Научная статья на тему 'Социокультурный типаж «Шпана» в русском языковом сознании'

Социокультурный типаж «Шпана» в русском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2155
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный типаж «Шпана» в русском языковом сознании»

В.И. Карасик (Волгоград) Социокультурный типаж «шпана» в русском языковом сознании

Одним из направлений лингвоконцептологии является выделение и описание лингвокультурных типажей - обобщенных узнаваемых образов представителей той или иной культуры [Карасик, Дмитриева 2005; Деревянская 2005; Елина 2005; Коровина 2005; Мищенко 2005; Радван 2005; Скачко 2005; Ярмахова 2005; Макарова 2006; Селиверстова 2006]. Лингвокультурные типажи могут иметь этнокультурную значимость, выражать ценности всего сообщества, подчеркивая национально-культурное своеобразие этноса (этнокультурные типажи, например, английский аристократ, американский ковбой, русский интеллигент) либо социокультурную значимость, характеризуя особую социальную группу, противопоставленную остальному обществу (социокультурные типажи, например, компьютерный хакер или футбольный фанат) [Лутовинова 2006; А.В.Карасик 2005]. В любом человеческом сообществе выделяются криминальные личности - воры, мошенники, бандиты и т.д. К числу таких криминальных или полукриминальных социокультурных типажей относится шпана. Этот типаж, насколько мне известно, еще не был предметом лингвокультурологического анализа.

Трактуя социокультурный типаж как разновидность концептов [Карасик 2004, 2007], обратимся к понятийным, образным и оценочным характеристикам шпаны.

Рассмотрим словарные дефиниции.

Шпана - обычно собир. Разг. -сни^ж. (неодобр.). Хулиган, жулик. Он был шпаной и пропойцей. Фабричная шпана. Связаться со шпаной. Здесь собиралась шпана со всего района. Бранно. Ах ты, шпана бессовестная! (БТС).

Шпана - чаще собир. Арестанты (или арестант), находящиеся в тюрьме (воров. арго, устар.). || Хулиганье (или хулиган), жулики (простореч. вульг.). Собралась всякая шпана. Он - настоящая шпана (Ушаков).

Шпана - обычно собир. (прост., презр.) Мелкие жулики и хулиганы (Шведова).

Шпана - 1. Неодобр., жарг. Мелкий жулик, хулиган. В молодости был шпана и пьяницей. 2. собир. Жулье, хулиганы, уличные воришки. Писатель В.Распутин в его Иркутске получил от местной шпаны по голове только потому, что тем захотелось завладеть его шикарными джинсами (Химик).

Мы видим, что данное слово является собирательным и его значение раскрывается через слова «арестант», «хулиган», «(мелкий) жулик». В первом, устаревшем значении имеются в виду люди, находящиеся в тюрьме, под арестом. Второе значение толкуется с помощью слов «хулиган» и «жулик».

Хулиган - Тот, кто занимается хулиганством (= Нарушение правил общественного порядка, общепринятых норм поведения, свидетельствующее о неуважении к обществу, к достоинству человека).

Задержать хулигана | О дерзком, злом озорнике. Не мучай кошку, хулиган! (БТС).

Жулик - Вор, занимающийся мелкими кражами. Жулики украли у меня кошелек || Разг. Тот, кто жульничает, плут. Ловко провели меня жулики (БТС).

Строго говоря, хулиган не имеет ничего общего с жуликом, кроме тематической отнесенности к нарушителям закона и вытекающей отсюда отрицательной оценки. Эту дефиницию удовлетворительной признать нельзя.

Признаковый состав рассматриваемого концепта в понятийном плане соответствует представлениям рядовых граждан - основных носителей лингво-культуры - и является следующим: 1) группа людей,

2) нарушающая правила общественного порядка и совершающая мелкие правонарушения,

3) вызывающая к себе презрительное отношение,

4) часто находящаяся в состоянии алкогольного опьянения, 5) обычно живущая в бедных рабочих окраинах городов. Эти признаки вытекают из определений и словарных иллюстраций. Обратим внимание на то, что в словарях не фиксируется возраст и пол шпаны. Наиболее размытой частью дефиниции является ее собственно юридическая часть: в словаре не перечислены разновидности нарушений правил общественного порядка и мелкие правонарушения, поскольку для обыденного языкового сознания это не играет важной роли.

Этимология слова «шпана», по мнению Л.В. Куркиной, такова: Возм., из польск. воровского арго szpana 'постоянный обитатель тюрьмы', восх. к нем. арго spanvelder, schwanvelder 'бродяги, род воров', позднее spanna 'глядеть, следить, высматривать'; связующее семантическое звено - 'мальчишки, поставленные вором на караул, на стрёме' (Шведова).

