Социокультурные предпосылки возникновения высшего педагогического образования в Королевстве Саудовская Аравия
Осман бен Осман (Московский гуманитарный университет)*
В статье рассмотрены основные факторы социальной и культурной среды Саудовской Аравии, ставшие предпосылками возникновения и формирования саудовского высшего педагогического образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, Саудовская Аравия, учитель.
По данным переписи 2006 г., население Королевства Саудовская Аравия (КСА) составляло 27,02 млн человек, в том числе 5,58 млн иностранцев. Коэффициент рождаемости — 29,56 (на 1000 человек), смертности — 2,62. Население Саудовской Аравии характеризуется быстрым ростом (1-1,5 млн в год) и молодостью. Подданные, не достигшие 14 лет, составляют почти 40% населения. В некоторых городах плотность населения равна 1000 человек на кв. км.
Существует несколько факторов, которые являются определяющими в формировании социального состава КСА. К ним можно отнести следующие:
1) обширная территория КСА по сравнению с соседними государствами. КСА является крупнейшей страной в своем регионе;
2) обширность географической территории обусловливает наличие в стране различных географических зон, неоднородность рельефа, а также различных социальных условий;
3)семья, клан — основная ценность в жизни саудовцев (Атаулла 2000: 37);
4) огромное значение имеет сохранение и соблюдение обычаев и традиций, в основе которых лежат предписания исламской религии, на них строятся ценности мусульманского саудовского общества;
5) бедуинство как образ жизни большей части жителей в начале эпохи подъема обра-
зования в КСА, встреча бедуинов с новыми для них условиями и ценностями городской жизни;
6) быстрота внедрения новых понятий в саудовском социуме;
7) способность саудовцев быстро адаптироваться к новым условиям и идти в ногу со временем;
8) политическая стабильность, сохраняющаяся на протяжении уже около 100 лет, с момента образования этого государства.
Эти и другие факторы сказались на подготовке идейной основы построения общества, способного отказаться от кочевничества, безграмотности, преобладания клановости ради стремления к культурному подъему, региональному, человеческому, религиозному и национальному развитию (Зияда Хам-дан, 2006: 108). Достижение всех этих целей является приоритетным для правящей династии семейства Сауда, во главе которой стоял основатель страны король Абдулазиз бен Абдуррахман Аль-Сауд (Абдель-Азиз ибн Сауд, или Абдель-Азиз II). Своим правлением (в 1932-1953 гг.) он заложил основы нынешнего подъема страны.
Прежде всего, Королевство Саудовская Аравия является местом зарождения и распространения ислама. На протяжении трех эпох правления династии Саудов, известных как Первое Саудовское государство (1744-1817 гг.), Второе Саудовское государ-
* Осман бен Осман (Саудовская Аравия) — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
ство (1824-1891 гг.) и Третье Саудовское государство (с 1902 г. до наших дней), огромную роль в Саудовской Аравии играет религиозное образование.
Важно, что религиозное образование строилось на понятии «таухид», т. е. единобожия, на изучении Корана и коранических наук, жизнеописания пророка Мухаммада, хадисов, исламского права. Обучение протекало сообразно положению и требованиям общества — оседлой его части, живущей в городах, и бедуинов-кочевников, передвигавшихся по пустыням в поисках воды и пастбищ.
У саудовского общества в целом, а особенно у тех, кто его возглавлял, всегда присутствовало сознание своего долга как необходимости распространения ислама. Также определяющим в сознании саудовского общества является мнение о необходимости соблюдения шариата для достижения благоденствия на земле (Мубарак, 1998: 2).
Отсюда следовала важность образования и необходимость развития этой сферы. Качественные отличия в научных трудах, посвященных образованию, появились после возвращения студентов-саудовцев, обучавшихся за рубежом. Проведенные ими научные исследования могут быть разделены на пять основных направлений.
