Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЫГАНСКИХ ОБЩИНАХ ТЮМЕНИ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЫГАНСКИХ ОБЩИНАХ ТЮМЕНИ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЫГАНСКИЕ ОБЩИНЫ / МОЛДАВСКИЕ ЦЫГАНЕ / РУССКА РОМА / КРЫМСКИЕ ЦЫГАНЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЫГАНСКИЕ ЗАКОНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуденкова О.И., Ребышева Л.В.

Статья основана на данных фокус-групп, проведенных в 2023 году среди представителей двух цыганских общин, проживающих в Тюмени: молдавских цыган и русска рома (русских цыган). Выбор данного метода получения информации обусловлен закрытостью цыганских сообществ, которые практически не идут на сотрудничество с учеными, что затрудняет получение данных и их интерпретацию. В ходе проведения фокус-групп для получения дополнительной информации использовался вспомогательный метод - интервью, позволивший раскрыть внутриобщинные представления и нормы функционирования локальных сообществ. Тот и другой методы с точки зрения организации оказались сложными, не столько из-за тщательной подготовки, сколько из-за поиска каналов выхода на представителей цыганских общин и семей, которые согласились на проведение встреч с наиболее уважаемыми их представителями, из-за определения времени и места проведения фокус-групп. В статье представлены данные, которые позволили провести анализ сохраняющихся и утрачиваемых некоторых социальных норм, раскрывающих элементы традиционной культуры цыганского этноса, сохраняющего свою самобытность в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PROCESSES IN ROMA COMMUNITIES IN TYUMEN (RESULTS OF A SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article is based on data from focus groups, which were conducted in 2023 among representatives of two Roma communities living in Tyumen: Moldovan Roma and Russka Roma (Russian Roma). The choice of this method of gathering information is due to the closeness of Romani people, who practically don't cooperate with scientists, which makes it difficult to obtain and interpret data. During the focus groups, we have used an auxiliary method such as an interview to obtain additional information. This allowed us to reveal intracommunal ideas and norms for the functioning of local communities. Both methods turned out to be difficult from the point of view of organization, since they required not so much careful preparation as the search for channels to reach the Gypsy barons, which made it possible to meet with the most respected representatives of the Gypsy camps and to determine the time and place for the focus groups. The article presents data that made it possible to carry out a qualitative analysis of some elements of the traditional culture of Romani people, who have managed to preserve their identity in the conditions of modern society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЫГАНСКИХ ОБЩИНАХ ТЮМЕНИ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 323.15

DOI: 10.31660/1993-1824-2023-2-9-20

Социокультурные процессы в цыганских общинах Тюмени (результаты социологического исследования)

О. И. Гуденкова*, Л. В. Ребышева

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия * gudenkovaoi@tyuiu.ru

Аннотация. Статья основана на данных фокус-групп, проведенных в 2023 году среди представителей двух цыганских общин, проживающих в Тюмени: молдавских цыган и русска рома (русских цыган). Выбор данного метода получения информации обусловлен закрытостью цыганских сообществ, которые практически не идут на сотрудничество с учеными, что затрудняет получение данных и их интерпретацию. В ходе проведения фокус-групп для получения дополнительной информации использовался вспомогательный метод — интервью, позволивший раскрыть внутриобщинные представления и нормы функционирования локальных сообществ. Тот и другой методы с точки зрения организации оказались сложными, не столько из-за тщательной подготовки, сколько из-за поиска каналов выхода на представителей цыганских общин и семей, которые согласились на проведение встреч с наиболее уважаемыми их представителями, из-за определения времени и места проведения фокус-групп. В статье представлены данные, которые позволили провести анализ сохраняющихся и утрачиваемых некоторых социальных норм, раскрывающих элементы традиционной культуры цыганского этноса, сохраняющего свою самобытность в условиях современного общества.

Ключевые слова: цыганские общины, молдавские цыгане, русска рома, крымские цыгане, традиционная культура, цыганские законы

Для цитирования: Гуденкова, О. И. Социокультурные процессы в цыганских общинах Тюмени (результаты социологического исследования) / О. И. Гуденкова, Л. В. Ребышева. - DOI 10.31660/1993-18242023-2-9-20 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2023. - № 2. -С. 9-20.

