Научная статья на тему 'Социолог - заказчик - объект исследования: процесс взаимодействия и его особенности (психологический и ценностный аспекты)'

Социолог - заказчик - объект исследования: процесс взаимодействия и его особенности (психологический и ценностный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аймаутова Надежда Евгеньевна, Наумов Александр Анатольевич

A sociologist on a professional service or practice conducts himself not only a as practitioner, but also as a manager. A particular problem for the sociologist as a practitioner in this context is the cooperation with the object of investigation. In the work the professional and evolutional approaches to the typology of value orientations in psychology were substantiated. The given problem as treated in accordance with the values that could give rise to emotional rapour between the investigation and the object.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociologist-Customer-Object of Research: the Interaction Process and it's Peculiarities (psychological and axiological aspect)

A sociologist on a professional service or practice conducts himself not only a as practitioner, but also as a manager. A particular problem for the sociologist as a practitioner in this context is the cooperation with the object of investigation. In the work the professional and evolutional approaches to the typology of value orientations in psychology were substantiated. The given problem as treated in accordance with the values that could give rise to emotional rapour between the investigation and the object.

Текст научной работы на тему «Социолог - заказчик - объект исследования: процесс взаимодействия и его особенности (психологический и ценностный аспекты)»

СОЦИОЛОГ - ЗАКАЗЧИК - ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТЫ)

Н.Е. Аймаутова, А.А. Наумов

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Социолог, выходящий на рынок профессиональных услуг с предложением своей квалификации, должен владеть основными навыками ведения деловых переговоров. Причем эти навыки актуально востребуются не только в ситуации устройства на работу, но и в условиях взаимодействия с заказчиками тех или иных социологических разработок. Времена, когда заказы на социологические исследования формулировались в адрес их потенциальных исполнителей в границах научно-исследовательских институтов, прошли, и сейчас социолог должен выступать не только исполнителем, но и собственным менеджером.

В этой области важны все те наработки, которые накопились в социальной психологии. Успех взаимодействия с заказчиком достигается, в частности, благодаря тому, что производится учет исходной мотивации заказчика, используются знания особенностей процесса ведения переговоров - например, знания о прагматической аксиоматике общения (в рамках которой очень важным оказывается так называемый принцип расстановки знаков препинания в отношении последовательности событий) [17]. Но также оказывается важной особая проблема, которая в других областях разработческой психологической практики (в частности, образование, здравоохранение) не проявляется с такой очевидностью. Речь идет об анализе и дальнейшем согласовании ценностных установок стороны заказчика и стороны той социальной общности, которую можно условно назвать объектом. Например, в качестве заказчика может фигурировать определенная политическая партия, выбирающая пути и способы определенных общественных изменений, а в качестве “объекта” ее предполагаемый электорат.

Данная проблема не является тривиальной и требует особого рассмотрения. Ее нетривиальность заключается прежде всего в том, что социологу-разработчику необходимо реально взаимодействовать с двумя классами ценностных ориентаций (заказчика и объекта). В качестве возможной теоретической базы мы рассмотрим, с одной стороны, теорию взаимодействия Т.М. Ньюкома, с другой, различные теории ценностей и попытаемся увязать их на основе деятельностного подхода к анализу социально-психологических феноменов (школа А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Г.М. Андреевой). В этом отношении показательна точна зрения Дюркгейма: “Несомненно, что не может возникнуть никакого коллективного явления, если отсутствует носитель индивидуального сознания; но это необходимое условие не является достаточным. Отдельные психики должны еще ассоциироваться, комбинироваться и определенным образом сочетаться; социальная жизнь является результатом такой комбинации и может объясняться на ее основании... Группа думает, чувствует и действует совершенно иначе, чем это делали бы ее члены, будучи изолированными. Если пренебрегать этим, то объяснение групповых феноменов становится невозможным” [Цит. по: 4, С.5-7.].

Когнитивная теория взаимодействия Т.М. Ньюкома интересна для нас прежде всего тем, что в ней в основу взаимодействия положены эмоциональные процессы приязни - неприязни, которые выступают индикаторами конфликта в процессе взаимодействия. В ней строится трехчленная схема коммуникативного акта: А - В - X , где А - воспринимающий субъект, В - другая личность, с которой происходит коммуникация, Х - предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство (консонанс), то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим [14; 13, Р. 293-304; 2, С. 16-31.].

Исходя из данной теории, можно предполагать, что в том случае, когда в позициях заказчика и “объекта” исследования будет обнаруживаться (или моделироваться видимость, что, хотя и нежелательно в силу манипуляторной подоплеки, но довольно часто встречается) единство во взглядах на какие-либо жизненные или общественные явления, то будет наблюдаться также и их сближение (которое условно можно обозначить “эмоциональным сближением”).

