Научная статья на тему 'Социокультурные смыслы пищи в развитии общества'

Социокультурные смыслы пищи в развитии общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
205
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
питание / потребление пищи / повседневность / культура / nutrition / food consumption / everyday life / culture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мохова Д.А.

В данной статье рассматривается процесс потребления пищи с точки зрения социокультурного значения. Цель работы: исследовать место питания в повседневной жизни народов, а также проанализировать статусно-ролевой смысл пищи в различных исторических промежутках. Методы и объекты исследования: объектом исследования является питание как социокультурный феномен; в качестве метода исследования был выбран анализ. Результаты: потребление пищи – это не просто процесс удовлетворения базовой биологической потребности человека, но и особый ритуал, посредством которого индивид приобретает некое чувство единения со своей культурой или познает культуру других народов. Выводы. Питание является важнейшей составляющей повседневной жизни человека. Кроме восполнения энергии, оно выполняет различные социкультурные функции. Еще с древних времен еда выступает как социальный маркер, который показывает статусное положение того или иного человека в обществе. Она также представляет собой некий культурный идентификатор и способствует культурной интеграции людей. В современном обществе одна из важных задач человечества – не позволить процессам глобализации и унификации стереть культурные границы, без которых принятие пищи окажется лишь физиологической потребностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural meanings of food in the development of society

This article examines the process of food consumption from the point of view of socio-cultural significance. The purpose of the work: to investigate the place of nutrition in the daily life of peoples, as well as to analyze the status-role meaning of food in various historical intervals. Methods and objects of research: the object of research is nutrition as a socio-cultural phenomenon; analysis was chosen as the research method. Results: food consumption is not just a process of satisfying a basic biological need of a person, but also a special ritual through which an individual acquires a certain sense of unity with his culture or learns the culture of other peoples. Conclusions: nutrition is the most important component of a person's daily life. In addition to replenishing energy, it performs various sociocultural functions. Since ancient times, food has been acting as a social marker that shows the status position of a person in society. It also represents a kind of cultural identifier and contributes to the cultural integration of people. In modern society, one of the important tasks of humanity is not to allow the processes of globalization and unification to erase cultural boundaries, without which eating will be only a physiological need.

Текст научной работы на тему «Социокультурные смыслы пищи в развитии общества»

Ф^РУ м

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Социокультурные смыслы пищи в развитии общества

Мохова Д. А.,

dasha. mohov@ma.il т

Владимирский

государственный

университет имени

Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича

Столетовых

(г. Владимир, Россия)

УДК 316.74

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс потребления пищи с точки зрения социокультурного значения. Цель работы: исследовать место питания в повседневной жизни народов, а также проанализировать статусно-ролевой смысл пищи в различных исторических промежутках. Методы и объекты исследования: объектом исследования является питание как социокультурный феномен; в качестве метода исследования был выбран анализ. Результаты: потребление пищи - это не просто процесс удовлетворения базовой биологической потребности человека, но и особый ритуал, посредством которого индивид приобретает некое чувство единения со своей культурой или познает культуру других народов. Выводы. Питание является важнейшей составляющей повседневной жизни человека. Кроме восполнения энергии, оно выполняет различные социкультурные функции. Еще с древних времен еда выступает как социальный маркер, который показывает статусное положение того или иного человека в обществе. Она также представляет собой некий культурный идентификатор и способствует культурной интеграции людей. В современном обществе одна из важных задач человечества - не позволить процессам глобализации и унификации стереть культурные границы, без которых принятие пищи окажется лишь физиологической потребностью.

Ключевые слова: питание, повседневность, культура.

потребление пищи,

Sociocultural meanings of food in the development of

society

Mokhova D.A.,

dasha.mohov@mail.ru

Alexander G. andNikolay G. Stoletov Vladimir State University (Vladimir, Russia)

UDC 316.74

Annotation. This article examines the process of food consumption from the point of view of socio-cultural significance. The purpose of the work: to investigate the place of nutrition in the daily life of peoples, as well as to analyze the status-role meaning of food in various historical intervals. Methods and objects of research: the object of research is nutrition as a sociocultural phenomenon; analysis was chosen as the research method. Results: food consumption is not just a process of satisfying a basic biological need of a person, but also a special ritual through which an individual acquires a certain sense of unity with his culture or learns the culture of other peoples. Conclusions: nutrition is the most important component of a person's daily life. In addition to replenishing energy, it performs various sociocultural functions.

