Научная статья на тему 'Социокультурные измерения устойчивого педагогического процесса в высшей школе'

Социокультурные измерения устойчивого педагогического процесса в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / УСТОЙЧИВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER SCHOOL / SUSTAINABLE PEDAGOGICAL PROCESS / CULTURAL DOMINANT OF EDUCATION / SOCIOCULTURAL DIMENSIONS OF EDUCATION / PERSONAL DIMENSION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Андрей Иванович

В статье рассматриваются социокультурные аспекты обеспечения устойчивого педагогического процесса в высшей школе. Показаны основные измерения этого процесса, которые отвечают определенной культурной доминанте. Раскрывается личностное измерение устойчивого развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sociocultural Dimensions of a Sustainable Pedagogical Process at the Higher School

The article contemplates the sociocultural aspects of the maintenance of a sustainable pedagogical process at the higher school. The author shows the main dimensions of this process, which correspond to a certain cultural dominant. The personal dimension of a sustainable development of the higher school is revealed.

Текст научной работы на тему «Социокультурные измерения устойчивого педагогического процесса в высшей школе»

Социокультурные измерения устойчивого педагогического процесса в высшей школе

А. И. Шутенко (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматриваются социокультурные аспекты обеспечения устойчивого педагогического процесса в высшей школе. Показаны основные измерения этого процесса, которые отвечают определенной культурной доминанте. Раскрывается личностное измерение устойчивого развития высшей школы.

Ключевые слова: высшая школа, устойчивый педагогический процесс, культурная доминанта образования, социокультурные измерения образования, личностное измерение высшего образования.

Педагогический процесс по своей цивилизационной миссии есть процесс устойчивой передачи социокультурного опыта новым поколениям. Во все времена общество стремилось создать такие условия, при которых этот опыт передавался бы постоянно, непрерывно, целенаправленно, планомерно и в полноценном виде. Именно с этой целью и создавались существующие социальные институты (Ситаров, 2007: 234). Важнейшим из этих институтов выступает система образования, и в частности высшая школа.

Педагогический процесс в высшей школе как явление многомерное и неоднозначное не может быть описан и определен в рамках одномерных схем, парадигм и концептов, пусть даже самых передовых и эвристичных. Кризис высшей школы мы считаем целесообразным рассматривать как кризис непедагогических подходов ее идентификации, как кризис однозначных, мономодальных измерений образовательной политики и практики (Шутенко, 2005).

Опыт истории показывает, что высшая школа развивалась на базе сочетания различных культурных моделей (Каррье, 1996) и выстраивалась на пересечении различных измерений педагогического процесса. Под категорией «измерение образования» мы понимаем циви-лизационно заданную систему координат, определяющую саму конструкцию высшей школы — ее миссию и приоритеты, ценности и содержание подготовки, механизмы и соответствующие стандарты построения педагогического процесса. В зависимости от главенствующей в обществе идеи и порождаемой ею культурной доминанты все историческое многообразие форм и моделей обеспечения педагогического процесса в высшей школе можно свести к нескольким основным измерениям: социоцентическому, теоцентрическому, антропоцентрическому, профессиоцентриче-скому, сциентистскому, идеологическому, экономическому.

В социоцентрическом измерении высшая школа призвана прежде всего вести подготовку

граждан, способных проводить в жизнь интересы социума. Культурной доминантой выступает идея общественного долга. Отсюда высшее образование должно формировать опыт служения. Так, например, в античной школе третьей ступени (риторской, философской или медицинской) юноша готовился стать достойным гражданином полиса, способным защитить его от врагов и обеспечить его процветание.

Теоцентрическое измерение придает высшей школе и образованию универсальный смысл, состоящий в движении к Богу. Религиозная доминанта требует формировать у школяра опыт веры и посвящения, опыт заботы о душе и ее спасении через питание ее словом. Несмотря на формализм и схоластику, данное измерение обеспечивает единство веры, истины и знания. Именно в лоне теоцентрического измерения возникает средневековый университет, чья автономия охранялась «под зонтиком» верховной церковной юрисдикции.

Антропоцентрическое измерение обращает высшую школу к ценностям гуманизма, отвечающим главенствующей идее человека как венца природы. В соответствии с образом человека-творца образование, освобожденное от церковной догматики, должно культивировать опыт творчества, опыт созидания. В данном измерении активизируется прогрес-систская дидактика, зовущая к улучшению и совершенству и открывающая путь к Просвещению. Между тем содержание образования характеризуется большей приземленно-стью, реализмом и прагматизмом.

Профессиоцентрическое измерение выражает доминанту отраслевого устройства и специализации социума с главенствующей идеей пользы. Данное измерение определяет ценность индивидуума его полезностью. Отсюда высшая школа должна формировать опыт эффективного функционирования в устанавливаемой системе разделения труда. Цели и содержание образования привязываются к экономической конфигурации. Утверждается специализация знания, факультативность подготовки, утилитарный характер образования.

В сциентистском измерении высшая школа призвана служить науке, и прежде всего естественной науке. Она должна формировать

опыт объективного исследования, научного поиска, опыт эксперимента. В обучении важно научить студентов подвергать мысль анализу и научной проверке. В данном измерении происходят десакрализация и рационализация знания, что соответствует культурной доминанте с главенствующей идеей истины, Просвещения, научно-технического прогресса. Усиливаются прагматизация и технократизация образования.

