Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАТАР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ДАННЫМ АНКЕТНОГО ОПРОСА)'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАТАР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ДАННЫМ АНКЕТНОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАТАР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пустарнакова Анна Александровна, Соколова Светлана Игоревна

Статья посвящена социологическому исследованию репродуктивного поведения на примере татар, проживающих в Самарской области. Особое внимание уделяется анализу социокультурных детерминант репродуктивного поведения. Для их изучения был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 100 молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет, из них 89 татар. По данным исследования, основными детерминантами репродуктивного поведения являются: благоприятная обстановка в семье, материальное положение, забота о продолжении рода, забота о сохранении традиций моего народа, наличие собственного жилья, наличие стабильной работы успешной карьеры и поддержки от государства, качество медицинских услуг. Показано, что на репродуктивное поведение опрошенных, как правило, оказывают влияние этнические и религиозные традиции, о содержании которых опрошенные знают достаточно. В соответствии с ними респонденты определяют выбор партнера по браку и способы построения отношений с ним, количество детей в семье, время их рождения и особенности их воспитания, хотя на способы контрацепции данные традиции все же не оказывают никакого влияния. Полученные результаты говорят о том, что опрашиваемые придают достаточно большое значение традициям своего народа и они также могут рассматриваться как детерминанты репродуктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF REPRODUCTIVE BEHAVIOR OF THE TATARS OF THE SAMARA REGION (ACCORDING TO A QUESTIONNAIRE SURVEY)

The article is devoted to a sociological study of reproductive behavior on the example of the Tatars living in the Samara region. Particular attention is paid to the analysis of socio-cultural determinants of reproductive behavior. To study them, a questionnaire survey was conducted, in which 100 young people aged 20 to 35 took part, including 89 Tatars. According to the research, the main determinants of reproductive behavior are: a favorable environment in the family, financial situation, concern for procreation, concern for preserving the traditions of my people, having their own home, having a stable job, a successful career and support from the state, and the quality of medical services. It is shown that the reproductive behavior of the respondents, as a rule, is influenced by ethnic and religious traditions, the content of which the respondents know enough about. In accordance with them, the respondents determine the choice of a marriage partner and the methods of building relationships with him, the number of children in the family, the time of their birth and the peculiarities of their upbringing, although these traditions still do not have any influence on the methods of contraception. The results obtained indicate that the respondents attach great importance to the traditions of their people and they can also be considered as determinants of reproductive behavior.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАТАР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ДАННЫМ АНКЕТНОГО ОПРОСА)»

Социокультурные детерминанты репродуктивного поведения татар Самарской области (по данным анкетного опроса)

Пустарнакова Анна Александровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва E-mail: apustarnakova@gmail.com

Соколова Светлана Игоревна

магистрант кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва E-mail: kelik63@mail.ru

Статья посвящена социологическому исследованию репродуктивного поведения на примере татар, проживающих в Самарской области. Особое внимание уделяется анализу социокультурных детерминант репродуктивного поведения. Для их изучения был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 100 молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет, из них 89 татар.

По данным исследования, основными детерминантами репродуктивного поведения являются: благоприятная обстановка в семье, материальное положение, забота о продолжении рода, забота о сохранении традиций моего народа, наличие собственного жилья, наличие стабильной работы успешной карьеры и поддержки от государства, качество медицинских услуг.

Показано, что на репродуктивное поведение опрошенных, как правило, оказывают влияние этнические и религиозные традиции, о содержании которых опрошенные знают достаточно. В соответствии с ними респонденты определяют выбор партнера по браку и способы построения отношений с ним, количество детей в семье, время их рождения и особенности их воспитания, хотя на способы контрацепции данные традиции все же не оказывают никакого влияния.

Полученные результаты говорят о том, что опрашиваемые придают достаточно большое значение традициям своего народа и они также могут рассматриваться как детерминанты репродуктивного поведения.

Ключевые слова: репродуктивное поведение, социокультурные детерминанты, исследование репродуктивного поведения татар.

Регулирование процессов деторождения на региональном уровне всегда было одним из наиболее острых вопросов.

Для решения этих вопросов на уровне региона необходимо детально изучать репродуктивное поведение и факторы его обуславливающие. Репродуктивное поведение, при этом, понимается как система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности в браке или вне его.

Понимание факторов, его обуславливающих, сможет помочь определить те социальные механизмы, с помощью которых можно контролировать процесс рождаемости и влиять на него.

