Научная статья на тему 'Социокультурное развитие сообществ удаленных локальностей'

Социокультурное развитие сообществ удаленных локальностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
УДАЛЕННОСТЬ / ЛОКАЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / REMOTENESS / LOCALITY / LOCAL COMMUNITY / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / ACTOR / STRATEGY OF DEVELOPMENT / CULTURAL CENTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аксенова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности социокультурного развития сообществ, располагающихся в удалении от административных центров. Уточнено понятие удаленности и показаны причины ослабления связей между локальностью и центром. Дан анализ стратегий местного социокультурного развития, выявлена его зависимость от действующего субъекта, обнаружен усиливающийся процесс локализации культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the specificity of socio-cultural development of remote localities is considered. The definition of the concept of «remoteness» is given and the reasons for weakening of the economic and social ties between a locality and centre are explored. The strategies of the local socio-cultural development have been analyzed in dependence with the actor's behavior. Moreover, the process of culture localization is tending to increase.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие сообществ удаленных локальностей»

Ольга АКСЕНОВА

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СООБЩЕСТВ УДАЛЕННЫХ ЛОКАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматриваются особенности социокультурного развития сообществ, располагающихся в удалении от административных центров. Уточнено понятие удаленности и показаны причины ослабления связей между локальностью и центром. Цан анализ стратегий местного социокультурного развития, выявлена его зависимость от действующего субъекта, обнаружен усиливающийся процесс локализации культуры.

In the article the specificity of socio-cultural development of remote localities is considered. The definition of the concept of «remoteness»is given and the reasons for weakening of the economic and social ties between a locality and centre are explored. The strategies of the local socio-cultural development have been analyzed in dependence with the actor’s behavior. Moreover, the process of culture localization is tending to increase.

Ключевые слова:

удапенность, локальность, социокультурное развитие, действующий субъект, стратегия развития, местное сообщество, культурный центр; remoteness, locality, local community, socio-cultural development, actor, strategy of development, cultural center.

АКСЕНОВА

Ольга

Владимировна — к.с.н., старший научный сотрудник Центра социологии образования, науки и культуры ИС РАН illaio@yandex.ru

"ель представленного в данной работе анализа заключается в том, чтобы определить специфику и тенденции развития .социально-культурной сферы местных сообществ, распопе которых существенно снижает возможности использования их жителями социально-экономических и культурных ресурсов федерального и региональных центров. Для этого необходимо выяснить, что происходит с акторами, вовлеченными в социально-культурную деятельность, как трансформируются ее институты (согласно неоинституциональной теории, институты определяются как нормы и правила, регулирующие социальные взаимодейс-твия)1, и как изменяются культурные традиции, нормы и ценности удаленных сообществ в современных условиях.

Анализ основан на результатах исследований, проводившихся в Томской обл. и Республике Алтай в 2007—2009 гг., использованы также данные, полученные в ходе многолетней работы по изучению российской провинции, осуществлявшейся сектором социокультурного развития регионов России Центра социологии образования, науки и культуры ИС РАН с 1995 г. в Европейской России, на Урале и в Сибири. Исследование проводилось преимущественно качественными методами (глубинные и полуструктурированные интервью, фокус-группы, анализ документов и публикаций в местной и региональной прессе и Интернете).

Существование городов и поселков, отдаленных на значительные расстояния от экономических и культурных центров, неизбежно в стране с большой территорией и невысокой плотностью населения. Однако отдаленность не является чисто географическим понятием и определяется не только дистанцией, но и рядом других факторов. Есть ряд общих социально-экономических условий жизнедеятельности таких сообществ.

Транспортная доступность. Инфраструктура СССР, которая даже в советское время не считалась высокоразвитой, тем не менее, связывала практически все дальние точки регулярным транспортным сообщением (автобусным, авиационным, речным и т.п.). Так, из поселка Кош-Агач до г. Горно-Алтайска можно было добраться автобусом и самолетом, в высокогорных деревнях действовали

1 Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; пред. и науч. ред. Б.З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

аэропорты. В настоящее время советская транспортная сеть практически разрушена. Авиационное и речное сообщение нерентабельны, транспортные вертолеты по карману лишь крупным компаниям, муниципальные автобусы удалось сохранить далеко не везде. В иных случаях в положение труднодоступных попадают населенные пункты, еще недавно таковыми не являвшиеся.

