КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 93/94 DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10301
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛЯБИНСКА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)
Л. И. Белова
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
В статье раскрываются особенности и специфика театральной эжизни г. Челябинска на материалах газеты «Челябинскийрабочий». Автором проанализированы публикации с 1953 г. по 1963 г., по основным направлениям: гастроли, премьеры, «театр-заводу», идеологическая работа, портреты выдающихся актеров, театр - селу и другие. Выявлена специфика освещения различных направлений.
Ключевые слова: театр, «оттепель», провинциальный театр, периодическая печать, Челябинск, контент-анализ.
Введение
В настоящее время наблюдается рост интереса к театральному искусству, а также к истории театра, происходит поиск новых форм театральной культуры, в том числе и через трансформацию традиционных. Театр ищет новые пути «выхода к зрителю», пробует новые способы работы со своей аудиторией. Период хрущевской «оттепели» дал больше возможностей для творческого развития театральных коллективов, по сравнению с предыдущим периодом, также в этот период появлялись новые формы работы со зрителями.
Театральная жизнь провинциальных городов середины 1950 - середины 1960-х гг. исследовалась преимущественно в рамках культурологии либо искусствоведения. О состоянии и развитии культуры и театрального искусства в Челябинске и на Южном Урале писали А. В. Александров [1], В. С. Боже [3], С. А. Заельская [4; 5], Т. В. Палагина [8], И. Г. Малкова [7] и другие.
Обозначенный нами период советской истории (1953-1963 гг.) относительно развития театрального искусства именно на материале периодической печати освящен в недостаточной мере.
В советский период интерес к периодической печати как историческому источнику стал массовым начиная с 1950-х гг., но он носил преимущественно историко-партийный характер. О правомерности использования периодической печати как исторического источника, а также его уникальности пишут И. Л. Карпов [6], И. Д. Архангельская [2] и другие.
Подсчет количества смысловых единиц в контент-анализе позволяет определить наиболее значимые темы, которым уделялось внимание в обществе.
Современные зарубежные исследователи применяют контент - анализ для изучения материалов газет в трансформированном виде - поскольку в эпоху цифровизации все периодические издании широко представлены в сети, вплоть до отказа от выпуска бумажной версии. Так, исследователи Дж. Грир и Я. Ян в 2009 году исследовали 357 сайтов американских газет с целью выявить, как издания используют цифровые инструменты для связи с аудиторией [11]. В 2014 году М. Т. Бастос методом контент-анализа изучил газеты The New York Times и The Guardian, а также сравнил контент бумажных и электронных версий по тематике и проблематике публикаций [10].
Мы предлагаем рассмотреть особенности работы провинциальных театров периода хрущевской «оттепели» со зрителями через призму местной периодической печати -газеты «Челябинский рабочий».
Уточним, что в силу специфических особенностей советской периодической печати (декларативность, идеологичность, партийность и т. д.) мы не можем полагать ее в полной мере достоверным и непредвзятым источником, поскольку журналистика советского времени, в первую очередь, выполняла партийные установки. Мы полагаем, что освещению в печати культурной жизни города, а именно - театральных событий придавалось большое значение, а доступный для исследователя, открытый источник и текстовый характер изложения проблемы, содержащий большой объем и наличие разновидовых материалов открывает широкий спектр возможностей для изучения театральной жизни на материалах газет.
Методика исследования
Исследование специфики освещения периодической печатью театральных событий Челябинска осуществлялось на материале газеты «Челябинский рабочий» за период с 1953 г. по 1963 гг. Всего за десять лет вышло 3114 номеров газеты, из них 467 публикаций театральной тематики: преимущественно рецензии, а также заметки, портретные очерки и репортажи. При работе с документами использовался количественный метод (контент-анализ), который раскрывает содержание текста, но не способен интерпретировать значение этого содержания, поэтому мы не ограничимся простым подсчетом частоты употребления в тексте той или иной единицы, а также исследуем содержание публикаций.
Результаты исследования
Начиная с середины 1950-х гг. в театральном искусстве страны наблюдался небывалый подъем и Челябинск не был исключением. В городе работало три профессиональных театра: Челябинский театр драмы, театр оперы и балета (с 1956 г.), Областной театр кукол. Помимо перечисленных, существовало достаточно большое количество любительских драматически кружков и студий при предприятиях или учебных заведениях.
