Социокультурный аспект женской телесности
Чуркина Наталия Анатольевна
кандидат философских наук
доцент, кафедра социологии, политологии и психологии, Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики
630102, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Б.богаткова, 51, оф. 462
И nb1468@ngs.ru
Статья из рубрики "Культура тела"
Аннотация.
Автор статьи отмечает, что на становление человека как личности оказывают влияние как социокультурные, так и природные факторы. Объектом исследования в данной статье является человеческая телесность, в которой соединяются биологическое тело человека и его социокультурное содержание, определяющие миропонимание и поведение личности. Телесность выступает фактором формирования представлений о важнейших характеристиках и функциях человека как представителя пола, которые закрепляются в социальной памяти и гендерной ментальности. В статье особое внимание уделяется телесности человека с точки зрения ее гендерного аспекта. Методологической основой данного исследования выступают работы представителей так называемого телесного подхода, в которых утверждается единство телесности и сознания человека. Новизна исследования заключается в рассмотрении женской телесности в качестве источника феминной ментальности и проявления субъектной целостности женщины. Телесность выступает природной основой формирования представлений женщин о самих себе и окружающей действительности. Женская телесность определяется многочисленными стереотипами, которые формируют образ женщины в первую очередь с точки зрения патриархальной системы ценностей. В условиях современного общества происходит постепенное ослабление действия патриархальных стереотипов и формирование более объективного представления женщин о себе.
Ключевые слова: ценности, андроцентризм, патриархат, гендерная ментальность, феминность, маскулинность, гендер, телесность, стереотипы, материнство
DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26608
Дата направления в редакцию:
16-06-2018
Дата рецензирования:
17-06-2018
Дата публикации:
20-06-2018
В современном социокультурном знании утвердилось представление о телесном и духовном единстве человека. По мнению исследователей, «тело и сознание неразделимы, а поиск их сущности не должен происходить за счет ущемления одного из начал. Оба начала выражают полноту мира. Они есть, а исключение хотя бы одного -это ущемление и другого начала, ущемление полноты мира» с- 1211.
О корреляции между телесностью и мышлением человека говорили уже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Попытку объединить сознательное и телесное начала предпринял М. Мерло-Понти, в философии которого человеческое тело - существенная составляющая человеческой природы, без которой невозможно понять сущность человека.
В современной науке большое значение имеет так называемый телесный подход, в рамках которого внимание исследователей сосредоточивается на телесной организации познающего существа, так как то, что познается и как познается зависит от телесности познающего и его конкретных функциональных особенностей. Исследования представителей данного направления (У. Матурана и Ф. Варела, Дж. Лакофф, Ю. М.
Шилков и др.) [9, 6' 14] показывают, что тело - как единство мозга, сознания, физических и культурно-исторических характеристик - производит изменения в окружающем мире через собственные проявления, а не просто «обрабатывает» информацию из внешнего мира, репрезентируя ее в символических структурах.
Мышление тела исследует немецкий философ Д. Кампер, по мнению которого, телесность человека обусловливает особенности восприятия и оценки окружающего мира и самого человека, определяет способ человеческого мышления и оказывает значительное
влияние на поведение человека
Тело - совокупность физиологических и анатомических элементов, которые свойственны конкретному человеку и играют огромную роль в его индивидуальной жизни. Однако тело человека нельзя рассматривать как исключительно природный объект. Благодаря влиянию культуры и социума человеческое тело обретает символическую смысловую определенность.
Телесность человека играет значительную роль в его идентификации. В. Хесле, говоря об основаниях идентичности, отмечает важность представлений человека о своем теле: «Тело может выразить - даже лучше чем сознательные ментальные акты - сокровенные измерения человеческой идентичности» с 1131.
Рассматривая телесность как основание идентичности человека, необходимо иметь в виду амбивалентность телесности. Тело может рассматриваться:
§ как природный объект,
§ как социокультурный объект.
