Научная статья на тему 'Социокультурные конструкты идентичности современной студенческой молодежи'

Социокультурные конструкты идентичности современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
440
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ КОНСТРУКТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / STUDENTS / IDENTITY CONSTRUCTS / SOCIO-CULTURAL IDENTITY / IDENTITY CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гучетль Аминат Рамазановна, Безрукова Анжела Аслановна

В статье рассмотрены теоретические аспекты социокультурных идентификационных оснований студенческой молодежи, предложен авторский классификатор превалирующих комбинаций социокультурных конструктов идентичности данной социально-демографической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гучетль Аминат Рамазановна, Безрукова Анжела Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural identity constructs of contemporary students

The article considers theoretical aspects of social and cultural identity bases of students, the author has proposed a classifier of prevailing combinations of socio-cultural identity constructs of a given socio-demographic group.

Текст научной работы на тему «Социокультурные конструкты идентичности современной студенческой молодежи»

УДК 316.341.35 ББК 60.542.15 Г 97

Гучетль Аминат Рамазановна, аспирант кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: [email protected];

Безрукова Анжела Аслановна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: [email protected].

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТРУКТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (рецензирована)

В статье рассмотрены теоретические аспекты социокультурных идентификационных оснований студенческой молодежи, предложен авторский классификатор превалирующих комбинаций социокультурных конструктов идентичности данной социально-демографической группы.

Ключевые слова: студенческая молодежь, идентификационные конструкты, социокультурная идентичность, кризис идентичности.

Guchetl Aminat Ramazanovna, a post graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE "Maikop State Technological University", e-mail: [email protected];

Bezrukova Angela Aslanovna, Candidate of Sociology, associate professor, head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of Maikop State Technological University, e-mail: [email protected].

SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY CONSTRUCTS OF CONTEMPORARY STUDENTS

(Reviewed)

The article considers theoretical aspects of social and cultural identity bases of students, the author has proposed a classifier of prevailing combinations of socio-cultural identity constructs of a given socio-demographic group.

Keywords: students, identity constructs, socio-cultural identity, identity crisis.

Социализация современного российского студенчества протекает в условиях формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений, в условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов. В жизни современного российского общества происходят кардинальные изменения, связанные с влиянием постиндустриальной трансформации, практических всех сфер жизнедеятельности включая личностные характеристики человека. «Было бы глупо полагать, что фундаментально изменившиеся материальные условия жизни не затрагивают личность, или, точнее, её социальный характер». [1, с. 601] Процесс становления идентичности начинается в раннем детстве, тогда же закладываются основы ее кризисов, однако, наибольшее значение для формирования социальной идентичности имеет период отрочества и юности. В это период формирование личности относительно завершается, но сам процесс становления идентичности не может быть завершен никогда. [2, с. 265] Постоянно пытаясь приспособиться к быстрым социальным изменениям, молодой человек чувствует непрерывную потребность совершенствования своих идентификационных конструктов, восстанавливая ощущение своего «Я», приспосабливаясь к требованиям социума. Таким образом, происходящие в обществе процессы, связанные с общей экономической и социокультурной глобализацией, оказывают безусловное воздействие на процессы социализации молодого поколения.

Особенностью современного мира, часто оцениваемого кризисным состоянием, является, по мнению З. Баумана, уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Отсюда состояние неуверенности, неопределенности становятся превалирующими в комбинации идентификационных конструктов молодежи. Существующий кризис идентичности затронул различные виды

идентичности. Он проявляется в противоречивости гражданского и политического, статусного и профессионального, культурного и этнического уровней идентичности.