Театральная среда Челябинска сформировалась, развивались связи со столичными театрами, более того, по словам исследователя театральной культуры Южного Урала Е.А. Шадриной: «связи со столичным искусством преодолели односторонность» [9. С. 84], то есть, уже не только Москва и Ленинград влияли на культурную жизнь регионов, но и регион обогащал национальное искусство. Челябинские театры демонстрировали способность к диалогу с крупнейшими столичными театрами, а театральные труппы получали заслуженные награды на творческих фестивалях Всесоюзного масштаба.
Газета «Челябинский рабочий» выбрана нами в качестве источника, потому как в изучаемый период это была единственная местная общественно-политическая газета. Выходила шесть дней в неделю. Распространялась в Челябинске и по Челябинской области (по подписке). Первую полосу отводили на освещение событий всесоюзного значения. Вторая полоса отводилась под новости политики, экономики, как всесоюзные, так и местные. Информация повседневных новостях, а также о культурных событиях города размещалась, в основном, на третьей полосе. Рецензиям отводился полностью «подвал» полосы. Если с гастролями приезжали театры из Москвы или Ленинграда, то информации о самом и предстоящих гастролях часто отводили целую полосу, сопровождая портретами известных артистов. Также в «Челябинском рабочем» выходила рубрика «Дневник искусств» с небольшими заметками о культурных событиях. Например, встречи артистов театра со зрителями, приезд колхозников на спектакль, помощь любительским театрам и т.д.
Интенсивное развитие театральной жизни Челябинска нашло отражение в публикациях местной газеты «Челябинский рабочий» (см. Таблицу 1). В общем массиве 3114 номеров газеты театральным событиям Челябинска посвящено 467 публикаций.
Таблица 1
Количество публикаций театральной тематики газеты «Челябинскийрабочий»
с 1953 по 1963 гг.
Материалы газеты Количество публикаций за период*
1 Гастроли 215
2 Премьеры 80
3 «Театр-заводу» 21
4 Идеологическая работа 397
5 Галерея портретов 13
6 Любительские театры 22
7 Текущие события 31
8 Наши гастроли 23
9 Театр-селу 8
*Уточним, что некоторые публикации тематически могли относиться к двум разделам (например, в описании гастрольного спектакля шла информация о дружественных визитах артистов на завод и встречах с рабочими).
Важно отметить, что в исследуемый нами период 1953-1964 гг. периодическая печать становится менее декларативной, начинает обращаться к новым жанрам и формам. Если ранее в публикациях о театре преобладали три жанра: заметка, рецензия и статья, то в конце 1950-х появляются интервью с артистами, режиссерами, директорами театров, оформленные в привычной современному читателю вопрос-ответной форме, а не в формате пересказа слов героя. Также становится больше репортажей «с мест»: из театрального закулисья, цехов по пошиву театральных костюмов, с заводов, куда приезжали выступать артисты.
Редакция газеты «Челябинский рабочий» начинает активно проводить встречи с артистами гастрольных трупп, чтобы пообщаться с ними в менее формальной обстановке. Часто публикуют отзывы зрителей (подборки озаглавлены, например, так: «Правдивые отзывы наших современников», чтобы подчеркнуть непредвзятость суждения простого зрителя о спектакле). Театры и артисты, в частности, через газету «Челябинский рабочий» обращались к читателям и зрителям своих спектаклей - писали пожелания, выражения благодарности, личные впечатления от города и гастролей. Таким образом, помимо активного личного взаимодействия (на спектаклях, шефских концертах и т.д.) осуществлялось и опосредованное общение театра и зрителя.
Среди журналистов «Челябинского рабочего», постоянно пишущих о театре, можно отметить В. Вохминцева, В. Викторова, М. Вадимова, Н. Светлинцева, В. Попова. Начиная с 1956 года постоянным автором театральных рецензий становится Л. Виногорова, с 1957 года С. Аверикиев и Ю. Смирнов-Несвицкий. В 1959 году среди театральных авторов -сотрудников газеты появляются И. Моргулес, Ю. Лидин и другие. С указанием автора выходили, в основном рецензии и статьи. Заметки, а иногда и интервью, чаще всего публиковались без указания автора. Информационные сообщения в рублике «Дневник искусств» также выходили без указания автора.