Тело человека с точки зрения обусловленности природным фактором органическое образование, зависимое от определенных условий и сон, тепло и пр.), которые человек может игнорировать только предела, за которым наступает физическая смерть.
- это прежде всего по тр е б но с те й (е да , до определенного
Особое значение имеет проблема тождества человека своему телу в аспекте его половой определенности. Например, такой порок развития половой системы как гермафродитизм вызывает значительный психологический дискомфорт для индивида и его окружения. Г. Гарфинкель, изучая так называемый «случай Агнесс», описывал особенности идентичности людей, добившихся смены пола в связи с серьезными
анатомическими нарушениями Таким образом, природный аспект телесности имеет особое значение для принятия человеком себя в качестве мужчины или женщины.
С точки зрения социокультурного аспекта оценки телесности человек осмысливает себя как прежде всего носитель определенной системы ценностей. Понимание и принятие своей телесности позволяет человеку понять свое «Я», а также выступает основанием оценки других индивидов.
Гендерные различия выступают важнейшей характеристикой человеческой телесности, в соответствии с которыми индивид определяется как мужчина или женщина.
У человека формируется:
§ автономная телесная идентичность, то есть понимание себя и своей телесности с точки зрения своего пола;
§ гетерономная телесная идентичность, то есть осмысление своей телесности с позиции представлений другого пола.
Представления о своей телесности крайне важны для осознания своего «Я», идентификации себя как представителя мужского или женского пола, понимания отношения к своему «Я» других индивидов. Телесная идентичность осуществляется в рамках ментальных границ, определяющих особенности «Я» и «Другого» как представителей пола. «Я» человека раскрывается в его субъектности и выражается в его активной позиции по отношению к окружающему миру и другим людям.
Субъектность человека определяет его деятельность, направленную на преобразование окружающей действительности и самого человека. В то же время субъектность человека ограничивает его возможность познания самого себя. «В едином мире познания я не могу поместить себя как единственное я-для-себя в противоположность всем без исключения остальным людям, прошлым, настоящим и будущим, как другим для меня; напротив, я знаю, что я такой же ограниченный человек, как и все другие, и что всякий другой существенно переживает себя изнутри, принципиально не воплощаясь для себя самого в свою внешнюю выраженность», - отмечает М. М. Бахтин [2, с- 631.
Это значит, что осознание своего места в мире и социуме происходит только в соотношении с «Другим». «Другой» обладает характеристиками, которые представляют собой что-то, принципиально отличное от «Я».
В условиях патриархата основой понимания мира и человека выступает андроцентризм -мировоззрение, в основе которого лежит представление о маскулинности как о норме, определяющей специфику общественного устройства. Соответственно сущность «Я» соотносится, в первую очередь, с мужским образом жизни и мужскими качествами. «Другой», соответственно, представляет собой нечто принципиально иное и соотносится с феминностью. Такое противопоставление приводило к своего рода противостоянию. Как отмечает А. С. Чупров: «"война полов" проходит через всю историю культуры и не знает перемирия. Это не только неразрывность любви и ненависти в эмоциональных взаимоотношениях мужчины и женщины. Со времени возникновения цивилизации как
ступени в истории человечества "война полов" — это еще и борьба между мужчинами и женщинами за лидерство, права и свободы вплоть до прав "амазонок" и нынешних
однополых браков иметь и воспитывать детей» [13, Сш 97].
Особенности телесности не просто рефлексируются представителями пола, но получают символическое закрепление в гендерной ментальности и служат маркерами отношения к себе и другим.
В каждом обществе вырабатываются свои представления о телесности и телесные практики, которые отражают, с одной стороны, допустимое и возможное, а с другой -запрещенное и неестественное в данной культуре. На основе таких представлений и телесных практик вырабатывается система символов, определяющих смысл телесной идентичности.
Также телесность выступает в качестве своеобразного «зеркала» для отображения сущности идеального субъекта, то есть такого субъекта, с которым мы хотели бы себя соотнести.
