Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГУМАНИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕРКОВЬ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мчедлова Елена Мирановна

В статье рассматривается эволюция духовно-нравственных ценностей и распространение принципов гуманизма. Приведены результаты социологического мониторинга о взаимодействии общества и его граждан, о социокультурных общностях. Несмотря на ряд процессов, охарактеризованных в статье, духовно-нравственные ценности нисколько не потеряли своего первоначального смысла и значения. более того, они стали приоритетными: в том числе в контексте достоинства человека, реализации его прав, образования семьи с воплощением семейных ценностей и этики поведения. Воспитанию нравственности во многом способствуют система образования, в том числе правовое просвещение, семья и общество. Недостаток такого воспитания способно повлечь необратимые процессы - «оболванивание» (особенно молодежи), деградацию индивидуального и массового сознания, раскол общества, что может подорвать Россию изнутри. Необходимо продолжать изыскания для поиска пути преодоления негативных тенденций. будучи составной частью общественной культуры, духовные ценности являются, в то же время, как бы внутренним катализатором для значительного объединения и усиления действий прогрессивных сил, вектором происходящих и грядущих трансформаций в глобализированном цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL VALUES OF CIVIL SOCIETY

The article deals with the evolution of spiritual and moral values, the spread of the principles of humanism. The results of sociological monitoring of the interaction of society and its citizens, the socio-cultural communities and its features. Despite a number of processes described in the article, spiritual and moral values have not lost their original meaning and significance. Moreover, they have become a priority: in the context of human dignity, the realization of human rights; education of the family with the implementation of family values; ethics. The education system, including legal education, the family and society, contributes greatly to the education of morality. Otherwise, irreversible processes may occur - “fooling” (especially young people), the degradation of mass and individual consciousness, the split of society, which can undermine Russia from within. To find ways to overcome the negative trends, research on this topic continues. Being an integral part of public culture, spiritual values are at the same time an internal catalyst for a significant unification and strengthening of the actions of progressive forces, a vector of ongoing and future transformations in a globalized digital society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

DOI: 10.19181/2308829X-2020-3.8 УДК 316.7

Е. М. Мчедлова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Мчедлова Елена Мирановна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН (Москва, Россия).

E-mail: [email protected]

AutorlD РИНЦ: 391115

Аннотация. В статье рассматривается эволюция духовно-нравственных ценностей и распространение принципов гуманизма. Приведены результаты социологического мониторинга о взаимодействии общества и его граждан, о социокультурных общностях. Несмотря на ряд процессов, охарактеризованных в статье, духовно-нравственные ценности нисколько не потеряли своего первоначального смысла и значения. Более того, они стали приоритетными: в том числе в контексте достоинства человека, реализации его прав, образования семьи с воплощением семейных ценностей и этики поведения. Воспитанию нравственности во многом способствуют система образования, в том числе правовое просвещение, семья и общество. Недостаток такого воспитания способно повлечь необратимые процессы - «оболванивание» (особенно молодежи), деградацию индивидуального и массового сознания, раскол общества, что может подорвать Россию изнутри. Необходимо продолжать изыскания для поиска пути преодоления негативных тенденций. Будучи составной частью общественной культуры, духовные ценности являются, в то же время, как бы внутренним катализатором для значительного объединения и усиления действий прогрессивных сил, вектором происходящих и грядущих трансформаций в глобализированном цифровом обществе. Ключевые слова: гражданское общество, социальное взаимодействие, гуманизм, нравственность, духовно-нравственные ценности, система образования, молодежь, церковь, цифровое общество

Для цитирования: Мчедлова Е. М. Социокультурные ценности гражданского общества/ Е. М. Мчедлова// Наука. Культура. Общество. 2020. Том 26. № 3. С. 82-89. DOI: 10.19181/2308829X-2020-3.8

SOCIAL AND CULTURAL VALUES OF CIVIL SOCIETY

Elena M. Mchedlova, Doctor of Sociological Sciences, Leading Researcher, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Abstract: The article deals with the evolution of spiritual and moral values, the spread of the principles of humanism. The results of sociological monitoring of the interaction of society and its citizens, the socio-cultural communities and its features. Despite a number of processes described in the article, spiritual and moral values have not lost their original meaning and significance. Moreover, they have become a priority: in the context of human dignity, the realization of human rights; education of the family with the implementation of family values; ethics. The education system, including legal education, the family and society, contributes greatly to the education of morality. Otherwise, irreversible processes may occur - "fooling" (especially young people), the degradation of mass and individual consciousness, the split of society, which can undermine Russia from within. To find ways to overcome the negative trends, research on this topic continues. Being an integral part of public culture, spiritual values are at the same time an internal catalyst for a significant unification and strengthening of the actions of progressive forces, a vector of ongoing and future transformations in a globalized digital society.

