Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
татары Тюменской области / межэтнические браки / традиционные обычаи / идентификация / татарский язык / самобытная культура / этническая самобытность.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Н.Г.

В статье представлены результаты многолетних социологических исследований автора, которые затрагивают различные стороны жизнедеятельности татарского населения, проживающего на юге Тюменской области. За двадцать лет исследований автор провела несколько анкетных опросов и один опрос экспертов, которые позволили выявить динамику социокультурных процессов в жизнедеятельности исследуемого этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-105-109 ХАЙРУЛЛИНА Нурсафа Гафуровна,

NIION: 2018-0076-8/22-893 доктор социологических наук, профессор,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1091 профессор кафедры маркетинга

и муниципального управления Тюменского индустриального университета, e-mail: nursafa@inbox.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА

Аннотация. В статье представлены результаты многолетних социологических исследований автора, которые затрагивают различные стороны жизнедеятельности татарского населения, проживающего на юге Тюменской области. За двадцать лет исследований автор провела несколько анкетных опросов и один опрос экспертов, которые позволили выявить динамику социокультурных процессов в жизнедеятельности исследуемого этноса.

Ключевые слова: татары Тюменской области, межэтнические браки, традиционные обычаи, идентификация, татарский язык, самобытная культура, этническая самобытность.

KHAIRULLINA Nursafa Gafurovna,

doctor of social Sciences, Professor, Professor of the Department of marketing and municipal management,

Tyumen industrial University

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE TATARS OF THE TYUMEN REGION: A SOCIOLOGIST'S VIEW

Annotation. The article presents the results of the author's long-term sociological research, which affect various aspects of the life of the Tatar population living in the south of the Tyumen region. Over twenty years of research, the author conducted several questionnaire surveys and one survey of experts, which made it possible to identify the dynamics of socio-cultural processes in the life of the studied ethnic group.

Key words: Tatars of the Tyumen region, interethnic marriages, traditional customs, identification, Tatar language, original culture, ethnic identity.

Тюменская область это полиэтничный регион России, в котором на протяжении многих столетий интенсивно происходят взаимодействия представителей различных национальностей. Это связано в первую очередь с предшествующими историческими процессами [1; 2], так и миграционными процессами. Усиление миграционных процессов произошло в середине пошлого столетия, когда в Тюменской области обнаружили месторождения нефти и газа, что повлекло за собой интенсивное промышленное освоение региона. В последние два десятилетия наблюдается высокий миграционный приток мужчин и женщин из республик Средней Азии и Северного Кавказа.

В условиях взаимодействия с представителями различных национальностей татарскому населению (как и другим представителям) трудно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

сохранить свою этническую самобытность, традиционную культуру, традиционные промыслы и ремесла, соблюдать традиции, обычаи. За свою историю сибирские татары накопили и сохранили многие элементы материальной и духовной культуры. В условиях современной цивилизации многие представители татарского этноса стремятся сохранить свой традиционный образ жизни, родной язык, татарские обряды, обычаи, одежду, пищу, фольклор и др. элементы этнично-сти [6; 9].

Целью представленной работы является характеристика социокультурной ситуации, складывающейся в среде татарского населения, а также выявление динамики языковых и других процессов, протекающих среди них.

Для достижения этого на протяжении исследуемого периода решались следующие задачи:

1) изучалось этнического самосознания татарского населения; проводилась идентификация ценностных ориентаций;

2) выявлялись изменения в знании родного языка, в первую очередь в семейной, бытовой и производственной сферах;

3) исследовались особенности взаимодействия с представителями других национальностей; выявлялись основные причины, вызывающие напряженность в данных отношениях;

4) изучались позитивные и негативные последствия межнациональных браков и их влияние на будущее татарского населения.

Объектом исследований автора, проводимых с начала 2001 г., выступают татары юга Тюменской области.