Данные социологии показывают, что репродуктивное поведение зависит не только от социально-экономических, но и от социально-психологических факторов, среди которых выделяются этнические и религиозные традиции. Первые отражают в себе все стороны жизни конкретного этноса - социальную, экономическую, культурную, политическую, хозяйственную, определяют правила и особенности жизнедеятельности в каждой из отмеченных областей. Вторые затрагивают преимущественно духовную сторону жизни, отражают особый код культуры народа, его видение и понимание мира.

Воспитание в конкретном этносе накладывает отпечаток на отношение женщин и мужчин к появлению детей и заключению брака. Это же касается и репродуктивного поведения татар, в котором за последние годы наблюдаются существенные изменения, связанные с увеличением влияния социально-экономического фактора, в результате чего их этнические и религиозные традиции отходят на второй план и уступают место стремлению к материальному благополучию, что приводит к снижению рождаемости.

Татары - это вторая по численности этническая группа, проживающая на территории Самарской области, которая, несмотря на процессы глобализации, продолжает сохранять свои национальные традиции. При этом остается малоизученным вопрос о том, что именно влияет на воспроизводство и сохранение данной группы в регионе, в частности, вопрос о социокультурных детерминантах репродуктивного поведения татар.

Под детерминантой репродуктивного поведения мы понимаем наличие причин, обстоятельств, способствующих чему-либо, определяющих особенности репродуктивного поведения [1]. Это могут быть экономические, политические, психологические, культурные, поведенческие причины и др.

сз о

о Л о

о сз о в

Одной из первых попыток включить в модели детерминации рождаемости поведение была предпринята в схеме переменных рождаемости Р. Хил-ла, Дж. Стикоса и К. Бэка. Они выявляли различные факторы репродуктивного поведения и «семейного планирования», среди которых важными могут быть установки на число детей и на применение контрацепции, а социально-психологические детерминанты». При этом, фиксация лишь внешних фактов поведения недостаточна, надо учитывать и внутренние факты - ценностные ориентации личности, ее установки, мотивы и потребности. Репродуктивное поведение выражается не только в каких-то внешних поступках, репродуктивных событиях, но и в изменениях этих внутренних структур, убеждении, установок и мотивов [2].

Репродуктивные мотивы, в свою очередь, конкретизируют потребность в детях и являются звеном, преобразующим внешние и внутренние побудительные предпосылки к ее формированию. Именно эти предпосылки впоследствии трансформируются в мотивы деторождения. Внешние предпосылки связаны с необходимостью иметь конкретное количество детей, обусловленное требованиями общества. Они складываются в результате усвоения человеком норм детности, семейных традиций и т.д. Внутренние предпосылки складываются под воздействием жизненных обстоятельств, которые требуют рождения детей, и имеют в большей степени психологическую, а не социальную природу. Таким образом, репродуктивный мотив, по мнению А.И. Антонова, можно определить как психическое состояние личности, побуждающее ее к достижению разного рода целей через рождение определенного числа детей [3].

С точки зрения социологии репродуктивное поведение представляется как весьма сложное явление, определяемое совокупным действием разного рода причин: экономических, социальных, психологических и других. Например, Литовка В.А. отмечает, что важную роль играет ценностный аспект и влияние традиций на репродуктивную культуру и репродуктивное поведение, а социально-экономические условия не всегда являются определяющими [4]. Последние могут являться факторами или мотивами, которые, с одной стороны, образуют потребность в детях, а с другой препятствуют её реализации.

Соответственно, детерминантами репродуктивного поведения являются не только социальные, но и культурные ценности и нормы, поскольку общество и каждый отдельно взятый человек являются продуктами культуры.

Каждая конкретная культура в совокупности экономических, социальных и мировоззренческих факторов формирует свойственное именно ей репродуктивное поведение. В процессе социа-е лизации и инкультурализации человек включается ц в эту систему и начинает мыслить и действовать ^ на ее основе.

° Для изучения преобладающих факторов (при-ав чин), влияющих на репродуктивное поведение та-

тар в Самарской области нами было проведено социологическое исследование. Методом исследования выступал анкетный опрос.

Цель исследования состояла в изучении социокультурных детерминант репродуктивного поведения татар Самарской области.

Гипотезами исследования выступили следующие предположения:

1. Репродуктивное поведение татар характеризуется стремлением к созданию семьи (официально зарегистрированных отношений) и многодетности.

2. На репродуктивное поведение татар оказывают влияние этнические традиции их народа, которые определяют их выбор супруга, количество и время рождения детей, а также используемые средства контрацепции.

