Научная статья на тему 'Социокультурный анализ проблем отцов-одиночек в исторической ретроспективе'

Социокультурный анализ проблем отцов-одиночек в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тулина Евгения Александровна

В статье проанализирована роль отцов в воспитании детей в истории России и зарубежных стран. Изучены проблемы отцов-одиночек в исторической ретроспективе и рассмотрен опыт работы правозащитных организаций одиноких отцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный анализ проблем отцов-одиночек в исторической ретроспективе»

3. Россия Турция : От экономического сотрудничества к широкоформатному диалогу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turkishnews.ru/news/1295.html. Загл. с экрана.

4. Турция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Турция. Загл. с экрана.

Поступила 13.09.2012.

УДК 316.613=055.52=058.832=055.1

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОТЦОВ-ОДИНОЧЕК В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Е. А. Тулина

В статье проанализирована роль отцов в воспитании детей в истории России и зарубежных стран. Изучены проблемы отцов-одиночек в исторической ретроспективе и рассмотрен опыт работы правозащитных организаций одиноких отцов.

Отцовство — один из главных аспектов маскулинности. Это культурное явление, исторически возникшее в моногамной семье, сущность которого состоит в готовности мужчины взять на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей. Неполная отцовская семья характеризуется наличием главы семьи (отца) и ребенка либо нескольких детей.

В архаических обществах высокая плодовитость считалась важным показателем «мужской силы». Мужчины всегда стыдились бесплодия, виня в нем женщин. Могущественные мужчины спаривались с множеством женщин и зачинали гораздо больше потомков, чем их менее удачливые соплеменники. Но по мере эмансипации сексуальности от репродукции показателем мужской силы все больше становилось не столько количество произведенных на свет детей, сколько сама по себе сексуальная активность — число женщин и частота актов. Репродуктивный успех мужчины достигался в результате конкуренции и ассоциировался с агрессивностью и воинскими доблестями. Ухаживать за собственными детьми мужчине было некогда и незачем.

Отсюда — транскультурный архетип отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец выступает как персонификация власти (грозный отец, подавляющий и даже убивающий своих детей) и/или как прародитель, глава рода или большой семьи, кото-

рый должен подготовить себе наследника, а все остальное несущественно. Эти представления закрепляются и в образах массового сознания. В зависимости от особенностей того или иного общества нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти; б) кормилец; в) высший дисциплинатор; г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в общественно-трудовой деятельности.

Физическое отсутствие отца в семье — не только следствие его внесмейных обязанностей, но и средство создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти. У некоторых народов существуют строгие правила избегания, делающие взаимоотношения между отцом и детьми чрезвычайно сдержанными. Традиционный этикет кавказских горцев требовал, чтобы при посторонних, особенно при старших, отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил с ним и вообще не проявлял к нему каких-либо чувств. Разумеется, индивидуальный стиль отцовства зависит от свойств конкретного мужчины и его взаимодействия с другими членами семьи. Однако при всей вариабельности отцовских образов психологическая близость между отцом и сыном — явление редкое и скорее исключительное [2].

В Новое время содержание отцовской роли стало меняться. Отчасти это обуслов-

© Тулина Е. А., 2012

лено изменением характера властных отношений в обществе. Замена патриархальномонархического устройства, господствовавшего в Европе до 1770 г., «братски-респуб-ликанским» повлекла за собой и изменение канона отцовства. Абсолютный монарх, который волен карать и миловать, постепенно уступил место «кормильцу». У него стало меньше власти и больше обязанностей. Соответственно менялся и стиль отцовства. Средневековые тексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцы должны почитать и слушаться, а ему мало что предписывается. Начиная с эпохи Возрождения и Реформации, но особенно в XVII и XVIII вв. резко увеличивается количество адресованных отцам поучений и наставлений в воспитании детей. Этот пункт занимает важное место в протестантской этике. Новый образ отца распространился сначала в средних слоях, но постепенно закрепился и в других классах. В 1960-х гг. в США появился «новый отец», который не только зарабатывал деньги на содержание семьи, но и сам ухаживал за детьми и активно интересовался их проблемами.

Смена нормативного канона отражает глубокие перемены в повседневной жизни. В доиндустриальном обществе «хороший отец» был воплощением власти и инструментальной эффективности. Хотя в патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, они, особенно мальчики, проводили много времени, работая под его руководством. В городской среде под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу и пространственная разобщенность труда и быта, традиционные ценности отцовства ослабли. Как работает отец, дети уже не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей меньше, чем у матери. Это влияет и на механизмы принятия семейных решений.

Тесный домашний быт не предусматривает для отца специального пьедестала. По мере того как «невидимый родитель» становится более доступным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. К тому же отца оценивают по традиционно женским критериям, по его достижениям в той деятельности, которой он раньше не занимался и к которой его не готовили.

