Научная статья на тему 'Социокультурные предпосылки экономической модернизации России: субъектный подход'

Социокультурные предпосылки экономической модернизации России: субъектный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные предпосылки экономической модернизации России: субъектный подход»

Исследовательские проекты

Победитель конкурса «Учитель - ученики»

Научный фонд ГУ-ВШЭ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

Руководитель проекта: Н.Е. Тихонова

Участники проекта: С.В. Горюнова, Ю.П. Лежнина, В. А. Аникин, А. А. Девятов Сроки реализации: 2006-2008 гг.

Цель данного исследования состоит в выделении субъектов социокультурной модернизации России, анализе специфики их сознания и особенностей их социально-экономического поведения, а также оценке их возможного влияния на процесс успешного завершения экономической модернизации страны.

Надо сказать, что очень немногие научные коллективы пытаются работать с проблематикой социокультурной модернизации России на основе анализа конкретных социологических данных. В качестве такого рода исключений в первую очередь следует назвать работы Н.И. Лапина, В.А. Ядова и др., занимающихся проблемой динамики ценностей россиян и особенностей их идентичности. При этом, если вопросам продвижения модернистских ценностей в сознании россиян уделяется определенное внимание, то попыток проанализировать проблему продвижения России по пути социокультурной модернизации на основе анализа поведенческих практик населения и особенностей его социально-экономических взглядов и поведения через призму модернизационной парадигмы на репрезентативном общероссийском социологическом материале, насколько нам известно, пока не предпринималось (хотя в целом проблемам специфики социально-экономического поведения населения посвящено немало работ - упомянем хотя бы работы Е.М. Авраамовой, С.Ю. Барсуковой, В.В. Радаева, Я.М. Рощиной и многих других).

Что же касается проблемы субъектов социокультурной модернизации, решение которой способно было бы перевести дискуссию по продвижению России по пути социокультурной модернизации в новую плоскость, то, за исключением исследований Т.И. Заславской, проведенных на базе данных ВЦИОМа второй половины 1990-х гг., комплексных и систематических исследований этой проблематики также не проводилось.

Таким образом, новизна проекта определяется почти полным отсутствием эмпирических исследований, посвященных субъектам социокультурной модернизации и распространенности типов сознания и поведенческих практик, эффективно вписывающихся в процесс модернизации экономики России.

Методологически анализ субъектов социокультурной модернизации предполагается осуществить в рамках концепции вертикальной стратификации. В ее рамках предполагается проанализировать мировоззрение и поведенческие особенности (рациональность, способность субъектов к ведению долгосрочных проектов и эффективному накоплению и распределению ресурсов различных типов, стратегии инвестирования в человеческий капитал, достижительные мотивации, поведение в сфере собственности, инвестиционные и сберегательные стратегии, поведение на рынке труда, модели досуговой активности и т.д.)

прежде всего верхних и средних слоев российского общества. Важно понять, способны ли они выполнять те функции, которые они выполняют в развитых зарубежных странах, являются ли их модели мышления и поведения оптимальными и эффективными в современных условиях, смогут ли они, находясь на ключевых позициях развития экономики и общества в целом, вывести Россию на новый этап развития, обеспечить ее конкурентоспособность на международной арене.

Для выделения средних и верхних слоев будет использована методика, разработанная исследовательской группой Института комплексных социальных исследований РАН под руководством Н.Е. Тихоновой. Вертикальная стратификация общества и, соответственно, выделение средних и верхних слоев будет осуществляться в рамках этой методики на основе показателей многомерного индекса уровня жизни. Индекс учитывает как признаки благосостояния, так и признаки депривации, причем эти признаки входят в индекс с противоположными знаками, т.е. могут частично компенсировать друг друга. По интегральному индексу все населения России разбивается на 11 страт, отличающихся своим уровнем жизни. При этом средние слои представлены в данной стратификационной модели стратами с пятой по восьмую, а верхние - с девятой по одиннадцатую.

В рамках работы по проекту планируется проанализировать также, существует ли ресурс расширения субъектов социокультурной стратификации и есть ли в российском обществе другие массовые социальные группы, в которых существуют предпосылки к формированию поведенческих моделей, наиболее эффективных в рамках новой экономической ситуации.

Для анализа моделей мировоззрения и поведения представителей различных слоев будут использоваться специальные социальные индикаторы (агрегированные индексы), завершить разработку которых планируется в рамках работы по данному проекту; также будет использоваться кластерный анализ.

