Научная статья на тему 'Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму'

Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
587
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / HOMELAND / STATE / PATRIOTISM / NATIONAL IDEA / SOCIOCULTURAL APPROACH / FATHERLAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нарыков Николай Владимирович

В статье рассматриваются понятия «национальная идея», «Родина», «Отечество», «патриотизм», особенности их определения с позиции социокультурного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural approach to national idea, the fatherland, patriotism

In the article the concepts «national idea», «Homeland», «Fatherland», «patriotism», features of their definition from a position of sociocultural approach are considered.

Текст научной работы на тему «Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму»

Нарыков Николай Владимирович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583516)

Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму

В статье рассматриваются понятия «национальная идея», «Родина», «Отечество», «патриотизм», особенности их определения с позиции социокультурного подхода.

Ключевые слова: Родина, Отечество, государство, патриотизм, общенациональная идея, социокультурный подход.

N.V. Narykov, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.

Sociocultural approach to national idea, the fatherland, patriotism

In the article the concepts «national idea», «Homeland», «Fatherland», «patriotism», features of their definition from a position of sociocultural approach are considered.

Key words: Homeland, Fatherland, state, patriotism, national idea, sociocultural approach.

Суть социокультурного подхода состоит в том, что национальная идея не рассматривается как чисто духовный феномен. Она одновременно принадлежит к различным областям жизни общества. Поэтому социокультурная опосредованность средств ее осмысления должна соответствовать сложности содержания интеграционных социокультурных механизмов, представленных в национальной идее. Непонимание этого привело к большой разноголосице в толковании сущности и содержания национальной идеи.

Социокультурный подход к национальной идее не позволяет свести источники ее возникновения только к результатам научного поиска или духовного подвижничества, историческим свершениям в жизни народа. Совершенно очевидно, что импульсы возникновения и утверждения объединительных идей всегда разнонаправленны. Об этом свидетельствуют публикации по тематике «русская идея», «национальная идея» [1].

Среди них можно встретить убеждение в том, что спасение наше в немедленном принятии национальной идеи. Но существуют и прямо противоположные мнения. Так, по мнению академика Д. Лихачева, «общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед - это не просто глупость, это крайне опасная глупость. Не все могут вписаться в общенациональную идею.

Что с ними делать? Нетерпимость обязательно приведет к террору. Единомыслие - это искусственность. Естественно многомыслие, много-идейность» [2, с. 13].

Социокультурная точка зрения дает возможность избежать однозначности в трактовке осмысления и формирования национальной идеи. Она предполагает, что все аспекты национальной идеи необходимо рассматривать с трех позиций: во-первых, науки; во-вторых, духовной культуры, различных проявлений общественного сознания; в-третьих, практики обоснования и реализации общественных потребностей, интересов и ценностей. Разнообразность предметного содержания национальной идеи вытекает из того, что как феномен науки она представляет собой совокупность определенных знаний, концепций и теорий. Как совокупность явлений духовной жизни человека и общества национальная идея включает духовные ценности, явления индивидуального и общественного сознания. В практическом отношении национальную идею образуют действия различных субъектов общества, направленные на достижение общественно значимых целей, создание и обеспечение устойчивых механизмов саморегуляции и развития всех сфер общественной жизни.

В функциональном аспекте национальная идея представляет реализуемый ее создателями и носителями способ отношений к общест-

247

венному целому, к его воспроизводству и упрочению в процессе общественно-исторической практики. Наука дает возможность выразить и легитимизировать национальную идею в общезначимой, логически непротиворечивой форме. Культура позволяет выявить основополагающие ценности и смыслы национальной идеи. Практика формируется в терминах целеполага-ния, нормирования, обоснования путей развития соответствующих проектов и программ.

Неоднозначны формирование и трактовка национальной идеи. Ее социокультурная опосре-дованность предполагает комплексное использование разных методологических подходов: логико-гносеологического (методы и процедуры науки), аксиологического (методы и подходы, используемые в социально-гуманитарном познании), праксиологического (нормы действий, критериев и их процессуальные коррекции). Реализация разных методологических подходов предполагает многообразие форм деятельности по уяснению национальной идеи, специфику языка описания соответствующих ей процессов.

Социокультурный подход связан с многомерным взглядом на развитие общества, согласно которому общественно-исторический процесс рассматривается не просто как смена общественно-экономических формаций, развивающихся по восходящей, а как сосуществование цивилизаций и культур, в основе которых лежат культурные традиции, ценности, нормы, обычаи, менталитет, психология народов, наций и этносов [3; 4].

Россию, несомненно, можно рассматривать как социокультурную систему с богатым прошлым. Она впитала все богатство культуры евразийского геополитического пространства. В свою очередь, Россия оказала огромное влияние на развитие других культур и цивилизаций. Этот факт несомненен. Сейчас надо четко указать, что общенациональная идея не должна быть только с православной окраской. Толерантность в отношении других конфессий стала нормой жизни. Иная позиция, несомненно, будет нарушать единое духовное пространство страны, а следовательно, неизбежны будут сепаратистские тенденции.