Обсуждение
Изученные материалы газеты «Челябинский рабочий» мы условно разделили на несколько блоков.
1) «Гастроли». В данном разделе за изученный период содержится больше всего материалов - 215. Среди материалов есть заметки о ходе гастролей, рецензии на
пьесы гастролирующих трупп, отзывы зрителей о спектаклях, статьи за авторством администрации гастролирующих театров, заметки о встречах артистов с трудящимися (на заводах, фабриках города и т.д.).
2) «Премьеры». Мы выявили 80 материалов, посвященных премьерам челябинского драматического, кукольного и театра оперы и балета за указанный период. В данном блоке содержатся заметки о готовящихся спектаклях, заметки и репортажи с репетиций, а также рецензии челябинских критиков на премьерные спектакли. Уточню, что мы не рассматривали такой тип публикаций как афиши и анонсы. Хотя афиши также размещали в газете.
3) Блок «Театр - заводу». За изучаемый период мы нашли 21 публикацию, посвященную исключительно теме взаимодействия театра с заводами. Но, важно отметить, что все театры, приезжая на гастроли, в обязательном порядке встречались с трудящимися, приезжали на заводы, устраивали выступления, совершали экскурсии в цеха, выступали в заводских дворцах культуры. Практически каждый материал, посвященный премьере местных театров, содержит информацию, что на спектакле побывало столько-то заводчан. В рецензиях часто встречается отсылка к тому, чем данный спектакль мог бы быть полезен рабочему классу и т.д. Таким образом, информация о тесном взаимодействии театров с трудящимися представлена довольно обширно и размыта по нескольким блокам.
4) «Идеологическая работа». Одной из важных задач, стоящей перед театрами была идеологическая работа с населением. Публикации из данного блока одновременно могли входить в блок «Премьеры» (на примере новой пьесы автор рецензии показывал, как эта пьеса может воспитать идеологически-верного комсомольца / коммуниста / советского человека), в блок «Гастроли» - на примере репертуара советской тематики, например. Также различные аспекты идеологической работы театров освещались в блоках «Театр-Заводу» и «Театр-Селу». Практически в каждом материале в различных формах мы можем встретить отсылку к «партийным задачам», «воспитании нового человека», «построении социализма» и т.д.
5) «Галерея портретов». К данному блоку мы отнесли портретные очерки об отдельных челябинских артистах, режиссерах, дирижерах театров. Таких портретов опубликовано за указанный период 13. Как правило, публикация портретного очерка в газете приурочена либо к юбилею артиста, либо к юбилею театра, либо к другой знаковой дате.
6) «Любительские театры». В изучаемый период в городе работало довольно много любительских театров, практически на всех учебных заведениях, а также на заводах существовали драмкружки, которые активно вели творческую деятельность, выступали на сценах заводских Дворцов культуры. Артисты профессиональных театров оказывали драмкружкам шефскую помощь, принимали участие в спектакле (как актеры, режиссеры или как педагоги). За период с 1953 по 1963 гг. в «Челябинском рабочем» опубликовано 22 материала о деятельности любительских театральных коллективов. Однако, информация о деятельности любительских театров могла встречать в рубрике «Галерея портретов», когда речь шла о шефской помощи артиста любительским театрам, либо в блоках «Театр-заводу» и «Театр-селу».
7) «Текущие события». В данный блок вошел 31 материал о повседневной жизни театров. Среди событий, например, покупка нового оборудования для сцены, открытие театрального музея, театральные смотры, деятельность ВТО, заметки о начале-окончании театральных сезонов, а также материалы, которые нельзя отнести в другие блоки.
8) «Наши гастроли». Данный блок материалов содержит 23 публикации о гастролях челябинских театров в другие города Советского союза и союзные республики. Практически все материалы написаны в жанре заметок небольшого объема, к некоторым
заметкам сделано уточнение «по телефону». Исключение составляют статьи о гастролях Челябинского драмтеатра по Украине летом 1962 года.