1. Необходимость образования наряду с его распространением среди всех слоев населения, объяснение гражданам одинаковой важности и необходимости обучения как мальчиков, так и девочек.
2. Необходимость составления программ и учебных планов, соответствующих образу жизни, традициям и обычаям саудовского общества.
3. Попытка использовать условия социальной стабильности для распространения городского образа жизни. Вместе с тем на построение основ педагогики и образования всегда влияют предписания ислама (Шатта Абу Саад, 2003: 3).
4. Обращение за помощью к работникам сферы образования из других арабских стран для взаимного сближения и обмена
опытом с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере образования, уровень профессионализма которых отвечал бы современным стандартам, чтобы эти специалисты в дальнейшем развивали и улучшали систему образования КСА.
5. Подготовка и национализация образовательной среды, пригодной для создания образовательной базы КСА: школ, институтов, университетских факультетов, а также использование современных образовательных средств, методов и приемов обучения, помогающих донести знания лучше и большим количеством способов, при этом соответствуя саудовской среде с ее климатическими, географическими и религиозными особенностями. Следует отметить, что именно религиозность культуры Саудовской Аравии — причина разделения процесса образования на две части — мужскую и женскую.
Эта последняя особенность образовательного процесса удвоила усилия и сделала образовательное поле КСА обширным. Стремление и усилия саудовских правителей и первого поколения руководителей департамента образования Саудовской Аравии были направлены на становление, развитие, обновление и совершенствование системы образования в стране. С момента образования КСА до настоящего времени система образования страны прошла большой путь и претерпела немало изменений.
Социальные факторы, которые стали основой достижений в педагогическом образовании КСА, состоят в следующем.
1. Городское саудовское общество с момента появления ислама убеждено в том, что знание делится на две основные части: шариатское знание, которое обязательно для каждого мусульманина и мусульманки в соответствии с высказыванием пророка Мухаммада: «Требование знания — обязанность каждого мусульманина» (приводится в «Сахихе» Муслима, Китабуль-иман — «Глава о знании», а также в «Сахихе» аль-Бухари). Мусульманин должен знать основы ислама, взаимодействия с другими людьми,
осознавать свое место в жизни, свое предназначение. Это нужно для того, чтобы жизнь протекала согласно предписаниям ислама, что необходимо для формирования грядущих поколений, воспитанных на трех главных целях жизни любого мусульманина:
— поклонение Аллаху, кроме которого нет божества, кто единственный достоин поклонения;
— заселение Земли и наместничество на Земле, совершение одобряемого, но не порицаемого. Побуждение других к совершению добра, предостережение от совершения порицаемых действий;
— сохранение человеческого рода чистым и здоровым путем заключения законного брака согласно законам ислама.
Что касается второй части знания, то это светское знание, получение которого является обязательным не для всех, а только для некоторых членов общества. Саудовское общество прекрасно осознает необходимость освоения светского знания, так как без него невозможно существование страны и ее развитие в современном мире. Саудовское общество прекрасно осознает и необходимость освоения профессий, которые обеспечивают подъем и силу в технической, экономической, военной, политической и других сферах (Бен Сауд Аль-Худейр, 1999: 191).
2. Необходимо поднятие уровня профессионализма практикующих саудовских учителей. Это поможет лучше формировать учеников, основываясь на принципах сохранения и соблюдения саудовских традиций и обычаев, чего не смогут в полной мере добиться учителя, работающие по контракту и прибывшие из соседних дружественных государств (Ас-Салюм, 1999: 35).
3. Прием саудовской молодежи — юношей и девушек — на педагогические факультеты способствовал увеличению числа вузов по подготовке учителей, центров педагогической и социальной подготовки, строительству школ, образовательных учреждений в количестве, достаточном для удовлетворения все более возрастающего спроса и интереса абитуриентов. Иногда государство да-
же было вынуждено арендовать частные строения, чтобы использовать их как учебные заведения, пока сами заведения не были построены.