Наиболее явным выступает мотивировка заказчика, который выстраивает исследование в ряд с теми или иными общественными изменениями, которые он планирует (понятно, что общественно декларируемая мотивировка может очень сильно отличаться от истинной мотивации). И здесь как наиболее существенный возникает вопрос: какого рода ценности будут вызывать “эмоциональное сближение” заказчика и объекта, а какие нет, или даже будут вызывать “эмоциональное расхождение”?

Для решения этого вопроса нам необходимо рассмотреть те подходы к ценностям, которые сложились, прежде всего, в психологии. В отличие от этики, в психологии ценности рассматриваются в том виде, в каком они реально присваиваются конкретными индивидами, а не в том, в котором они оказались задействованы в той или иной онтологической "картине мира".

Существует огромное множество типологий ценностных ориентаций (или, мотиваций, что в данном контексте, равнозначно). В частности, большой популярностью пользуется типология Г. Мюррея, который одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Им и его сотрудниками из Гарвардской психологической клиники была разработана классификация потребностей человека, в которой выделялось 36 потребностей и определялись соответствующие им побудительные условия (“давление ситуации”). Выделялись первичные (висцерогенные) потребности (например, в еде, в сексуальной активности), которые основаны на органических потребностях и возникают в соответствии с определенным ритмом или в ответ на воздействие окружающей среды, и вторичные (психогенные), ориентированные на поиск какого-либо объекта или на его избегание. В развернутом виде классификация потребностей была представлена в книге “Исследование личности”, сам же перечень потребностей пополнялся Мюрреем на протяжении всех последующих лет. Им были даны описания следующих психогенных потребностей:

1. Abasement (потребность в самоунижении).

2. Achivement (потребность достижения).

3. Affilation (потребность аффилиации).

4. Aggression (потребность в агрессии).

5. Autonomy (потребность в независимости).

6. Counteraction (потребность в противодействии).

7. Deference (потребность в уважении).

8. Defendance (потребность в защите).

9. Dominance (потребность доминантности).

10. Exhibition (потребность привлечения внимания к себе)

11. Harmavoidance (потребность избегания риска).

12. Inf avoidance (потребность избегания неудач).

13. Nurturance (потребность в покровительстве).

14. Order (потребность в порядке).

15. Play (потребность игры).

16. Rejection (потребность неприятия).

17. Sentience (потребность осмысления).

18. Sex (потребность сексуальных отношений).

19. Succorance (потребность поиска помощи).

20. Understanding (потребность понимания).

Некоторые психогенные потребности были только постулированы, такие как: Acquisition (потребность приобретения), Blamavoidance (потребность избегания обвинений), Cognizance (потребность познания), Construction (потребность созидания), Exposition (потребность разъяснения), Recognition (потребность признания), Retention (потребность бережливости) [3, C.110-111.].

Но при всем многообразии типологий ценностных ориентаций можно выделить два принципиально различных подхода - подход профессиографический (Э. Шпрангер и др.) и подход эволюционный (А. Маслоу и др.).

В рамках понимающей психологии, ориентированной на анализ в первую очередь культуры, Шпрангер развил свою теорию так называемых форм жизни, призванную объяснить ценностные ориентации человека на основе соответствия их определенным эпохам и этапам исторического развития общества. Так, по представлениям Шпрангера, поведение человека (форма его жизни) обусловлено доминированием одной из шести ценностных (смысловых) направленностей. Им были выделены следующие типы ценностей: теоретический (наука - истинность), экономический (материальное благополучие - цена), эстетический (стремление к оформлению и самовыражению - стиль и гармония), социальный (общественная деятельность -любовь к людям), политический (власть), религиозный (поиски смысла жизни - религиозный настрой) [16].

Вполне логично, что данная теория, имеющая своим истоком культуру, именно в области культурной адаптации (социализации) человека привела к наиболее результативным последствиям, в частности, выступая в качестве методологической базы ряда профессиографических исследований. Одной из самых продуктивных ее реализаций выступает шестиугольная модель профессиональных интересов, созданная Дж.Л. Холландом и представляющая собой факторно-аналитическую систематику профессиональных интересов, построенную на основе интеркорреляций. В ней представлены ориентации, в принципе основанные на типологии форм жизни. Это - реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная

ориентации. В качестве исходной выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженер-строитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженер-механик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные (программист, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь). Каждая из этих профессиональных областей имеет различные образовательные уровни (от неквалифицированных работников до экспертов).