В обиходном сознании шпана неоднородна: сюда относятся беспризорники и босяки первых лет Советской власти, дворовые озорники, хулиганы, а также, с некоторыми оговорками, бритоголовые «гопники» (агрессивно настроенные подростки, как правило, члены антиобщественной группировки -Химик) и «скинхеды» (агрессивные молодые брито -головые националисты, от англ. skinhead, отметим, впрочем, что не все скинхеды являются фашистами и расистами).

В профессиональном сознании юристов те поступки, которые обычно ассоциируются с поведением шпаны, квалифицируются как мелкое хулиганство. Кодекс Российской Федерации об администра-

тивных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. следующим образом определяет состав такого правонарушения и санкции по отношению к нему:

«Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в от размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

В «Юридическом словаре» (www) сказано:

«Мелкое хулиганство - административное правонарушение, предусмотренное ст. 158 КоАП, граничащее с уголовно наказуемым хулиганством. К М.х. относится нецензурная брань и появление в пьяном виде в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Вопрос о наказании за М.х. решает начальник органа внутренних дел (или его заместитель). Он либо накладывает штраф, либо передает дело на рассмотрение суда». Мелкое хулиганство противопоставлено хулиганству:

«Хулиганство - преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 213 УК РФ; грубое нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу, сопровождается применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Юристы определяют преступление как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания», при этом признаками преступного деяния выступают «общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. ... Преступления отличаются от иных правонарушений характером и степенью (иначе - уровнем) общественной опасности».

Мы видим, что в юридическом сознании нарушение правил общественного порядка конкретизируется по сравнению с обиходным сознанием и включает следующие признаки: 1) демонстрация явного неуважения к обществу, 2) нецензурная брань в общественных местах, 3) оскорбительное приставание к гражданам, 4) появление в пьяном виде в общественных местах, 5) уничтожение или

повреждение чужого имущества, 6) применение насилия к гражданам либо угроза его применения. Подобные нарушения считаются более тяжкими, если они сопряжены с неповиновением требований представителей власти. Разумеется, в кодексе остается некий зазор для принятия решения представителями закона при квалификации таких правонарушений (формулировка «и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан»).

Для самоидентификации рассматриваемый социокультурный типаж использует слово «пацаны», вкладывая в это слово более широкое содержание, чем «парни», «мальчишки», это скорее «мои друзья, с которыми мы вместе гуляем и наводим страх на весь мир». В криминальной среде используются слова «братва» и «братки».

Если попытаться структурировать криминальный мир по его основным параметрам, то мы получим следующие позиции: 1) вор, в широком смысле слова, как представитель криминального сообщества, 2) представитель карательных органов государства, назначение которых - борьба с преступностью, на языке воров «мент», 3) потенциальная жертва воров, человек, которого можно обмануть, обворовать, ограбить, на языке воров «лох»,

4) человек, не относящийся к миру воров, ментов и лохов, вызывающий презрение со стороны воров, на их языке «фраер» (в ряде случаев фраер может стать лохом).

Соответственно, когнитивная и оценочная характеристика действительности применительно к сфере криминалитета осуществляется с трех углов зрения - с позиций нарушителей закона, с позиций хранителей закона и с позиций рядовых граждан. Выделение и самоидентификация представителей каждой из этих точек зрения имеет четкую специфику: именно поэтому слово «вор» по-разному осмысливается самими ворами, органами власти, ведущими с ними борьбу и обычными людьми. В этом плане шпана - это выделенная группа полукриминального и криминального мира с позиций рядовых граждан, сами участники этой группы называют себя иначе (например, «пацаны», «братва», «братки»), иначе определяют эту группу и органы правопорядка («несовершеннолетние правонарушители», «мелкие хулиганы»).

Воры не образуют монолитной группы, внутри этого сообщества выделяются следующие группы: 1) воровские авторитеты (на вершине стоят «воры в законе»), 2) «шестерки», занимающие самую нижнюю ступеньку в воровской иерархии, 3)воры-одиночки, 4) предавшие воров «активисты», т.е. преступники, вставшие в местах заключения на путь исправления и вызывающие ненависть у воров,

5) начинающие преступники. Существуют различные специализации нарушителей закона - разно -видности мошенников, карманников, содержателей притонов, бандитов, распространителей наркотиков и т.д. Все воровское сообщество представляет собой структуру полевого типа, центр которого составляют воры, имеющие судимость и живущие по

законам воровского мира, а периферию - различные группы, поведение которых признается асоциальным (бродяги, «неформалы», шпана). Воровской мир вырастает из шпаны, молодежь из бедных малообразованных семей выражает своим асоциальным поведением протест против несправедливого, по их мнению, миропорядка, построенного на внешней благопристойности и внутренней беспринципности и бессердечности. Часть шпаны уходит в криминальный мир, большинство, однако, перерастает эту стадию подросткового бунта и начинают жить по нормам рабочего класса или люмпенизированной части населения.

