Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: "МУСОРНОЕ ИСКУССТВО" КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: "МУСОРНОЕ ИСКУССТВО" КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МУСОРНОЕ ИСКУССТВО / ВЛИЯНИЕ / СОЗНАНИЕ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карепова Светлана Геннадьевна, Карепов Геннадий Ефремович

Статья посвящена изучению важнейшего актуализированного в Стратегии национальной безопасности страны приоритета национальной безопасности - информационной безопасности. Авторами рассматривается как актуальность самого феномена, его социокультурный аспект, так и современное искусство как важнейший инструмент в формировании современной социальной реальности. Особое внимание уделяется, так называемому, «мусорному» (треш-арт, или джанк-арт) искусству. Отмечается актуальность данного направления научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Карепова Светлана Геннадьевна, Карепов Геннадий Ефремович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ASPECT OF INFORMATION SECURITY: "TRASH ART" AS A TOOL OF SOCIAL REALITY

This article deals with information security, which is the most significant priority, maintained in the National Security Strategy of the country. The authors view both the relevance of this phenomenon, its sociocultural aspect and modern art as the most significant tool for social reality formation. Special attention is paid to «trash art» (junk art). This research area is noted to be of great current interest.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: "МУСОРНОЕ ИСКУССТВО" КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.24.38.001

Карепова Светлана Геннадьевна

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук [email protected]

Карепов Геннадий Ефремович

профессор кафедры изобразительного искусства и компьютерной графики, Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета [email protected]

Svetlana G. Karepova

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher,

Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences [email protected]

Gennady E. Karepov

Professor of the Department of Fine Arts and Computer Graphics, Institute of Architecture and Design of the Siberian Federal University [email protected]

Социокультурный аспект

информационной безопасности: «мусорное искусство» как инструмент социальной реальности

Sociocultural aspect

of information security: «trash art» as a tool of social reality

Аннотация. Статья посвящена изучению важнейшего актуализированного в Стратегии национальной безопасности страны приоритета национальной безопасности - информационной безопасности. Авторами рассматривается как актуальность самого феномена, его социокультурный аспект, так и современное искусство как важнейший инструмент в формировании современной социальной реальности. Особое внимание уделяется, так называемому, «мусорному» (треш-арт, или джанк-арт) искусству. Отмечается актуальность данного направления научных исследований.

Ключевые слова: феномен, информационная безопасность, социальная реальность, мусорное искусство, влияние, сознание, социум.

Annotation. This article deals with information security, which is the most significant priority, maintained in the National Security Strategy of the country. The authors view both the relevance of this phenomenon, its sociocultural aspect and modern art as the most significant tool for social reality formation. Special attention is paid to «trash art» (junk art). This research area is noted to be of great current interest.

Keywords: phenomenon, information security, social reality, trash-art, influence, consciousness, society.

Актуальность изучения информационной безопасности. Современная социальная реальность России переживает период глубинных социально-экономических, геополитических и др. трансформаций, порождающих разнообразные угрозы и вызовы национальной безопасности страны [1; 2]. Данные бифуркационные для социума процессы зафиксированы в ряде нормативных государственных документов, как требующие на перспективу учета и предотвращения. В частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 сформулированы девять основных стратегических приоритетов для сохранения национальной безопасности. К ним относится:

- сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

- оборона страны;

- государственная и общественная безопасность;

- информационная безопасность;

- экономическая безопасность;

- научно-технологическое развитие;

- экологическая безопасность и рациональное природопользование;

- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

- стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

В системе обозначенных стратегических приоритетов особое внимание, с нашей точки зрения, следует обратить на повышение опасных воздействий информационного плана на социум. Речь идет о чрезвычайной важности реализации четвертого из девяти стратегических приоритетов национальной безопасности - приоритета информационной безопасности. Необходимо отметить и системообразующий характер самой информационной безопасности, проблемы и вопросы которой комплексно охватывают анализ и обеспечение всех девяти ключевых приоритетов, фактически пронизывая их. Будучи актуализированной на уровне ключевых законодательных документов страны (Стратегия национальной безопасности России от 02.07.2021 г. № 400, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ и т.д.), информационная безопасность является важнейшим феноменом для научных междисциплинарных теоретико-методологических и научно-практических разработок советских и современных российских ученых. Ее социально-гуманитарный (философский, социологический, правовой, политологический и т.д.) и технический аспекты отражены в работах таких ученых, как С.П. Расторгуева, Р.М. Юсупова, М.В. Арсентьева, А.В. Тонконогова, А.Г. Глушкова, А.А. Смирнова, В.В. Цыганова, В.В. Кульбы, П.У. Кузнецова, Зуева, Л.В. Мясникова, Н.А. Ма-хутова, М.М. Гаденина, В.В. Москвичева, А.А. Ко-кошина, Е.О. Кубякина, И.Ю. Сундиева, С.Г. Кара-Мурзы, И.Н. Панарина, И.Д. Фомичёва и др. Исследовательский вклад ученых в разработку феномена трудно переоценить, а актуальность и востребованность его дальнейшего изучения будет только возрастать.

