№ 365
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Декабрь
2012
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 304.4+72.03+728.1
И.Д. Верёвкина, Н.В. Шагов
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛОГО ФОНДА В РОССИИ С 1917 ПО 2010 г.
В 1920-х гг. жилой фонд экспроприируется и становится основной собственностью государства. Принцип его распределения и строительство нового ставят первоочередной задачей создание нормативной базы, соответствующей экономическому уровню страны и социальной политике государства. С первых лет Советского государства и до настоящего времени было принято более 400 политических документов, связанных с развитием жилья в нашей стране. Отдельные из них сыграли ключевую роль в развитии жилищного строительства. На основе этих документов авторами статьи было выделено четыре периода в развитии жилого фонда России
Ключевые слова: социокультурные факторы; жилищное строительство; жилищная политика; нормативные и постановляющие документы; советская архитектура.
В XX столетии жилищное строительство было одним из интенсивно развивающихся направлений в архитектуре нашей страны. Нацеленность советского режима на решение социальных задач и проведение масштабных преобразований в значительной степени была обусловлена тем, что он объявил себя законным наследником социальных реформ предшествующих эпох. В Советской России впервые централизованно стала решаться важнейшая проблема человечества -обеспечение жильем всего населения страны.
Поступательная тенденция развития жилья порождалась социальными и социокультурными потребностями общества, сопоставляющими свои возможности в решении столь важного вопроса с экономическими и политическими интересами государственной власти.
Семидесятилетний период развития жилищного фонда Советской России был неоднозначным. Это было обусловлено многочисленными социокультурными факторами, среди которых можно отметить интенсивное развитие существующих городов и строительство новых в индустриальных районах страны, резкое увеличение городского населения за счет миграции из сельской местности, политику государства в отношении того или иного вида собственности жилья, экономические условия развития страны, позволяющие формировать жилой фонд с широким внедрением прогрессивных достижений в области строительства и архитектуры, мировую политику и многое другое.
Отмеченные обстоятельства оказывали существенное влияние на темпы и объемы строительства в различные исторические периоды становления молодого государства.
За весь советский период (1917-1991 гг.) было принято около 400 политических документов, связанных с формированием жилища, они сыграли значительную роль в развитии российской архитектуры в области строительства жилья. В настоящей работе авторами была произведена систематизация документов и выявлены наиболее значимых из них, оказавшие существенное влияние на формирование жилого фонда в тот или иной период. Исследование данного вопроса позволило выделить четыре периода начиная с 1917 г. до настоящего времени.
Первый период - реконструктивный (19171933 гг.) - имеет два этапа: востановительный и ре-
конструктивный. С этим периодом связаны следующие значимые нормативные документы: 1918 г. - декрет о национализации земли и об уничтожении частной собственности (переселение рабочих из ветхого жилья); 1926 г. - утверждение Временных строительных правил и норм; 1927 г. - конкурс на дома с обобществленным обслуживанием, проведенный по инициативе объединения современных архитекторов (ОСА); 1930 г. - постановление ЦК ВКП(б) о работе по перестройке быта; 1931 г. - утверждены Единые нормы строительного проектирования.
В данный период были существенно улучшены жилищные условия беднейших слоев городских жителей. Вместе с тем уплотнение многокомнатных квартир доходных домов, когда, как правило, предоставлялась одна комната на семью, привело к появлению огромного количества многосемейных квартир. Это способствовало формированию в нашей стране специфического коммунального быта, который за многие десятилетия стал отличительной чертой жизни городского населения [1. С. 139-156].
Этот период также характеризуется поисками нового типа жилища и оптимизацией объемно-планировочных параметров жилой ячейки. Нормативные документы четко регламентировали эти позиции. Планировочный коэффициент К1 заставил архитекторов искать экономичный тип жилища за счет сокращения вспомогательных площадей. В этот период проводилось большое количество конкурсов. Общее направление по жилищному строительству ориентировалось на экономичный тип жилища.
Второй период - радикальный (1934-1956 гг.) -был обозначен резкими поворотами в архитектуре жилища.
В 1934 г. утверждены основные нормы на проектирование и строительство жилья. В это время происходит резкий поворот в стилистике жилищной архитектуры. На смену конструктивизму приходит сталинский ампир. Соответствие функции наиболее рациональному объемно-планировочному решению сменяется сочетанием помпезности, роскоши, величественности и монументальности зданий и сооружений. Решаются задачи улучшения социально-экономических условий населения. Осуществляются радикальные изменения в
требованиях по проектированию жилой ячейки. Нормы предусматривают резкое увеличение вспомогательных помещений. Осуществляется ориентация на капитальное и дорогостоящее строительство. Объемы возводимого жилья резко падают [2].