Типологически шпана соотносится с разрядом «псов» или «волков» в древнем общественном устройстве [Агранович, Стефанский 2003: 96]. Это были молодые люди, вышедшие за рамки отрочества и еще не ставшие взрослыми мужчинами. Таких членов племени на определенное время выселяли за рамки поселения, где они должны были вести дикий образ жизни. Для них не существовало социальных норм. Всякий, кто выходил за границы поселения, мог стать их добычей. Их поведение отличалось жестокостью как по отношению к жителям поселения, так и друг к другу, они вели постоянные стычки друг с другом, и этот период являлся их инициацией. Выжившие в этих условиях имели право в определенное время вернуться в поселение и становились взрослыми мужчинами, воинами, полноправными членами сообщества. Ритуалы такого типа свойственны различным социумам, находящимся на стадии первобытного развития.

Образные характеристики рассматриваемого типажа можно определить путем анализа сочетаемости имени концепта «шпана», расширенного иллюстративного контекста, раскрывающего этот концепт, и с помощью эксперимента.

В произведениях современной художественной литературы и публицистики мы сталкиваемся с различными сочетаемостными характеристиками имени исследуемого типажа (использованы данные «Национального корпуса русского языка» www.ruscorpora.ru, 351 употребление слова «шпана» в разных падежных формах). Среди приведенных текстовых фрагментов можно противопоставить семантически диагностирующие и не диагностирующие употребления рассматриваемого слова, к первым относятся те примеры, в которых раскрывается семантика данного слова, ко вторым - те случаи, когда смысл этого слова остается скрытым: И когда его била шпана в Малаховке, молчал (В. Аксенов) - Я не знаю, что такое шпана (Ю. Трифонов).

В корпусе диагностирующих примеров выделяются следующие атрибутивные уточнения рассматриваемого слова.

Локальная характеристика:

Шпана московская тоже не спит, свое дело делает (К. Симонов).

...писатели в городе Вологде приличные, но одеты - что тебе портовая шпана (В. Астафьев).

Искал сомнительных приключений с краснопресненской шпаной (М. Захаров).

Смелый, предприимчивый, он сумел прибрать к рукам всю одесскую блатную шпану (Л. Утесов).

...он хулиган, пригородная шпана (А. Найман).

Он видел такое выражение лица у Сашки, когда во время драки в сельском клубе заезжая шпана вытащила ножи (К. Тахтамышев).

Скорее всего, это дело рук местной шпаны (Новости).

Мама моя считала, что для того, чтобы ребенок не стал уличной шпаной, у него должны быть увлечения, какое-то занятие помимо школы (Ю. Башмет).

Ровным строем, четко печатая шаг, шла по улице милиция нашего города, а за ней, старательно держа ногу, вышагивали ее постоянные оппоненты и подопечные - наша городская шпана (Ф. Кривин).

Мы видим, что шпана локализуется по географическому принципу (московская, одесская, краснопресненская), по месту обитания (городская, пригородная, уличная, портовая), по признаку «свои / чужие» (местная, заезжая). Не каждая социальная группа имеет столь четкую локальную фиксацию, вероятно, шпана воспринимается как непременная принадлежность сообщества.

Возрастная характеристика:

В Холмогорах, кстати, как Ломоносов среди питерских несмышленышей, сидел в зоне с малолетней шпаной замечательный художник Слава Сысоев (Е. Попов).

Интерес к технике привел меня в Дом пионера и школьника - ДПШ, что мы расшифровывали по-своему: Дом подрастающей шпаны (Ю. Сенкевич).

О, это упоительное зрелище: начинает перекидываться снегом всякая шпана, вроде нас, а там пошло-поехало, и в конце концов убеленные сединами и осиянные лысинами начинают мальчишни-чать (Ю. Даниэль).

...молодёжь, несовершеннолетняя шпана озорничает и творит Бог знает что... (С. Довлатов).

Типичный возраст шпаны - подростки.

Характерное поведение:

Но шпана, которую боялась вся Синопская набережная, немела и потела перед этой маленькой женщиной с седыми букольками (Ю. Кантор).

Отстающий в росте, подверженный обморокам и слегка припадающий на левую ногу (родовая травма), подросток дать отпор распоясавшейся шпане, ясное дело, не мог (С. Гандлевский).

Мы обернулись, и сразу смех перешел в угрожающее урчание - там сидела шпана, "фиксатая", пьяная, всё как полагается (А. Найман).

Мелкая шпана, за пять долларов готовая отца родного продать... (А. Азольский).

