(°0
Исследовательская статья
УДК 316.7
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4
Лютенко И. В.
Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт)_
Институт демографических исследований - обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН) улица Фотиевой, дом 6, корпус 1, Москва, 119333, Россия Ыоёгет@таИ ги
Аннотация. Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методиче-ских разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования «Как живет Белгородчина», проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН. Объект исследования - студенческая молодежь, обучающаяся в четырех высших учебных заведениях Белгорода. В фокусе статьи- задача рассмотреть возможное воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозности на некоторые социокультурные установки студенческой молодежи Белгородской области. Для определения уровня нетрадиционной религиозности использовалась методика, основанная на методологических и методических принципах, позволяющая выделить группы респондентов с нетрадиционной религиозностью. Типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» отбирались по результирующим показателям религиозного сознания и религиозного поведения. Результирующий показатель религиозного сознания состоит из показателей: нетрадиционной религиозной веры, интереса к нетрадиционным религиям и учениям, мотивации интереса к нетрадиционным и мистическим учениям. Результирующий показатель религиозного поведения: включенность в жизнедеятельность практик нетрадиционных религиозных учений, информированность о деятельности нетрадиционных религий и мистических учений, включенность в жизнедеятельность практик этих религий и учений. Интересующихся нетрадиционными религиозными учениями 40% от опрошенной молодежи. Из них 32% «практикующих» и 68% «непрактикующих». Микросреда влияет на ми-ровозренческие позиции по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. У «практикующей» молодежи знакомых, родственников, друзей, изучающих или практикующих эти учения, значительно больше по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно). Следует отметить, что у молодых людей, включенных в практику нетрадиционных, восточных религий и учений, по всем основным показателям, более глубокая мотивация интереса к данным религиозным учениям. Результаты эмпирического анализа показали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные
ориентации. Выявлено, что по отношению к религиозным организациям традиционных конфессий, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикующими». «Практикующие» более негативны в оценках РПЦ и мусульманских общин, больше отмечают клерикализацию» общественных отношений по сравнению с группой «непрактикующих». В сфере национальных отношений в типологической группе «практикующие», уровень толерантности к этноконфессиональным бракам немного выше, чем в группе «непрактикую-щие». В обеих группах большая часть респондентов относятся положительно к представителям других национальностей. Данные зафиксировали, что практически половина респондентов изъявили желание переехать в другие регионы России. В тоже время треть белгородцев в группах «практикующие» и «непракти-кующие» планируют уехать навсегда из области. Причины миграции в обеих группах, в основном, профессионального характера: карьерный рост и повышение качества профессиональной деятельности. Молодежь в группе «практикующих» по всем показателям более мотивирована на переезд по сравнению с «не-практикующими». Увлечение нетрадиционными, восточными религиями и мистическими учениями у молодых белгородцев значительное, но в тоже время мало влияет на их жизнедеятельность, так как увлекаются этими религиозными учениями 40%, из них полностью включенных в практики этих учений только 5%.
Ключевые слова: нетрадиционные религии; восточные религии; этноконфес-сиональные отношения; миграция; молодежь
Информация для цитирования: Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4.
Research article
Irina V. Lyutenko
Sociocultural orientations of students of the Belgorod region with non-traditional religiosity (sociological experience)
Institute for Demographic Research, a separate subdivision of the Federal State Budgetary Institution of Science, Federal Research Sociological Center, Russian Academy of Sciences (iDI FNSC RAS), Bld. 1, 8 Fotieva St., Moscow, 119333, Russia [email protected]
Abstract. The relevance of studying the phenomenon of new (non-traditional) religions and mystical teachings is due to changes in the religious landscape, which must be studied using new methodological developments of non-traditional religiosity. The article presents the results of the sociological research "How Belgorod Region Lives", carried out by the Department of Ethno-demographic, Religious and Integration Processes of the RAS FNIC. The object of the research is students studying at four institutions of higher education in Belgorod. The article is focused on the possible impact of the worldview foundations of non-traditional religiosity on some socio-cultural attitudes of the students of the Belgorod region. To determine the level of non-traditional religiosity, we used a methodology based on methodological and methodical principles that allowed us to identify groups of respondents with non-traditional religiosity. The
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области .
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region .
