Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов к обучению и проживанию в России
Гридина Вера Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Самарского государственного технического университета E-mail: [email protected]
Актуальность данной статьи обусловлена укреплением международных связей в сфере образования, популяризацией российского высшего образования за рубежом и созданием единого рынка труда.
В статье рассматриваются основные проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов, получающих высшее образование в нашей стране. На результатах конкретного социологического исследования, проведенного в вузах г. Самара, выявлены и проанализированы основные сложности (чувство одиночества, финансовые трудности, проблемы со знанием языка, незнание российских законов, сложности в общении со сверстниками, в поисках работы и оформлении документов, климатические и бытовые условия), с которыми приходится сталкиваться иностранным студентам в процессе обучения и проживания в России, рассмотрена важность национальных традиций в повседневной жизни молодежи. В статье предложены способы решения проблем социокультурной адаптации и возможные форматы международных студенческих мероприятий.
Ключевые слова: студенческая молодежь, национальные традиции, иностранные студенты, социокультурная адаптация, межнациональные отношения.
Проблема адаптации человека к изменяющимся условиям является одной из центральных в современном обществе. С каждым годом растет число студентов, приезжающих в Россию из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы получить высшее образование в вузах нашей страны и стать высококвалифицированными специалистами. Иностранные студенты приезжают в Россию, чтобы получить престижное образование, подготовиться к защите диссертации и переподготовке по выбранной специальности. Возможность получить образование в вузах других стран важна не только с точки зрения индивидуальной социальной мобильности. В наше время все стремительней развиваются и крепнут межгосударственные связи в образовательной среде, что является залогом плодотворного сотрудничества государств и общественных институтов. Успешное прохождение обучения зависит не только от качественной подачи учебного материала, но и от социокультурной адаптации студентов в российских вузах.
Процесс адаптации различные авторы рассматривают как процесс активного приспособления человека к новой среде жизни с помощью различных средств. Он требует большого внимания и контроля, так как данные проблемы связаны с налаживанием социальных контактов представителей разных народов, преодолением языкового барьера, самореализации и интеграции в новом социуме, развитием межкультурного общения и взаимодействием между нациями [1;2; 3; 4]. Сущность социально-культурной адаптации со стороны государства, учебного заведения, сверстников заключается в том, что нужно помочь иностранным студентам сохранять и поддерживать привычный для них образ жизни, не опровергая существующие уклады общества, показать им свою культуру, помочь в ее принятии. Чтобы лучше адаптироваться в новой стране проживания, иностранному студенту следует знать некоторые особенности менталитета и традиций принимающей страны.
На территории нашего многонационального государства проживает свыше 190 различных этнических групп. Культура и традиции принимающей страны оказывают огромное влияние на образ жизни людей, проживающих на ее территории. При этом важной социально-политической и отчасти социокультурной проблемой является насаждение «принудительной» самоидентификации посредством отнесения индивида к одной из этнических общностей. В.В. Степанов, один из специалистов с области национальных отношений в отечественной социологической науке, отмечает: «В современной России уже нет «паспортного» разделения граждан на национальности, но статистики и управленцы пока еще с трудом переваривают тот факт, что люди живут не народами, а семьями и взаимодействуют не «между национальностями», а в сложной социальной среде» [5, С. 95-96]. Важно своевременно выявлять и решать те проблемы, которые испытывают иностранные студенты ближнего и дальнего зарубежья в процессе социокультурной адаптации.
В связи с этим, в нескольких самарских вузах было проведено социологическое исследование, результаты которого были направлены на выявление наиболее
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
<п
I_
и со
сложных проблем в адаптации, степени значимости национальных традиций в повседневной жизни иностранных студентов и разработку рекомендаций по внедрению эффективных форм и видов международных студенческих мероприятий.
В выборку вошли как студенты, недавно приехавшие в страну (менее 3 месяцев назад) и проходящие сложный период социально-культурной адаптации, так и те, кто уже сумел адаптироваться к новым условиям проживания (проживающие в нашей стране более года или постоянно).