Следует отметить, что информационная безопасность, несмотря на ее различные научные трактовки, является частью общего континуума национальной безопасности и понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и т.д., но при этом ее угрозы представляют собой совокупность действий и факторов, создающих опасность ущерба национальным интересам в информационной сфере. Важность сохранения информационной безопасности радикально усилилась проведением специальной военной операции в Украине, а также, уже имеющимися и утвердившимися в социальной реальности социокультурными предпосылками (завершившийся переход к информационному обществу, влияние «открытого» информационного и СМИ пространства, западные информационные технологии, отсутствие цензуры и т.д.), что ускорило формирование «нового театра» информационно-психологической войны, войны нового типа, нацеленной на воздействие и управление общественным сознанием, а по сути, внутренним духовным миром современного социума. Опасная суть подрыва

информационной безопасности кроется в различного рода форматах (текст, аудио, видео или изображение и т.д.) распространения негативного информационного контента и его влияния на ценностные и духовно-нравственные установки социума, являющиеся основой как конструирования людьми самой социальной реальности [3], так и формирования направления её развития. Воздействия смещаются именно на уровень сознания социума. Негативный контекст такого воздействия опасен, приводит к возникновению искажённого видения мира и, как следствие, к непредсказуемым действиям людей. Формируется широкий спектр деструкций, включающих в себя трансформацию моральных норм, ценностей и идеалов, распространение насилия, жестокости и др. Разрушение информационной безопасности влечет за собой проблемы во всей социетальной системе общества. Когерентность дестабилизирующих факторов и их разрушительных последствий на уровне сознания социума формирует актуальность данной проблематики как в научном дискурсе, так и в сфере управления обществом.

Социокультурный аспект информационной безопасности. Решающее значение в «раскачивании» устойчивости информационной безопасности приобретает социокультурный аспект, благодаря которому, происходит влияние на социальную и культурную среды человека, те среды, где происходит его духовное и нравственное становление. Под социокультурным воздействием формируются важнейшие ценности и установки в сознании человека и социума в целом, на основан и и которых, как было отмечено выше, ими впоследствии и создается социальная реальность будущего. Особое внимание в данном процессе уделяется роли творческих акторов или своеобразных методологов данной сферы (профессионалов в области информационных технологий, представителей СМИ, людей творческих профессий - художников, писателей, ученых и т.д.), имеющих практический опыт воздействия на сознание людей через искусство и творчество, в целом. Именно благодаря им, сознательно или бессознательно, через образный, символический и визуальный ряд используемые при воздействии на социум приемы и методы постоянно обновляются, зарождаются их новые формы и виды, что «наслаивается» на ментально и психологически нестабильное общество. Речь, по сути, идет об оружии для поражения сознания социума, нацеленном на войну смыслов, закамуфлированную в формат художественных произведений со скрытыми символами, меняя которые общество получает тот или иной тип поведения.

Современное искусство как инструмент в формировании социальной реальности. При

скрытом информационном воздействии на сознание социума особое значение приобретают механизмы не только непосредственного, но и опосредованного воздействия на процессы мышления. В связи с этим, ряд философов - «идеалистов» и прежде всего А.Ф. Лосев, Э. Кассирер, Г. Фреге, Г. Лебон развили функциональный подход к пониманию специфики человеческого мышления и особенностям восприятия информации, где

«.. .абстрактное мышление осуществляется через символы, с помощью которых человек опосредованно анализирует внешний мир. Именно здесь лежит демаркационная линия, разделяющая животных и человека, который живет не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство - части этого универсума» [4]. Символ и образ являются своеобразным интегратором опыта человека. Было отмечено, что физическая реальность в мире человека отдаляется по мере роста его символической активности и включения ассоциативного ряда в мышлении и т.д. Как правило, чем больше возрастает символическая активность социума, тем легче через символы им управлять. По сути, символическое мышление как основа творчества содержит не только культурный прорыв, но и основу для манипуляции социумом.

Человек во время созерцания произведений полностью сосредоточивается на эмоционально-чувственном плане, что влечет за собой «отключение» критического осмысления происходящего. Воздействие осуществляется с помощьюярких художественных образов, запечатленных в работах, что мгновенно уходят на глубинные уровни сознания. Осуществляется полное принятие заложенных в произведениях идей на веру, без их критического осмысления.Происходит обращение к эмоциональной сфере в обход логической составляющей, а любые концепты, принятые на веру, всегда глубоко проникают в сознание человека, укореняются в нем и становятся частью его мировоззрения. «.Сознание опосредовано, оно оторвано от реальности. Символы как бы подменяют жизненное содержание» [4], и таким способом через искусство социум побуждается к совершению нужных кому-то действий.