Эти тенденции наблюдаются не только на Западе, но и на Востоке, например, в Японии. Традиционная японская семья была в высшей степени авторитарной. В последние десятилетия отцовская роль стала проблематичной. Дети-подростки определенно хотят иметь не авторитарных, а авторитетных отцов, а их реальные отношения с отцами выглядят более напряженными, чем с матерями. Хотя многие практические вопросы чаще решают отцы, в дисциплинарных вопросах матери оказываются эффективнее [3].

Уместно немного углубиться в особенности и традиции национального воспитания. Так, например, англичане держатся чопорно не только по отношению к посторонним, они такие же и внутри семьи. Сантименты тут не приняты, сюсюканье — тоже, как и вторжение в частную жизнь другого, даже близкого. Дети усваивают принятые в обществе стандарты поведения и стараются им соответствовать. В итоге они не слишком откровенны с мамой, мама — с папой, папа — с бабушкой и т. д. Бабушки и дедушки здесь не нянчат внуков, на их личную жизнь никто не может посягать. Родители тоже не слишком опекают детей: элементарно заботятся, находят школу поприличнее, а после ее окончания ребенок живет самостоятельно [4].

Вместе с тем нигде в мире отцы-одиночки так долго и отчаянно не борются за свои права, как в Англии, но даже здесь их успехи более чем скромные. Суды по-прежнему склонны принимать сторону матери в спорах о разделе детей, а работодатели не собираются представлять одиноким отцам «плавающий» рабочий график. С течением времени список требований недовольных пап растет, но одного они, по крайней мере, добились: об их существовании узнало общество. «Семьям нужны отцы», первая организация, отстаивающая права одиноких отцов, появилась в Британии в 1974 г. Она старалась действовать в рамках закона, адресно помогая мужчинам, претендующим на свидания со своими детьми. Работа организации не исправила ситуацию, и к началу 2000-х гг. законодательство в этой сфере не изменилось. Тогда заявило о себе движение «Отцы за справедливость» (Fathers 4 Justice), которое газета «Таймс» в 2004 г. назвала «самой сильной гражданской группой влияния в Британии». Оно выбрало своей тактикой флешмобы: его активисты в костюмах Бэтмена и Спайдерме-на забирались на здания Королевского суда, на 37-метровый кран рядом с Тауэрским мостом, обсыпали премьер-министра Тони Блэра пурпурной мукой (это официальный цвет «Отцов»). Пресса назвала методы организа-

ции «безответственными», однако проблему отцов-одиночек заметили, и королева Елизавета II в обращении к парламенту в 2004 г. потребовала от народных представителей ею заняться. В результате в 2005 г. был принят билль, расширявший полномочия судов по решению споров родителей о разделе детей. По мысли «Отцов за справедливость», польза от него была минимальной. Борьба продолжается: в январе 2012 г. лондонская полиция в очередной раз сделала движению предупреждение. Число «папозащитных организаций» в Британии растет: согласно статистике они представляют интересы более 200 тыс. мужчин, воспитывающих детей в одиночку, и еще нескольких тысяч, которые мечтают этого добиться. Похожие организации появляются в других странах. В России, например, существует «Межрегиональный отцовский комитет» [8].

Прежде чем мы приступим к анализу деятельности общественных организаций от-цов-одиночек в нашей стране, рассмотрим историю неполной отцовской семьи в России. В дореволюционной период на Руси понятие «отец-одиночка» не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее и не выделялось. Более того, дети после развода оставались исключительно с отцом, и никого это не смущало. Такое положение вещей легко объяснялось тем, что женщины в то время были целиком и полностью финансово зависимы от мужчин. Это же относилось и к детям. О конкретной социальной поддержке семей одиноких отцов можно говорить после учреждения земств в 1864 г. Тогда стала предоставляться разносторонняя и более мобильная помощь семьям, в том числе неполным: кормление на дому; отдача на вскармливание; помощь в воспитании; обучение мастерству; выдача единовременных денежных и натуральных пособий семьям к Рождеству и Пасхе.

Важную роль в оказании помощи семьям играла Русская православная церковь. Она решала вопросы гражданского судопроизводства; рассматривала семейные споры (например, епископские суды решали такие вопросы, как «роспуст» (развод), «умычка невест», «промежи между мужем и женой»). Она выступала не только в качестве института общественной помощи семьям, но и как орган общественного контроля ее жизнедеятельности. Оказывала помощь в рамках деятельности церковно-приходских попечи-тельств (амбулаторное лечение, обучение членов семей в воскресных церковно-приходских школах и т. д.). Большую поддержку оказывали друг другу члены крестьян-

ской общины. Так, крестьянский «мир» направлял здоровых людей топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все члены семьи, способные работать, были больны. Оказывалась также помощь во время значительных семейных событий (похороны, свадьба и т. д.). Организовывались ясли и приюты. В некоторых губерниях европейской части России крестьяне обеспечивали их отоплением, овощами, дровами, хлебом, соломой, молоком, картофелем, редко — денежными суммами.