Другое направление в исследованиях ценностных ориентацией можно увидеть в рамках гуманистической психологии, в которой очень явно выражен оценочный вектор, локализованный не в настоящем того или иного индивида (что свойственно идеологии), а в его будущем. Здесь реализуется следующая методология анализа индивидуальности: "человек есть то, чем он может стать".

В качестве иллюстрации подхода к ценностям гуманистических психологов укажем на работы А. Маслоу (1908 - 1970) - американского психолога, одного из основателей гуманистической психологии. Давая описание ступени самоактуализации личности, он выделял 18 характерных ее признаков, указывая среди прочего на такие, которые напрямую обусловлены ранним эмоциональным опытом индивида. Это прежде всего: чувство общности, глубокое чувство идентификации себя с другими, симпатия, притяжение к другим, неприятие злобы, упрямства, нетерпимости; глубокие и осмысленные межчеловеческие отношения, чувство единения, любви, способность выходить за рамки Я-границ [но это проявляется в отношении немногих избранных людей (друзей, любимых)], демократическая структура характера, возможность взаимодействовать с людьми разного характера, воспитания, классовой принадлежности, политической приверженности, готовность учиться у каждого человека [15].

На этих методологических основаниях им была создана иерархическая модель мотивации, основанная на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделялось пять основных «уровней» потребностей: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; потребность в уважении и признании; потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

Для нас наиболее важным является не систематика сама по себе, а ее “векторный” характер. Так, выдвигается предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребности ниже лежащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Маслоу дал описание особенностей самоактуализирующейся личности, среди которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность [8; 6, P. 43-46; 5; 9; 7; 11; 10; 1].

Итак, на основании сравнения подходов Шпрангера и Маслоу можно сформулировать основные характеристики анализа ценностных ориентаций заказчика социологических исследований и их “объекта”. В том случае, когда выделяются такие ценности, которые соотносятся с профессиональными интересами (как в случае Шпрангера-Холланда), у нас нет оснований прогнозировать противоречия у индивидов, обладающих различными ценностными ориентациями. При таком подходе все ценности воспринимаются произвольно взятым индивидом как равноценные.

Несколько иначе получается при опоре на систематику ценностных ориентаций по Маслоу - здесь явно выражен вектор “хорошести” (чем ниже располагается уровень данной потребности, тем менее ценной она воспринимается). Исходя из данной систематики, можно прогнозировать тем большее противоречие позиций заказчика и “объекта”, чем более различаются уровни их потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

2. Ньюком Т.М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1986.

4. Шефер Б. Социальная психология: групповые процессы (тематическое ядро) // Иностранная психология. 1994. №2.

5. MaslowA. (Ed.) New knowledge in human values. N.Y.: Harper & Row, 1959.

6. Maslow A. Cognition of being in the peak experiences. - J.Genet. Psychol., 1959. Vol. 94.

7. Maslow A. Eupsychian management. Homewood, Ill.: Dorsey, 1965.

8. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Brothers, 1954.

9. Maslow A. Religions, Values and Peak-Experience. Columbia, 1964.

10. Maslow A. The Father Reaches of Human Nature. N.Y.: Viking, 1973.

11. Maslow A. The Psychology of Science. N.Y.: 1966.

12. Maslow A. Toward a Psychology of Beging. Princeton, 1962.

13. Newcomb T.M. An approach to the study of communicative acts // Psychol. Rew. 1953. V.60.

14. Newcomb T.M., Hartley E.L. (Eds.) Reading in social psychology. NY.: Holt, Rinehart & Winston, 1947.

15. QuitmannH. Humanistische Psychologie. - Gottingen: Hogrefe, 1985.

16. SprangerE. Lebenformen. Geisteswissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914.

17. Watzlawick P., Beavin J.H., Jackson D. Menschliche Kommunikatoin. Formen. Storungen. Paradoxien. - Bern.: Huber Verlag, 1985.

SOCIOLOGIST-CUSTOMER-OBJECT OF RESEARCH:

THE INTERACTION PROCESS AND IT'S PECULIARITIES (PSYCHOLOGICAL AND AXIOLOGICAL ASPECT)

N.E. Aymautova, A.A. Naumov

The Department of Sociology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

A sociologist on a professional service or practice conducts himself not only a as practitioner, but also as a manager. A particular problem for the sociologist as a practitioner in this context is the cooperation with the object of investigation. In the work the professional and evolutional approaches to the typology of value orientations in psychology were substantiated. The given problem as treated in accordance with the values that could give rise to emotional rapour between the investigation and the object.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.