Информационную базу исследования составят данные:

1) ряда общероссийских эмпирических социологических исследований, проведенных в 19952005 гг. ИКСИ РАН по выборке 1750-3000 респондентов, репрезентирующих население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания;

2) исследования 2006 г. Института социологии РАН и данные РМЭЗ за 1994-2005гг., позволяющие использовать для сравнительного анализа международную классификацию социально-профессионального статуса 1БС088, поскольку данные госстатистики не обеспечивают необходимой для анализа социально-профессиональной структуры российской экономики информации;

3) серии интервью с представителями высших слоев населения, обычно не попадающих в общероссийские репрезентативные опросы.

В рамках исследования выдвинуты гипотезы, проверка которых позволит получить следующие результаты.

Гипотеза 1. Существует ряд поддающихся операционализации критериев модернизированности сознания и поведении акторов на микроуровне, в число которых могут войти способность к реализации эффективных стратегий накопления и распределения ресурсов различных типов, специфика их инвестиционных стратегий, включая инвестирование в человеческий капитал, способность к ведению долгосрочных проектов, достижительные мотивации, поведение в сфере собственности, сберегательные стратегии, поведение на рынке труда и т.д. Проверка этой гипотезы позволит провести операционализацию основных критериев модернизированности сознания и поведения на микроуровне и получить инструментарий для дальнейшей работы.

Гипотеза 2. В России в настоящее время существуют группы населения с различными по степени их модернизированности типами сознания и поведения (фактически отражающие разные эпохи жизни самой страны, движение которой по пути модернизации характеризуется пространственной и временной рассогласованностью). В ходе проверки данной гипотезы предполагается с помощью разработанного инструментария установить сам факт существования таких групп и определить, насколько распространены в России в целом соответствующие типы сознания и поведения.

Гипотеза 3. Социокультурные переменные и показатели экономического положения и поведения акторов являются взаимосвязанными параметрами. В ходе проверки этой гипотезы предполагается выявить значимые связи между экономическими показателями хозяйственной деятельности на микроуровне (динамика благосостояния, объем и структура доходов, социально-экономический статус и т.д.) и социокультурными переменными в целях определения объективно стимулируемых современным российским обществом типов социально-экономического поведения.

Гипотеза 4. Для обеспечения конкурентоспособности страны не обязательно полное завершение социокультурной модернизации российского общества и восприятие новой системы ценностей и поведенческих практик абсолютно всем населением. Необходимо, чтобы требованиям, предъявляемым современным этапом развития глобальной экономики, соответствовали мышление, ценности, поведенческие практики тех ключевых групп населения, которые принимают решения, определяющие, в конечном счете, будущее страны, и создают ее инновационный и экономический потенциал, а также обеспечивают воспроизводство качественного человеческого капитала. Проверка этой гипотезы предполагает выявление в российском обществе социальных групп, способных выступать эффективными субъектами социокультурной модернизации.

Гипотеза 5. Реальная структура экономики и качество предлагаемых ею рабочих мест задают модель социально-профессиональной структуры страны, которая, в свою очередь, предопределяет возможность продвижения российского общества по пути социокультурной модернизации. В ходе проверки этой гипотезы предполагается определить на базе данных РМЭЗ модель социально-профессиональной структуры России, задаваемую реальной структурой экономики и качеством предлагаемых ею рабочих мест, и посмотреть, насколько модернизировано сознание ключевых для развития экономики социально-профессиональных групп.

Гипотеза 6. Качество человеческого капитала страны не соответствует структуре предложения рабочих мест на рынке труда, причем этот дисбаланс может означать как переизбыток, так и недостаток рабочей силы, обладающей определенным качеством человеческого капитала. Скорее же всего, будут иметь место оба этих процесса, причем в различных регионах и отраслях они будут проявляться по-разному. В рамках анализа состоятельности этой гипотезы планируется оценить соответствие качества человеческого капитала страны (уровня образованности, функциональной грамотности, способности самостоятельно получать и осваивать необходимую информацию и т.д.) структуре предлагаемых экономикой рабочих мест и определить перспективы увеличения численности и влияния основных субъектов модернизации.

Результаты работы будут распространяться как минимум тремя путями: 1) через серию научных публикаций (серия статей, а возможно - и научной монографии); 2) на выступлениях на научных конференциях; 3) в ходе учебного процесса в ГУ-ВШЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.