Sociocultural processes in Roma communities in Tyumen (results of a sociological research)

Olesya I. Gudenkova*, Lidia V. Rebysheva

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia * gudenkovaoi@tyuiu.ru

Abstract. The article is based on data from focus groups, which were conducted in 2023 among representatives of two Roma communities living in Tyumen: Moldovan Roma and Russka Roma (Russian Roma). The choice of this method of gathering information is due to the closeness of Romani people, who practically don't cooperate with scientists, which makes it difficult to obtain and interpret data. During the focus groups, we have used an auxiliary method such as an interview to obtain additional information. This allowed us to reveal intra-communal ideas and norms for the functioning of local communities. Both methods turned out to be difficult from the point of view of organization, since they required not so much careful preparation as the search for channels to reach the Gypsy barons, which made it possible to meet with the most respected representatives of

the Gypsy camps and to determine the time and place for the focus groups. The article presents data that made it possible to carry out a qualitative analysis of some elements of the traditional culture of Romani people, who have managed to preserve their identity in the conditions of modern society.

Keywords: Roma communities, Moldovan Roma, Russian Roma, Crimean gypsies, traditional culture, Gypsy court

For citation: Gudenkova, O. I., & Rebysheva, L. V. (2023). Sociocultural processes in Roma communities in Tyumen (results of a sociological research). Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (2), pp. 9-20. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2023-2-9-20

Введение

Цыгане всегда считались древним народом, прародиной которых является Индия, они расселены по всему миру и их можно встретить на всех континентах. Впервые о цыганах появляются сведения в российском государстве в 1733 году (во время правления Анны Иоанновны, четвертой дочери Ивана IV), а в 1774 году упоминается «Соколовский хор» графа А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино, первым руководителем которого значился местный цыган И. Соколов. Официальное же закрепление данного этноса происходит спустя десять лет, в 1783 году, когда цыган отнесли к государственным крестьянам с правом выбора любого сословия. В этот период цыгане не подвергались преследованию, были даже зарегистрированы случаи родства цыган с дворянскими семьями, а классики в своих произведениях называли их людьми, наделенными «вольным духом», «свободой». До революции 1917 года цыгане получали образование, развивали свою культуру, широкую известность имели цыганские театры, формировалась цыганская интеллигенция. После революции советская власть уделяла внимание всем национальным меньшинствам, но особое — цыганам, поскольку в 1920-1930 гг. в РСФСР и других государствах они представляли серьезную социальную проблему из-за своего изолированного, кочевого образа жизни. Принятые молодым государством постановления (к примеру, «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни» от 01.10.1926 г.; «О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни» от 20.02.1928 г.; «Об учете цыган, желающих заняться сельским хозяйством» от 01.10.1926 г.; «О состоянии работы по обслуживанию трудящихся цыган» от 01.04.1932 г. и мн. др.) должны были содействовать переходу цыган на оседлость, которая предполагала постоянную трудовую занятость взрослого населения, получение образования детьми в открываемых цыганских школах, созданию литературного цыганского языка, интеграции части цыганского населения в советское общество в целом. М. С. Каменских, изучив не публиковавшиеся ранее архивные материалы и данные по учету цыганского населения, охарактеризовал политику создания цыганских колхозов на Урале в 1920-1930 гг. [1]. На основе проведенного анализа он пришел к заключению, что работать в сельском хозяйстве по советским стандартам цыгане не желали, а это вызывало недовольство местного населения и делало невозможной идею создания цыганских колхозов в перспективе. Действительно, цыганские колхозы создавались, но существовали очень короткое время, и цыгане уходили на кочевку.

Но в конце 1930-х годов были запрещены и прекращены все научные исследования, связанные с жизнедеятельностью цыган. Этот запрет сохранялся до начала 1970-х годов.

Всероссийская перепись населения в 1926 г. зафиксировала в Уральской области 1997 цыган, из этого числа 47 % составляли мужчины, а 53 % — женщины. По данным переписи, около 6 % цыганского населения было грамотным в той или иной степени. Четверть цыган проживали в Ишимском округе, 22 % — в Курганском округе, в Тюменском округе — только 17 % [2]. По данным переписи населения 2010 г., в России учтено 205 тыс. цыган, в процентном выражении это число составляет 0,14 % от численности всех россиян. На юге Тюменской области официально зарегистрированы 1 364 цыгана, в Тюмени — 1 004, Ялуторовске — 15, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре цыгане проживают в городах Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске [3]. По нашему мнению, это число не соответствует действительности. По мнению председателя ассоциации молдавских цыган Тюменской области «Штарх» Г. С. Виноградова, только в четырех таборах в Тюмени проживает около полутора тысяч молдавских цыган, русских рома около 700 и крымских цыган примерно 70 человек.