Общество постоянно находится в активном информационном пространстве и подвергается непрерывному информационному воздействию. «Льющийся» на него информационный поток заставляет изменить мировоззрение: в частности, отношение к красоте и эстетике в целом. Происходит сознательный отвод человечества от понимания высоких художественных форм, а также, параллельное занижение статуса академического искусства как такового. Классика искусства начинает трактоваться как нечто устаревшее, утратившее актуальность и не соответствующее современности. Вместо гармоничных изображений человека в белом мраморе на улицах городов появились железные монстры, уродливые люди и роботы, что позволило негативно преобразовать и само пространство художественных символов или опорных точек красоты и здорового менталитета. В подобном воздействии ликвидируются вершины или образцы и ориентиры классического искусства, что влечет за собой на уровне сознания социума подавление способности к любому сопротивлению антиэстетике. Все содержательно маргинальное принимается как норма.

Обществу прививается так называемая современная эстетика, в рамках которой ведутся разговоры о том, как она современна и интересна. К сожалению, современно, интересно или необычно в коллективном сознании трактуется как

инновационно, а следовательно, красиво и модно, вследствие чего возник слоган, звучащий как «полюбите мусор и восхищайтесь им!» В условиях подобных тенденций закономерным становится формирование нового вида искусства под названием трэш-арт, или джанк-арт, что в переводе с английского звучит как «мусорное искусство». Речь идет о направлении, связанном с созданием художественных произведений исключительно из мусора, найденного на городских свалках. Через подобное концептуальное искусство, представленное мусорными инсталляциями, пер-формансами и скульптурой, фактически реализуется задача по привыканию социума к антиэстетике, безобразию, хаосу.

Более того, в современном искусстве появилась и идеология мусорной эстетики, которую тут же подхватили профильные авторитеты - представители творческой элиты. Идейные вдохновители и новаторы, профессиональные художники, архитекторы, скульпторы, талантливые аниматоры «мусорного» направления, поддержанные меценатами и искусствоведами этого же профиля, фактически отняли у современного человека понимание красоты и здоровой эстетики. Им удалось ввести на одобренной ими и профильными организациями основе мусорное искусство в современную социальную реальность и на уровне сознания социума закрепить как норму, жизнь в новом безотходном мире мусора, в городах, в которых создается эстетика мусорного направления. Решающее влияние на формирование этого направления оказали так называемые «соро-совцы» первой волны, а еще раньше - американские галереисты, выступившие идеологами новой эстетики узаконенного безобразия в искусстве.

Идея художественно упорядочить и преобразить мусор за счет таланта творческих людей заслуживает внимания, поскольку у человечества всегда была потребность в творческом проявлении и этот потенциал был направлен новыми вдохновителями на его всеобщее эстетическое обрушение. Налицо присутствие успешной провокации как на уровне сознания, так и в художественной сфере. Данная провокация включила общество в игру под названием «концептуальное искусство», которого как такового нет, но созданы разрушительные концепты, заключенные в примитивную художественную форму.

Мусорная эстетика незаметно и полноценно вошла в жизнь в виде данного направления в искусстве, делая из социума ее почитателей. Например, мусор, который технологически не может утилизироваться, было решено превратить в привлекательную форму, чтобы человечество продолжало в нём жить; и в частности, из пластиковых бутылок, плавающих в океане, делать скульптуру. В Европе существуют и такие прецеденты, когда из бутылок строят дома и живут в них. Подобное направление «художественного» творчества появилось и в рамках творческого преобразования ржавого железа. Информационно обеспечивается ценность такого пространства, которое подчас не имеет никакого отношения к реальности как таковой. Эта реальность искусственно

кем-то создана и зачастую нацелена на выполнение определенного социального заказа. Как правило, она агрессивна и в ней отсутствует эстетика. Но не стоит забывать, что любое информационное и визуальное воздействие имеет двойственную природу, где присутствует дополнительный вложенный смысл. В данном случае его можно озвучить как: деградируйте, разрушайтесь и живите среди мусора.

Дуально с этим происходит использование уже существующегои привычного для человека пространства форм, образов, символов, куда погружается их новое и негативно измененное содержание.Такие манипуляции включают объединение разнородных, подчас несовместимых, конструктов.В результате наблюдается изменение всего совокупного смысла, и вся система начинает работать против человека и общества в целом. Этикетки, банки, различные отходы жизнедеятельности превратились на Западе в произведения искусства, что сформировало целые направления в художественном творчестве - поп-арт, агрессивные формы рекламы и т.д., а также уже обозначенный выше трэш-арт, или джанк-арт, активно навязываемый нам в настоящем.

