Научная статья на тему 'Социокультурный анализ и меры противодействия формированию и функционированию групп несовершеннолетних криминальной направленности и их субкультур в условиях социальной изоляции'

Социокультурный анализ и меры противодействия формированию и функционированию групп несовершеннолетних криминальной направленности и их субкультур в условиях социальной изоляции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРЕСТУПНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ГРУППА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КРИМИНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ОСУЖДЕННЫЕ / КОНФОРМИЗМ / CRIMINAL SUBCULTURE / THE GANG / JUVENILE OFFENDERS / THE ISOLATION / THE RULES OF THE CRIMINAL ENVIRONMENT / JARGON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грибанова Евгения Викторовича

В статье рассматриваются социокультурные механизмы интеграции несовершеннолетних осужденных в группы криминальной направленности, взаимодействие субкультур несовершеннолетних в условиях социальной изоляции. Автором формулируются меры, направленные на противодействие формированию групп криминальной направленности и криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грибанова Евгения Викторовича

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural analysis and countermeasures to forming and functioning of criminal groups and subcultures of juvenile offenders in the condition of social isolation

The article deals with socio-cultural mechanisms of integration of juveniles convicted in criminal groups and subcultures, the stage and nature of interaction and confrontation of the latter. Author draws measures aimed at countering the formation of criminal groups and criminal subculture among juvenile offenders

Текст научной работы на тему «Социокультурный анализ и меры противодействия формированию и функционированию групп несовершеннолетних криминальной направленности и их субкультур в условиях социальной изоляции»

Е.В. Грибанов

Социокультурный анализ и меры противодействия формированию и функционированию групп несовершеннолетних криминальной направленности и их субкультур в условиях социальной изоляции

Сближению и объединению социальных общностей способствует интегративная функция культуры. Основой их единства является общий язык, единая система ценностей, а также нормы, регулирующие их поведение. Интегративная функция проявляется на макро- (народы, нации, этносы и т.п.) и на микро- (социальные группы, страты и т.п.) уровне, в среде взрослых и несовершеннолетних. Такая интеграция возможна не только в здоровой среде несовершеннолетних, но и в криминальной.

Интегративная функция преступной субкультуры обеспечивает групповое поведение как одно из условий сохранения сплоченности и функционирования групп несовершеннолетних криминальной направленности. Анализ интегративной функции культуры способствует вскрытию механизма их образования и функционирования, выявлению движущих сил и внутренних источников этих процессов. Основой единства таких групп несовершеннолетних являются следующие составляющие преступной субкультуры:

- фундаментальные - ценностные ориентации, потребности и интересы, выступающие в качестве основных элементов в механизме преступного поведения несовершеннолетних;

- регулятивные - нормы, регулирующие взаимоотношения между несовершеннолетними преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни и совершением преступлений, специфические ритуалы общения и поведения в их преступной среде;

- атрибутивные - татуировки, жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность к тому или иному виду преступной деятельности (криминальная символика);

- эмоциональные - песни, стихи, поговорки на воровскую тематику [8, с. 12];

- психо-эмоциональные - лидерство [1, с. 79-80], конформизм, симпатии и т.п.

Взаимовлияние и взаимодействие групп несовершеннолетних криминальной направленности происходит в рамках процессов внутри- и межкультурной коммуникации. Результатом такого взаимодействия может быть:

- поглощение одной группы несовершеннолетних другой и разрушение элементов субкультуры поглощенной группы;

- качественный взаимообмен элементами криминальных субкультур несовершеннолетних и их «обогащение» (слияние или тесное взаимодействие);

- конфликт, приводящий к длительному противоборству, победе одной из сторон и дальнейшей субкультурной экспансии победившей стороны.

Особенным образом взаимодействие и взаимовлияние субкультур несовершеннолетних проявляется в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где принудительно содержатся несовершеннолетние лица, принадлежащие к различным социальным группам и представляющие различные субкультуры - как криминальные, так и некриминальные [6, с. 68].

В генезисе тюремной субкультуры несовершеннолетних можно условно выделить две стадии. На первой стадии субкультуры находятся в состоянии противоборства. С окончанием конфликта данная стадия завершается. На второй стадии микросреда несовершеннолетних осужденных принимает ценности доминирующей социальной группы или формируется «компромиссная» субкультура. Приоритет той или иной субкультуры будет определяться качественными и количественными характеристиками соответствующей социальной группы. Субкультура, сформировавшаяся на второй стадии, будет существовать до тех пор, пока она отвечает интересам микросреды несовершеннолетних осужденных. Несоответствие тюремной субкультуры интересам микросреды осужденных повлечет за собой неизбежные изменения в ее содержании [7, с. 29-30].

Подобного рода изменения, в большинстве случаев касающиеся преобладания в микросреде несовершеннолетних осужденных тех или иных криминальных ценностей, могут сопровождаться формами преступной деятельности (физического и психического насилия).