Распад СССР негативно повлиял на социально-экономическое благополучие всех россиян в целом, но наиболее сильные испытания выпали на цыганские общности, которые вынуждены были мигрировать не только в мегаполисы, центральные российские регионы, но и за пределы государства (в страны ближнего зарубежья и в Западную Европу) в поисках лучшей жизни (кочевой образ жизни сработал у цыганского населения на генетическом уровне), что привело к этническому разнообразию цыган в географическом положении. Развитие социальной политики в стране постепенно стало положительно сказываться на положении всего населения. В 1999 г. была создана Федеральная национально-культурная автономия российских цыган (русских рома), инициатором и организатором выступила Н. Г. Деметер. Главная цель создания новой федеральной структуры состояла в сохранении цыганской культуры, в оказании поддержки цыганам в ходе их интеграции в российское общество.

Литературный обзор

Проведенный авторами анализ научных источников показал, что системно социологические исследования среди цыганского населения не проводились. Эпизодически проводились этнологические, социокультурные, социально-демографические и фольклорные исследования. Так, в 2002-2003 гг. под руководством А. В. Черных в городе Перми было проведено полевое этнографическое исследование среди молдавской группы цыган. В ходе исследования изучались основные этапы этнической истории молдавских цыган-кэлдэраров, характерные элементы традиционной материальной и духовной культуры, анализировалось современное состояние и проблемы развития данной группы цыган, компактно проживающих в Перми [4]. В ходе второго исследования, проведенного А. В. Черных через пятнадцать лет по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), изучены особенности мобильности данной группы, выявлены трансформации в кочевом образе жизни. Изучение истории локальной группы кэлдэраров на примере рувони позволило сформулировать вывод о том, что они пе-

решли сначала от кочевания в повозках, бричках, кибитках к перемещению в поездах, а позже к проживанию на одном месте несколько лет. Товарные вагоны, по мнению самих цыган, на десятилетия заменили им цыганские кибитки, сняли проблемы по уходу и кормлению лошадей. По мнению А. В. Черных, данная группа цыган продолжает сохранять и сегодня кочевую ментальность, что проявляется в их мобильности и готовности сменить место жительства в любое время. Другой вывод, который формулирует автор, состоит в том, что кочевые традиции сохраняются как признак цыганского образа жизни, выступают важным критерием цыганской идентичности [5].

М. В. Смирнова-Сеславинская и Г. Н. Цветков в 2000-2008 гг. провели фольклористический и социоантропологический анализ текстов цыган ловарей, раскрывающих особенности цыганского фольклора, их устной истории [6]. В. Н. Шайдуров, П. Н. Алешин провели историографический обзор опубликованных в России и за рубежом работ о цыганах. По мнению ученых, история изучения цыган прошла три этапа: 1820-1920-е гг.; 1960-1991 гг. и с 1992 г. по настоящее время [7].

В 2018 г. вышла коллективная монография «Цыгане», другие работы, в которых на основе архивных и полевых этнографических источников российскими учеными проанализированы и представлены основные этапы развития этнической истории различных групп цыган, специфика миграций, демографические процессы и современные проблемы развития этноса. Подробно освещена традиционная духовная и материальная культура некоторых цыганских групп, их язык, социальное обустройство быта, календарные и семейные праздники, обычаи и обряды [8-11].

Первое комплексное социологическое исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Федерального агентства по делам национальностей в 2015 г. на тему «Социально-экономические, этнокультурные и правовые проблемы цыган в России», включало проведение качественных и количественных исследований. Так, в анкетном опросе приняли участие 1 000 респондентов из 30 российских субъектов, где массово представлены цыгане. В ходе опроса исследователями была реализована многоступенчатая стратифицированная территориальная, случайная выборка респондентов с элементом целенаправленного отбора [12]. Одновременно проводились фокус-группы и диадические интервью с представителями цыганских семей.