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Since ancient times, food has been acting as a social marker that shows the status position of a person in society. It also represents a kind of cultural identifier and contributes to the cultural integration of people. In modern society, one of the important tasks of humanity is not to allow the processes of globalization and unification to erase cultural boundaries, without which eating will be only a physiological need.

Keywords: nutrition, food consumption, everyday life, culture.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что еда и питание являются неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека и определяются как составная культурно-бытового уклада жизни человека.

Под повседневностью понимают набор ежедневных занятий индивида с целью удовлетворения основных потребностей. Повседневность - целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как естественная, самоочевидная составная человеческой жизнедеятельности. [5] При этом человек не рефлексирует по поводу этой деятельности, в том и состоит специфика культуры повседневности, что она есть результат привычных, обыденных занятий людей.

Культура повседневности существует только в контексте конкретной культурно-исторической эпохи: элементы ее воспринимаются людьми как единый мир само собой разумеющихся, не подлежащих сомнению привычек. Помимо собственно питания сюда также входят труд или деятельность, отдых и досуг, жилище, любое поселение, темп и ритм жизни человека.

Задача данного исследования заключается в необходимости анализа роли питания в повседневной жизни человека в различные исторические периоды и его социкультуного значения для человека и общества в целом.

Выработка теоретико-концептуальных основ в изучении пищи как социокультурного феномена и рассмотрение гастрономической культуры как составляющей культуры повседневности приходится на 60-70-е гг. ХХ века. Изучение этого аспекта потребовало обращения к классическим трудам теоретиков повседневности, которые либо непосредственно затрагивают проблему пищи в контексте повседневности, либо посвящены общим вопросам философского, социологического, культурологического осмысления повседневности. Наиболее значимы здесь работы историков (Ф.Бродель), социологов (П.Бергер, П.Бурдье, А.Шюц), философов (Б. В. Марков).

Основная часть

Процесс приготовления и принятия пищи является не только повседневной деятельностью, необходимой для поддержания жизни человека как биологического организма, но имеет социально-историческую обусловленность и особое социокультурное значение.

Отношение к еде, ограничение или отказ от нее, табуирование тех или иных пищевых ресурсов и блюд, ритуальная пища - все это характеризует базовые (витальные) стороны человеческой жизни. Специфичность социальных групп, не только этнических и конфессиональных, но и гендерных, возрастных, субкультурных, во многом определяется пищей и всем тем, что с ней связано; например, подготовка, технология приготовления блюд и их подача.

С развитием цивилизации базовая потребность человека в еде превратилась в некий концентрат культурных смыслов, связывающих человека и общество. Процесс принятия пищи

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

является особым ритуалом, посредством которого человек осознает себя частью, прежде всего своей культуры, отличающейся от других.

Потребление пищи рассматривается как культурная универсалия, под которыми понимаются типовые аспекты жизни, проявляющиеся во всех известных обществах; это общие явления, присущие всем человеческим культурам на всех этапах развития.

Совместное потребление пищи индивидами из различных культур может привести как к межкультурному диалогу, так и к межкультурному конфликту. У каждого народа есть свои культурные традиции встречи гостей. Смысл обычая гостеприимства заключается в том, чтобы оказать особое внимание гостю и продемонстрировать уважение. Гость не должен выражать недовольства едой, которую приготовили для него хозяева, так как это считается неприличным и неуважительным. Наоборот, принято усиленно хвалить еду, как в знак благодарности, так и для выражения своей лояльности.

Благодаря техническому прогрессу людям доступен обзор литературы, видео, телепрограмм, которые специализируются на кулинарии. Это свидетельствует о сохранении и увеличении интереса к кухням различных народов. Внимание людей направлено не только на сходные элементы кухни, но и на такие пищевые особенности, которые не встречаются в национальной кулинарии. Кроме того, оценивается «непищевое сопровождение»: место, время, повод потребления пищи и т.д.

Как и любое явление культуры, пища и ее принятие регулируются системой норм, которые возникают из ценностных установок социокультурной группы. Например, обычай гостеприимства у русского народа содержит такую норму, как предложить гостю максимальное количество еды и блюд. Эту норму можно расценить, с одной стороны, как демонстрацию одной из черт национального характера - щедрости, а с другой - как похвастать своим материальным достатком. Данный ритуал гостеприимства направлен на создание положительного образа и предложение «добрых» взаимоотношений. [4]

Во многих культурах существует некий продукт или блюдо, являющийся основой рациона -суперпища. Например, для русского народа суперпищей является хлеб, для японцев - рис, для арабов-кочевников - верблюжье молоко. Социолог Абрамова П. А. определяет суперпищу не просто как продукт, от которого зависит жизнь народа, а как знак, который нагружен культурными смыслами и множеством ассоциаций и который превращен в культовый предмет. [1] Кроме этого, суперпища является социокультурным символом и маркером, позволяющим установить различия между представителями разных культур и сохранить специфику группы. Символическая ценность суперпищи до сих пор имеет особое значение для народа, несмотря на то, что глобальное развитие экономики позволяет практически исключить зависимость выживания народа от нее.