В апреле 2001 г. автор провела свой первый анкетный опрос жителей татарской национальности, проживающих на юге Тюменского региона. В ходе исследования было порошено около 300 респондентов - татары, которые проживали на момент опроса в Тураево, Муллашах, Аслане, Татарских Сингулях, Казарово, Новотьялово, Ембаево, а также жители областного центра. Отметим, что три четверти опрошенных - это городские жители, остальные - сельчане. Данное распределение соответствует сложившейся в регионе структуре населения. Среди опрошенных чуть более половины составили респонденты-женщины, остальные - мужчины.

В начале 2002 г. состоялся опрос экспертов. Этому способствовала ежегодно проводимая конференция, посвященная памяти Булата Валико-вича Сулейманова, талантливого поэта сибирского народа. В ходе опроса с экспертами удалось выявить проблемы социокультурного развития сибирско-татарского населения. Каждый третий опрошенный мужчина, две трети экспертов - женщины. Экспертами выступили как ученые, так и представители национальной интеллигенции, духовенства, органов власти, бизнес-структур.

В мае 2003 г., в ходе анкетного опроса среди жителей областного центра была апробирована система социологического мониторинга, которая позволила провести диагностику социокультурных процессов в жизнедеятельности сибирских татар, компактно проживающих в сельских поселениях юга Тюменского региона. Среди индикаторов мониторинга можно назвать: степень владения родным языком; число лиц, занятых традиционными промыслами; удельный вес лиц, которые продолжают использовать в бытовой сфере традиционную для татар обувь, одежду, головные уборы, утварь. Другим индикатором можно назвать удельный вес татар, которые соблюдают традиционные для этноса обычаи и обряды; удельный вес представителей татарской нацио-

нальности, которые заключили межнациональные брачные союзы; удельный вес лиц, которые в повседневной жизни готовят и потребляют блюда татарской кухни и др. Тогда было опрошено 378 респондентов: 65% женщин, 35% мужчины.

В апреле 2009 г. в Тюмени был проведен анкетный опрос 300 представителей татарской национальности, который позволил изучить состояние не только в социокультурной сфере, но и некоторых социально-демографических показателей, например, потребление алкоголя, вредные привычки (курение), удовлетворенность медицинским обслуживанием и др. В ходе опроса использовался социологический инструментарий казанских социологов (руководитель проекта д.с.н., профессор Т.Г. Исламшина). В ходе опроса интервью прошли две трети женщин, каждый третий -мужчина.

На следующем этапе исследования (2010 г.) опрашивались представители татарской национальности, проживающие в гг. Тюмень, Тобольск, Ялуторовск. В выборочной совокупности городские респонденты составили 40%, остальные сельские жители компактно проживающие в сельской местности. Данное этносоциоло-гическое исследование было проведено по заказу КТТО. Результаты исследований региональных ученых (социологов, филологов, историков) легли в основу коллективной монографии «Татары Тюменской области: история и современность» [7].

В 2014 г. по приглашению Академии наук Республики Татарстан автор участвовала в исследовании религиозной ситуации, складывающейся в российских регионах. Ученые института истории имени Ш. Марджани в 2014-2016 гг. работали над проектом на тему «Сохранение национальной идентичности татарского народа». Главная цель проекта - изучение возможности религиозного возрождения и проблем религиозной идентичности в современных условиях. В данном этносоци-ологическом исследовании автор статьи принимала участие как руководитель по Тюменской области.

В ходе этносоциологического исследования представители духовенства, национальной интеллигенции и верующие отвечали на вопросы нарративного интервью, а гайды с ответами позволили провести динамику исследуемых вопросов по российским регионам, где проживают представители татарского этноса. Необходимость проведения качественного социологического исследования была обусловлена происходящими изменениями в традиционной религиозности татарского населения, на которые существенное влияние оказывают процессы глобализации. Доказано, что глобализация приводит к размыванию этнической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

идентичности не только татарского этносов, но и представителей других национальностей, проживающих не только в российских регионах, но и во всем мире. Зачастую происходят и радикальные изменения, вплоть до смены религиозной принадлежности. Смена религиозной идентичности коренным образом меняет отношение к своему этносу, способствуя маргинализации этнического сознания [3; 5].