Отсутствие в научном обороте результатов комплексных этносоциологических исследований цыган, локально проживающих в Тюмени, подтолкнуло авторов к разработке программы такого исследования. В конце 2022 — начале 2023 гг. авторы приступили к реализации программы социологического исследования, которая включала три этапа.

Материалы и методы

На первом этапе исследования (октябрь-декабрь 2022 г.) был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 332 представителя цыганской национальности, проживающих в г. Тюмени. В ходе опроса ставилась задача выявить отношение молдавских цыган, русских рома и крымских цыган к традициям и новациям, цыганским обы-

чаям, законам, семейным ценностям, в том числе отношение к смешанным бракам, к цыганскому суду, к образованию цыганских детей [13].

На втором этапе исследования (ноябрь 2022 г. — январь 2023 г.) был проведен опрос жителей областного центра с целью изучения их отношения к цыганам в целом, к их культуре, обычаям, традициям. Нам было важно выяснить, какие чувства испытывают жители при общении с цыганами, как они относятся к интеграции цыган в современное общество.

На третьем этапе (февраль 2023 г.) были проведены фокус-группы с представителями наиболее многочисленных цыганских групп: молдавскими цыганами и русска рома. Крымские цыгане не приняли приглашение к участию в фокус-группе. Представитель русска рома, проводивший переговоры со старейшим представителем крымских цыган, объяснил их отказ малым представительством данной группы в Тюмени и разрозненным проживанием в городе. Всего в Тюмени проживает около десяти семей крымских цыган.

Отметим, что фокус-группы проводились отдельно с представителями молдавских цыган и русских цыган. Фокус-группа с молдавскими цыганами проводилась на территории табора при непосредственной помощи в организации председателя ассоциации молдавских цыган в Тюменской области Г. С. Виноградова, который любезно предоставил участникам возможность встретиться в его доме. Фокус-группа с русска рома проходила при активной поддержке И. А. Гуденкова в его доме.

Результаты и обсуждение

В ходе проведения фокус-групп ставилась исследовательская задача — выяснить, какие традиции и у каких групп цыган сохраняются сегодня в неизменном виде, какие исчезли или утратили свое значение, а какие сохранились, но видоизменились в современных условиях. Для получения качественной информации в ходе фокус-групп проводилась запись на диктофон, по просьбе участников видеозапись не велась. Модератор озвучивала вопросы участникам, фиксировала ответы в блокноте и одновременно осуществляла, как было отмечено выше, запись на диктофон, что позволило в дальнейшем зафиксировать, проанализировать и провести сравнительный анализ полученной информации.

В ходе встречи задавались наводящие вопросы участникам фокус-групп из числа молдавских и русских цыган, чтобы составить картину о традициях и новациях в культуре крымских цыган. Такая возможность обусловлена тем, что контакты между представителями всех трех цыганских общин осуществляются регулярно.

По нашему мнению, использование количественного (анкетный опрос, анализ статистических данных) и качественного (фокус-группы, интервью) методов исследования позволили выполнить заранее определенные задачи. Более того, часть вопросов из анкетного опроса была задана и участникам фокус-групп, что позволило провести сравнительный анализ и сопоставить полученные данные. В общем, мы пришли к заключению, что полученная нами картина в целом отражает существующую ситуацию в

среде российских цыган. Более того, она сопоставима и с результатами анкетного опроса, проведенного ВЦИОМ в 2015 г.

Кроме того, следует отметить, что все участники фокус-групп хорошо владеют русским языком, позитивно воспринимали форму проведения встречи, проявляли открытость к модератору, принимали активное участие в обсуждении всех тематических вопросов, существующих проблем. Модератор (один из авторов данной статьи) отметила, что не испытывала трудностей во время встречи и при обсуждении всех тематических вопросов.