3. На репродуктивное поведение татар оказывают влияние религиозные традиции их народа, которые определяют их выбор супруга, количество и время рождения детей, а также используемые средства контрацепции.

В анкетировании приняли участие 100 респондентов в возрасте от 20 до 35 лет включительно. Среди них 58 женщин и 42 мужчины. Из опрошенных 57% респондентов состояли в браке, 18% респондентов состояли в гражданском браке, 12% респондентов не состояли в отношениях (не замужем/холост) и 3% респондентов были разведены. Что касается образования опрошенных, то 3% респондентов имели среднее образование, 57% респондентов - среднее специальное, 8% респондентов - неоконченное высшее и 32% респондентов - высшее образование.

Так 63% респондентов проживали в г. Самара, 19% респондентов - в г. Сызрань и 18% респондентов - в г. Тольятти. По уровню материального положения 60% респондентов отметили у себя средний уровень дохода, 33% респондентов -сравнительно высокий и 7% респондентов - высокий, без материальных затруднений.

Таким образом, обобщенный потрет опрашиваемых имел следующие характеристики: лица, состоящие в браке (официальном/гражданском) со средним специальным или высшим образованием, проживающие в Самарской области и имеющие средний уровень дохода.

В процессе анкетирования в первую очередь обсуждались вопросы, касающиеся детей, особенностей их появления и факторов, которые влияют на появление ребенка в современном мире. 87% респондентов отметили, что они задумывались о вопросах, связанных с появлением ребенка, 3% затруднились ответить, а остальные 10% респондентов указали, что не думали об этом. При этом, среди важных ценностей семью и детей отметили 66% респондентов, работу и карьеру -37% респондентов, дом и комфорт - 86% респондентов, здоровье - 77% респондентов, материальное благосостояние - 83% респондентов, учебы и образование - 34% респондентов, друзей - 78% респондентов, любовь - 42% респондентов, безо-

пасность - 38% респондентов, стабильность - 75% респондентов и саморазвитие - 28% респондентов.

Как видно, преобладающими ценностями у большинства респондентов являются семья и дети, дом и комфорт, друзья, стабильность, а также здоровье и материальное благосостояние, то есть именно те ценности, которые свидетельствуют о стремлении поддержать свой род и создать полноценную ячейку общества. Среди опрашиваемых при этом, как уже было отмечено ранее, 57% респондентов состояли в зарегистрированном браке, 18% респондентов состояли в незарегистрированном браке и 12% респондентов никогда не состояли в отношениях и 3% респондентов были разведены (раньше состояли в браке). То есть большинство респондентов, состояли в браке и ставили вопрос появления детей и семьи в качестве приоритетной цели в своей жизни.

На момент проведения анкетирования у 40% респондентов был один ребенок, 37% респондентов имели 2 детей, 5% респондентов имели 3 детей, у 10% респондентов не было ни одного ребенка и 8% респондентов отметили, что детей нет, так как был один-два выкидыша или аборт по медицинским показания или присутствует неспособность иметь детей. Таким образом, большинство из опрошенных - это лица, уже являющиеся родителями, у которых есть, как минимум, один ребенок. Отсюда можно сделать вывод, что опрашиваемые имеют достаточно определенное представление о том, какие изменения в жизни влечет за собой появление ребенка и какой уровень ответственность подразумевает его воспитание.

60% респондентов отметили, что для них не приемлемо появление детей без заключения официального брака, 27% респондентов указали, что для них это, скорее, неприемлемо, чем приемлемо, 8% респондентов указали, что появление ребенка без заключения брака для них, скорее приемлемо, чем не приемлемо, и остальные 5% респондентов указали, что это является для них приемлемым. Как видно, большинство опрашиваемых придерживается традиционных взглядов на построение семейных взаимоотношений и считает, что появлению ребенка должна предшествовать официальная регистрация отношений.

Наиболее приемлемым возрастом для появления ребенка 53% респондентов указали период от 21 до 25 лет, 37% респондентов указали период от 26 до 30 лет и 10% респондентов отметили возраст от 36 до 40 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что возраст не является для татар препятствием к рождению детей: несмотря на то, что большинство из них считает наиболее приемлемым для появления ребенка возраст от 21 до 25 лет, то есть, достаточно молодой возраст, период от 36 до 40 лет для них также является приемлемым для появления ребенка.