В 1936 г. вышло в свет Постановление Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «Улучшение условий проживания рабочих и инженерно-технических специалистов» [3. С. 22-26].
Осуществляется корректировка нормативных параметров жилища. Период радикализма авторами настоящей работы делится на три этапа: довоенный, военный и послевоенный. Наиболее ярким и существенным для развития жилого фонда является послевоенный период. В это время принимаются радикальные решения в области строительства и проектирования жилья:
- 1954 г. - доклад Н. Хрущёва о конструктивизме;
- 1954 г. - Второе Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций. Эпохальное выступление главы государства Н. Хрущёва о развити строительной отрасли.
- 1955 г. - Постановление «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства»:
- 1956 г. - Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О развитии жилищного строительства СССР».
Общекультурная ситуация этого времени была такова: важнейшим событием данного периода можно признать выступление Н. Хрущёва на совещании строителей 7 декабря 1954 г. Это выступление стало эпохальным. Молодой ученый Гарвардской архитектурной школы Андрей Мартин (Andrei Martin), занимающийся исследованием жилищного строительства в нашей стране, констатировал, что это выступление явилось «одним из важнейших манифестов модернистской архитектуры» [4. С. 6-11]. Этот доклад явился одним из важнейших манифестов современной архитектуры на многие годы вперед не только для Советского государства, но и для многих европейских стран. Реформы, начатые в 50-е гг. ХХ в., позволили преодолеть стремительно нарастающий кризис в области обеспечения населения жильем. К этому времени ситуация с городским жильем определялась следующими условиями:
- основная его часть возводилась из деревянных материалов, которые быстро выходили из строя, что вызывало замену их новыми;
- массовые переселения рабочих с окраин и подвалов в доходные дома богатых домовладельцев приводило к быстрому износу жилого фонда, так как текущее обслуживание практически не производилось;
- бурное строительство новых городов в промышленных районах страны вызвало приток сельского населения в города. Быстрый рост городского населения превышал темпы жилищного строительства. В этот период резко обострились противоречия между ростом промышленного строительства и обеспечением жильем городского населения;
- к этому же стоит отнести колоссальные потери жилого фонда во время войны, которые крайне обострили положение с жильем в разрушенных городах.
Ориентация на посемейное заселение новых жилых домов стала прорывом в области цивилизованного жилища. Н. Хрущёв помог сломать «...стереотип коммуналки, который вызывал недоумение у тех иностранцев, которые впервые узнавали об этом нашем феномене» [5].
Таким образом, можно признать, что в результате активных действий хрущевских реформ в области жилищного строительства стали позитивно решаться важнейшие социальные и политические задачи страны. Среди этих задач можно отметить: резкое увеличение строительства квартир, ориентация на квартирное заселение семей вместо покомнатного, развитие типового и индустриального строительства и ориентация советской архитектуры на общие тенденции мирового зодчества.
Третий период - рациональный (1957-1991 гг.). Началось формирование экономичных типов квартир с оптимальными размерами жилых и вспомогательных помещений:
- 1958 г. - утверждены нормы на проектирование малогабаритных жилых ячеек для заселения одной семьей;
- 1959 г. - Пленум ЦК КПСС поддержал создание в массовом количестве домостроительных комбинатов;
- 1969 г. - Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищного строительства»;
- 1971 г. - утверждаются новые нормы на проектирование жилых зданий;
- 1986 г. - Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране». Утверждается программа «Жилище 2000».
С решением одних социальных проблем города в самой острой форме были поставлены и другие. Курс на типизацию и индустриальное домостроение в целом привел к необходимым результатам: в кратчайший срок удалось практически решить важнейшую социальную задачу обеспечения людей благоустроенными жилищами. Была выполнена большая программа жилищно-гражданского строительства. Проводились упорядочение планировочной структуры и улучшение архитектурного облика городов и поселков, созданы новые благоустроенные жилые районы, улучшена планировка квартир, получила дальнейшее развитие сеть культурно-бытового, коммунального, торгового и других видов общественного обслуживания.
Этот период отражает качественные характеристики типовых проектов:
- 1-е поколение. Первые серии типовых проектов (1958-1964 гг.);
- 2-е поколение. Улучшенные серии типовых проектов (1965-1971 гг.);
- 3-е поколение. Новые серии типовых проектов. Перспективные серии (1972-2000 гг.) [6. С. 20-28].