Управление в этих условиях становится сложной задачей. То же самое происходит и в европейской части России, которая гораздо плотнее населена и имеет более развитую транспортную сеть. В число удаленных локальностей сегодня попадает, например, г. Новозыбков Брянской обл., еще в советский период конкурировавший по уровню развития с г. Брянском.

Уровень доходов местных жителей. Следующим фактором, повышающим изолированность местных сообществ, является экономическая ситуация, точнее, доходы жителей. Так, средний доход жителя села Кош-Агач в 2007 г. составлял 1500 руб., а проезд на такси (единственный вид транспорта) до г. Горно-Алтайска стоил 2500 руб. в один конец. Такая же ситуация сложилась и других областях. К примеру, поездка в г. Новгород Великий или Вологду не всегда по карману жителям отдаленных от этих столиц поселений. Экономический рост не принес особых изменений. В 1990е гг. и в начале нового столетия общей для отдаленных районов была установка большинства семей на то, чтобы дети уезжали в большой город, столицу региона или в Москву. Она проявлялась во всех опросах, проводившихся в ходе исследований. Однако, начиная с 2007 г., такая установка встречается все реже, респонденты объясняют это уменьшением количества рабочих мест. Очевидно, что кризис только усиливает этот процесс.

Изоляция от экономических потоков. Наличие в некоторых районах крупных компаний ничего не меняет в их состоянии удаленности. Компания больше не выполняет градообразующих функций, как это было в СССР, и не заинтересована в контроле над местным сообществом, как в период, предшествовавший современной глобализации. Точнее, она заинтересована в нем в той мере, в которой сообщество может предоставить ей необходимые ресурсы. Об отсутствии какой-либо стратегии взаимодействия с местными сообщес-

твами представители нефтедобывающих компаний заявляют открыто: «Никакой местной политики у нас нет, никто нам ничего не предлагал, мы ни с кем не пересекаемся...» В результате компании включают в федеральные (и в глобальные) сети географическую точку, территорию, но не локальный социум, который, в полном соответствии с концепцией глобальных сетей и потоков М. Кастельса, не имеет для последних никакого значения1.

Управленческая «автономия». Растущая обособленность местных сообществ — во многом результат способа управления в России, в которой его полная централизация не была возможной даже во времена СССР. Большая территория, растянутые транспортные коммуникации и разнообразие условий не позволяют стандартизировать полностью принятие решений и сконцентрировать их в центре. Однако передача полномочий на местный уровень без их финансового обеспечения2 и одновременная централизация основных налогов фактически вывели муниципалитеты за пределы системы управления. Именно так и воспринимают собственную позицию в «вертикали власти» представители местной администрации: «По всем законам и постановлениям я вижу, что меня нет».

Отсутствие информации о местных сообществах в СМИ. Существующий тотальный дефицит информации в федеральных СМИ о происходящем на местном (да и на региональном) уровне придает удаленности дополнительное измерение. Подавляющее большинство публикуемых материалов о российских локальностях посвящено разного рода девиациям, коррупции местной администрации и невыполнению переданных ей полномочий и т.п. Развитие в последние годы Интернета и появление у многих муниципальных образований, а иногда и деревень, собственных сайтов ситуации не изменили. Эта информация оказалась не менее локальной, чем географическое положение местных сообществ: сайты посещаются большей частью бывшими земляками.

Подводя итог, можно утверждать, что

1 Castels M. The Rise of the Network Society. - L. : Sage Publication Press, 1996.

2 См., напр.: Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: новеллы законодательного обеспечения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2003, № 18 (211).

удаленные локальности в настоящее время не являются экзотическим исключительным объектом исследования и включают в себя большую часть страны, за вычетом мегаполисов и ряда региональных центров с зонами маятниковой миграции вокруг них. Удаленность в современной России означает экономическую, социальную и культурную обособленность (в иных случаях граничащую с изоляцией) и управленческую автономию при полном отсутствии ресурсов для ее нормального функционирования.

Социокультурные тенденции: специфика и общность. Между муниципальными образованиями существуют едва ли не большие различия, чем между субъектами федерации. Практически все локальности, в которых проводились исследования, уникальны по своему социальноэкономическому, культурному, а часто и этническому контексту, в каждом из них сложились собственные механизмы экономического выживания и поддержания социальной стабильности. В ходе данного исследования удалось выделить также целый ряд характеристик социальнокультурной сферы разнообразных местных сообществ, позволяющих говорить о наличии общих для всех локальностей тенденций ее развития.

