Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ АДЫГСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ АДЫГСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коблева Зурет Халидовна

В статье анализируется институциональная и ценностно-нормативная природа семьи в условиях современного общества. Представлена интерпретация семьи, функционирование которой происходит на основе социальных связей. Отдельное внимание уделяется характеристике семьи как системе устойчивых связей между индивидами на основе межличностной коммуникации, способствующей сохранению института семьи и брака. Актуальность статьи обусловлена появлением серьезного научного интереса к проблемам трансформации семейных ценностей на современном этапе. Целью данной статьи является изучение и рассмотрение особенностей семьи как социокультурной ценности. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи: - изучить понятие, формы и основные характеристики семейных ценностей; - выявить специфику взаимодействия индивидов в семье; - показать влияние семейных ценностей на формирование нравственных установок в обществе. Практическая значимость статьи заключается в использовании положений и выводов в процессе коммуникации между представителями различных социальных групп и культур. Методологическую основу статьи составил системный подход, а также методы сравнения и наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL VALUES OF THE ADYGHE FAMILY IN THE CONTEXT OF MODERN TRANSFORMATIONS

The article analyzes the institutional and value-normative nature of the family in the conditions of modern society. The author provides the interpretation of the family, the functioning of which takes place based on social ties. Particular attention is paid to the characterization of the family as a system of stable ties between individuals, based on interpersonal communication, which contributes to the preservation of the institution of family and marriage. The relevance of the article is due to the emergence at the present stage of serious scientific interest in the problems of transforming family values. The purpose of this article is to study and consider the characteristics of the family as a sociocultural value. In accordance with a certain goal, the following tasks were set and solved: - Study the concept, forms and basic characteristics of family values; - Identify the specifics of the interaction of individuals in the family; - Show the influence of family values on the moral attitudes in society. The practical significance of the article lies in the use of provisions and conclusions in the process of communication between representatives of different social groups and cultures. The methodological basis of the article is a systemic approach, as well as comparison and observation methods.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ АДЫГСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

УДК [316.356.2:316.752](=352.3)

ББК 60.561.5(=602)

К 55

З.Х. Коблева,

Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп,

Россия, e-mail: zureta01@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ АДЫГСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

(Рецензирована )

Аннотация. В статье анализируется институциональная и ценностно-нормативная природа семьи в условиях современного общества. Представлена интерпретация семьи, функционирование которой происходит на основе социальных связей. Отдельное внимание уделяется характеристике семьи как системе устойчивых связей между индивидами на основе межличностной коммуникации, способствующей сохранению института семьи и брака.

Актуальность статьи обусловлена появлением серьезного научного интереса к проблемам трансформации семейных ценностей на современном этапе.

Целью данной статьи является изучение и рассмотрение особенностей семьи как социокультурной ценности.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие, формы и основные характеристики семейных ценностей;

- выявить специфику взаимодействия индивидов в семье;

- показать влияние семейных ценностей на формирование нравственных установок в обществе.

Практическая значимость статьи заключается в использовании положений и выводов в процессе коммуникации между представителями различных социальных групп и культур. Методологическую основу статьи составил системный подход, а также методы сравнения и наблюдения.

Ключевые слова: ценности, институт семьи, социокультурная ценность, поведение, культурные традиции, современная культура.

Z.Kh. Kobleva,

Maykop State University of Technology, Maykop, Russia, zureta01@mail.ru

SOCIOCULTURAL VALUES OF THE ADYGHE FAMILY IN THE CONTEXT OF MODERN TRANSFORMATIONS

Abstract. The article analyzes the institutional and value-normative nature of the family in the conditions of modern society. The author provides the interpretation of the family, the functioning of which takes place based on social ties. Particular attention is paid to the characterization of the family as a system of stable ties between individuals, based on interpersonal communication, which contributes to the preservation of the institution of family and marriage.

The relevance of the article is due to the emergence at the present stage of serious scientific interest in the problems of transforming family values.

The purpose of this article is to study and consider the characteristics of the family as a sociocultural value. In accordance with a certain goal, the following tasks were set and solved:

- Study the concept, forms and basic characteristics of family values;

- Identify the specifics of the interaction of individuals in the family;

- Show the influence of family values on the moral attitudes in society.

The practical significance of the article lies in the use of provisions and conclusions in the process of communication between representatives of different social groups and cultures. The methodological basis of the article is a systemic approach, as well as comparison and observation methods.

Keywords: values, family institution, sociocultural value, behavior, cultural traditions, modern culture

Во всех типах общества существует универсальный социальный институт семьи, который является основным носителем культурных ценностей и образцов поведения. В семье человек учится получать основы знаний, навыки трудовой и профессиональной деятельности. В свою очередь, это как условие социализации способствует передаче всего накопленного потенциала последующим поколениям. Сложно представить другую социальную структуру, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных индивидуальных и общественных потребностей.