Keywords: civil society, social interaction, humanism, morality, spiritual and moral values, education system, youth, Church, digital society

For citation: Mchedlova E. M. (2020). Social and cultural values of civil society. Science. Culture. Society. Vol. 26. № 3. P. 82-89. DOI: 10.19181/2308829X-2020-3.8

Глобализационные процессы и особенности влияния информационных и цифровых технологий на общественное развитие становятся одной из самых обсуждаемых тем среди современных ученых, политиков, широких кругов общественности. В этой связи немалый интерес с точки зрения наглядности представляет грандиозный полевой мониторинг Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН (под руководством д-ра социол. наук В. К. Левашова) [1], который ежегодно проводится по российским регионам (N=1603). В его рамках рассматриваются как актуальные проблемы, характерные для каждого нового года, так и оценивается изменение общественного мнения по традиционным характеристикам. В качестве примера можно назвать взгляд респондентов на черты, присущие таким видам общественного строя как социализм и капитализм (см. табл.1).

Таблица 1

Отношение россиян к демократическим ценностям:

(РФ, в % от числа опрошенных)

Источник: В. К. Левашов, В. А. Афанасьев, О. П. Новоженина, И. С. Шушпанова. Экспресс-информация «Как живешь, Россия?». М., 2016-2019.

Согласно полученным данным, для социалистического строя характерна такая черта и ценность, как коллективизм - т.е. сплоченность при решении различных общественных проблем, так считают 41% опрошенных. Практически столько же - 39% - называют общественный порядок, патриотизм, чуть меньше -справедливость. Что интересно, можно предположить, что на этом основано и взаимодействие церковных лидеров различной конфессиональной направленности. Зато такие ценности, как нравственность, духовность, человеколюбие, гуманность более всего присущи людям социалистической эпохи. При капитализме, очевидно, люди живут более индивидуалистического, зачастую меркантильного типа. Между тем, полагаем, что духовная составляющая при любом мнении необходима, поскольку это -человеческая природа.

Если посмотреть на страны, например, Европы и Северной Америки, то там наблюдается секуляризация социальной и духовной жизни и рост конфессионального многообразия, которые обусловлены рядом объективных факторов. Несколько иная картина складывается в российском обществе (см. табл. 2).

Мы видим, что идентифицируют себя в качестве людей религиозных более половины опрошенных, из них значительнейшая часть - православные, и лишь несколько процентов -мусульмане. При этом за последнее десятилетие численность первых заметно выросла, вторых - осталась на прежнем уровне. Приверженцы ислама отличаются постоянством. Также не поменяли своего мнения те, кто верят в нечто сверхъестественное, но не воцерковлены. А вот число людей неверующих убавилось

Ценности Социализма Капитализма

Коллективизм 41 4

Порядок 39 8

Патриотизм 35 5

Справедливость 33 4

Взаимопомощь 24 1

Права человека 20 5

Народовластие 19 3

Технический прогресс 19 17

Нравственность 17 1

Духовность 13 1

Гуманизм 9 4

Социальная незащищен- 6 26

ность

в разрезе 1995-2017 годов почти вполовину. Может показаться, что растет религиозность в стране, однако, скорее люди просто перестали бояться выражать свои реальные взгляды. Кроме того, в нашей стране религиозность зачастую является данью моде, особенно среди молодежи. Есть и еще один момент: не

Религиозное образование весьма похоже на правовое просвещение. И то, и другое дает знание и умение жить в обществе, социализирует. Вместе с тем, думается, что сохранение духовных ценностей предполагает признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, определяет основной смысл и содержание деятельности. При этом никто не может оказывать предпочтение какой-либо профессиональной, или социальной, или религиозной группе, должен быть независимым от влияния такой группы или отдельных граждан, проявлять корректность и внимательность, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных

находя ответов на свои жизненно важные вопросы, люди приобщаются к религии. Да и ценности, проповедуемые религиями, настолько нравственны, настолько постоянны и красочны, что стимулируют нарастание духовного потенциала, которого так не хватает среди обыденности.

групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, воздерживаться от недостойного поведения, избегать конфликтных ситуаций. Подобное воспитание и образование дается с целью поднятия самооценки личности, формирования качеств гражданина, мирного со-седствования людей разных национальностей, разной веры и разных политических и других убеждений. Следуя принципу концентрации на развитии социальной и культурной компетентности личности, стратегия и тактика воспитания должны быть обязательно направлены на освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном пространстве, а для этого и формируются определенные личностные качества (табл. 3).