Стратегия «культурного центра». В конце 1990-х гг. один из респондентов в г. Новозыбкове сформулировал свое отношение к развитию культуры в районе: «Мы так далеко находимся от культурных центров, что должны сами стать центром». Опыт последующих исследований показал, что данная позиция остается общей и неизменной (не зависящей от политической ситуации в стране, от экономического роста или кризиса, от уровня жизни в районе и т.п.) для большинства локальностей.

В сложившихся условиях отсутствие доступа к региональным и федеральным культурным центрам воспринимается как факт, который невозможно изменить. Сообщества ориентированы на производство и воспроизводство «местной культуры» собственными силами. Во всех локальностях действуют объединения поэтов, художников, писателей, театральные и музыкальные коллективы, народные ремесла и пр. Сохранилась (полностью или хотя бы частично) и инфраструктура, обеспечивающая культурную жизнь сообществ еще с советских времен. Развитие

культуры в некоторых из рассматриваемых нами случаев есть общий результат активности разнообразных субъектов, иногда действующих почти независимо друг от друга, а в иных случаях объединяющих усилия. Лидерами, инициирующими кооперацию в культурной сфере, могут быть местные творческие союзы, библиотеки, районные дома культуры, в ряде случаев — неправительственные организации, например коренных малочисленных народов, и пр. В некоторых районах культурное развитие планируется и координируется местной властью (например, в ряде районов Томской обл.). Зависимости такой активности местной власти от экономической ситуации в районе не выявлено, она имеет место как в экономически благополучных, так и в дотационных районах. Осуществление стратегии «культурного центра» складывается из решения нескольких основных задач. В первую очередь необходимо сохранить сеть организаций, обеспечивающих культурную жизнь в селах и деревнях посредством достаточно сложных управленческих действий и мобилизации ресурсов района.

Следующей задачей было обеспечение нормального функционирования этой инфраструктуры. Разрабатываются и осуществляются различные программы, выставки местных художников и фотографов, конкурсы, семинары и т.п., стимулирующие творческую активность, в том числе и в труднодоступных районах: «Благодаря тому, что мы остались центром, у нас есть программа культурного развития “Соцветие”, которую мы приняли на своем семинаре клубно-библиотечных работников, по ней и работаем». Кроме того, предпринимаются попытки восстановить культурные связи с региональным центром: строятся картинные галереи, используются малейшие возможности пригласить художников, театральные коллективы из региональных столиц.

Тенденция к такой локализации культуры выявлена практически во всех местных сообществах. Важное место в культурной жизни районов занимает краеведение и сбор материалов по местной истории. Сообщества формируют собственное отношение к историческим событиям и к отдельным историческим личностям в зависимости от их вклада в местное развитие.

Об интересе к местной жизни свидетельствуют предпринимающиеся во всех райо-

нах попытки развития местных СМИ и местной издательской деятельности. Газеты появляются в труднодоступных деревнях: «Есть в Лисице — “Лисичка”, на компьютере выпускается (библиотека и совет ветеранов ее делают). В Ягодном детская газета “Канареечки” не раз выходила победителем областных конкурсов...» Наши опросы выявили высокую потребность населения даже самых удаленных поселков в собственной, локальной прессе.

Особо важную роль играют краеведческие музеи. При отсутствии социокультурной стратегии властей, часто именно музеи и дома культуры начинают осуществлять собственную стратегию «культурного центра». Иногда активность работников музеев и домов культуры опирается на требования населения: «Город небольшой, но жители очень всем интересуются. Если вдруг выставки нет, то постоянные звонки, спрашивают, когда будет очередная выставка. За прошлый год в музее прошло 28 тысяч посетителей». В некоторых сообществах с высоким уровнем депривации (приближающаяся к ста процентам безработица и связанные с ней проблемы суицида и алкоголизма) эти акторы пытаются стать своего рода центром выживания. Собирают в кружки детей, создают возможности хотя бы минимальных заработков для народных умельцев. По словам респондентов, эта деятельность придает значимость локальной культуре и дает возможность людям восстановить уважение к самим себе.

