Научная статья на тему 'ПРОПАГАНДА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ'

ПРОПАГАНДА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / ФЕНОМЕН / ВОЗДЕЙСТВИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ / СОЗНАНИЕ / СОЦИУМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карепов Геннадий Ефремович, Карепова Светлана Геннадьевна

Статья посвящена общему теоретическому рассмотрению феномена пропаганды с актуализацией социокультурного и художественного аспектов его функционирования. Авторами отражены как общие теоретико-методологические основания изучения этого феномена в социально-научном знании, так и его специфика, и ключевые характеристики. Особое внимание уделено вызовам и рискам художественного и социально-психологического воздействия пропаганды на современный социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDA: SOCIOCULTURAL AND ARTISTIC ASPECTS

The article deals with a general theoretical analysis of propaganda by actualising the sociocultural and artistic aspects of its functioning. The authors highlight both general theoretical and methodological foundations for studying this phenomenon in socially scientific knowledge and its key characteristics. Special attention is paid to the challenges and risks of propaganda’s artistic and socio-psychological impact on modern society.

Текст научной работы на тему «ПРОПАГАНДА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ»

УДК 316

DOI 10.23672/n9779-8419-0175-i

Карепов Геннадий Ефремович

профессор кафедры изобразительного искусства и компьютерной графики, Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета g.karepov@mail.ru

Карепова Светлана Геннадьевна

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии

Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН svetlran@mail.ru

Gennady E. Karepov

Professor of the Department Chair of Figurative Art and Computer Graphics, Institute of Architecture and Design of the Siberian Federal University g.karepov@mail.ru

Svetlana G. Karepova

Candidate of Sociological Sciences,

Leading Research Fellow,

Institute of Sociology of the Federal Center

of Theoretical and Applied Sociology

of the Russian Academy of Sciences

svetlran@mail.ru

Пропаганда: социокультурный

и художественный аспекты

Propaganda: sociocultural

and artistic aspects

Аннотация. Статья посвящена общему теоретическому рассмотрению феномена пропаганды с актуализацией социокультурного и художественного аспектов его функционирования. Авторами отражены как общие теоретико-методологические основания изучения этого феномена в социально-научном знании, так и его специфика, и ключевые характеристики. Особое внимание уделено вызовам и рискам художественного и социально-психологического воздействия пропаганды на современный социум.

Ключевые слова: пропаганда, феномен, воздействие, манипуляция, сознание, социум, социокультурный и художественный аспекты.

Annotation. The article deals with a general theoretical analysis of propaganda by actualising the sociocultural and artistic aspects of its functioning. The authors highlight both general theoretical and methodological foundations for studying this phenomenon in socially scientific knowledge and its key characteristics. Special attention is paid to the challenges and risks of propaganda's artistic and socio-psychological impact on modern society.

Keywords: propaganda, phenomenon, influence, manipulation, consciousness, society, sociocultural and artistic aspects.

В ведение. Ключевым условием развития современной социальной реальности является наличие процессов управления современным социумом. Устоявшиеся в современном обществе управленческие практики содержат многоуровневые конструкты, в которые наряду с ан-тропоцентристскими направлениями развития общества, включены иррациональные или негативные и скрытые от глаз методы воздействия. Речь идет как о социально и нормативно одобряемых методах управления социумом, так и о теневых (скрытых) аспектах воздействия на управленческий процесс. К таким технологиям можно отнести феномен пропаганды, актуальность изучения которого в условиях доминирования информационной среды будет только актуализироваться.

Теоретико-методологическая разработанность феномена. Различные этапы развития научного знания о феномене пропаганды ознаменовались трудами социальных ученых-теоретиков и практиков ряда советских и современных

российских школ. К ключевым исследованиям можно отнести труды О.М. Цветкова, А.М. Цуладзе, Е.Л. Доценко, Е.В. Аргунова, О.И. Бородина, М.В. Киселева, В.И. Елева, Д.В. Нежданова, Г.Г. Почепцова, С.Г. Кара-Мурзы и др. Важный вклад в разработку теоретико-методологических и научно-практических основ пропаганды также внесли представители американской, немецкой и французской научных школ К. Гюнцль, К. Юнг, Р. Хольт, Г. Лассуэлл, Ч. Симман, У. Липпман, М. Чукас, Г.С. Джоуэтт, Ж. Эллюль, О. Томпсон, Дж. Клэппер, Р. де Вельде, В. О'Доннел, и другие.

Сам термин «пропаганда» (от лат. propaganda -распространение) обладает множеством социально научных дефиниций. Современные научные издания и словари предлагают различные устоявшиеся определения этого термина. Приведем некоторые их них:

«...1 - система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью

формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей;

2 - распространение в массах идеологии политики определенных классов, партий, государств;

3 - средство манипуляции массовым сознанием» [1, с. 271].

