Научная статья на тему 'Социокультурное развитие личности в деятельности молодежного объединения'

Социокультурное развитие личности в деятельности молодежного объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / SOCIALCULTURAL SOCIETY / YOUTH MOVEMENT / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / EDUCATION / SOCIOCULTURAL PROJECTING / CREATIVE INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М. И.

В статье рассматриваются проблемы воспитания и социокультурного развития молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности. Приводятся примеры социально-культурных проектов и акций, созданных по инициативе участников молодежных социально-культурных объединений, которые способствуют развитию творческой инициативы и значимых личностных качеств молодежи (активность, инициативность, мобильность, конструктивность, коммуникативность, нравственность, предприимчивость и т.д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильковская М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SO

The article considers the issues of the youth education and sociocultural development in terms of intellectual freedom and civil responsibility. The author describes the examples of social and cultural projects and actions organized on the initiative of the social and cultural societies participants which contribute to the development of the creative initiative and important personal qualities (activity, mobility, constructivism, morals, enterprise, abilities to show initiative, to develop communication etc.) among young people.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие личности в деятельности молодежного объединения»

Таблица 1

Сравнительная характеристика сформированности компетентности в обратной связи

Оцениваемая компетентность Количество студентов, достигших соответствующего уровня сформированности компетентности (в экспериментальных / контрольных группах)

На констатирующем этапе На обобщающем этапе

низкий средний высокий низкий средний высокий

Компетентность обратной связи в процессе коммуникации 19/24 16/13 12/11 7/1S 7/16 30/14

Результаты первичной диагностики на констатирующем этапе показали, что различия в экспериментальной и контрольной группах не являются значимыми, группы по выбранным показателям сопоставимы. Однако на обобщающем этапе результаты экспериментальной группы доказывают эффективность предложенной нами программы, в то время как в контрольной группе изменения незначительные. Исходя из полученных результатов можно утверждать, что разработанная нами программа формирования у будущих специалистов по спортивно-оздоровительному сервису компетентности в обратной связи в процессе коммуникации дала положительные результаты и доказала свою адекватность. Полученные данные позволяют сделать вывод, что в ходе эксперимента произошли существенные изменения у студентов экспериментальной группы.

Проведённый эксперимент показал, что формирование умений и навыков коммуникативной компетентности происходит более эффективно в комплексном сочетании с выработкой личностных качеств и способностей будущих специалистов. При этом особое значение придавалось нами развитию профессионально значимых качеств, включающих компетентность в обратной связи, обеспечивающих успешность профес-

сиональной деятельности при оказании спортивнооздоровительных услуг, так как в профессиональной деятельности требуется включение всего личностного потенциала человека.

Как выяснилось в результате опытно-экспериментальной работы, наибольшие возможности для этого содержатся в практических занятиях, анализе видеозаписей тренировочного процесса, тренингах, деловых играх, решении конкретных практических ситуаций.

Таким образом, в ходе исследования были подтверждены позитивные стороны компетентностного подхода в подаче обратной связи, который позволил более точно определить и развить значимые в профессиональном плане знания, умения и навыки специалиста по спортивно-оздоровительному сервису, соответствующие современному понятию «специальные профессиональные компетенции» для работы в сфере оказания оздоровительных услуг.

Внедрение разработанной программы во ВГУЭС показало, что такое обучение, обеспечивая личностное включение студентов в учебную деятельность, активизирует изучение материала, улучшает профессиональные знания и навыки, формирует специальные профессиональные компетенции.

Библиографический список

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. №1101-р.

2. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

3. Шапошников, К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук . - Йошкар-Ола, 2006.

4. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5. Андреева, Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. - М: изд-во МГУ, 1988.

6. Жуков, Ю.М. Позиции психолога-практика // Социальная психология. Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А.Тихомадрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2003.

7. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

8. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи. - СПб.: Питер, 2002.

9. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

Статья поступила в редакцию 14.05.10

УДК 316.61

М.И. Васильковская, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: margo197411@rambler.ru СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы воспитания и социокультурного развития молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности. Приводятся примеры социально-культурных проектов и акций, созданных по инициативе участников молодежных социальнокультурных объединений, которые способствуют развитию творческой инициативы и значимых личностных качеств молодежи (активность, инициативность, мобильность, конструктивность, коммуникативность, нравственность, предприимчивость и т.д.)

Ключевые слова: социально-культурное объединение, молодежное движение, социокультурное развитие, воспитание, социальнокультурное проектирование, творческая инициатива.

Социокультурное развитие молодежи является стратеги- рации от 12 октября 2009 года подчеркивается, что современ-чески важным направлением Концепции модернизации совре- ному российскому обществу нужны образованные, нравствен-менной России. В Послании Президента России ные, предприимчивые люди, способные самостоятельно при-Д.А. Медведева к Федеральному Собранию Российской Феде- нимать ответственные решения в ситуации выбора, способные

к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью.

Именно эти личностные качества определяют, по нашему мнению, как сущность социокультурного развития представителей современной молодежи, так и в целом успешность социально-экономического и культурного развития страны, социальную стабильность российского общества и повышение качества жизни населения.