RESE ARCH
R E S U L T
"practicing" and "non-practicing" typological groups were selected based on the resulting indicators of religious consciousness and religious behavior. The resulting indicator of religious consciousness consists of the following indicators: non-traditional religious beliefs, interest in non-traditional religions and teachings, and motivation for interest in non-traditional and mystical teachings. The resulting indicator of religious behavior: involvement in the vital activities of the practices of non-traditional religious teachings, awareness of the activities of non-traditional religions and mystical teachings, involvement in the vital activities of the practices of these religions and teachings. The group of interested in non-traditional religious teachings comprises 40% of the youth surveyed. Of these, 32% are "practitioners" and 68% are "non-practitioners". The micro-environment influences attitudes towards religion, nationalities, faiths, migration, etc. The "practicing" youth have significantly more acquaintances, relatives, and friends who study or practice these teachings compared to the "non-practicing" youth (30% and 10%, respectively). It should be noted that young people included in the practice of non-traditional, Eastern religions and teachings have a deeper motivation of interest in these religious teachings, according to all key indicators. The results of the empirical analysis showed the impact of the respondent's non-traditional religiosity on some religious, national, ethno-confessional, and migration orientations. It was revealed that in relation to religious organizations of traditional confessions, "practitioners" are more skeptical compared to "non-practitioners". The "practitioners" are more negative in their evaluations of the Russian Orthodox Church and Muslim communities, and they note the "clericalization" of public relations more than the "non-practitioners" group. In the sphere of national relations in the typological group "practitioners", the level of tolerance towards ethno-confessional marriages is slightly higher than in the group of "non-practitioners". In both groups the majority of respondents have a positive attitude towards representatives of other nationalities. The data recorded that almost half of the respondents expressed a desire to move to other regions of Russia. At the same time, a third of Belgorod residents in the groups "practicing" and "non-practicing" plan to leave the region for good. The reasons for migration in both groups are mainly of a professional nature: career growth and improvement of the quality of professional activity. Young people in the "practitioners" group are more motivated to move by all indicators compared to the "non-practitioners". The interest in non-traditional, Eastern religions and mystical teachings among young people in Belgorod is significant, but at the same time has little effect on their life activities, as 40% are interested in these religious teachings, of which only 5% are fully included in the practices of these teachings.
Key words: non-traditional religions; eastern religions; ethno-confessional relations; migration; youth
Information for citation: Lyutenko, I. V. (2023), "Sociocultural orientations of students of the Belgorod region with non-traditional religiosity (sociological experience)", Research result. Sociology and management, 9 (2), 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023 -9-2-0-4.
Введение (Introduction). Свобода вероисповедания, мировозренческий кризис, падение ценностных ориентаций и активная экспансия новых (нетрадиционных) религиозных организаций с распадом СССР способствовали распростронению «новых
религий», которые нашли отклик среди се-кулярного общества (Колосов, Чингина, 2019: 269-270; Балагушкин, 1999).
Нетрадиционными религиозными учениями обозначают противостоящие мировым конфессиям новые религиозные
объединения, создающие новые религиозные образы и ритуалы. Некоторые новые религиозные учения используют элементы традиционных конфессий. Отметим, что активность нетрадиционных религиозных учений проявляется в связи с дестабилизации мирового порядка и проявлением кризиса в обществе, когда мироощущение индивида становится менее устойчивым на фоне потери ценностных ориентиров.
Изучением феномена новых религий, их распространением и типологией занимались многие зарубежные учёные и социологи-религиоведы: У. Бэйнбридж (Bainb-ridge,1997), Д. Бекфорд (Beckfor, 1985), Р. Старк (Stark, 1985) Л. Досон (Dawson, 1998), А. Баркер (Баркер, 1997) и др.
В российском научном сообществе изучению новых религиозных организаций посвящены труды: Е. Г. Балагушкина (Ба-лагушкин, 1984), Ю. В. Рыжова (Рыжов, 2006), Л. Н. Митрохина, Л. И. Григорьева, Е. А. Кублицкой и других. Учеными были сформированы подходы к изучению феномена новых (нетрадиционных) религий и учений, разработана их классификация. Следует отметить, что до сих пор в научном дискурсе нет единого мнения интерпретации термина данных религиозных учений. Мы придерживаемся мнения, что данные воззрения необходимо обозначить терминами «нетрадиционные» или «новые» религии и учения. Однако, использование термина «нетрадиционные религии» не должно употребляться в контексте возвышения одной религии над другой (Мчедлов, 2005).
У молодого поколения очень популярны восточные религии и учения, а также их практики. Как отмечают некоторые ученые, буддизм в России начал распространятся за пределы ее исконно буддийских территорий (Уланов, 2007; Базаров, 2014). Восточные учения притягивают молодое поколение своей философской направленностью. С помощью духовных и физических практик можно обрести внутреннюю гармонию, избавившись от переживаний,
перестать реагировать на триггеры, улучшить физическую форму (Панцова, 2004).
В условиях международной турбулентности даже ближайшее будущее становится неясным, в таких условиях молодое поколение стремится обрести точку опоры, что способствует в некоторой степени росту интереса к учениям, предсказывающим судьбу человека. Молодежь, пытаясь обрести хоть какую-то стабильность, обращается за прогнозами к астрологам и нумерологам. Современные технологии способствуют увеличению численности адептов данных учений.