Идеологическое измерение подчиняет высшую школу политическим целям и задачам. Это измерение выстраивается в соответствии с культурной доминантой власти как главной идеи и смысла миропостроения. Высшая школа служит делу укрепления власти и должна формировать в первую очередь опыт преданности и верности, причем не всему обществу, а какой-то его части (партии, классу, консорции, ордену, корпорации и т. п.) или отдельному лицу. В образовании главенствуют политическое доктринерство, авторитаризм, бюрократизм.

В экономическом измерении высшая школа рассматривается как сугубо коммерческое предприятие. В соответствии с монетаристской доминантой в культуре и экономике главная задача высшей школы — приносить прибыль, причем в денежном эквиваленте. Экономические законы и механизмы (и большей частью финансово-фискальные) переносятся в сферу действия образовательного процесса. Последний трактуется как пространство рынка образовательных услуг, а высшая школа призвана формировать опыт выгодного потребления и пользования.

Общим знаменателем, связывающим и реализующим различные образовательные модели, выступает еще одно, личностное измерение вузовского образования (Шутенко, 2011).

Личностное изм.ерение представляет собой мета-изм.ерение и некую нуклеарную ось построения образовательного процесса. Связующей нитью проходит это измерение сквозь все социокультурные слои образования. Как внутренний стержень оно незримо присутствует во всех измерениях высшей школы, обеспечивая дееспособность каждой из них. Вместе с тем личностное измерение порождается своей, только ей присущей доминантой. Речь

идет о доминанте культуры в чистом виде. Культуры как универсального единства мировоззрения и поведения, бытия и сознания.

Личностное измерение — это не унифицированный конструкт построения высшей школы с жесткой структурой и иерархией, а широкое поле и пространство возможностей определения вузовской идентичности, полагающее множественность различных моделей и подходов построения образовательной практики, направленных на полноценное развитие личности обучаемого как субъекта профессиональной, гражданской, культурной, досуговой, информационной и прочих видов деятельностей (Ситаров, Шутенко А., Шутенко Е., 2009).

Как только образование отрывается от личности, происходит распад его основных измерений, возникает ценностный вакуум в подготовке (Ситаров, Шутенко А., Шутенко Е., 2007). С другой стороны, попытки выстроить образовательную конструкцию высшей школы, минуя личностное измерение, за счет наращивания какого-то одного из измерений приводят к деформации и деградации самого института высшей школы (Шутенко А., Шутенко Е., 2006).

В целом обеспечение устойчивого педагогического процесса в высшей школе нам представляется в цивилизационном обогащении ее образовательного пространства за счет расширения ее поликультурных возможностей и потенциала, развития ее основных социокультурных измерений с опорой на личностное начало образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Каррье, Г. (1996) Культурные модели университета // Alma mater (Вестник высшей школы). № 3. С. 28-32.

Ситаров, В. А. (2007) Воспитание // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 234-235.

Ситаров, В. А., Шутенко, А. И., Шутенко, Е. Н. (2007) Ментальные характеристики современной студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). № 7. С. 13-18.

Ситаров, В. А., Шутенко, А. И., Шутенко, Е. Н. (2009) Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 66-72.

Шутенко, А. И. (2005) Кризис высшей школы: испытание постмодернизмом // Сибирский педагогический журнал. № 5. С. 197-203.

Шутенко, А. И. (2011) Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. № 7. С. 80-86.

Шутенко, А. И., Шутенко, Е. Н. (2006) Высшее образование как зеркало растворенной культуры // Alma mater (Вестник высшей школы). № 11. С. 9-12.

Дата поступления: 15.08.2013 г.

THE SOCIOCULTURAL DIMENSIONS OF A SUSTAINABLE PEDAGOGICAL PROCESS AT THE HIGHER SCHOOL A. I. Shutenko (Moscow University for the Humanities)

The article contemplates the sociocultural aspects of the maintenance of a sustainable pedagogical process at the higher school. The author shows the main dimensions of this process, which correspond to a certain cultural dominant. The personal dimension of a sustainable development of the higher school is revealed.

Keywords: higher school, sustainable pedagogical process, cultural dominant of education, sociocultural dimensions of education, personal dimension of higher education.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Karr’e, G. (1996) Kul’turnye modeli universiteta // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). № 3. S. 28-32.

Sitarov, V. A. (2007) Vospitanie // Znanie. Poni-manie. Umenie. № 4. S. 234-235.

Sitarov, V. A., Shutenko, A. I., Shutenko, E. N. (2007) Mental’nye kharakteristiki sovremennoi stu-dencheskoi molodezhi // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). № 7. S. 13-18.

Sitarov, V. A., Shutenko, A. I., Shutenko, E. N. (2009) Psikhologicheskie osobennosti sotsiokul’-turnogo oblika studencheskoi molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 66-72.

Shutenko, A. I. (2005) Krizis vysshei shkoly: ispy-tanie postmodernizmom // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. № 5. S. 197-203.

Shutenko, A. I. (2011) Razvitie obrazovatel’nykh kommunikatsii v sovremennom vuze // Vysshee ob-razovanie v Rossii. № 7. S. 80-86.

Shutenko, A. I., Shutenko, E. N. (2006) Vysshee obrazovanie kak zerkalo rastvorennoi kul’tury // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). № 11. S. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.