Разумно задаться вопросом: Для чего было нужно вместо высокотехнологичной переработки мусора в экологически безвредные отходы осуществлять подобные концептуальные перевороты в сознании социума, его эстетике, окружающей среде? Ответ кроется в результатах подобных действий, что актуализировали череду разрушительных последствий для общества, а это:

- внедрение новой идеологии, в рамках которой, люди отучаются видеть прекрасное и понимать гармонию;

- подмена картины мира, где социум живет на свалке и думает, что находится в современном цивилизованном мире инновационных идей, форм и решений;

- воспитание нового информационно, ценностно и эстетически «обнуленного» человека, обладающего такими характеристиками, как: эстетическая и социальная дезориентация, информационная и художественная «всеядность», клиповое мышление, рождающее отсутствие критического осмысления происходящих процессов, повышенная управляемость и т.д. [б];

Литература:

1. Карепова С.Г. Национальная безопасность: тенденции, перспективы, научно-практическая основа для укрепления - система показателей и индикаторов / С.Г. Карепова, А.Н. Пинчук, С.В. Некрасов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 9. С. 35-43.

2. Corruption Potential as a Special Phenomenon: Theoretical and Methodological Analysis / G. Osipov [et al.] // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association

- формирование, так называемого, креативного класса, одной из характеристик которого является неважность высшего художественного образования и возможность создавать свою эстетическую реальность, подчас, далекую от эталонных классических образцов. По сути, такого человека невозможно назвать свободным и имеющим право выбора - он выстраивает свои «картины мира» на основе, предоставленной от источников СМИ информации, превращаясь из человека разумного в человека послушного. В совокупности, все это - звенья одного информационного управления. Налицо тенденции формирования низко культурного, невежественного и агрессивного социума, требующего на перспективу включения работы института цензуры.

Заключение. Таким образом, любое разрушение в социуме всегда начинается с его сознания, именно поэтому проводится работа по изменению ценностей, размыванию границ между ложью и правдой и т.д., что формирует инфантильное, без социальной ответственности общество. Оно готово к восприятию любой, закладываемой в него, философии - философии хаоса, свободы, разложения, разрушения. Агрессивное информационное и визуальное воздействие через искусство, фактически, лишило современный социум желания понять и осознать происходящее, став для него той «дудочкой крысолова», которую мы готовы слушать бесконечно. На уровне практики, проще и доходчивее это сделать оказалось, в том числе, через разрушительное «мусорное искусство», его идеологию и погружение социума в маргинальную мусорную среду. Подобная парадигма развития ставит перед обществом вопросы, требующие ответа и решения. Настало время задуматься над вопросами: Почему и как экологически чисто жили тысячелетия наши предки, и какие идеи ими руководили? Почему современная цивилизация небывалого технического прорыва, сгенерированная разумом человека, фактически развивается против него, против правды, свободы, красоты, эстетики и здоровья? Что человечество, в итоге, получит в рамках подобного цивилизационного развития в перспективе?

Весь перечень поставленных вопросов актуализирует необходимость реализации четвертого стратегического приоритета стратегии национальной безопасности страны - информационной безопасности.

Literature:

1. Karepova S.G. National security: tendencies, prospects, scientific and practical basis for the enhancement - indicator system / S.G. Karepova, A.N. Pin-chuk, S.V. Nekrasov // Humanities, social-economic and social sciences. 2018. № 9. P. 35-43.

2. Corruption Potential as a Special Phenomenon: Theoretical and Methodological Analysis / G. Osipov [et al.] // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association

Conference - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 1516 November 2018, Seville, Spain. P. 1257-1266.

3. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве : колл. монография. М.; СПб. : Нестор-История, 2020. 208 с.

4. Лисичкин В.А. Третья мировая информационно-психологическая война / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. М., 1999. URL : https://www.x-libri.ru/ elib/lsshl000/00000001 .htm

б. Новая социальная реальность: системообразующие факторы и перспективы развития (Россия в техносоциальном пространстве : колл. Монография / Г.В. Осипов [и др.]. М.; СПб., 2020. 280 с.

Conference - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 1516 November 2018, Seville, Spain. P. 1257-1266.

3. New social reality: system-creating factors, security and development prospects : collective monograph. M.; SPb. : Nestor-Historia, 2020. 208 p.

4. Lisichkin V.A. World Information-Psychological War III / V.A. Lisichkin, L.A. Shelepin. M., 1999. URL : https://www.x-libri.ru/elib/lsshl000/00000001.htm

5. New social reality: system-forming factors and prospects for development (Russia in technosocial space : collective monograph / G.V. Osipov [et al.]. M.; SPb., 2020. 280 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.