УДК 316.61(470) ББК60.53 (2Рос) К 89
А.И. Кузнецов,
Преподаватель КУМВДРФ, тел. 8 918 439 97 04
Социокультурный статус сотрудника органов внутренних дел сквозь
призму российской ментальности
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования социокультурного статуса сотрудников органов внутренних дел в современной российской ментальности. Автор рассматривает ОВД как систему и одну из ее главных составляющих в процессе формирования правового государства, а статус «человека в милицейской форме» как основной фактор эффективного взаимодействия населения с органами правопорядка в вопросах предупреждения и пресечения криминальных практик в современной России.
Ключевые слова: менталитет, социокультурный статус, легитимация, девиация, патернализм.
A.I. Kuznetsov,
Lecturer of University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, ph. 8 918 439 97 04
The sociocultural status of the employee of law-enforcement bodies through a prism of the Russian mentality
Abstract. The paper discusses formation of the sociocultural status of employees of law-enforcement bodies in modern Russian mentality. The author considers the law-enforcement bodies to be a system and one of its main components in the course of lawful state formation, and the status of “the person in the militian uniform” to be a major factor of effective interaction of the population with law and order bodies in questions of the prevention and suppression of criminality in modern Russia.
Keywords: mentality, the sociocultural status, legitimation, deviation, paternalism.
Важнейшей социальной функцией, от которой в первую очередь зависит процесс воспроизводства общества, является правоохранительная деятельность, т.е. совокупность мероприятий по защите официальных институтов от индивидуальных и коллективных носителей альтернативных нормативных установок [7]. Те государства и общества, в которых принципы и нормы права находят свое выражение в юридической форме, принято считать высокоразвитыми, правовыми обществами как по форме, так и по существу [3]. А вот в формировании основ такого правового государства призвана сыграть одну из главных ролей система правоохранительных органов. В связи с этим, проблема статуса ОВД в современной российской ментальности приобретает особую актуальность.
В обществе на всем протяжении развития его советского периода образ милиционера (сотрудника органов внутренних дел) глубоко укоренился в социокультурном сознании советских граждан. Этому способствовали кинематографические и художественные произведения, которые на протяжении данного исторического периода формировали общественно одобряемый образ человека в милицейской форме. Достаточно сказать, что такие кинофильмы как «Рожденная революцией», «Петровка 38», «Инспектор уголовного розыска» и др. уже стали действительно бестселлерами советской эпохи, воссоздав
культурную традицию в восприятии населением милицейской профессии.
В постсоветский период в национальной культурной парадигме наметилась несколько упрощенная тенденция конструирования образа представителя правопорядка, назвавшая его в отличие уважительного - «милиционер», субкультурным названием «мент», наделенный такими пороками как пьянство, разврат, коррумпированность, слабоумие и т.д.
Таким образом, в течение двух последних десятилетий, разрушение в российской культуре положительного образа представителя правоохранительной системы одновременно деформировало не только само отношение граждан к нормам правопорядка, но и к системе взаимоотношений власти и населения.
В то же время, современный дискурс о формировании правокультурной личности и кризисе системы социализации определен теми институционльными изменениями, которые происходят также на протяжении последних двух десятилетий. Это, прежде всего, кардинальное изменение формы собственности, переход к рыночной экономике, аннулирование однопартийной монополии в организации власти, автономизация и упорядочение функций различных социальных и политических институтов, разрушение специальных институтов, занимавшихся организацией воспитательной работы с молодежью.
На фоне данных институциональных преобразований современное «искусство», продолжая опорочивание милиции, привносит в ее современный образ уже такие качества, как тотальная коррумпированность и криминализованность. Систематические информационные «атаки» на органы внутренних дел окончательно разуверили граждан в надежности правоохранительной системы государства, а значит, свели до минимума возможность продуктивного сотрудничества населения и милиции - важнейшего компонента правоохранной стратегии.
В то же время, следует отметить, что проблема позитивного отношения граждан к правоохранительной системе, бесспорно, связана с уровнем правовой зрелости общества. В свою очередь, проблема правовой зрелости людей всегда являлась важнейшим аспектом правовой работы государства, а, учитывая, что сегодняшнее поколение является свидетелем кардинальной смены ценностей и ориентиров правовой жизни, данный аспект приобретает особое значение. В этих условиях представляется необходимым по-новому взглянуть на процесс, закладывающий ценностные установки и ориентиры в правовом сознании российских граждан.
В связи с вышеизложенным требуется специальное обоснование понятия «правовой менталитет» современного общества, в рамках которого во многом формируется отношение и восприятие социального статуса представителя охраны правопорядка.
Складываясь, формируясь и вырабатываясь исторически, менталитет в каждый конкретный отрезок истории представляет собой совокупность социально-психологических качеств и черт, совокупность детерминирующих ими поведенческих реакций, выступающих как определенная целостность, проявляющихся во всех сторонах жизнедеятельности данной человеческой общности и составляющих ее индивидов. Можно утверждать, что нет такой сферы жизнедеятельности нации, где бы ни проявлялся присущий ей менталитет [4].