4. Уровень естественного прироста населения в КСА — один из самых высоких среди всех развивающихся стран. В результате происходит увеличение числа граждан школьного возраста, что ведет к необходимости роста числа педагогов.
5. Острая необходимость КСА в окультуривании бедуинов, включение их в городское общество, сближение животноводства с сельским хозяйством и промышленностью. Нужно, чтобы система образования развивалась при участии всего населения КСА, что поддерживало бы стремительное развитие страны, всех ее регионов, вело к освоению пустыни. Это общенациональная задача КСА.
6. Ведущая роль КСА в сохранении распространении ислама, его основ и предписаний, направление и руководство мусульманами, в том числе прибывающими для совершения хаджа, для отдаления их от экстремистских нововведений, шарлатанства в исламе. Это вызывает необходимость основания специальных институтов, факультетов и академий, занимающихся подготовкой религиозных руководителей, учителей и проповедников. Следует развивать эти заведения, выделять на них больше средств из бюджета, пока они полностью не будут соответствовать современным образовательным стандартам.
7. Правительство КСА с самого начала его просветительских шагов опиралось на подготовку исследователей и психологов; формирование семей, сохраняющих правильные устои, связь семьи (первого социального учреждения) с образовательными учреждениями (Шатта Абу Саад, 2003: 3).
8. Процесс развития образования в КСА, безусловно, не может оставлять без внимания одаренных учеников, студентов педвузов и педагогических факультетов, работников сферы образования. Для таких людей в КСА создаются специальные учебные цен-
тры развития, где они имеют возможность самосовершенствоваться, получать углубленные знания, заниматься исследовательской и изобретательской деятельностью, направленной на улучшение системы образования в стране, что является важной особенностью подобных заведений.
Политика образования в КСА строится на исламской религиозной философии, стремящейся направить человека к достижению добра и защитить его от зла, чтобы жизнь явилась мостом для загробной жизни, в которой человека будет ждать вечное блаженство или вечные муки. Выбор пути — в руках человека, так как путь к добру разъяснен, путь к злу — тоже (Бен Али Аль-Вах-хаби, 2006: 27).
Также важен тот факт, что в КСА подготовка учителей осуществляется по двум направлениям: учителя для мальчиков и учителя для девочек. Для каждого направления созданы свои учебные программы, определен необходимый объем знаний. Все это осуществляется согласно целям государства, стремящегося дать каждому саудовскому человеку достойное образование и воспитание, чтобы он смог участвовать в процессе подъема общества и своей родины. Поскольку в настоящее время сфера образования и педагогики развивается крайне динамично, политика образования КСА предусматривает регулярное, на протяжении всей профессиональной деятельности, ознакомление педагогов с новшествами в этой области посредством центров повышения квалификации, семинаров и мастер-классов. Нельзя недооценивать роль учителя в жизни ученика, поэтому в КСА считается необходимым постоянное совершенствование навыков педагога для более качественного осуществления педагогической деятельности (Аль-Хурр, 2001: 16-17).
Нет сомнений в том, что культурная и социальная сферы играют заметную роль в формировании личности педагога и учеников. Со стороны общества растет уважение к учителю, поднимается престиж профессии. Учитель оказывает влияние на социаль-
ное и культурное развитие общества, ведь его функции не ограничиваются лишь буквальной передачей информации и знаний своим ученикам во время учебных часов, у него есть и другие педагогические роли. Так, он может подавать хороший пример, в результате чего ученики начинают следовать его советам, наставлениям и указаниям. Зачастую учитель может стать верным другом для ученика.
КСА нуждается в учителях-лидерах, в которых должно сочетаться множество положительных нравственных качеств, высокий идейный уровень, культура, знания, сознательность, активная гражданская позиция.
Обратим внимание на следующие культурные особенности саудовского общества, связанные с требованиями, предъявляемыми к саудовским учителям:
1. Общество ожидает и от учителя, который еще проходит подготовку, и от того, который уже работает, осознания важности и почетности выбранного пути. Это социальная миссия, которую могут и обязаны нести далеко не все люди; но тот, кто пошел по этому пути, должен обучать людей добру и помогать им отдаляться от зла.