Отцы-одиночки не получили общественное признание и во времена Советского Союза, хотя идея объединить их в единый Международный союз мужественных пап (МСМП) возникла еще тогда. В обкоме партии категорично заявили, что организация эта никому не нужна, так как в СССР нет и не было одиноких отцов. В начале 1990-х гг. существование последних все же удалось доказать. Организацию зарегистрировали, но она со временем оказалась практически недееспособной: спонсоров не было, а людей, нуждающихся в помощи, в ней насчитывалось более 8 тыс. В связи с этим решили опекать лишь самую сложную категорию — отцов-одиночек-инвалидов. Несмотря на это, разведенные и овдовевшие мужчины с детьми на руках продолжали обращаться сюда за поддержкой.

С целью оказания помощи отцам одиночкам в России работают специальные школы и общественные объединения. Одна из таких организаций действует в Благовещенске. По данным Амурского детского фонда, в области примерно 600 мужчин, воспитывающих детей без своей второй половины. В школу отцов вошли 26 мужчин разного возраста. Из них только 10 являются вдовцами, у остальных жены злоупотребляют спиртным, бросили семьи, лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы [1; 3]. Кроме того, в нашей стране существуют правозащитная ассоциация «Отцы и дети», созданная в 1990 г. адвокатом Георгием Тюриным, и ассоциация одиноких отцов «Мапулечки Москвы» Николая Белоусова. Последняя с 1990 г. занимается оказанием моральной, психологической, консультационной и иной помощи неполным семьям, в которых детей воспитывает один отец [6].

Стоит отметить, что наряду с Днем матери (29 ноября в России) в большинстве наиболее социально развитых стран существует и День отца. Его инициатором называют миссис Додд из Вашингтона, впервые он праздновался 19 июня 1910 г. в США. На-

циональным праздником День отца стал в 1966 г. с подачи президента страны Линдона Джонсона и сейчас отмечается в третье воскресенье июня. Аналогичные праздники существуют в Южной Африке, Франции, Аргентине, Японии, Индии, Мексике, Великобритании [7]. Что касается России, то идея Дня отцов родилась в Новосибирске только в 2003 г. в клубе «Русская Община». В честь нового праздника проводятся спортивные соревнования отцов и детей, выходят в эфир интервью на областном депутатском радио «Слово», публикуются статьи и объявления в газетах и Интернете и т. д. С 2006 г. Дни отцов были введены еще в семи субъектах Федерации. Так, в Волгоградской области к своему «профессиональному» празднику мужчины, в семьях которых среднедушевой доход не превысил величину прожиточного минимума, а дети посещали школы и учреждения среднего профессионального образования, получили единовременную

помощь в размере 1 500 руб. на каждого ребенка, не достигшего 18 лет [5]. Законодательная палата официально признала День отцов только 24 марта 2009 г. Первое празднование «мужского дня» состоялось 21 июня.

Таким образом, можно сделать вывод, что в традиционном обществе брак и отцовство были обязательными элементами мужской идентичности. Сегодня они маргинализировались, стали делом свободного выбора. Влияние этих процессов на содержание отцовского вклада в воспитание детей неоднозначно. Под влиянием времени и изменений в обществе менялись стиль воспитания детей в семьях и отношения отцов и детей. Неполные отцовские семьи в разные эпохи и в разной социокультуре воспринимались различно. Сегодня отцы-одиночки — люди, желающие и имеющие возможность воспитывать детей и борющиеся за это право на всех уровнях — от бытового до нормативно-правового.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азанова А. Школа одиноких отцов / А. Азанова // Рос. газ. Приамурье. 2007.

№ 4416.

2. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М. : Академия, 2003. 336 с.

3. Малышева М. М. Современный патриархат : соц.-экон. эссе / М. М. Малышева. М. :

Academia, 2001. 352 с.

4. Особенности национального воспитания // Вечер. Саранск [Саранск]. 2012. 30 мая.

5. Одинокие отцы получат материальную помощь // Информац. сайт Волгогр. обл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruslife.ru/news/1705.smx. Загл. с экрана.

6. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек [Электронный ресурс] // Изд. дом «Мир новостей». Режим доступа: http://www.mirnov. ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html. Загл. с экрана.

7. Семья [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. электрон. энцикл. Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%A1%D0%B5%D0% BC%D1 %8C%D1%8F. Загл. с экрана.

8. Филина О. Отцы своего счастья // Огонек. 2012. № 15 (5222). С. 14 16.

Поступила 13.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.