Природа феномена семьи заключается в ее специфической особенности как социокультурного объекта, который определяется большими и малыми группами внутри социума. Признаками серьезных трансформационных процессов института семьи является наличие самых разнообразных форм организации семейных отношений на современном этапе. Важно понимать семью как систему, отношения в которой развиваются между объективным и субъективным миром, а также межличностные коммуникации и институциональные взаимоотношения. Раскрытие внутреннего потенциала современной семьи как неотъемлемой части общества является предметом исследования социокультурных ценностей семьи. В этом и заключается уникальность семьи как социального феномена. Семья формируется на основе социальной общности и социальных связей ее

индивидов, поэтому следует отметить первичность семьи как формы человеческого бытия.

На протяжении нескольких столетий проблемам семейных ценностей уделялось особое внимание многочисленных исследователей. Большая часть работ была посвящена исследованию семейной структуры в странах Западной Европы, в контексте трансформации традиционных обществ в совершенно новые формы семейных взаимоотношений. И именно в этих странах к концу XIX в. учеными-исследователями было отмечено разрушение традиционных структур: семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д.

В России проблема семейно-нравственных ценностей стала актуализироваться в конце XX века, в соответствии с новыми культурно-историческими условиями развития страны. Этот период характеризуется сложными социально-политическими условиями, которые сыграли свою роль в функционировании института семьи и семейных ценностей. В этих условиях стали подвергаться сомнению уже устоявшиеся семейные ценности и нормы. Широкое распространение получают негативные воздействия на институт семьи, тенденции, связанные с правом свободного выбора и ценностного релятивизма, способствовавшие появлению социального раскола и противостояния в обществе.

Деятельность государственных органов власти уже не может ограничиваться только лишь

принципами семейных ценностей, в основе которых лежит принцип воспроизводства населения и помощь семьям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Принципы социокультурной составляющей семейных ценностей, связанные с сохранением семьи как института в интересах устойчивого социально-экономического развития страны, становятся все более актуальными. Возможность расширения знаний о семье и семейных ценностях способствует раскрытию основных причин современной трансформации семейных ценностей и появлению способов урегулирования данной проблемы. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, потребность в серьезном теоретическом анализе семьи как социокультурной ценности еще существует. Указанные противоречия связаны с серьезными расхождениями между актуальной значимостью семьи в обществе переходного типа и реальным изменением (падением) её ценности, между общественной востребованностью семейной политики, адекватно реагирующей на современное положение семьи, с одной стороны, и неполнотой теоретических подходов, требующихся для её разработки, с другой стороны.

Определенные исследовательские традиции сложились и в изучении социокультурных семейных ценностей. В настоящее время структурно-функциональный подход, который и сегодня является преобладающим в области изучения семейных ценностей, основывается на теоретических положениях А.Г. Харчева, М.С. Мацковского и др. [1; 347]. Приоритетными остаются вопросы, связанные с изучением структуры, функции и социокультурных ценностей семьи.

Серьезный научный вклад в изучение семейных ценностей внесла О.И. Волжина, в работе «Семья как социокультурная ценность» были четко выделены основные критерии оценки семейных взаимоотношений

«как культурные показатели измерения ценности семьи с точки зрения ее социальной значимости, привлекательности и оправдания индивидуального семейного поведения» [2; 22]. Оценивая семью и семейные ценности с точки зрения официальных органов власти и средств массовой информации, можно выделить особую систему взглядов на семью, которая состоит из различных признаков, подходов и показателей.

Наиболее актуализированной ценностью семьи всегда было и остается рождение детей. В настоящее время это тенденция на рождение двух и более детей, а отличительной чертой оценочного отношения к семье является особая значимость нравственно-этических норм и принципов семейного уклада. Следует особо выделить, что самой важной ценностью появления и существования семейных союзов была и остается любовь. В качестве приоритетных ценностей семьи выделим любовь и детей, которые чаще всего играют роль препятствия в периоды семейных кризисов, ведущих к разрушению социокультурных ценностей семьи и брака. Современные исследования социокультурных ценностей семьи показывают прагматичный подход как фактор трансформационных процессов взаимодействия современной семьи [3; 48].

В условиях меняющейся социокультурной ситуации в стране изменение семейных ценностей в области самореализации личности затрагивает всех членов семьи. Появление новых форм семейного взаимодействия и свободы выбора способствуют ослаблению социокультурных ценностей семьи и распаду семейного союза. Наиболее негативные последствия этого процесса - деконструкция семейных отношений в плане самореализации детей, так как ослабление семейных взаимодействий разрушает условия формирования основ первичной социализации ребёнка, что имеет особое значение для становления его

личности. Поэтому гармоничные отношения, основанные на нравственно-этических нормах, - залог стабильной и устойчивой к социальным кризисам семьи.

Особого внимания заслуживают социокультурные ценности в адыгской семье. «Адыгагъэ» - это уникальный феномен, с точки зрения его социокультурной значимости, характеризующийся нравственными нормами поведения народа, собравший воедино самые лучшие человеческие качества, передающий весь накопленный опыт народа из поколения в поколение. Социокультурные ценности адыгов являются неотъемлемой частью в формировании нравственно-этических норм и правил в современном адыгском обществе, способствуя наполнению его сущности содержательным ценностным смыслом.