В рамках социологической науки социокультурную идентичность молодёжи рассматривают как самоощущение единства и неразрывности со всем социальным окружением и внутренний фактор успешной интеграции и реализации потенциала молодежи. В этом случае социокультурная идентичность складывается из отдельных идентификаций. Направленность идентичностей молодого поколения определяется тем, какое место занимает данная группа в обществе, и тем потенциалом, которое общество предоставляет для её самореализации. Разнообразие социальных статусов и неравенство социальных возможностей находит выражение в многообразии векторов социокультурной идентификации. Социальное самочувствие и социальное поведение студенческой молодежи определяются ее представлениями о самой себе как субъекте современного общества, о своем месте в этом обществе, о своих социальных перспективах, а также факторами внешней идентификации (общественные структуры, институты образования).

В исследованиях последних десяти лет, посвященных студенческой молодежи, особое внимание обращается на изменения системы ценностных ориентаций, что проявляется в следующих характерных чертах современного студенчества:

- специфика жизненных целей и планов современного студенчества характеризуется большей прагматизацией, «приспособлением» к условиям социальной среды. Для большей части студенческой молодежи меркантилизм и направленность на реализацию потребительского поведения становятся доминирующими профессиональное образование перестает выполнять в сознании молодежи патриотическую функцию, направленную на приумножение национального научно-технического потенциала, и рассматривается большинством из них как средство личностного материального и статусного самоопределения, то есть констатируется переориентация молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным;

- наблюдается тенденция дегуманизации и деморализации содержания искусства, подмена норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры.

Перечисленные обстоятельства, представляются нам прямым следствием следующих тенденций современного российского общества:

- отсутствия четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологи;

- недостаточное внимание государства к социокультурному развитию населения;

- противоречивость и низкая эффективность государственной молодёжной политики.

Закономерно такие показатели могут иметь крайне негативные последствия. Поэтому система

профессионального образования призвана определять вектор направления основных социокультурных конструктов идентичности молодого человека.

В целом, положение студенческой молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны, она представляет собой мобильную, динамичную часть нашего общества, обладающую большим инновационным потенциалом; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть.

Вышеуказанные обстоятельства детерминируют определенную специфику состояния социокультурной идентичности студентов как части социально-демографической страты молодежи. Для ее более детальной характеристики нами был разработан классификатор идентификационных конструктов, состоящий из следующих структурных элементов: социально-статусного, профессионально-идентификационного, культурно-этнического, национально-государственного.

Социально-статусный конструкт. Своеобразием идентификационных процессов студентов является несформированность в полном смысле своего собственного социального положения. В данный период в результате интенсивного поиска форм идентификации в новых условиях социальной среды происходит интенсивное становление определенных мировоззренческих основ личности студента, определяющих в дальнейшем основные индикаторы ее социально-статусовой идентичности. При идентификации себя со студенчеством социальное положение молодого человека

тем не менее характеризуется либо его прошлым статусом - социальным положением родительской семьи, либо будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой. Поэтому важной направляющей данного процесса должно выступать успешное профессиональное самоопределение молодого человека, которое во многом определяет в перспективу вектора социокультурного становления его личности.

Профессионально-идентификационный конструкт. Студенческая молодежь переживает такую стадию своего социально-возрастного развития, которая способствует социальному и профессиональному становлению личности. Именно в этот период закладываются основы формирования профессиональной идентичности, исходным фактором формирования которой выступает профессиональное самосознание как осознание себя в качестве объекта будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание студентов включает в себя следующие компоненты: знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; знание о степени своего признания в профессиональной группе; представление о себе и своей профессиональной деятельности в будущем; соотнесение профессиональной деятельности с образом «Я». [3, с. 353]

Ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональная идентичность выступает как фактор осознания себя как субъекта учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности. Одной из ведущих задач современного профессионального образования является создание условий для профессионального самоопределения, способствующего эффективному становлению будущего специалиста, обеспечивающее раскрытие его творческого потенциала и самореализацию в обществе. Важным аспектом является формирование позитивного образа выбранной специальности, осознание ее значимости в современных социально-экономических реалиях. Процесс формирования профессиональной идентичности студента детерминирует направление эволюции его культурного самоопределения.