Обучение и воспитание детей. Едва ли не главной составляющей функционирования социокультурной сферы во всех локальностях была и остается работа с детьми, в которую вовлечены практически все субъекты социокультурной и образовательной сфер. В районах создается множество кружков, творческих детских коллективов, студий, музыкальных групп. С детьми занимаются школьные учителя, работники дворцов и домов культуры, домов детского творчества, библиотек, музеев, члены различных неправительственных организаций. Так, например, ассоциации коренных малочисленных народов Севера создают детские фольклорные группы и кружки традиционных народных промыслов.

В районах сохранились и продолжают действовать школы искусств (бывшие музыкальные школы), в некоторых из

них, помимо обязательных занятий для детей школьного возраста, проводится за небольшую плату обучение дошкольников музыке, танцам, пению, живописи. Организуются конкурсы детского творчества в районах, детские группы участвуют в региональных конкурсах.

Особую роль в социокультурном развитии сообществ нередко играют сильные школы. Они сохраняются не только в районных центрах, но иногда и в труднодоступных, отдаленных деревнях, где школа может оказаться единственным центром культуры. Их связь с общероссийской системой образования сохраняется. В условиях современной удаленности они в значительной степени самостоятельны, что и позволяет некоторым из них сохранять высокий уровень преподавания, который подтверждается победами их учеников на олимпиадах, их поступлением в региональные и столичные университеты. Это не означает, что такая школа имеется в каждом селе: «Есть места, где у людей и глаза потухли, и руки опустились».

Не выявлено никакой закономерности в том, кто из акторов занимает в культурном развитии лидирующие позиции. Такая вариабельность в комбинациях субъектов социокультурного развития непосредственно связана с внутренним механизмом, обеспечивающим устойчивость культурного развития локальностей и его относительную независимость от экономической ситуации.

Акторы и их ценности. Описанные выше процессы культурного развития в удаленных сообществах являются «акторскими», то есть осуществляются и направляются действующими субъектами, зависят от их активности, установок и ценностей. Эти процессы очень слабо связаны с действием должностных инструкций, предписаний и прочих формальных институтов, и в очень малой степени они зависят от наличия на местном уровне ресурсов. В 1990-е гг. в среде наших респондентов в Новгородской обл. были учителя, которые продолжали не только работать, но и вести детские кружки после занятий, не получая зарплаты годами. Современные работники культуры сибирских регионов работают за мизерную даже по сравнению с образовательными учреждениями заработную плату.

Ценности, которые мотивируют людей поступать именно таким образом — зани-

мать неоднократно сформулированную респондентами позицию «если не я, то кто же?», формировались на протяжении сложной истории местных сообществ, многие из них (ценности хорошего образования, высокого профессионализма, собственного дела, межнационального согласия и т.п.) — в ее советский период. По крайней мере, они осознаются именно как советские: «Наш город настолько многонационален, что мы даже вопроса не задаем, кто он — татарин или еще кто-то. Такое осталось с Советского Союза, что все братья, мы и не разделяем людей». К настоящему времени эти установки и ценности стали традиционными. Они сохранились и воспроизводятся, возможно, в большей степени, чем в интегрированных в глобальные потоки населенных пунктах, поскольку позволяют сообществам не просто выживать, но поддерживать относительно высокий уровень культурной жизни и даже внедрять инновации, если они не противоречат указанным ценнос-тям1. Однако наличие и воспроизводство этих ценностей не означают, что их разделяют и им следуют все жители района и все руководители структур, ответственных за образование и культуру. Для их сохранения и развития достаточно того, что есть те, кто является их носителем. А таких бывает не так уж мало.

Несколько иная ситуация с властью района. Как было сказано, районная администрация не всегда играет активную роль в социокультурном развитии, но в большинстве случаев она вынуждена так или иначе этим заниматься. Администрация не может работать в районе вахтовым методом, она в нем живет постоянно. Она точно так же, как все остальные жители района, изолирована, обособлена и оторвана от культурной жизни центров, а следовательно, вынуждена ее поддерживать. Респонденты из числа представителей власти неоднократно формулировали зависимость культурного развития своих регионов от действующего субъекта следующим образом: «Если есть человек, готовый что-то делать, я буду искать для него средства разными путями, если такого человека нет — то все бесполезно, даже

1 О соотношении традиций и инноваций в местных сообществах см.: Халий И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. - М. : Изд-во ИС РАН, 2007.

