Научная статья на тему 'Социолингвистический анализ американской молодежной субкультуры (на материале молодежных телесериалов)'

Социолингвистический анализ американской молодежной субкультуры (на материале молодежных телесериалов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
655
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / АМЕРИКАНСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / VERBAL AGGRESSION / AMERICAN YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернобровкина Елена Павловна

В данной статье молодежная субкультура США рассматривается через призму вербальной агрессии, а именно агрессии по отношению к культуре взрослых, к другим микрогруппам, агрессии внутри отдельной микрогруппы. Представлен вывод о том, что американская молодежная субкультура противостоит культуре большинства, однако обусловливает социальную и экономическую зависимость от базовой культуры общества, при этом формирует ценностные позиции современного молодого человека посредством телевидения и сети Интернет, а также и сама формируется под их влиянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LINGUISTIC ANALYSIS OF THE AMERICAN YOUTH SUBCULTURE: ON THE BASIS OF THE AMERICAN POPULAR MOVIES FOR THE YOUTH

The article is devoted to the study of American youth subculture and verbal aggression. The analysis focuses on the linguistic research of verbal aggressive statements borrowed from the youth popular movies. The article concludes that American youth subculture, although being against the mainstream culture is determined by the society and mass media.

Текст научной работы на тему «Социолингвистический анализ американской молодежной субкультуры (на материале молодежных телесериалов)»

10. Чернышов М.Ю. О сущности вербально выраженной мысли-скрепа как медиатора смысловой интегративно-сти текста // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Серия «Романогерманская филология». - 2009.- Вып. 11.- С.137-142.

11. Чернышов М.Ю. Основы метода анализа смысловой интегративности текста с помощью вербально выраженных мыслей-скрепов // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009.- Вып.

11.- С. 146-150.

12. Чернышов М.Ю. Основы метода анализа смысла текста с помощью вербально выраженных мыслей-скрепов // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009.- Вып. 11.- С. 154-157.

13. Чернышов М.Ю. Средства выражения мыслей-скрепов как медиаторов смысловой интегративности текста. - М.: Наука, 2010. - 168 с.

14. Чернышов М.Ю. Проблема идентификации вербально выраженных мыслей-скрепов как медиаторов

смысловой интегративности текстов. - М.: Наука, 2010. -152 с.

15. Чернышов М.Ю. Основы метода выявления ядерного смысла текста, предполагающего идентификацию и анализ вербально выраженных мыслей-скрепов // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 20l1. - Вып. 11. - С. 129-132.

16. Чернышов М.Ю. Идентификация вербально выраженных смыслов-скрепов как средств анализа смыслов текста // Интеграция образования. - 2012. - № 1. - С. 43-49.

17. Чернышов М.Ю., Абасов Н.В., Осипчук Е.Н. Основы вычислительной технологии для анализа и реструктурирования текстов программ на принципах логикосмыслового анализа // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2012. -Вып. 9.

18. Jiranek J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik. - Berlin, 1985. - P. 93-96.

Чернышов Михаил Юрьевич - зав. метод. частью Иркутского научного центра (ИНЦ) СО РАН, канд. филол. наук, почетный профессор Кембриджского ун-та, иностранный член Королевского общества. 664033, Иркутск, ул. Лермонтова, 134, Президиум ИНЦ СО РАН; сл. тел. (3952) 42-67-27; дом. тел. (3952) 29-52-93; E-mail: [email protected]

Chernyshov Michael Yuriyevich - Candidate of Philology, Head of the Methodological Department for the Presidium of Irkutsk Scientific Center, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences; Irkutsk Scientific Center, Siberian Branch of RAS, Presidium of ISC, ISLU 134, Lermontov st., Irkutsk, 664033, Russia, e-mail: [email protected]

УДК 81-139 © Е.П. Чернобровкина

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНЫХ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ)

В данной статье молодежная субкультура США рассматривается через призму вербальной агрессии, а именно агрессии по отношению к культуре взрослых, к другим микрогруппам, агрессии внутри отдельной микрогруппы. Представлен вывод о том, что американская молодежная субкультура противостоит культуре большинства, однако обусловливает социальную и экономическую зависимость от базовой культуры общества, при этом формирует ценностные позиции современного молодого человека посредством телевидения и сети Интернет, а также и сама формируется под их влиянием.