В качестве определяющих факторов при принятии решения о рождении ребенка, 67% респондентов отметили благоприятную обстановку в се-

мье семьи, 64% респондентов - материальное положение, 47% респондентов - заботу о продолжении рода и забота о сохранении традиций моего народа, 45% респондентов - наличие родственников, к которым можно обратиться за помощью, 35% респондентов - наличие собственного жилья, 33% респондентов - наличие стабильной работы, успешной карьеры и поддержки от государства и 27% респондентов - качество медицинских услуг.

Отсюда можно сделать вывод, что поскольку наиболее приемлемым для рождения ребенка у татар является возраст от 21 до 25 лет, такие критерии, как хорошее состояние собственного здоровья и здоровья супруги не являются для них значимыми, так как это подразумевается в данный период жизни. В соответствии с этим, имеет малое значение или совсем не придается значение таким факторам, как качество медицинских услуг и благоприятная экологическая поддержка.

Большую роль в принятии решения о появлении ребенка для респондентов имеет обстановка в семье (родительской), наличие поддержки со стороны родственников, поскольку это во многом определяет их материальное положение и возможность получить необходимую помощь при развитии собственных брачных отношений. Отсюда следует и стремление к продолжению рода, как показатель желания отдать дань традициям своего народа.

Отвечая на вопрос «Планируете ли Вы завести ребенка в ближайшее время?», 35% респондентов отметили «да, в ближайшие 1-2 года», 32% респондентов указали «да, в ближайшие 3-5 лет», 10% респондентов указали «до, но не в ближайшие 6-10 лет», 20% респондентов отметили «не планирую заводить детей, потому что у меня уже есть ребенок (дети)» и 3% респондентов указали «не планирую заводить детей» в связи с состоянием здоровья. Как видно, несмотря на то, что большая часть опрашиваемых уже имеет детей, они все равно готовы к появлению в их жизни еще одного ребенка. К этому также готовы и респонденты на момент анкетирования не имеющие детей. Исключение составили часть респондентов, уже имеющих детей (2-3 ребенка), и те, у кого нарушена репродуктивная функция.

При обсуждении абортов 14% респондентов отметили отрицательное отношение к ним, 24% респондентов - скорее, отрицательное, 57% респондентов - нейтральное и 5% респондентов - скорее, положительное. Негативное отношение к абортам, среди выделивших его, 63% респондентов объяснили тем, что - это грех, а 17% респондентов - тем, что это - убийство и 20% респондентов тем, что аборты вредят здоровью женщины. Лояльное отношение к абортам, среди отметивших его, 90% респондентов объяснили тем, что это является одной из принципиально важных процедур в некоторые моменты жизни женщины (незапланированная беременность при отсутствии возможности воспитывать ребенка; изнасилование; пато-

сз о

о Л о

о сз о в

логия плода; угроза жизни матери (эклампсия)). Остальные 10% указали, что аборт позволяет женщине чувствовать себя защищенной и свободной, запрет абортов свидетельствует о закоренелости и не современности государства.

Отвечая на вопрос о возможном количестве детей в среднестатистической семье, 17% респондентов указали одного ребенка, 67% респондентов - двоих детей и 16% респондентов - троих детей. При этом на вопрос «Сколько бы Вам хотелось иметь детей в семье, если бы для этого имелись все условия?» 77% респондентов указали двоих детей, 10% респондентов - одного ребенка и 13% респондентов - троих детей. На вопрос «Сколько детей всего Вы собираетесь иметь?» 17% респондентов указали одного ребенка, 67% респондентов - двоих детей и 16% респондентов - троих детей. Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев у опрашиваемых преобладала установка на двудетную семью и в целом, респонденты были настроены на обязательное наличие детей в семье.

При этом 46% респондентов допускали для себя возможность прерывания беременности в случае ее незапланированного возникновения, 11% респондентов, скорее, допускали, чем нет, 24% респондентов - скорее, не допускали и 19% респондентов - не допускали. Среди причин прерывания беременности 56% респондентов отметили наличие достаточного количества детей, 14% респондентов указали проблемы со здоровьем, 16% респондентов - жилищные проблемы и/или сложное материальное положение и 14% респондентов - проблемы во взаимоотношениях с супругой/ супругом. Отсюда видно, что большинство опрашиваемых достаточно лояльно относится к абортам, среди первоочередных причин которого они выделяют наличие достаточного количества детей, то есть респонденты стараются контролировать количество детей в своих семьях и соотносить его со своими возможностями.