Концепция модернизации современной России самым тесным образом связана с необходимостью решения ряда социально-культурных приоритетов и задач, напрямую относящихся к сфере духовной культуры. В числе таких задач - воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности.

В этом случае актуальную проблему сегодня представляет неспособность современного гражданского общества воспитать у молодого поколения чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны, способствовать становлению духовно-нравственных качеств. Эта «неспособность» ярко проявляется на фоне современных процессов глобализации мирового развития, которые формируют новые угрозы и риски для социокультурного развития личности.

В современной России глобальное значение приобрела гуманитарная проблема, которую часто называют проблемой преемственности поколений. Эта проблема существует сегодня в науке, образовании, культуре, сфере высоких технологий, политики и т. д.

По существу, речь идет о необходимости признания того, что инновационные процессы в социокультурной, экономической, политической сферах общества повлекут за собой серьезные изменения в образе жизни, мировосприятии и миропонимании, социокультурных институтах, приведут к постепенному изменению типа личности, и решение этих задач напрямую зависит от модернизации системы воспитания как целостного и целенаправленного процесса развития человека, включающего освоение культуры, усвоение ценностей и норм общества.

Педагогика определяет воспитание как процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств, эстетических идеалов и вкусов; подготовка ее к производственной, общественной, социально-культурной, семейно-бытовой и иным сферам жизнедеятельности; процесс передачи общественноисторического опыта и культурных традиций новым поколениям.

В целостном процессе воспитания взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и объединения.

Таким образом, воспитание в широком смысле слова -это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социальноисторического опыта предшествующих поколений, основанного на традиционной системе ценностей. От правильного понимания идеалов и сути воспитания, соблюдения его законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: социально-культурной, экономической, политической.

Необходимость духовно-нравственного, гражданско-активного, патриотического, социально-культурного воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути этого процесса. Такой же должна быть и идеология воспитания. Стратегическую важность этого аспекта трудно переоценить, ведь именно те молодые люди, которым сегодня 15-25 лет, через 10-20 лет будут составлять наиболее активное ядро российского общества. Именно они будут принимать наиболее важные решения в политике, технике и экономике, именно им предстоит практически осуществлять ту самую стратегию инновационного развития нашей страны, которая сегодня принята.

Исходя из этого, мы считаем, что наиболее перспективной, эффективной формой решения перечисленных проблем,

являются молодежные движения и деятельность инициативных молодежных общественных объединений, участие в которых, на наш взгляд, способствует воспитанию образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью; способствует формированию социальной и творческой инициативы, ценностных ориентаций, социального опыта, творческого потенциала, определению социального статуса молодежи.

При этом «молодежное движение» мы рассматриваем как совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду. «Молодежное объединение» представляет общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе с взрослыми добровольно объединяются молодые люди для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Об этом говорится и в Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»: «Молодежными объединениями являются добровольные, некоммерческие, самоуправляемые формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов [1].

В свою очередь, под «общественным формированием» мы понимаем совокупность различных видов социальных организаций, от отдельной гражданской инициативы до массового общественно-политического движения, объединяющих индивидуальных участников и вырабатывающих общие цели внутри своей структуры, регулирующих свою деятельность по принципу выборности, на основе всеми признаваемого устава.

К социально-культурным общественным объединениям можно отнести такие объединения, которым присущи следующие характеристики: наличие цели, ориентированной на активное включение в процессы социально-культурной сферы, ориентация на социально-культурные особенности региона и включение в его социально-культурную деятельность через организацию и реализацию социально-культурных акций, проектов, коллективно-творческих дел для позитивного преобразования социально-культурной среды.

Приведем несколько примеров деятельности молодежных общественных социально-культурных объединений, действующих на территории Российской Федерации. Молодежное общественное объединение «Креатив», под руководством Никонова С.В., функционирующее с 2004 года в Соликамском государственном педагогическом институте реализует творческие проекты, созданные по инициативе участников объединения. Разработанные проекты помогают эффективно организовать досуг, раскрыть творческие способности молодежи. В Пермском государственном педагогическом университете создано и функционирует молодежное общественное объединение «NEXT», руководителем которого является Коляжная О. М. Участники объединения не только организуют досуг студентов, но и участвуют в городских и краевых социально-культурных проектах. Примером общественного молодежного объединения социально-культурной направленности можно считать и молодежное клубное объединение «Фотокульт» Кемеровского государственного университета культуры и искусств, под руководством Фурс Л.В. Участники клубного объединения за время своего существования реализовали ряд инициативных социально-культурных проектов, удовлетворяющих их творческие потребности и интересы: «Университет: формула творчества», результатом которого стала фотовыставка молодежных творческих работ; международный фестиваль творческих индустрий современного полиса «С любовью к городу»; международный проект «Местное время», посвященный 20-летию падения Берлинской стены, социально-культурный проект «КемГУКИ

- поколение Победы», посвященный 65-летию Великой Победы.