9) «Театр - селу». Особым направлением, которому партия придавала решающее значение, было обслуживание сельского зрителя. Труппы челябинских театров постоянно осуществляли поездки по селам нашей области, особенно активно такие гастроли велись в периоды весеннего сева и осеннего сбора урожая. Также активно велась работа театров по воспитанию сельского зрителя, гастроли по области, выступления в сельских клубах, встречи с сельчанами, чтение просветительских лекций. В «Челябинском рабочем» мы выявили 8 полноценных материалов, посвященных взаимодействию театров с колхозами. Помимо этого, в среднем 5-6 раз в месяц в газете печатали небольшие информационные сообщения (объемом в 2-3 предложения) о том, как жители того или иного села съездили в театр, либо что в рамках гастролей по районам челябинской области прошли выступления в селах и деревнях, встречи артистов с колхозниками.
Также такой источник как периодическая печать интересен обратной связью, мы обнаружили ряд заметок, через которые театр обращался к своим зрителям, а зрители - к театру. Это были слова благодарности, впечатления, пожелания. В качестве еще одного источника нашего исследования послужили фотографии театральной тематики, опубликованные в газете «Челябинский рабочий», автора А. Ходова и др.
С 1956 года появляются репортажи с репетиций, из пошивочных цехов, они сопровождаются фотографиями процесса. Это более живые фотографии, мы видим эмоции артистов. Примерно в этот же период (1956 год) появляются фото, сделанные во время спектаклей. Большая часть фотографий, опубликованных в «Челябинском рабочем» авторства Аркадия Георгиевича Ходов. А.Г. Ходов - фотожурналист, с 1939 по 1976 гг. работал фотокорреспондентом газеты «Челябинский рабочий». Часть фотографий предоставлены театрами гастролирующих трупп.
Достаточно часто в газете публиковали заметки и статьи о подготовке спектакля, написанные самими артистами: Н. Медведевым, П. Кулешовым, Н. Ильинским, Б. Городецкой, Б. Елистратовым, В. Меньшениным и другими. Таким образом, читатель получал «взгляд изнутри» на жизнь театра, узнавал о специфике работы над той или иной ролью, актерским видением своего героя, то есть, то, что человек со стороны -журналист, не сможет увидеть.
Постоянными авторами театральных рецензий в «Челябинском рабочем» выступали представители творческой и партийной интеллигенции Челябинска: балетмейстер ДК ЧТЗ Н. Карташова, к.филол.н. А. Бельский, лектор - музыковед Челябинской филармонии К. Голубинская, художественный руководитель Челябинской филармонии В. Озирный, педагоги Челябинского музыкального училища Ю. Звоницкая, В. Пенкин и Н. Юхновский, к к.филол.н. А. Лазарев, к. филол. н. А. Саранцев, к. искусствоведческих наук В. Ванслов, инструктор челябинского горкома ВЛКСМ Ю. Черепанов, канд. технических наук Е. Бибиков и другие. Рецензии, написанные данными авторами, были очень развернутыми, подробными, с детальным разбором каждой роли, нюансов художественного оформления, режиссуры и драматургии. Анализируя, насколько удачно справился артист с той или иной ролью, авторы проводят сравнение с другими ролями данных актеров, что свидетельствует о прекрасном знании репертуара театров. Рецензенты не боятся критиковать - ни режиссеров, ни драматургов, ни актеров. Критика носит конструктивный характер и всегда четко обоснована. Примечательно, что критических замечаний не избегают и столичные театры, приезжающие на гастроли. У авторов нет стереотипа, что «все, сделанное в Москве и Ленинграде хорошо априори». Не избежали критики Московский театр имени К. С. Станиславского, Центральный театр Советской Армии, Московский театр драмы и комедии и другие. Изучая рецензии, мы можем сделать вывод, насколько требователен челябинский зритель к качеству спектаклей, насколько
хорошо он подготовлен в восприятии высокого искусства. Не случайно, в статьях, которые предваряют гастроли, руководители и артисты гастролирующих театров пишут о «волнении перед встречей с челябинским зрителем», «стремлении провести гастроли на высоком уровне», «готовности представить на требовательный суд уральского зрителя новый спектакль.
