УДК 930.2"1953/1963"
https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.16
Татаркина Альфия Рамильевна
кандидат исторических наук, доцент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Белова Людмила Ивановна
кандидат культурологии, магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
ГАСТРОЛИ ТЕАТРОВ СССР В ЧЕЛЯБИНСКЕ ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТНОЙ ПЕРИОДИКИ)
Tatarkina Alfiya Ramilyevna
PhD in History, Associate Professor, Southern Ural State University of Humanities and Education Science
Belova Lyudmila Ivanovna
PhD in Cultural Studies, Master's Degree student, Southern Ural State University of Humanities and Education Science
SOVIET THEATER TOURS AROUND CHELYABINSK IN THE THAW ERA (BASED ON LOCAL PERIODICALS)
Аннотация:
В статье приводятся результаты исследования публикаций с 1953 по 1963 г. о гастролях различных театров СССР в Челябинске. На материалах газеты «Челябинский рабочий» было выявлено количество публикаций, посвященных театральным событиям города, а также содержание репертуара, специфика работы театров со зрителями, основные мероприятия, которые входили в обязательную программу театра, приезжающего на гастроли. В исследовании был применен метод контент-анализа. Значимость исследования заключается в том, что на сегодняшний день отсутствуют научные работы, посвященные изучению театральной жизни за указанный период, которые бы проводились на таком историческом источнике, как материалы местной ежедневной газеты. Помимо количественного исследования материалов, был проведен содержательный анализ публикаций различных жанров, который свидетельствует о качественных изменениях театральной жизни провинции в годы «оттепели».
Summary:
The authors investigate the 1953-1963 periodicals on the tours of various Soviet theaters around Chelyabinsk. Based on data from Chelyabinsky Rabochy newspaper, the number of publications on town theater events has been revealed; a list of productions, interactions with audience, and the schedule of touring theaters have been identified as well. The research is based on the content analysis. This study is the first to describe the theater life in the period under review based on the local daily newspaper. In addition to the quantitative study of materials, the content analysis of publications of different genres is carried out. It shows qualitative changes in the theater life of the province during the Thaw era.
Ключевые слова:
театр, периодическая печать, контент-анализ, газета, «Челябинский рабочий», «оттепель», гастроли, рецензии, театральная критика.
Keywords:
theater, periodicals, content analysis, newspaper, Chelyabinsky Rabochy, Thaw era, tours, reviews, theater criticism.
Начиная с середины 1950-х гг. в театральном искусстве СССР наблюдался небывалый подъем, и Челябинск не был исключением. В городе работало три профессиональных театра: Челябинский театр драмы, Челябинский театр оперы и балета, Областной театр кукол. Помимо этого, существовало достаточно большое количество любительских драматических кружков и студий при предприятиях или учебных заведениях.
На сегодняшний день отсутствуют исследования о театре за указанный период, которые бы проводились на материалах местной челябинской периодики, что обусловливает научную актуальность исследования.
Тема развития культуры и театрального искусства на Южном Урале и в Челябинске в частности представлена в научных работах А.В. Александрова, С.А. Заельской, В.С. Боже, Т.В. Па-лагиной, И.Г. Малковой, А.Н. Лазарева и других. Однако данный период развития и формирования театрального искусства через призму периодической печати освещен недостаточно.
В советский период интерес к периодической печати как историческому источнику стал массовым начиная с 1950-х гг., но он носил преимущественно историко-партийный характер. Характерной чертой газеты как информационного источника является свободный, открытый текстовый характер изложения проблемы. По словам И.Л. Карповой, историческая наука в настоящее время полностью признает периодическую печать в качестве полноправного исторического источника [1, с. 118]. И.Д. Архангельская отмечает, что «ежедневная газета представляет собой "дневник эпохи",
который в сжатой и общедоступной форме фиксирует не только разнообразные факты повседневной действительности, но и суждения о них. Уникальность данного источника проявляется через содержательное и жанровое многообразие отраженной им информации» [2, с. 5].
Что касается советской печати, мы не можем ее рассматривать как «зеркало» своего времени в полной мере. Как отмечает В.В. Кабанов, «...газеты старались показать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть, - согласно официально принятой схеме развития общества» [3, с. 624].
С одной стороны, газеты дают возможность подробного изучения широкого спектра проблем. А с другой - мы должны помнить о подчиненном положении газет изучаемого периода 1953-1963 гг. относительно интересов партии и критически относиться к любой опубликованной информации.