Следует обратить внимание, что полученная характеристика системы воспроизводства традиционных ценностей в двух исследуемых цыганских сообществах, осуществленная в процессе проведения фокус-групп, подтвердилась и в ответах респондентов, полученных в ходе анкетного опроса. Так, среди представителей русска рома значимость соблюдения и воспроизводства цыганских традиций несколько ниже, чем среди молдавских цыган. В ходе анкетного опроса выяснилось, что каждый второй цыган из числа русска рома выступает за сохранение традиционного образа жизни, то есть считает, что цыгане должны жить как предки, соблюдать традиции и обычаи своего народа, а каждый шестой полагает, что они должны жить как все россияне, но соблюдая цыганские традиции и законы. Одновременно четверть респондентов открыто заявили, что хотят жить как все современные люди и пользоваться благами цивилизации. В ходе встречи и интервью русска рома признались, что, действительно, большинство из них обрусели (не носят традиционную одежду, положительно относятся к смешанным бракам, все дети стремятся получить не только общее среднее, но и высшее образование и пр.), но соблюдают основные цыганские законы.

Заострим внимание на том, что в понимании цыган цыганские традиции и цыганские законы равнозначны. Когда участников просили перечислить традиции, которые сохранились среди цыган сегодня, то участники фокус-групп отвечали: «Мы выполняем основные цыганские законы».

1. Представители старшего поколения являются авторитетом для всех. В доме с родителями остается жить младший сын, который заботится о них до смерти.

2. Много ограничений предписывается женщине. Жена сына не может лечь спать раньше родителей. Во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин. На торжествах они не могут танцевать с мужчинами, если не являются родственниками.

По словам самих участников, «роль женщины в традиционной культуре цыган принижена, на нее можно прикрикнуть, она промолчит, женщина должна говорить тише мужчины. Если дом двухэтажный, то она не может подняться на второй этаж, пока не поднимется наверх мужчина (муж, отец или свекор). Женщина не должна перешагивать через мужскую обувь, не может пройти перед мужчиной или компанией мужчин, пока не попросит их отвернуться.

3. Девушка (невестка) в семье не может высказывать свое мнение, пока не родится ребенок. Она («молодуха», «сноха») должна вставать раньше всех, готовить еду для всей семьи, все бытовые работы лежат на ней, за ребенком во время домашних работ помогают смотреть взрослые члены семьи.

4. Перед выходом из дома, дальней дорогой сохраняется обычай читать молитву. В каждом доме отводится специальный уголок, где размещается икона с занавесками.

5. Соблюдаются и поддерживаются семейные ценности. Со слов участников: «Цыгане не предают семью, у нас не распространены разводы, родителей не отдаем в дома престарелых, а детей — в детские дома (в случае потери родителей). У нас просто нет таких домов! Если по улице идет цыганка и увидит ребенка, то она обязательно угостит его сладким, даже если это ребенок другой национальности».

Ниже представлены данные, которые позволяют провести сравнительный анализ некоторых социокультурных норм в жизнедеятельности молдавских и русских цыган, проживающих в Тюмени (по результатам фокус-групп) (таблица).

Социокультурные нормы в жизнедеятельности молдавских и русских цыган, проживающих в Тюмени (порезультатам фокус-групп)

Наименование Цыганские сообщества, проживающие в Тюмени

Молдавские цыгане Русска рома Крымские цыгане*

Социальные нормы

Социальная организация Цыганский табор Семья

Социальный институт Община Семья

Правовая организация Цыганский суд

Семейная обрядность

Рождение ребенка Сохраняется, крещение Сохраняется, наречение имени в мечети

Свадебные обряды Сохраняется

Похоронный обряд Сохраняется, хоронят на крестьянском кладбище Сохраняется, предают земле на мусульманском кладбище

Поминальный обряд Поминают в день похорон, в 9, 40 дней, полгода и год. Траур 1 год Поминают на 3-й, 7-й, 51-й день, в год

Традиционная культура

Одежда Сохраняется у женщин Перешли на современный гардероб Перешли на современный гардероб, но женщина всегда покрывает голову платком

Пища Блюда разных народов, из традиционной кухни — голубцы по-цыгански, петимост, сывияко, цыганский чай с фруктами Блюда разных народов, из традиционной кухни — фарба, цыганский чай с фруктами Блюда разных народов, цыганский чай с фруктами

Хозяйственные занятия У женщин сохраняются полностью, у мужчин почти утрачены Утрачены

Примечание:* — сведения обобщены и представлены со слов и оценок, полученных в ходе фокус-групп с представителями молдавских и русских цыган Тюмени

Выводы

Заключения, к которым мы пришли в ходе анализа информации, полученной от участников фокус-групп, подтверждают выводы российских исследователей о том, что традиционные занятия отличают одну группу цыган от другой, при этом степень следования традиционным занятиям дифференцирована среди различных цыганских сообществ. Так, традиционные мужские занятия у молдавских цыган, проживающих в Тюмени, сохраняются больше в памяти по рассказам отцов, дедов и прадедов. Предки были хорошими кузнецами, лудильщиками, ремонтировали ведра, баки, котлы, емкости для воды по заказу колхозов и совхозов, варили железные оградки. Сегодня лужением уже почти никто не занимается, поскольку в современных условиях потребность в металлической посуде и изделиях, произведенных кустарным способом, исчезла.