Телесность представителей пола выражается функционально и проявляется прежде всего в репродуктивной и сексуальной сферах. Представления человека о себе как субъекте и объекте сексуальных отношений, а также представления о материнстве и отцовстве являются одними из наиболее актуальных и значимых в его жизни.
Уже в древности особенности женской телесности определялись в первую очередь с точки зрения реализации репродуктивной функции.
В структуре традиционной женской ментальности ценности материнства располагались на вершине ценностной иерархии, поэтому женская идентификация во многом была связана с материнством. Выполняя функции матери, женщина осмысливала себя как представительница пола, потому что именно ее способность к деторождению определяла ее ценность и статус в обществе. По словам Ж. Липовецкого, в древности женщину, признанную бесплодной, настоящей женщиной не считали: таковой она могла стать только после рождения ребенка [7, с- 15°1.
Трансформация общественных ценностей, которая отражала «быстрый рост значимости личностных ценностей, узаконивание наемного женского труда, контроль над рождаемостью» ———1"1, привела к ослаблению значимости материнства. В современном обществе появляются такие явления как добровольная бездетность и «сожаление о материнстве», которое испытывают женщины, родившие детей, но не
получающие в связи с этим положительных эмоции
Тем не менее ценности материнства в общественном сознании остаются первостепенными, а негативные чувства относительно рождения детей рассматриваются как девиантные. По мнению
М. А. Бичаровой, «современные матери страдают от традиционного образа матери, укоренившегося в нашем сознании» ^———2221. Таким образом, стереотипы, приписывающие женщине в первую очередь быть матерью, по-прежнему определяют ее миро в о з з ре ние и сис те му це нно с те й.
Стандарты, на основе которых оценивается окружающий мир и сам человек, не являются гендерно индифферентными. Об этом говорит К. Хорни, цитируя Г. Зиммеля: «Искусство, патриотизм, мораль вообще и социальные идеи в частности, справедливость в ее
обыденном понимании и объективность научных теорий, энергия и глубина жизни — все эти категории по своей сути и содержанию принадлежат человечеству в целом. Но по
своему реальному историческому наполнению - они мужские насквозь» I12!. Так, в Древней Греции телесная красота мужчин была предпочтительнее женской. Лишь в эпоху Возрождения женский пол был признан прекрасным, а женская красота получила высокую оценку поэтов, художников, мыслителей и пр.
По словам Д. В. Погонцевой, «феномен "женская красота" является по своей природе социо-культурным, его трактовки менялись в зависимости от статуса женщины в обществе, от существующих в определенную эпоху гендерных отношений» ■АШ.
Признание совершенства женского пола, тем не менее, не ограничило мужского доминирования в обществе. Контроль над женской телесностью все так же принадлежал преимущественно мужчине. Контроль осуществлялся не только физически, но и посредством акта смотрения. Смотрение рассматривается как привилегированный акт, преимущество, которое было доступно исключительно мужчинам. Феномен «мужского взгляда» исследовала Л. Малви, которая связывала мужской визуальный контроль с
превращением женщины в объект мужского влияния 181.
Посредством смотрения осуществлялась объективация женщины, соотношение ее с «другим»: образ женщины уже с древности интерпретируется как товар.
Традиционно женщина определяет свою субъективность через смирение и подчинение мужчине. Даже современные экономически независимые женщины принимают как данность необходимость своего соответствия нормам маскулинной эстетики.
С древности женщины определялись в качестве объекта, которым можно было владеть, который можно было трансформировать, менять в соответствии с мужскими желаниями. Ценность объекта зависела в первую очередь от физических данных - красоты, плодовитости, здоровья и пр. Духовное развитие, образованность женщин были вторичны и даже нежелательны. Мужчина задавал критерии, на основании которых происходило оценивание объекта.