В исследовании мы используем метод контент-анализа газетных материалов. Подобный подсчет количества смысловых единиц позволяет определить наиболее значимые темы, которым уделялось внимание в обществе. В широкую исследовательскую практику метод контент-анализа ввел Г. Лассуэлл в 1920-е гг. К 1950-м гг. сложилось полное описание методики изучения периодической печати с помощью контент-анализа (А. Тенни, Д. Метьюз, Д. Спиид и др.). Американский социолог Л. Ньюман подчеркивает, что контент-анализ позволяет исследователю выявлять содержание (т. е. сообщения, значения, символы) в источнике коммуникации (например, книгах, статьях), позволяет экспериментировать с содержанием и рассмотреть его с использованием методов, отличных от обычного прочтения книги или газеты [4, с. 119]. Современные зарубежные исследователи применяют контент-анализ для изучения материалов газет в трансформированном виде. Так, Дж. Грир и Я. Ян в 2009 г. проанализировали 357 сайтов американских газет с целью выявить, как издания используют цифровые инструменты для связи с аудиторией [5]. В 2014 г. М.Т. Бастос методом контент-анализа изучил газеты The New York Times и The Guardian, а также сравнил контент бумажных и электронных версий по тематике и проблематике публикаций [6].
Некоторые ученые полагают, что контент-анализ раскрывает содержание текста, но не способен интерпретировать значение этого содержания, поэтому исследователь должен изучать текст непосредственно. Как указывал Р. Холсти, «контент-анализ можно рассматривать только как дополнение, а не замещение к субъективному исследованию документов» [7, p. 598]. Поэтому мы в рамках исследования театральных гастролей периода «оттепели» не ограничимся простым подсчетом частоты употребления в тексте той или иной единицы, а также исследуем содержание публикаций.
Источниковой базой исследования послужили материалы местной ежедневной газеты «Челябинский рабочий» за 1953-1963 гг. Массив источников составил 3114 номеров газеты. Количество публикаций театральной тематики - 467 единиц. Газета «Челябинский рабочий» выбрана нами в качестве источниковой базы потому, что в изучаемый период это была единственная местная общественно-политическая газета.
В исследуемый период периодическая печать становится менее декларативной, начинает обращаться к новым жанрам и формам. Авторами публикаций театральной тематики, помимо штатных журналистов «Челябинского рабочего», часто выступали работники театров, деятели культуры и искусства города.
Самым обширным блоком материалов является блок «Гастроли». В преддверии гастролей, как правило, публиковалась обзорная статья, предоставленная в редакцию директором театра. Автор рассказывал об истории театра, репертуаре, актерском составе и предыдущем опыте гастролей в Челябинске (если таковой был). Также анонсировались предстоящие спектакли и другие запланированные мероприятия артистов (встречи со зрителями, обязательные выступления на заводах и т. д.).
По публикациям в газете мы четко видим, как в указанный период нарастает количество гастролей в городе. В 1953 г. - 17 публикаций (всего о театре было опубликовано 23 материала), а в 1959-м публикаций о театре уже 80 за год. Меньше всего публикаций о гастролях приходится на 1954 г. - всего 4 (три из них посвящены гастролям Омского театра музыкальной комедии, и одна - общая рецензия на гастроли солистов балета Большого театра Союза ССР).
Такому значимому событию в культурной жизни нашего города, как гастроли солистов балета Большого театра Союза ССР, посвящена всего одна публикация. Автор статьи Н. Кар-ташова - руководитель танцевального коллектива ДК Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), восхищена мастерством молодых солистов балета: «...прекрасное мастерство проявили Л. Дементьева и В. Постников... В. Постников - весь в полете, воздушных прыжках, выполняемых весьма искусно и с большим темпераментом...» [8]. Через несколько лет В. Постников войдет в состав труппы Челябинского театра оперы и балета.
В 1955 г. опубликовано 24 материала о гастролях. В Челябинск приезжали: Свердловский театр оперы и балета (март), Свердловский театр музкомедии (май - июнь), театр имени Моссовета (июль), Башкирский театр оперы и балета (сентябрь).