Ибо шпана заказная только того и ждет -третий, притаившийся, готов тюкнуть по темечку из сумрака якобы спасительной лестничной площадки (А. Измайлов).

Все они были в одинаковых кожаных куртках со множеством карманов и пряжек, бритые наголо, с помятыми бледными лицами, похожие на пригородную шпану (С. Болмат).

А новоявленного Христа (он же Петя Салабонов) распинает на стенке вагона пьяная шпана (Л. Аннинский).

Шпане свойственно быть пьяной, наводить страх, испытывать страх, быть продажной, выполнять на заказ грязные дела, вплоть до убийства, иметь сходную внешность (обратим внимание на кожаные куртки с множеством пряжек в одном случае и наличие «фикс» - золотых зубных протезов - в другом случае, внешность изменчива, но группы узнаваемы).

Условия жизни:

Ходить туда поодиночке или даже небольшими группами было опасно - там постоянно обитала настоящая бездомная шпана, с которой лучше не сталкиваться (А. Козлов).

После войны это было царство безотцовной шпаны, где споры разрешались финками (Е. Евтушенко).

Характерно, что такая музыка нравилась всем, она объединяла и интеллектуалов-студентов, и подмосковную малообразованную шпану, которая имела название "урла" (А. Козлов).

Шпана часто бывает бездомной, малообразованной и лишенной родительской заботы.

Атрибутивное уточнение может быть общеоценочным и экспрессивным:

Разве от хорошей жизни офицеры из гарнизонов по барахолкам таскаются, со шпаной всякой якшаются, оброк бандитам платят? (А. Михайлов).

Вы можете меня спросить, почему же отъявленная шпана принимала моего друга как своего? (Э. Володарский).

Определения типа «всякая», «отъявленная», «настоящая» являются десемантизированными экспрессивно-оценочными усилителями при слове «шпана».

Встречаются и переносно-расширительные атрибутивные характеристики шпаны:

...раньше меня отсюда нещадно вытуривал администратор Шапиро, гроза окололитературной шпаны, нынче же я восседал за столиком со своим редактором в полном своем праве (Н. Климонтович).

Я вышел на трибуну и сказал: главная беда состоит в том, что Горбачев окружил себя политической шпаной (А. Яковлев).

Сидеть в престижном кафе Дома литераторов имели право только лица, у которых были соответствующие удостоверения, и те, кто такими документами не обладал, подлежали выдворению подобно мелким правонарушителям. Аналогичным образом сравниваются с полукриминальными элементами те политики, которых отрицательно оценивает один из отцов-основателей перестройки.

Предикатная характеристика исследуемого слова объясняет типичные занятия шпаны.

Приставания, угрозы и побои:

Зонт у капитана Никоненко сломался еще прошлой весной, когда к нему на станции в Сафонове пристала какая-то шпана (Т. Устинова).

Грозит вам какая-то шпана... (Ю. Домбровский).

В холодные зимние дни, когда окна в квартирах покрыты картами узоров, а на улице кого-то весело метелит пьяная шпана, особенно уютно с близким человеком у домашнего очага (С. Данилюк).

Наемная шпана вряд ли будет неотступно кружить вокруг указанного субъекта: выскочили-измордовали-отскочили, всего делов! (А. Измайлов).

Пьяная шпана внезапно нападает стаей и получает удовольствие от избиения человека.

Причинение материального вреда:

Местная шпана из классовой ненависти пыталась исподтишка царапнуть гвоздем крыло или проколоть шину (Ю. Грозмани).

Думал, я шпана несознательная, за бананами полез? (О. Некрасова).

Зимой шпана всякая на дачах живет - стекла бьют, печки рушат, а мне и лучше (Саша Соколов).

Шпана совершает мелкие кражи, портит жилища и автомобили.

Образ жизни:

...направо - три пивных ларька и закусочная-стекляшка, где днюет и ночует великовозрастная шпана, так что лучше обходить павильон стороной во избежание неприятностей (С. Гандлевский).

Какая-то мелкая шпана за сигарету пыталась перетащить Служкина через какой-то бетонный забор, но так и не смогла (А. Иванов).

Сын Марины Анатольевны больше не шляется со всякой шпаной - готовится к поступлению в Красноярский университет (Е. Прошкин).

Шпана сбегает с уроков - считает себя уже достаточно умной, чтобы стать якудза («Известия»).

Шпана ботала по фене и верховодила, это были подростки, для которых в самом звуке слова "тюрьма" таился некий романтический призыв; вокруг их лидера и его близкого окружения вились слабенькие пареньки из послевоенных бедных и униженных слабеньких рабочих семей, готовые выполнить любой приказ (Н. Климонтович).