Национальная идея, будучи сформированной, может составить синтезирующую основу духовных ценностей личности и общества, а следовательно, системы воспитания, морально-психологического обеспечения российских военнослужащих. По своей сущности и содержанию выполняемой роли в обществе национальная идея должна быть надпартийной, надклассовой. Она не должна насильственно навязываться гражданам, поскольку они имеют право выбора своих идейно-нравственных позиций.

В состав национальной идеи обязательно должны входить понятия «Родина», «Отечество», «патриотизм». Каково содержание этих понятий? Суждения философов, писателей, политических и военных деятелей как прошлого, так и настоящего по данным вопросам во многом разнятся, а порой и противоречат друг другу. Совершенно очевидно, что разные исторические ситуации, характер тенденций общественного развития, мировоззренческие позиции человека обусловливают разные ответы. Поэтому можно утверждать, что сущность этих понятий эволюционирует, наполняется разным содержанием.

В справочной литературе понятие «Родина» трактуется как тождественное понятиям «Отечество», «Отчизна». Под ним понимается исторически принадлежащая данному народу территория. В более узком понимании это место рождения кого-либо, а любовь к Родине обозначается термином «патриотизм». Есть более широкое толкование понятия «Родина» - как Отечество, страна, в которой человек родился, как исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов, как чье-либо место рождения, место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. Как видим, в этом толковании понятия «Родина» уже появляются социально-политические моменты. Думается, что это оправдано. Мыслить Родину, Отечество без них невозможно, поскольку любой человек - общественное существо и вне общества немыслим. И это самое главное для человека. Социально-политическая, духовная составляющая понятий «Родина», «Отечество» подвижна, изменчива. В реальной жизни она играет важное значение, ибо определяет содержание понятий «Родина», «Отечество», т.к. эти понятия социальные, а не этнические. С изменением экономической, социально-политической и духовной ситуации в стране необходимы поиск, определение новых социально-политических и духовных основ понятий «Родина», «Отечество», «патриотизм». Ими должны стать, по нашему мнению, гражданственно-государственные ценности, закрепленные в основном законе страны - Конституции Российской Федерации, традиционное российское понимание воинской службы с ее морально-этическими понятиями чести, долга, присяги, верности знамени.

Содержание понятий «Родина», «Отечество», «патриотизм» в значительной мере определяется общенациональной идеей. Поэтому так опасны духовный хаос и беспредел. Общенациональная идея выражает наш духовный менталитет и своеобразный темперамент. В ней нет места

248

политической конъюнктуре или узкокорпоративным интересам. либерально-демократические ценности и идеалы западного мира, упорно навязываемые народу и армии России правящей верхушкой реформаторов, все более противоречат традиционной ментальности российского народа. По-прежнему человек неинтересен государству как человек. Он для него по-прежнему средство достижения цели. Поэтому в народе растет глухое раздражение реформаторами, народы России требуют от государства и «власть предержащих» уважения и внимания к своим нуждам. Необходимо менять национальную генетику России, в первую очередь через общенациональную идею.

Опыт погони России за «демократией» показывает, что, во-первых, сама «демократия» идеологией быть не может, т.к. является лишь «процедурой», стилем и образом жизни и может быть «надобной» для чего-то большего. Во-вторых, идеологическая пустота остается пустотой, т.к. тот идеологический либерально-рыночный, демократический, вестернизированный мусор назвать идеологией нельзя. В-третьих, несостоятельную идеологию можно заменить только более «интересной» обществу, человеку идеологией. Не стоит забывать мысль К. Маркса о том, что «идея» неизбежно посрамляла себя, как только отделялась от «интереса». Государственная идея может стать «материальной силой», если она будет верно отражать интересы, отвечать «осознанным потребностям человека и общества».

Национальная идея должна содержать в себе базовые ценности как цели нашего личного и национального (государственного) бытия, отражать коренные интересы личности, народа, государства, быть понятной народу и миру, быть неконфронтационной и объединяющей, иметь понятную стратегию и механизмы ее програм-ного воплощения, являться единой координационной платформой практической деятельности всех органов власти. Национальная идея должна четко отвечать на ряд вопросов. Во-первых, что Россия должна дать человеку, гражданину? Во-вторых, чем Россия должна стать и чем быть для себя и своих соседей как страна, как государство? В-третьих, что Россия может предложить миру, какова ее цивилизационная миссия? Ответы на эти вопросы должны стать предметом нашей национальной гордости. В этих ответах понятия «Родина», «Отечество», «патриотизм» должны принять конкретные очертания, и только тогда наше государство вернет себе право быть их символом. Пока же государство само по себе, а народ сам по себе. У каждого свое понимание Родины, Отечества, патриотизма.