В исследовании ставится задача рассмотреть в воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозной идентичности на некоторые социокультурные установки студенческой молодежи Белгородской области. Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности.
Методология и методы (Methodology and methods). Для определения уровня нетрадиционной религиозности в исследовании в Белгородской области, за основу бралась методика Е. А. Кублицкой (Куб-лицкая, 1990). С помощью методики, основанной на методологических и методических принципах, выделены типологические группы респондентов с нетрадиционной религиозностью.
Формула расчёта индекса нетрадиционной религиозности: cумма результирующего показателя религиозного сознания и религиозного поведения (Л+М+Н) + (О+Р). Результирующий показатель религиозного сознания - (Л+М+Н), состоит из: главного показателя нетрадиционной религиозной веры (Л), интереса к нетрадиционным религиям и учениям (М), мотивации интереса к нетрадиционным и мистическим учениям (Н). Результирующий показатель религиозного поведения (О+Р) включает: включен-
ность в жизнедеятельность практик нетрадиционных религиозных учений (Р), показатель информированности о деятельности нетрадиционных религий и мистических учений (O - показатель находится в разработке)
С помощью данной методики формируются типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» по следующим показателям:
- религиозной веры (вера в сверхъестественную силу);
- интерес респондента к нетрадиционным, восточным религиям и мистическим учениям, духовным и физическим практикам учений;
- мотивация интереса к данным религиозным учениям и практикам;
- включенность в жизнедеятельность респондента практик этих учений и религий.
Таким образом, фокус статьи, в первую очередь, направлен на характеристики интереса белгородцев в возрасте 14-29 лет к нетрадиционным, восточным религиям и мистическим учениям, с выявлением показателей включенности этих религий и учений в жизнедеятельность респондентов. Объектом исследования является студенческая молодежь Белгородской области.
Исследования тематической направленности, начиная с 2021 года, проводятся Отделом этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований (ИДИ ФНИСЦ РАН). Опрос проведен с помощью репрезентативной квотной выборки со связанными параметрами. Исследование проходило на базе четырёх институтов. Студенты опрашивались с помощью онлайн-программы Анкетолог. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы статистического анализа SPSS. Объем выборочной совокупности среди молодых белгородцев: N = 2001 ед.
В 2022 году в исследовании в Белгородской области приняли участие студенты до 30 лет четырех высших учебных заведений (НИУ «БелГУ» - 24%, БГТУ им. В. Г. Шухова - 34%, БелГАУ им. В. Я. Горина - 33%, БелГИиК - 9%).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Данные социологического поиска фиксируют, что с каждым годом увеличивается интерес к нетрадиционным, восточным религиям и мистическим учениям, а также к их практикам (Кублицкая, Лютенко, 2019).
Интересуются восточными, нетрадиционными религиями и эзотерическими учениями немного меньше половины (40%) молодых людей. Больше всего белгородцы проявляют интерес к учениям, предсказывающими судьбу человека: астрология, нумерология; духовным и физическим практикам индуизма (21%, 16%, и 16% соответственно). Восточные религии занимают только четвертое место (14%). Хиромантией, спиритизмом, уфологией, неоязычеством, экстрасенсорными и парапсихологи-ческими исследованиями интересуются менее 10% молодых людей (см. Рисунок 1).
Неудивительно, что молодежь проявляет интерес больше к учениям, предсказывающим судьбу человека. Астрология всегда имела большой круг адептов, пытающихся узнать свое будущее. Современные гаджеты, программы дают возможность молодому поколению не только составить свой гороскоп на неделю, но также определить совместимость знаков зодиака при выборе спутника жизни. Нумерология привлекательна своей простотой, порой достаточно только даты рождения, чтобы узнать о многое о человеке. Направления духовных и физических практик индуизма притягательны возможностями, с одной стороны укрепить организм, с другой достичь психического и духовного равновесия.
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области ...
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region ...
Научный результат. Социология и управление. Т. 9, №2,2023. Research Result. Sociology and management. Vol. 9. № 2. 2023.
Неоязычество I Neopaganism 3 Уфология I Ufology 4 Спиритизм I Spiritism 4
Экстрасенсорные и парапсихологические исследования / Psychic and parapsychological studies
Хиромантия / Chiromancy
Направления восточных религий (Индуизм, Даосизм, Конфуцианство и др.) / Oriental...
Духовные и физические практики индуизма (Йога и др.) / Spiritual and physical practices of Hinduism.