Шпана любит проводить досуг у пивных ларьков, бесцельно бродить по улицам, на спор идет на странные и опасные для других людей поступки, пытается подражать взрослым ворам (ботать по фене - говорить на воровском жаргоне), а в школьные годы нарушает правила поведения учащихся, считая себя суперменами (показательно слово «якудза» - члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп, раньше использовалось наименование «мафиози», но за японской мафией тянется флер мистической таинственности, к которой примешивается модное в наши дни владение приемами восточного рукопашного боя).

Трусость:

Во всяком случае, шпана всколыхнулась, когда неподалеку замаячили три пары явно переодетых ментов, которые делали вид, что грызут семечки да курят (В. Скворцов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он знал, что уличная шпана, так же как и собаки, чувствуют запах страха и наглеют,

поэтому нападают только на тех, кто боится (М. Баконина).

Елизавета неприятно удивилась - муж никогда не держал в доме ружья, охотников за глаза звал шпаной: по его убеждению, только шпана утверждает свое мужское достоинство, напиваясь под ракитой, горланя, городя вранье, похваляясь оружием и почем зря паля по безоружным (А. Дмитриев).

Шпана боится милицию и всех тех, кто достаточно силен, чтобы дать отпор, этот страх переходит в наглость перед беззащитными и жестокость по отношению к ним.

Объектные характеристики рассматриваемого слова показывают, что делают со шпаной органы правопорядка либо сильные люди:

Трясли по всему району шпану (А. Геласимов).

В зале продолжался шум: эту в самом прямом смысле шпану пытались выдворить, а она продолжала свои бесчинства (И. Архипова).

.грозные курсанты наводят ужас на всю шпану в танцевальном "Мраморном зале" на Васильевском острове (А. Городницкий).

Шпану ловят, держат в страхе, выгоняют, показывая социальным низам их место.

Признаковый состав образно-ситуативных характеристик типажа «шпана» весьма разнороден. В художественной литературе и публицистике отмечается локальная конкретизация шпаны, ее возраст (в основном, подростки), типичное поведение - бесцельно ходить группой, приставать к беззащитным, быть пьяными, выполнять задания взрослых преступников, получать удовольствие от причинения боли и вреда, испытывать страх перед силой. Как правило, говорящий оценивает ситуацию, ассоциируя себя не со шпаной, в случае же самоотождествления с правонарушителями подчеркивает их романтизм, который противопоставлен лживой и несправедливой государственной идеологии.

Приведу пример развернутого иллюстративного контекста, распредмечивающего концепт «шпана».

В городе орудуют продуктовые грабители

Преступники вырывают из рук жертв не кошельки, а сумки с продуктами.

В городе зафиксирован новый вид преступлений. Грабители вырывают из рук жертв не кошельки, а обыкновенные продукты, пишет «Московский комсомолец».

Так, в 5-е отделение милиции, которое находится напротив Московского вокзала, за последние месяцы поступило несколько заявлений от потерпевших.

Люди не просят вернуть им еду, а требуют наказать хулиганов, лишивших семью ужина.

Как правило, нападают грабители преимущественно на женщин.

Алгоритм такой: увидев даму с сумкой потяжелее, один подросток кидается ей навстречу, практически сбивая с ног. Другой вырывает хозяйственную сумку и бежит с добычей из вокзала на

улицу. Жертва, которая обычно падает, не пытается его догнать. Кражей сумок новые беспризорники не ограничиваются. Иногда они просто вырывают из рук мирных граждан мороженое, шаурму, блинчики, купленные в привокзальных кафе.

Лидия Селиверстова, пострадавшая от налетчиков, описывает ситуацию так: «Я стояла за столиком и ела блинчик. Ко мне подошел чумазый парнишка лет 12-ти. Попросил денег на хлеб, я отказала. «Ну тогда хоть едой поделись», - крикнул он. Выхватил блин из рук, ударил меня и был таков».

Милиция считает, что бандой подростков без определенного места жительства заправляют опытные бездомные. Существует у продуктовых воришек и общак, в который каждый вкладывает свою долю. Из него кормятся старшие собратья -кто-то из них не работает, так как имеет в иерархии бомжей высокий статус, а кто-то немощен и нездоров. Как пояснили стражи правопорядка изданию, у продуктовых воришек есть и вторая точка работы - Балтийский вокзал, откуда уходят пригородные электрички.

Самое любопытное, что младшие из «продуктовых воришек» специализируются именно на мороженом. Это своеобразный «бандитский форс»: мальчишки соревнуются между собой, кто вырвет мороженое у большего количества граждан. Они даже не съедают всю добычу - а просто выбрасывают «трофей» в урну.

Стражи правопорядка сообщили изданию, что классифицировать действия «продуктовых воришек» могут лишь по статье «Мелкое хулиганство». А за него больше 14-ти суток не дают.