Новые серии были рассчитаны на норму расселения
12,0 м2 на человека. В этих сериях были значительно увеличены вспомогательные площади. Ежегодно в РСФСР возводилось до 60 млн м2 жилья. XXVII съездом ЦК КПСС была сформулирована программа, позволяющая к 2000 г. обеспечить каждую
семью отдельной квартирой или индивидуальным жилым домом. Для этого планировалось построить 36 млн квартир для жителей всей страны [7. С. 3-10].
Четвертый период - рыночный (1991 - н.в.).
Этот период был рожден перестройкой социальных, политических и экономических отношений в нашей стране. Начало 90-х гг. ХХ в. в России характеризуется кардинальными изменениями жилищных отношений между государством и его гражданами. Изменение политического курса в обществе оказало значительное влияние на формирование жилого фонда по всей стране. Начальный этап этого периода в области строительства можно охарактеризовать как отсутствие законодательных актов по градостроительной политике и нормативной документации, резкое сокращение государственного финансирования строительной отрасли.
Средний общероссийский уровень обеспечения жильем к началу перестройки составлял 16,2 м2 [8], а потребность в нем существовала у 60% населения [9]. Жилищная проблема в стране занимала второе место после политических решений. Для успешного решения данного вопроса правительство приняло ряд законодательных актов, важнейшие из которых: в 1991 г. - ФЗ «О приватизации жилищного фонда РСФСР»; в 1992 г. - ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики»; в 1993 г. -Указ Президента и распоряжения Правительства России
о формировании государственной целевой программы «Жилище»; в 1995 г. - ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской федерации»; в 2001 г. - утверждение строительных норм и правил «Дома жилые одноквартирные»; в 2004 г. - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; в 2006 г. формируется направление целевой программы «Жилище»: «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Двадцатилетний перестроечный период имел свои особенности и этапы. Начальный этап характеризовался спадом строительства жилья. С 1990 г. и до конца столетия строительство жилья в год сократилось в два раза (с 60 до 30 млн м2). Начало нового столетия было ознамено-
вано подъемом строительной отрасли. Принимаемые государством меры стабилизировали спад. Значительное место в решении данного вопроса начинает играть государственная программа «Жилище».
Составной частью этой программы явился Указ Президента от 23 марта 1996 г. № 420 о разработке целевой программы «Свой дом». Ориентиром доступности жилья в программе должна была стать стоимость
1 м2 общей площади в индивидуальном доме с автономным источником жизнеобеспечения, не превышающая средний 2-месячный доход на душу населения в России.
В 2005 г., учитывая социальную значимость и напряженность в жилищном обеспечении, правительство разработало механизмы выполнения федеральной целевой программы «Жилище». Один из них - включение данной программы в четыре приоритетных направления при распределении бюджетных средств. Общий бюджет национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» на первом этапе в 2006-2007 гг. составит 213 млрд руб. Перспективная задача правительства состоит в поиске такого механизма, который позволил бы ежегодно возводить 1 м2 жилой площади на одного жителя страны.
Таким образом, с 1917 г. формирование жилищного фонда в нашей стране обусловлено разнообразными социокультурными факторами и происходило при непосредственном участии государства и государственных структур.
Процесс формирования жилого фонда осуществлялся неравномерно. Это позволило на основе нормативно-правительственных документов выделить четыре ярко выраженных периода. За это время средняя общая площадь на одного человека изменилась с 4,6 до
23,0 м2.
Осуществление строительства регламентировалось партийно-правительственными постановлениями, указаниями, резолюциями и т.д. Значительное место в решении данного вопроса отводилось руководящей роли государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брумфилд У.К. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история. М., 2002. 192 с.
2. Основные строительные нормы. Жилые здания. Утв. 25 мая 1934 г. М., 1934.
3. Овсянников В А., Рубаненко Б .Р., Карташова К.К. и др. Социально-экономические условия развития массового жилища в СССР // Жилая
ячейка в будущем. М., 1982. 110 с.
4.Мартин А. История прекрасного будущего // Проект России. 2002. № 25.
5. Хан-Магомедов С.О. Хрущевский утилитаризм: плюсы и минусы: доклад // РААСН «Academia». 2006. № 4. URL:
http://www.niitag.ru/info/doc/789
6.Меерсон Д.С., Тонский Д.Г. Жилищное строительство в СССР в XI пятилетке. М., 1983. 44 с.
7. Фёдоров Е.Н. Жилище-2000. Проблемы и решения. Ч. 1: Архитектурно-градостроительные проблемы. М., 1988. 119 с.
8. Социально-экономическое развитие СССР в 1989 г.: Сообщение Госкомстата СССР // Известия. 1990. 28 янв.
9. Медведев ДА. Дом - всему голова // Российская газета. 2006. № 113(4070).
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 10 октября 2012 г.