Нумерология / Numerology
б
14
1б 1б
8
Астрология I Astrology 21
Не интересуюсь I Not interested б0
Рис. 1. Интерес студенческой молодежи к восточным, нетрадиционным религиям и эзотерическим учениям (в % от числа опрошенной молодежи (14-29 лет),
Белгородская область 2022 г.)1 Fig. 1. Student youth interest in eastern, non-traditional religions and esoteric teachings (% of the number of surveyed youth (14-29 years), Belgorod region 2022)
Чтобы оценить мотивацию интереса к данным воззрениям, их роль и влияние на жизнедеятельность, студентам было предложено выбрать утверждения, характеризующие привлекательность данных религий и учений. Эмпирические данные показали, что молодые люди выбирают утверждения, отражающие значимость следующих функций этих религий и учений: повышают самоконтроль личности, чувство спокойствия; заслуживают внимания для научного изучения; способствуют нравственному совершенствованию человека; открывают
путь познания сущности мира и достижения с ним внутренней гармонии (см. Таблица 1).
Такое распределение ответов связано с тем, что данные утверждения характеризуют философию многих восточных учений, таких как буддизм, даосим, конфуцианство, их духовных и фиэических практик. Именно те, кто интересуется восточными религиями и их практикой выбирают утверждения, связанные с обретением гармонии внутреннего мира, совершенствованием духовного и физического состояния человека.
1 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
RESEARCH RESULT
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области .
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region .
Таблица 1
Мотивация интереса к восточным религиям, нетрадиционным религиозным течениям и эзотерическим практикам (В % от числа опрошенных социальных группы молодежи (14-29), Белгородская область 2022 г.)2
Table 1
Motivation of interest in eastern religions, non-traditional religious movements, and esoteric practices (% of the surveyed social groups of young people (14-29), Belgorod region 2022)
Утверждения / Claims Молодежь / Youth Практикующие / Practitioners Непрактикующие / Non-practitioners
Традиции, нормы и культура мировых ре-
лигии не всегда помогают мне в повсе-
дневной жизни / The traditions, norms, and 21 35 19
culture of the world's religions do not always
help me in my daily life
Заслуживают внимания для научного изучения / Noteworthy for scientific study 40 67 40
Повышают самоконтроль личности, чувство спокойствия / Increase self-control of 36 66 31
the individual, a sense of calm
Расширяют физиологические возможно-
сти человека / Expand a person's physiological capabilities 25 49 17
Способствуют нравственному совершенствованию человека / Contribute to the 37 62 35
moral perfection of a person
Являются привлекательными своей ори-
гинальностью, экстравагантностью / Are 28 52 24
attractive for their originality, extravagance
Открывают путь познания сущности
мира и достижения с ним внутренней гармонии / They open the way to understanding the essence of the world and achieving inner 32 59 27
harmony with it
Мои знакомые, родственники, друзей
изучают или практикуют эти учения / My acquaintances, relatives, friends study or practice these teachings 15 30 10
Среди молодых белгородцев были отобраны респонденты, интересующиеся нетрадиционными религиями и учениями (около 40% от опрошенных). Из них сформированы типологические группы «практикующие» и «непрактикующие». В группу «практикующие» вошли респонденты, интересующиеся восточными, нетрадиционными религиями и учениями, а также ду-
ховными и физическими практиками индуизма, включившие в свою жизнедеятельность практики данных воззрений (32% от интересующихся). В группу «непрактикую-щие» вошли респонденты, также интересующиеся этими религиями и учениями, но не включившие в свой повседневный быт их практики (68% от интересующихся) (см. Рисунок 2).
2 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
Научный результат. Социология и управление. Т. 9, №2, 2023. Research Result. Sociology and management. Vol. 9. № 2. 2023.
б8
32
«Практикующие» / «Practitioners» «Непрактикующие» / «Non-
practitioners»
Рис. 2. Группы «практикующие» и «непрактикующие» (В % от числа опрошенной молодежи (14-29 лет), Белгородская область 2022 г.3 Fig. 2. Groups "practicing" and "non-practicing" (% of the number of surveyed young people (14-29 years old), Belgorod region 2022)
Отметим, что по всем показателям мотивация интереса к нетрадиционным религиозным учениям в типологической группе «практикующих» в два, а иногда в три раза выше по сравнению с группой «непракти-кующих». Общеизвестно, что микросреда оказывает влияние на мировозренческие установки по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. Именно у «практикующих» в три раза больше знакомые, родственники, друзья изучают или практикуют эти учения по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно) (см. Таблицу 1).
Переходя ко второй части социологического анализа, рассмотрим влияние нетрадиционной религиозности на межнациональные, религиозные, этноконфессио-нальные и миграционные ориентации молодежи в типологических группах.
Данные опросов показывают, что увлечение, изучение и включенность в жизнедеятельность молодых людей практик восточных, нетрадиционных религий и учений оказывают определенное воздействие на направленность социокультурных ори-ентаций (Лютенко, 2022).