На наш взгляд, именно реализация социальнокультурных проектов и акций, созданных по инициативе участников молодежных социально-культурных объединений, способствует развитию творческой инициативы и значимых

личностных качеств молодежи: активность, инициативность, мобильность, конструктивность, коммуникативность, нравственность, предприимчивость и т. д.

Социально-культурное проектирование - это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельность), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения, значимых для личности и общества проблем [2, с. 5].

Проектирование всегда связано с созданием условий для оптимального взаимодействия молодежи в решении общественно значимых проблем [3, с. 81]. Исследователи молодежных проблем считают важным соединение процессов социального проектирования и молодежных проблем. Лисовский В. Т. назвал этот процесс «проектированием судьбы», А.Ю. Соломонов - процессом «биографического проектирования». Они показали реальное положение дел молодежи без идеализации современной действительности и требующее разрешения с помощью социального проектирования [4].

Социально-культурный проект - это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность молодежи, целью которой является позитивное преобразование социальнокультурной среды и условий обитания доступными для членов молодежного объединения средствами.

Мы считаем, что проектирование - особый вид социально-культурной деятельности в молодежном объединении, благодаря которой наиболее активно осуществляется процесс воспитания и самовоспитания участников молодежного общественного объединения. В результате социально-культурного проектирования повышается готовность принять личное практическое участие в улучшении социально-культурной ситуации общества, что является итогом всей работы, критерием эффективности деятельности молодежного общественного объединения.

Анализ теории и практики молодежных социокультурных объединений позволил нам сделать выводы о том, что развитие творческой инициативы личности в проектной деятельности будет эффективным при целостном подходе к реализации следующих педагогических условий:

- осуществление поэтапного формирования отношения личности к себе как субъекту проектной деятельности и включенности ее в реальные социально значимые отношения, моделируемые в проектной деятельности в молодежном общественном объединении;

- организация проектной деятельности подростка в условиях молодежного объединения с опорой на его личный жизненный опыт;

- создание ситуации переживания успеха в проектной деятельности.

Библиографический список

На наш взгляд, молодежная инициатива выражается прежде всего в добровольной деятельности в интересах общества и отдельной личности, в творческом отношении к любому общественно полезному производительному умственному (интеллектуальному) труду, к сложившимся или принятым в обществе нормам поведения.

Проявление творческой инициативы показывает потенциальные возможности участника молодежного социокультурного объединения, готовность включения в многообразные социально-культурные связи и отношения, способность к самостоятельным активным действиям. Её также можно рассматривать как форму личного примера индивида как для участников молодежных объединений, так и для членов различных социальных групп. Молодежная творческая инициатива предполагает предприимчивость, в моральном смысле характеризуется тем, что человек берет на себя большую ответственность, чем того требует простое соблюдение общепринятых норм в обществе.

Молодежные инициативы могут быть составной частью социально-культурных проектов, созданных и реализуемых в молодежных объединениях.

Проектировать в молодежной работе - значит, на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального действия молодых людей должно способствовать достижению поставленной цели, обеспечивая при этом разностороннее развитие всех участников социальнокультурной деятельности.

На наш взгляд, именно деятельность в области социально-культурного проектирования позволяет участнику молодежного общественного объединения решать основные задачи личностного саморазвития: формировать мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром, а также в определенной мере помогает решить проблему преемственности поколений.

Участие в деятельности общественных социокультурных объединений дает молодежи возможность проявить творческую инициативу, навыки и способности, делающее более успешным процесс социализации, формирует позитивный эмоциональный настрой, уверенность в будущем. Хочется подчеркнуть, что одним из наиболее ценных последствий участия молодых людей в деятельности молодежного объединения, с применением социально-культурного проектирования, является разностороннее развитие личности.

Присущие современному этапу развития молодежного общественного движения противоречия, прежде всего между его социальной значимостью и реальным отношением общества к его состоянию и современным проблемам, между уникальными возможностями молодежного общественного объединения и их фактическим использованием, объективно устранимы. И если преодоление первого связано с социальнополитическими и экономическими изменениями в обществе, то второе может быть снято разработкой и внедрением адекватных сегодняшнему дню организационных решений и педагогических технологий.

1. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: информационно-просветительный портал [Э/р]: http://oodvrs.ru/article/index.Dhp7id page=67&id агйс1е=1002

2. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования / А. П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб., 1998.

3. Бочарова, И.Е. Педагогика: учебно-методическое пособие. - Саратов, 2005.

4. Лисовский, В.Т. Жизненные ориентации и профессиональные намерения выпускников средних школ: результаты социологического исследования / В.Т. Лисовский, М.П. Гурьянова, А.А.Козлов. - М., 2000.

Статья поступила в редакцию 12.06.10

УДК 374.8+372.578

Ю.В. Слепкина, соискатель УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: junona2006@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

В работе анализируется современное состояние профессиональной подготовки учителей музыки в вузе, рассматривается проблема разработки нового содержания и структуры подготовки учителей музыки к реализации преемственности музыкального образования в системе «дошкольное образовательное учреждение - начальная школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.