политико-правовое измерение модерниза-ционных процессов» обсуждались:

проблемы повышения роли социальных наук в разработке концепций модернизации современных обществ;

проблемы конструирования новых моделей общественного развития; проблемы теоретико-методологического анализа социокультурной (ценностной) специфики постсоветских стран и изменения их классовой структуры в период системной трансформации (на примере Украины);

проблемы модернизации политической системы и системы государственного управления в Республике Беларусь.

Большой интерес у участников секции вызвали вопросы, касающиеся: формирования и поддержки мотивации труда специалистов технического и гуманитарного профиля в национальном пространстве Беларуси и Украины;

особенностей планирования профессиональной карьеры государственных служащих как фактора модернизации общества (в частности, феминизация государственной службы и феномен «стеклянного потолка»);

переосмысления марксистской теории общественно-экономических формаций с точки зрения национализации материальных благ общества;

социальных представлений белорусского населения о необходимости и целях модернизации политической системы и системы государственного управления в стране и связанных с этим социальных ожиданий.

По результатам дискуссии в качестве возможных путей решения выше-обозначенных проблем были названы:

повышение эффективности подготовки менеджеров-управленцев в высших учебных заведениях Республики Беларусь;

более активное использование исследователями постсоветского пространства унифицированной международной научной методологии при анализе динамики классовых структур и оценке политического климата обществ;

изучение специфики партийных систем развитых информационных государств (к примеру, феномена пиратских партий в Швеции и Германии).

На заседании секции № 2 «Экономическое измерение модернизации» особое внимание было уделено обсуждению основных проблем и тенденций, возникающих в процессе модернизации рынков труда в Беларуси, России, Украине. Выявлены проблемы, общие для этих стран как постсоветских государств: нестабильная занятость на рынке труда;

движение текущего рынка труда в направлении типичного вторичного рынка занятости;

«жесткость» номинальной заработной платы, ведущая к проявлению «гибкости» уровня денежных доходов за счет вторичной занятости;

слабая инновационная восприимчивость занятого населения, определяющая его недостаточную вовлеченность в инновационные проекты организаций и в предпринимательскую деятельность.

Обсуждены основные тенденции, возможности и риски модернизации, открывающиеся в контексте интеграционных процессов Беларуси и России. Ныне действующими проектами являются Таможенный союз, Единое эко-

номическое пространство ЕврАзЭС, Антикризисный фонд ЕврАзЭС, Центр высоких технологий ЕврАзЭС, Единое образовательное пространство Беларуси и России. Интеграционные процессы открывают широкие возможности в целом для экономики и рынка труда. Относительно низкие цены на энергоносители способствуют стабилизации занятости белорусского населения и повышению конкурентоспособности белорусских товаров. Создание доступа к инновационным технологиям и возможности обмена профессиональным опытом влияют на расширение первичного рынка труда и усиливают инновационную восприимчивость занятого населения. Создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, условий труда и занятости обеспечивает свободное передвижение граждан внутри ЕЭП.

Среди возможных рисков для рынков труда эксперты обратили внимание на возможный рост конкуренции на внутреннем рынке труда Беларуси со стороны товаров и услуг других стран ЕЭП, а также на вероятность конкурентной борьбы партнеров по Таможенному союзу за одни и те же внешние рынки. Высока вероятность оттока с белорусского рынка труда наиболее квалифицированных специалистов в связи с более высоким уровнем заработной платы на российском рынке труда.

Рекомендуется определить приоритетные направления трансформации структуры занятости в Беларуси; выявить основные направления повышения эффективности функционирования рынка труда Республики Беларусь в условиях интеграционного взаимодействия с Российской Федерацией.

Целесообразно на постоянной основе осуществлять социологический мониторинг основных параметров функционирования рынка труда, отслеживая баланс выгод и издержек для рынка труда и структуры занятости населения в ходе модернизационных процессов, осуществляемых в рамках функционирования Единого экономического пространства и ЕврАзЭС.

На объединенном заседании секций № 3 «Культурное измерение модернизации: универсальное и локальное» и № 4 «Модернизация и проблема идентичностей» обсуждались:

формирование имиджа Беларуси;

символические универсумы в трансформирующихся обществах; жизненные стратегии социокультурного поведения; потребительские стратегии поведения на рынке культурно-досуговых товаров и услуг;

социокультурные представления о богатстве и бедности в общественном сознании белорусов и способы их социологического измерения;

социальные стереотипы восприятия образа Беларуси и Украины в массовом сознании жителей стран: методики измерения и интерпретации; религиозная идентичность в Беларуси и Украине;

проблема субъекта познания в классическом и постнеклассическом знании. Обсуждалась также тематика коммуникационного обеспечения модерни-зационных процессов, формирование «новых медиа» и связанные с ними социальные риски.