Современная политическая ситуация в мире способствует интенсификации миграционных процессов. Соответственно возникает вопрос о межнациональном взаимодействии и межнациональной напряженности. Треть белгородцев в обеих группах считают, что в России «Имеется межнациональная напряжённость» (37% и 35% соответственно), четверть молодёжи отметили, что «налицо сильная межнациональная напряжённость, возможны конфликты», в группе «практикующие» таких респондентов немного больше по сравнению с группой «не-практикующие» (24% и 20% соответственно). Ситуация с межнациональной напряженностью в Белгородской области, по мнению респондентов, немного лучше по сравнению с Россией. О межнациональной напряженности в Белгородской области сообщили практически треть респондентов в обеих группах (29% и 26% соответственно), а о сильной межнациональной напряженности менее 8% в каждой группе.
В обеих группах большинство респондентов не испытывает неприязнь к другим национальностям (76% и 77% соответственно). К браку с человеком другой национальности относятся немного лучше
3 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области .
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region .
RESE ARCH
R E S U L T
в группе «практикующие». Такая же динамика прослеживается в отношении брака с человеком другого вероисповедания. В обеих группах незначительное число
(12-14%) респондентов неприязненно относятся к другим национальностям. Таким образом, по этноконфессиональным отношениям респонденты в группе «практикующие» более толерантны.
Таблица 2
Сравнительный анализ «практикующих» и «непрактикующих» к этноконфессиональным взаимодействиям (В % от числа опрошенных в типологических группах молодежи (14-29),
Белгородская область 2022 г.)4
Table 2
Comparative analysis of "practitioners" and "non-practitioners" to ethno-confessional interactions (% of the number of respondents in the typological groups of young people (14-29),
Belgorod region 2022)
Утверждения / Claims Молодежь (14-29 лет) / Youth (14-29)
«Практикующие» / «Practitioners» «Непрактикующие» / «Non-practitioners»
Положительно отнесусь к браку с человеком другой национальности/ I will positively accept a marriage with a person of another nationality 13 11
Отрицательно отнесусь к браку с человеком другой национальности/ I would react negatively to marriage with a person of another nationality 3 4
Положительно отнесусь к браку с человеком другого вероисповедания/ Positive about marriage to a person of a different faith 11 S
Отрицательно отнесусь к браку с человеком другого вероисповедания/ Negative about marriage to a person of a different faith 5 3
Я испытываю неприязнь к другим национальностям / I have a dislike for other nationalities 14 12
Я испытываю неприязнь к религиозным организациям / I have a dislike for religious organizations 13 9
В тоже время стоит обратить внимание, что при сравнительном анализе типологических групп по отношению к религиозным организациям традиционных конфессий, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикую-щими». При сравнении эмпирических данных «практикующие» более негативны в оценках РПЦ и мусульманских общин по сравнению с группой «непрактикующих».
Так, половина (50%) опрошенных «практикующих» молодых белгородцев считают, что «Церковь (любой конфессии) должна быть отделена от государства». С этим утверждением согласны, только 38% из группы «непрактикующие».
Треть респондентов (34%) «практикующих» и четверть (26%) «непрактикую-щих» отметили «клерикализацию» общественных отношений: «РПЦ частично берет на себя функции государственных структур
4 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
Научный результат. Социология и управление. Т. 9, №2,2023. Research Result. Sociology and management. Vol. 9. № 2. 2023.
власти (политические, образовательные, пропагандистские и т.п.)». Вполне логично, что негативную роль религиозных организаций и некоторых их представителей в большей степени отмечает группа «практи-
кующих». Таким образом, результаты исследования фиксируют, что «непрактикую-щие» более толерантные к религиозным организациям традиционных конфессий (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ отношения «практикующих» и «непрактикующих» к религиозным организациям (В % от числа опрошенных в типологических группах молодежи (14-29), Белгородская область 2022 г.)5
Table 3
Comparative analysis of the attitudes of "practitioners" and "non-practitioners" toward religious organizations (% of the number of respondents in the typological groups of young people (14-29),
Belgorod region 2022)
Утверждения / Claims Молодежь (14-29 лет) I Youth (14-29)
«Практикующие» I "Practitioners" «Непрактикующие» / "Non-practitioners"
Церковь (любой конфессии) должна быть отделена от государства / The Church (of any denomination) must be separated from the state 50 38
РПЦ частично берет на себя функции государственных структур власти / The Russian orthodox church partially assumes the functions of state power structures 34 26
Некоторые российские мусульманские общины способствуют разжиганию межнациональной или межрелигиозной розни / Some Russian muslim communities contribute to fomenting interethnic or interreligious discord 21 15
Некоторые действия РПЦ способствуют разжиганию межнациональной или межрелигиозной розни /Some actions of the Russian orthodox Church contribute to inciting interethnic or interreligious discord 20 15
Далее. На миграционные ориентации молодежи влияет множество факторов и, прежде всего, микросреда, социально-политическое и социально-экономическое положение региона РФ, в котором она проживает и пр. По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области,
социально-экономическое положение Белгородской области в 2022 г. характеризовалось положительно. В тоже время в регионе отмечается рост цен на продовольственные и непродовольственные товары6. В 2022 году Белгородская область заняла пятое место в рейтинге миграционного оттока насе-ления7. Прежде всего, на отток молодого
5 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
6 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. Экономика Белгородчины в 2022 году / Территориальный орган Федеральной службы [сайт]. URL:
https://31.rosstat.gov.ru/folder/88345/document/198279 (дата обращения 15.05. 2023).
