Научная статья на тему 'СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОХРАНЕНИЯ МИНОРИТАРНЫХ ЯЗЫКОВ'

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОХРАНЕНИЯ МИНОРИТАРНЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / информационные и коммуникативные технологии / миноритарные языки / образование / социолингвистика / globalization / information and communication technologies / minority languages / education / sociolinguistics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М Р. Кармова

Данная работа посвящена роли сохранения миноритарных языков в эпоху многоязычия. Статья исследует социолингвистические параметры, оказывающие влияние на сохранение миноритарных языков в современном обществе. Особое внимание уделяется динамике билингвизма, языковым политикам и образованию как средствам поддержания и развития миноритарных языков. В представленной научной статье исследуются такие параметры, как языковая политика, языковое образование, поддержка документирования и исследования языка, использование ИКТ, семейное воспитание, сотрудничество с другими языковыми сообществами и продвижение языка в средствах массовой информации. Статья также рассматривает роль медиа, информационных технологий и миграции в изменении языковой ситуации. В заключение статьи обсуждаются стратегии, направленные на сохранение миноритарных языков, с учетом сложности и многогранности социолингвистических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLINGUISTIC PARAMETERS OF PRESERVATION OF MINORITY LANGUAGES

The paper focuses on the role of minority language preservation in the era of multilingualism. The paper explores the sociolinguistic parameters that influence the preservation of minority languages in modern society. Special attention is paid to the dynamics of bilingualism, language policies and education as means of maintaining and developing minority languages. The research paper presented explores parameters such as language policies, language education, support for language documentation and research, use of ICT, family education, cooperation with other language communities and language promotion in the media. The paper also examines the role of media, information technology and migration in language change. The paper concludes with a discussion of strategies aimed at preserving minority languages, taking into account the complexity and multifaceted nature of sociolinguistic factors.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОХРАНЕНИЯ МИНОРИТАРНЫХ ЯЗЫКОВ»

4. Das Herkunftswörterbuch: Etymologie der deutschen Sprache. Mannheim: Dudenverlag, 2001.

5. Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.dwds.de/wb/an

6. Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.dwds.de/wb/auf

7. S edin V.N. Predloginemeckogoyazyka. Moskva: Izdatel'stvo «Vysshaya shkola», 1963.

8. Lakoff Dzh. Zhenschiny, ogon' i opasnye veschi: Chto kategorii yazyka govoryat nam o myshlenii. Perevod s anglijskogo I.B. Shatunovskogo. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004.

9. Kratkaya russkaya grammatika. SLOVARI.RU. Available at: https://slovari.ru/default.aspx?p=5312&0a0=1718#370

10. Perfekt ipreterit v sovremennom nemeckom yazyke. NAUKAKUS. Available at: https://naukarus.com/perfekt-i-preterit-v-sovremennom-nemetskom-yazyke

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 80

Karmova M.R., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: mkarmova@fa.ru

SOCIOLINGUISTIC PARAMETERS OF PRESERVATION OF MINORITY LANGUAGES. The paper focuses on the role of minority language preservation in the era of multilingualism. The paper explores the sociolinguistic parameters that influence the preservation of minority languages in modern society. Special attention is paid to the dynamics of bilingualism, language policies and education as means of maintaining and developing minority languages. The research paper presented explores parameters such as language policies, language education, support for language documentation and research, use of ICT, family education, cooperation with other language communities and language promotion in the media. The paper also examines the role of media, information technology and migration in language change. The paper concludes with a discussion of strategies aimed at preserving minority languages, taking into account the complexity and multifaceted nature of sociolinguistic factors.

Key words: globalization, information and communication technologies, minority languages, education, sociolinguistics

М.Р. Кармоеа, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: mkarmova@fa.ru

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОХРАНЕНИЯ МИНОРИТАРНЫХ ЯЗЫКОВ

Данная работа посвящена роли сохранения миноритарных языков в эпоху многоязычия. Статья исследует социолингвистические параметры, оказывающие влияние на сохранение миноритарных языков в современном обществе. Особое внимание уделяется динамике билингвизма, языковым политикам и образованию как средствам поддержания и развития миноритарных языков. В представленной научной статье исследуются такие параметры, как языковая политика, языковое образование, поддержка документирования и исследования языка, использование ИКТ, семейное воспитание, сотрудничество с другими языковыми сообществами и продвижение языка в средствах массовой информации. Статья также рассматривает роль медиа, информационных технологий и миграции в изменении языковой ситуации. В заключение статьи обсуждаются стратегии, направленные на сохранение миноритарных языков, с учетом сложности и многогранности социолингвистических факторов.