Важно определить, какие составляющие в наибольшей степени способствуют формированию преступной субкультуры несовершеннолетних, ее внутригрупповой стратификации. Несомненно, к этим составляющим относятся: ценности, потребности, интересы, нормы поведения, симпатии и язык, готовность выполнять социальные роли (лидерство, подчинение), а в рамках социокультурной среды несовершеннолетних осужденных еще и факт совместного отбытия наказания, «общее дело» несовершеннолетних осужденных.

Однако если система ценностных ориентаций, потребностей и интересов несовершеннолетних в условиях социальной изоляции подвергается существенной перестройке (от аномии и расстройства до деформационного развития и закрепления), то функции интеграции выполняют сложившиеся в среде несовершеннолетних осужденных социальные нормы поведения, лидерство и общий язык. Значение

этих элементов сложно переоценить. Основываясь на полученных нами эмпирических данных, можно утверждать, что в среде несовершеннолетних осужденных основную интегрирующую роль выполняют сложившиеся в их социокультурной среде социальные нормы, по своей сути являющиеся нормами преступной субкультуры. Избежать попадания под их воздействие практически невозможно. Этому способствуют традиция «прописки» новичков [11] и наказание за нарушение установленных криминальных норм: «Криминальное сообщество (как в местах заключения, так и вне их) строго следит за исполнением своих "законов". Любого, кто нарушит действующие нормы, обычаи и традиции, ждет наказание» [3, с. 61].

Подростки в условиях социальной изоляции характеризуются повышенным конформизмом к окружающей их микросреде, что способствует выдвижению в их микросреде неформальных лидеров. Это подтверждается данными проведенного нами исследования*. На вопрос «Если тебе скажут, что ты ведешь себя не так, как все, как ты на это отреагируешь?» - наиболее распространенными ответами среди осужденных подростков были: «Почувствую себя некомфортно» (29 %), «Попробую изменить свое поведение» (34 %). Лишь 16 % заявили, что попытаются отстоять свою точку зрения (потенциальные лидеры). Самым популярным у подростков 1-й контрольной группы был ответ -«Отстою свою точку зрения» (39 %), на 2-м месте - ответ «Попробую изменить свое поведение» (29 %), что свидетельствует об умеренном конформизме.

Так как только каждый четвертый несовершеннолетний преступник указывает на постоянное использование в общении воровского жаргона, то, следовательно, языковой элемент в данном случае, оказывая свое воздействие, не будет определяющим.

Полученные нами данные также свидетельствуют о низкой степени симпатии несовершеннолетних осужденных друг к другу, их часто неприязненные отношения. Так, 41 % несовершеннолетних осужденных вообще не доверяют своему ближайшему окружению, а 33 % - частично и лишь 7 % доверяют полностью, тогда как среди обычных школьников эти цифры составляют 17,5 %, 55 % и 14 %, соответственно.

Таким образом, ведущими факторами интеграции несовершеннолетних в преступную субкультуру в местах лишения свободы выступают совместная изоляция, нормы криминальной среды и лидерство. Совместное воздействие указанных элементов на систему ценностных ориентаций, потребностей и интересов личности подростка в условиях социальной изоляции трансформирует ее содержание, замыкая круг интеграции личности в преступную субкультуру.

Все это подтверждается данными опроса учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов. Ведущим интегрирующим началом в их взаимоотношениях со сверстниками выступает факт совместного обучения, наличие общих языковых средств общения, а главным образом общие интересы и симпатии к окружающим сверстникам. Однако у подростков 1-й и 2-й контрольных групп, имевших криминальный опыт, нормативная составляющая повышена вдвое.

Исходя из вышеизложенного, нами сформулированы меры, направленные на противодействие формированию и функционированию групп несовершеннолетних криминальной направленности и их субкультур в среде несовершеннолетних осужденных:

1. Введение в ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 23.07.2008) следующей главы: «Социокультурная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей», предусматривающей основания, формы, виды данной деятельности, определяющей субъектов, ответственных за ее осуществление.

2. Принятие Федерального закона «О мерах по ресоциализации бывших осужденных и гарантиях их прав», в рамках которого должны быть предусмотрены меры контроля, социальной поддержки и защиты несовершеннолетних осужденных с возложением обязанности их осуществления на конкретных субъектов (ФСИН, МВД России, службы социальной защиты, СМИ, религиозные организации и др.). Данный закон должен содержать отдельный раздел, посвященный несовершеннолетним осужденным.

3. В рамках процессов культурной коммуникации: проведение мероприятий оперативно-разыскного характера, направленных на разрушение субкультуры групп несовершеннолетних криминальной направленности; противодействие слиянию и тесному взаимодействию между ними; недопущение длительности существования и функционирования, минимизация степени разветвленности (внутригрупповой стратификации) и количества исполняемых ими функций.