7 В Брянск приезжают, из Белгорода уезжают: миграция в эпоху спецоперации / Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру». (интернет сайт). URL: https://bel.ru/news/2022-11-07/v-bryansk-priezzhayut-iz-belgoroda-
uezzhayut-migratsiya-v-epohu-spetsoperatsii-2582260 (дата обращения 19.05. 2023).
RESEARCH RESULT
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области .
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region .
трудоспособного населения из региона влияет территориальная близость к границе с Украиной. Так, немалая часть молодых бел-городцев в группах «практикующие» и «не-практикующие» сообщили, что их беспокоят: «международная напряженность» (43% и 36% соответственно), «военная спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины» (43% и 38% соответственно). Кроме того, «неопределённость жизненных перспектив» также является одним из доминирующих мотивов переезда
(43% и 44% соответственно). Желание переехать выразила значительная часть опрошенных в группах, тем не менее, «практикующие» более активны в этом вопросе по сравнению с «непрактикующими» (40% и 31% соответственно). Значительная часть молодых белгородцев выразили желание переехать в другой регион/край (четверть в обеих группах), а также треть опрошенных сообщили о намереньях перебраться в мегаполисы (37% и 33% соответственно (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ «практикующих» и «непрактикующих» к потенциальному выбору места жительства (В % от числа опрошенных в типологических группах молодежи (14-29),
Белгородская область 2022 г.)8
Table 4
Comparative analysis of "practitioners" and "non-practitioners" to the potential choice of residence (% of the number of respondents in the typological groups of young people (14-29),
Belgorod region 2022)
Если Вы планируете переехать после учебы, то куда именно?/ If you plan to move after your studies, where exactly? Молодежь (14-29 лет) / Youth (14-29)
«Практикующие» I "Practitioners» «Непрактикующие» I "Non-practitioners"
В другой населенный пункт в своем регионе / To another locality in your region 5 7
В другой регион / край / To another region / region 28 25
В мегаполис (Москва, Санкт Петербург и др.) / To a megalopolis (Moscow, St. Petersburg and others) 37 33
В другую страну / To another country 14 14
Несмотря на хорошую экономическую ситуацию в регионе, низкий уровень безработицы, значительная часть молодежи в типологических группах нацелены на миграцию для улучшения профессиональной деятельности и рост финансового благополучия: найти работу по специальности, повысить уровень заработной платы, карьерный рост. Причины социально-бытового
характера у молодежи отошли на второй план. Озабоченность дорогим и неквалифицированным медицинским обслуживанием выразили треть молодых людей в обеих группах (34% и 26% соответственно). По всем показателям молодежь в группе «практикующих» более мотивирована на переезд по сравнению с «непрактикую-щими» (см. Таблицу 5).
8 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
Таблица 5
Выбор причин, влияющих на мотивацию смены места жительства «практикующих» и «непрактикующих» (Белгородская область 2022 г.)9
Table 5
Choice of reasons affecting the motivation of "practitioners" and "non-practitioners" to change their
place of residence (Belgorod region 2022)
Если Вы планируете переехать, то по каким причинам? I If you are planning to move, for what reasons? Молодежь (14-29 лет) I Youth (14-29)
«Практикующие» / "Practitioners» «Непрактикующие» / "Non-practitioners"
Найти работу по специальности I Find a job in your field 50 53
Повысить уровень заработной платы I Increase the level of wages 66 64
Улучшить жилищные условия / Improve housing conditions 41 38
Отсутствие социокультурного развития и досуга в моем регионе / Lack of socio-cultural development and leisure activities in my region 13 10
Карьерный рост I Career advancement 60 55
Возможность путешествовать I Ability to travel 53 48
Получать более качественные медицинские услуги I Receive better medical services 16 14
Получить более профессиональное образование I Get a more professional education 21 18
По семейным обстоятельствам I For family reasons 16 15
По политическим причинам I For political reasons 10 9
По религиозным причинам I For religious reasons 1 2
По национальным причинам IFor national reasons 2 2
Плохая экологическая обстановка в регионе I Poor environmental conditions in the region 5 4
Заключение (Conclusions). Социологическое исследование в Белгородской области подтвердило, что для молодежи свойственно постоянно находиться в поиске «нового» во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной. Несмотря на значительный интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, а также их практикам, включенность молодых людей в практики данных религий и учений значительно ниже по сравнению с проявляемым к ним интересом. Можно ска-
зать, что увлечение нетрадиционными, восточными религиями и мистическими учениями у молодых людей значительное, но в тоже время мало влияет на их повседневный быт. Так как увлекаются нетрадиционными религиозными учениями 40% молодежи, из них полностью включенных в практики этих учений только 5%.