Пропаганда также определяется учеными как «...распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава - от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении» [2, с. 366]. Феномен включает в себя распространение в обществе идей, знаний путем глубокого их разъяснения социуму и по средствам убеждающего визуального ряда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что научная дефиниция феномена «пропаганда» достаточно широкая и включает в себя разнообразные толкования, но ключевым аспектом является информационная, наглядная составляющая, заключенная в различные социокультурные и художественные формы и призванная создавать в социуме нужное общественное мнение по заданным извне запросам. Исследователи сходятся во мнении о том, что главная цель пропаганды - влияние через инструментарий (социальный, художественный и др.) на ценности и установки социума, которые изменяются через создание их новых вариантов или через усиление и ослабление настоящих. Пропаганда воздействует как на разум, так и на эмоции людей. Рассмотрение этого феномена всегда осуществлялось в междисциплинарных рамках социального знания и художественного творчества с учетом инструментария социологии, психологии, политологии, художественных дисциплин и т.д. Именно такой подход позволяет выйти исследователям на системный уровень его понимания.

Ключевым условием эффективного функционирования пропаганды, с нашей точки зрения, является обозначенный выше ее социокультурный аспект, в рамках которого, воздействие феномена нацелено на общество как некое единство культуры и социальности человека. Речь идет о прямом влиянии пропаганды на социальную и культурную среды человека, на те среды, в которых происходит его духовный и нравственный рост, и становление личности. Данные среды оказывают решающее значение на формирование базовых идей и ценностей в современном обществе, на основании которых, строится вся система воспитания. По сути, затрагивается глубинная сфера, как индивидуального сознания человека, так и коллективного сознания социума в целом. Именно социокультурный аспект в ответе за формирование тех установок, ценностей и диспозиций в сознании, на основании которых люди будут создавать желательные для себя «картины мира» и социальную реальность будущего [3]. Особое внимание при применении пропаганды уделяется ее информационному контенту и внешней визуализации посредством художественных приемов.

Специфика и основные характеристики пропаганды. Феномен пропаганды формализован с точки зрения наличия обязательных характеристик и функционирования. Ему присущи устойчивые структуры, отвечающие за процесс воздействия. В пропаганде нет ничего случайного: все этапы определены внутренней логикой, зависящей от стратагем воздействия и целей. Феномен всегда устремлен на результат, а его методология продумана и зиждется на «удобных» фактах и подчас лжи для движения к целям.

Для пропаганды характерны четкие конструкции, в которых присутствуют:

- отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент»);

- средства коммуникации - (слова, визуальный ряд и т.п.), каналы передачи сообщений (Интернет, телевидение, радио, баннеры, плакаты и т.п.);

- предмет коммуникации (событие) и отображающее его сообщение (сюжет, статья, художественное произведение и т.п.);

- эффекты коммуникации - последствия воздействия и изменение состояния субъектов процесса и т.д.

Коммуникаторами феномена или его заказчиками выступают правительства, местные администрации и т.д., а реципиентом становится массовое сознание социума. «.Здесь есть и коммуникатор, и адресат (реципиент), и различные шумы как технологические, так и психологические. Специфика же состоит в том, что аудитория, так называемый объект воздействия, определяется самим коммуникатором» [4]. Речь идет о системе используемых приемов, к которым можно отнести и перевод информации из одной в другую и так называемые «шумы» и т.д.

Как правило, сам процесс внедрения информации в сознание социума состоит из двух этапов, где первый этап - пропагандируемый объект, который демонстрируется с представляющей ценность для реципиентов стороны. Второй этап ознаменован тем, что социуму прививается мысль о том, что он самостоятельно сделал навязанный ему извне выбор. Феномен пропаганды нацелен на изменение поведения общества за счет изменения его сознания. Это происходит путем перевода на автоматизм восприятие определенных явлений. В данном случае, стоит вести речь не только о запуске механизма манипуляции поведением и сознанием социума, но о таком воздействии, при котором бы общество было уверено в том, что само делает свободный выбор и его к нему никто не подталкивает.

К сожалению, процесс манипуляция сознанием является неотъемлемой частью феномена пропаганды, где «.природа манипуляции состоит в наличии двойного действия - вместе с открытым сообщением, манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата образы,

нужные манипулятору. Искусство манипуляции заключается в том, чтобы направить воображение по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил воздействия» [5, с. 99]. В основе феномена лежит принуждение реципиента к нужному кому-то решению. Подобная манипуляция выступает как насилие.