Приезжая в другую страну, иностранный студент попадает из предсказуемой, понятной ему среды в ситуацию неопределенности и появления новых трудностей, связанных с образовательным процессом на чужом языке. Результаты исследования показывают, что почти половина студентов дальнего зарубежья высоко оценивают свой уровень владения русским языком, 24% отмечают незначительные трудности в изучении языка. При этом, большинство опрошенных отмечают, что стали изучать язык уже в России, после заселения в общежитие или в процессе обучения. В связи с этим, у первокурсников возникают определенные сложности в восприятии содержания дисциплин на чужом для них языке и взаимодействии со сверстниками и преподавателями. Безусловно, важными факторами в адаптации является университет в целом и преподаватели в частности, которые должны помогать иностранным студентам. Однако, как показывают результаты исследования, лишь 16% студентов получают такую помощь от деканатов и 6% от преподавателей. Наибольшую же поддержку в процессе адаптации к жизни в России иностранным студентам оказывают русские студенты (27%), родственники (23,5%), с которыми они стараются поддерживать связь и земляки (21%).
Первый год пребывания вдали от Родины всегда является наиболее сложным в адаптации, с чем согласны более трети респондентов, отметившие, что в первый год они испытывали чувство одиночества и хотели вернуться домой. Самыми распространенными трудностями, связанными с проживанием и обучением в Самаре, иностранные студенты назвали удалённость от Родины, семьи, друзей (48%) [Таблица 1]. Еще 34% опрошенных регулярно сталкиваются с финансовыми трудностями (большие расходы, цены на еду, медобслуживание, прочие услуги), 32% респондентов отмечают сложности в оформлении документов (визы, временная регистрация). Серьезные финансовые сложности в настоящее время возникают в связи с экономическими санкциями, когда родители не имеют возможности переводить материальные средства студентам на обучение и проживание. Молодые люди пытаются самостоятельно трудоустроиться, чтобы заработать на жизнь, однако отечественные работодатели с большой неохотой берут иностранцев на работу. Причины тому самые разные: языковой барьер, низкая зарплата, неквалифицированный труд, к которому молодые люди оказываются не готовы, отсутствие опыта работы и т.д. Еще одна сложность, которую называют иностранные студенты - климат, который опрошенные, особенно из восточных стран, считают достаточно суровым - у 20% респондентов возникают трудности с адаптацией к погодным условиям. Более половины опрошенных респондентов сталкивались со стереотипами и предрассудками во взаимодействии со сверстниками, находясь в России, и отметили, что это вызывает определенные сложности в общении и обучении.
Среди незначительных трудностей у респондентов -сложности в общении с русскими студентами - 10%
и бытовые проблемы (непривычная еда, неудовлетворительные условия проживания) - 6%.
Таблица 1. С какими трудностями, связанными с проживанием и обучением в Самаре, Вы сталкиваетесь наиболее часто? (можно выбрать любое количество вариантов ответа)
проценты
Удалённость от Родины, семьи, друзей 48,1
Финансовые трудности (большие расходы, цены на еду, медобслуживание, прочие услуги) 34,6
Сложности в оформлении документов: визы, временная регистрация 32,1
Сложно найти работу/подработку 23,5
Непривычный климат 19,8
Языковой барьер (плохое/недостаточное знание русского языка) 14,8
Негативное отношение (недоброжелательность, агрессия, проблемы в общении с местным населением) 13,6
Другая культура, традиции, менталитет 13,6
Разница в уровне образования, трудно даётся обучение 12,3
Сложности в общении с русскими студентами 9,9
Бытовые проблемы (непривычная еда, неудовлетворительные условия проживания) 6,2
Незнание законов(нет взаимопонимания с полицией и другими органами власти) 11,1
Следующий блок вопросов был посвящен актуальности национальных традиций и обычаев в повседневной жизни студентов.
Результаты опроса показывают, что 66% иностранных студентов уверены, что знакомы с национальными традициями и обычаями своего народа. Большинство опрошенных определяют национальную культуру по трем показателям: культуре (69%), языку, традициям (66%). Язык играет существенную роль в формировании этнической общности, народа и нации. Среди представителей малых этнических групп, более 74% респондентов общаются в семье на своем национальном языке, еще 25% опрошенных общаются в семье на языке принимающей страны. Это говорит о том, что семьи иностранных студентов стараются сохранять свои национальные языки даже под воздействием процессов миграции.
Примечательно, что такой показатель, как территория, для студентов практически не играет никакой роли. Отсутствие привязки к конкретному месту, с которым бы молодые люди связывали бы свою национальность, на наш взгляд, связано с процессами мировой глобализации и интеграции.