Таблица 2

Динамика мнения респондентов о том, какую религию они исповедуют:

(РФ, в % от числа опрошенных)

Неверующий Православие Ислам Другая Верят в существование сверхъестественной силы, но ни к какой

церкви не принадлежат

1995, V 32 46 7 1 13

2000, XII 27 49 9 2 13

2005, IX 22 59 7 2 9

2010, XII 21 61 7 2 9

2015, VI 20 66 3 1 10

2017, VI 16 66 7 1 10

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.

Таблица 3 Какие качества личности предпочитают респонденты:

(РФ, в % от числа опрошенных)

Источник: Российское общество и вызовы времени. Книга четвертая / М. К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М. К., Петухова В. В. М.: Весь Мир, 2016 г.

Различные качества личности так или иначе являются мотивационны-ми характеристиками для дальнейшей жизнедеятельности. Мы говорим о представителях различных социокультурных общностей [2, с. 132-134]. Так, честность и трудолюбие, отмеченные большинством респондентов, свидетельствуют как раз о предрасположенности к честному труду во благо общества, но, в отличие от традиционного понимания, обязательно во благо самого себя и своих близких. Превалирует также чувство ответственности и солидарности. Однако, личные интересы ставят выше общественных молодежь и люди среднего поколения (68% и 62-65% соответственно), -очевидно, в связи с навязыванием ценностей западничества, т.е. капитализма, который у нас в России прижиться никак не может. Да и не приживется, благодаря сильнейшему действию принципов и ценностей социализма, привитых с детства. Думается, что, по

аналогии с мотивацией к труду, можно рассуждать и о мотивации к соблюдению религиозных обрядов. Судя по таблице, религиозность (как, впрочем, и толерантность) наши респонденты почти не относят к добродетели. Впрочем, как и смирение или послушание. Современные люди не желают мириться с существующим положением дел и всячески проявляют свою гражданскую позицию и активность.

Объективные закономерности привели преимущественно к утрате смыслосодержащего образа высшего духовного начала, и доминирующими стали чисто прагматические и утилитарные ценности. Видоизменилось или исказилось даже само понятие о правах человека. При этом реализация современной группы актуальных прав - «прав общества» -ограничивает самодеятельность личности, а реализация «прав личности» расшатывает общество. таким образом, гармоничные отношения между обществом и личностью оказываются нарушенными. На смену либеральным ценностям, нравственной ответственности приходят произвол и попрание общественной морали, и социум испытывает настоящий духовный кризис. В ответ на подобный вызов, в среде ученых, общественных деятелей, простых граждан заговорили о вовлечении традиционной церкви в публичную жизнь, ее участии в обсуждении и решении нравственных проблем общества, тем самым сохраняя общечеловеческие духовно-нравственные ценности. По всей видимости, потребность представителей гражданского общества в чувствах, символизирующих свой строй - коллективизм, взаимопомощь, патриотизм, нравственность, духовность, гуманизм и пр. - не получает удовлетворения, и определенная

Качества личности % от числа опрошенных

Честность 75

Трудолюбие 61

Справедливость 54

Ответственность 52

(за себя и своих близких)

Предприимчивость, инициатив-

ность, активность, принципи-

альность, патриотизм,чувство собственного достоинства, 14-28

готовность помочь, соблюдение

моральных норм и др.

Толерантность, прагматизм,

рациональность, коллективизм, 6-9

религиозность

Смирение, послушание 4

доля граждан находит их там, где не могут помочь научные изыскания. Западные же ценности, в основном и целом либерального толка, предполагают чистый прагматизм, опору на научные достижения и удовлетворение прежде всего материальных потребностей.

Как известно, российское общество все больше расслаивается, причем разрыв между слоями увеличивается, в частности, из-за недальновидной и непродуманной до конца миграционной политики, разгула коррумпированности чиновничества, массовой безработицы. Разделились и ценности, которым граждане следуют в повседневной жизни. Так, со стороны богатых появилось пренебрежение к другим людям, к морали, нравственности; заносчивость; кажущаяся вседозволенность, ведущая к возрастанию преступности. Со стороны бедных - в основном, не попрание, а сохранение именно традиционных ценностей, хотя может иметь место и зависть, и возмущение. Тогда возникают конфликты. Если же взять вектор религиозной направленности, то тут, скорее всего, конфликты маловероятны (если речь идет о гражданском обществе). И лишь при наличии зачинщиков можно говорить о вероятном идейном или ином конфликте между представителями различных конфессий. К сожалению, сегодняшние СМИ навязывают унификацию мыслей, чувств и состояний, что особенно влияет на молодежь. В таком случае происходит нивелирование личности, точнее, манипуляция с целью расширения и создания искусственных потребностей: человек должен стремиться к удовольствию и избегать неприятного. Россия практически вынуждена осваивать

новые стороны социального бытия, изменения общего духовного климата.