Для быстрого прохождения в глубины подсознания содержание пропаганды должно быть доступным и легко воспринимаемым всеми, включая самых малообразованных индивидуумов. По сути, чем большее число людей включено в процесс пропагандистского воздействия, тем проще должен быть ее идейный контекст. «.Худший враг любой пропаганды - интеллектуализм. Поиск правды не входит в ее задачи» [6], что способствует разрушению феномена. Особенности ее функционирования спровоцировали возникновение языкового и визуального кода, который сообщает обществу информацию так, чтобы она была понятна. Речь идет о выработанной системе художественных и языковых приемов используемой пропагандой на практике.

Социокультурный и художественный аспекты феномена пропаганды: вызовы и риски. Особое инструментальное значение при применении пропаганды на практике имеет ее художественный аспект, воздействующий на сознание социума через наглядный визуальный и образный ряд. Искусство и художественное творчество способствуют беспрепятственному проникновению нужной информации на психофизиологический уровень мышления человека, а также уровень его сознания и подсознания.

С учетом обозначенной специфики воздействия, у человека во время восприятия транслируемой извне информации в визуальной форме, происходит «отключение» последовательного когнитивного процесса, в рамках которого сознанием и подсознанием производится обработка, усвоение и фильтрация любой входящей информации. Подобное отключение когниции способствует формированию управляемых и легко внушаемых людей с отсутствием стратегии развития социума. Речь идет о том, что включение в процесс пропагандистского воздействия художественных произведений и творческих людей, их создающих, не случайно. Именно представители искусства, владеющие мастерством художественного воплощения идей, а, следовательно, визуальной их передачей, имеют возможность легкого проникновения в плоскость сознания социума. Как правило, это осуществляется с помощью готовой к «ментальному употреблению» художественной упаковки или самого произведения, как такового. Пропагандистское воздействие осуществляется с помощью создаваемого художественного образа, яркого и доходчивого, и в случае если образ глубоко пронизан чаяниями общества и убедителен, то его проникновение в сознание состоится, и цель коммуникатора будет достигнута. Яркость и образность художественного произведения не позволяют транслируемой в нем идеи задерживаться на поверхностном уровне сознания -основные посылы мгновенно уходят на глубинный уровень подсознания, после чего происходит

автоматическое принятие заложенных в произведении идей на веру, без их критического осмысления. Происходит обращение через пропаганду сугубо к эмоционально-волевой сфере сознания, воздействуя на которую общество побуждается к совершению нужных коммуникатору действий. Эмоции вызываются автоматически. Все решает постоянное поддержание их критически высокого уровня. Именно так через искусство и художественное творчество коммуникаторами создаются системы привязанностей людей к искомым заинтересованной стороной идеям. Особую роль в управлении эмоциями также играют СМИ, которые на службе пропаганды не дают социуму возможность увидеть объемно происходящие события, сеют хаос, создавая благодатную основу для манипулирования им [7]. Все это порождает на перспективу ряд вызовов и рисков, требующих учета:

- сознательное создание поля хаоса, где любой хаос, включая информационный и художественный, имеет четкие причинно-следственные закономерности. Разумно воспринимать его как единый взаимосвязанный процесс в социуме. Это позволит понять многие происходящие в нем события, а также определиться «зачем? и куда?» они ведут общество. Только сторонний взгляд на хаос как на единую мозаику из происходящих событий позволит его развеять. Любой хаос, как правило, управляем, в нем есть заинтересованные стороны, и он является частью гибридных процессов, нацеленных на сознание социума. Воздействие на этот пласт психики влечет за собой, как отмечалось выше, проблемы мировоззренческого характера и влияет на установки, на основе которых общество конструирует свое будущее;

- формирование поверхностного сознания социума. Подобные атаки хаоса формируют незрелое с отсутствием глубокой событийной и информационной рекогносцировки, а также социальной ответственности сознание общества. Подобный вид сознания готов к восприятию любой закладываемой в него философии - философии хаоса, свободы, разложения, разрушения и т.д. Примером может служить пропаганда новой философии свободы в надписях на городских заборах и заграждениях, в результате чего «забор пришел» уже в виде новых форм принятого обществом искусства. Данные тенденции безобидны до момента отсутствия асоциальных призывов, но что будет, если они появятся? Поверхностное и аморальное мировоззрение, подготовленное хаосом к восприятию любого пропагандистского воздействия, легко усваивает через художественный ряд нужную коммуникатору информацию и принимает ее как личное решение. Такое управление устраивает организаторов хаоса;

- пропаганда как инструмент «художественной провокации» в обществе. Слово провокация в данном контексте выступает социальным маркером, отражающим современные «передовые» тенденции, распространенные в художественной среде. Речь идет о модном инструменте пропаганды, умело нацеленном на незрелое или «юношеское» сознание социума, о котором уже шла

речь. Пропагандистская провокация через образы в искусстве транслирует не самые высокие нравственные образцы, поднятые с глубин человеческого субъективизма, яркие и легко запоминающиеся, но по исполнению далекие от высокохудожественного исполнения. Провокация есть игра в концептуальное искусство, которого как такового нет, но есть заказанные коммуникаторами агрессивные концепты, заключенные в примитивную художественную форму. Налицо тенденции формирования низкокультурного и «всеядного» социума, требующие на перспективу включения работы института цензуры;