Более 70% иностранных респондентов отмечают необходимость сохранения исторического прошлого своего народа. При этом, более 80% респондентов считают, что это помогает лучше понять свою культуру, 67% считают, что это помогает сохранить преемственность поколений. Таким образом, большинство студентов осознают важность приобретения знаний о культуре своего народа. Как свидетельствуют результаты опроса, иностранных студентов с традициями своего народа в большей степени знакомят родители (80% респондентов). Подавляющая часть студентов в качестве основного источника информации о культуре выбирает семью, и только потом школу/университет, интернет и др. Подавляющая
часть опрошенных (72% иностранных респондентов) уверены, что смогли бы самостоятельно передать знания о национальных традициях своим детям. А считают ли иностранные студенты важными знания о культурных традициях и истории принимающей их страны? К сожалению, более трети (40%) опрошенных иностранных студентов считают, что для комфортного проживания в России нужно знать лишь наиболее важные исторические факты и культурные традиции принимающей страны. Это может свидетельствовать о недостаточно четком позиционировании высших образовательных учреждений РФ в мировом образовательном пространстве как образовательного института, выросшего на национальных культурных традициях и готовящих кадры, в первую очередь, для удовлетворения нужд и потребностей российского общества. Кроме того, в вузах должна проводиться работа с привлечением не только преподавателей, но российских студентов по популяризации российского национально-культурного и исторического наследия среди иностранных студентов. Безусловно, цифры, полученные в проведенном исследовании, заставляют задуматься и о состоянии исторического сознания и культурной идентичности всего российского общества.
Как отметили 58% иностранных студентов, у них не возникает сложностей с пониманием культурных традиций России. Эта часть респондентов интересуется обычаями и традициями России. Чтобы понять, какие формы взаимодействия студентов из разных стран были бы более эффективными, респондентам были заданы соответствующие вопросы. Более 40% респондентов выразили свой интерес к различным международным творческим мероприятиям (литературно-поэтический, музыкально-танцевальный, кулинарный вечер и т.п.). Подобные мероприятия способствуют формированию благоприятной среды для международного культурного обмена и снижению национальной напряженности среди молодежи. Во время проведения таких мероприятий студенты могут найти новых друзей, поделиться особенностями своей культуры и традиций. Кроме того, это может способствовать привлечению иностранных студентов в российские вузы, у РФ открывается возможность выхода на образовательные рынки других стран, популяризации и экспорта российского высшего образования за рубежом, создание единого рынка труда, что является важным моментом для трудоустройства будущих выпускников и тем самым для мотивации их выбора.
Высокий интерес среди студентов вызвали городские экскурсионные программы с включением этнографических мастер-классов, информацией о национальных традициях и обычаях (32% иностранных студентов). Подобные экскурсии студенты предпочли бы проводить в форме квестов, в которых принимали бы участие как русские, так и иностранные студенты.
Готовность иностранных студентов к подготовке мероприятий с участием русских студентов отметили 65% опрошенных иностранцев.
Результаты исследования показывают, что студенты, как иностранные, так российские, в целом открыты к взаимообогащению и коммуникации с представителями других народов и культур[4].
Для более успешного решения проблем, связанных с адаптацией иностранных граждан во время обучения в России, можно рекомендовать уделять больше внимания вопросу дидактической адаптации студентов. Важны совместные мероприятия, беседы с русскими студентами, преподавателями, поскольку находясь в кругу сверстников, проще выучить язык, понять культурную составляющую принимающей страны, а продуманные беседы-консультации с преподавателями помогают снять неко-
торые затруднения по вхождению в социокультурную среду. Сегодня в сети существует огромное количество сайтов и приложений для общения между представителями разных национальностей, которые помогают познакомиться с культурой и менталитетом граждан любой страны. На базе вуза и при студенческих общежитиях можно создавать специальные интернациональные клубы или курсы, где иностранцы смогут общаться с русскими студентами, узнавать о российской культуре.
В целях более успешного вхождения в другую социальную среду, деканатам и преподавателям, работающим на факультетах, нужно систематически проводить различные мероприятия, в которых принимали бы активное участие не только студенты-иностранцы, но и русские студенты. Необходимость более активной работы преподавательского состава с иностранными студентами подтверждается и результатами проведенного исследования. Таким образом, будет происходить объединение наций, обогащение каждого участника новыми знаниями о культуре различных стран. Исследование подтверждает важность и востребованность таких мероприятий.
Чтобы студенты-иностранцы понимали и принимали культуру России, необходимо искать общие ценности, сближающие их с российским студенческим и преподавательским сообществом. Именно поэтому нужно организовывать регулярные выездные экскурсии по культурным и историческим памятным местам города и региона, знакомить их с пространством города, в котором находится их университет, осуществлять походы в театры, спортивно-развлекательные центры, проводить тематические кулинарные, литературно-поэтические, музыкально-танцевальные вечера, с акцентом на национально-культурные и этнические традиции их участников.