«Челябинский рабочий» больше всего внимания - 10 публикаций - уделил гастролям Театра имени Моссовета, который впервые посетил Челябинск. Всего здесь было показано 13 спектаклей советских и зарубежных драматургов. Открыл гастроли спектакль «Шторм» советского драматурга В. Билль-Белоцерковского. В ролях были заняты народные артисты П. Герага, Р. Плятт, Ф. Раневская и др. В день открытия гастролей театра «Челябинский рабочий» публикует статью А. Лейбмана (директор-распорядитель Театра имени Моссовета), в которой автор подчеркивает, что «театр выезжает на гастроли в полном составе, спектакли идут в том же исполнении и художественном оформлении, что и в Москве. Зритель сможет познакомиться со всеми актерскими поколениями. Выезды на гастроли -неотъемлемая часть деятельности, чтобы не замыкаться в стенах своего московского стационара» [9]. Мы видим высокий уровень гастролей и большую ответственность, с которой подходит администрация театра к выступлениям перед провинциальным зрителем.
В 1956 г. вышло всего 16 материалов о театральных гастролях в Челябинске, 14 из них посвящены гастролям Московского Малого театра и еще 2 - гастролям Чувашского ТЮЗа.
С Малым театром Челябинск связывают особые отношения - постоянная драматическая труппа челябинского театра сложилась в 1936-1938 гг. Во многом это была заслуга актера Малого театра Москвы С. Головина, который приезжал в Челябинск на гастроли и был приглашен поработать два сезона, чтобы поднять профессиональный уровень местных артистов [10]. Затем в годы Великой Отечественной войны Малый театр в Челябинск был эвакуирован.
Накануне гастролей 1956 г. в «Челябинском рабочем» выходит статья М. Царева, директора театра. Автор пишет: «Коллектив с волнением готовится к встрече с трудящимися Челябинска - города, где старейший московский театр работал в суровые годы Великой Отечественной войны. Мы рассматриваем гастроли как творческий отчет за истекшее с тех пор время» [11]. За гастрольный период с 25 мая по 18 июня зрители увидели 12 спектаклей.
За время гастролей Малого театра «Челябинский рабочий» опубликовал ряд рецензий на спектакли. Появилась даже отдельная рубрика - «Гастроли Малого театра», в которой печатали анонсы спектаклей, а также текущую информацию о встречах артистов со зрителями.
В № 129 от 3 июня целую полосу «Челябинского рабочего» заняли обращения артистов Малого театра к читателям Челябинска. Народные артисты СССР Е.Д. Турчанинова, В.В. Пашенная, Е.Н. Гоголева, И.В. Ильинский рассказали читателям газеты о первых впечатлениях от встречи со зрителем, работе над ролями, творческих планах. Е. Н. Гоголева отмечала: «Мы видим, что неизмеримо возросли культурные потребности жителей Челябинска. Естественно поэтому и волнение, с которым мы приносим на суд челябинских зрителей результаты своих творческих поисков и творческого труда...» [12].
В 1957 г. из 53 публикаций о театре гастролям отводилось 19. В Челябинск приезжал Зла-тоустовский драмтеатр, Куйбышевский ТЮЗ, Ленинградский ансамбль комедии и Московский театр имени М.Н. Ермоловой. Гастроли последнего привлекли больше всего внимания журналистов (9 публикаций). За месяц пребывания театр дал 60 спектаклей.
Некоторые постановки театра имени М.Н. Ермоловой вызвали ряд критических замечаний у челябинцев. Например, спектакль «Чудак» (драматург Назым Хикмет, в роли инженера Абдурахмана Г. Вицин) критиковался за «неподвижность характера главного героя», «образ лишен активности, основная тема начинает вянуть, отодвигается на второй план», «трудно преодолеть инертность первой половины спектакля, вряд ли верно поступил режиссер, пойдя на разностильность актерского исполнения в первом акте...» [13]. Несмотря на замечания, критик Ю. Бабушкин в заключении делает вывод, что спектакль «рожден сердцем» и заставляет «глубоко задуматься» [14].
Спектакль «Не сотвори себе кумира» А. Файко получил отрицательную рецензию. «Философия пьесы неглубокая. Характеры, выведенные автором, также не отличаются глубиной и новизной. Постановщик, кажется, не очень и стремился преодолеть недостатки пьесы. Сомнительно решение ряда образов...» [15]. Опускается занавес, «зритель уходит из театра холодным, он не нашел в спектакле ярких образов наших современников. И зрителей просто удивляет, что могло заинтересовать театр имени М.Н. Ермоловой в этой пьесе...» [16]. Несмотря на недостатки пьесы, автор рецензии В. Сафонов отметил прекрасную актерскую игру «лучших сил театра»: заслуженных артисток РСФСР Л. Орданской и Э. Кирилловой, артиста Г. Вицина.