- сознательный отход от высоких художественных форм и занижение статуса академического искусства прослеживается как в самом содержании современного пропагандистского воздействия, так и в ремесленном уровне исполнения его визуального ряда. Ориентирами служат не образцы высокого классического искусства, воспитывающие художественный вкус общества и поднимающие его сознание через высоту их звучания, а формальные росписи - граффити, не требующие мастерства выполнения и не отличающиеся внешней эстетикой. Коверкание и высмеивание высококультурных образцов - еще один инструмент контрпропаганды, играющий на низких эмоциях социума;

- выход эстетики хаоса через пропаганду на формирование городской среды. Эстетика хаоса как часть прорывных тенденций в художественной сфере захватывает и монументально-декоративный план оформления городской среды, что чревато для социума выведением на зрительный уровень разрушительных по содержанию и

Литература:

1. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред. Г.В. Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА-М, 1998. С. 271.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. общ. -научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М. : Мысль, 2010. Т. III. С. 366.

3. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве (Кол. монография). М.; СПб. : Нестор-История, 2020. 208 с.

4. Коржавин Ф.В. Пропаганда как технология манипулирования общественным сознанием / Ф.В. Коржавин, И.В. Бочарников // Научно исследовательский центр проблем национальной безопасности. URL : https://nic-pnb.ru/raboty-molodyx-uchyonyx/propaganda-kak-tehnologiya-manipuliro-vaniya-obshhestvennym-soznaniem

5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М. : Эксмо, 2005. С. 99.

непрофессиональных по исполнению произведений. Подобные прорывные «произведения» в силу заложенного в них разрушительного дискурса осуществляют прорыв в сознании, но прорыв в хаос и в расшатывание устоев социума. Спровоцированные эстетикой хаоса и незрелым сознанием их создателей пропагандистские произведения (росписи стен, плакаты, монументальная живопись на фасадах домов и т.д.) способствуют «опусканию» уровня городской культуры. Поддержка администраций городов данного художественного направления или культуры молодежи, как ее сейчас принято называть к оформлению городского экстерьера чревато общим падением культурного уровня социума.

Перечисленные вызовы и риски не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего изучения во избежание формирования негативных ориентиров социума, манипуляций его сознанием и повышения управляемости им.

Заключение. В эпоху развитых информационных технологий быть вне пропагандистского воздействия в социуме невозможно, а сложившаяся в обществе социокультурная и как следствие информационная и художественная среды стали его неотъемлемой частью. Только адекватное понимание на уровне критического мышления тех процессов, что реально происходят в социуме, позволит обществу сохранить самоидентичность и автономность мышления вне манипуляционных процессов. Это также позволит ему выстроить желательную стратегию своего будущего и содействовать включению в практику государственного управления деятельности института цензуры.

Literature:

1. Encyclopedic Dictionary of Sociology. In Russian, English, German, French and Czech / Editor G.V. Osipov. М. : INFRA-M, 1998. P. 271.

2. New Encyclopedia of Philosophy : 4 vol. / Institute of Philosophy of Guseinov, G.Yu. Semigin (vices-chairman), A.P. Ogurtsov (research secretary). M. : Mysl', 2010. Vol. III. P. 366.

3. New social reality: system-creating factors, security and development prospects (A multi-authored monograph). M.; SPb. : Nestor-Historia, 2020. 208 p.

4. Korzhavin F. V. Propaganda as a technique of collective consciousness manipulation / F.V. Korzhavin, I.V. Bocharnikov // Research Center for National Safety Issues. URL : https://nic-pnb.ru/raboty-mo-lodyx-uchyonyx/propaganda-kak-tehnologiyamanip-ulirovaniya-obshhestvennym-soznaniem

5. Kara-Murza S.G. Mind control. M. : Eksmo, 2005. P. 99.

6. Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас//«7пак». URL : https://www.znak.com/ 2014-10-29/desyat_pravil_gebbelsa_kotorye_rabo-tayut_i_seychas

7. Карепова С.Г. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: теоретический аспект / С.Г. Карепова, С.В. Некрасов, А.Н. Пинчук // Вестник НГЭУЭ. 2020. № 4. C. 212-229.

6. Goebbels's ten commands that work now// «Znak». URL : https://www.znak.com/2014-1029/ desyat_pravil_gebbelsa_kotorye_rabotayut_i_sey-chas

7. Karepova S.G. Propaganda as a method of influence on collective consciousness: a general theoretical aspect / S.G. Karepova, S.V. Nekrasov, A.N. Pinchuk // Vestnik of NGEUE. 2020. № 4. P. 212-229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.