2. Считается, что процесс социального и культурного роста детей и общества в целом во многом зависит от преподавателей. Педагогу необходимо серьезно и сознательно подходить к своей роли, исполнению своих обязанностей и заботиться о том, чтобы работать наилучшим образом.
3. Распространено представление, подтверждаемое фактами, что работа в сфере образования дает человеку определенный социальный статус. В давние времена учитель являлся религиозным и общественным наставником, он был проповедником, имамом мечети, примирял противоборствующие стороны, к нему обращались за советом, его звали на заседания, где присутствовали уважаемые гости (Абдалла Ад-Дувейш, 1995: 15).
4. Во времена начала первого подъема просвещения жизнь большей части жителей
Аравийского полуострова была связана с пустыней и скотоводством. В тот момент школы играли большую роль в создании стабильности, хотя бы частичной, в жизни кочевников; дети бедуинов смогли получать образование и сопутствующую помощь от страны в виде стипендии. Иногда это делалось специально для того, чтобы они продолжили обучение и призывали других поступать в образовательные учреждения. Это считалось вкладом учителей и учебных заведений, институтов по подготовке учителей в процесс привлечения бедуинов к удовлетворению национальных интересов государства и началу ведения ими городского образа жизни среди оседлого населения, к прекращению кочевничества и скотоводства.
5. В начале эпохи подъема, когда возникло обыкновение отправлять студентов для обучения в другие страны, родители таких студентов опасались, что их дети после обучения за границей изменят своим традициям и обычаям. Но возвращение таких студентов изменило мнение их родителей по этому вопросу, а также повысило статус и положение этих семей, в том числе финансовое и социальное. Это способствовало тому, что многие граждане проявили желание отправить детей для обучения за рубеж. Дети записывались на государственную службу, в специальные школы и комитеты, где отбирали кандидатов на обучение (Абдалла Ад-Дувейш, 1995: 10).
Король Абдулазиз, будучи королем Хид-жаза (вошедшей в 1932 г. в королевство), основал в 1925 г. департамент образования в качестве ядра администрации по делам образования и учащихся, за этим последовало основание первого совета по образованию. Целью его являлось создание полноценной системы образования, имеющей своей задачей объединение религиозного и систематического образования, а также осуществление принципа всеобщности образования, обязательность его для всех. Сформированная система имела вид лестницы, состоящей из четырех ступеней, по которым учащиеся могли подниматься от начального образова-
ния к высшему. Также особое внимание уделялось подготовке кадров, занимающихся администрированием учебных заведений, вопросами планирования и преподавания (Бен Абдулазиз Аль-Мухейзи, 1996: 46-47).
Эти шаги сопровождались пропагандой, гражданам объясняли необходимость обучения детей в школах, призывали получать образование и помогать обустройству и развитию страны и общества. В пропагандистских кампаниях принимали активное участие известные и уважаемые люди, среди которых было множество вождей, шейхов, представителей племенной аристократии, детей эмиров и купцов. Были задействованы и религиозные лидеры. Распространению образования помогла деятельность имамов и проповедников в мечетях, которые призывали людей в городах, деревнях, оседлое население и бедуинов к обучению и объясняли им пользу этого процесса для будущего их семей, общества, страны и грядущих поколений.
В русле этой политики в стране по приказу короля Абдулазиза стала выплачиваться заработная плата всем учителям, а не только лучшим, как раньше, а ученикам — стипендия. Стипендия ученика составляла три мешка риса и четверть кувшина фиников. Это оставило благоприятное впечатление у граждан, студентов и их семей и дало прекрасный эффект, проявившийся в увеличении числа учащихся. Даже необразованные ранее взрослые захотели получать образование, и были образованы классы для обучения взрослых по специальной программе, позже названной «ликбезом».