В 1958 г. из 58 материалов на театральную тематику гастролям посвящены 33 публикации. С июня по сентябрь в Челябинске побывали: Куйбышевский драматический театр, Ленинградский Большой драматический театр, Свердловский ТЮЗ и Омский театр музыкальной комедии.
Знаковым событием стали гастроли Ленинградского Большого драматического театра им. А.М. Горького, ему посвящено 15 публикаций «Челябинского рабочего». Труппа приезжала в полном составе, главный режиссер театра - лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Г.А. Товстоногов.
В Челябинске Большой драматический театр показал спектакли «Враги» М. Горького, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Такая любовь» чешского драматурга П. Когуота, комедию «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Лиса и виноград» бразильского драматурга Гильерме Фигейредо, «В поисках радости» В. Розова и другие. Практически на все спектакли театра были опубликованы рецензии. Авторы рецензий положительно оценивают спектакли. Отдельно была отмечена критиком Ю. Смирновым-Несвицким актерская игра молодого артиста И. Смоктуновского в роли князя Мышкина.
Пик публикационной активности на театральную тему приходится на 1959 г. - 81 материал. Из них тему гастролей освещают 33 публикации. Интересно, что гастроли в 1959 г. приходились не только на летние месяцы. Осенью (сентябрь - октябрь) в городе гастролировал Московский театр миниатюр, а в декабре на гастроли приехал Куйбышевский ТЮЗ.
В июле 1959 г. в Челябинск впервые приехал Центральный театр Советской армии, в репертуаре которого преобладали спектакли военно-патриотической направленности.
В сентябре 1959 г. Челябинск посетил новый театр - Московский театр миниатюр, молодой театр (рожденный всего несколько месяцев назад), в труппе 19 актеров, премьера театра в Москве еще не состоялась, первый спектакль будет показан во время гастролей на Урале. Программа театра называется «Итак, мы начинаем!». В программе - спектакли по мотивам произведений Ю. Олеши, М. Светлова, В. Полякова, О. Левицкого, Б. Шаховского и других советских и зарубежных писателей [17].
В 1960 г. из 52 публикаций театральной тематики «Челябинского рабочего» гастролям были посвящены 27. В город приезжали коллективы Хмельницкого музыкально-драматического театра, Ленинградского театра комедии, Свердловского театра музыкальной комедии и Омского ТЮЗа.
Гастроли Хмельницкого музыкально-драматического театра имели большое значение в рамках поддержания дружественных отношений с союзной республикой Украиной. Подводя итоги гастролей, «Челябинский рабочий» подчеркивал, что спектакли Хмельницкого театра внесли свой вклад в разнообразную культурную жизнь Челябинска [18].
Лето 1960 г. журналисты называли «Большое гастрольное лето» - два крупных театра СССР практически одновременно давали гастроли в Челябинске. Помимо Хмельницкого музыкально-драматического театра, в Челябинск приезжал Ленинградский театр комедии.
Ленинградский театр комедии привез в Челябинск 11 спектаклей. На гастроли приехал весь творческий состав театра. Традиционно артисты побывали в гостя у трудящихся, дали ряд шефских концертов на заводах. Спектакли Ленинградского театра комедии вызвали массу положительных отзывов у зрителей и прошли с большим успехом.
В 1961 г. в «Челябинском рабочем» было опубликовано 18 материалов гастрольной тематики. Приезжали Омский театр музкомедии, Центральный театр кукол под руководством народного артиста СССР С. Образцова, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола и Московский театр имени К.С. Станиславского.
Цикл публикаций о гастролях Московского театра имени К. С. Станиславского открывался статьей главного режиссера М. Яншина «Каждый спектакль - премьера», где автор отмечал: «Коллектив Московского театра имени К.С. Станиславского впервые приезжал в Челябинск, поэтому - каждый спектакль - это премьера, а гастроли - это творческий отчет Московского театра в одном из крупнейших городов СССР» [19].