Ключевые слова: вербальная агрессия, американская молодежная субкультура, агрессивное поведение, телевидение.

Е.Р. ^етоЬгоукта

SOCIO-LINGUISTIC ANALYSIS OF THE AMERICAN YOUTH SUBCULTURE: ON THE BASIS OF THE AMERICAN POPULAR MOVIES FOR THE YOUTH

The article is devoted to the study of American youth subculture and verbal aggression. The analysis focuses on the linguistic research of verbal aggressive statements borrowed from the youth popular movies. The article concludes that American youth subculture, although being against the mainstream culture is determined by the society and mass media.

Keywords: verbal aggression, American youth subculture.

Агрессивное поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социальных проблем. Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызывать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или вербальная агрессия других лиц (особенно, если

она воспринимается как намеренная ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности), условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [3]. В основе этих ситуаций лежит межличностный (иногда - межгрупповой) конфликт - про-

вокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами.

Некоторые исследователи полагают, что вербальная агрессия является имитацией подлинной агрессии, благодаря которой происходит катарсис. Другие авторы, напротив, считают, что вербальная агрессия создает лишь иллюзию разрядки враждебности, на самом деле приводя к накоплению деструктивных импульсов [4].

Принимая во внимание вышесказанное, а именно то, что ряд ученых разделяет проявления агрессии на деструктивные (враждебность, ненависть, жестокость, экспансивность, нетерпимость, нанесение вреда, причинение ущерба, жажда мести и т.п.) и конструктивные (настойчивость, упрямство, защита, преодоление барьеров, актуализация личности, конфронтация без причинения вреда и т.п.), в данной статье речевая агрессия рассматривается как негативное (хотя и в различной степени), имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие, а агрессивная речь оценивается в таких негативных определениях как грубая, бранная, ругательная, обидная, оскорбительная, неприязненная, невежливая, унижающая, подавляющая и т.п. [10].

Необходимо также отметить, что на современном этапе обозначилась тенденция использования такого термина вербальной агрессии как языка вражды, что представляет собой свободный перевод английского словосочетания «hate speech» (речь, выражающая ненависть). В связи с этим синонимичное употребление вербальной агрессии может быть следующим: агрессивный -неприязненный, враждебный, вызывающий; бранный - содержащий брань, резко порицающий; грубый - недостаточно культурный, неделикатный, нечуткий, нетонкий; невежливый -нарушающий правила вежливости, приличия; обидный - содержащий оскорбление; ругательный - то же, что бранный; унизительный - оскорбляющий достоинство, унижающий; подавляющий - 1) превосходящий, занимающий господствующее положение, подчиняющий себе; 2) приводящий в угнетенное состояние [10].

Как отмечают исследователи агрессии, именно молодежная субкультура выступает одним из источников усвоения агрессивных моделей во взаимодействии: физической, косвенной, вербальной. Последняя часто трансформируется в особые феномены, функционирующие как часть особого речеповеденческого кодекса. Так, если обратиться к истории молодежной субкультуры, то первые ее проявления в 50-х гг. ХХ в. в США, а затем в других индустриально развитых стра-

нах вначале были восприняты чуть ли не как клинические случаи отклонения или заболеваний молодых людей, разбираться с которыми следовало психиатрам и психологам. Недаром появилось такое направление исследований, как «девиантное поведение молодежи» [7].

Понятие «субкультура» как своеобразная культура в рамках культурно-исторического типа, как «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами», в западной науке стало разрабатываться тогда же, когда заговорили о постмодернизме [7, с. 74].