начинать не стоит». В числе поддерживающих культурное развитие акторов иногда оказывается и малый бизнес, спонсирующий строительство галерей, развитие народных ремесел и пр.

Необходимо также отметить, что местные акторы сами институционализируют социокультурную сферу, создавая устойчивые социальные практики (конкурсы, вечера, фестивали и пр.), заключая договоры, принимая местные указы, постановления и т.п. При этом о традиционности установок, ценностей, представлений об образовании и культуре свидетельствует и противостояние действующих субъектов тем институциональным трансформациям, которые, с их точки зрения, являются разрушительными. Так, директор одной из школ сумел сохранить в школьной программе астрономию, исключенную из нее на федеральном уровне. При этом советская образовательная традиция не воспроизводится в полной мере, инновацией в данной школе является концепция свободного выбора учениками предметов, по которым с ними проводятся бесплатно углубленные занятия.

Вместо заключения. В настоящее время в силу экономических и политических причин в числе удаленных локальностей оказалась едва ли не большая часть страны. Процесс их исключения из основных экономических потоков и системы управления не связан с современным кризисом, он начался после распада СССР, а в годы экономического процветания начала нового столетия оформился институционально принятием закона о передаче полномочий муниципалитетам. Сохранившиеся вертикальные связи и действующие институты управления активизируются большей частью снизу, самими сообществами, остро нуждающимися в ресурсах и рассматривающими федеральный и региональный центры в качестве источников этих ресурсов. Причин углубляющейся «удаленности» можно найти множество, но в целом сложившаяся ситуация вполне объяснима указанной выше концепцией «глобальных потоков», согласно которой расположенные вне «потоков», «сетей» или их «узлов» сообщества не имеют политического, экономического и культурного значения. В связи с потерей значимости локальности закономерно и практически полное исчезновение отдаленных районов из федеральных СМИ, и складывающая-

ся из редких публикаций интерпретация местной жизни как распада социальных связей1.

Однако российская провинция в этих условиях в большинстве своем не превращается в глобальное гетто, выживающее за счет криминала, деградирующее и спивающееся. Социокультурная сфера местных сообществ не только сохраняется, но и развивается, в некоторых локальностях - активно и успешно, позволяя избежать серьезных социальных проблем. Более того, социально-культурные субъекты формулируют отнюдь не оборонительную позицию сохранения культуры, но вполне наступательную стратегию превращения города или района в культурный центр. Главной (и общей для всех исследованных нами локальностей) тенденцией социокультурного развития является ориентация на местные традиции и историю.

Можно констатировать, что происходит своего рода локализация социокультурных процессов, которая является естественной реакцией на фактическое отторжение, в том числе и культурное, федеральным, а часто и региональными центрами отдаленных от них районов. Сохранение и развитие социокультурной сферы полностью определяется не институтами, но акторами и их ценностями. Власть может изменить правила и по каким-либо при-

1 Интерпретация сообществ, находящихся за пределами глобальных потоков, как чужих и опасных рассматривается в кн.: Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. М. Л. Коробочкина. — М. : Весь Мир, 2004.

чинам остановить деятельность той или иной структуры, однако это не приводит к исчезновению действующего субъекта как такового. Исследование показало, что во многих случаях именно районный центр становится местным культурным центром, поддерживающим труднодоступные населенные пункты. Однако в некоторых случаях точки развития возникали независимо от районного центра в удаленных деревнях, в общинах коренных малочисленных народов и т.п.

Обнаруженный в ходе исследования процесс локализации культуры неоднозначен, одной из его составляющих является развитие разрозненными локальностями объединяющей их культурной традиции. Данный анализ позволяет предположить, что эти явления обусловлены самим характером исторического развития страны, которое происходило путем освоения удаленных территорий. Слабые связи с центром — транспортно-коммуникационные и институциональные — для местных сообществ есть историческая данность. Их усиление или дальнейшее ослабление, равно как и экономические колебания, могут усилить или ослабить социокультурное развитие сообществ, но не приводят к его радикальным изменениям. Сформировалась традиция, которая обладает высоким потенциалом устойчивости и самосохранения. Ее воспроизводство одновременно воспроизводит и действующего субъекта, усвоившего ее установки и ценности, на основании которых он сохраняет и развивает культуру, вне зависимости от институциональных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.