Для сохранения своей этнической культуры необходимо формирование ценностных ориентиров на современном этапе. Именно поэтому процесс актуализации передачи уже накопленного опыта, решения различных кризисных ситуаций через призму ценностных ориентиров приобретает особую значимость. В процессе осмысления жизни этноса обнаруживается удивительная вещь: кризис осознаётся и целенаправленно упреждается или человеку помогают в преодолении кризисной ситуации.

В настоящее время в нашем обществе наблюдаются процессы трансформации социокультурных и семейных ценностей, переход от традиционных форм к более современным принципам взаимоотношений в семье. Чаще всего это выражается в возможности обсуждать семейные вопросы в широком семейном кругу, обедать за одним обеденным столом и даже возражать родителям в случае несогласия детей с позицией родителей, что раньше было недопустимым. Новые элементы поведения отражаются на социокультурных

ценностях и нравственных нормах адыгской семьи.

В современных условиях процессы трансформации в системе семейных отношений адыгской семьи способствовали появлению принципа равноправия супругов, при этом статус формального главы семьи по-прежнему занимал мужчина [4; 7].

Современная женщина имеет больше возможностей для участия в общественной жизни и общественном производстве, что в значительной степени расширило ее экономическую роль. Ей предоставляется право на получение образования, выбор работы, профессиональное и должностное продвижение, сокращение объема домашней работы. При этом традиционные формы ведения домашнего хозяйства с четкими принципами разделения труда уходят в прошлое. Происходит расширение социальной роли и функций женщины в современном адыгском обществе, где у женщин появляется возможность профессиональной и личностной самореализации наряду с мужчинами. Подобный формат новых семейных ценностей способствует утверждению демократических принципов в системе социокультурных ценностей института адыгской семьи.

Появление новых ценностных ориентиров и поведенческих позиций, связанных с установкой на индивидуальную самореализацию, инновационную деятельность, потребительское поведение и рационализацию взаимоотношений между людьми, способствует отхождению от традиционных, устоявшихся норм и ценностей семейной жизни. Современные принципы и формы существования социокультурных ценностей, связанные с правом свободы выбора форм семейной жизни, чаще всего несовместимы с традиционными представлениями о семье и семейных ценностях. Именно поэтому назревает необходимость разработки и реализации новой семейной политики, в основе которой

будут преобладать социокультурные и нравственные ценности современной семьи. При этом в реализации семейной политики следует учитывать определяющую значимость функциональных оснований семьи и использовать выявленные в процессе научных исследований возможности регуляции социокультурных изменений в целях укрепления ценности семьи [5; 7].

В настоящее время в нашей стране реализуется государственная семейная политика, направленная на создание системы приоритетных мер и задач для поддержки, укрепления и защиты семейных ценностей, сохранения традиционных семейных ценностей и повышения роли семьи в современном обществе. При этом существенная роль отводится средствам массовой информации и общественным объединениям, которые

участвуют в формировании системы социокультурных ценностей на современном этапе.

Таким образом, значимость социокультурных ценностей в системе социальных отношений семьи очевидна. В новых культурно-исторических условиях процесса глобализации ценность семьи имеет особое значение в контексте социально-структурных изменений, происходящих в российском обществе на современном этапе. Дальнейшее социокультурное развитие общества не может основываться только лишь на традиционных формах существования и функционирования семьи и семейных ценностей. Возрастает необходимость сохранения семьи как эффективного механизма функционирования социального института в соответствии с новыми культурно-историческими условиями.

Примечания:

1. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. Москва: Изд-во МГУ, 1990. 289 с.

2. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Москва: Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ, 2002. С. 12-22.

3. Синельников А.Б. Критерии социальной зрелости в России и европейских странах // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2009. № 1-2. С. 48.

4. Калашаова Д. А., Безрукова А. А. Социокультурные трансформации в современной адыгской семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп, 2016. № 2. С. 104-108.

5. Урмина И.А. Теоретико-культурный анализ социальных отношений в современных организациях: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Москва: ГАСК, 2012. 31 с.

References:

1. Gromov M.N., Kozlov N.S. Russian philosophical thought of the 10th -17th centuries. M.: MSU Publishing house, 1990. 289 pp.

2. Volzhina O.I. Family as a sociocultural value: Diss. abstract for the Dr. of Sociology degree. M.: State Research Institute of Family and Education of the Russian Academy of education and Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation, 2002. P. 12-22.

3. Sinelnikov A.B. Criteria of social maturity in Russia and European countries // Sociology. Journal of the Russian Sociological Association. 2009. No. 1-2. P. 48.

4. Kalashaova D.A., Bezrukova A.A. Socio-cultural transformations in the modern Adyghe family // Bulletin of Maikop State Technological University. Maikop, 2016. No. 2. P. 104-108.

5. Urmina I.A. Theoretical and cultural analysis of social relations in modern organizations: Diss. abstract for the Dr. of Culturology degree. M.: GASK, 2012. 31 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.