Полностью осведомленными в вопросах контрацепции себя считают только 14% опрошенных. 58% респондентов отметили, что они, в целом, осведомлены, но им хотелось бы знать больше. Остальные 28% респондентов указали, что у них недостаточно знаний в этой области. Информированность в области планирования беременность оказалась хуже: только 45% респондентов были осведомлены о способах, применяемых в этих случаях, тогда как 35% респондентов ничего не знали о них, а остальные 20% респондентов затруднились ответить.

Такие же результаты были отмечены и при ответе на вопрос о новых репродуктивных технологиях. Таким образом, можно сказать, что хоть большинство респондентов и имеют представле-е ние о способах планирования беременности и разе личных репродуктивных технологиях, уровень их ^ информированности в данной области недоста-° точно высок. Возможно, именно этим обусловлен 2 тот факт, что 68% респондентов отрицательно от-

носятся к современным репродуктивным технологиям («отрицательно», «скорее, отрицательно»), 26% респондентов - нейтрально и только 6% респондентов - положительно («положительно», «скорее, положительно»).

Отдельное внимание в нашем исследовании было уделено вопросам, связанным с ролью этнических и религиозных традиций в современном обществе и в вопросах появления ребенка. Среди опрашиваемых 89% респондентов отметили свою принадлежность к татарам, 9% респондентов - к русским и 2% респондентов - к чувашам. В соответствии с целью и задачами исследования, мы анализировали только мнения татар. К знакомым традициям своего народа 93% респондентов отнесли «семейственность» (поддержка родных, постоянная поддержка взаимосвязи с ними), 87% респондентов - «уважение к старшим», 95% респондентов - «нравственность девушки», 90% респондентов - «главенство мужчин», 64% респондента - «не менее двух детей в семье», и 36% респондентов - «умеренность во всем». 27% респондентов отметили в качестве другого «уважение между супругами».

Данные традиции, согласно результатам анкетирования, могут повлиять для 64% респондентов на выбор супруга, для 30% респондентов -на определение количества детей и для остальных 16% респондентов - на выбор времени зачатия ребенка. Полученные результаты говорят о том, что опрашиваемые придают достаточно большое значение традициям своего народа, которые определяют их репродуктивное поведение в части выбора партнера, количества детей и времени их рождения.

При этом религиозными себя считают 66% респондентов, 24% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос и 10% респондентов не считают себя религиозными людьми. Среди религиозных респондентов 91% относит себя к мусульманам, а остальные 9% - к православным. При этом религиозные традиции являются основой взглядов на жизнь и поступков у 56% респондентов. 10% отметили, что они не имеют для них никакого значения, а остальные 34% респондентов указали, что они стараются следовать части религиозных традиций, но не всем из них. Согласно ответам опрошенных, религиозные традиции повлияли или могут повлиять на выбор супруга у 60% из них, на определение количества детей - у 23% из них и на выбор времени зачатия ребенка - у 7% из них. Остальные 10% респондентов указали, что религиозные традиции не влияют и не могут повлиять на их жизнь.

Что касается влияния религиозных традиций на воспитание детей, то в данном случае 42% респондентов отметили, что они будут воспитывать или воспитывают своих детей в строгости, в соответствии со всеми религиозными традициями. 34% респондентов указали, что религиозные традиции не определяют их выбор в отношении воспитания детей, остальные 14% респондентов от-

метили, что в воспитании детей они следуют лишь некоторым религиозным традициям и не следят за строгостью их выполнения, а остальные 10% респондентов указали, что религиозные традиции не влияют и не могут повлиять на их взгляды в отношении воспитания детей.

Такие же результаты были отмечены и при анализе ответов на открытый вопрос «Напишите, пожалуйста, влияют ли традиции вашего народа на вашу личную жизнь и на вопросы деторождения». 42% опрошенных отметили, что они строят свою жизнь в соответствии с этим традициями, в том числе, в отношении выстраивания взаимодействия с противоположенным полом. На основании этого они стремятся рано обзавестись семьей или уже исполнили этого, а также родить не менее двух детей (или у них уже есть двое и более детей). 34% респондентов указали, что религиозные традиции для них определяют уровень близости с партнером до брака, а также его выбор в таких характеристиках как особенности поведения, но не более. 10% респондентов отметили, что религиозные традиции никак не влияют на их личную жизнь и вопросы деторождения для них.