Традиционные женские занятия сохраняют свою значимость в быту и сегодня. В повседневной жизни женщины, как и раньше, занимаются воспитанием детей, а в свободное время гадают, чаще у себя дома или в таборе, крайне редко их можно встретить в городе. 10-15 лет назад у цыганок были негласно обозначенные места, где они гадали (железнодорожный и автовокзалы, гостиницы «Восток», «Турист», ЦУМ и др.). Безусловно, гадание претерпевает изменения, обусловленные временем: если раньше цыганка занималась гаданием, то рядом с ней были дочери, которые учились у матери традиционному ремеслу, сегодня цыганки гадают без дочерей, поскольку последние ходят в школу. Цыганки жалуются, что у них «появились конкурентки — профессиональные гадалки, экстрасенсы, которые предпочитают гадать дистанционно, в социальных сетях и в своих аккаунтах» (В. С., молдавская цыганка, 42 года).

Традиционное жилище цыган, как и кочевой образ жизни, полностью исчезли, цыгане не используют палатки, шатры, сегодня они живут в деревянных или кирпичных домах. Домашний уклад цыган, проживающих в Тюмени, не сохранил элементов кочевой жизни: интерьер в домах и квартирах современный, помещения меблированы, оснащены бытовой техникой. При этом во всех домах и квартирах в противоположном от входа углу центральной комнаты по-прежнему размещается полка с иконами, закрытая небольшими занавесками. По нашему мнению, интерьер цыганского жилища практически утратил этническую специфику и ничем не отличается от обычной городской квартиры. Как было отмечено выше, традиционная одежда сохраняется у молдавских женщин, но мужчины перешли на современную одежду. Редко можно встретить представителя пожилого возраста в вышитой куртке или жилетке, штанах и высоких сапогах. Женская одежда сохраняет цыганскую самобытность, цыганки сами шьют ее вручную. Г. С. Виноградов рассказал, что в таборе работает ателье, где цыганкам можно сшить под заказ юбки, фартуки и кофты.

Говоря о традиционной кухне, участники единодушно заявили, что чаще готовят блюда представителей соседних с ними национальностей. Исконно цыгане кочевали и селились на один или несколько сезонов в том или ином поселении. Не имея постоянных занятий, они вынуждены были приобретать продукты питания либо у сельских жителей, либо на рынках или в магазинах. Наши информанты также считают, что кочевой образ жизни наложил отпечаток на цыганскую кухню. Но некоторые блюда они помнят и готовят и сегодня. Молдавские и русские цыгане готовят сладкий пирог сывияку,

начинкой которого служит творог, мак, изюм, курага и другие сухофрукты. Готовится такой пирог на Рождество, Пасху и Петров день. Но в последние десятилетия цыгане, по их признанию, используют современные продукты, способы приготовления и готовят блюда различных кухонь (прим. авторов: как и представители других национальностей, как и большинство тюменцев). По оценкам цыган, большинство блюд традиционной кухни сегодня забыты, и о них помнят чаще представители старшего поколения, а попробовать их можно за праздничным столом.

Социальная организация сохраняется сегодня только у молдавских цыган: они живут табором, общиной, включающей представителей из числа родственников нескольких семей. Цыганский табор выполняет свои функции, позволяя управлять жизнью общины, решать возникающие проблемы, коллегиально принимать решения, регулировать нормы жизни, консолидировать общину. Возглавляет табор баро (прим. авт.: обычно говорят барон, по незнанию), самый уважаемый представитель, старший по возрасту, он осуществляет контакт с представителями власти, решает спорные вопросы и возглавляет цыганский суд.