Понятие молодежной субкультуры может рассматриваться как в широком смысле - детская и подростковая среды, так и в более узком

- культура неформальных молодежных объединений. Молодежная субкультура - феномен характерный для индустриально развитых обществ, начавших переход к постиндустриальному и, возможно, постиндустриальным обществам. Часть молодых людей объединяется в социальные общности - неформальные молодежные объединения, - каждый представитель которых причисляет себя к ним, то есть идентифицирует себя с ними. Эти неформальные молодежные объединения и продуцируют молодежную субкультуру (по ценностям, нормам, стилю, мировосприятию и т.п.), отличающуюся от базовой, материнской культуры собственного культурноисторического типа [7, с. 75].

Следует отметить, что многие авторы рассматривают понятия «молодежная культура» и «молодежная субкультура» как тождественные [8]. Разделяя подобное понимание изучаемого феномена, вслед за С.И. Левиковой мы определяем молодежную субкультуру как автономное целостное образование внутри господствующей культуры, систему ценностных установок и культурных традиций отдельной группы молодежи, ведущей определенный образ жизни и имеющей определенный менталитет, свои обычаи, нормы, социальные институты; как совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностных ориентаций, стереотипов, вкусов, увлечений и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) [6].

По мнению И.П. Башкатова, молодые люди включаются в субкультуру для удовлетворения потребностей в общении, самоутверждении, ко-

торые в силу каких-либо причин в формальной группе удовлетворить не могут. Это и приводит к стихийному объединению в молодежные субкультуры с целью защиты общих интересов [5].

Другой функцией молодежной субкультуры является реализация запрещенных обществом форм поведения. Молодые люди перед лицом идентичных проблем сплачиваются в тесные группы друзей-ровесников, в кругу которых они вместе сочувствуют тому и соучаствуют в том, что им всем запрещено обществом; в результате девиантное поведение, становясь коллективным, в их глазах перестает быть отклоняющимся.

Исследование агрессивных высказываний героев американских молодежных телевизионных сериалов1 позволяет нам выделить следующие уровни функционирования агрессии в молодежной субкультуре [10, с. 42-54]:

а) агрессия по отношению к культуре взрослых, к культуре мэйнстрима. Основной вектор направленности агрессии молодежной субкультуры находится в плоскости взаимодействия с окружающим миром. Эта оппозиция подчеркивается на уровне манифестации - вербально, на уровне атрибуции - невербально.

На примере молодежного движения готов (Южный Парк, серия Raisins), которые выражают свою агрессию невербально через атрибутику (черная одежда, цепи, пирсинг, браслеты-шипы, ошейники, сильный макияж) и вербально через манифестацию:

«Everyone's just walking around like a bunch of conformists. Go ahead and wear your business suits so you can make thirty-four thousand dollars a year to buy your condominium. They're all zombies racing to their graves.» «Love didn't work for my mom and dad. Why should it work for me?» «Conformist. Have fun in your rat-race life, living paycheck to paycheck for corporate gains.»

б) агрессия по отношению к другим микрогруппам. Внутри молодежной субкультуры существует множество подразделений или членений на отдельные микрогруппы. Деление может быть основано на возрастных рамках, музыкальных предпочтениях, территориальных гра-

1 Материал исследования - скрипты современных молодежных сериалов и фильмов как показательный пример разговорной речи американской молодежной субкультуры: Южный парк (South Park), Шестнадцать (6-teen), Дария (Daria), Клиника (Scrubs), Баф-фи - истребительница вампиров (Buffy the Vampires Slayer), ФНД филмз (FND films), Далеко от совершенства (Less than perfect), Дьявол во плоти (Devil in flesh), Она мужчина (She’s the man).

ницах и множестве других параметров. В рамках данной оппозиции жестко регламентируются отношения между микрогруппами, и нередко контакты между микрогруппами маркированы агрессией.

Например, презрительно-враждебное отношение детей-готов к другим группам (6-teen, episode «Lights out», South Park, episode «Raisins»):

«Do I know you, mortal?», «They are all a bunch of Nazi non-conformists», «Brittney Spears wannabes».