Патриотизм - это социальное чувство, это любовь к Родине и постоянная готовность к защите Отечества. До тех пор пока Россия шла своим самобытным путем, патриотизм для ее народа всегда был одним из высших проявлений духовности народа. Российский патриотизм традиционно был иррациональным и предметно-содержательным. В западных странах патриотизм всегда прагматичен. Отсюда и разное отношение народов к войне, к защите Отечества. В современных условиях, когда «демократы» переориентировались на Запад, когда исконно российские ценности целенаправленно размываются, встает вопрос о новом понимании патриотизма, Родины, Отечества. Российский человек привык любить свою Родину не за материальное вознаграждение, а потому, что он здесь родился, вырос, обрел дорогих сердцу людей и родные просторы. Россия всегда была общинной страной с высоким рейтингом моральных ценностей. Общецивилизационные тенденции в развитии России вызывают изменения в понимании патриотизма. Как показывают социологические исследования, он становится все более рациональным и требует социального и материального наполнения. Новый общественный строй все дальше уводит народ и армию от духовно-романтического патриотизма. Понятие патриотизма все более коммерциализируется. И как тут не вспомнить Бисмарка, который применительно к немецкому пониманию патриотизма заметил, что если народ не хочет кормить свою армию, то он будет кормить чужую. Нам постоянно напоминают, что за все надо платить полную цену, но почему-то реформаторы это относят только к своим интересам. Никто из них ни разу не сказал, что народу за его труд тоже надо платить полную цену. Разве нормально, когда плата за все бытовые услуги составляет более половины зарплаты, а некоторые пенсионеры за это платят большую часть пенсии? Когда труд профессора, врача, педагога оплачивается так, что они вынуждены работать на 2-3 работах, чтобы хотя бы свести концы с концами?

История нашей страны свидетельствует о том, что во все времена патриотизм был одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность общества. На протяжении всей истории России патриотизм является характерной чертой менталитета русского народа. Своими корнями он уходит в борьбу с многочисленными иноземными захватчиками. Эта борьба постоянно ускоряла формирование и накопление в народе патриотической силы и энергии, развивала необходимость национального объединения. личностный патриотизм соединялся с идеей

249

национального единства и постепенно приобретал общенациональное и социальное значение, становился государственным патриотизмом. Поэтому современное понимание патриотизма связано с осознанием человеком себя как гражданина, у которого есть определенные права и обязанности.

Со времени Петра I социально-политическое понимание патриотизма становится самой высокой ценностью и добродетелью, является непременным условием получения чинов, наград, званий. «Устав ратных и пушечных дел» закрепляет патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. По мнению одного из классиков русской философской мысли В.С. Соловьева, добродетель патриотизма образуют две основные составляющие: «ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение» [5, с. 37]. И как тут не вспомнить В.Г. Белинского, утверждавшего, что «...не всякий знает, что патриоты разделяются на два разряда. Одни получают имя патриотов за свои заслуги от общества и истории, как получили его Минин и Пожарский, Сусанин и другие. Другие сами себя провозглашают патриотами, потому что громче других говорят о любви и ревности ко всему отечественному» [6, с. 374]. Совершенно очевидно, что патриотизм нельзя мыслить без активного выполнения своего гражданского долга. Ведь патриотизм, по мнению Н.А. Бердяева, «есть гражданское достоинство. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час» [7, с. 96].

В России сегодня сложилась уникальная ситуация, когда часть населения, являясь ее гражданами, Родиной считают место рождения, которое лежит за пределами нашей страны. Невольно возникает вопрос: являются ли они патриотами России? Для страны и армии это не простой вопрос.

Таким образом, социокультурный подход к национальной идее, Родине, Отечеству, патриотизму позволяет правильно выстроить ценностные ориентиры в воспитании граждан России, личного состава органов внутренних дел. Формирование общероссийской национальной идеи позволит консолидировать на ее основе весь спектр социальных сил, национально-этнических общностей, представителей различных религиозных конфессий. Главной в понимании Родины, Отечества, патриотизма является ориентация на гражданственно-государственные ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Эти ценности имеют императивно-нормативную значимость для всех граждан страны независимо от их социально-профессиональной, национальной и конфессиональной принадлежности [8]. Известно, что идеи только тогда становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Для этого надо разработать систему внедрения идей в сознание, наполнить идеи реальным содержанием, только тогда могут совпадать по содержанию понятия «Родина», «Отечество», «государство», «патриотизм». Пока же существующее государство в России не является Родиной для большинства народов страны.

1. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского Зарубежья. М., 1994.

2. Ориентир. 1997. № 3.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Энциклопедический словарь. СПб., 1898. Т. XXIII.

6. Белинский В.Г Собр. соч.: в 8 т. М, 1995. Т. 6.

7. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты психологии войны и национальности. М., 1918.

8. Нарыков Н.В. Права и обязанности человека в системе социальных норм // Общество и право. 2012. № 2(39).

1. Russian idea: in a circle of writers and thinkers of the Russian Abroad. M., 1994.

2. Orientation. 1997. № 3.

3. Berdyaev N.A. Sense of history. M., 1990.

4. Sorokin P.A. Person. Civilization. Society. M, 1992.

5. Encyclopedic dictionary. SPb., 1898. Vol. XXIII.

6. Belinsky V.G. Coll. of works: in 8 vol. M., 1995. Vol. 6.

7. Berdyaev N.A. Destiny of Russia: Experiences of psychology of war and nationality. M., 1918.

8. Narykov N.V. The rights and duties of the person in system of social norms // Society and law. 2012. № 2(39).

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.