В этом тексте сообщается о новом виде мелкого хулиганства, которое стало распространенным в сегодняшнем Санкт-Петербурге. Мы видим, что субъектами данного правонарушения являются подростки, они живут как беспризорники, у них есть иерархия, они соревнуются между собой в том, кто совершит более дерзкое нападение. Взятые вместе эти характеристики составляют разновидность нового проявления типажа «шпана» в современной России.

Эксперимент состоял в анализе коротких сочинений на тему: «Когда я думаю о шпане, я представляю себе.». Кроме того респондентам было предложено завершить высказывания «Шпана всегда.» и «Шпана никогда.». Всего было опрошено 200 респондентов - жителей г. Волгограда. Опрос производился в марте 2008 г.

Приведу типичные выдержки из сочинений:

группа подростков, преимущественно из неблагополучных семей, неряшливо одетые, обделенные вниманием и заботой родителей; трусливая стая;

группа парней от 15 до 25 лет, держит под контролем двор (район), живет по своим законам;

бесцельно слоняющиеся по городу полупьяные или обкуренные молодые люди, выискивающие легкую добычу;

вечер, парк, стайка шпаны, в возрасте 13-17 лет окружает парочку влюбленных, начинают зади-

раться, просят сигарету, постоянно сплевывают, отпускают пошлые шутки, улюлюкают вслед;

группа подростков, которая бьет стекла в школе, издевается над уборщицей, говорит гадости прохожим;

подъезд дома на окраине города, в нем собираются подростки из неблагополучных семей, они курят, выпивают, нецензурно выражаются и вызывают негодование жильцов;

неуверенные в себе подростки, они не знают, чем заняться и поэтому несут разрушения;

маленький двор, темная подворотня, группа молодых людей с гитарой, распивают алкогольные напитки, поют дворовые песни, нецензурно выражаются;

группа неопрятно одетых подростков, живут мелкими грабежами, употребляют наркотики, ведут себя неадекватно;

к одинокому мужчине или одинокой женщине на улице подходит группа молодых людей в обтрепанной одежде, нетрезвые, пытаются ограбить, избить, унизить человека, наглые лица; обычно есть главарь;

группа подростков или детей, в возрасте 10-15 лет, часто в рваной, старой, поношенной одежде, ведут себя по-хулигански, но не переступают закон;

школа, перемена между уроками, второгодники стоят группой и ухмыляются;

подростки до 17 лет, речь их растянута и полна вульгаризмов, руки держат в карманах брюк или курток;

группа подростков разбивает витрину магазина, убегает за угол и со стороны с удовольствием наблюдают за суетящимися людьми, это сделано ради забавы;

крепкие, «накачанные» молодые люди, ведущие себя по-хамски, из неблагополучных семей, готовые легко развязать драку;

группа мальчишек в возрасте 12-15 лет, бесцельно бродит по улицам, проделывают мелкие пакости, могут обидеть маленьких, забрать деньги. Одежда нараспашку, кепка набок. В деревне воруют из чужих садов фрукты, ягоды;

первые годы Советской власти, беспризорники, небрежно одетые, желающие эпатировать публику, уверенные в своей безнаказанности;

подростки мужского пола, 15-18 лет, неаккуратные, рэпперский стиль, особые штаны, сленг, ругань, агрессивность?

бритоголовые подростки, участвующие в драках с такими же подростками с другой улицы или другого района.

Короткие сочинения информантов показывают, что при образно-ситуативном осмыслении шпаны актуальными оказываются признаки внешности, среды обитания, типичных форм поведения, речи. По внешним данным мы видим, что в индивидуальном сознании обычных людей шпана - это группа неопрятно одетых подростков (мнение респондентов колеблется в отношении возраста шпаны - это мальчики, подростки или молодые люди от 10 до 25 лет), в последние годы шпана

ассоциируется с видом металлистов и рэпперов (поклонники определенного эпатажного стиля в музыке и поведении, они носят особые украшения, перстни, приспущенные штаны и т.д.), некоторые к шпане относят бритоголовых юнцов (скинхедов). Их типичная среда обитания - темная подворотня, грязный двор, подъезд многоэтажного дома в рабочей окраине, пустынные улицы (противопоставляются места отдыха и охоты). Типичные формы поведения - бесцельно бродить по городу, приставать к прохожим, драться с другими группами подростков (чужими), бить стекла (в школах - ненавистных местах принудительного пребывания), разбивать витрины магазинов, отнимать деньги у младших школьников, распивать алкогольные напитки, курить сигареты и употреблять наркотики, петь дворовые песни под гитару, совершать налеты на деревенские сады, вести себя бесцеремонно и нагло, держать руки в карманах, часто сплевывать. Их речь характеризуется наличием нецензурных ругательств и молодежного жаргона, особой назальной протяженностью. Обратим внимание на групповую структуру: в стае шпаны должен быть главарь.