Среди наиболее значимых традиций 89% респондентов отметили «семейственность, уважение к старшим, нравственность девушки, уважение к мужу/жене», 44% респондента указали «воздержание и следование правилам питания в религиозные праздники», а также «строгость в воспитании детей и умеренность во всем». 10% респондентов не указали никаких традиций. Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства опрошенных религиозные традиции являются значимыми жизненными аспектами, которые оказывают влияние на особенности выстраивания ими взаимоотношений с противоположенных полом, определения количества детей в семье и времени их появления.

Обобщая результаты анкетирования, следует отметить, что выдвинутые гипотезы подтвердились. Можно выделить следующие основные моменты. Преобладающими ценностями у респондентов являются семья и дети, дом и комфорт, друзья, стабильность, а также здоровье и материальное благосостояние. Эти ценности свидетельствуют о стремлении поддержать свой род и создать полноценную ячейку общества. В связи с этим, для них имеет большое значение официальная регистрация отношений, поскольку только после нее, по мнению опрошенных, возможно рождение детей. При этом оптимальным возрастом для рождения детей они считают период от 21 до 25 лет, именно поэтому в качестве определяющих факторов их появления выступает благоприятная обстановка в семье, материальное положение, забота о продолжении рода и сохранении традиций своего народа. Респонденты придерживаются двудетной модели семьи, что касается как идеального, так и желаемого и ожидаемого числа детей для них, что относится не только к тем, у кого уже есть дети, но и к тем, у кого детей еще нет,

что, в целом, говорит о нацеленности респондентов на построение семьи и рождение детей.

При этом опрашиваемые нейтрально относятся к абортам, поскольку считают, что они являются необходимой в некоторых жизненных ситуациях процедурой. В целом, несмотря на проблемы с информированием по поводу существующих сегодня способов планирования и семьи и средств контрацепции, а также репродуктивных технологиях, респонденты стараются контролировать свое репродуктивное поведение и соотносить его результаты со своими возможностями. На их репродуктивное поведение, как правило, оказывают влияние этнические и религиозные традиции, о содержании которых опрошенные знают достаточно. В соответствии с ними респонденты определяют выбор партнера по браку и способы построения отношений с ним, количество детей в семье, время их рождения и особенности их воспитания,хотя на способы контрацепции данные традиции все же не оказывают никакого влияния.

Литература

1. Морозова, И.С. К проблеме детерминации репродуктивного поведения молодежи [Текст] / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 1. -С.130-134.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 304 с.

3. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов. - М.: ИНФРА, 2005. - 368 с.

4. Артановский, С.Н. Традиция: от прошлого к будущему [Текст] / С.Н. Артановский // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2010. - № 12. - С. 6-15.

SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF REPRODUCTIVE BEHAVIOR OF THE TATARS OF THE SAMARA REGION (ACCORDING TO A QUESTIONNAIRE SURVEY)

Pustarnakova A.A., Sokolova S.I.

Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev

The article is devoted to a sociological study of reproductive behavior on the example of the Tatars living in the Samara region. Particular attention is paid to the analysis of socio-cultural determinants of reproductive behavior. To study them, a questionnaire survey was conducted, in which 100 young people aged 20 to 35 took part, including 89 Tatars.

According to the research, the main determinants of reproductive behavior are: a favorable environment in the family, financial situation, concern for procreation, concern for preserving the traditions of my people, having their own home, having a stable job, a successful career and support from the state, and the quality of medical services.

It is shown that the reproductive behavior of the respondents, as a rule, is influenced by ethnic and religious traditions, the content of which the respondents know enough about. In accordance with them, the respondents determine the choice of a marriage partner and the methods of building relationships with him, the number of children in the family, the time of their birth and the peculiarities of their upbringing, although these traditions still do not have any influence on the methods of contraception.

C3

о

о Л о

о сз о в

The results obtained indicate that the respondents attach great importance to the traditions of their people and they can also be considered as determinants of reproductive behavior.

Keywords: reproductive behavior, sociocultural determinants, study of reproductive behavior of Tatars.

References

1. Morozova, I.S. On the problem of determining the reproductive behavior of young people [Text] / I.S. Morozov, K.N. Belogai,

Yu.V. Borisenko, T.O. Ott // Vector of Science TSU. - 2014. -No. 1. - S. 130-134.

2. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociology of the family. M.: Publishing house of Moscow State University: Publishing house International University of Business and Management, 1996.304 p.

3. Antonov, A.I. Sociology of family [Text] / A.I. Antonov. - M.: INFRA, 2005. - 368 p.

4. Artanovsky, S.N. Tradition: from the past to the future [Text] / S.N. Artanovsky // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. - 2010. - No. 12. - S. 6-15.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.