Не все спектакли получили одобрение челябинских критиков. В. Попов, подводя итоги гастролей Московского театра имени К.С. Станиславского, отмечал: «Отдельным исполнителям порой не удается органично и естественно войти в жизнь и атмосферу спектакля, отчего уменьшается его сила воздействия, утрачивается убедительность. К сожалению, -и это наиболее серьезный упрек театру - чаще всего это случается в пьесах, посвященных советской действительности...» [20].
В изучаемый нами период начинается небольшое политическое послабление, поэтому на гастроли в Челябинск начинают приезжать иностранные артисты. В 1960-е гг. Челябинский театр оперы и балета активно сотрудничал с зарубежными театрами. Выступать на челябинской сцене
приезжали оперные певцы и танцоры из Болгарии, Чехословакии, Венгрии и других (социалистических) стран. В 1960 г. успешно прошли гастроли солистки Софийской оперы Иорданки Дамче-вой, «16 и 18 декабря 19б1 года на сцене нашего театра в спектакле "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева выступят солисты балета Софийской оперы Л. Колчакова и Е. Заднепровский» [21]. В январе 1962 г. состоялись гастроли болгарской певицы Мати Пинкас. В феврале 1962 г. приезжал в Челябинск тенор из Венгрии Иожеф Шиманди, а в марте этого же года - чехословацкий тенор Густав Пани. В апреле 1962 г. на челябинской сцене выступили солисты Будапештского балета Эужа Кун и Виктор Фюлен.
Таким образом, изучив материалы местной периодики, мы можем сделать вывод о нарастании интереса публики и прессы к искусству театра. Как мы видим, к началу 1960-х гг. количество публикаций о театре постепенно увеличивается, значительное место в них занимают материалы о гастролях. Больше стало публикаций оптимистического характера, газета отмечает полные залы на спектаклях и заранее раскупленные билеты. Печатаются письма-отзывы зрителей на гастрольные спектакли, что свидетельствует о росте обратной связи, о вовлеченности челябинского зрителя в театральную жизнь города во многом благодаря гастролям. Часто спектакли посещаются организованно - трудовыми коллективами, с дальнейшим обсуждением их на рабочих собраниях. Мы видим, как постепенно театр становится неотъемлемой частью повседневной жизни не только городской интеллигенции, но и рабочих.
Позитивной тенденцией, на наш взгляд, является стремление авторов объективно осветить театральные события, в том числе дать им и критическую оценку. Материалы местной периодики позволили обозначить еще одну новацию в театральной жизни - культурные связи города с театрами зарубежных стран. Интенсивность гастрольной деятельности свидетельствует о привлекательности Челябинска и его публики для столичных и региональных театров.
По анализу репертуара спектаклей, которые показывали гастрольные труппы на сценах челябинских театров, можно сделать вывод об изменении их содержательной части. Помимо спектаклей идейной направленности, связанной с выполнением партийных задач, значительное место в репертуаре занимают пьесы современных драматургов о подлинно человеческих ценностях (например, высоконравственные, жизненные произведения В. Розова). При этом традиционные спектакли на «производственную тему» становятся поводом для критики.
В целом количественный и содержательный анализ периодической печати времен «оттепели» свидетельствует о качественных изменениях театральной жизни провинции, позволяет взглянуть на нее глазами обычного зрителя.
Ссылки:
1. Карпова И.Л. Русские газеты XVIII в. в отечественных библиографических пособиях (на примере «Московских ведомостей» 1756-1800 гг.) // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2005. № 4. С. 117-123.
2. Архангельская И.Д. Методика применения контент-анализа при изучении материалов прессы (на примере «Торгово-промышленной газеты». 1909-1913 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1991. 23 с.
3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов и др. М., 1998. 702 с.
4. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119-129.
5. Greer J.D., Yan Ya. Newspapers Connect with Readers Through Multiple Digital Tools // Newspaper Research Journal. 2011. Vol. 32, no. 4. P. 83-97. https://doi.org/10.1177/073953291103200407.
6. Bastos M.T. Shares, Pins, and Tweets: News Readership from Daily Papers to Social Media // Journalism Studies. 2015. Vol. 16, no. 3. P. 305-325. https://doi.org/10.1080/1461670x.2014.891857.
7. Holsti R. Content Analysis // Handbook of Social Psychology / ed. by G. Lindzey, E. Aronson. Vol. 2. 2nd ed. Reading, MA, 1968. P. 596-692.
8. Карташова Н. Концерты молодых мастеров балета // Челябинский рабочий. 1954. № 171. 21 июля.