Респонденты часто включают в свои ответы рассуждения объяснительно-оценочного плана: дети из неблагополучных семей, обделенные вниманием и заботой родителей, трусливые, получающие подлое удовольствие от унижения других людей или причинения им вреда.

Характеризуя наиболее яркие признаки шпаны в высказываниях «Шпана всегда ...», респонденты отмечают следующее:

Шпана всегда хулиганит, бездельничает, болтается без дела, чувствует себя уверенно в группе, действует сообща, ведет себя нагло, вызывающе, жестоко, обижает тех, кто слабее, вызывает негодование соседей и окружающих, выглядит неопрятно, ругается нецензурными словами, труслива.

Контрастные признаки поведения рассматриваемого типажа устанавливаются через отрицательное высказывание «Шпана никогда.»:

Шпана никогда не хочет учиться и работать, не бывает вежливой и хорошо одетой, не окажет помощи другим, не имеет друзей, не позаботится о слабых, не проявит самостоятельности, не думает о будущем, не сидит дома, не признает своих ошибок, не исчезнет.

Эти признаки в значительной мере соответствуют названным ранее образным характеристикам рассматриваемого типажа.

В Русском ассоциативном словаре приводится лишь несколько обратных реакций на слово «шпана»: пацан 4, мальчуган 3, банда 2, блатной, городской, кореш, моложе, наглый, повеса, разгильдяй, уличный, хулиган 1 (РАС). Тем не менее в этих реакциях четко прослеживается самоидентификация некоторых респондентов (пацан, кореш), возраст шпаны (мальчуган, моложе) и оценка этого типажа с позиций рядовых граждан (остальные реакции).

Оценочные характеристики типажа «шпана» обнаруживают специфику у рядовых граждан, пред-

ставителей государства и преступного мира.

В обиходном сознании шпана получает резко отрицательную оценку:

Ефрейтор Гаенко вырос среди пермской шпаны, где и приобрел сомнительный жизненный опыт, истерическую смелость и витиеватый блатной оттенок в разговоре (С. Довлатов).

Для семантической диагностики содержания слова весьма значимы те контексты, в которых данное слово употребляется в уточняющем либо контрастном сопоставлении с другими однородными членами предложения:

Были вещи, которых можно и нужно бояться: шпана, маньяки, террористы, катастрофы, пожары, войны, смертельные болезни (С. Лукьяненко).

Это же трепачи, шпана, пьянь, простые пакостники (Ю. Домбровский).

Англичанину и американцу никогда не понять, что такое набитая до отказа воскресная платформа, ведь больше всего она похожа на военную эвакуацию; а что такое будни со шпаной, пьяницами, нищими? (З. Павлинская).

В приведенных примерах слово «шпана» семантически соотносится идеей мирового зла либо с недостойным поведением для порядочного человека.

Взгляд с другой точки зрения, оправдание шпаны:

Это была моя жизнь: двор, голуби, друзья-пацаны, шпана, театр, а рядом театральное училище (Н. Склярова).

На этих бревнах, или, на местном наречии, "на дровах", ежедневно сходилась дворовая аристократия - парни 15-16 лет, шпана, будущее население тюрем и лагерей (Е. Рубин).

В первом случае автор элегически вспоминает юность, дворовых друзей, которых взрослые называли шпаной, во втором случае речь идет о тех молодых людях, которые не захотели подчиниться социальной системе, проявили аристократическое самоуважение и в итоге оказались в тюрьмах и лагерях.

Интересен семантический контраст в контекстуальном уточнении смысла рассматриваемого слова:

Стиляги почти все были из зажиточных семей высоких служащих и научных деятелей, шпана представляла семьи работяг (Э. Володарский).

Видя постоянную ложь и трусость взрослых -прежде всего учителей, - такой "со взором горящим" юноша, каким был тогда Шурка, и не мог не попасться на эту удочку: именно среди бесстрашной, независимой, плюющей на лживые условности взрослого мира шпаны только и мог он надеяться найти сохранными моральные устои, каковыми бессознательно очень дорожил (Н. Климонтович).

Непристойные жесты и подлинный смысл слов не задевали ее внимания, но все большее и большее отвращение охватывало Аглаю Петровну, когда она думала о том, что это говорят не просто грязные люди, хулиганы, пьяная шпана, а говорит система, государственный строй, будущее с их

точки зрения, говорит их "нравственность" (Ю. Герман).

Стиляги и шпана противопоставляются по классовому признаку, лживый мир взрослых контрастирует с независимым миром шпаны, и, наконец, мелкие преступники образуют антитезу государственному строю, который, как выясняется, имеет такую же криминальную основу.