В последнее время активизировались церковные представители, которые, используя внутреннюю потребность людей «жить по совести», решать насущные вопросы цивилизованно, обращаются к общечеловеческим ценностям - добру, милосердию, состраданию, духовности. В подобном люди видят заслон от упаднических и лживых установок и норм, ведущих к т.н. нравственной коррозии, цинизму, неуверенности в будущем, а, исходя из этого, соответствующему поведению (табл. 4).

Таблица 4 Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, означало бы преподавание религии в школе?»

(РФ, в % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2004, XI 2012, XII

Путь к нравственному совершенству 30 25

Наставление на путь праведной жизни 24 24

Свобода вероисповедания 23 17

Увод от поиска решений проблем реальной жизни 17 18

Нарушение прав человека 10 8

Обострение религиозной нетерпимости 10 13

Деградация личности и общества 4 6

Другое 3 3

Затруднились ответить 27 26

Примечание: сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли отметить несколько позиций.

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.

Представляется, религиозное образование могло бы в определенной степени восполнить некий «духовный голод», свойственный определенной части нынешнего российско-

го народа, предполагая путь к самосовершенствованию, праведной жизни. Немного возросло количество тех, что считает, что преподавание религиозных канонов в школе способно вызвать неприязнь. Но неприязнь неприязни - рознь. У верующих она не перерастет в непримиримый конфликт, в силу их принципов, и не разрушит общественные устои. Не произойдет деградация личности, которая зачастую наступает от чрезмерной ограниченности, либо пресыщения. Процент же считающих, что в таком случае обеспечивается свобода слова - наоборот, уменьшился. Достаточно много (примерно четверть) тех, кто не смог дать определенного ответа. Конечно, любое преподавание нового для всех предмета расширяет кругозор. Однако, церковь в стране отделена от государства, образование - светское, научное, причем даже религиозно настроенные люди предпочитают именно такое образование, несмотря на собственные убеждения. Вряд ли религиозное образование когда-нибудь войдет в обиход.

Что же касается сегодняшней молодежи, до сих пор ведутся дискуссии о том, переживает ли она ценностно-мотивационный кризис или идет в ногу с общественными трансформационными процессами. Следует заметить, что значительная ее часть, особенно принадлежащая каким-либо этно-конфессиональным группам, придерживается традиционных ценностей, несмотря на ряд чисто современных тенденций, как-то: сожительство, «гостевой», «пробный», «экс-территориальный», виртуальный тип брака и иные формы межличностных взаимоотношений. Так. основными компонентами при выборе партнера остаются (по убыванию): любовь, опора на собствен-

ные установки, решение родителей, религиозные предпочтения. В более общем плане виден преимущественный настрой на позитивный исход событий, превалирующие суждения при этом - любовь, верность, преданность, взаимопонимание, доверие, непременное рождение детей. Это и есть, по нашему мнению, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.

Продолжаются поиски рациональных путей нового перехода к традиционным фундаментальным общечеловеческим ценностям: свобода, справедливость, доброта, порядочность, уважение к вере и т.п. Формируются иные представления о смысле жизни, перспективах развития общества в условиях глобализации, гуманизации межличностных отношений. Резюмируя, можно сказать следующее: что вызывает позитивные чувства, так это поддержка современных ценностных принципов, что превалирует - так это традиционные и в меньшей мере современные неолиберальные ценности.