Проведенное исследование показало, что за последнее десятилетие у татарского населения нашей области наблюдается активизация этнического самосознания, молодежь проявляет повышенный интерес к религиозным обрядам, традициям. В городах и селах возводятся мечети, все большее число татар совершают паломничество в Мекку. На вопрос нарративного интервью, заметно ли Вашем окружении религиозное возрождение, верующие указывают, что «молодежь до вступления в брак прочитать никах, после рождения детям нарекают мусульманские имена, стремятся обзавестись не одним, а большим числом детей, обращают внимание на традиции татарского народа. Многие родственники держат пост, читают намаз, проводят поминальные мероприятия, помогают нуждающимся» (муж., служащий, 47 лет); «Сын с 16-ти лет встал на намаз, женился на татарской девушке, она теперь тоже читает намаз, у них уже четверо детей, которые воспитываются в исламских традициях. Дочери и зять с сыном держат пост, проводят наши мероприятия, приносят в жертву баранов в Кобран-бай-рам, детям дают мусульманские имена. Не пьют спиртное, не курят» (муж., предприниматель, 57 лет); «Мой двоюродный брат, глядя на меня, встал на намаз, женился на татарке, у нас совместный бизнес. Все мои друзья также в исламе. У некоторых две и три жены, они обеспечивают их одинаково. Ходим все на пятничный намаз. Это связано с тем, что Россия становится открытым, демократическим государством» (муж., директор ЧП, 29 лет).

За исследуемый период (2000-2022 гг.) опрошено около двух тысяч представителей татарской национальности, а по их результатам опубликовано 6 монографий, 30 статей в журналах, включенных в российские и зарубежные базы цитирования, подготовлено 30 докладов на международных, всероссийских и региональных научных конференциях [10; 12]. К научной работе по татарской проблематики были привлечены студенты Тюменского индустриального университета (ранее ТюмГНГУ, прим. автора). Например, Гатиатуллина Сония изучала состояние и проблемы образования, которые напрямую зависят от знания татарского языка. Салихова Алия показала негативные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

последствия влияния межэтнических браков на перспективы развития сибирских татар. В дальнейшем она защитила кандидатскую диссертацию по аналогичной проблематике.

Приведем некоторые результаты авторских исследований. Согласно полученным данным у тюменских татар выявлена устойчивая этническая самоидентификация. Подтверждением являются ответы на вопрос анкеты об удовлетворенности своей национальной принадлежностью. Если в 2001 г. своей национальностью были удовлетворены три четверти опрошенных, то в 2010 г. их число составило 90%. При этом число не удовлетворенных своей национальностью возросло с 1,7% в 2001 году до 3,2% в 2010 г. Отметим, что чуть более десяти процентов участников опроса не придавали значения своей национальности, а спустя десять лет их число сократилось вдвое и составило 6,2%.

Другим индикатором выступает самооценка респондентами своей идентификации. Каждый четвертый респондент ответил, что считает себя просто татарином или татаркой. При этом две трети опрошенных ощущают себя сибирскими татарами. Каждый десятый идентифицирует себя с представителями казанских татар.

Следующим индикатором могут выступать ответы на вопрос анкеты об отношении к религии. В целях исследования рассмотрим зависимость данного вопроса от самоидентификации респондента. Верующими себя назвали в 2010 году 60% опрошенных, неверующими в десять раз меньшее число участников опроса. Ищут дорогу к Богу 12% респондентов, а затруднился с ответом каждый пятый участник опроса. Далее представит ответы на вопрос в зависимости от самоидентификации участников опроса. Верующих больше среди татар (62%), далее среди сибирских татар (60%) и далее казанских татар (56%). Не верующих соответственно 7,0%, 4,8%, 8,9%. Как видим неверующих больше среди казанских татар. Ищут дорогу к Богу 9,0% татар, 14% сибирских татар и 18% казанских татар.