Заключение
Таким образом мы рассмотрели специфику освещения театральной тематики в периодической печати 1953-1964 гг. Мы выявили, что такой источник информации, как периодическая печать давно и успешно используется учеными. Характерной чертой газеты является доступный для широкой аудитории, открытый текстовый характер изложения проблемы, а большой объем и наличие материалов разных жанров открывает довольно широкий спектр исследовательских возможностей.
Газета «Челябинский рабочий» в 1953-1964 гг. содержит большой объём материалов театральной тематики: тут и рецензии, и статьи о гастрольных спектаклях, и интервью с актерами, а также большое количество заметок о повседневной жизни театров (встречи с рабочими и колхозниками, шефская работа, проводы на целину и т.д.).
С другой стороны, важно отметить, что в изучаемый нами период, все публикации отражали официальную позицию партии и государства.
Например, существовало негласное правило, что в театральных рецензиях нельзя ругать в содержательном плане постановки советских авторов революционной тематики, советской тематики, а также пьесы о Ленине, Октябрьской революции и роли партии. Можно было лишь указывать на «недостаточную выразительность художественных средств», «не в полной мере раскрытый образ» и т.п. Анализируя публикации данного периода важно не воспринимать текст буквально, а пытаться найти ответы на вопросы «что на самом деле имел в виду автор?». Например, описывая огромное количество плановых выступлений театров в период весеннего сева или осеннего сбора урожая, мы видим не романтику отсутствия бытовых условий, а колоссальный человеческий труд, выдержку, стойкой, когда творческий человек вынужден служить искусству, в буквальном смысле утопая в грязи под проливным дождем. Помимо огромной профессиональной работы на сцене актеры были вынуждены вести большой объем работ с населением, от которой нельзя было отказаться.
Проводя качественный анализ публикаций, мы обнаружили, что рецензенты не боятся критиковать - ни режиссеров, ни драматургов, ни актеров. Критика носит конструктивный характер и всегда четко обоснована. Разумеется, отмечаются и положительные стороны спектакля, часто даются советы, как можно усилить образ, улучшить спектакль, в финале выражаются пожелания артистам и театру дальнейшеготворческого роста.Примечательно, что критических замечаний не избегают и столичные театры, приезжающие на гастроли. Изучая рецензии, мы можем сделать вывод, насколько требователен челябинский зритель к качеству спектаклей, насколько хорошо он подготовлен в восприятии высокого искусства.
Список литературы
1. Александров, А. В. Было, есть и будет. Культурная жизнь Челябинска // Уральский следопыт. 1963. №6. С. 20-21.
2. Архангельская, И. Д. Методика применения контент-анализа при изучении материалов прессы (на примере «Торгово-промышленной газеты». 1909 - 1913 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1991. 23 с.
3. Боже, В. С. Знаменитости в Челябинске: говорят, что здесь бывали... / сост. И. Устьянцева. Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2014. 241 с.
4. Заельская, С. А. Гастрольная деятельность театральных коллективов Урала на селе в 1960-е - 1980-е гг. // Символ науки. 2015. № 7. С. 28-30.
5. Заельская, С. А. Осуществление гастрольной деятельности профессиональными театрами Урала в условиях общественного застоя // Инновационная наука. 2015. № 9. С. 132-135.
6. Карпов, И. Л. Русские газеты XVIII в. в отечественных библиографических пособиях (на примере «Московских ведомостей» 1756-1800 гг.) // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2005. № 4. С. 117-123.
7. Малкова, И. Г. Культура городов Урала (2-ая половина ХХ в.). Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 139 с.
8. Палагина, Т. В. Театр драмы академический // Челябинск: энцикл. / сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Челябинск, 2000. URL: http://www.book-chel.ru/ind. php?what=card&id=1039 (дата обращения 19.07.2020).
9. Шадрина, Е. А. Развитие традиций музыкального театра южного Урала (конец 1930-х - начало 1980-х годов): идеологический контекст // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: социально-гуманитарные науки. 2009. № 9 (142). С. 83-87.
10. Bastos, M. T. Shares, Pins, and Tweets. News readership from daily papers to social media // Journalism Studies, 2014. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=2595698 (дата обращения 30.07.2020).