и наоборот:

«Goth kid: Why don't you just go back to your Justin Timberlake and your homework, you conformist asshole? You just don't know what real pain is. Kyle: Oh, like you know what pain is! Go try living in a Third-World country, you little pussy! Have fun being miserable.»

Презрительно-агрессивное отношение студентов со спортивными достижениями (jocks) (Daria, episode «See Jane Run») к студентам с академической успеваемостью (brains):

Evan - I don't know why you hang out with her. Jane - What do you mean? Evan - Well, you're sort of a sports star now. It's not so cool to be hanging around with... you know, losers. Такие же агрессивные отношения между jocks и Fashion club members: Sandi (Fashion Club member): «What kind of loser would sign up for the track team? Evan (jock) - You girls don't think I'm a loser, do you? Sandi - Are you asking if you can hang out with us? Evan - Nope. I prefer women with a slightly more enlightened attitude toward fitness. Sandi - Oh, yeah? (Fashion Club leaves) Evan - I guess you can be born in the '80s and still stuck in the '50s.»

в) агрессия внутри отдельной микрогруппы. Внутри микрогруппы агрессия реализуется преимущественно в демонстрации ценностей и отношений, в установлении власти и доминирования личности.

Например, агрессия внутри микрогруппы jocks. Daria, season 1, episode 7 «Too cute» -Mack (American football player «jock»):

I think I screwed up that ethics test today. How'd you do? Kevin - Pretty good. Mack - Wait a minute. You weren't even there today. You cut class on the day of a midterm? Kevin - I was excused. I didn't have to take the test. Coach talked to the teacher, and I got a bye. Coach says I gotta maintain a «C» average to stay on the team, so he took care

of it or something. Mack - Hey, that's not fair. I'm on the team and I had to study. Kevin - I'm the Q.B., Mack Daddy. Mack - (angrily) I've told you a million times, don't call me that! When are you going to get it through your thick skull already? (leaves).

Мак (защитник) недоволен патронажным тоном Кевина (нападающий в команде) и льготами, которые ему оказывают тренер и учителя (оценка за тест). Следующий пример демонстрирует агрессию внутри микрогруппы popular -Fashion Club. Сэнди - президент клуба - демонстрирует свою власть, придираясь к Квин, которая составляет ей серьезную конкуренцию в школе. Используя тактики гиперболизации, искажения информации, Сэнди переходит на личности, целясь в самое больное место Fashion club member - одежда:

Quinn - Well, at least I thought about it. I didn't just say it was cute without thinking. Sandi -Excuse me? Are you saying we're shallow? ...Quinn's just so deep, she thinks we would say something's cute when it's not cute, which we wouldn't. Example: I would never tell Quinn that she looks cute in that thing she always wears. Quinn

- I don't have a «thing» that I always wear. Sandi -If you say so. Quinn - I have lots of things which I wear at different times, far apart in time. Sandi - As you wish. Quinn - You're just mad because I said you're shallow. Which I meant in some other way!

Из вышесказанного можно сделать вывод, что американская молодежная субкультура противостоит культуре большинства, имеет определенные возрастные рамки и социальный статус ее членов, что обусловливает социальную и экономическую зависимость от базовой культуры общества. Молодежная субкультура формирует ценностные позиции современного молодого человека посредством телевидения и сети Интернет и сама формируется под их влиянием.

Субкультура молодежи складывается под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодежная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии [1]. Проблема влияния телевидения на сознание и поведение зрителей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и социологии. Особенно актуальна проблема влияния телевидения в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необхо-

димость в изучении взаимосвязи содержания телепродукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодежи. Суть проблемы можно выразить словами одного американского политика: «Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит...» [2, с. 63]. Поэтому, начиная с 1950-х гг. на Западе начались систематические исследования влияния телевидения на агрессивное поведение зрителей.