Последний период времени характерен тем, что российский народ, по нашему мнению, выглядит несколько разобщенно. Тут, очевидно, сыграла свою роль политика Запада и, соответственно, навязывание западноевропейских приоритетов и ценностей, далеко не всегда приемлемых россиянами. Молодежь одурманивается и обосабливается. Возросло количество конфликтов на национальной и религиозной почве, плюс различные политические разногласия. Однако, перед лицом опасности народ всегда становится единым целым. Просыпается чувство патриотизма, и за Родину он готов биться любой ценой, уже невзирая ни на эт-

ническую, ни на конфессиональную принадлежность. Значит, принимая подобное во внимание, уже можно говорить о безопасности страны, которая в целом и обеспечивается народным единением, сплочением и дальнейшими совместными действиями. Поэтому перед обществом и государством, политическими и общественными деятелями, учеными стоит важная задача найти такие механизмы созидания будущей жизни человека и общества, которые будут не разрушать, а обновлять, не сужать, а расширять духовно-нравственную сферу, опираясь на созданные веками архетипы сознания и поведения [3-6]. Полагаем, необходимо найти механизмы влияния на сокращение избыточного потребления, гуманизацию образа жизни современного человека. Тем более, что сложившийся кризис морали и духовно-нравственных ценностей выражает нечто большее, чем кризисы в экономике, финансовых структурах, социально-политической и других социальных сферах. Необходима также выработка концептуально нового понимания общечеловеческих духовных ценностей, их переосмысление в условиях глобализации и цифровизации, более полное раскрытие их гуманистического потенциала, направлен-

ного на развитие всех способностей человека, разумное потребление, гармоничные отношения личности и общества, т.е. созидание обновленной культурно-цивилизационной модели социума. Представляется, что со временем духовно-нравственные ценности нисколько не потеряли своего первоначального смысла и значения. Более того, в определенных случаях они стали даже приоритетными: духовно-нравственное единство в контексте достоинства человека, реализации его прав; образование семьи с реализацией семейных ценностей; этика поведения. Их воспитанию способствует и система образования, в том числе правовое просвещение, и семья, и общество. Иначе может произойти «оболванивание» (особенно молодежи), деградация индивидуального и массового сознания, раскол общества, что подорвет Россию изнутри. Чтобы найти пути преодоления негативных тенденций, продолжаются изыскания по этой теме. Будучи составной частью общественной культуры, духовные ценности являются внутренним катализатором для объединения значительного числа граждан и усиления их действий, даже вектором происходящих и грядущих общественных трансформаций.

Библиографический список

1. Экспресс-информация. «Как живешь, Россия?» XLVI этап социологического мониторинга, май-июнь 2017 года / В. К. Левашов, В. А. Афанасьев, О. П. Новоженина [и др.]. М.: ФБГУН ИСПИ РАН, 2017. 54 с. ISBN 978-5-7556-0589-2.

2. Российское общество и вызовы времени. Книга четвертая / М. К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М. К., Петухова В. В. М.: Весь Мир, 2016 г. 400 с. ISBN 978-57777-0630-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кара-Мурза С. Г. Состояние социокультурной общности «промышленные рабочие»: условие новой индустриализации и модернизации России / С. Г. Кара-Мурза. Москва: Научный эксперт, 2013. 79 с. ISBN 978-5-91290-223-9.

4. МчедловаЕ. М. Права человека в свете социологической науки / Е. М. Мчедлова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. 228 c. ISBN 5-7556-0326-Х.

СоциокультурныЕ ценности гражданского общества

5. Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи / Т. К. Ростовская, А. В. Бугаев, Т. Э. Петрова [и др.]. М.: Изд-во РГСУ, 2018. 197 с. ISBN 978-5-7139-1349-6.

6. Кузнецова А. В. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности / А. В. Кузнецова, Е. А. Кублицкая. М.: ИСПИ РАН, 2005. 326 с. ISBN 5-7556-0321-9.

Дата поступления в редакцию 06.10.2020.

References:

1. Levashov V. K, Afanasiev V. A., Novozenina O. P. et al. (2017) Express information. "How are you, Russia?" XLVI stage of sociological monitoring, May-June 2017. Moscow: ISPR RAS, 54 p. (In Russ.).

2. Gorshkov M. K. et al. (2016) Russian society and challenges of time. Book Fourth. Moscow: Ves' Mir, 2016, 400 p. (In Russ.).

3. Kara-Murza S.G. (2013) The state of the socio-cultural community "industrial workers": a condition for the new industrialization and modernization of Russia. Moscow: Nauchnyj ekspert, p. 56-84 (in Russ.).

4. Mchedlova E. M. (2005) Human rights in the light of sociological science. Moscow: ISPR RAS, 228 p. (In Russ.).

5. Rostovskaya T. K, Bugaev A. V., Petrova T. E. et al. (2018) Youth policy in the system of formation of civil identity of modern youth. Moscow: RSSU, 197 p. (In Russ.).

6. Kuznetsova A. V. Kublitskaya E. A. (2005) Civic patriotism is the basis for the formation of a new Russian identity. Moscow: ISPR RAS, 326 p. (In Russ.).

The article was submitted on: October 06, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.