11. Greer, J. D., Yan, Y. Newspapers Connect with Readers through Multiple Digital Tools // Newspaper Research Journal, 2011, Vol. 32, No 4.
SOCIO-CULTURAL ANALYSIS OF THEATER LIFE IN CHELYABINSK OF THE "THAW" PERIOD (ON MATERIALS OF PERIODIC PRINT)
L. I. Belova
South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
The article reveals the features and specifics of theatrical life in Chelyabinsk based on the materials of the newspaper "Chelyabinsk worker". The author analyzes publications from 1953 to 1963, in the main areas: tours, premieres, "theater-factory", ideological work, portraits of outstanding actors, theater-village and others. The specificity of lighting in various directions is revealed.
Keywords: theater, the "thaw", provincial theater, periodical press, Chelyabinsk, content analysis
References
1. Aleksandrov, A. V. (1963) Bylo, est' i budet. Kul'turnaya zhizn' Chelyabinska [It was, is, and will be. Cultural life of Chelyabinsk], in: Ural'skij sledopyt [Ural's Pathfinder], no. 6., pp. 20-21. (In Russ.).
2. Arhangel'skaya, I. D. (1991) Metodika primeneniya kontent-analiza pri izuchenii materialov pressy (na primere «Torgovo-promyshlennoj gazety». 1909-1913 gg.) [Methods of applying content analysis in the study of press materials (for example, "Commercial and industrial newspaper". 1909-1913.)], Moscow, 23 p. (In Russ.).
3. Bozhe V. S. (2014) Znamenitosti v Chelyabinske: govoryat, chto zdes' byvali... [Celebrities in Chelyabinsk: they say that they have been here.], Chelyabinsk, Ad Igorya Rozina. (In Russ.).
4. Zael'skaya, S. A. (2015) Gastrol'naya deyatel'nost' teatral'nyh kollektivov Urala na sele v 1960-e - 1980-e gg. [Touring activities of Ural theater groups in rural areas in the 1960s-1980s], in: Simvolnauki [Science symbol], no. 7, pp. 28-30. (In Russ.).
5. Zael'skaya, S. A. (2015) Osushchestvlenie gastrol'noj deyatel'nosti professional'nymi teatrami Urala v usloviyah obshchestvennogo zastoya [Performing tour activities by professional theaters of the Urals in conditions of public stagnation], in: Innovacionnaya nauka [Innovative Science], no. 9, pp. 132-135. (In Russ.).
6. Karpov, I. L. (2005) Russkie gazety XVIII v. v otechestvennyh bibliograficheskih posobiyah (na primere «Moskovskih vedomostej» 1756-1800 gg.) [Russian Newspapers of the XVIII century in Russian bibliographic manuals (on the example of the Moscow Vedomosti 1756-1800)], in: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemypoligrafii i izdatel 'skogo dela [Proceedings of higher educational institutions. Problems of printing and publishing], no. 4, pp. 117-123. (In Russ.).
7. Malkova, I. G. (2008) Kul'tura gorodov Urala (2-ayapolovina XX v.) [Culture of Ural cities (2nd half of the XX century)], Chelyabinsk, Ad. YUUrGU, 139 p. (In Russ.).
8. Palagina, T. V. (2000) Teatr dramy akademicheskij [Academic drama theater], available at: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1039, accessed 19.07.2020. (In Russ.).
9. Shadrina, E. A. (2009) Razvitie tradicij muzykal'nogo teatra yuzhnogo Urala (konec 1930-h - nachalo 1980-h godov): ideologicheskij kontekst [Development of musical theater traditions in the southern Urals (late 1930s-early 1980s): ideological context], in: Vestnik YUzhno-Ural'skogo gos. un-ta. Seriya: social'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: social sciences and humanities], no. 9 (142), pp. 83-87. (In Russ.).
10. Bastos, M. T. (2014) Shares, Pins, and Tweets. News readership from daily papers to social media, in: Journalism Studies, available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2595698, accessed 30.07.2020.
11. Greer J. D. and Yan, Y. (2011) Newspapers Connect with Readers through Multiple Digital Tools, in: Newspaper Research Journal. Vol. 32, No 4.
Белова Людмила Ивановна - кандидат культурологии, доцент кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета.