Научная статья на тему 'Социокультурные факторы криминализации в современном российском обществе'

Социокультурные факторы криминализации в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1059
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С Н. Кулешова

В настоящей публикации автор рассматривает факторы криминализации в социальной жизни российского общества; процесс нестабильности общественного сознания связанный с ценностно-нормативной системой общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-CULTURAL FACTORS OF CRIMINALISATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The author of the article considers criminalisation factors in the social life of the Russian society. The process of social consciousness instability is connected with the value-norm system of the society, the crisis of spiritual life, culture, values and ideals.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы криминализации в современном российском обществе»

Фшшш нну к и

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

С.Н. Кулешова

SOCIAL-CULTURAL FACTORS OF CRIMINALISATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Kuleshova S.N.

The author of the article considers criminali-sation factors in the social life of the Russian society. The process of social consciousness instability is connected with the value-norm system of the society, the crisis of spiritual life, culture, values and ideals.

В настоящей публикации автор рассматривает факторы криминализации в социальной жизни российского общества; процесс нестабильности общественного сознания связанный с ценностно-нормативной системой общества.

УДК 316.728:343.9

Развитие современного общества характеризуется коренными изменениями в политической, экономической и духовно-нравственной сфере жизни людей, ведущими к изменению сложившихся общественных отношений, стереотипов, взглядов и поведения личности и открывающимися возможностями для переосмысления ценностей, ценностных ориентаций, ценностных отношений, существовавших раннее.

Происходит процесс снижения значимости ценностей как на общественном, так и личностном уровнях. Этот процесс отражает экономические, социальные, нравственные кризисные явления. Девальвация ценностей отразилась в современном образе жизни, которая порождает дестабилизацию отношений в обществе, развитие криминальной субкультуры среди молодежи, разрушение традиционной иерархии семейных взаимоотношений, беспризорность и т.д. Криминальная ситуация не явилась чем-то случайным в российском обществе (1).

Процесс нарастающей криминализации общественного сознания связан с криминогенной деформацией ценностно-нормативной системы российского общества, размыванием и девальвацией социально позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей. Он сопровождается широким распространением среди законопослушных слоев населения антиобщественных взглядов, представлений и установок допускающих, оправдывающих, поощряющих, либо откры-

то провоцирующих нарушения уголовно-правовых запретов.

В общественном мнении, как считает Алексеева Л. С., культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы правонарушающего, в том числе преступного поведения, якобы оправданного материальными, моральными, социальными, экономическими, политическими и иными соображениями. В массовую культуру, повседневный обиход внедряются элементы преступной субкультуры: специфические для пенитенциарных учреждений, жаргон, способы коммуникации и разрешения конфликтов, корпоративное творчество и т.д. (2).

Одним из факторов криминализации современного российского общества является ценностный кризис семьи. Семья - неотъемлемая составляющая общества, и занижать ее роль и значение как для общества, так и для отдельного человека недопустимо. В любом сколько-нибудь цивилизованном обществе существует институт семьи, и будущее человечества не мыслится без семьи.

Современная семья, являясь неотъемлемым фактором развития и социализации любого человека, в настоящее время находится в глубоком кризисе. Сегодня для нее характерны показатели нестабильного общества: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и многое другое. Современная семья переживает политические и экономические потрясения - низкая материальная обеспеченность, безработица, растущая инфляция, межэтнические и политические конфликты, снижение роли духовных ценностей, либерализация половой морали.

Эти и другие негативные явления нарушают нормальное функционирование семьи и приводят к тому, что в современном социуме происходят сложные процессы деградации образа жизни. Имеет место снижение престижа семьи, отсутствует потребность молодых семей иметь в браке детей; растет число разводов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным насилием; увеличивается доля людей, сознательно выбравших одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. Эти проблемы существуют не только на уровне отдельных регионов,

но и приобретают общепланетарное значение.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства, такие как: чрезвычайно великий процент детей с отклонениями эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть из которых спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родите-льских отношений; нарушение процессов формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои в усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, ориентация на материальные ценности над духовными; духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели, что толкают подростков на путь криминала, алкоголизма, наркомании, проституции. У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

Система общественного воспитания и образования сегодня не способна изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей. Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ; в учебной программе школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности". Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии. В социокультурном пространстве, средствах массовой информации темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенных сведений, пошлости и порока; средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семей-

ных отношений, превозносят греховные «страсти свободной любви», половой распущенности.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Обеспокоен, например, состоянием российского общества и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и пагубно. В течение последних лет это неоднократно подчеркивали иерархи Русской православной церкви. Так, выступая на VI Всемирном Русском народном соборе в декабре 2001 года, митрополит Кирилл отмечал: "Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства". Говоря же о роли Православной церкви в содействии преодолению кризиса семьи и семейного воспитания, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подчеркивает: "Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле..."

В условиях углубления в российском обществе правового нигилизма и негативизма, повышения терпимости граждан к нарушению уголовно- правовых запретов и потенциальной их готовности к совершению преступлений, приобретает особую актуальность изучение

информационных посылок криминализации общественного сознания.

Фактором криминализации

современного российского общества также являются средства массовой информации. В последние годы значимость, как уже отмечалось, негативных эффектов СМИ неоднократно подчеркивалось не только отечественными, но и зарубежными учеными. Специалисты в области криминологии, социологии, социальной психологии и педагогики объективно обеспокоены тем разрушительным, деформирующим влиянием на массовое сознание, нравственно-психологический климат в обществе, которые оказывают средства массовой коммуникации в сочетании с другими неблагоприятными факторами.

Особый интерес представляет исследование направленности и степени криминального влияния средств массовой информации на массовое, обыденное сознание людей. У определенной части читательской аудитории возможна реакция вынужденного привыкания к разгулу преступности, как неотъемлемому атрибуту жизни («дело житейское»). Как считает Енгибарян Л.Н., это способствует неадекватному отображению в массовом сознании общественной опасности различных преступлений («что такое коррупция, например, в сравнении с правовыми насильственными преступлениями») и повышению толерантности по отношению к преступникам. Возможно, именно общей эскалацией насилия, как в реальной жизни, так и в ее изображении СМИ. Именно из газет широкий круг читателей узнает о том, что судейство «воров в законе» предпочтительнее официальной системы судопроизводства тем, что «не имеет чиновничьей волокиты», «приносит почти немедленный результат». Подобная сомнительная реклама сопровождается прозрачными рекомендациями

коммерческим структурам и даже государственным акционерным обществам и предпринимателям (особенно тем из них, отдельные стороны деятельности которых носят криминальный характер», обращаться

именно к криминальным авторитетам для того, чтобы исключить вмешательство в их дела судебных и правоохранительных органов. Пропагандируется эффективность такой исправительной меры для злостных неплательщиков нелегальных налогов, должников, провинившихся членов криминальных сообществ и криминальных конкурентов как подпольная и частная тюрьма, куда уж точно прокурора для рассмотрения жалобы не вызовешь (3).

Одновременно данная проблема имеет важный языковедческий аспект. В последние годы лингвисты, социологи, криминологи обеспокоены внедрением в современный русский разговорный язык иностранных терминов, обозначающих различные виды преступной деятельности и типы преступников. Происходит подмена исконно русских понятий неологизмами: «вымогателя» - «рэкетиром», лидеров уголовной среды - «мафиози», «наемного убийцы» - «киллером» и др.

В последние годы в средствах массовой информации прокатилась волна сенсационных разоблачений фактов коррупции и злоупотребления власти, продажности чиновников, политиков, общественных деятелей. При всей актуальности широкого обсуждения данной проблематики настораживает, с точки зрения формирования общественного мнения, назойливые попытки обоснования современного расцвета коррупции доводами о чуть ли не биологической обусловленности (типа «страсть к извлечению денег из служебного положения, по всей видимости, заложена в природе человеческой"»), об исторической преемственности и национальных традициях воровства, мздоимства и казнокрадства в истории России, невозможности

искоренения и противодействия.

Лейтмотивом многих публикаций и передач стала мысль о какой-то фатальной предопределенности и неодолимости продажной и алчной природы власти как нашей исконной национальной особенности: «Мздоимство в России всегда было развито, а сейчас оно и вовсе воспринимается как

норма», «Для нашего государства определяющие черты - банкротство и воровство. Воруют все, но в разных формах»

(4).

Экономическая преступность в разных ее проявлениях переросла в серьезную проблему не только в нашем государстве, но и во всем мире. Нелегальный сектор - наиболее деструктивная часть теневой экономики, представляющая большую опасность для общества, так как его воздействие на общество и экономику происходит в легальных сферах и через легальные структуры. Переходный период в развитии общества и государства резко ухудшил криминогенную ситуацию в экономической сфере, она стала угрожающей для безопасности России. В последние годы продолжает наблюдаться тенденция роста числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики. Эта неблагоприятная тенденция во многом обусловлена:

• отсутствием практики, опыта и знаний, как для формирования рыночных отношений, так и управления экономикой;

• отставанием нормативно-правовой базы экономических реформ;

• ошибками при проведении приватизации, ее темпов и масштабов, которые обусловили значительное увеличение правонарушений.