Культурно-этнический конструкт. Студент является носителем более высокого уровня образования, с более осмысленным уровнем восприятия специфики социальных отношений. В период обучения в профессиональном учебном заведении происходит приобщение студента к мировым достижениям в различных областях знания, предполагающее расширение образа уже существующего мира. У молодого человека формируются более целостная, всеобъемлющая, унифицированная «картина мира» и его динамики. При этом основа культурной идентичности формируется локально и зависит от места рождения и проживания, гражданства, этнической принадлежности. Локальные особенности культурной идентичности студентов начинают взаимодействовать между собой и интерпретироваться под воздействием унифицированной культуры нового для них социального института. Студент приходит в учебное заведение, готовый к этому воздействию, открытый для него. Таким образом, в культурной идентичности студента изначально присутствует сегмент, который подлежит изменению и приращению.

Среднее и высшее профессиональное учебное заведение позволяет осознать носителю культурной идентичности поликультурность общества, в котором ему приходится социализироваться. Оно включает студента (носителя локальной культуры) в широкий культурный контекст, представляя его носителем мультикультуры или транснациональной культуры (культуры учебного заведения); позволяет молодому человеку гармонично сочетать ракурсы духовного потенциала различных культур с ценностями собственной этнической (региональной) культуры, что в свою очередь способствует его духовному обогащению и формированию консолидирующих основ идентичности.

Национально-государственный конструкт. Формирование этнических и общекультурных ценностей и норм, связано с обретением консолидирующей национально-гражданской идентичности личности как некой конечной константы, резюмирующей идентификационный процесс. Проблема национально-гражданской идентичности актуальна при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации, в частности Республики Адыгея,

побуждает к формированию в общественном сознании идеи патриотического единства. При отсутствии такого понимания естественные проявления любви к своей малой Родине (к ценностям своего этноса) выливаются в высказывания о превосходстве своего народа над всеми остальными, и, как следствие, создается межэтническая напряженность. Однако, зачастую смысл понятия «патриотизм», и необходимость формирования чувств национально-гражданской принадлежности не находят понимания в сознании современной студенческой молодежи. При этом важно заметить, что чувство общероссийского единства в полиэтничном регионе может выступать как интегративный фактор, укрепляя целостность мультикультурной России.

Подводя итог, необходимо отметить, что формирование социокультурной идентичности современной российской молодёжи выступает важным фактором оздоровления молодёжной среды. Усиление влияния социокультурной идентичности на реализацию инновационного потенциала молодых людей может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики как важного социализирующего механизма. Процесс формирования социокультурной идентичности современной российской молодёжи представляет собой сложный, комплексный, многоаспектный процесс, требующий разработки единой стратегии и объединения усилий общественных и государственных составляющих молодёжной политики. Для эффективного функционирования институтов социализации и воспитания молодого поколения как инструментов и факторов формирования социокультурной идентичности современной российской молодёжи требуется выполнение таких условий, как четкое определение целей, задач, функций деятельности каждого института; координация действий всех институтов при оптимизация деятельности уже существующих либо открытие новых институтов.

Исследование особенностей социокультурных конструктов идентичности студенческой позволяет утверждать, что специфика студенческого сознания, характеризуется высокой степенью открытости и готовностью воспринимать позитивные формы идентичности, создавая реальные предпосылки для эффективного социализирующего воздействия. Однако, данный процесс, в свою очередь, отягощается спецификой возрастных социально-психологических особенностей объекта, характеризующихся неустойчивостью его личностного самоопределения и, как следствие, уязвимостью идентификационных ориентации. В практическом плане такие показатели актуализируют значимость непрерывной диагностики степени проявления и взаимодействия различных форм идентификационных конструктов в молодежной студенческой среде.

Литература:

1. ТоффлерЭ. Третьяволна. М.: ACT, 1999. 260 с.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. под общ.ред. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2004. 600 с.

4. Безрукова А.А., Калашаова Д.А. Гендерные особенности семейных ценностей молодежи в современном социокультурном пространстве в республике Адыгея // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 1. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.