Социальный статус русских и крымских цыганок меняется быстрее молдавских, но и у молдавских он претерпевает изменения последние десять лет. «Если женщина раньше имела 10 % прав, а мужчина — 90 %, то сегодня, — рассказывает Г. С. Виноградов, — это соотношение составляет 30 к 70 %. Если бы мне десять лет назад, — признается он, — сказали, что я буду поздравлять женщин своего табора на 8 марта и дарить им цветы с подарками, я бы сам над собою посмеялся». Если социальный статус цыганской женщины меняется, то половозрастная регламентация поведения в цыганской среде по-прежнему сохраняется. У молдавских цыган возраст вступления в брак повысился с 9-12 лет до 15-16, количество детей снизилось с 5-6 до 2-3 у русских и крымских цыганок, а молдавские цыганки по-прежнему рожают 5-6 детей. «Сегодня цыгане не заводят много детей, как раньше, рожают одного или двух, трех детей почти ни у кого нет. Меньше рожают, так как детям нужно давать образование, поднимать, родители хотят, чтоб дети жили достойно. Поэтому и стали меньше рожать» (О. И., молдавская цыганка, 38 лет). Если у молдавских цыган не поощряются и даже запрещаются браки с представителями других групп цыган и других национальностей, то у русских цыган эти предписания утрачены. Более подробно о других нормах и традициях, обрядах цыган, проживающих в Тюмени, будет освещено в следующих работах авторов.

Список источников

[1] Каменских, М. С. Вовлечение цыганского населения в колхозное строительство на Урале в конце 1920-х - 1930-е годы / М. С. Каменских. - 001 10.7242/19982097/2017.4.13. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского научного центра УРО РАН. - 2017. - № 4. - С. 83-90.

[2] Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. 4 : Вятский район, Уральская область, Башкирская АССР. Отдел 1. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность / ЦСУ СССР, Отд. Переписи ; [предисловие М. П. Красильникова, О. А. Квиткина, М. Р. Ходоса]. - Москва : Издание ЦСУ СССР, 1928. -423 с. - Текст : непосредственный.

[3] Клюева, В. П. Цыгане Тюменской области в 2010-е гг. / В. П. Клюева. - DOI 10.24412/cl-36990-2022-1-92-97. - Текст : непосредственный // Библиотека цыгано-ведческих исследований. - 2022. - № 1. - С. 92-97.

[4] Черных, А. В. Пермские цыгане : Очерки этнографии цыганского табора : (по материалам исследований цыган микрорайона «Чапаевский» г. Перми) /

A. В. Черных ; администрация города Перми, Пермский университет. - Пермь, 2003. - 60 с. - Текст : непосредственный.

[5] Черных, А. В. Кочевое прошлое и современная мобильность цыган-кэлдэраров России / А. В. Черных. - Текст : непосредственный // Уральский исторический вестник. - 2017. - № 2 (55). - С. 35-43.

[6] Смирнова-Сеславинская, М. В. Цыгане : происхождение и культура : социально-антропологическое исследование / М. В. Смирнова-Сеславинская, Г. Н. Цветков. -Москва, София : Парадигма, 2009. - 828 с. - Текст : непосредственный.

[7] Шайдуров, В. Н. Цыгане Российской империи (историографический обзор) /

B. Н. Шайдуров, П. Н. Алешин. - Текст : непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : История и право. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 259-268.

[8] Цыгане / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ответственные редакторы Н. Г. Деметер, А. В. Черных - Москва : Наука, 2018. -614 с.

[9] Деметер, Н. Г. Цыгане на постсоветском пространстве и в Европе : исторические, социальные и культурные перспективы / Н. Г. Деметер. - Текст : непосредственный // Этнографическое обозрение. - 2011. - № 3. - С. 120-130.

[10] Гуцалов, А. А. Цыгане : традиционная культура и современный мир / А. А. Гуца-лов. - Текст : электронный // Наследие веков : электронный научный журнал Южного филиала Института наследия. - 2015. - № 4 (4). - С. 44-55. - URL: http://heritage-magazine.eom/index.php/HC/issue/view/8/10.

[11] Марушиакова, Е. А. Цыганский суд в Восточной Европе : концепция, виды и современные трансформации / Е. А. Марушиакова, В. З. Попов. - DOI 10.7256/22221956.2013.01.3. - Текст : непосредственный // Культура и искусство. - 2013. -№ 1. - С. 41-46.