9. Лейбман А. Театр имени Моссовета. К началу гастролей в Челябинске // Там же. 1955. № 154. 1 июля.
10. Палагина Т.В. Театр драмы академический // Челябинск : энциклопедия / сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Челябинск, 2001. 1112 с.
11. Царев М. Перед новой встречей // Челябинский рабочий. 1956. № 117. 20 мая.
12. Говорят мастера Малого театра // Там же. № 129. 3 июня.
13. Бабушкин Ю. «Чудак» // Там же. 1957. № 163. 14 июля.
14. Там же.
15. Сафонов В. По поводу одного спектакля // Челябинский рабочий. 1957. № 174. 27 июля.
16. Там же.
17. «Итак, мы начинаем!» // Челябинский рабочий. 1959. № 226. 25 сент.
18. Светлинцев Н. Наши друзья с Украины // Там же. 1960. № 168. 16 июля.
19. Яншин М. Каждый спектакль - премьера // Там же. 1961. № 186. 9 авг.
20. Попов В. Быть верными своему знамени // Там же. № 208. 5 сент.
21. Артемьев В. Зарубежные гости на челябинской сцене // Там же. № 292. 13 дек.
References:
Arkhangelskaya, ID 1991, Methods of Application of Content Analysis in the Study of Press Materials (the Case of "Torgovo-promyshlennaya gazeta". 1909-1913), PhD thesis abstract, Moscow, 23 p., (in Russian).
Artemiev, V 1961, 'Foreign Guests on the Chelyabinsk Stage', Chelyabinsky rabochy, no. 292, December 13, (in Russian).
Babushkin, Yu 1957, '"An Eccentric"', Chelyabinsky rabochy, no. 163, July 14, (in Russian).
Bastos, MT 2015, 'Shares, Pins, and Tweets: News Readership from Daily Papers to Social Media', Journalism Studies, vol. 16, no. 3, pp. 305-325, https://doi.org/10.1080/1461670x.2014.891857.
Danilevskij, IN, Kabanov, VV, et al. 1998, Source: Theory. History. Method. Sources of Russian History, Moscow, 702 p., (in Russian).
Greer, JD & Yan, Ya 201 1, 'Newspapers Connect with Readers Through Multiple Digital Tools', Newspaper Research Journal, vol. 32, no. 4, pp. 83-97, https://doi.org/10.1177/073953291103200407.
Holsti, R 1968, 'Content Analysis', in G Lindzey & E Aronson (eds), Handbook of Social Psychology, vol. 2, 2nd ed., Reading, MA, pp. 596-692.
Karpova, IL 2005, 'Russian Newspapers of XVIII Century in the National Bibliographic Guides (the Case of "Moskovskiye vedomosti" in 1756-1800)', Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Problemy poligrafiiiizdatelskogo dela, no. 5, pp. 117-123, (in Russian).
Kartashova, N 1954, 'Concerts of the Young Ballet Masters', Chelyabinsky rabochy, no. 171, June 21, (in Russian).
Leibman, A 1955, 'Mossovet Theatre. By the Beginning of the Tour in Chelyabinsk', Chelyabinsky rabochy, no. 154, July 1, (in Russian).
Masters of the Maly Theatre Tell 1956, Chelyabinsky rabochy, no. 129, June 3, (in Russian).
Newman, L 1998, 'Nonreactive Research and Available Data', Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 6, pp. 119-129, (in Russian).
Palagina, TV 2001, 'Drama Theatre Academic', in VS Bozhe & VA Chernozemtsev, Chelyabinsk:Encyclopedia, Chelyabinsk, 1112 p., (in Russian).
Popov, V 1961, 'Be True to Your Pennant', Chelyabinsky rabochy, no. 208, September 5, (in Russian).
Safonov, V 1957, 'Concerning One Performance', Chelyabinsky rabochy, no. 174, July 27, (in Russian).
"So, We Are Back!" 1959, Chelyabinsky rabochy, no. 226, September 25, (in Russian).
Svetlintsev, N 1960, 'Our Friends from Ukraine', Chelyabinsky rabochy, no. 168, July 16, (in Russian).
Tsarev, M 1956, 'Before a New Meeting', Chelyabinsky rabochy, no. 117, May 20, (in Russian).
Yanshin, M 1961, 'Every Performance is a Premiere', Chelyabinsky rabochy, no. 186, August 9, (in Russian).