Ключевые слова: глобализация, информационные и коммуникативные технологии, миноритарные языки, образование, социолингвистика

В настоящее время современное общество находится в рамках взаимодействия единого социопространства, внутри которого сохранение локальной идентичности представляется сложным процессом [1, с. 100]. В эпоху многоязычия языки малочисленных этносов подвержены угрозе исчезновения. Именно поэтому исследования социолингвистических параметров, направленных на сохранение миноритарных языков, представляют особую актуальность. Анализ социолингвистических параметров не только способствует выявлению подходов к сохранению миноритарных языков, но и позволяет предложить эффективные меры по их развитию.

Целью данной статьи является разработка социолингвистических параметров миноритарных языков. Эта цель определила следующие задачи:

1) проанализировать разработки и реализации языковых политик;

2) изучить модели образования для поддержания языка;

3) рассмотреть информационные и коммуникативные технологии в вопросе сохранения миноритарного языка.

Научная новизна статьи предполагает исследование не изученных полностью параметров сохранения миноритарных языков и путей их разрешения при помощи современных технологий.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в представлении новых методов исследования параметров сохранения миноритарных языков в эпоху глобализации и использовании представленных методов в процессе преподавания такой дисциплины, как социолингвистика. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в необходимости проведения социолингвистических исследований, направленных на выявление уровня владения миноритарными языками их носителями и предложением мер по сохранению миноритарных языков в эпоху многоязычия.

Исследованием миноритарных языков как части социолингвистики занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые, такие как К.Н. Стручков, Э.В. Хилханова, М.П Харатокова, Н. Дориан, М. Бренцингер, К. Принвальд Прэйд, Дж. Фишман, Х. Пуо и др. Однако, несмотря на большое количество научных работ, дискуссионным продолжает оставаться вопрос сохранения миноритарных языков и требует проведения дальнейших исследований.

В приведенной ниже табл. 1 представлены основные социолингвистические параметры, направленные на сохранение и развитие миноритарных языков, рассмотренные в этой статье.

Перейдем к более детальному описанию вышеуказанных социолингвистических параметров.

Языковая политика. Разработка и реализация языковых политик, направленных на сохранение и развитие миноритарных языков, играет важную

Таблица 1

Социолингвистические параметры сохранения миноритарных языков

Параметры сохранения миноритарных языков Описание

Языковая политика Меры по официальному признанию языка, созданию языковых прав и законодательных гарантий, а также финансовой поддержке для развития языковых программ и инициатив

Языковое образование Обогащающее двуязычное образование, переходное двуязычное образование и двуязычное образование для поддержания языка

Поддержка документирования и исследования языка Создание словарей, грамматических практикумов и орфографических правил

Использование ИКТ Мобильные приложения, интернет-ресурсы, социальные сети, образовательные платформы

Семейное воспитание Неформальное общение на миноритарном языке

Сотрудничество с другими языковыми сообществами Создание и разработка совместных программ и мер по сохранению и развитию языков

Продвижение языка в средствах массовой информации Представление миноритарного языка на телевидении, радио, газетах и онлайн-платформах

роль. Это может включать меры по официальному признанию языка, созданию языковых прав и законодательных гарантий, а также финансовую поддержку для развития языковых программ и инициатив. Языковая политика имеет огромное значение для статуса и защиты языков меньшинств и культуры, а также для построения гармоничного общества и людей всех национальностей [2, с. 170-173].

Стоит подчеркнуть, что языковое планирование и политика тесно взаимосвязаны, что позволяет использовать понятие «языковая политика и планирование» [3, с. 27-30], расширяя сферу применения традиционных взаимосвязанных отраслей «языкового планирования», и отметить, что «языковая политика и планирование» охватывает четыре измерения, указанные в табл. 2 ниже.

Таблица 2

Языковая политика и планирование

Измерение 1 Действия, направленные на влияние на социальный статус и/или функциональный диапазон данного языка, не имея при этом намерения увеличить количество людей реально использующих его

Измерение 2 Действия, направленные на повышение социального престижа языка

Измерение 3 Действия, направленные на содействие овладению языками, таким образом, на увеличение числа его пользователей

Измерение 4 Действия, направленные на изменение корпуса языка путем стандартизации и/или развития его лексики, грамматики и/или орфографии

Действия, указанные выше, могут служить своего рода руководством для краткого и/или детального описания ряда тенденций в языковой политике и планировании, которые направлены на противостояние языковому сдвигу в обществе.

Следующий параметр связан с влиянием образования на сохранение языка миноритарных этносов. Джошуа Фишман, известный американский социалист, выделил три модели: обогащающее двуязычное образование, переходное двуязычное образование и двуязычное образование для поддержания языка [4, с. 9-10]. Если есть необходимость в билингвальном образовании, идеальной программой будет являться та, которая поддерживает «сбалансированный билингвизм». Он подразумевает изучение двух языков в равной степени. В таком случае люди не выделяют для себя «язык 1» и «язык 2», а одинаково хорошо владеют обоими языками.

Образование на языках меньшинств определяется как использование в школе языка (или языков), на котором говорят учащиеся, чей родной язык отличается от языка более влиятельных членов общества, которые обычно осуществляют наибольший контроль над государственными школами [5, с. 1175]. Хотя языковое образование меньшинств всегда включает в себя преподавание языка меньшинства, его основная цель заключается в обучении группы меньшинств, используя язык наследия в качестве когнитивного и эмоционального инструмента для осмысления их мира, а иногда и как способ улучшить их владение языком большинства. Обучение на языках меньшинств чаще всего является компонентом образования, включающим язык большинства. Таким образом, образование на языках меньшинств является более специфичным и целенаправленным, чем то, что было названо двуязычным/многоязычным образованием, но обычно является его частью.

Обучение языку меньшинств важно для отдельных лиц и групп, особенно для сообщества языковых меньшинств, но также и для сообщества большинства. Любое качественное образование основывается на сильных сторонах, и самой большой силой, которой обладают школьники, является язык, который они «приносят» из дома, инструмент, который они используют для общения с другими, особенно с членами своей семьи, и для осмысления своего мира. Таким образом, для детей языковых меньшинств образование, включающее язык их наследия, имеет реальные преимущества, позволяя найти преемственность между их первым учебным контекстом, домом и школой и идентифицировать себя с учителями способами, которые строятся на отношениях, которые у них сложились с воспитателями и друзьями. Обучение на языке наследия также позволяет детям из числа меньшинств найти себя в школе, в голосах книг, которые они читают, песен, которые они разучивают, историй, которые они сочиняют. Кроме того, обучение на языках меньшинств имеет социально-когнитивные преимущества, позволяя детям использовать язык, который они знают лучше всего, для развития их понимания когнитивно-сложного учебного материала.

Поддержка документирования и исследования языка также представляется нам важным параметром, что включает в себя создание словарей, грамматических практикумов и орфографических правил для миноритарного языка, а также проведение лингвистических исследований, которые способствуют более глубокому пониманию языка и его особенностей.

Еще один параметр связан с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современные технологии, такие как мобильные приложения, интернет-ресурсы и социальные сети, могут быть использованы для создания электронных ресурсов на миноритарном языке, организации онлайн-курсов и коммуникации на языке через различные цифровые платформы. Постоянно растущая доступность новых технологий, от визуального и слухового архивирования до оцифровки текстовых ресурсов и электронного картографирования, потенциально может революционизировать документирование, анализ и возрождение языков, находящихся под угрозой исчезновения, как для лингвистов, так и для сообщества коренных народов [6, с. 251-252].

Важность семейного воспитания также можно рассмотреть как параметр сохранения миноритарного языка. В случае если мы хотим, чтобы язык выжил в повседневной жизни, этих официальных мер недостаточно. Именно поэтому считаем, что семейное воспитание оказывает влияние на желание или нежелание использования родного языка в повседневной жизни.

Следующий параметр основан на сотрудничестве с другими языковыми сообществами. Взаимодействие и обмен опытом с другими миноритарными языками и их сообществами может быть полезным для разработки совместных программ и мер по сохранению и развитию языков. Также прослеживается необходимость совершенствования вопросов правового регулирования и надлежащего использования объектов нематериального культурного наследия, четкой регламентации способов защиты культурных интересов этнических групп. Глоба-лизационные процессы актуализируют вопросы межкультурного взаимодействия в рамках международных отношений. Нарастающая тенденция универсализации культур, вызывает протестное стремление к этнокультурному самоутверждению и желание сохранить самобытные культурные ценности во что бы то ни стало. В настоящее время множество этнических сообществ в различных регионах планеты демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Однако наряду с наличием негативных явлений, следует обратить внимание на накопленный позитивный опыт эффективного межкультурного сотрудничества, которое является весьма важным условием профилактики эт-но-национальных конфликтов. Такое сотрудничество, как правило, сопровождается пониманием и учетом национальных особенностей, гармонизацией межэтнических отношений.

Последний параметр базируется на продвижении языка в средствах массовой информации. Активное участие миноритарного языка в телевидении, радио, газетах и онлайн-платформах может увеличить видимость языка и поддержать его использование среди широкой публики. Современная билингваль-ная и мультилингвальная интернет-коммуникация в сети представляет собой вектор инноваций социокультурной ситуации в многоязычных регионах. Активное участие миноритарного языка в телевидении, радио, газетах и онлайн-платфор-мах действительно может иметь ряд позитивных эффектов. Участие миноритарного языка в различных медиаформатах дает ему возможность быть более видимым и доступным для широкой публики.

Социолингвистические параметры играют ключевую роль в вопросе сохранения миноритарных языков по следующим причинам, указанным в табл. 3.

Таблица 3

Причины социолингвистических параметров

Социокультурный контекст Изучение социолингвистических параметров позволяет понять, как язык взаимодействует с социокультурной средой. Это важно для сохранения традиций, обычаев и культурных ценностей, связанных с миноритарным языком

Языковая политика Социолингвистические исследования могут помочь разрабатывать эффективные языковые политики, направленные на поддержание и развитие миноритарных языков. Они могут выявить потребности языковых сообществ и способы укрепления языковой идентичности

Билингвизм и мультиязычие Понимание социолингвистических аспектов билингвизма и мультиязычия помогает создать условия для устойчивого сосуществования миноритарных языков с другими языками. Это может включать в себя разработку образовательных программ и языковых ресурсов

Языковое образование Исследования в области социолингвистики могут выявить оптимальные методы обучения и поддержки миноритарных языков в образовательных учреждениях. Это помогает сохранить языковые навыки у молодого поколения

Исследование языковых изменений Анализ социолингвистических параметров позволяет отслеживать изменения в языке и его использовании в сообществе, что важно для выявления угроз и разработки стратегий по сохранению языка

В целом понимание социолингвистических параметров помогает формировать целенаправленные подходы и программы, способствующие сохранению миноритарных языков в долгосрочной перспективе.

В заключение статьи о социолингвистических параметрах сохранения миноритарных языков можно сделать следующие выводы.

Сохранение языка как части самобытной культуры является наиболее важным вопросом для представителей малочисленных этносов и поддержания культурного разнообразия в обществе в целом. Процессы цифрови-зации и глобализации негативно сказываются на состоянии миноритарных языков. Именно поэтому их сохранение и развитие требует комплексного, многомерного подхода, который включает образование, использование языка в различных сферах жизни, поддержку языкового сообщества, разработку языковой политики, документирование и исследование языка, использование ИКТ и др. Параметры сохранения миноритарных языков являются необхо-

димой мерой для поддержания социолингвистического и лингвокультурного климата современного общества, построенного на взаимодействии и сотрудничестве с другими языковыми сообществами по вопросам сохранения языков меньшинств и совместной разработке новых программ, способствующих

Библиографический список

решению проблем сохранения уязвимых языков. Только путем совместных усилий и солидарности можно успешно бороться за сохранение и развитие миноритарных языков, обогатив многообразие языков и культур нашего мира.

1. Кармова М.Р Роль диаспоры в формировании этнического сознания малочисленных этносов (на примере абазинского этноса). Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2019; № 2 (30): 100-106.

2. Guo H. Research on Language Policy and Minority Education's Fairness. Guizhou Ethnic Studies. 2013: 170-173.

3. Hornberger N. Frameworks and Models in Language Policy and Planning. In Ricento, Language Policy. Theory and Method.Oxford, Blackwell, 2006: 24-41.

4. Fishman J. Reconceptualizing STEM Education: The Central Role of Practices. 2016. Available at: //https://www.book2look.com/embed/9781317458500

5. Кармова М.Р, Логина М.В. Роль искусственного интеллекта в вопросе сохранения миноритарных языков (на примере абазинского языка). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 251-254.

6. Gregory D. Keating The Effect of Age of Onset of Bilingualism on Gender Agreement Processing in Spanish as a Heritage Language. Language learning. 2022; Vol. 72, Issue 4: 1170-1208.

References

1. Karmova M.R. Rol' diaspory v formirovanii 'etnicheskogo soznaniya malochislennyh 'etnosov (na primere abazinskogo 'etnosa). Vestnik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki. 2019; № 2 (30): 100-106.

2. Guo H. Research on Language Policy and Minority Education's Fairness. Guizhou Ethnic Studies. 2013: 170-173.

3. Hornberger N. Frameworks and Models in Language Policy and Planning. In Ricento, Language Policy. Theory and Method.Oxford, Blackwell, 2006: 24-41.

4. Fishman J. Reconceptualizing STEM Education: The Central Role of Practices. 2016. Available at: //https://www.book2look.com/embed/9781317458500

5. Karmova M.R., Logina M.V. Rol' iskusstvennogo intellekta v voprose sohraneniya minoritarnyh yazykov (na primere abazinskogo yazyka). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 251-254.

6. Gregory D. Keating The Effect of Age of Onset of Bilingualism on Gender Agreement Processing in Spanish as a Heritage Language. Language learning. 2022; Vol. 72, Issue 4: 1170-1208.

Статья поступила в редакции 20.12.23

УДК 811.1.9

Kizhner Yu.K., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: YKKizhner@fa.ru

ENGLISH AS A MEANS OF INTERNATIONAL COMMUNICATION. The article deals with communication as an essential means of social existence. Different ways of communication are considered, with the emphasis made on the language as the main means of communication. A brief overview and examples of artificial languages are provided. The article defines the concepts of international and state languages. Reasons and substantiation for the necessity to learn foreign languages are also given herein. The incentives include broadening of one's horizons, favorable impact on the development of cognitive capabilities, improvement of memory functions, support in work, access to the newest sources of information, help with travel arrangements, all of which help to achieve the desired results, to boost one's self-esteem and to take greater enjoyment in life and work. Foreign language skills are one of the key points to get an interesting job at home and overseas. English is clearly the most popular language nowadays. The article includes examples of professions where one cannot do without the English language. Sociological research data are provided supporting the necessity of and attitude to learning foreign languages in Russia.

Key words: language of communication, means of communication, artificial languages, living languages, foreign languages, international languages, professional activities

Ю.К. Кижнер, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: YKKizhner@fa.ru

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ

В статье говорится об общении как необходимом условии существования в социуме. Рассматриваются способы общения, среди которых выделяется язык как основное средство общения. Приведены примеры и дан краткий анализ искусственных языков. Раскрыты понятия международных и государственных языков. Приведены причины и обоснования необходимости изучения иностранных языков: расширение кругозора, благоприятное влияние на развитие когнитивных способностей, улучшение памяти, помощь в работе, доступ к новейшим источникам информации, помощь в путешествиях, повышение самооценки. Показано, что в настоящее время знание иностранного языка - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом. В статье рассматривается английский язык как самый популярный в мире на сегодняшний день. Приведены примеры профессий, в которых не обойтись без знания английского языка. Приводятся данные социологических исследований, отражающие отношение россиян к изучению иностранных языков.

Ключевые слова: язык общения, средства общения, искусственные языки, живые языки, иностранные языки, международные языки, профессиональная деятельность

Актуальность предлагаемой темы объясняется тем, что в современном мире из более чем 7 000 живых языков именно английский стал языком международного общения. Этот язык используется в международной торговле, маркетинге, туризме, политике, Интернете, открывает множество новых возможностей людям всех слоев общества.

Цель работы - проанализировать существующие языки общения и выявить причины глобализации и значимости английского языка.

Задача исследования - определить статус английского языка как языка международного общения.

Новизна работы заключается в объединении множества причин, по которым изучение иностранных языков является полезной и необходимой частью жизни каждого человека.

Практическая значимость работы заключается в доказательстве пользы от изучения иностранных языков людям всех возрастов и социальных статусов, а знания конкретно английского языка необходимы практически во всех областях профессиональных компетенций современных специалистов.

Общение - одна из базовых человеческих потребностей. Общение помогает людям понимать друг друга, делиться чувствами, мыслями, опытом, обмениваться информацией. Нехватка общения рождает чувство одиночества, неудов-

летворенности, социальной неуверенности, а это, в свою очередь, приводит к трудностям в личных отношениях, на работе или в социуме.

Основным средством человеческого общения является язык. Кроме языка к средствам общения относят мимику жесты, позы. Однако эти средства нельзя назвать эффективными. Они, скорее, выполняют вспомогательную роль.

Язык не может существовать сам по себе вне общества. Без носителей язык не сможет стать популярным. Примером тому является множество искусственных языков, которые создавались авторами для воплощения определённых целей: для философских или научных исследований, изображения мира в книгах, фильмах, играх, для понимания друг друга людьми разных культур, общения с внеземным разумом. Языки программирования тоже можно отнести к искусственным языкам. На сегодняшний день известно множество искусственных языков: эсперанто, интерлингва, волапюк, логлан, сольресоль, ифкуиль и много других.

Самым распространенным среди искусственных является сконструированный искусственный язык эсперанто (esperanto). Этот язык создал в конце XIX века варшавский лингвист Людвиг Заменгоф для международного общения. Язык должен был быть легким и понятным всем. Людвиг Заменгоф считал, что если все люди будут разговаривать на одном языке, то это сделает их ближе, сделает общими идеалы, образование, убеждения. Алфавит эсперанто построен на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.