Таким образом, уровень религиозности татарского населения, проживающего в Тюменской области составляет 60%, для сравнения по России - это 53,0%. Количество колеблющегося населения составляет 12,8%, а убежденных атеистов на юге Тюменской области (нерелигиозное население) 5,8%.

В ходе глубинных и экспертных интервью участников спрашивали, как часто они посещают мечеть? В ходе проведении этносоциологического исследования выяснили, что каждый четвертый вообще не посещал мечеть, а каждый второй посещал, но редко. Отметим, что десятая часть опрошенных посещает мечеть по пятницам.

Проведенные исследования позволили сформулировать вывод о том, что татары при определении критериев идентификации чаще отдают предпочтение этнокультурным и психологическим показателям, реже этническим. В 2001 г. тройку лидеров составляли такие показатели как желание самого человека, национальность отца и родной язык (от 22 до 37% опрошенных), то в 2010 году наблюдается увеличение численности татар, которые главным критерием называют родной язык, а после желание самого человека. Такие критерии идентификации как национальность отца, матери, гражданство не играют существенного значения при определении национальной принадлежности человека.

На другой вопрос анкеты о том, соблюдают ли участники татарские обычаи мы получили позитивные ответы: за последние десять лет в 4,5 раза их число увеличилось число. Респонденты часто раздают садака; проводят аш, никахи соблюдают похоронные обряды и нарекают имена; проводят суннэт (обрезание); посещают мечети и др. Реже жертвуют барана; помогают при строительстве мечетей; употребляют мясные продукты халяль. Только 1,6% респондентов признались, что совершили паломничество (хадж) в Мекку.

В ходе опросов мы выяснили, что около половины участников опроса хотели бы учить татарский язык, начать соблюдать исламские и обычаи. Не хотят этого в шесть раз меньшего числа респондентов. Отметим тревожный факт: более трети респондентов не задумывался на этим, а каждый десятый не смог ответить на поставленный вопрос.

По данным наших исследований, каждый второй респондент свободно владеет татарским языком, разговаривает и может писать на нем, это больше на 19%, чем в 2001 г. Каждый четвертый признался, что может разговаривать и читать. Каждый десятый признался, что может только говорить на татарском языке, такое же число участников опроса родной язык знают плохо: они немного понимают, но не могут говорить на родном татарском языке [4].

Общепризнанным фактом является, что на протяжении многих десятилетий происходило возрастание роли русского языка в жизнедеятельности населения различных национальностей. Исключением не являются и татары, которые ежедневно общаются с представителями различных национальностей, в том числе и с русскими. Процессу интернационализации способствовало и повышение общего образовательного уровня татарского населения в целом, а также совместная трудовая деятельность в различных сферах экономики. Сегодня русский язык продолжает выполнять роль межнационального общения на

производстве, в образовательных учреждениях, семье. К сожалению, все чаще татары дома общаются между собой и с детьми на русском языке [7; 8]. Естественно, что данный процесс объективный, его сложно остановить, поскольку этому процессу подвержены не только представители татарского этноса, но и других, проживающих как в Тюменской области, так и в других российских регионах.

Целью исследований, как было отмечено выше, было выяснение отношения татарского населения к межэтническим бракам. Результаты опросов показали, что каждый третий участник опроса к смешанным бракам относятся отрицательно и такое же число положительно. Одновременно каждый четвертый респондент ответил, что к смешанным бракам относится с безразличием; а почти 3% опрошенных согласны заключить смешанный брак. При этом данная категория респондентов указала, что оценит национальность супруга или супруги [11].