Результаты обсуждения:

большую роль в формировании имиджа Беларуси играет национальная культура, репрезентируемая именами ее творцов, хотя на данный момент времени основную имиджевую нагрузку несут достижения в области спорта и т. д.;

в Беларуси и Украине по схожим показателям проводятся ежегодные мониторинговые социологические замеры, что дало возможность сравнить специфику конфессиональной идентичности: в обоих случаях значительное место занимает «внешнее» выражение религиозности, фиксируется феномен синкретической религиозности, для Беларуси религиозная идентичность не является приоритетной;

образ Беларуси и Украины имеет некоторые сходные черты, однако зафиксированы и существенные различия; необходимо провести сравнительное исследование по единой методике, что позволит более отчетливо обозначить социальные стереотипы восприятия образа стран в массовом сознании;

жизненные стратегии социокультурного поведения выражают специфику социокультурного развития конкретной страны; представлен опыт и результаты исследования жизненных стратегий в Республике Беларусь;

определено, что осуществляемые социологические замеры в Украине и Беларуси относительно уровня социального оптимизма и самочувствия являются схожими, что дает возможность осуществить сравнительный анализ;

предъявленная методика измерения социальных представлений о богатстве и бедности позволила зафиксировать не только экономическую, но и социокультурную обусловленность формирования подобных стереотипов в Беларуси, что является очень важной характеристикой современного общества;

коммуникационная составляющая модернизации проявляется в большей степени в формировании «новых медиа», которые влекут за собой определенные социальные риски.

На заседании секции № 5 «Наука и образование в модернизирующемся обществе» были представлены доклады, отражающие академическую, отраслевую и вузовскую науку Беларуси.

Выступающие в своих докладах затронули следующую проблематику: развитие кадрового потенциала белорусской науки в контексте процессов ее модернизации и трансформации мотивационной структуры научной деятельности и интеллектуальной миграции;

модернизация университетского образования;

неформальное и внеформальное образование как инструменты развития человеческих ресурсов;

непрерывное образование как механизм профессиональной мобильности современного типа;

потенциал модернизации норм и ценностей институционального уровня профессиональной культуры.

После обсуждения докладов участники дискуссии приняли следующие рекомендации по тематике секции:

Республика Беларусь вступила в качественно новый этап социально-экономического развития, отличительной чертой которого является становление и развитие экономики инновационного типа. Сегодня стоит задача создания эффективной системы кадрового обеспечения тех отраслей отечественной экономики, которые формируют ядро нового технологического уклада. Последнее предполагает интеллектуализацию ведущих отраслей экономики, повышение роли науки и высшего образования в формировании активного субъекта инновационного развития белорусского общества. Соответственно развитие кадрового потенциала науки и высшего образования нового качества должно стать приоритетной проблемой государственной политики в сфере науки и образования. В конкретном виде модернизация интеграции науки и высшей школы должна идти посредством создания новых научно-образовательных структур - исследовательских университетов. В составе НАН Беларуси следует открыть академический университет на базе уже действующего - Института подготовки научных кадров НАН Беларуси;

основной ресурс инновационного развития белорусского общества - высококвалифицированные и высокомотивированные инноваторы - молодые исследователи и специалисты. Необходимо, чтобы при выстраивании молодежной политики государства в полной мере учитывались результаты социологических исследований по трансформации мотивационной структуры научной деятельности в условиях рыночной экономики и глобализации, механизмы профессиональной мобильности современного типа, специфика модернизации норм и ценностей институционального уровня профессиональной культуры.

На заседании секции № 6 «Социальное измерение модернизации»

обсуждались:

риски в социальной сфере и необходимость поддержания баланса воспроизводства привычных повседневных практик и инновационной активности;

стереотипы, идеологемы, схематизмы восприятия и отношения к активности различных социальных акторов, действующих в социальной сфере, представленные в массовом сознании;

модернизационные процессы, происходящие в различных отраслях социальной сферы, взаимовлияние между ними, готовность различных групп населения к их восприятию;

запросы населения на уровень и качество образовательных услуг. Отдельно обсуждались инновационные проекты в сферах социального страхования, управления жилищно-коммунальным хозяйством, предоставляемых социальных услуг; а также сценарии реформирования пенсионной системы.

Особый блок выступлений касался социальных аспектов модернизации на селе. Обсуждались вопросы существования в современных реалиях крестьянства как класса, вертикальной и горизонтальной мобильности сельских жителей, самоорганизации жителей сельских населенных пунктов и роли в про-

текающих процессах социальных изменений органов местной власти; роли крестьянского подворья как фактора формирования крестьянской самоидентификации.

Отдельный доклад был посвящен анализу результатов социологических исследований, касающихся отношения жителей Островецкого района к строительству Белорусской АЭС.

В качестве резюме заявленной проблематики можно рассматривать вывод о том, что данные социологических исследований являются важнейшими ориентирами при осуществлении преобразований и инноваций в отраслях социальной сферы. Социологические работы с опорой на конкретные эмпирические данные, содержащие конкретные рекомендации, оказываются востребованными органами государственной власти, и, безусловно, такие исследования надо поддерживать и продолжать.

Научное издание СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ

Основан в 2010 году Выпуск 5

Редактор М. И. Ременица Художественный редактор Т. Д. Царева Технический редактор О. А. Толстая Компьютерная верстка М. Э. Маляревич

Подписано в печать 24.03.2014. Формат 70х1001/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 39,49. Уч.-изд. л. 31,6. Тираж 120 экз. Заказ 44.

Издатель и полиграфическое оформление:

Республиканское унитарное предприятие «Издательский дом «Беларуская навука». Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/18 от 02.08.2013.

Ул. Ф. Скорины, 40, 220141, г. Минск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.