Проявление агрессии в американской молодежной субкультуре можно объяснить данными психологических и социологических исследований, подтверждающих наличие причинноследственной связи между агрессивным поведением людей и насилием на телеэкране [2]. На данный момент в социальной психологии существуют три основные гипотезы, объясняющие механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей. Первая - «гипотеза модели», разработанная А. Бандурой, согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания (научения) агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей. Таким образом, агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Вторая гипотеза - «гипотеза катализатора». Л. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Третья гипотеза («гипотеза катарсиса») появилась в результате исследований, которые, наоборот, указывали на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода «катарсис» - сброс эмоционального напряжения [3]. Российские и западные исследования чаще подтверждают «гипотезу модели». Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинноследственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни [2].

Итак, вербальная агрессия - сложное и многоаспектное явление, которое широко распространено в современном обществе, особенно в детской и подростковой речевой среде. Присутствуя на всех уровнях речевого взаимодействия,

данный феномен деструктивно действует на сознание коммуникантов и препятствует эффективному речевому воздействию. Отсюда перспективным в дальнейшем изучении вербальной агрессии выступает направление по выявлению способов противодействия, различных речевых тактик и стратегий, помогающих отразить вербальную агрессию, дать отпор и не стать жертвой вербального агрессора.

Литература

1. Белова Е.А. Влияние СМИ на формирование молодежной субкультуры в России // Социальная политика и социология. - 2007. - № 3 . - С. 193-196.

2. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социс: социологические исследования. - 2001. - №8. - С. 62-68.

3. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социс: Социологические исследования. - 2003. - №4. - С. 95-98.

4. Жмуров Д.В.. Словарь терминов агрессии // ПервоИсточник: лучшие словари мира /

http://www.vocabulum.ru/

5. Корженко А.Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 80-89.

6. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.

7. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. - 2006. - № 4. - С. 71-79.

8. Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура и диалог // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 132136.

9. Федорова Л.Л. Прямое выражение агрессии в речевом общении // Агрессия в языке и речи. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2004. - С. 220-233.

10. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. Изд. 2-е. -М.: ЛКИ, 2008. - 360 с.

11. Outpost Daria. [электронный ресурс]. - Outpost Daria. - URL: http://www.outpost-daria.com/episode_

guide.html

12. Parker T, Stone, M. 401. Cartman's Silly Hate Crime 2000 / T. Parker, M. Stone // Welcome to the South Park Scriptorium [электронный ресурс]. - USA, 2003-2005. -URL: http://www.spscriptorium.com/

13. 6 teen. [электронный ресурс]. - Canada, 20002008. - URL: http://ckuik.com/6-Teen

Чернобровкина Елена Павловна - канд. социол. наук, доцент каф. английской филологии Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, e-mail: [email protected]

Chernobrovkina Elena Pavlovna, Candidate of Sociology, Junior Lecturer at the English Philology Chair, BSU, 24-A Smolin St., Ulan-Ude, 670000, Russia, e-mail: [email protected]

УДК 821.133.1 © Н. К. Шангаева

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЧАТА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматриваются языковые особенности чата во французской интернет-коммуникации. Данная тема привлекает многих исследователей богатством материала, представляющего научный интерес. Технические характеристики, сама природа чатов являет собой новый, нетрадиционный подход к языку, к его коммуникативным особенностям.

Ключевые слова: чат, интернет - коммуникация, Интернет, французский язык.

N.K. Shangaeva

THE LINGUISTIC MEANS OF CHAT’S STRUCTURE IN FRENCH INTERNET-COMMUNICATION

The article is devoted to the linguistic means of chat’s structure in French internet-communication. This subject is rich in linguistic material and attracts different specialists. Chat’s specifications and character is a new, non-traditional approach to language and communicative characteristic.

Keywords: chat, internet-communication, Internet, the French language.

Компьютерная коммуникация обязана своим появлением возникновению Интернета. Возможность связать в одну сеть неограниченное количество компьютеров, находящихся на разных концах земного шара, обеспечила развитие

таких форм электронного общения, как электронная почта, форум, чат и ICQ. Исследование чатов как одного из ведущих жанров интернет-коммуникации представляет исследовательский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.