В последнее время очень активно пропагандируется практически по всем изданиям научным и публицистическим «приватизация власти». Однако чрезмерная концентрация собственности на самой верхушке властной пирамиды чаще всего порождает конфликты взаимоотношений с внешней социальной средой. Разбогатевшие чиновники и частные лица безудержно продолжают наращивать свои богатства за счет беднеющего народа.

Ключевое значение в этих условиях приобретает политическая элита вообще и правящая в особенности. Она формирует политику, направление возможной эволюции страны. Но она, как отмечают аналитики, прямо или косвенно связана с криминальностью. В. В. Лунеев в статье «Криминогенная обстановка в России и формирова-

ние новой политической элиты» отмечает, что криминальность самой большой и значимой группы элиты - бывших партийных, государственных и хозяйственных руководителей проявилась в массовых посягательствах на государственную собственность, коррупции, в связях с организованной преступностью. Все более важную роль играют те группы политической элиты, которые вышли из торгово-финансовых групп. Это, прежде всего представители, а также дети и родственники бывшей номенклатуры. Есть, наконец, очень большая и влиятельная группа, которая владеет чисто криминальным капиталом (рэкет, наркобизнес, проституция, торговля оружием и т.д.) и также формирует политическую и правящую элиты (5).

Сердцевиной правящей элиты является бывшая политическая, экономическая «номенклатура», которая сегодня формируется и как экономически господствующий класс - класс олигархии. Т.И. Заславская подробно останавливается на олигархическом варианте развития государства: «. развитие предполагает если не прямую, то косвенную победу экономической элиты над политической..» (6). Именно здесь идет формирование собственности, которая уже известна под названием номенклатурной, или олигархической. Так, по данным социологических исследований среди бизнес-элиты 2001 г., до того, как стать членом этой группы, 24,8% были директорами предприятий,27,4% - бизнесменами, 19,5% -чиновниками, 6,2% - сотрудниками государственных банков. Это говорит о тесной связи, которая сложилась между политической элитой России и крупным бизнесом, о взаимопроникающих потоках мобильности. В 2006 г. изменяется процентное соотношение, соответственно, 19,0% были директора предприятий, 29,5% - бизнесмены, 24,5% -чиновники, 9,9% - сотрудники государственных банков.

Великий итальянский гуманист, доктор права Чезаре Беккария в своем знаменитом произведении «О преступлениях и наказаниях», писал: «Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы просвещение шло рука об руку со свободой. Зло, по-

рождаемое знаниями, находится в обратном отношении к их распространенности, а добро - в прямом».

«Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила науки была сосредоточена на их защите и чтобы ни одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение».

«Другое средство предупреждения преступлений заключаются в награждении добродетели».

«Наконец, самое верное, но и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в усовершенствовании воспитания (8).

Кризис духовной жизни вообще, культуры, ценностей и идеалов, самих способов созидательного творчества подорвали основы воспроизводства обществом своей функциональности. В обществе парализованы демократические рациональные ценности и нормы регуляции перехода к рациональному рынку и гражданскому обществу.

Однако демократическая общественность не должна забывать, что расширение бюрократического контроля за всеми сферами общественной жизни, включая культуру, идеологию и СМИ, потенциально угрожает правам и свободам граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухарева А.Я. Формирование государственной политики борьбы с преступностью. Материалы конференции. - М., 1997. - С. 126-127.

2. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М, 1994. - С. 96.

3. Енгибарян Л.Н. Социальные последствия легализации преступных доходов // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2006. - № 2. - С. 199-200.

4. Козлова О.Н. Культура в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. - 2004. -№ 6. - С. 112-113.

5. Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. -1994. - № 8.

6. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Об-

щественные науки и современность. - 2004.

- № 6. - С. 13-17.

Крыштановская О. В. Трансформация бизнес

- элиты России: 1998-2002 // Социологические исследования. - 2002. - № 8. - С. 78. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. - М.: ИНФРА, 2004. - С. 2-3.

Об авторе

Кулешова Софья Николаевна, аспирант дневной формы обучения. Сфера научных интересов - факторы, влияющие на состояние криминализации современного российского общества (социокультурный и криминологический аспект); социокультурные основания криминализации общества; субкультура осужденных (лиц отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.