Литература
1. Абрамян Н.Ю. Роль традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи: социально-нормативный аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. 2008. № 6. С. 27-31. URL: https://cyberlenin-ka.ru/artide/n/rol-traditsiy-v-nravstvennom-vospitanii-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-normativnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 21.11.2022)
2. Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина С.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 (67). С. 784-787. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033 (дата обращения: 01.12.2022).
3. Алексеева А.Н. Национальная культура в современной социологии // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12 (27). - С. 15-18.
4. Аникина А.В., Шиманская О.К. Национальная и гражданская идентичность студенческой молодёжи в зеркале социологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 1(25). С. 118-126.
5. Бубликов В.В., Ткачев А.А. Население с множественной этничностью (национальностью) и прогноз его фиксации в ходе Всероссийской переписи населения 2021 года // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 1. С. 95-107. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/naselenie-s-mnozhestvennoy-etnichnostyu-natsionalnostyu-i-prognoz-ego-fiksatsii-v-hode-vserossiyskoy-perepisi-naseleniya-2021-g/viewer (дата обращения: 01.12.2022).
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
6. Гусейн-заде Р.Н. Деревянченко А.А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. - URL: https://cyberlemnka.ru/arti-cle/n/inostrannye-studenty-v-rossiyskih-vuzah-1/viewer (Дата обращения: 21.11. 2022)
7. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских вузах: проблемы, решения, лучшие практики [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (8-9 декабря 2021 г.) / Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. Пермь, 2022. 90 с. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/sbomiki/Sociokultumayaadaptaciya-inostrannyh-studentov-v-rossijskih-vuzah.pdf (дата обращения: 21.11. 2022)
SOCIOCULTURAL ASPECTS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO STUDY AND LIVE IN RUSSIA
Gridina V.V.
Samara State Technical University
The relevance of this article is due to the linking of ties in the field of education, the popularization of Russian higher education abroad, the creation of a universal labor market.
The article deals with the main socio-cultural adaptation of foreign students receiving higher education in our country. On the basis of the results of a specific sociological study conducted in the universities of Samara, the main difficulties were identified and analyzed (feeling of loneliness, financial difficulties, problems with knowledge of the language, ignorance of Russian laws, difficulties in communicating with peers, in search of work and paperwork, climatic and household conditions) that foreign students have to face in the process of studying and living in Russia, the importance of national traditions in the daily life of young people is considered. The article suggests ways to solve the problems of socio-cultural adaptation and possible formats for international student events.
Keywords: students, national traditions, foreign students, sociocul-tural adaptation, interethnic relations
References
1. Abramyan N. Yu. The role of traditions in the moral education of student youth: a social and normative aspect // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2008. 2008. № 6. pp. 27-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-traditsiy-v-nravstvennom-vospitanii-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-normativnyy-aspekt/viewer (Date of access: 11/21/2022)
2. Avdonina D.S., Bochkareva Yu.V., Bulganina S.V. Problems of adaptation of foreign students in Russian universities // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 11 (67). pp. 784787. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033 (date of access: 12/01/2022).
3. Alekseeva A.N. National culture in modern sociology // Bulletin of modern research. - 2018. - No. 12 (27). - P. 15-18.
4. Anikina A.V., Shimanskaya O.K. National and civil identity of student youth in the mirror of sociology // Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2016. Issue. 1(25). pp. 118-126.
5. Bublikov V.V., Tkachev A.A. Population with multiple ethnicity (nationality) and the forecast of its recording during the 2021 All-Russian population census // Scientific result. Sociology and management. 2022. V. 8. No. 1. S. 95-107. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naselenie-s-mnozhestvennoy-etnichnostyu-natsionalnostyu-i-prognoz-ego-fiksatsii-v-hode-vserossiyskoy-perepisi-naseleniya-2021-g/viewer (date accessed: 01.12.2022).
6. Huseyn-zade R.N. Derevyanchenko A.A. Foreign students in Russian universities // Knowledge. Understanding. Skill. 2021. № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-studenty-v-rossiyskih-vuzah-1/viewer (Date of access: 21.11.2022)
7. Sociocultural adaptation of foreign students in Russian universities: problems, solutions, best practices [Electronic resource]: a collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (December 8-9, 2021) / Perm State National Research University. - Electronic data. Perm, 2022. 90 p. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/sci-ence/books/sborniki/Sociokulturnayaadaptaciya-i nostrannyh-studentov-v-rossijskih-vuzah.pdf (accessed 21.11.2022)
<n ■_
u
CO