4. Отбывание наказания несовершеннолетними осужденными целесообразно в мелких по составу группах (8-10 человек), которые необходимо комплектовать с учетом культурных типов личности несовершеннолетних осужденных и возможностей влияния их друг на друга. В рамках уголовно-исполнительных учреждений требуется создание социальных групп среди несовершеннолетних осужденных с качественными и количественными характеристиками, обеспечивающими возможность формирования и поддержания среди них социокультурной среды, находящейся в состоянии

противоборства с криминальной субкультурой, не допускающей с ней компромисса. Именно в рамках коллектива несовершеннолетних осужденных, в целом отрицающего ценности преступной субкультуры, возможна реализация начального этапа ресоциализации несовершеннолетнего преступника как носителя ценностей преступной субкультуры до его освобождения из мест лишения свободы.

5. Изоляция и нейтрализация деятельности неформальных криминальных лидеров среди несовершеннолетних в уголовно-исправительных учреждениях, выступающих проводниками социокультурных ценностей криминальной субкультуры, их раздельное содержание с остальными осужденными. Эти лица во многом и занимаются культивацией норм и ценностей криминальной субкультуры, поддерживают их жизнеспособность [7, с. 203-205].

6. Активная деятельность персонала исправительных учреждений по разрешению возникающих конфликтов среди несовершеннолетних осужденных, постепенная смена их нормативной основы. Конкретные приемы и методы осуществления такой деятельности достаточно качественно разработаны криминологами и должны внедряться в практическую работу [2, с. 167-171; 10, с. 288-290; 7, с. 198208].

Для прогнозирования возможных конфликтов целесообразно использовать также параметры протекания процессов межкультурной коммуникации между субкультурами несовершеннолетних осужденных: теснота контакта, интенсивность коммуникации, социальное соотношение сил взаимодействующих субкультур, способность субкультуры к диалогу, «идеальный ресурс» субкультур, степень реального взаимодействия субкультур, субъективная установка носителей субкультуры на взаимодействие (идеологический вектор).

7. Эстетическое воспитание несовершеннолетних осужденных, создание условий и поощрение их творческой деятельности в рамках традиционного искусства, т.е. включение личности несовершеннолетнего осужденного в систему идей, взглядов, образов, способных оказывать на личность сильное антикриминогенное психологическое воздействие. Особым предупредительным потенциалом обладает религиозное искусство, приобщение к которому несовершеннолетнего осужденного вызывает духовное преображение последнего и отказ от «эстетических» ценностей криминальной субкультуры [5, с. 119].

8. Вовлечение несовершеннолетних осужденных в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу. Указанные мероприятия обладают особым воспитательным потенциалом, повышают общую культуру несовершеннолетних осужденных. По данным криминологических исследований, осужденные характеризуются крайне низким уровнем общей культуры, пассивностью по отношению к участию в каких-либо культурных мероприятиях [9, с. 168-169]. В системе уголовно-исправительных учреждений необходима организация культурно-спортивных объединений несовершеннолетних осужденных по интересам, проведение на постоянной основе выставок, чтений, соревнований и т.п. При этом основная нагрузка по их организации должна ложиться на самодеятельность самих несовершеннолетних осужденных.

В идеале каждый несовершеннолетний осужденный (за исключением лиц, представляющих особую опасность) должен состоять в подобных добровольных формированиях и организациях, т.к. воспитательная работа неэффективна без вовлечения в трудовую, общественную, культурную, спортивную деятельность.

9. Организация профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России по осуществлению процесса нравственно-эстетического воспитания личности несовершеннолетних, рационального выбора методов и приемов для вовлечения несовершеннолетних осужденных в творческую деятельность, критериев, ее оценивающих, научная разработка подходов и методик формирования нравственно-эстетической культуры несовершеннолетних осужденных. Э.В. Зауторова пишет: «Сотрудниками уголовно-исполнительной системы недостаточно используются возможности искусства с целью формирования нравственно-эстетической культуры осужденных, в этом случае можно констатировать противоречие между огромным воспитательным потенциалом произведений искусства, пониманием его роли и значимости и реальным использованием его в работе» [4, с. 170].

Таким образом, учет выявленных закономерностей формирования и функционирования групп несовершеннолетних криминальной направленности и их субкультур в условиях социальной изоляции, а также реализация предложенных предупредительных мер будут способствовать совершенствованию системы контроля над преступностью несовершеннолетних.

Литература

1. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада, Лтд, 2005.

2. Блохин Ю.И. Организационно-правовые меры нейтрализации негативного влияния групп осужденных отрицательной направленности в тюрьмах: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 1999.

3. Дубягина О.П. Нормы, обычаи и средства коммуникации криминальной среды. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008.

4. Зауторова Э.В. Формирование нравственно-эстетической культуры несовершеннолетних осужденных // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1.

5. Кабакова Н.В. Криминологическое изучение православных обычаев и традиций и их использование в предупреждении преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2006.

6. Каретников И.В. Криминологические проблемы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы // Советское государство и право. 1989. № 10.

7. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

8. Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: Учебное пособие. Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1989.

9. Минкина Н.И. Криминологический анализ культуры современного общества: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003.

10. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992.

11. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Глава III // Онлайн Библиотека URL: http://www.koob.ru/pirozhkov_v_f/zakoni_prestupnogo_mira_molodezhi (дата обращения 20.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.