Такова была социальная и культурная жизнь людей в период начала первого педагогического подъема в КСА.
Большую роль в процессе становления педагогического образования в КСА сыграло культурное и гражданское самосознание общества. Это выразилось в тщательном планировании деятельности сферы образования и педагогики с самых ранних этапов ее развития. Даже в период открытия первых современных государственных учебных за-
ведений в КСА работа по созданию и усовершенствованию государственных органов управления образованием не прекращалась: был основан совет по политике образования, издан нормативный акт, определяющий стандарты предоставления образования, его основы и требования, также постоянно оказывается материальная поддержка образованию со стороны государства (Абдуддаим, 2001: 648). Трепетное и внимательное отношение к образованию сохраняется в Саудовской Аравии со времен правления Абдулази-за и до наших дней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (Вся литература к этой статье — на араб. яз.)
Абдалла Ад-Дувейш, М. (1995) Учитель и умение наставления. Эр-Рияд.
Абдуддаим, А. (2001) Планирование педагогики. Бейрут.
Аль-Хурр, А. (2001) Школа будущего. Доха.
Ас-Салюм, Х. (1999) Общее образование. Эр-Рияд.
Атаулла, С. (2000) К изменению в программах нашего образования. Эр-Рияд.
Бен Абдулазиз Аль-Мухейзи, С. (1996) Мысли и воспоминания об образовании в Королевстве. Эр-Рияд.
Бен Али Аль-Ваххаби, С. (2006) Образование в КСА. Эр-Рияд.
Бен Сауд Аль-Худейр, Х. (1999) Высшее образование в Королевстве: между желаемым и достигнутым. Эр-Рияд.
Зияда Хамдан, М. (2006) Кризис педагогики в развивающихся странах. Бейрут.
Мубарак, Б. (1998) Пророческая программа и цивилизационные изменения. Эр-Рияд.
Шатта Абу Саад, М. (2003) Роль педагогики и образования в достижении социального роста в свете основной системы в Королевстве. Эр-Рияд.
SOCIOCULTURAL PREREQUISITES FOR THE CREATION OF THE PEDAGOGICAL
HIGHER EDUCATION IN THE KINGDOM OF SAUDI ARABIA Osman ben Osman (Moscow University for the Humanities)
The article describes the main factors of social and cultural environment of Saudi Arabia, which became the main prerequisites for the emergence and formation of the Saudi pedagogical higher education.
Keywords: pedagogical education, Saudi Arabia, teacher.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
(All items are in the Arabic language)
Abdalla Ad-Duveish, M. (1995) Uchitel’ i ume-nie nastavleniia. Er-Riiad.
Abduddaim, A. (2001) Planirovanie pedagogi-ki. Beirut.
Al’-Khurr, A. (2001) Shkola budushchego. Dokha.
As-Salium, Kh. (1999) Obshchee obrazovanie. Er-Riiad.
Ataulla, S. (2000) K izmeneniiu v program-makh nashego obrazovaniia. Er-Riiad.
Ben Abdulaziz Al’-Mukheizi, S. (1996) Mysli i vospominaniia ob obrazovanii v Korolevstve. Er-Riiad.
Ben Ali Al’-Vakhkhabi, S. (2006) Obrazovanie v KSA. Er-Riiad.
Ben Saud Al’-Khudeir, Kh. (1999) Vysshee obrazovanie v Korolevstve: mezhdu zhelaemym i dostignutym. Er-Riiad.
Ziiada Khamdan, M. (2006) Krizis pedagogiki v razvivaiushchikhsia stranakh. Beirut.
Mubarak, B. (1998) Prorocheskaia programma i tsivilizatsionnye izmeneniia. Er-Riiad.
Shatta Abu Saad, M. (2003) Rol’ pedagogiki
i obrazovaniia v dostizhenii sotsial’nogo rosta v svete osnovnoi sistemy v Korolevstve. Er-Riiad.