С точки зрения государства любое правонарушение наносит обществу несомненный вред:

Распространилось "свэ" - социально вредный элемент - для воров и шпаны; "крд" и "кра" -контрреволюционная деятельность и агитация, "пш" - подозрение в шпионаже (О. Волков).

Представляет интерес морально-оценочная характеристика шпаны в публицистике: общими свойствами шпаны признаются неуважение жизни другого человека, неуважение чужой собственности, неспособность любить близких людей, даже собственных детей и родителей, органическая лживость и лицемерие (Кац, http). При таком подходе к определению рассматриваемого типажа шпана превращается в воплощение всех пороков человечества и тем самым теряет свои отличительные характеристики. Нельзя не согласиться с автором в том, что шпана -это питательная среда преступного мира, и если в основе склонности к преступлениям лежит отсутствие морали, то названные выше общие свойства шпаны объясняют такую склонность. Вместе с тем отметим, что у каждой социальной группы может быть свое представление о должном, оно есть и у преступников (например, можно и нужно обворовывать всех, кроме своих).

Оценочная суть шпаны ярко показана в рассказе Юнны Мориц «Шпана»: «Ты тоже был маленьким, и шпана подучала тебя вцепляться в большого, делать ему всякие гадости, радуясь, что он беззащитен под ногами шпаны. Такой большой, и такой растоптанный, и доказать ничего не может». Стая мелких хищников терзает беззащитную жертву, упиваясь своей безнаказанностью. Известно, что одной из самых страшных угроз в преступном мире является обещание натравить на кого-либо малолеток, поскольку они не знают жалости и будут бить свою жертву насмерть с веселым игровым настроением.

Подведем основные итоги.

В русском языковом сознании выделяется социокультурный типаж «шпана», основными характеристиками которого являются следующие: 1) тройственное осмысление этого типажа (со стороны обычных людей, государственной власти и членов своей группы), 2) его высокая оценочная маркированность (негативная в первых двух случаях и позитивная в последнем), 3) конкретизация по возрасту, полу, уровню образования, материальному достатку и типичному месту проживания (преимущественно подростки мужского рода, малообразованные, из бедных семей, живущие в рабочих районах).

Наиболее яркими образными признаками шпаны для обиходного сознания являются ее внешний вид,

агрессивность, локальная принадлежность, бесцельное хождение группой по улицам, алкогольное или наркотическое опьянение, для юридического сознания - возможность совершения этими людьми правонарушений, попадающих под определение мелкого хулиганства, для самих членов этих групп -взаимная поддержка и противостояние враждебной среде.

Оценочные характеристики шпаны в обиходном сознании сводятся к осуждению ее жестокости,

подлости и ничтожества, в сознании власти - к определению типичных видов мелкого хулиганства как распространенного, не самого тяжкого правонарушения и контролю за тем, чтобы несовершеннолетние правонарушители не становились преступниками, в сознании самих представителей этой размытой социальной группы - к романтическому оправданию своего поведения, направленного на борьбу с несправедливым миропорядком

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике): монография. Самара: Самар. гуманит. акад, 2003.

2. Деревянская В.В. Коммуникативный типаж «английский колониальный служащий» // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

3. Елина Е.А. Старая русская армия и ее типажи // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

4. Карасик А.В. Фанат как типаж современной массовой культуры // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.

6. Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007.

7. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: Лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. Волгоград: Парадигма, 2005.

8. Кац А.С. Шпана - мусор человечества / http://zhurnal.lib.rU/k/kac_a_s/ 8рапа.8Мш1

9. Коровина А.Ю. Лингвокультурный типаж "сноб" в английской художественной литературе // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

10. Лутовинова О.В. Лингвокультурный типаж «хакер» // Политическая лингвистика. Вып.20. / Гл. ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2006.

11. Макарова Л.И. Англоязычный лингвокультурный типаж «денди»// Антропологическая лингвистика: сб. науч. тр./ под ред. Н.А. Красавского, В.П. Москвина. Вып. 5. Волгоград: Колледж, 2006.

12. Мищенко М.В. Лингвокультурный типаж «американский ковбой» // Аксиологическая лингвистика: Лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. Волгоград: Парадигма, 2005.

13. Радван В.М. Лингвокультурный типаж «американский супермен» // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

14. Селиверстова Л.П. Лингвокультурный типаж «Звезда Голливуда»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2007.

15. Скачко Е.Ю. Лингвокультурный типаж «английский рыцарь»// Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2005.

Лексикографические источники

1. БТС - Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПБ.: Норинт, 1998.

2. РАС - Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М.: Астрель, АСТ, 2002.

3. Ушаков - Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. М.: Вече, Мир книги, 2001.

4. Шведова - Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2007.

5. Химик - Химик В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. СПб.: Норинт, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.