В современном мире женское тело по-прежнему во многом рассматривается сугубо утилитарно, с точки зрения сексуального удовлетворения (реклама, порнография, проституция) и репродуктивных функций (деторождение, суррогатное материнство).
Подобная ограниченная оценка женской телесности оказывает достаточно значительное влияние на женскую самоидентификацию, во многом делая ее негативной. Женщина соотносит представления о себе с мужской, то есть доминирующей позицией и даже гиперболизирует мужскую оценку своей внешности. Это приводит к формированию аутоагрессивного женского поведения в стремлении достичь некого идеала. Практики телесных трансформаций, подчас крайне болезненных и негативных по своим последствиям для здоровья, в основном относятся к стратегиям поведения женщин. Подобное самоограничивающее поведение также указывает на то, что у женщин во многом сохраняется стратегия поведения, в соответствии с которой у нее доминирует стремление нравиться мужчине и быть максимально привлекательной для него. Ш. Джеффрис предлагает подвергнуть практики красоты проверке на предмет их политической роли в поддержании мужского господства -1151.
Телесность выступает одной из ведущих ценностей в женской ментальности и играет важнейшую роль при формировании гендерной идентичности женщин.
Перед современной женщиной стоит задача - выработать осознанное отношение к своему телу, преодолеть негативизм и отчужденность по отношению к телесным несовершенствам и осуществлять оценку себя не с позиции Другого, то есть мужчины, а в первую очередь с точки зрения собственных объективных потребностей.
Библиография
1. Ардашкин И. Б. Эпистемологические аспекты исследования телесности человека / И. Б. Ардашкин // Известия Том. политехн. ун-та. — 2012. — № 6, т. 321. — С. 119126.
2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой. К философским основаниям гуманитарных наук / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. — Санкт-Петербург : Азбука, 2000. — С. 3 — 226.
3. Бичарова М. А. Философия современного материнства (рецензия на книгу К. Мундлос «Когда материнство не делает счастливым: феномен сожалеющего материнства» //Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2017. — № 2 (51). — С. 205-208.
4. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель ; пер. с англ. З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 336 с.
5. Кампер Д. Тело. Насилие. Боль : [сборник статей: пер. с нем.] / Дитмар Кампер. — Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии,
2010. — 173, [1] с.
6. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи : что категории языка говорят нам о мышлении / Джордж Лакофф. — Москва : Гнозис. Кн. 1 : Разум вне машины. —
2011. — 515, [1] с.
7. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности / Ж. Липовецкий ; пер. с фр. и послесл. Н. И. Полторацкой. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. — 499 с.
8. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Малви // Антология гендерной теории / Европ. гуманит. ун-т, Центр гендер. исслед. ; сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой. — Минск : Пропилеи, 2000. — С. 280-296.
9. Матурана У. Р. Древо познания : Биологические корни человеческого понимания / У. Р. Матурана, Ф. Х. Варела ; пер. с англ. Ю. А. Данилова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2001. — 223 с.
10. Погонцева Д. В. Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте // Человек и культура. — 2014. — № 5. — С.67 — 85. DOI: 10.7256/24098744.2014.5.14612. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_14612.html.
11. Хесле В. Кризисы индивидуальной и коллективной идентичности/ В. Хесле // Вопросы философии. — 1994. — № 10. — С. 112—123.
12. Хорни К. Женская психология [Электронный ресурс] : монография / К. Хорни. -Санкт-Петербург : Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1993. — Т. 1. — 222 с. — Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/horney/gp/gp_02.html.
13. Чупров А. С. Человек как единство души и тела //Социум и власть. — 2017. — № 4 (66). — С. 96 -101.
14. Шилков Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности : монография / Ю. М. Шилков ; С.-Петерб. акад. гражд. авиации. — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. — 185 с.
15. Jeffreys S. Beauty and misogyny: Harmful cultural practices in the west / S. Jeffreys. — London ; New York, 2005. — 206 р.