Таким образом, проведенные исследования позволяют сформулировать вывод о том, что в среде татарского населения наблюдаются позитивные изменения в оценках, например, чаще выражают отрицательное отношение к межэтническим бракам, стремятся поддерживать традиции и обычаи татарского этноса, посещать мечети, традиционные мероприятия, выражают желание научить детей родному языку и др. Позитивные изменения подталкивают представителей научной элиты к проведению дальнейших социологических исследований, которые позволят фиксировать происходящие изменения в социокультурной сфере в целом и этнической самобытности татарского населения в частности.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Валеев Ф.Т. Сибирские татары. - Казань: Татарск. кн. изд-во, 1993. - 208 с.

[2] Гарифулин Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск: Изд-во ТомГУ, 1978. - 204 с.

[3] Гильфанова Ф.Х. Характер и формы проявления религиозности среди мусульманского населения Тюменского района // Ислам, общество и культура. Материалы Международной научной конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)». - Омск, 1994. - 200с.

[4] Закиев М.З. Татары: проблемы истории и языка. - Казань, 1995. - 464 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

[5] Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах) /Автор-составитель И.Б. Гарифуллин / Ред. А.П. Ярков. - Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2004. - 173 с.

[6] Исхакова С.М., Валеев Ф.Т. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. - М.: Наука, 1996 - 34 с.

[7] Татары Тюменской области: история и современность. - Тюмень: Вектор Бук, 2011. -310 с.

[8] Татары Тюменской области: динамика социокультурной ситуации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 208 с.

[9] Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1978. - 207 с.

[10] Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. -Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466 с.

[11] Хайруллина Н.Г., Сайфуллин ФЫ.Ф. Влияние межэтнических браков на культуру этносов. - Тюмень: ТИУ, 2019. - 164 с.

[12] Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 121 с.

Spisok literatury:

[1] Valeev F.T. Sibirskie tatary. - Kazan': Tatarsk. kn. izd-vo, 1993. - 208 s.

[2] Garifulin N.A. Sovremennye etnicheskie processy sredi sibirskih tatar. - Tomsk: Izd-vo TomGU, 1978. - 204 s.

[3] Gil'fanova F.H. Harakter i formy proyavleniya religioznosti sredi musul'manskogo naseleniya Tyu-menskogo rajona // Islam, obshchestvo i kul'tura. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Islamskaya civilizaciya v preddverii XXI veka (k 600-letiyu islama v Sibiri)». - Omsk, 1994. - 200s.

[4] Zakiev M.Z. Tatary: problemy istorii i yazyka.

- Kazan', 1995. - 464 s.

[5] Islam v istorii i kul'ture Tyumenskogo kraya (v dokumentah i materialah) /Avtor-sostavitel' I.B. Garifullin / Red. A.P. YArkov. - Tyumen': IPC «Eks-press», 2004. - 173 s.

[6] Iskhakova S.M., Valeev F.T. Sibirskie tatary: etnokul'turnye i politicheskie problemy vozrozh-deniya. - M.: Nauka, 1996 - 34 s.

[7] Tatary Tyumenskoj oblasti: istoriya i sovre-mennost'. - Tyumen': Vektor Buk, 2011. - 310 s.

[8] Tatary Tyumenskoj oblasti: dinamika sociokul'turnoj situacii. - Tyumen': TyumGNGU, 2010.

- 208 s.

[9] Tomilov N.A. Sovremennye etnicheskie processy sredi sibirskih tatar. - Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta, 1978. - 207 s.

[10] Hajrullina N.G. Sociodiagnostika etnokul'turnoj situacii v severnom regione. - Tyumen': Izd-vo TyumGNGU, 2000. - 466 s.

[11] Hajrullina N.G., Sajfullin FY.F. Vliyanie mezhetnicheskih brakov na kul'turu etnosov. - Tyumen': TIU, 2019. - 164 s.

[12] Hajrullina N.G., Salihova A.R. Dinamika sociokul'turnoj situacii na yuge Tyumenskoj oblasti. -Tyumen': TyumGNGU, 2004. - 121 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.