Несомненно, что микросреда влияет на мировозренческие позиции по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. У «практикующей»
9 Отдел этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН.
молодежи знакомых, родственников, друзей, изучающих или практикующих эти учения значительно больше по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно). Следует отметить, что у молодых людей, включенных в практику нетрадиционных, восточных религий и учений, по всем основным показателям, более глубокая мотивация интереса к данным религиозным учениям.
Результаты эмпирического анализа показали проявление определенного воздействия нетрадиционной религиозности респондента на религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. Это было выявлено при сравнительном анализе воздействия типологических групп «практикующие» и «не-практикующие» и на некоторые социокультурные ориентации. Выявлено, что в сфере национальных отношений группа «практикующих», чуть более толерантно относится к этноконфессиональным бракам по сравнению с группой «непрактикующих». Следует также отметить, в обеих группах большинство респондентов относятся положительно к представителям других национальностей, но к религиозным организациям традиционных конфессий и их роли в обществе «практикующие» настроены более негативно.
Социологическое исследование также показывает, что несмотря на положительную характеристику экономической и социальной ситуации в регионе, территориальная близость к зоне конфликта, возможно, оказывает определенное влияние на отток студенческой молодежи, так как треть респондентов в обеих типологических группах сообщили, что обеспокоены проведением СВО10. Данные зафиксировали, что практически половина респондентов изъявили желание переехать в другие регионы России. А треть белгородцев в группах «практикующие» и «непрактикую-щие» планируют уехать навсегда из области. Причины миграции в обеих группах, в
10 СВО - специальная военная операция в Украине.
основном, профессионального характера: карьерный рост и повышение качества профессиональной деятельности, но в тоже время по всем показателям молодежь в группе «практикующих» более мотивирована к переезду по сравнению с «непракти-кующими».
Социологические исследования последних лет в ИДИ ФНИСЦ РАН продолжают фиксировать рост интереса к восточным, нетрадиционным религиям и мистическим учениям (Кублицкая, Лютенко, 2019). Рост интереса молодежи к данным религиозным учениям обусловлен мировоззренческим поиском в отношении религии и атеизма. Обращаясь к нетрадиционным религиям и учениям, включаясь в их практики молодежь получает определенный опыт, позволяющий сформировать те или иные мировоззренческие ориентации в этом направлении.
Результаты социологического опроса показывают, что молодежь с нетрадиционными религиозными представлениями -это, прежде всего, респонденты, пытающиеся достичь духовного самосовершенствования и находящиеся в поиске решения многих мировозренческих проблем, обладая стремлением к получению обширных знаний, которые «открывают путь познания сущности мира и достижения с ним внутренней гармонии»11.
Список литературы
Базаров Б. В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. № 3 (15). С. 12-16.
Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Изд-во МГУ, 1984.288 с.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 1999. 172 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. СПБ: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с.
Колосов Г. Н., Чингина Е. Н. Восприятие духовной и физической практики в йоге в мире
11 См. Таблицы 1. п. 4, 5, 7.
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области ...
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region ...
и в России // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie -duhovnoy-i -fizicheskoy-praktiki -v-yoge -v-mire -i-v-rossii (дата обращения: 21.06.2022).
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.
Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИ-ТИСЭ. 2019. № 5. С. 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44
Кублицкая Е. А. Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи //Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю.А. Зубок. Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.
Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. № 28(4). 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.
Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Науч. кн., 2005.
Панцова Л. В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания в высшей школе // Физическая культура и личность: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 28-29 октября 2004 г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 114-117.
Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Смысл, 2006. 328 с.
Уланов М. С. Буддизм в контексте глобализации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 1-2. С. 252-261.
Швечиков А. Н. Восточная мудрость как религиозный феномен // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2008. № 1 (10) (Философия). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostochnaya-mudrost-kak-religioznyy-fenomen (дата обращения: 23.05.2023).
Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. 1997. 488 p.
Beckfor J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements. CUP Archive, 1985. 327 рр.
Dawson l. l. The cultural significance of new religious movements and globalization: A theoretical prolegomenon // J. for sci. study of religion. Wash., 1998. Vol. 37, № 4. P. 580-595.
Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 pp.
References
Bazarov, B. V. (2014), "Buddhism and the Challenges of the XXI Century", Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, (3), 12-16. (In Russian)
Balagushkin, E. G. (1984), Kritika sov-remennykh netraditsionnykh religij [Critique of modern non-traditional religions], Moscow State University Press, Moscow, Russia. (In Russian)
Balagushkin, E. G. (1999), Netraditsionnye religii v sovremennoj Rossii: morfologicheskij an-aliz [Non-traditional religions in modern Russia: morphological analysis], Moscow, Russia. (In Russian)
Barker, A. (1997), Novye religioznye dvizheniya [New religious movements], Publishers of Russian christian Institute for the humanities, St. Petersburg, Russia. (In Russian)
Kolosov, G. N., Chingina, E. N. (2019), "Perception of spiritual and physical practice in yoga in the world and in Russia", E-Scio, 10(37) [Online], available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/vospriyatie-duhovnoy-i-fizicheskoy-prak-tiki-v-yoge-v-mire-i-v-rossii (Accessed 21 June 2022). (In Russian)
Kublitskaya, E. A. (1990), "Traditional and non-traditional religiosity: the experience of sociological study", Sociological Studies, (5), 95-103. (In Russian)
Kublitskaya, E. A., Lyutenko, I. V. (2019), "Traditional religiosity and non-traditional religious teachings in the life of Russian youth: socio-pedagogical aspects", CITISE, (5), 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.544 (In Russian)
Kublitskaya, E. A., Lyutenko I. V. (2021), "Religiosity in the self-regulation of youth life activity", Youth life self-regulation: methodology and social practices: monograph, ed. By Zubok, A. A., Bezrukova, O. N., Vishnevsky, J. R. et al, Epi-cen-ter, Belgorod, Russia, 217-247. (In Russian)
Lyutenko, I. V. (2022), "Interest in non-traditional religions among Moscow youth and
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области .
Lyutenko I. V. Sociocultural orientations of students of the Belgorod region .
RESE ARCH
R E S U L T
migrants (comparative analysis 2021)", Science. Culture. Society, 28(4), 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.284.10 (In
Russian)
Mchedlov, M. P. (2005), Religiovedcheskie ocherki [Religiovedcheskie ocherki], Nauch. kn., Moscow, Russia. (In Russian)
Pantsova, L. V. (2004), "Non-traditional physical exercises in the system of physical education in high school", Physical training and personality: theses. Reports, All-Russian scientific and practical conference, 28-29 October 2004, Publishing House of OSPU, Orenburg, Russia, 114-117. (In Russian)
Ryzhov, Yu. (2006), Ignoto Deo: Novaya religioznost v kulture i iskusstve [Ignoto Deo: New religiosity in culture and art], Sysl, Moscow, 328.Russia. (In Russian)
Ulanov, M. S. (2007), "Buddhism in the context of globalization", State, Religion, Church in Russia and abroad, 25(1-2), 252-261. (In Russian) Shvechikov, A. N. (2008), "Oriental wisdom as a religious phenomenon", Bulletin of A. S. Pushkin Leningrad State University, 1(10) (Philosophy) [Online], available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/vostochnaya-mudrost-kak-religioznyy-feno-men (Accessed 23 May 2023). (In Russian)
Bainbridge, W. S. (1997), The Sociology of Religious Movements, 488.
Beckfor, J. A. (1985) Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements, CUP Archive, 327.
Dawson, L. L. (1998), The cultural significance of new religious movements and globalization: A theoretical prolegomenon, J. for sci. study
of religion, Wash., 37 (4), 580-595.
Stark, R., Bainbridge, W.S. (1985), The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation, Berkeley, 571.
Статья поступила в редакцию 03 мая 2023 г. Поступила после доработки 10 июня 2023 г. Принята к печати 15 июня 2023 г. Received 03 May 2023. Revised 10 June 2023. Accepted 15 June 2023.
Конфликты интересов: у автора нет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflicts of interest to declare.
Лютенко Ирина Викторовна, младший научный сотрудник Отдела этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований -обособленного подразделения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), Москва, Россия.
Irina V. Lyutenko, Junior Researcher, Department of Ethnodemographic, Religious and Integration Processes, Institute for Demographic Research, a separate subdivision of the Federal State Budgetary Institution of Science, Federal Research Sociological Center, Russian Academy of Sciences (IDI FNSC RAS), Moscow, Russia.