[12] Михайлова, Е. А. Методические особенности исследования закрытых этнических групп : опыт организации первого репрезентативного опроса цыган в России / Е. А. Михайлова, С. Р. Хайкин. - DOI 10.14515/monitoring.2016.3.05. - Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2016. - № 3 (133). - С. 68-80.

[13] Хайруллина, Н. Г. Традиции и новации в культуре современных цыган : региональный подход / Н. Г. Хайруллина, О. И. Гуденкова, Л. В. Ребышева. - DOI 10.31660/1993-1824-2023-1-108-120. - Текст : непосредственный // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2023. - № 1. - С. 108-120.

References

[1] Kamenskikh, M. S. (2017). The involvement of the gypsy population in collectivization process in the Urals in 1920s-1930s. Perm Federal Research Centre Journal, (4), рр. 83-90. (In Russian). DOI: 10.7242/1998-2097/2017.4.13

[2] Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1926 goda. T. 4: Vyatskiy rayon, Ural'skaya oblast', Bashkirskaya ASSR. Otdel 1. Narodnost'. Rodnoy yazyk. Vozrast. Gramotnost' (1928). Moscow, TSSU SSSR Publ., 423 p. (In Russian).

[3] Klyuyeva, V. P. (2018). The gypsies of Tyumen oblast in the 2010s. Biblioteka tsigaovedcheskikh issledovaniy, (1), pp. 92-97. (In Russian). DOI: 10.24412/cl-36990-2022-1-92-97

[4] Chernykh, A. V. (2003). Permskie tsygane: Ocherki etnografii tsyganskogo tabora: (po materialam issledovaniy tsygan mikrorayona "Chapaevskiy" g. Permi). Perm, 60 p. (In Russian).

[5] Chernykh, A. V. (2017). Nomadic past and modern mobility of the roma kalderar in Russia. Ural historical journal, (2(55)), pp. 35-43. (In Russian).

[6] Smirnova-Seslavinskaja, M. V., & Tsvetkov, G. N. (2009). Tsygane: proishozhdenie i kul'tura : Social'no-antropologicheskoe issledovanie. Moscow, Sofiya, Paradigma Publ., 828 р. (In Russian).

[7] Shaidurov, V. N., & Alyoshin, P. N. (2019). Gypsies of the Russian empire (Historio-graphical review). Proceedings of the southwest state university. Series: History and law, (9(4)), pp. 259-268. (In Russian).

[8] Demeter, N. G., & Chernykh, A. V. (Eds) (2018). Tsygane. Moscow, Nauka Publ., 614 p. (In Russian).

[9] Demeter, N. G. (2011). Gypsies in the post-soviet space and in Europe: historical, social, and cultural prospects. Ethnographic review, (3), pp. 120-130. (In Russian).

[10] Gutsalov, A. A. (2015). Roma: the Traditional Culture and the Contemporary World. Heritage of Centuries, (4(4)), pp. 44-55. (In Russian). Available at: http://heritage-magazine.com/index.php/HC/issue/view/8/10

[11] Marushiakova, E. A., & Popov, V. Z. (2013). Tsyganskiy sud v Vostochnoy Evrope: kontseptsiya, vidy i sovremennye transformatsii. Culture and art, (1), pp. 41-46. (In Russian). DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Mikhaylova, E. A., & Khaikin, S. R. (2016). Methodical features of surveying closed ethnic minorities: organizing the first representative survey of the Roma in Russia. Monitoring of public opinion: Economic and Social Changes, 3(133), pp. 69-80. (In Russian). DOI: 10.14515/monitoring.2016.3.05

[13] Khairullina, N. G., Gudenkova, O. I., & Rebysheva, L. V. (2023). Traditions and innovations in the culture of modern Romani people: a regional approach. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (1), pp. 108-120. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2023-1-108-120

Информация об авторах / Information about the authors

Гуденкова Олеся Ивановна, аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, gudenkovaoi@tyuiu.ru Ребышева Лидия Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Olesya I. Gudenkova, Postgraduate at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, gudenkovaoi@tyuiu.ru

Lidia V. Rebysheva, Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen

Статья поступила в редакцию 18.04.2023; одобрена после рецензирования 28.04.2023; принята к публикации 10.05.2023.

The article was submitted 18.04.2023; approved after reviewing 28.04.2023; accepted for publication 10.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.