Обобщенными чертами современного правового менталитета россиян можно считать неоправданный этатизм и патернализм, амбивалентность, политизированность, эклектичность. Наличие таких черт менталитета говорит о том, что данный коллективнобессознательный фактор формирования социально-правового статуса в целом оказывает негативное воздействие на него [4]. Данный фактор отражается и на статусную конструкцию органов внутренних дел. Информационный поток негативной оценки, во многом инициированный политическими коньюктурами, как правило, доминирует над объективной оценкой реальных показателей системы.
Однако особенности исторического развития российского менталитета показывают бесконечное метание между противоположными полюсами взаимоисключающими крайностями, устремления то к истокам нашего прошлого, то к новым, нередко суррогатным рецептам нашей современности, преклонение то перед высокой духовностью, то перед
абсолютным цинизмом и бездуховностью. Страна мечется между имперской державностью и самостийностью, патернализмом и низвержением авторитетов, восхвалением своего и подобострастием перед иностранным, между патриотизмом и универсализмом, вселенской общечеловечностью и верой в исключительность самобытного российского пути. Все это в сочетании с другими негативными факторами объективного и субъективного характера не содействовало утверждению идей свободы, права и законности, правового государства, прав человека и гражданина в российском обществе. Эти идеи не стали базовыми для формирования как общественного, так и индивидуального правосознания [5].
По своей структуре менталитет включает в себя, прежде всего, нечто коллективное, некие структуры национального характера, действующие не проходя через сознание, спонтанно. Это коллективное, бессознательное является определенной совокупностью если не черт характера, то мировоззренчески - психологических установок, превращающихся в принципы и привычки, уже, бесспорно, проявляющиеся в определенных чертах характера
[4].
Таким образом, можно отметить, что российское правосознание, особенно это касается так называемого народного или массового правосознания, является, с одной стороны не развитым по сравнению с западными цивилизациями. А с другой -характеризуются как расположенное на полюсах нигилизма и идеализма в оценке роли и статуса права [8].
Рассматривая вопрос, о возвращении доверия населения к «человеку в милицейской форме» следует, прежде всего, восстановить социальный статус сотрудника органов внутренних дел в современной российской ментальности.
Безусловно, другим обязательным условием является социальный контроль, включающий в себя внешний контроль и самоконтроль, с целью упреждения (вытеснения) нежелательного и восстановление нормального (соответствующего нормам) поведения [6].
Бесспорно, что одним из основных факторов достижения данной цели, является искоренение в рядах милиции негативных тенденций, ставших предметом обсуждения всего общества. Однако данная задача является не только ведомственной. Не только МВД сегодня подвержено массовой критике. Критикуется вся институциональная система безопасности государства, в которой министерство внутренних дел является одной из основных составляющих.
В то же время, следует отметить, что исследование любого социального явления требует, прежде всего, определение причин его возникновения, закономерности его протекания в современных культурных условиях.
Интенсивность научного поиска во многом определяется степенью заинтересованности, как ученых- исследователей, так и потребителей научной продукции, то есть самого общества. Именно потребности повседневной деятельности являются основой научно- теоретических, теоретико - и историко-методологических изысканий, ценность которых, в свою очередь, определяется не только и не столько адекватностью научного осмысления исследуемого объекта, сколько возможностью применения их на практике [1].
Современное состояние институционального взаимодействия органов внутренних дел и общества, определяет необходимость обращения научного сообщества к проблемам легитимации социокультурного статуса « человека в милицейской форме».
Легитимация, по мнению известных теоретиков Бергера П. и Лукмана Т. - есть процесс «объяснения» и «оправдания элементов институциональной традиции [2].
Наряду с легитимирующими институциональный порядок структурами восприятия, в обществе существует мощный пласт «девиантных версий» социального устройства. Они «объясняют» и «оправдывают» другой институциональный порядок, тогда как при восприятии существующего, замечают в нем те элементы, которые обуславливают их критичность [7].
Таким образом, на основании вышеизложенного нам представляется возможным
сделать следующие выводы:
1) задача восстановления статуса сотрудников органов внутренних дел, не является узковедомственной, а относится к числу важнейших институциональных задач, требующих не только комплексного нормативно-правового подхода, но и глубокого социокультурного анализа;
2) требуется специальное обоснование понятия «правовой менталитет» современного общества, в рамках которого во многом формируется отношение и восприятие статуса представителя охраны правопорядка;
3) современное состояние институционального взаимодействия органов внутренних дел и общества, определяет необходимость обращения научного сообщества к проблемам легитимации социокультурного статуса «человека в милицейской форме».
Примечания:
1. Аномалии социума: социология девиантного поведения и преступности:
хрестоматия / авт.-сост. А.В. Маркин; под общ. ред. Л.В. Карнаушенко. Краснодар: Изд-во Краснодар. ун- та МВД РФ, 2009. С. 46.
2 .Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 153.
З.Вьюшин К.М. Правовая культура в контексте современного российского законодательства: социологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. Вып. № 8. С. 146.
4.. Зубова Я.В. Правовой менталитет как социокультурный фактор реформирования современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. Вып. № 8. С. 133-134.
5. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2001 С. 385.
6. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г Эфендиева. М.: ИНФРА - М, 2002. С. 137.
7. Сахно А.В. Структуры восприятия милиции в современном российском обществе: основные понятия исследования // Актуальные проблемы функционирования транзитивного общества. Социологические очерки. Ч. IV Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. С. 51.
8. Сканлад Дж.П. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. 1994.