Также определенные блюда являются символами той или иной этнической группы: они вызывают у нас ассоциацию с народом или со страной, в котором он проживает. Например, таким символом в Италии является пицца, в Японии - суши, в Грузии - хачапури, а в России -пельмени.

Трансформация российской культуры еды связана с общими тенденциями развития самой культуры, с усилением ее многообразия в одних сферах и унификацией в других, а также с изменениями социальных условий общества.

В ходе постоянных межкультурных контактов значительно ускорился процесс заимствований. Благодаря быстрому развитию сектора ресторанов и кафе национальной кухни, а также - мощной поддержке этого процесса средствами массовой информации российская культура постоянно наполняется элементами традиционных кухонь самых разных народов. В свою очередь блюда традиционной русской кухни остаются в основном «домашними» или же готовятся в специализированных заведениях.

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Следствием унификации культуры является появление еды промышленного производства, которая вытесняет традиционную кухню и не имеет межкультурных различий. Состав, ассортимент и качество промышленной пищи практически одинаков для всех стран. Появление промышленной еды как элемента пищевой культуры обусловлено изменением ритма и образа жизни людей. Кроме этого, большую роль сыграло развитие такого феномена, как общество потребления, явившееся следствием процессов индустриализации и массовизации. В результате, унификация культуры вытеснила большинство традиций, связанных с практикой питания и привела все и всех к одному стандарту.

Повсеместное распространение фаст-фуда приводит к опрощению самого процесса питания. Человек все меньше осознает себя частью какой-то одной уникальной национальной культуры. Традиционные смыслы коллективного размеренного ритуала принятия пищи с обязательной беседой за столом и дружеским общением уничтожается быстрой американской моделью простого насыщения. Такая модель питания говорит скорее об отсутствии глубоких корней, глубоких нравственных ориентиров, а не о быстроте и удобстве процесса. Происходит размывание социокультурной идентичности, а также национальных, культурных и других особенностей.

Питание уже давно перестало выполнять лишь функцию восполнения энергетических потерь. Во все времена еда служила одним из главных социальных маркеров: блюда, стоявшие на столе, говорили о хозяине дома не меньше, чем его одежда, знаки отличия, средства передвижения или особенности речи. В некоторых обществах действовали жесткие сословные правила, касавшиеся еды, но чаще всего просто сказывалась разность материальных условий: богатым людям всегда доступна дорогая и высококачественная еда, а те, у кого денег не так много, и сегодня делают в пользу более простой и сытной пищи. Также отдельные продукты питания могли менять (вместе с соц. группами) свою социальную значимость. Например, привезенные из Америки культуры сначала имели высокий «статус, то есть только для знати, а потом - «спускались», становясь общедоступными. Например, картофель и томаты.

У состоятельных социальных групп система питания трансформируется под влиянием больших финансовых возможностей на фоне роста ассортимента продуктов высоких ценовых диапазонов и уровней качества. Именно качество продуктов - их «натуральность», «экологическая чистота», становятся основным маркером, отличающим практики состоятельных групп. [3]

Заключение

Таким образом, культура потребления пищи непосредственно связана с культурой повседневности, так как она является целостным социокультурным жизненным миром, предстающим «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Еда - процесс не только биологический, но и имеющий глубокие культурные корни. Культурные смыслы продуктов питания различны в разных национальных культурах. Однако все их объединяет смысл культурной интеграции, осознания себя частью определенного общества с его устоями, традициями и моралью. Унификация процесса принятия пищи может негативно сказаться на выражении культурной идентичности, стирая границы своего и чужого.

Библиографический список

1. Амбарова П.А. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 4 (81). С. 150-154

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVШ вв. М.: Весь мир, 2007. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. 592 с

Ф^РУ м

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

3. Зарубина Н.Н. Культура богатства в дискурсе неравенства: особенности в современной России // Общественные науки и современность. 2012. № 6. С. 62-72.

4. Козлов А.И. Пища людей. Фрязино: Век 2, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). 268 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.